Гуманитарные точные и естественные науки. Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика

1. Записаться на курс.
2. Заполнить договор (контракт) на обучение. Получить договор (контракт) можно тремя способами: заполнив на странице курса поля в форме «Оставить заявку»; запросить по электронной почте kurs@сайт или скачать типовой договор (контракт) .
3.. Организации, как правило, освобождены от предварительной оплаты.
3.1. Физлица вносят предоплату 30% - дистанционная форма, 50% - очная форма.
4. Зачисление на курс.
5. Прохождение обучения.
6. Итоговая аттестация (без итоговой аттестации выдаётся свидетельство или сертификат.
7. Получение документа об обучении: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Как записаться на курс?

Записаться на курс можно непосредственно на странице курса, заполнив поля в форме «Оставить заявку» (см. справа) или скачав и заполнив форму заявки соответствующего курса, например , после чего отправьте заявку на email kurs@сайт .
Записаться на любой дистанционный курс также можно через приложение specialitet®, который позволяет заказывать дистанционное обучения, не заходя на сайт образовательной организации. Размер приложения - 17 Мб, приложение не требует ни установки, ни деинсталляции. Прочитать описание и скачать приложение можно .

Чем отличаются свидетельство, сертификат, удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

Свидетельство, сертификат выдаются без итоговой аттестации либо по итогам обучения менее 16 академических часов. Удостоверение о повышении квалификации можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 40, 72, 120 или 144 часовой программы обучения. Диплом о профессиональной переподготовке можно получить по результатам итоговой аттестации после завершения 260 или 520 часовой программы обучения.

По итогам какой учебной программы выдаётся диплом и присваивается квалификация в сфере закупок?

По итогам курса профессиональной переподготовке в объёме не менее 250 часов.

Как правильно называется новая квалификация, присваемая по завершении профессиональной переподготовке в сфере закупок?

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 626н (Зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015 № 39275) и от 10.09.2015 № 625н (Зарегистрирован в Минюсте России 07.10.2015 № 39210) утверждены два профессиональных стандарта:
1) «Специалист в сфере закупок»,
2) «Эксперт в сфере закупок».

Некоторые учебные заведения на дипломах о профессиональной переподготовке пишут о присвоении квалификации «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» и т.п. На сколько законны подобные наименования квалификации специалиста, отвечающего за закупки для государственных или муниципальных нужд?

«Контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок» - это названия не квалификаций, а специальностей широком смыследолжностей ). Учебные заведения, присваивающие своим слушателям квалификацию «контрактный управляющий», «специалист-эксперт в сфере закупок», основываются не на законе (в данном случае - Законе № 44-ФЗ, который содержит требование использовать профессиональные стандарты).

Что такое повышение квалификации?

Повышением квалификации слушателей является обновление знаний и совершенствование навыков слушателей, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации осуществляется в целях:
а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности слушателей;
б) комплексного обновления знаний слушателей по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач.
Освоение слушателями образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний: экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.
По результатам проведения обязательной итоговой аттестации выдается документ государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - слушателям, прошедшим обучение по программам объёмом от 40, 72 или 144 часов.

Что такое профессиональная переподготовка и чем она отличается от повышения квалификации?

Профессиональной переподготовкой слушателей является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления слушателями нового вида профессиональной служебной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:
а) совершенствования знаний слушателей или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
б) получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка отличается от повышения квалификации прежде всего объёмом часов: не менее 250 часов. Если по итогам повышения квалификации выдается удостоверение, то по итогам профессиональной переподготовки - диплом. Диплом о дополнительном (к высшему) образовании даёт слушателю право претендовать на замещение должностей профессиональной деятельности, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации либо просто с указанием сферы деятельности?

Принципиальная разница в том, что присвоение квалификации - само по себе преимущество, поскольку присвоенная квалификация:
1) свидетельствует о высоком профессиональном уровне выпускника и подкрепляет его законное право на осуществление профессиональной деятельности в данной сфере,
2) в дальнейшем позволяет законно повышать имеющуюся квалификацию,
3) свидетельствует о том, что образовательная программа полностью соответствует профессиональному стандарту.

Кто вправе претендовать на удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке?

Любой гражданин, имеющий среднее специальное (профессиональное) образование или высшее образование.

В чём преимущества дистанционной формы обучения?

1. Самая низкая стоимость обучения.
2. Отсутствует необходимость выезда за пределы дома, офиса.
3. Начало обучения возможно уже через 1-2 дня после подачи заявки.

Будет ли на удостоверении о повышении квалификации или дипломе о профессиональной переподготовки, полученном по итогам дистанционного обучения, указание на форму обучения?

Нет.

В чём преимущества и недостатки очной формы обучения?

Преимущества очной формы:
1. Акцент на практические занятия.
2. Живое общение с преподавателями, тренерами и другими обучающимися.
Недостатки очной формы:
1. Относительная дороговизна.
2. Может потребоваться выезд за пределы места проживания/работы.
3. Начало обучения - согласно расписанию академии либо по мере формирования учебных групп.

Как скоро доступно дистанционное обучение с момента подачи заявки?

Дистанционный курс становится доступным в течение 1 рабочего дня после подписания договора.

Как реализуется самостоятельная работа в Академии?

Самостоятельная работа слушателей - учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с учебными изданиями.
2. Выполнение практических работ.
3. Проверочные контрольные работы.
4. Подготовка докладов, рефератов.
5. Стажировка.

Как реализуется стажировка в Академии?

Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировкой является изучение слушателям передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных слушателям при освоении программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Содержание, программа стажировки разрабатывается Академией совместно с предприятием, сотрудники которого направляются для прохождения стажировки, и предприятием или иной организацией, принимающим стажёров. Сроки стажировки определяются Академией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки, определяется учебным планом соответствующих программ и составляет от 3 недель до 4 месяцев. В некоторых случаях продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. Стажировка носит как групповой, так и индивидуальный характер и может предусматривать такие виды деятельности, как: - самостоятельную работу с учебными изданиями; - приобретение профессиональных и организаторских навыков; - изучение организации и технологии работы на электронных площадках; - непосредственное участие в планировании закупок организации; - работу с технической, нормативной и другой документацией; - выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); - участие в совещаниях, деловых встречах. Освоение слушателями программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования слушателей, завершается отчетом о стажировке и обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам прохождения стажировки слушателю выдаётся документ о государственного образца в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы: 1) удостоверение о повышении квалификации; 2) диплом о профессиональной переподготовке.

Где можно ознакомиться с полной программой обучения?

Программы обучения представлены на соответствующих страницах курса (нажмите на раскрывающуюся ссылку). Программу обучения также можно скачать, например .

Как долго длится обучение в объёме 40, 72, 120, 144, 260 или 520 часов?

Продолжительность обучения зависит только от Вас. При интенсивном изучении курса, своевременной сдаче тестов, письменных отчётов, отправке результатов тестирования и оформленных письменных работ в учебный отдел академии документ об итоговой аттестации возможно получить в течение 1 календарного месяца (программы до 144 часов), 1,5 календарного месяца (260 часов), 3 месяцев (520 часов).
На очных курсах предусмотрена выдача итогового документа в день окончания аудиторных занятий.

Каким образом будем получать материалы обучения?

При очной форме обучения материалы обучения выдаются в первый день занятий, при дистанционной - отправляются на почтовый адрес слушателя курса.

Что необходимо будет сдавать по окончанию курса, будут ли контрольные задания?

Завершает обучение слушателей сдача зачёта в устной форме или тестовой форме, путем выполнения письменного итогового теста. Форму проведения итоговой аттестации выбирает слушатель по согласованию с учебным заведением. Сдача зачёта в устной форме предполагает ответы на вопросы билета (билет содержит 3 вопроса). Система оценок применяемая при сдаче зачёта: зачёт/незачёт. Успешное прохождение итоговой аттестации является необходимым условием для получения слушателем удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки.

Можно ли завершить обучение, не проходя итоговую аттестацию?

Да, конечно. В этом случае слушателю выдается свидетельство или сертификат.

Когда происходит выдача документа об обучении (свидетельства, сертификата, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки)?

При очной форме обучения свидетельство, сертификат выдаются в последний день очных занятий.
Как при очной, так и заочной форме обучения, удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовки выдаются в течение 1-7 дней после прохождения итоговой аттестации.
Подробнее см.: Инструкцию-путеводитель

Как быстро и в каких населенных пунктах может быть организовано очное, а также корпоративное обучение?

Максимально быстро - 1 неделя, в любом населенном пункте России.

Какова величина учебных групп при очном обучении?

Учебная группа может составлять 1 человек, если Заказчик компенсирует минимальные расходы на очное обучение, которые определяются из технического задания на обучение, места проведения обучения и т.п.

Какова величина учебных групп при корпоративном обучении?

Любая по желанию Заказчика, от 1 до 1000 слушателей.

Как определяется стоимость корпоративного обучения?

Стоимость корпоративного обучения определяется на основе технического задания Заказчика. По логике вещей, Заказчик сам определяет максимальную цену договора на корпоративное обучение, а учебное заведение либо подтверждает эту цену либо, в случае участия в запросе предложений, снижает её.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании?

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование, по сути, очень близкие понятия, поскольку преследуют одинаковые цели - расширение области знаний, навыков, получение новой квалификациии и др. Однако между этими понятиями существуют следующие принципиальные отличия. См. .

Что такое незаконченное и неполное высшее образование?

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра. Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения. См. .

Как заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента?

Совершеннолетний студент заключает договор на оказание образовательных услуг от своего имени (ст. 21 ГК РФ). Однако, если студент является несовершеннолетним, образовательное учреждение вправе заключить договор на оказание образовательных услуг с родителями студента. Для заключения договора на оказание образовательных услуг с родителями в пользу студента рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. См. .

Что необходимо учесть при заключении договора об оказании платных образовательных услуг?

Если договор заключает совершеннолетний студент, он сам подписывает его. При этом следует учитывать: если оплачивает обучение не сам совершеннолетний студент, а другое лицо или организация, в договоре также должна быть подпись этого лица. См. .

Как учесть расходы на обучение работника в образовательной организации?

Обучение должно проводиться в интересах работодателя, российской организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность, или иностранной образовательной организацией с соответствующим статусом, по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам. См. .

Что лучше - второе высшее образование или повышение квалификации?

В нашей стране по специальности в соответствии с образовательным назначением первого диплома работает менее четверти обладателей высшего образования. Но что делать, если Вы в первый раз отучились не там, где следовало, и только сейчас поняли, какое именно Вам нужно образование? См. .

Заниматься преподавательской деятельностью в системе образования имеют право дипломированные специалисты, закончившие высшее учебное заведение соответствующего профиля.

В чем отличие свидетельства от сертификата?

Однако наряду с дипломом, право преподавания отдельных дисциплин дает свидетельство особого образца или сертификат, подтверждающий достаточный уровень квалификации.

Определение

Свидетельство – официальный документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации специалиста, имеющего среднее специальное или высшее образование.

Сертификат – официальный документ, который вправе выдать высшее учебное заведение или государственная образовательная структура в качестве подтверждения квалификации специалиста, освоившего специальную программу или предоставившего авторскую разработку такой программы.

Сравнение

Свидетельство получают при прохождении курсов повышения квалификации при региональных или республиканских образовательных центрах, а также при освоении программ переквалификации по одному или нескольким предметам. Свидетельство о прохождении курсов позволяет лицу, получившему его, проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности с последующим подтверждением или повышением квалификационной категории.

Сертификат вручается лицам, самостоятельно подготовившим образовательную программу или разработавшим специальную тему по смежным дисциплинам, актуальность и целесообразность которой научно и методологически доказана.

В этом случае обладатель сертификата может заниматься видом педагогической или преподавательской деятельности, не указанной в дипломе о высшем образовании.

Сертификат также может быть подтверждением профессионального освоения дисциплин, ранее не входивших в обязательные вузовские программы, но необходимых в условиях современной системы образования как вспомогательные.

Выводы TheDifference.ru

  1. Свидетельство – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации специалиста.
  2. Свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации дает право на прохождение аттестации педагогических работников и преподавателей средних учебных заведений.
  3. Для получения свидетельства необходимо освоить общую программу соответствующей подготовки.
  4. Сертификат – документ, который, как правило, выдает высшее учебное заведение. Он подтверждает право заниматься отдельными видами преподавательской деятельности по индивидуальным или авторским программам.

Грамоты, дипломы, сертификаты: правила оформления.

При оформлении грамот, дипломов, сертификатов обычно придерживаются определенных правил. Грамота вручается в торжественной обстановке, отмечая собой важные события и достижения. Поэтому внешний вид этого документа обязан соответствовать своему назначению, быть привлекательным и солидным.

Для изготовления грамот используется плотная бумага, картон или другие высококачественные материалы. Наиболее часто применяется размер листа А4. Чтобы грамоту или сертификат можно было повесить на стену, шрифт должен быть крупным, читаемым, а весь текст – контрастным. Так как любая грамота является документом, должны присутствовать средства защиты или их стилизация: сложный орнамент и т.д. Мы предлагаем индивидуальное изготовление грамот, дипломов и сертификатов из сусального золота 960 пробы.

Особое внимание необходимо уделять смысловому содержанию и расположению текста. Как правило, вверху грамоты находится логотип или фирменный знак компании. Чуть ниже располагается полное наименование организации. Сокращения © источник goldturtle.ruв названии не допускаются. Далее следует поле для указания фамилии, имени, отчества награждаемого. Основной текст сообщает причину награждения. При его написании придерживаются делового стиля. Под основным текстом располагается личная подпись руководителя с расшифровкой. В левом нижнем углу находится место для печати.

Приводим пример текста почетной грамоты:

Логотип компании

Название компании

Почетная грамота

Награждается

Иванов Иван Иванович

За высокий профессионализм и большой вклад в развитие компании.

Генеральный директор подпись расшифровка

г. Бобруйск – 2009г.

По этому же принципу составляются и сертификаты.

В переводе с английского языка, certificate – письменное удостоверение, свидетельство.

Приведем пример обычного сертификата, выдаваемого слушателю курсов повышения квалификации:

Логотип компании (учебного заведения)

Название компании (учебного заведения)

Сертификат

Настоящим подтверждается, что

Иванов Иван Иванович

Окончил курс обучения «Основы работы консультанта»

Программа курса:

Теоретические основы работы консультанта

— Практические занятия

20.01.2009 — 27.01.2009

г. Москва

Руководитель компании (учебного заведения) подпись расшифровка

Данные рекомендации не являются обязательными. Вид и назначение сертификатов и грамот могут быть самыми разными. Опытный исполнитель в каждом конкретном случае всегда предложит наилучший вариант дизайна, с учетом всех пожеланий заказчика.

Традиция вручения грамот поддерживается во всем деловом мире. Это неудивительно: ведь грамота, сертификат, диплом или другой подобный документ служит подтверждением профессиональных достижений своего владельца. Грамота или диплом в кабинете руководителя, врача, консультанта, бухгалтера, – является документальным подтверждением его профессиональных успехов, значительно повышает авторитет и имидж компании в целом. Вручение грамот лучшим сотрудникам активизирует здоровую конкуренцию в коллективе, способствует творческому и производственному подъему.

Отдельно следует упомянуть шуточные грамоты и дипломы, вручаемые в качестве подарка на корпоративном или семейном празднике. Шуточная грамота похожа на настоящий документ.

Чем отличается сертификат от декларации соответствия

Поэтому все поздравления и пожелания пишутся в нарочито официальном тоне. Текст может быть смешным, романтическим, трогательным. Главное – найти нужные слова, подчеркнуть то, что Вы цените в этом человеке. В оформлении приветствуются красочность, оригинальность, выразительные цветовые решения. Успех зависит лишь от Вашей фантазии и мастерства изготовителей. Также в настоящее время популярна идея именных дипломов, выполненных «под старину» и рассказывающих о значении и происхождении определенного имени или фамилии. Любому человеку будет интересен и приятен такой необычный подарок. Создание грамот – это особое искусство, которому во все времена придавалось большое значение. Качественно выполненная, красивая грамота с правильно составленным текстом долгие годы будет доставлять радость своему владельцу.

Вам необходимо изготовить подарочный сертификат, грамоту, свидетельство, диплом или наградной лист?

Рады предложить Вам изготовление грамот и сертификатов из золота высшей пробы!

Мы рады предложить Вам на выбор коллекцию готовых шаблонов различных направлений.

Выберете любой понравившийся Вам вариант и свяжитесь с нами!

Напоминаем, что сувениры изготавливаются из золота 960 пробы.

Возможны различные варианты оформления (паспарту и багет) по желанию.

Что даёт диплом или сертификат об окончании курсов

Вопросы-ответы

Еще статьи по теме

Чем отличается свидетельство от сертификата

Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела - на естественнонаучное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от «хомо» - человек) знание, знание о человеке и духовных продуктах его деятельности. Помимо этого существует техническое знание - знание о специфических материальных продуктах человеческой деятельности (табл. 5.2.).

Типология наук

Таблица 5.2

Как следует из определения, различия между естественнонаучными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что первые основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек - субъект), при преимущественном внимании, уделяемом объекту, а вторые имеют отношение прежде всего к самому субъекту.

Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т.е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Другой крупный комплекс наук - гуманитарных, напротив, всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии гуманитарных наук наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т.п.

Итак, основные различия между естественными, гуманитарными и техническими науками заключаются в том, что естествознание изучает мир, как он существует независимо от человека, гуманитарные науки изучают духовные продукты человеческой деятельности, а технические - материальные продукты человеческой деятельности.

Однако провести четкую грань между естественными, гуманитарными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и гуманитарных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических - бионика, а комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и гуманитарные, и технические разделы, является социальная экология.

Отдельно от трех циклов наук существует математика, которая также подразделяется на отдельные дисциплины. Из трех циклов математика ближе всего к естествознанию, и связь эта проявляется в том, что математические методы широко используются в естественных науках, особенно в физике.

Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия можно объединить одним словом - «концепции». Выяснив основные особенности современной науки, можно дать определение естествознанию. Это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.

Предмет естествознания - факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств или приборами, которые являются их продолжением. Задача ученого - обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать: 1) факты опыта, 2) эмпирические обобщения, 3) теории, которые формулируют законы науки. Явления, например тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например закон всемирного тяготения, - варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Соотношение чувств и разума в процессе нахождения истины - сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт в конечном счете является решающим аргументом принятия данной теории.

Первой наукой стала астрономия (от греч. «астрон» - звезда и «номос» - закон) - наука о строении и развитии космических тел и их систем. Обратим внимание на то, что второй корень в названии этой науки - номос, а не логос - знание, как обычно в названии наук (биология, геология и т.п.). Это объясняется историческими причинами. Дело в том, что в данный период уже существовала астрология, которая не была наукой, а занималась составлением гороскопов (это продолжает оставаться модным и в наши дни, и во многих изданиях публикуются астрологические прогнозы). Чтобы отличить научные исследования Вселенной от ненаучного, потребовалось новое название, в котором присутствует слово «закон», отражающее тот факт, что наука нацелена на изучение законов развития и функционирования мира. Первой подлинно научной теорией стала гелиоцентрическая система мира, созданная польским ученым Н. Коперником.

В XVII веке появилась физика (от греч. «фюзис» - природа). Название объясняется тем, что в Древней Греции под физикой понимали науку, изучающую все объекты природы. По мере появления других естественных наук предмет физики ограничивался. Первой из физических дисциплин была механика - наука о движении естественных тел, а первыми ее крупными достижениями стали законы движения английского ученого И. Ньютона и открытый им же закон всемирного тяготения. Также в XVII в. появилась химия - наука о составе и строении тел, а в XVIII в. - биология (от греч. «биос» - жизнь) как наука о живых телах.

Гуманитарные науки, частью которых являются социально-гуманитарные (общественные) - науки, изучающие общество, стали развиваться позже. Первая из них - социология, название которой предложил О. Конт по аналогии с названием науки о живой природе - биологии. То, что предложил новую науку именно Конт, не случайно. Он был основателем нового философского направления - позитивизма и считал, что человеческое мышление прошло в своем развитии три этапа - теологический, метафизический и позитивный (научный), последний более плодотворный, поскольку основывается на эмпирической (опытной) проверке гипотез и теорий, открывая законы природы. По Конту, научное мышление сначала утверждалось в исследовании природы. Возникли естественные науки - астрономия, физика, химия, биология. Затем научный подход должен был восторжествовать и в изучении общества, а наука о закономерностях общественного развития может быть названа социологией.

Однако если сейчас определить социологию как науку об обществе, то это будет не точно. Дело в том, что в XIX-XX вв. появились другие науки, изучающие отдельные общественные явления. В первой половине XIX в. появилась политология, а во второй половине XIX в. - этнография, позже, в середине XX в., - культурология и другие гуманитарные науки. Это закономерный процесс развития науки. Когда-то физика возникла как наука о природе, но если сейчас назовем ее наукой о природе, то будем не правы. Теперь это одна из наук о природе, поскольку появились другие - астрономия, химия, биология. Чтобы отличить физику от других наук о природе, следует дать более точное определение. То же нужно сделать и в отношении социологии.

Различие между естественнонаучным и гуманитарным знанием глубоко заложено в различии их методологии. В методологии - учении о методах, подходах, способах научного исследования - утверждается, что каждой науке присуща своя особая методология. Различие между объяснением (как методологией естественных наук) и пониманием (как методологией гуманитарных наук) станет яснее, если рассмотреть ситуацию становления методологии в социологии. Социология, по Конту, признает приоритет целого над частью и синтеза над анализом. Этим ее методология отличается от методологии наук о неживой природе, в которой, наоборот, имеет место приоритет части над целым и анализа над синтезом.

После того как была сформулирована задача создания социологии, следующим стало внедрение в социологические исследования научного метода, который был сформулирован в естественных науках. То, что в Новое время Ф. Бэкон требовал для развития науки, Э. Дюрк- гейм повторил для социологии, поставив задачу выявить «основания опытного порядка», которые должны быть частью гуманитарной науки. Речь шла о статусе эмпирического уровня исследований в социологии. В книге «Метод социологии» Дюркгейм впервые сформулировал четкое представление о методологии социологии, которое в общих чертах содержалось в учении Конта, но не было развернуто с такой исчерпывающей полнотой. Дюркгейма можно считать родоначальником методологии социологии, поскольку он первый определил условия, при которых исследование становится научным.

В своих методологических работах Дюркгейм подчеркивал, что социологи должны столь же непредвзято изучать свой предмет, как естествоиспытатели. «Таким образом, наше правило... требует только одного: чтобы социолог погрузился в состояние духа, в котором находятся физики, химики, физиологи, когда они вступают в новую, еще неисследованную область своей науки» . Дюркгейм выделяет две формулы, призванные обосновать наличие предмета социологии и его доступности эмпирическому исследованию. Первое: социальные факты следует рассматривать как вещи, т.е. наблюдать социальные факты извне - объективно как существующие независимо от сознания исследователя. Подобная точка зрения получила название позитивизма в социологии.

Сам Дюркгейм предпочитал слово «рационализм». Социальные факты, считал он, обладают свойствами, которые не содержатся в сознании человека, так как общество не сводится к совокупности его членов. Дюркгейм утверждал, что общество - не просто сумма индивидов, а система, созданная их объединением, особая реальность с присущими ей признаками. Поэтому и объяснять общественную жизнь должно социологическими, а не психологическими или какими-либо другими причинами. Между психологией и социологией, по Дюркгейму, такой же разрыв, как и между биологией и физикохимическими науками. Таким образом, Дюркгейм обосновывал свой подход наличием особых эмерджентных свойств социальных систем, образующихся за счет социокультурного взаимодействия, изучаемого социологией.

Дюркгейм также сформулировал соотношение теоретических исследований и практических рекомендаций. «Однако возвыситься до этого идеала мы сможем лишь после того, как будем наблюдать действительность и из нее выделим этот идеал» . В методологии Дюрк- гейма большое значение имели классификации, которые стояли у него после формулирования гипотезы.

Позитивистскому подходу в социологии противостоял подход М. Вебера, который принимал во внимание фундаментальные отличия предмета гуманитарных наук от естественных: 1) большая сложность социальных систем; 2) социальная реальность зависит как от объективных, так и от субъективных факторов; 3) в социальное исследование включены личные, групповые и идеологические интересы; 4) возможности эксперимента в общественных науках ограничены как в смысле получения результатов, так и в смысле их проверки, и часто приходится удовольствоваться наблюдением.

Эти отличия по предмету определяют специфику гуманитарных наук. Она характеризуется следующими чертами: 1) историчность - когда объектом познания становится человек, совершенно закономерно проявлять интерес к особым чертам индивида, общности, эпохи; 2) связь с культурой - потребность в понимании ценностей, которыми руководятся люди, творящие культуру (ценностное суждение субъективно, но учет ценностей необходим в гуманитарных исследованиях для их организации и отбора фактов); 3) в гуманитарных науках речь идет не о гипотетико-дедуктивной системе, как в естественных, а о совокупности толкований, каждое из которых основывается на отборе фактов и неразрывно связано с системой ценностей; 4) если в естественных науках объяснить наблюдаемые феномены можно посредством математических по форме и характеру посылок и понимание носит, таким образом, опосредованный характер, то в гуманитарных науках понимание оказывается непосредственным, поскольку человеческое поведение - внешне проявляемая осмысленность наделенных разумом индивидов.

Специфика социологии как науки привела М. Вебера к выводу, что в то время как естественные науки нацелены на объяснения, общественные - на понимание-. «Все социальное, значимое человеческое поведение является выражением мотивированных психических состояний, что вследствие этого обществовед не может быть удовлетворен наблюдением социальных процессов просто как последовательности „внешним образом связанных между собой" событий и что установление корреляций или даже универсальных связей в этой последовательности событий не может быть его конечной целью. Напротив, он должен конструировать „идеальные типы" или „модели мотиваций", - термины, в которых он стремится „понять" явное социальное поведение» . По мнению Вебера, поиск истины в социологии невозможен без чувственного отношения к объекту исследования, переживания и «вживания» в него. М. Вебер назвал социологию «понимающей» наукой, т.е. ищущей смысл социальных действий людей. «Понимающая социология» рассматривает явления изнутри, но не с точки зрения их физических или психологических свойств, а с точки зрения их смысла.

Цель гуманитарных наук, по Веберу, двоякая: дать объяснение причинных связей, а также понимающую интерпретацию поведения человеческих общностей. В начале гуманитарного исследования следует построить идеально-типическую конструкцию индивидуального исторического события. М. Вебер ввел методологически важное в социологии понятие «идеального типа». Идеальный тип связан с категорией понимания, поскольку всякий идеальный тип - это установление осмысленных связей, свойственных какой-либо исторической целостности или последовательности событий. В идеальном типе вычленяются не общие для всех исторических индивидуальностей черты и не усредненные характеристики, а типичные признаки явления как такового. Идеальный тип не следует путать с идеалом. Идеальный тип соотносится с действительностью, в то время как идеал приводит к оценочному суждению. Может быть идеальный тип любого явления, в том числе негативного.

Чтобы легче понять, что такое идеальный тип, полезно сопоставить его с типами, изображаемыми в художественных произведениях: типом лишнего человека, помещика, тургеневской девушки и т.д. Надо только иметь в виду, что создание типов в произведениях искусства есть конечная цель, в то время как в социологических исследованиях это только средство построения теории. Вебер особенно подчеркивал, в противоположность позитивизму, что «идеальные типы» не извлекаются из эмпирической реальности, а конструируются теоретически. Они - особый вид эмпирических обобщений. Итак, гуманитарные науки являются одновременно и понимающими, и причинными. Так соединяются две цели гуманитарного исследования - объяснить и понять. Если Конт обосновал необходимость социологии как науки, Дюркгейм - ее несводимость к другим наукам, ее самостоятельный статус, то Вебер обосновал специфику социологии.

Можно считать, что в современной социологии оба подхода дополняют друг друга. Признается, что социология «является одновременно и понимающей, и объясняющей. Понимающей, поскольку она выявляет логику или подразумеваемую рациональность индивидуальных или коллективных поступков. Объясняющей - потому что она выстраивает закономерности и частные, единичные поступки включает в целостности, которые придают им смысл» . Таким образом, в полноценном гуманитарном исследовании позитивная (рациональная) позиция ученого не обязательно должна противостоять включению его чувств. Целостное исследование может быть проведено только целостным человеком. Поэтому оба методологических подхода могут применяться совместно.

  • Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, назначение. С. 13.
  • Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 41.
  • Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 528.
  • Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993. С. 595.

Определяя место естествознания в современной культуре, необходимо отметить, что современная наука имеет сложную организацию. Все многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук - естественных, гуманитарных, технических и др.

Естествознанием называют систему научных знаний о природе. К естественным наукам относят такие предметы как: химию, физику, биологию, физиологию, геологию, механику, электротехнику и др.

Физика (греч. ta physika - от physis - природа) - это наука о природе, которая изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. По изучаемым объектам физика подразделяется на: физику элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, твердого тела, плазмы и т.д.

К основным разделам теоретической физики относятся: механика, электродинамика, термодинамика, оптика, статистическая физика, теория относительности, квантовая механика, квантовая теория поля.

Физика начала развиваться еще до н. э. В XVII веке создается классическая механика, в которую внёс свой вклад И. Ньютон. К концу XIX века было в основном завершено формирование классической физики.

В начале XX века в физике происходит революция, она становится квантовой и свои преобразования в неё внесли такие учёные как - М.Планк, Э.Резерфорд, Н.Бор.

В 20-е гг. была разработана квантовая механика - последовательная теория движения микрочастиц. Одновременно появилось новое учение о пространстве и времени - теория относительности А. Эйнштейна, физика делается релятивистской.

Во второй половине XX века происходит дальнейшее существенное преобразование физики, связанное с познанием структуры атомного ядра, свойств элементарных частиц, конденсированных сред. Физика стала источником новых идей, преобразовавших современную технику: ядерная энергетика (Н. В. Курчатов), квантовая электроника (Н. Г. Басов, А. М. Прохоров и Ч. Таунс), микроэлектроника, радиолокация и другие возникли и развились в результате достижений физики.

Физика - одна из наиболее развитых и древних наук, которая определяет развитие естествознания. Физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, которые управляют течением процессов в окружающем нас мире и во Вселенной в целом. Затем расширение круга исследуемых явлений привело к её разделению; постепенно стали появляться новые науки о природе, например, электротехника, механика, статистическая физика, термодинамика и т.д. Физики вовсе не изучают природу непосредственно, они не занимаются явлениями природы. Физик-экспериментатор, ставя эксперимент, смотрит на движение каких-то стрелок, изучает фотографии треков каких-то частиц, и тому подобное. Физик-теоретик что-то пишет на бумаге, делает какие-то вычисления, приходит к каким-то выводам о результатах тех или иных экспериментов. Вот непосредственно чем занимаются физики.

Прежде чем ставить эксперимент или производить какие-то вычисления, человек создает в своем уме некую модель тех явлений, которые он хочет изучить, исследовать. Анализируя модель, физик делает вывод, каким должен быть результат эксперимента. Он ожидает, что если собрать такой-то прибор, то стрелки будут показывать то-то и то-то. Он собирает такой прибор, ставит эксперимент и убеждается, что стрелки ведут себя нужным образом. Он с удовлетворением говорит, что его модель достаточно точно отражает исследуемое явление. Аналогично, теоретик, имея запас некоторых законов природы, - или придумывая новый закон, - делает из него выводы и смотрит, согласуются ли эти выводы с тем, что получает экспериментатор. Именно так работают физики. Таким образом, основное в деятельности естествоиспытателей - это исследование окружающего мира, через его моделирование.

Химия - наука, изучающая превращение веществ, которые сопровождаются изменением их состава и строения. Современная химия - это настолько обширная область естествознания, что многие её разделы представляют собой самостоятельные, хотя тесно взаимосвязанные научные дисциплины.

Биология - это совокупность наук о живой природе, о многообразии вымерших и сейчас населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

Геология - это наука, которая изучает специфику планетного вещества Земли. Таким образом, можно сказать о том, что к XIX веку сложилась совокупность наук о природе, которая стала называться такой наукой как - современное естествознание.

Наиболее тесно к естественным наукам всегда примыкали гуманитарные науки, которые занимались исследованием явлений духовной жизни общества. Гуманитарные науки - это системы знаний, предметом которых выступают духовные ценности общества. К ним могут относиться такие общественные науки как: история, философия, право, политэкономия, филология и т.д. Науки, которые относятся к естественным и гуманитарным группам, равноправны между собой, поскольку каждая решает свои задачи. Эти две группы наук имеют как исходные черты, так и отличия в используемых методах, объектах. Различия в объектах исследований естественных и гуманитарных наук долгое время приводили к отрицанию значения тех или иных методов естествознания для гуманитарных культур. Но в последние годы ученые-гуманитарии стали применять в своих исследованиях методы естествознания. Таким образом, противостояние сменяется взаимопониманием и взаимоиспользованием методов культур.

Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знания о природе постоянно совершенствуются, отличаются высокой степенью объективности. Представляет собой наиболее достоверный слой массива человеческого знания, которое имеет большое значение для существования человека и общества. И помимо этого, это глубоко специализированные знания. Значение гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определённой социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знаний об объекте и оценке полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в том что, во-первых, они имеют единые корни, которые выражены в потребностях интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для саморазвития и совершенствования, во-вторых, происходит информационный обмен современными технологиями: использование математического аппарата, компьютерных технологий в искусстве, затем гуманитарная культура влияет на определение приоритетов в развитии естественнонаучных знаний, формирует теорию познания. Также эта взаимосвязь выражается в том, что эти две науки взаимообусловливают друг друга в своём развитии, они также представляют собой разные части разветвлённого научного знания и выражают единство познания человеком природы и общества.

Технические науки -- комплекс наук, которые исследуют явления, важные для развития техники, или её саму (изучает техносферу). Огромный вклад в развитие технических наук сделали великие инженеры древности: Архимед, Герон, Папп Леонардо да Винчи, Витрувий. Одними из первых технических наук стали механика, которая долгое время существовала в тени физики, и архитектура. С начала индустриальной революции появилась необходимость академического изучения техники и технологий. Одним из первых образовательных учреждений в области технических наук стала Политехническая школа Гаспара Монжа, основанная в 1794. Началась сциентизация инженерного знания. В XIX веке появилась электротехника, а в XX веке -- радиотехника, космонавтика, робототехника и так далее.

Технические науки занимают промежуточное положение, так как техника является продуктом человеческого духа и не встречается в природе но, тем не менее, она подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные объекты. К ней относятся такие предметы как:

Механика - это наука о движении и силах, которые вызывают движение. В узком смысле - это техническая наука, выделившаяся из прикладной физики. Предельными случаями механики являются небесная механика (механика движения небесных тел и гравитации) и квантовая механика (механика элементарных частиц и других малых тел).

Электротехника - это техническая наука, которая изучает получение, распределение, преобразование и использование электрической энергии.

Ядерная энергия - это энергия, получаемая при делении ядер и используемая для совершения полезной работы.

Развитие не только технической науки, но и всех остальных привело к научно-технической революции, в результате чего сама наука в целом стала производительной силой и большими успехами стала покорять природу и самого человека как часть природы.

Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомная), новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в данный момент наука в целом стала представлять собой не только средство решения проблем человеческого существования, но и часть культуры, которая содержит определённую совокупность знаний об окружающем нас мире.

В процессе познания окружающего мира и самого человека формируются различные науки. Естественные науки – науки о природе – формируют естественно-научную культуру, гуманитарные – художественную (гуманитарную) культуру.

На начальных стадиях познания (мифология, натурфилософия) оба этих вида наук и культур не разделялись. Однако постепенно каждая из них разрабатывала свои принципы и подходы. Разделению этих культур способствовали и разные цели: естественные науки стремились изучить природу и покорить ее; гуманитарные своей целью ставили изучение человека и его мира.

Считается, что методы естественных и гуманитарных наук также преимущественно различны: рациональный в естественных и эмоциональный (интуитивный, образный) в гуманитарных. Справедливости ради надо заметить, что резкой границы здесь нет, поскольку элементы интуиции, образного мышления являются неотъемлемыми элементами естественнонаучного постижения мира, а в гуманитарных науках, особенно в таких как история, экономика, социология, нельзя обойтись без рационального, логического метода.

В Античную эпоху преобладало единое, нерасчлененное знание о мире (натурфилософия). Не существовало проблемы разделения естественных и гуманитарных наук и в эпоху Средневековья, хотя в то время уже начался процесс дифференциации научного знания, выделение самостоятельных наук. Тем не менее, для средневекового человека Природа представляла собой мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога, т.е. познание мира было, прежде всего, познанием Божественной Мудрости.

В эпоху Нового времени (XVII – XVIII вв.) началось исключительно быстрое развитие естествознания, сопровождавшееся процессом дифференциации наук. Успехи естествознания были настолько велики, что в обществе возникло представление об их всесильности. Мнения и возражения представителей гуманитарного направления зачастую игнорировались. Рациональный, логический метод познания мира стал определяющим. Позже наметился своего рода раскол между гуманитарной и естественнонаучной культурой.

Этапы познания Природы

История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная с древних времен, человечество прошло три стадии и вступает в четвертую.

1. На первой стадии сформировались общие синкретические, т.е. нерасчлененные представления об окружающем мире как о чем-то целом. Именно тогда появилась натурфилософия ‒ философия Природы, содержавшая идеи и догадки, ставшие в XIII – XV столетиях зачатками естественных наук. В натурфилософии господствовали методы наблюдения, но не эксперимента. Именно на этом этапе возникли представления о мире как развивающемся из хаоса, эволюционирующем.

2. Вторая стадия – аналитическая – характерна для XV – XVIII веков. На этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией). Естественное стремление исследователей ко все более глубокому проникновению в детали разнообразных природных объектов привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Например, химия сначала была разделена на органическую и неорганическую, затем появились физическая, аналитическая химия и т.д. Сегодня этот перечень очень велик. Для аналитической стадии характерно явное преобладание эмпирических (полученных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими. Важной особенностью аналитической стадии является опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов в Природе. Особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась неизменной, окостенелой, вне эволюции.

3. Третья стадия – синтетическая. Постепенно, в течение XIX – XX вв., стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т.е. наступила третья, так называемая синтетическая стадия.

4. Ряд исследователей считает, что в наши дни начинает осуществляться четвертая – интегрально-дифференциальная – стадия, на которой рождается действительно единая наука о природе.

Примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы не исключает проявления всех только что перечисленных особенностей аналитического периода. Более того, процессы дифференциации естественных наук ныне усиливаются, а объем эмпирических исследований резко возрастает. Но как то, так и другое теперь происходит на фоне все более усиливающихся интегративных тенденций и рождения универсальных теорий, стремящихся все бесконечное разнообразие природных явлений вывести из одного или нескольких общетеоретических принципов. Таким образом, строгих границ между аналитической и синтетической стадиями изучения Природы нет.

Естественно-научные революции

Что же представляет собой естественнонаучная революция? Обычно выделяют ее три основные черты:

1) крушение и отбрасывание идей, ранее господствовавших в науке;

2) быстрое расширение знаний о природе, вступление в новые ее области, ранее недоступные для познания; здесь важную роль играет создание новых инструментов и приборов;

3) естественнонаучную революцию вызывает не само по себе открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них; другими словами, революция совершается в сфере теорий, понятий, принципов, законов науки, формулировки которых подвергаются коренной ломке.

Для того чтобы вызвать революцию в науке, новое открытие должно носить принципиальный, методологический характер, вызывая коренную ломку самого метода исследования, подхода и истолкования явлений природы.

Естественнонаучные революции имеют важную черту. Новые теории, получившие свое обоснование в ходе естественнонаучной революции, не опровергают прежние, если их справедливость была достаточно обоснована. В этих случаях действует так называемый принцип соответствия:

Старые теории сохраняют свое значение как предельный и в известном смысле частный случай новых, более общих и точных.

Так, классическая механика Ньютона является предельным, частным случаем теории относительности, а современная теория эволюции не опровергает теорию Дарвина, но дополняет и развивает ее и т.п.

Первой глобальной естественнонаучной революцией, преобразовавшей астрономию, космологию и физику, было создание последовательного учения о геоцентрической системе мира.

Вторая глобальная естественнонаучная революция представляла собой переход от геоцентризма к гелиоцентризму, а от него к полицентризму, т.е. учению о множественности звездных миров.

Третья глобальная естественнонаучная революция означала принципиальный отказ от всякого центризма, отрицание наличия какого-либо центра у Вселенной. Эта революция связана, прежде всего, с появлением теории относительности А. Эйнштейна, т.е. релятивистской (относительной) теорией пространства, времени и гравитации.

Четвертая глобальная естественнонаучная революция предполагает некий синтез общей относительности с квантовыми (дискретными) представлениями о строении материи в единую физическую теорию наподобие уже создаваемой в наше время единой теории всех фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, слабого и сильного. Эта революция фактически еще не осуществлена. Но многие исследователи считают, что недалеко то время, когда о ней будут говорить как о свершившемся факте.

Научная картина мира

Научная картина мира (НКМ) включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса.

В отличие от строгих теорий, научная картина мира обладает необходимой наглядностью.

Научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное их обобщение, мировоззренческий синтез различных научных теорий.

В истории науки научные картины мира не оставались неизменными, а сменяли друг друга, таким образом, можно говорить об эволюции научных картин мира. Наиболее наглядной представляется эволюция физических картинмира : натурфилософской – до XVI – XVII вв., механистической – до второй половины XIX в., термодинамической (в рамках механистической теории) в XIX в, релятивистской и квантово-механической в XX веке. На рисунке схематично представлено развитие и смена научных картин мира в физике.

Физические картины Мира

Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук, например, физическая, биологическая и т.п.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...