Теория и методика обучения. Современная теория и методика преподавания права как наука

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества - передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше. Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей? Зачем следует учить вообще? Как учить их? Ответы на все сложности поставленных вопросов и пыталась дать методика. Главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили констатировать факт рождения на свет относительно молодой области знаний - методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, методах обучения праву. Общеизвестно, что система наук может быть условно разделена на естественные, общественные и технические науки. Поскольку юриспруденция относится именно к категории общественных наук, то и знания о том, как лучше изучить правовую действительность и передать своим потомкам навыки правового регулирования общественных отношений с целью достижения счастливого и организованного общества, могут быть отнесены к таким наукам.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. Используя ее достижения, профессиональный педагог может подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход.

Основными задачами указанной выше науки являются:

  • 1) отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,
  • 2) создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,
  • 3) отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,
  • 4) постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 11..

Методика обучения праву - весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Обозначим основные функции такой науки:

  • 1. Практико-организационная. Она позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.
  • 2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а, следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.
  • 3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.
  • 4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обучения и корректировать пути их достижения.

В рамках методики обучения праву рассматриваются вопросы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной организации труда учителя и ученика. Любой профессионал в этой области должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет сформирована на базе существующих подходов обучения праву, с особыми отличиями, применительно к конкретной аудитории учеников). Общеизвестно, что нельзя повторить ничто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому осмыслению предлагаемых вариантов правового обучения Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2010. С. 9..

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

  • 1. обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);
  • 2. воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);
  • 3. развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.). Выделяют общие цели и конкретные (оперативные). Последние связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков. В 2001-02 гг. проводилась работа по уточнению общих целей правового обучения в нашей стране. В новых государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства образования РФ) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. К целям правового обучения можно также отнести:
    • - повышение уровня правовой культуры общества;
    • - воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;
    • - формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;
    • - формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;
    • - изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Методика обучения праву изучает способы деятельности в области правового обучения - методы, которые могут быть самыми разнообразными, однако все они позволяют понять, как учить современного школьника праву, как развивать его способности, формировать общеучебные умения и навыки.

Специалисты выделяют формы обучения праву: групповая, индивидуальная и проч. Методика обучения праву создала и свои подходы к пониманию типов уроков (например, вводный или повторительно - обобщающий), средств учебной работы (рабочие тетради, хрестоматии, видеофильмы и проч. - т. е. того, что помогает учебному процессу и обеспечивает его).

Методика обучения праву опирается на познавательные возможности детей, особенности их возрастных, физиологических характеристик организма. В этой связи обучение праву в начальной школе будет заметно отличаться от такого же процесса в старшей школе.

Об эффективности правового обучения судят и по достигнутому уровню знаний и умений учеников, а потому в области методики обучения, праву выработан целый механизм диагностирования качества обучения.

Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется. Появляются новые подходы ученых к процессу обучения, уходит в прошлое то, что является не эффективным в практике работы.

В основе любой науки, как правило, находится целая система принципов - исходных начал, от которых зависит то, как будет развиваться эта наука дальше, что может дать она нам уже сегодня.

Современная методика обучения праву базируется на следующих принципах:

  • - вариативности и альтернативности моделей правового обучения - это значит, что существует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально существуют в практике (это связано с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования: в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний);
  • - личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс);
  • - максимальной системы активизации познавательной деятельностиучеников с опорой на их социальный опыт (школьники должны научиться самостоятельно добывать знания, активно участвовать в учебной деятельности, а не быть пассивными созерцателями происходящего, принудительно выполняя «наставления» взрослых, педагогов. Для того чтобы правовые понятия лучше запоминались и были ясны, рекомендуется разнообразить теоретические положения науки примерами реальной жизни, в которой школьник является участником, - так учитывается его социальный опыт);
  • - образовании на основе положительных эмоциональных переживаний субъектов процесса обучения в режиме диалогового сотрудничества «учитель-ученик» (правовое обучение может быть успешным только на уровне взаимосогласованного, доброго, уважительного отношения учителя и учеников друг к другу);
  • - выстраивании профессионально грамотной и апробированной вертикали правового образования, которая носит многоступенчатый характер (обучение праву в детском саду, школе, вузе). Это значит, что правовое обучение должно быть поэтапным: начинаясь в раннем детском возрасте, оно продолжается до старшей ступени в школе, естественно, этим не ограничиваясь;
  • - внедрении исследовательского компонента в систему взаимосогласованных действий учителя и ученика (в процессе обучения праву педагог вместе со своим воспитанником познает право, «открывая» новые механизмы его действия, систематизируя, обобщая правовые явления);
  • - использовании современных методов правового обучения, в том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного правового обучения и работы в системе Интернет. Новые электронные учебники по праву, мультимедийные программы требуют иной методики обучения. Возрастает значимость самостоятельной работы учеников. Учитываются традиционные принципы обучения: доступности и посильности; научности и учета возрастных, индивидуальных возможностей учеников; систематичности и последовательности; прочности; связи теории с практикой; воспитания в обучении Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 12-13..

Стоит согласиться с тем, что методика обучения праву - это не только наука, но и целое искусство, так как никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приемов, которое рождается стихийно-эмпирическим путем у учителей. Тем не менее, доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе знаний науки, а не вопреки им.

В учебном пособии сформулированы методологические основы дидактики; изложены методы, принципы и средства обучения школьников; освещена технология уроков и даны различные схемы их психолого-педагогического и валеологического анализа; описаны суть, принципы и методы контроля знаний учащихся и критерии их оценки; освещены основы коррекционного обучения.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту и адресовано студентам педагогических ВУЗов.

ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИКА».
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивается вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем востребованнее было специально организованное образование - целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.

Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Из античной Греции пришел к нам термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки об обучении и воспитании. Дословно по-гречески слово «педагогика» («пейдагогос») означает «дето-вождение» {пейда - ребенок, гогос - вести). Впоследствии педагогами стали называть людей, занимавшихся обучением и воспитанием детей.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 9
1.1. Предмет педагогики 9
1.1.1. Понятие «педагогика» 9
1.1.2. Роль педагогической науки в демократизации и гуманизации общества, школы и семьи 12
1.1.3. Методология педагогической науки 15
1.2. Парадигмы образования 25
1.2.1. Истоки многообразия парадигм 25
1.2.2. Эзотерическая парадигма 30
1.2.3. Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма 31
1.2.4. Технократическая парадигма 33
1.2.5. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая) парадигма 35
1.2.6. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма 39
1.3. Образовательная среда 42
1.3.1. История вопроса 42
1.3.2. Взаимодействие - основа построения образовательной среды 44
1.3.3. Ситуация как структурообразующая образовательной среды 45
1.3.4. Экологизация образовательной среды 46
1.3.5. Эстетизация образовательной среды 52
1.3.6. Информативность образовательной среды 55
1.3.7. Разнообразие наций и вероисповеданий - источник формирования диалоговой среды 57
1.3.8. Моделирование образовательной среды 58
1.4. Педагогическое проектирование 60
1.4.1. Понятие о педагогическом проектировании 60
1.4.2. Этапы педагогического проектирования 60
1.4.3. Содержание педагогических проектов (на стадии конструирования) 61
1.4.4. Эффективность различных форм педагогической деятельности 66
1.4.5. Оптимизация учебно-воспитательного процесса 70
1.5. Развитие школы как инновационный процесс 75
1.5.1. Признаки новой школы 75
1.5.2. Типы педагогических инноваций 77
1.5.3. Инновации в содержании образования 80
1.5.4. Освоение государственного стандарта знаний 87
2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 91
2.1. Основные дидактические понятия 91
2.2. Принципы обучения 93
2.3. Методы обучения 99
2.3.1. Метод как многомерное явление 99
2.3.2. Развитие теории методов обучения 101
2.3.3. Классификация методов обучения 104
2.3.4. Сущность и содержание методов обучения 108
2.3.5. Выбор методов обучения 121
2.4. Формы обучения 124
2.5. Структура урока 126
2.5.1. Многообразие структур урока 126
2.5.2. Требования к уроку. 130
2.5.3. Этапы планирования урока 134
2.5.4. Основные звенья современного урока 135
2.6. Средства обучения 135
2.7. Валеологически целесообразная регламентация урока 139
2.8. Работа с одаренными детьми 150
2.8.1. Творчество как высшая форма человеческой деятельности 150
2.8.2. Актуализация вопроса о работе с одаренными детьми 152
2.8.3. Психологические основы педагогики развития 158
2.8.4. Диагностика одаренности 160
2.8.5. Стратегия работы с одаренными детьми 161
2.8.6. Работа с одаренными детьми.162
2.9. Педагогика творчества 166
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 178
3.1. Современные педагогические технологии как объективная потребность 178
3.1.1. Суть технологий 178
3.1.2. Актуальность выбора педагогических технологий в современной России 181
3.1.3. Классификация педагогических технологий 182
3.2. Традиционная педагогическая технология 198
3.3. Игровые технологии 202
3.3.1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры 202
3.3.2. Теории игры 203
3.3.3. Игра как метод обучения. Значение педагогической игры 206
3.3.4. Игровые мотивы и организация игр 209
3.4. Технологии личностно-ориентированного обучения 213
3.4.1. Основные концептуальные идеи 213
3.4.2. Технология поддержки ребенка 216
3.4.3. Педагогика сотрудничества 218
3.4.4. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 221
3.4.5. Разноуровневое обучение 222
3.4.6. Технология полного усвоения знаний 229
3.4.7. Метод проектов 231
3.4.8. Дальтон-технология 242
3.5. Технология развивающего обучения 247
3.5.1. Психологические принципы развивающего обучения 247
3.5.2. Некоторые технологические приемы развивающего обучения 251
3.5.3. Дидактическая система Л.В. Занкова 253
3.5.4. Система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности. Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова 254
3.5.5. Развивающее чтение как педагогическая технология 256
3.6. Технологии коллективного взаимообучения 261
3.6.1. Коллективные способы обучения (КСО) 261
3.6.2. Групповое обучение (ГО) 268
3.6.3. Технология группового обучения 274
3.6.4. Апробация ГО в школах Москвы 276
3.7. Проблемное обучение 278
3.7.1. Исторический экскурс. 278
3.7.2. Основные функции и признаки проблемного обучения 281
3.7.3. Виды и уровни проблемного обучения 283
3.7.4. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения 285
3.7.5. Организация проблемного обучения 286
3.8. Обучение на интегративной основе 289
3.9. Витагенные технологии 294
3.10. Этнокультурные технологии 301
3.10.1. Общие соображения 301
3.10.2. Формирование толерантной личности в поликультурном социуме 306
3.10.3. Технология «Диалог культур» 312
3.11. Компьютерные (информационные) технологии 316
3.11.1. Концептуальные положения 316
3.11.2. Особенности содержания 317
3.11.3. Особенности методики 319
3.12. Технологии программированного обучения 321
3.12.1. Общие сведения 321
3.12.2. Принципы построения обучающих программ 323
3.12.3. Блочное обучение 326
3.12.4. Технологии модульного обучения 326
3.13. Дистанционное образование 329
3.13.1. Историческая справка 329
3.13.2. Классификация систем и методов дистанционного образования 331
3.13.3. Требования к учебным курсам дистанционного обучения 339
3.13.4. Особенности планирования учебного процесса с использованием СДО 344
3.13.5. Дидактические принципы дистанционного обучения 347
3.13.6. Организационные основы дистанционного обучения 348
3.13.7. Организационные формы дистанционного обучения 351
4. ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 354
4.1. История развития педагогической диагностики 354
4.2. Классификация форм контроля знаний учащихся 356
4.3. Организация контроля знаний 363
4.4. Традиционные формы контроля знаний 364
4.5. Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся 367
4.6. Оценка знаний учащихся 383
4.6.1. Оценивание как компонент учебной деятельности 383
4.6.2. Сущность и роль оценок 386
4.6.3. Функции педагогической оценки 388
4.6.4. А может быть, учить без отметок? 390
4.6.5. Критерии оценки знаний учащихся и студентов 395
5. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА 401
5.1. Актуальность проблемы 401
5.2. Коррекционная педагогика как новая область педагогического знания 406
5.3. Норма и отклонение в развитии 412
5.3.1. Понятие и виды нормы 412
5.3.2. Типология и общие закономерности отклоняющегося развития 415
5.3.3. Первичный и вторичный дефект 419
5.3.4. Биологические и социальные причины нарушений развития 420
5.3.5. Виды нарушений в развитии ребенка 425
5.4. Образовательная политика государства по отношению к исключительным детям 429
5.5. Специфика коррекционно-развивающего обучения младших школьников 436
5.6. Работа с исключительными детьми на II ступени обучения 441
5.6.1. Многоуровневое обучение математике в классах повышенного педагогического внимания 441
5.6.2. Развитие умственных способностей учащихся на уроках адаптационной физической культуры 442
5.6.3. Развитие эстетических чувств на уроках истории в классах исключительных детей 446
5.6.4. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми 447
5.7. Педагогическая поддержка как объективная реальность 448
5.8. Два подхода к трудным учащимся 454
Литература 458.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА

Цель методики, одной из педагогических наук, имеет две ветви. Практическая, прикладная цель состоит в том, чтобы вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми курсами и умениями (методика не только для учителя, но и для учеников). Теоретическая, фунда­ментальная цель - исследовать процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, привести их в систему, создать научные осно­вы конструирования технологий, уроков, их циклов, форм обрат­ной связи и пр.

Предметом данной науки является процесс овладения школь­никами теорией и практикой родного языка в условиях обучения. При этом в понятии «обучение» предусматриваются четыре со­ставные части: а) содержание изучаемого; б) деятельность учите­ля, организующего процесс и подающего материал; в) деятель­ность учащихся, открывающих для себя новое знание, овладе­вающих умениями; г) результат усвоения, положительное и отри­цательное в нем.

Цели методики конкретизируются в четырех традици­онных ее задачах:

первая определяется вопросом «зачем?»: это выбор целей изу­чения предмета на данном этапе, в данном типе школы; заучива­ние информации или же ее поиск и открытие; изучение предмета в динамике или в статике;

вторая - «чему учить?»: отбор содержания курсов, составле­ние программ и учебников, определение минимума знаний, кото­рыми должны овладеть школьники (образовательные стандарты), критерии контроля, выявление знаний и умений, их (само) оценки;

третья - «как учить?»: разработка методов и приемов, конст­руирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;

четвертая - «почему гак, а не иначе?»: обоснование выбора со­держания и методов, сравнительное изучение различных (альтер­нативных) концепций, вариантных систем обучения - с точки зре­ния их целен и путей достижения целей, результативности; напри­мер, сравнительное изучение работы по учебникам «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой, С.Ф. Жуйкова, В.В. Репкина.

Методика призвана изучать закономерности речевого разви­тия детей на разных папах, закономерности формирования язы­ковых понятий v школьников, их аналитико-синтетических уме­ний, осознания практически усвоенного языка. Обслуживая саму себя, методика строит системы объективных закономерностей, по­нятии, принципов; обслуживая школу, она выстраивает методы, системы приемов, заданий, правил, алгоритмов, моделей уро­ков, бесед, диалогов. Эти связи выглядят гак:

Методика изучает уровни знаний и умений учащихся, выясняет причины успехов и неудач, диагностирует ошибки и прогнозирует результаты обучения, находит способы предупреждения неожи­данностей. Конструирует варианты по интересам школьников, уровням их развития и способностей. Время подсказывает свои задачи: в наши дни идет поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы познавательный интерес, активность и само­стоятельность учащихся, развитие их интеллекта, прочность усвое­ния знаний и умений.

Данная книга посвящена обучению младших школьников -учащихся начальных классов русскому языку - родному. Но есть и другие отрасли: методика преподавания русского (родного) языка в средних и старших классах, методика русского языка для иностранцев.

Разделы предлагаемого курса методики соответствуют основ­ным направлениям работы в начальных классах: после введения - раздел, посвященный обучению грамоте - элементарному чтению и письму; раздел методики чтения и изучения литературы; разде­лы - «Изучение языковой теории», посвященный формированию языковых понятий, правил, структуры языка, и «Методика пра­вописания», т.е. орфографии и пунктуации - теория ошибок и их предупреждения. Наконец, «Методика развития речи учащихся» как бы венчает здание: она обеспечивает на основе изученной языковой теории, на основе литературных образцов овладение устным и письменным выражением собственных мыслей ученика.) i о устный рассказ, письменное сочинение, построение текста.

Наука методика относительно молода, ей менее двух столетий, но практика обучения чтению, письму, речи весьма продолжитель­на, она возникла вместе с самим языком, особенно письменным.

Источники обогащения методики:

а) практический опыт и его традиции, обобщение лучшего опыта;

б) развитие преподаваемых наук: языкознания, литературове­дения, речеведения, фонетики, грамматики, орфографии русского
языка;

в) развитие смежных, базовых наук - психологии, дидактики, исследования интересов, мышления, эмоций, всего духовного ми­ра ребенка;

г) новые исследования в области теории обучения языку как фундаментальной части методики;

д) методический эксперимент, создание новых программ, учеб­ников, новых практических систем обучения, конструирование
новых типов урока и пр.

Эта наука во многом нормативна: она устанавливает критерии деятельности учителя и учащихся, минимумы знаний и умений, выработанные практикой, обоснованные научно, проверенные на практике.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 476 с.
В учебном пособии сформулированы методологические основы дидактики; изложены методы, принципы и средства обучения школьников; освещена технология уроков и даны различные схемы их психолого-педагогического и валеологического анализа; описаны суть, принципы и методы контроля знаний учащихся и критерии их оценки; освещены основы коррекционного обучения.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту и адресовано студентам педагогических вузов.Содержание
Введение.
общие основы педагогики.
предмет педагогики.
Понятие педагогика.
Роль педагогической науки в демократизации и гуманизации общества, школы и семьи.
Методология педагогической науки.
Парадигмы образования.
Истоки многообразия парадигм.
Эзотерическая парадигма.
Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма.
Технократическая парадигма.
Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая) парадигма.
Гуманистическая (феноменологическая) парадигма.
образовательная среда.
История вопроса.
Взаимодействие — основа построения образовательной среды.
Ситуация как структурообразующая образовательной среды.
Экологизация образовательной среды.
Эстетизация образовательной среды.
Информативность образовательной среды.
Разнообразие наций и вероисповеданий — источник формирования диалоговой среды.
Моделирование образовательной среды.
Педагогическое проектирование.
Понятие о педагогическом проектировании.
Этапы педагогического проектирования.
Содержание педагогических проектов (на стадии конструирования).
Эффективность различных форм педагогической деятельности.
оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Развитие школы как инновационный процесс.
Признаки новой школы.
Типы педагогических инноваций.
Инновации в содержании образования.
освоение государственного стандарта знаний.
Теория обучения.
основные дидактические понятия.
Принципы обучения.
Методы обучения.
Метод как многомерное явление.
Развитие теории методов обучения.
Классификация методов обучения.
Сущность и содержание методов обучения.
Выбор методов обучения.
Формы обучения.
Структура урока.
Многообразие структур урока.
Требования к уроку.
Этапы планирования урока.
основные звенья современного урока.
Средства обучения.
Валеологически целесообразная регламентация урока.
Работа с одаренными детьми.
Творчество как высшая форма человеческой деятельности.
Актуализация вопроса о работе с одаренными детьми.
Психологические основы педагогики развития.
Диагностика одаренности.
Стратегия работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми.
Педагогика творчества.
Педагогические технологии.
современные педагогические технологии как объективная потребность.
Суть технологий.
Актуальность выбора педагогических технологий в современной России.
Классификация педагогических технологий.
Традиционная педагогическая технология.
Игровые технологии.
Происхождение и социально-педагогическое значение игры.
Теории игры.
Игра как метод обучения. Значение педагогической игры.
Игровые мотивы и организация игр.
Технологии личностно-ориентированного обучения.
основные концептуальные идеи.
Технология поддержки ребенка.
Педагогика сотрудничества.
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.
Разноуровневое обучение.
Технология полного усвоения знаний.
Метод проектов.
Дальтон-технология.
Технология развивающего обучения.
Психологические принципы развивающего обучения.
Некоторые технологические приемы развивающего обучения.
Дидактическая система Л. В. Занкова.
Система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Развивающее чтение как педагогическая технология.
Технологии коллективного взаимообучения.
Коллективные способы обучения (Ксо).
Групповое обучение (Го).
Технология группового обучения.
Апробация Го в школах Москвы.
Проблемное обучение.
Исторический экскурс.
Основные функции и признаки проблемного обучения.
Виды и уровни проблемного обучения.
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения.
Организация проблемного обучения.
Обучение на интегративной основе.
Витагенные технологии.
Этнокультурные технологии.
Общие соображения.
Формирование толерантной личности в поликультурном социуме.
Технология «Диалог культур».
Компьютерные (информационные) технологии.
Концептуальные положения.
Особенности содержания.
Особенности методики.
Технологии программированного обучения.
Общие сведения.
Принципы построения обучающих программ.
Блочное обучение.
Технологии модульного обучения.
Дистанционное образование.
Историческая справка.
Классификация систем и методов дистанционного образования.
Требования к учебным курсам дистанционного обучения.
Особенности планирования учебного процесса с использованием Сдо.
дидактические принципы дистанционного обучения.
Организационные основы дистанционного обучения.
Организационные формы дистанционного обучения.
Технологии контроля образовательного Процесса.
история развития педагогической диагностики.
Классификация форм контроля знаний учащихся.
Организация контроля знаний.
Традиционные формы контроля знаний.
Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.
Оценка знаний учащихся.
Оценивание как компонент учебной деятельности.
Сущность и роль оценок.
Функции педагогической оценки.
А может быть, учить без отметок?
Критерии оценки знаний учащихся и студентов.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА.
Актуальность проблемы.
Коррекционная педагогика как новая область педагогического знания.
Норма и отклонение в развитии.
5.3.1. Понятие и виды нормы.
Типология и общие закономерности отклоняющегося развития.
Первичный и вторичный дефект.
Биологические и социальные причины нарушений развития.
Виды нарушений в развитии ребенка.
Образовательная политика государства по отношению к исключительным детям.
Специфика коррекционно-развивающего обучения младших школьников.
Работа с исключительными детьми на II ступени обучения.
Многоуровневое обучение математике в классах повышенного педагогического внимания.
Развитие умственных способностей учащихся на уроках адаптационной физической культуры.
Развитие эстетических чувств на уроках истории в классах исключительных детей.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Педагогическая поддержка как объективная реальность.
Два подхода к трудным учащимся.
Литература.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...