Разновидность методик для психодиагностики и ее содержание. Методика и методы психодиагностики

Нет такого человека, которому в полной мере было бы чуждо чувство ревности. Любой из нас ревновал любимого человека хотя бы раз в жизни. Доля ревности присутствует всегда - и это нормально. Ненормально, когда она сильнее других чувств.

Причины ревности

Для того, чтобы разобраться со способами избавления от этого чувства, необходимо понять, что может заставить ревновать . Список причин совсем небольшой:

  • главная первопричина — это страх , ведь каждый из нас боится потерять того, кого любит;
  • комплексы . Они вызывают беспричинную для наблюдателя ревность, которая очень трудно лечится. Комплексы почти в ста процентах случаев рождают неуверенность в себе, от которой также очень трудно избавиться;
  • эгоизм . Это чувство очень опасно для того, кого мы любим, потому что оно порождает чувство собственности. Ваш любимый человек вам не принадлежит — он с вами рядом, потому что так хочет он, а не только вы.
  • Прошлые неудачи . Довольно часто встречающаяся причина для ревности.

7 способов лечения ревности

Способ 1 : доверие — это ключ к счастью. Даже самый зацикленный на своих комплексах человек способен избавить себя от ревности и не возвращаться к ней, если он доверяет своему партнеру. Просто подумайте о том, что любимый человек выбрал вас, а не кого-то другого.

Способ 2 : попробуйте посмотреть на себя со стороны. Особенно действенным этот способ будет у тех, чья любовь не взаимна или невозможна. Дело в том, что очень часто ревность заставляет людей выглядеть крайне глупо. Это относится, например, к слежке за тем, кто любим вами — многие прибегают к этому, чтобы выяснить, не изменяют ли им, или чтобы выяснить личность своего соперника.

Способ 3 : возьмите под контроль свое воображение. Ваша супруга или ваш муж стал более скрытным... да, это проблема, но у нее может быть куча причин, отличных от появления кого-то на стороне. Вы сами роете себя яму, надумывая что-то о любовниках и изменах. Старайтесь мыслить только логически и основываться на фактах, а не домыслах.

Способ 4 : ни в коем случае не сравнивайте. Вы — не вещь с определенными свойствами и ценой. Вы — человек, которого выбрали из миллионов других. Есть другие миллионы людей, которые в чем-то лучше вас, однако настоящие чувства не способно разрушить знание того, что ваш возлюбленный — не самый лучший плотник или ваша любимая женщина — не победительница конкурсов красоты. Вы — это вы, а не кто-то другой, поэтому перестаньте ревновать вашу вторую половинку к мнимому идеалу, которого просто нет.

Способ 5 : всегда ищите решение проблемы, а не зацикливайтесь на последствиях. Иными словами — перестаньте бояться. Страх — это одно из самых ужасных и разрушающих чувств человека. Будьте готовыми ко всему, потому что это жизнь — непредсказуемая и реальная.

Способ 6 : осознание уникальности каждого из нас. Это поможет тем, кто встречался с изменой и знает о ней не понаслышке. Те, кого бросали, часто боятся потерять любовь снова. Но во-первых, страх способен вас вывести из строя. Во-вторых, кто вам сказал, что все люди одинаковые? Есть похожие черты характера, но нет идентичных людей — мы все уникальны, поэтому, скорее всего, неудачный опыт не был любовью. Вас просто не любили — это, конечно же, справедливо для тех случаев, когда с вашей стороны не было ошибок и действий, которые способны причинить боль.

Способ 7 : будьте честными — если вы прямо скажете все своему любимому человеку, то по-настоящему любящие не отвернутся, а помогут доказать свою преданность. Нужно быть осторожнее с этим методом: говорите только суть и излагайте реальные страхи, а не домыслы. Оперируйте фактами, иначе эмоциональные всплески могут сыграть плохую роль. Будьте спокойны и думайте перед тем, как что-то сказать.

Ревность - это чувство, которое разъедает женщину и, соответственно, негативно влияет на отношения. В первую очередь, оно возникает по причине того, что существует устойчивое мнение, что мужчины по своей природе полигамны.

Безусловно, это сложно отрицать. Статистика говорит сама за себя. Мужчины хотят завоевать как можно большее количество женщин. Кроме профессиональных достижений им важны победы в сфере отношений между противоположным полом.

Важно анализировать не столько причину измены, сколько почему в вашей голове возникают мысли о ней.

Причина №1

Ваш мужчина невероятно привлекательный, интеллектуально развитый и успешный человек. Возможно, он просто обладает качествами, которые привлекают к нему окружающих. В том числе, и вы сами полюбили его за это. Вы не одна, кто видит их. Женщины, по своей сути, охотницы. Они всегда находятся в поиске лучшего кандидата и готовы пойти на многое, чтобы увести из семьи человека, который им нравится. Порой они просто готовы стать любовницами, лишь бы частично обладать временем такого мужчины. В свою очередь, сильный пол любит признание, похвалу и самоотдачу.

Как перестать ревновать без повода

Постарайтесь дать своему мужчине тепло, заботу и любовь. Дарите ему то, что больше всего ему необходимо. Вы должны стать уникальны в понимании его потребностей от отношений и ожиданий от жизни. Женщина-соратник - это та, которая всегда будет рядом, которая готова простить ошибки и помочь выйти на правильный путь. Старайтесь воспринимать это не как унижение, а как миссию, которая делает вас счастливой и гармоничной, которая делает вас женщиной.

Причина №2

Ваш мужчина активно общается с противоположным полом в связи с работой или хобби. У него много контактов, которые он поддерживает.

Совет психолога, как перестать ревновать в такой ситуации

Будьте в курсе его жизни. Общайтесь с его коллегами противоположного пола, приглашайте на совместные вечеринки. Это обманная тактика, но она работает. Подружитесь с предполагаемыми соперницами. Ни в коем случае не старайтесь их унизить или оскорбить, но и не возвышайте их положительные качества. Соблюдайте здравый нейтралитет.

Если у вашего мужчины есть хобби, то постарайтесь разделить его с ним или хотя бы активно интересоваться им.

Избегайте проверок телефона и социальных сетей. Меньше знаешь - крепче спишь. Вы всегда сможете найти то, что покажется вам неприятным и оскорбительным. Вскрывайте карты тогда, когда степень вашего сомнения зашкаливает и вы готовы на отчаянный шаг разорвать отношения окончательно.

Причина №3

Ваши отношения стали другими. Муж перестал уделять вам внимание, восхищаться, одаривать подарками и приглашать на романтические свидания. Вам кажется, что он вас разлюбил.

Как избавиться от чувства ревности

Самый банальный, но в то же время действенный совет - займитесь собой. Переиграйте ситуацию в свою пользу. Научитесь выжимать из негатива и неудачно складывающихся обстоятельств максимум для себя самой. Измените тип мышления и включите чувство юмора.

Начните мыслить как свободная женщина, станьте той, которой ваш муж встретил вас, только лучше. Просто совершенствуйте своё тело, разум и душу. Запишитесь на танцы или вокал, измените имидж, заведите новый круг знакомств. Станьте интересны самой себе. Влюбитесь в себя и не ставьте ценность другого человека выше своей. Результат не заставит ждать. Даже если отношения с мужем не станут лучше, вы будете готовы к новым. Такая женщина выйдет победительницей из любой сложившейся ситуации.

Кроме того, вы можете взять роль инициатора на себя. Заинтересуйте своего мужчину в себе. Устройте ему необычное свидание, поиграйте в недоступность, создайте иллюзию, что вы не та, с которой он уже много лет вместе. Главное - будьте лёгкой. Играйте и создавайте интригу, словно в вас нет малейшего намека на ревность. Как бы больно вам ни было, не позволяйте негативным эмоциям поглотить вас.

Причина №4

Вы беременны, и от этого вас постоянно мучают мысли, что супруг может смотреть на других женщин.

Как перестать ревновать мужа во время беременности

Во-первых, ваши гормоны усиливают тревогу, с которой сложно совладать. Вынашивая малыша, женщина должна максимально сосредоточиться на сохранении гармонии и спокойствия. Помните, что именно вы - та единственная, которая подарит мужчине ребёнка. Он выбрал на роль матери своего чада вас, а не кого-то другого. Для мужчины вы значимый человек. С такой установкой нужно жить все девять месяцев и продолжать так думать дальше.

Безусловно, не стоит забывать о том, что беременная женщина должна продолжать ухаживать за собой и мужем. Просите его о помощи и привлекайте к подготовке к появлению малыша на свет. Мужчину нужно настраивать на мысль о том, что он будущий отец. Постепенно степень ответственности будет увеличиваться, тепло и забота с его стороны будут возрастать. Такое отношение к вам заставит вас переосмыслить ситуацию и взглянуть на неё трезво и без тревоги.

Причина №5

Вы видите очевидные факты - поздние звонки от женщин, непрерывная переписка с ними, блокировка телефона, задержки с работы и неестественное поведение мужчины.

Как избавиться от сильной ревности

В таком случае лучше провести откроенный разговор. Не каждый решается на это, но ведь вы самые близкие друг другу люди и имеете право делиться своими чувствами, мыслям и переживаниями. Сделайте беседу не ультимативной и истеричной, а спокойной и максимально комфортной для вас обоих. Постарайтесь не готовить заранее каких-либо фраз и, тем более, решений. Внимательно выслушайте своего партнёра и поймите, почему в вашу голову закрались сомнения. Возможно, он сможет успокоить вас или откровенно признаться, что его не устраивает и почему он охладел к вам.

Главное - на протяжении разговора помнить, зачем вы его начали. Обида или чувство вины будут только мешать вам. Сосредоточьтесь на цели разговора и покажите максимальную заинтересованность в искреннем ответе. Обязательно поблагодарите за честность и дальше принимайте решение, от которого вам действительно станет легче. Сделайте это не сразу по окончанию разговора, возьмите тайм-аут. Время всё расставит по своим местам.

Что такое ревность и почему она возникает? И, главное, как бороться и побороть это неприятное чувство и сохранить любовь?

Известная пословица «Ревнует – значит, любит» — отражает мысли многих людей по поводу этого чувства. Ведь, если предположить, что любимый человек – это наша собственность, то, соответственно, никто из особей противоположного пола не имеет права к нему даже приближаться. Да что там, даже какой-то «не такой» взгляд в сторону супруга может приниматься в штыки и вызывать бурю эмоций.

В наше время ревность встречается настолько часто, что считается обычным чувством. Однако вызванные ею переживания в буквальном смысле мешают жить. Они отвлекают от работы и домашних дел, заставляют искать доказательства вымышленных событий, провоцируют постоянное стрессовое состояние. Казалось бы, тут понятно. Но все же, что есть ревность на самом деле и что с ней, родимой, делать будем?


По определению, под термином «ревность» подразумевается сомнение в супружеской верности. Данная тема волнует человеческие умы с незапамятных времен. Классики прошлого, например, Лев Толстой (в произведении «Крейцерова соната») и Михаил Лермонтов («Маскарад») пытались изучить явление ревности. Но точнее всего это состояние описывает немецкая пословица: «ревность есть страсть, усердно ищущая причину страданий» (нем. Eifersucht ist die Leidenschaft, die mit Eifer sucht, was Leiden schafft).

Современный словарь - справочник по психоанализу трактует ревность как разновидность аффекта, основанного на стремлении обладать объектом любви. Под аффектом понимается сильное и, как правило, кратковременное состояние, вызванное резкой переменой крайне важных обстоятельств и сопровождающееся внутренним конфликтом.

В результате меняется работа органов и систем. Может ослабляться самоконтроль, учащаться пульс. После сильных аффектов появляется амнезия: человек не помнит происходившего во время переживаний. Получается, что ревность – не такое уж и безобидное чувство, как нам бы хотелось думать?


Психологи выделяют ревность здорового человека и патологическую, или ненормальную.

Первая возникает при реальной опасности потерять общение с любимым человеком и вызывается объективными причинами. Так, например, ревность здорового человека возникает, если супруг флиртует с другой женщиной на глазах у жены.

В народе бытует мнение: некоторый уровень собственничества, а, следовательно, и ревности, в браке необходим. Более того, ревность рассматривается как признак и неотъемлемый атрибут любви. Подобные переживания возникли вместе с человеческим обществом. Вернувшись с длительной охоты, мужчина рисковал застать женщину с другим. А женщина боялась остаться без мужчины, а, следовательно, и источников существования. Сформировались защитные механизмы, одним из рудиментов которых и является ревность здорового человека.

По мнению психологов, об отклонениях имеет смысл говорить, когда переживания лишены фактических оснований, вызывают у ревнивца или его любимого дискомфорт, мешают заниматься привычными делами. Тогда уже начинаются признаки патологической ревности: один из супругов может видеть соперников буквально «в каждом столбе», постоянно накаляя ситуацию, сажая любимого в «золотую клетку» и постоянно обвиняя в неверности, не имея на это никаких явных причин. Справиться с таким чувством в одиночку порой очень сложно. А вот своевременная консультация психолога или психотерапевта может оказать существенную помощь и вернуть ревнивца к нормальной, полноценной жизни.


По утверждению специалистов, как нормальную, так и патологическую ревность вызывает система причин. В большинстве случаев, для ее появления необходимы:

Неуверенность в себе. В Древней Греции на сельскохозяйственных работах использовали только волов, оказавшихся медлительными. Заставить животное идти со скоростью человека мог только укол облегченного копья с затупленным наконечником в филейную часть. Называлось это копье «стимул». Аналогию можно провести и на людей — неуверенность в себе вызывает сомнения в прочности союза с другим человеком. Стремление сохранить отношения действует как описанный выше стимул и шевелит «вола», т. е. эмоции;

Завышенная самооценка. Этот фактор служит фундаментом для создания идеала отношений. Спутнику жизни отводится строго определенная самооценкой роль. Малейшие отклонения от идеала грозят разрушить представления об отношениях. Человек стремится сохранить идеал любой ценой, в том числе и «скатываясь» к ревности. Большинство битв за представления о счастье происходят в уме, но для человека они составляют его часть реальности и жизненное пространство;

Проекция чувства собственности на человека. Такой перенос приводит к размыванию границ между личностью и вещью. В результате, человек стремится в прямейшем смысле обладать любимым. Появляется стремление безраздельно властвовать над телом, умом и чувствами любимого – а что, ведь он «только мой»!.

В каждом случае ревность проявляется индивидуально. Некоторые психологи считают: возникновение ревности требует наличия всех трех факторов.

Тем не менее, причины ревности до конца не изучены. Так, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд описал случай патологической ревности у пациентки, вызванный… влюбленностью в зятя. И это еще не предел того, как может быть…


Специалисты считают, что некоторые типы людей чаще других подвергаются нападкам ревности со стороны партнеров. Ситуация в большинстве случаев вызвана особенностями работы и образа жизни. Тем не менее, наиболее часто в семьях ревнуют:

  1. Людей, имеющих ненормированный график. Не так-то просто поверить в то, что благоверный задерживается до 11 вечера в связи с производственным совещанием, правда? Или не успевает на начало праздника в день годовщины свадьбы;
  2. Часто ездящих в командировки. Кто знает, с кем супруг там проводит время? Так ли все благочинно, как он (она) описывает? Правда ли он там корпит над бумагами, а не зажигает в клубе с какими-то красотками?
  3. Занятых работой и (или) хобби больше общепринятого. Если ваш любимый человек – фанат своей работы, или ездит на все выездные игры с любимой футбольной командой, нередко в голове появляется масса вопросов: Может, он только говорит, что очень занят, а в это время ужинает с любовницей? Или вместо традиционных матчей ездит на квартиру к другой? Или, или, или…
  4. Имеющих широкий круг общения. Когда знакомства вашего супруга не ограничиваются сотрудниками-соседями-бывшими однокурсниками, количество поводов для ревности растет в геометрической прогрессии. И начинаются обвинения и расспросы: А кто это тебе звонил? А о чем вы говорили? С кем ты встречался после работы и почему? И т.д. А в это время беспокойный ум уже рисует страшные картинки с благоверным в главной роли и какой-то девицей, не особо утяжеленной поведением.

В описанных случаях пусковым механизмом ревности в основном является длительное отсутствие любимого без четкого графика. То есть, когда непонятно, почему он задерживается и как надолго. Безусловно, упорность в работе и хобби приносит плоды, в том числе и для семьи. Но сердцу, как говорится, не прикажешь. Так и появляются ревнивцы.


В общепринятом значении ревностью считают чувство по отношению к любимому человеку, супругу. Но, кроме описанных ранее, в семье часто появляется ревность детей к родителям . Кроме указанных выше причин важную роль в ситуации играет незрелость детских чувств и ума, а так же неправильное переживание этапов развития личности. По современным представлениям, один из важных элементов развития детской, или инфантильной ревности - эдипов комплекс, т. е. влюбленность в мать. У девочек подобное чувство к отцу психологи называют «комплексом Электры». Однако детскую ревность чаще всего наблюдают в неполных семьях. Потом, если мама или папа, воспитывающие ребенка в одиночку, «вдруг» решаются на повторный брак, дети могут принять такой расклад в штыки и очень ревновать, отстаивая свою территорию от «чужаков».

Ревность к работе является разновидностью патологии. Вызывается большой загруженностью, как правило, на работе, и недостатком внимания или общения в семье. В большинстве случаев подобной ревности мужчин принудительно делят между работой или занятиями и семьей. Возможны варианты, когда мужчин подозревают в половых связях на рабочем месте.

Ревность к домашним животным тоже разновидность отклонений. Ревнующий считает, будто животному уделяется больше заботы и времени, чем ему. В большинстве случаев «неправильное» распределение времени существует лишь в воображении. Данная разновидность отклонений сопровождается частыми скандалами. Если животное хотя бы временно покидает семью, данный вид отклонений трансформируется в другой тип ревности, а сопровождающие ее скандалы усиливаются.

Ревность к неодушевленным предметам представляет собой очередную разновидность отклонений. Пусковым механизмом является неправильное, с точки зрения ревнивца, распределение времени и внимания. Так, ревность может вызвать якобы чрезмерная забота о машине или повышенное внимание к компьютеру. Вот и получается ультиматум от супруги: или я, или машина – выбирай!

Как бороться и избавиться от ревности?

Вопрос намного сложнее и глубже, чем кажется. Сугубо мужское «взять и перестать» получается далеко не всегда. Но все же, способы существуют.

Мужской взгляд


Конечно, каждый случай ревности индивидуален и требует отдельного подхода. Однако существует алгоритм, помогающий исправить ситуацию. Разбираем порядок действий:

  1. Выясните, что вызывает приступы ревности. Нужно отследить хотя бы три проявления чувства. Откровенное декольте существенно ниже пупка, флирт с официантом в кафе или опоздание с работы из-за пробок на дорогах? Задержки из-за составления очередных отчетов, ремонта машины или непредвиденных обстоятельств?
  2. Нужно поговорить с любимым, рассказать о чувствах. Разница между нами и далекими предками именно в возможности обсудить любые моменты отношений. Эта же возможность служит способом решения проблем.
  3. Важнейший этап разговора - выработка конкретных действий. Звонок в определенное время с предупреждением о внезапной задержке, анекдоты в SMS-ках, торт на ужин или поход в кафе, решение исключительно общее. Да, соблюдаться решение должно неукоснительно, независимо от обстоятельств.
  4. Результат действия должен сближать. Подсознательный механизм ревности, оставшийся из каменного века, работает только при эмоциональном отстранении партнеров. Известны случаи, когда мужчины из Ивано - Франковска уезжали на полугодовую вахту под Иркутск, но сохраняли и поддерживали эмоциональную близость с семьей. Ревности не было и в помине.

Если ревнуют вас, алгоритм чуть меняется. В разговоре нужно дать прочувствовать понимание и принятие чувств любимого. Дать ревнивцу обильно выговориться, особенно если неприятную страсть проявляет женщина. Обсудить моменты, вызывающие ревность, прийти к общим решениям и неукоснительно соблюдать их. Обязательно сократите эмоциональную дистанцию с ревнивцем. Любите и будьте счастливы.

Женский взгляд


Женщинам не так-то просто справиться с таким изнуряющим чувством, как ревность. По себе знаю, как бывает неприятно ждать любимого, прокручивая в голове сотни различных вариантов разворачивания событий. И вроде бы, умом понимаешь, что все хорошо, и поводов для беспокойства нет, но вот сердце почему-то не на месте, и все на том.

Чтобы быстро и безболезненно справиться с разрушающим действием ревности, предлагаю проверенную многими представительницами прекрасного пола схему:

  1. Поговорите с любимым «начистоту». Откровенный разговор на темы, волнующие вас, помогут расставить все точки над «и». В большинстве случаев, всем вашим «поводам» для подозрений найдется вполне простое и разумное объяснение. И вопрос ревности сам по себе отпадет за ненадобностью;
  2. Займитесь собой. Процесс «ухаживания» за собой принесет не только ощутимую пользу вашему телу, но и повысит самооценку, поможет снова почувствовать себя неотразимой и единственной в своем роде. А как может мужчина отвернуться «налево» от такого сокровища? Да и, честно говоря, времени на пустые мысли и накручивания себя у вас тоже не останется;
  3. Переключите себя на дело. Разнообразьте свой досуг, найдите занятие по душе, поменяйте работу, включитесь в интересную общественную жизнь. Без обид, но у действительно занятых людей нет времени и желания на проверку чужих сообщений и на глупые фантазии. Право же, у них и без того хватает хлопот и обязанностей;
  4. Постарайтесь больше времени проводить со своей второй половинкой. Только делайте это не за счет мужниных посиделок с друзьями или сеанса футбола. Выбирайте то время, которое вам обоим подходит лучше всего. Ходите в кино, кафе, рестораны, театры, выезжайте на загородные прогулки, в общем, весело и продуктивно общайтесь;
  5. Если ничего из вышеперечисленного не помогает, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту. Важно помнить, что мама или подруга вряд ли вам заменят профессионального психолога или психотерапевта. Нередко склонны к ревности неуверенные в себе, слабые люди, которые не могут доверять своему партнеру, не верят в его искренние чувства. Ревность для них является чуть ли не одной из главных эмоций, питающих по жизни. Соответственно, ни сил, ни желания с ней бороться у них нет. Психолог же поможет разобраться с комплексами, осознать истинную причину эмоций и разработать эффективную стратегию выхода из сложившейся ситуации.

И помните: любовь – это великое благо и настоящее счастье! Пусть же в вашем доме всегда будет тепло и уютно, а сердце супруга бьется в унисон с вашим!


Евгений и Анна Кутявины

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Предмет, проблемы, задачи клинической психологии

Клиническая психология (греч. Klinike - врачевание, kline -постель, ложе) - область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Цель и задачи клинической психологии определяются потребностями клиники психиатрической, неврологической, соматической.

В центре клинической психологии (предмета) - человек с душевными "болями" и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Эти связи имеют двусторонний характер:

1) особенности психики обусловливают трудности адаптации человека, приводящие к риску возникновения болезненных состояний (психосоматика, психические расстройства); 2) болезни и их последствия могут влиять на изменения психического склада человека, что ведёт к дезадаптации.

Структура клинической психологии в России - это нейропсихология, патопсихология, соматопсихология.

Клиническая психология имеет две основные прикладные области:

1) первая - связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний и изучает влияние на психику больного изменений структуры и функционирования мозга. Она делится на нейропсихологию (А. Р. Лурия) и экспериментальную патопсихологию (Б.В. Зёйгарник);

2) вторая - связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния психологических факторов на соматического состояние (менее развита). Важнейшей остается проблема взаимоотношений врача и больного (деонтология).

В круг проблем соматопсихологии входят такие вопросы, как изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечение, экспертиза больных различными заболеваниями, не относящимися к неврологическим и психическим. Особое значение в соматопсихологии имеет исследование больных с психосоматическими расстройствами - внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность, бронхиальная астма), в происхождении которых ведущее место занимают психические факторы.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Патопсихология - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни.

Области клинической психологии сближаются благодаря задачам - исследования, применяемым методам, а также в связи с наличием пограничной патологии, являющейся предметом изучения нескольких разделов клинической психологии.

2. Этапы развития клинической психологии в России

В истории развития клинической психологии можно выделить условно пять этапов:

1. Истоки клинической психологии просматриваются в работах психиатров в конце XIX в. (Э.Крепелин, Э.Кречмер, И.Брейер, З.Фрейд, Ж.-М. Шарко, П.Жане и др.). Заметно их стремление с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать её феноменологию и специфические отличия от нормы. Клиническая психология складывалась, объединяя лучшие традиции классической психиатрии с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

2. На этом этапе наблюдается проникновение экспериментального метода в психиатрию и психологию (В.Вундт, Г.Эббингауз, Э.Титченер и др.). При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории Э.Крепелина в Германии (1879), П.Жане во Франции (1890).Экспериментально психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках в России - вторая в Европе лаборатория В.М.Бехтерева в Казани (1885), затем в Петербурге, лаборатории С.С.Корсакова в Москве (1886), В.Ф.Чижа в Юрьеве, И.А.Сикорского в Киеве, П.И.Ковалевского в Харькове. Ряд лабораторий был организован в США и Англии. В 1907 г. В.М.Бехтерев писал в журнале "Обозрение психиатрии" "Пренебрегать положениями современной психологии, опирающейся на эксперимент, а не на умозрение, для психиатра уже не представляется возможным".

3. Изучение индивидуальных различий Ф.Гальтоном, Дж. Кеттелом в Англии, А.Бине, Ф.Симоном во Франции - начало применения тестов при исследовании психических больных. После Второй мировой войны происходит смещение в западной клинической психологии интереса с тестирования интеллекта на индивидуальные особенности. Растет применение проективных методик в клинике для более глубокого, тонкого понимания бессознательных тенденций личности, их психологического смысла.

4. С 60-х годов появляется антипсихиатрическое течение в клинической психологии, происходит проникновение гуманистических идей в эту область знаний. Психотерапия становится главной формой профессиональной "Деятельности психолога в клинике. Изменяется понятие "клиника" в сторону "клиники жизни", т.е. понятие включает многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных проблем. Происходит расширение границ клинической психологии. Возникает социальная психиатрия, что способствует ускоренному распространению внебольничных форм ведения пациента, в том числе групповой, семейной психотерапии, психологического" консультирований. Доминирующий подход - экологический, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих гармоничному взаимодействию его с социумом.

5. Практическое прикладное значение клинической психологии базируется на прочном фундаменте отечественных психологов-классиков (нейро - и пато - психологов) - В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищева и других. Современные клинические психологи, внёсшие большой вклад в развитие клинической психологии, - Е.Д.Хомская, Б.С.Братусь, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, А.С.Спиваковская, Е.Т.Соколова, Л.И.Московичюте и др.

Деятельность клинических психологов вышла за пределы клинической медицины, охватывает людей, нуждающихся в психологической помощи (от психологии в медицине к психологии психических проблем личности, группы).

Большое значение имеет повышение роли психопрофилактики. Знания и методы клинической психологии используют в неспецифической (первичной) "профилактике, направленной на внесение "культуры здоровья" в сознание людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных способов борьбы с вредными для здоровья навыками и привычками.

3. Основные задачи психологического исследования в клинике

Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилактическом учреждении является его участие в проведении дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных.

Во-первых, это оценка психического состояния пациента, обычно экспресс-диагностика, проводимая с помощью краткой батареи психологических тестов. Во-вторых, оценка изменений в психическом состоянии больного под влиянием проводимой лекарственной терапии или под влиянием психотерапии. Такое лонгитюдное исследование предполагает диагностику психического состояния до и после терапии и часто требует применения “параллельных форм” психологических тестов.

Третья задача, с которой сталкивается психолог, -- это дифференциальная диагностика. В психиатрической клинике самое начало патологического процесса может быть таким тонким, незаметным, что клинически практически не выявляется, но может быть обнаружено психологическими методами. Например, при некоторых формах шизофрении заболевание обнаруживает себя не нарушениями мышления, не расстройствами эмоций, личности и поведения, а изменениями в сфере восприятия. Больной начинает иначе видеть мир, особым образом конструируя перцептивные структуры. В тесте Роршаха эти изменения восприятия обнаруживаются в появлении расщепленных, диссоциированных образов, (“раздавленная кошка”, “расчлененный труп”), в дефицитарных ответах (“человек без головы”, “птица без хвоста”). Появляются также символические ответы (“торжество справедливости”, “божья кара” и т. п.) Такой особый способ видения окружающего может указать психологу на начало болезни, которой психиатр еще клиническими методами не выявляет.

Четвертая задача, которая ставится перед психологом в клинике, -- это экспертные вопросы: судебно-психологическая экспертиза. Например, когда психолог должен ответить на вопрос, находился ли подэкспертный в состоянии аффекта (физиологического, патологического), или каковы психологические особенности обвиняемого или потерпевшего, каков уровень интеллектуального развития обвиняемого. Психолог может участвовать и в проведении трудовых экспертиз, когда речь идет о группе инвалидности. Экспертная работа отличается высокой степенью точности и корректности: на поставленные вопросы даются конкретные ответы, не допускающие двусмысленной интерпретации. Поэтому используются объективные тесты, и гораздо в меньшей степени применяются тесты проективные. Применение последних ограничивается субъективными искажениями, связанными с особенностями личности самого психолога, а также тем обстоятельством, что они измеряют не столько реальное поведение, сколько бессознательные установки и переживания.

4. Методы исследования в клинической психологии

Основными методами медико-психологического исследования являются: наблюдение, беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический метод исследования.

Экспериментально-психологический метод исследования в медицинской психологии позволяет исследовать различные звенья психических процессов и состояний. Различные авторы в настоящее время выделяют методики качественные (направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов) и психометрические (используемые для измерения тех или иных функций), вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал) и невербальные (стимульный материал которых представлен в виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.п.), направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.).

Наиболее известными из методик типа функциональных проб являются методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д.

Другим общепризнанным направлением в практической психодиагностике является тестовая диагностика, основателем которой считается американский психолог ДжМ. Кэтгэлл (1890). По определению Л.Ф. Бурлачука (1989), под тестом в психологической диагностике понимается стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Каждая психодиагностическая методика имеет 2 характеристики:

1. Валидность -- это понятие, указывающее на то, что методика измеряет и насколько хорошо она это делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень соответствия содержания заданий методики исследуемой области психических свойств; прогностическую, характеризующую степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после определения; текущую, отражающую способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака и т.д.

2. Надежность отражает точность психодиагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию посторонних случайных факторов.

5. Психопатология. Эндогенные психозы

психоз психологический личность психодиагностический

Шизофрения

Шизофрения является наследственно-конституциональным прогредиентным психическим заболеванием, характеризующимся рядом патогномоничных психопатологических симптомов и синдромов. К характерным проявлениям относят так называемые «симптомы первого ранга» Курта Шнайдера: комментирующие и императивные вербальные псевдогаллюцинации; чувство «изымания или «вкладывания» посторонними людьми мыслей в голову пациента; убежденность в том, что мысли пациента известны окружающим и передаются другими людьми как по радио; «вкладывание» в сознание пациента ощущений других людей их, бредовые идеи воздействия.

Наряду с перечисленными симптомами, выявление которых существенно увеличивает вероятность диагностики шизофрении, наблюдается большое количество иных, затрагивающих патологию различных познавательных процессов. В первую очередь, при шизофрении страдает мыслительный процесс, восприятие, эмоционально-волевая сфера, тогда как расстройства памяти и интеллекта не являются типичными.

Внимание. Э.Крепелин -- основатель учения о шизофрении -- был заинтересован изучением функционирования процесса внимания и считал, что для больных шизофренией характерно различие активного и пассивного внимания. Другие исследователи (Э.Маги и Дж.Чапман) в процессе экспериментов на помехоустойчивость обнаружили, что при шизофрении нарушен механизм фильтрации и механизмы настройки фильтра. Современные теории расстройств внимания при шизофрении отмечает дефект либо в автоматической, либо в концептуальной переработке информации (Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов).

Восприятие. Характерные нарушения процесса восприятия, наряду с классическими галлюцинаторными феноменами, включают усиление яркости, насыщенности зрительного и слухового анализаторов. Происходит обострение восприятия, связанное с переизбытком поступающих раздражителей. У больных шизофренией нарушается процесс фильтрации поступающих сигналов в сторону увеличения их количества, который способствует непосредственному проникновению в мозг нерегулируемого потока сенсорных раздражителей. Уникальным представляются сообщения ряда исследователей о том, что в некоторых случаях при шизофрении может подавляться вплоть до полного исчезновения ощущение боли. Одним из основным патопсихологических признаков болезни является неспособность пациентов не только сортировать и интерпретировать поступающие сигналы, но и соответствующим образом на них реагировать. В клинике это проявляется трудностями, которые возникают у больных в понимании поступающих сигналов, в частности, на уровне коммуникации.

Память. По мнению В.М.Блейхера, косвенным признаком наличия аффективно-личностных изменений у больных шизофренией является кривая запоминания 10 слов в виде плато при отсутствии клинически определяемого снижения памяти.

Мышление. К клиническим признакам, относимым к патогномоничным для шизофрении, причисляют такие, как: разорванность мышления, резонерство, ментизм, шперрунг. В патопсихологических экспериментах выявляются наиболее типичные проявления искажения процессов обобщения: соскальзывания, разноплановость, а также конкретность мышления и некоторые иные. Особенно ярко симптомы выявляются при проведении методики классификации. Больные в процессе выполнения заданий выделяют группы, объединяя понятия на основании не основных, а латентных, несущественных признаков. Те же результаты получаются при выполнении больными шизофренией методики по дискриминации свойств понятий.

Некоторые авторы выявляют конкретность мышления пациентов, проявляющуюся утратой способности к абстрагированию, другие, пишут о типичности проявления разноплановости мышления вследствие нарушения целенаправленности мышления. Следует отметить, что выявление столь широкого и противоречевого спектра мыслительных нарушений можно объяснить различными формами шизофрении.

Яркие и выраженные клинические и патопсихологические признаки можно встретить при проведении методики пиктограмм. По мнению Б.В.Зейгарник, у больных шизофренией при исследовании данной методикой расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельности можно расценивать как результат нарушения взаимодействия сигнальных систем.

Интересным представляется мнение о том, что у больных шизофренией нарушается восприятие слов и возникает т.н. патологический полисемантизм, т.е. слова начинают приобретать множественное значение и нередко смысловая структура слова расшатывается. На базе данного процесса формируется аморфность мышления и симптом резонерства.

В.М.Блейхер считает, что наибольшее количество ошибочных решений задач по шизофреническому типу (искажение обобщения, соскальзывания, разноплановость, одновременное сосуществование различных уровней обобщений и использование различных параметров критериев, согласно которым строятся суждения) в начальной стадии заболевания отмечается по методике классификации, тогда как по методике исключения отклонений не обнаруживается. При выраженном шизофреническом дефекте диагностическая значимость использования методик уравнивается.

О.Мaller описал в клинике шизофрении амотивационный синдром, включающий нарушения побуждений и мотивации, которому отводится центральное место в развитии патологического процесса, в частности, характерных мыслительных расстройств. Сутью амоти-вационного мышления, по В.М.Блейхеру, связанного с редукцией энергетического потенциала, является процессуальная прогредиентность, приводящая к распаду мышления. В чистом виде оно представлено при простой форме шизофрении.

О.К.Тихомиров проследил три звена психологического механизма нарушения мышления при шизофении. Первое звено -- нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушениям личностного смысла. Для больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятым и обусловленным реальной ситуацией знания человека о них. При этом уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки. Второе звено -- придание нестандартным информативным признакам большего значения, чем стандартным. Нарушение селективности информации -- третье звено.

Эмоции. Патогномоничные нарушения эмоций при шизофрении носят характер негативных симптомов. Клинически они проявляются снижением выраженности эмоциональных переживаний, апатией, неадекватным аффектом (паратимиями). Наряду с этим, характерным для шизофрении клиническим проявлением считается амбивалентность -- двойственность в эмоциональной оценке, переживания подавляющего большинства происходящих событий.

Воля и мотивация. Негативные симптомы волевых нарушений также могут быть отнесены к типичным для шизофрении. В клинике ярко проявляются снижением энергетического потенциала, абулией, снижения контроля двигательных актов, амбитендентностью и аутизацией. К особым симптомам расстройства двигательно-волевой сферы относятся проявления кататонического синдрома (возбуждения и ступора), импульсивных действий, стереотипии, каталепсии.

Сознание и самосознание. При некоторых формах шизофрении типичными считаются нарушения самосознания. Нарушения же сознания в психиатрическом контексте проявляются лишь одной формой -- онейроидным расстройством сознания.

Эпилептические психические расстройства

Эпилепсия -- заболевание, характеризующееся разнообразными пароксизмами (судорожными, бессудорожными) и нарастающими изменениями личности. Именно психические нарушения в виде так называемых изменений личности представляют интерес для клинической психологии. Суть их заключается в нарушении различных сфер познавательной деятельности вплоть до эпилептической деменции. При этом основные симптомы затрагивают функционирование мыслительных процессов и эмоций. Расстройства внимания, памяти, восприятия и ощущений, хотя и являются частыми в клинической картине заболевания все же не считаются диагностически значимыми в плане оценки тяжести психических изменений.

Мышление. Наиболее яркими и существенными для оценки эпилептических психических расстройств мышления считаются такие симптомы как обстоятельность, вязкость, тугоподвижность мышления таких больных, их склонность к чрезмерной детализации. Отмечается снижение уровня обобщения, инертность, конкретность мышления и в связи с этим непонимание юмора. К специфическим речевым нарушениям относят олигофазию и употребление уменьшительно-ласкательных слов.

Воля и мотивация. По наблюдениям Б.С.Братуся у больных эпилепсией механизм «сдвига мотива на цель» ведет к сужению деятельности, сосредоточению ее на отдельных деталях.

С течением заболевания больным становятся труднодоступными не только сложные виды деятельности, но и прежде отработанные автоматизированные действия (навыки). Дезавтоматизация и нарастающая инертность психических процессов приводят к тому, что деятельность пациента становится лишь деятельностью по выполнению вспомогательных технических операций, причем этот процесс захватывает не одну какую-нибудь деятельность. Наряду с этим, происходит и смещение смысловых отношений, формируется феномен «сокращения смысловых единиц деятельности».

Эмоции. Нарушения эмоциональной сферы идет параллельно с изменениями всего строя психической деятельности. Инертность психических процессов на уровне эмоций находит свою выражение в аффективной ригидности, которая включает длительное доминирование какого-либо аффекта и фиксация на нем (к примеру, злопамятность). Отмечается также эксплозивность, взрывчатость, вспышки гнева -- дисфорические эпизоды.

Органические психические расстройства

В соответствии с международной классификацией болезней десятого пересмотра к органическим психическим расстройствам причисляют деменции при атрофических процессах коры головного мозга -- болезнях Альцгеймера, Пика, сосудистые деменции, а также психические расстройства различной степени выраженности. Наибольший интерес для клинической психологии представляют деменции, при которых обнаруживается достаточно большой набор нейропсихологических и патопсихологических симптомов.

Внимание. В первую очередь при деменциях, возникающих как до так и после 65 лет, страдает активное внимание. Больные немогут сосредоточиваться на какой-либо деятельности, они рассеянны, быстро отвлекаются. Таким образом, страдает концентрация внимания, объем и распределение внимания.

Память. Наиболее типичными для деменций считаются мнести-ческие нарушения. По данным В.М.Блейхера кривая запоминания носит характер плато -- пациент называет после каждого повторения не более 2-3 слов из прочитанных 10. Ярким клиническим феноменом выступает фиксационная амнезия. При этом нарушения (снижение) памяти следует закону Рибо.

Мышление. Типичным является снижение уровня обобщения. Наиболее частыми проявлениями являются расстройства речи. В зависимости от вида деменций речь нарушается по-разному. При болезни Пика типичными считаются так называемые стоячие обороты.

6. Методы исследования сознания

Изучение сознания начинается с проверки ориентировки в личности пациента {аутопсихической ориентировки) -- фамилия, имя, отчество, возраст, профессия и др. Ориентировка в месте, времени и окружающем носит название аллопсихшеской ориентировки: в месте -- город, учреждение, где находится пациент; во времени -- текущий год, месяц, число; в окружающем -- с кем пациент беседует, кто его окружает.

Проверяется также способность понимать вопросы и отвечать на них, выполнять некоторые задания (например, передавать переносный смысл пословиц, писать, рисовать), решать элементарные задачи (например, считать, складывать числа, умножать цифры). Полученные данные вместе с особенностями моторики и поведения позволяют определить степень ощущения. Для диагностики оглушенности требуется наличие наблюдательности. Установив факт оглушенности, следует несколько изменить план обследования пациента, говорить громче, терпеливо дожидаться, пока больной будет обдумывать ответ. Ответы же (точность дат, имен, последовательность событий и т.п.) необходимо оценивать с точки зрения патологии сознания.

Если известно, что нарушение (выключение) сознания возникло в результате сильного потрясения или переживания, то следует расспросить пациента о предшествовавших событиях, о самом травмировавшем психику факторе, о том, что было далее, кто оказал первую помощь, сопровождал в больницу и т.п. С помощью тщательного расспроса можно установить вид нарушения сознания, его длительность и др., что будет способствовать выбору наиболее рациональных терапевтических мероприятий.

Кроме беседы с пациентом (и его родственниками), для решения вопроса о сохранности сознания большое значение имеют данные наблюдения: мимика, пантомима, логичность поступков, своевременность их, законченность и т.д. Играет роль и патология других психических функций -- иллюзии и raллюцинaции, бред, замедление мышления, персеверации, разорванность и др.

Для констатации сопора и комы прежде всего необходимо исключить возможность контакта с пациентом (задаются вопросы о фамилии, имени), после чего переходят к изучению внешнего вида, в частности -- его положения, активных движений и особенностей соматических и вегетативных расстройств (пульс, дыхание, артериальное давление, потливость, окраска кожных покровов, непроизвольное испускание мочи и др.). Затем необходимо получить информацию о реакциях зрачков, мигательном рефлексе, болевой чувствительности, рефлексах -- физиологических и патологических. При сопоре больной реагирует на уколы, сохраняется реакция зрачков на свет и корнеальный рефлекс. При коме функционируют только жизненно важные центры -- дыхательный и сердечно-сосудистый. Если нельзя с уверенностью сделать заключение о наличии сопора или комы, то следует высказать предположительное заключение типа «глубокий сопор, переходящий в кому», «начинающаяся кома». В клинике в зависимости от нозологии при определении глубины и формы выключения сознания используются соответствующие лабораторные обследования (исследование крови на содержание этилового алкоголя, на глюкозу, остаточный азот, билирубин; мочи -- на кетоновые тела, алкоголь, уробилин и др.) и симптомы -- запах изо рта, консистенция глазных яблок и др.

При различных формах помрачения сознания описываются внешний вид больного (лицо, одежда), поведение (профессиональный делирий, мусситирующий, целеустремленность поступков, бессмысленные и бессистемные движения и пр.). Особое внимание обращается на состояние эмоциональной сферы (эмоциональная гипестезия при оглушении; относительно быстрая смена настроения при делирий; «мирные» эмоции -- типа радости, удивления, легкого недовольства -- при онейроиде; повышенная аффективность, злобность -- при сумеречном расстройстве сознания; мимолетные, хотя и резкие, колебания в чувственной сфере (мгновенные переходы от плача к слезам, от радостного настроения к выраженной пугливости -- при аменции и др.).

Если удается наладить с пациентом контакт, то наряду с проверкой правильности ориентировки и собиранием анамнестических сведений, необходимо выяснить характер расстройств в сферах восприятия, мышления, возможность критической оценки случившегося, а также исследовать особенности имеющихся у больного расстройств памяти и внимания.

В каждом случае наличия подозрений на нарушение сознания необходимо по возможности как можно быстрее пригласить соответствующего врача-специалиста.

7. Исследование личности

При любом заболевании страдает не только отдельный орган, определенная система, но и обязательно личность в целом, ибо организм и личность едины. Количественное и качественное изменение личности наряду с физиогенными причинами обусловлено и жизненными воздействиями, в том числе неблагоприятными биологическими и социальными факторами.

Постоянный контакт с больным требует от врача, медицинского психолога учета всех особенностей личности заболевшего с тем, чтобы, по образному выражению В.Н. Мясищева, не имел места «ветеринарно-зоотехнический подход к человеку».

Для врача и медицинского психолога, которые по роду своей деятельности вынуждены общаться с людьми различного возраста и пола, интеллектуального развития и характерологических особеностей и прочих свойств личности, к тому же измененных болезнью, чрезвычайно важно, знать не только общее, но, главным образом, конкретное и особенное при изучении личности данного определенного человека.

Выявив общее, медицинский психолог и врач находит лишь «диапазон». Конкретизировав частности в личности больного, можно получить возможность «тонкой настройки», которая в конечном итоге и определит эффективность психологического воздействия на человека, страдающего тем или иным заболеванием. Исследуя преморбидную структуру личности и те изменения, которые произошли в ней под влиянием заболевания, сопоставляя все эти изменения с вероятным характером анатомо-физио-логических нарушений в организме, сущность болезни познается наиболее полно. Только в таком случае можно в дальнейшем наиболее результативно воздействовать на патологический процесс для восстановления нарушенного равновесия заболевшего и окружающей биологической и социальной среды.

Всякий раз, когда возникает какой-либо вопрос о личности больного или тем более необходимость изучить его личность в целом, врачу приходится решать серию мыслительных задач и опираться для этого на ряд методов. Подобного рода алгоритм вполне подходит и для использования медицинским психологом. Однако при изучении личности необходимо помнить, что отдельных ее «элементов» очень много. Достаточно сказать, что в русском языке имеется более 1500 слов, обозначающих различные черты личности (К.К. Платонов), которые и являются элементами личности. Поэтому особо надо помнить о необходимости выделения существенного из несущественного.

Наиболее часто в клинической практике (особенно врачу) при изучении личности пациента приходится опираться на метод беседы. Именно благодаря этому методу выясняют историю развития личности больного, начиная с самого раннего детства. Больного тщательно расспрашивают о том, как он рос и развивался, какие характерологические особенности имели место в тот или иной период его жизни. От условий развития в дошкольном периоде переходят к обучению в школе и выясняют, легко ли давалось обучение, как учился больной, какие предметы его интересовали, проявлялись ли склонности к видам искусств, к занятиям спортом и т.п. Подробно исследуют условия социального окружения, взаимоотношения со сверстниками и выясняют, какую роль играл в то время больной во взаимоотношениях с товарищами (был ли в подчинении, наравне с прочими, возглавлял). Расспрашивают больного и об отношении к общественным мероприятиям, о его активности, инициативности и т.п.

Большое значение для формирования личности имеет та атмосфера, в которой происходило воспитание больного: частые скандалы, примеры аморальных поступков, запугивания и страхи, развитие неуверенности в своих силах и способностях или, наоборот, обстановка заласкивания, излишней предупредительности, создания обстоятельств, способствовавших переоценке собственных сил и возможностей и исключающих должную критику поступков, или же здоровое социальное окружение. Подробно прослеживают дальнейший жизненный путь больного: учебу в специальном учебном заведении, работу, семейную жизнь и др. Изучают характерологические особенности настоящего периода: идейно-моральные, интеллектуальные, волевые черты личности, типологические особенности, привычки и интересы, запросы и потребности и др. Наконец, сравнивают качества личности до и после начала заболевания, оценивают новые свойства в характере, появившиеся уже на протяжении болезни.

Обязательным является сбор анамнестических сведений со слов родных и близких, сослуживцев и товарищей, соседей и знакомых больного. Принимают во внимание характеристики с места работы и других общественных организаций.

Можно предложить пациенту написать автобиографию, где просят уделить определенное внимание личностным качествам родителей, братьев, сестер, а если это целесообразно, то и других родственников.

Методом беседы и, как принято говорить в психологии, биографическим методом, можно достаточно полно изучить особенности всех сторон личности больного. Особо надо отметить, что первые попытки изучения типа нервной системы человека были осуществлены именно этим способом, получившим специальное название -- патобиографический метод, данное Б.Н. Бирманом, учеником И.П. Павлова. Позднее в нашей стране в рамках данного направления были разработаны варианты исследования типологических особенностей некоторых профессий, например летчиков (К..К. Платонов).

Значительно более точные данные о свойствах личности больного (в том числе и его типологических особенностях) могут быть получены методом лабораторного эксперимента, т.е. путем экспериментально-психологических исследований. При их проведении важно учитывать не только получаемые формальные результаты, но и то, как ведет себя больной во время исследования, как он реагирует на предлагаемые ему задания.

В условиях стационара изучение свойств личности пациента возможно путем естественного эксперимента. Естественный эксперимент проводится с помощью заранее обдуманного медицинским психологом или врачом целенаправленного создания определенных ситуаций, реакция больного на которые может выявить как особенности его отдельных психических процессов и состояний, так и качества характера и способностей. Большие возможности для естественного эксперимента предоставляют лечебная физкультура и трудотерапия.

Важнейшее место при изучении личности больного занимает наблюдение за ним. В условиях стационара при этом обращают внимание на его взаимоотношения с медицинским персоналом, с другими (какими именно?) больными, выполнение назначений врача, режима и т.п.

В качестве особого метода следует выделить анализ продуктов деятельности пациента, в частности при трудотерапии, и особенно продуктов его творчества: дневников, писем, заявлений, рисунков, чертежей и т.д. Но только сопоставление и анализ всех полученных данных позволяет прийти к объективным выводам и сделать заключение о личности в целом. Вот почему наиболее эффективный способ изучения и здоровой, и больной личности получил название метод обобщения независимых характеристик, причем для более полного раскрытия его сущности иногда добавляется: получаемых при изучении человека в различных видах его деятельности. Этот метод включает и обобщает все остальные, уже разобранные, в том числе и лабораторный эксперимент.

Широкое распространение за рубежом и в нашей стране в качестве инструмента для исследования личности получили различные психодиагностические методики, которые можно разделить на три большие группы: методики, основанные на собеседовании с испытуемым; личностные опросники и проективные методики.

Методики, основанные на собеседовании с испытуемыми (или, как их еще нередко называют, методики-интервью), являются одними из наиболее старых и распространенных. Они сводятся к получению от самих испытуемых необходимой информации в ходе непосредственной беседы с ними в специально созданных условиях. Методики-интервью подразделяются на структурированные (с заранее составленной последовательностью определенного содержания вопросов) и неструктурированные (при этом вопросы построены с учетом достаточной свободы испытуемого в своих отчетах).

Личностные опросники базируются на самоотчете испытуемого о каких-либо собственных значимых качествах. Различают одномерные и многомерные личностные опросники. Одномерные опросники используются для изучения какого-либо одного аспекта личности, например методики Спилбергера-Ханина (изучение реактивной и личностной тревожности), УСК (изучение различных аспектов уровня субъективного контроля), методика Тейлор (изучение тревожности) и т.д. Многомерные опросники предназначены для исследования широкого спектра личностных особенностей испытуемых, в их число, например, входят СМИЛ (Стандартизированный метод исследования личности) -- отечественный вариант MMPI, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кэттэлла, Калифорнийский личностный опросник (CPI) и др.

Личностные опросники дают относительно полное, стандартизированное и свободное от личных взглядов экспериментатора представление об испытуемом, однако они не в полной мере защищены от различных искажений.

Проективные методики, по замыслу их создателей, предназначаются для раскрытия неосознаваемых конфликтов личности, ее скрытых мотивов, переживаний. В основе проективного метода лежат некоторые положения учения 3. Фрейда. Сам термин проективный метод в психодиагностике впервые предложил Л. Франк в 1939 г. Полагают, что в ответ на предъявляемые проективные стимулы испытуемые реагируют выявлением неосознаваемых переживаний. К числу наиболее известных проективных методик относятся методика Роршаха, методика ТАТ; методика незаконченных предложений, методика Сонди; с определенными допущениями -- методика изучения фрустрационной толерантности С. Розенцвейга и др.

В пособиях и руководствах психодиагностические методики, используемые для исследования личности, освещены достаточно подробно.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы изучения личности. Метод исследования личности. Тест "Мотивация педагогической деятельности". Метод исследования личности Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн. Метод исследования личности. Методика Ф.Хоппе. Метод исследования личности. Методика ТАТ.

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности. Методическая сторона проблемы расхождения между декларируемыми и реальными ценностями. Психодиагностические методики исследования самооценки личности.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Психодиагностические методики и их широкое распространение и использование в сфере консультирования и психотерапии. Психические особенности конкретного индивида или группы. Специфика психодиагностической ситуации. Методика исследования тревожности.

    реферат , добавлен 06.07.2011

    Совершенствование социально-психологического климата коллектива. Развертывание социального и психологического потенциала общества и личности. Структура и основные факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива и методики его диагностики.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Характеристика видов аддикции. Типология компьютерных игр. Компьютерная зависимость как вид аддиктивного поведения. Причины и механизмы формирования компьютерной зависимости у подростков. Психодиагностические методы исследования личности подростка.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2013

    Связь уровня нервно-психологического напряжения и развития мотивационной сферы подростков (возрастная группа 14-15 лет) и особенностей социально-психологической адаптации. Проблемы развития личности подростка. Психодиагностические методы исследования.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2009

    Сущность межличностных отношений как предмета исследования в социальной психологии, роль эмпатии в их развитии. Психодиагностические методики для изучения механизма влияния индивидуальных различий в эмпатии на межличностные отношения в малой группе.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2011

    Анализ основных психологических свойств человека. Сущность и содержание исследования личности. Сравнение основных положений различных теорий формирования и развития личности. Общая характеристика теории и методики исследования типов личности Г. Айзенка.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Анализ психодиагностического исследования личности взрослого человека с помощью индивидуально-типологичесого опросника Л.Н. Собчик и цветового теста Люшера. Оценка психологического типа личности, основных черт характера, профессиональной пригодности.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Исследование – вид познавательной деятельности человека. Стихийные и научные исследования. Организационно-процедурные этапы психологического исследования. Форма научного отображения проблемной ситуации. Цели и задачи исследования. Гипотезы исследования.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности

Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов . К числу таких факторов относятся:

1) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (времени суток, освещенности, температуры в помещении, наличия посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.);

2) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость наступления утомления и т. п.);

3) информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).

Разнообразие и изменчивость этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы, в принципе, получать в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как стандартная ошибка измерения (Se) . Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.

Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R) согласно общепринятой психометрической теории связаны следующей формулой:

R = 1 – Se 2 / S x 2 , (1),

где S x – дисперсия тестовых показателей Х.

Формула (1) является чисто теоретической, и на ее основе нельзя подсчитать надежность теста, так как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы. Самый известный их них – метод перетестирования («тест-ретест») или метод измерения ретестовой надежности . На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек, участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании) проводят первое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал, как правило, 2 недели, что гарантирует забывание вопросов теста.

Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывается, например, линейный коэффициент корреляции, или ранговый коэффициент корреляции :

где S x , S y – стандартные отклонения X и Y, t;

Cov (X, Y ) – ковариация двух переменных X и Y.

Для сути теории надежности методов важна возможность определить ошибку измерения, после того как подсчитана корреляция «тест – ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1):

Se = S x ? V1 – R . (3)

Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков (среднее отклонение, которое в среднем допускают испытуемые от среднего балла для выборки), а корреляция «тест – ретест» оказалась равной лишь 0,5, то ошибка измерения оказывается очень большой:

Se = 10 ? V1-0,5 ~ 7.1.

Оказывается, что ошибка измерения перекрывает большую часть разброса тестовых показателей, так как истинный балл по тесту может отклоняться от измеренного балла на целых 7 очков! И, если испытуемый набрал на 6 очков больше, чем средний испытуемый, мы не можем с достаточной уверенностью (статистической достоверностью) говорить о том, что он значимо превзошел среднего испытуемого, так как это отклонение оказывается в пределах стандартной ошибки измерения.

Таким образом, низкая корреляция результатов теста между первым и повторным тестированием говорит о том, что случайные факторы существенно искажают результаты теста. Это значит, что тест не обладает необходимой помехоустойчивостью и его нельзя использовать как измерительный инструмент.

Показатель надежности R, который принято считать достаточно высоким, равен или превышает 0,95. Хотя в личностных тестах часто пользуются значительно менее надежными тестами с показателями 0,8–0,9.

Метод измерения ретестовой надежности пригоден только для психических свойств, стабильных во времени. Надежность тестов на психические состояния и динамические установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы расщепления теста на отдельные пункты.

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность и валидность являются важнейшими характеристиками методики как инструмента психодиагностического исследования. Любое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослабляет воздействие других факторов на результат теста. Общий разброс (дисперсию) результатов тестового обследования можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факторов нестабильности измерительной процедуры.

В самом широком смысле надежность теста – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В более узком, методическом смысле под надежностью понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и вторичном его применении у одних и тех же испытуемых в различные моменты времени с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других изменениях условий обследования.

Разновидностей характеристик надежности теста так же много, как условий, влияющих на его результаты. Наиболее широкое практическое применение находит несколько типов характеристик надежности: надежность ретестовая, надежность параллельных форм, надежность частей теста.

Из книги Хорошие мышцы – путь к здоровью и процветанию автора Геннадий Петрович Малахов

Глава 3 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ПО РАБОТЕ С МЫШЦАМИ И УПРАЖНЕНИЙ В зависимости от состояния здоровья, желания и склонности заниматься физическими упражнениями можно в любом состоянии и положении. Это могут быть постельные гимнастики, утренние гимнастики, специальные

Из книги Медицинская физика автора Вера Александровна Подколзина

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик 1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С

Из книги Портреты гомеопатических препаратов, (часть 2) автора Кэтрин Р. Култер

3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно предложить, лишь выделив общие критерии, в соответствии с которыми различные методы

Из книги 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика автора Светлана Валерьевна Дубровская

4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все

Из книги Чистые сосуды по Залманову и еще чище автора Ольга Калашникова

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической

Из книги Лечение болезней глаз + курс лечебной гимнастики автора Сергей Павлович Кашин

3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки Надежность параллельных форм – характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежности

Из книги Полный справочник анализов и исследований в медицине автора Михаил Борисович Ингерлейб

4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности. Для

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Владимир Иванович Звягин

4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик Решение проблемы прогностической валидности под силу только крупным научно-методическим центрам. Ведь к психометрическому исследованию по проверке прогностической валидности надо привлекать на порядок

Из книги автора

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны) В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться

Из книги автора

НАДЁЖНОСТЬ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ Natrum muriaticum - это сама противоположность самодовольству, опирающемуся на чувство стабильности и безопасности. Даже если всё идёт хорошо в его жизни, он редко бывает удовлетворён. Боясь поворота судьбы, он начинает суеверно думать: «Всё это

Из книги автора

Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик Несмотря на то что регулярные занятия гимнастикой для глаз помогают повысить остроту зрения, при близорукости высокой степени рекомендуется терапевтическое лечение в стационаре. В настоящее время существуют

Из книги автора

Глава 3 РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИК Помимо скипидарных ванн существуют и другие методики физиотерапевтического воздействия на капилляры. Все они уходят корнями в давнее прошлое, то есть их безопасность и эффективность проверены временем. Многие древние методики в наши дни

Из книги автора

Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик Несмотря на то что регулярные занятия гимнастикой для глаз помогают повысить остроту зрения, при близорукости высокой степени рекомендуется терапевтическое лечение в стационаре.В настоящее время существуют

Из книги автора

Алфавитный указатель анализов, методик и определяемых веществ A-Z 17-гидроксипрогестерон 9617-кетостероиды 993D УЗИ 4794D УЗИ 479CA 15-3 162CA 19-9 162CA 72-4 163CA 125 161Cyfra 21-1 163C-реактивный белок 31D-димер 82HLA антигены 94IgA 86IgE 86IgG 87IgM 87MAR-тест 91pH мочи

Из книги автора

ЭРМы – это надежность! Психотехники системы СОС позволяют практически любому человеку стать очень хорошим гипнотизером для себя. Однако превращение себя в него с помощью только этой книги (вспомните для сравнения, как некоторые энтузиасты обучаются игре на музыкальных

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...