Функциональные обязанности тифлопедагога доу.

«Воинская обязанность» - Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

«Обязанности родителей и детей» - Что обязан делать каждый ребенок. 2. Уважать распорядок дня родителей. Обязанности родителей в воспитании ребенка обязанности детей по отношению к родителям. Обязанности детей по отношению к родителям. 6. Говорить только тогда, Контролировать надлежащее посещение ребёнком образовательного учреждения.

«Рабочая программа» - Структура учебных программ: Авторская программа -. Заместитель директора по учебной работе. Нормативная; Целеполагающая; Содержательная; Процессуальная; Оценочная; Рабочая учебная программа -. Требования к уровню усвоения предмета. Контроль уровня обученности. Рабочая программа: требования, структура, общие положения.

«Обязанности гражданина» - С.Смайлс, английский писатель. 1. Приобретение гражданства по рождению. 2.Прием в гражданство (натурализация). Воинская обязанность. Права и обязанности гражданина РФ. Гражданство РФ. Воинская обязанность гражданина РФ включает: Гражданин Российской Федерации. Налогоплательщики имеют право: Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки.

«Права и обязанности ученика» - Ученик не должен кого либо оскорблять или обижать. Ученик на уроке обязан молчать. Права ученика. Обязанности ученика на перемене. Ученик не имеет прав трогать чужие вещи. На перемене ученик обязан не орать и не бегать Ученик не должен драться. Обязанности ученика. Обязанности ученика на уроке. Права и обязанности ученика.

«Обязанности человека» - Построй свою жизнь, как ты хочешь! Платон. Узбекская сказка "Глаза и лоб". А какие обязанности у учеников? Что ответил Мастер своему ученику? " Уважен, хочешь быть, умей других уважать". Живи разумно полезно для себя и приятно для других! Прислушиваться совету старших необходимо.

Данное пособие содержит авторскую программу организации и содержания работы тифлопедагога дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями зрения. Пособие содержит памятку начинающему тифлопедагогу, функциональные обязанности, примерный график и содержание работы тифлопедагога, рекомендации по ведению документации, разъяснения к реализации программы Плаксиной Л.И. в процессе коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы и т.д.
Рекомендации будут полезны студентам факультета коррекционной педагогики, обучающимся по специальности «031500 Тифлопедагогика» квалификация: «учитель-тифлопедагог», тифлопедагогам, старшим воспитателям, воспитателям, заведующим дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения.

Функциональные обязанности тифлопедагога ДОУ.
1. Организует свое рабочее место, место работы ребенка, оформляет кабинет с учетом реализуемой программы.
2. Создает развивающую среду в группе с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей воспитанников.
3. Создает методический и дидактический комплексы, включающие в себя каталог по интересующей периодике (журналы «Дефектология». «Развитие и воспитание детей», «Дошкольное воспитание» и др.). специальной литературе, а также конспекты занятий, развивающие игры, оформление которых должно соответствовать офтальмо-гигиеническим требованиям.
4. Ведет соответствующую документацию.
5. Проводит самоанализ деятельности в конце каждого учебного года.
6. Два раза в год проводит обследование детей: 1-ый раз в сентябре. 2-ой раз в апреле - проводит обследование всех детей; в феврале делает промежуточный срез - обследует только тех детей, которые, по мнению тифлопедагога, требуют особого внимания (трудно усваивают программный материал или. наоборот, могут выполнять дополнительные задания к основной программе).
7. Собирает сведения медицинских специалистов о состоянии здоровья ребенка. Обследует уровень познавательных возможностей детей.
8. На основе полученных данных составляет информационно-диагностическую карту на каждого ребенка.СОДЕРЖАНИЕ

Содержание
Памятка начинающему тифлопедагогу
Функциональные обязанности
График и примерное содержание работы тифлопедагога
Разъяснения к реализации программы Плаксиной Л.И
Информационно-диагностическая карта
Карта развития ребенка
Тематическое планирование
Примерные конспекты коррекционных занятий
Вопросы к самоанализу деятельности тифлопедагога
Словарь специальных терминов
Список используемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ, Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения, Методические рекомендации, Дружинина Л.А., 2008

Должностные обязаности коррекционного педагога (тифлопедагога) в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

Коррекционный педагог организует, возглавляет и непосредственно осуществляет проведение коррекционно-педагогической работы (коррекционно развивающей, коррекнионно-воспитательной и психокоррекционной) в грзтше детей с нарушениями зрения.

Участвует (по необходимости) в работе психолого-медико-педагогической консультации (в психолого-педагогическом исследовании зрительных особенностей ребенка и составлении заключения, отражающего педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него зрительных возможностей).

Проводит психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения (в начале учебного года - исходного уровня развития, в конце - динамики развития) и на его основе составляет характеристику и индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания для каждого ребенка группы, обеспечивающую адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Комплектует группы и подгруппы детей для организации коррекционной работы. Планирует проводит подгрупловые, малогрулповые и индивидуальные занятия с детьми(с косоглазием и амблиопией, слабовидением. слепотой, сложной структурой дефекта) по развитию зрительного восприятия, развитию осязания мелкой моторики, ориентировке в пространстве и мобильности, социально-бытовой ориентировке, тифлографике, развитию невербальных средств обаяния. Осуществляет подбор и использование разнообразного наглядно-дидактического материала, специальных тифлотехннческих и вспомогательных оптических средств в соответствии с этапами лечения, рекомендациями врача-офтальмолога, индивидуальными возможностями у детей и программным содержанием занятий.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, логопедом , психологом, музыкальным работником, инструктором по лечебной физкультуре и медицинским персоналом (врачом-офтальмологом, психиатром , медсестрами-ортоптистками). Учитывает рекомендации специалистов при индивидуально-дифференцированном подходе в процессе коррекционной работы с детьми.

Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями (индивидуальные консультирования; индивидуальные практикумы по поучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящим коррекционную направленность; открытые индивидуальные и подгрупповые занятия, участия в родительских собраниях с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения).

Ведет документацию (карту обследования на каждого ребенка, индивидуальные планы работы, перспективный и календарный планы и др.); для обмена опытом и повышения квалификации принимает участие в работе педагогических советов и методического кабинета ДОУ, методических объединений округа и города.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога-психолога

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и
региональных органов управления образованием по вопро­сам образования;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда , здравоохранения, профориентации, занятости обу­чающихся (воспитанников) и их социальной защиты ;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

Основы доврачебной медицинской помощи.

1.5.Педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

1.6. Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь
и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное прика­зом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соот­ветствующие права и несет ответственность за качественное и
своевременное исполнение возложенных на него обязаннос­тей.

II . Должностные обязанности

Педагог-психолог:

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществле­ния своей деятельности, - в пределах, определенных админист­ративным, уголовным и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, опре­деленных трудовым и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

ВОСПИТАТЕЛЬ (ВКЛЮЧАЯ СТАРШЕГО)

7-14й разряды

Должностные обязанности. Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования , вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

Организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде. Способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей). Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса. При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей). Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу , обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческой инициативы. Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников. Детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Тифлопедагог ОУ для детей с нарушением зрения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. Тифлопедагог осуществляет свою работу по следующим направлениям.

Тифлопедагогическое обследование воспитанников и учащихся.

Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

Участие в методической работе ОУ.

Работа с родителями детей, посещающих ОУ.

Тифлопедагогическое обследование .

Чтобы коррекционное обучение ребенка было эффективным, тифлопедагог должен иметь полное представление об особенностях развития каждого ребенка, о его возможностях участвовать в процессе обучения. Такие представления тифлопедагог получает в результате тифлопедагогического обследования детей. Тифлопедагогическое обследование каждого ребенка проводится в начале, середине и конце учебного года .

Предварительно тифлопедагог изучает всю медицинскую документацию каждого ребенка (общую медицинскую карту, офтальмологическую карту, заключение МПК, психолого-педагогическую и тифлопедагогическую характеристики ребенка, составленные учителями-дефектологами детского сада, который он посещал, выписки из стационарных медицинских учреждений, где проводилось лечение зрения или обследование ребенка).

Важнейшее требование, предъявляемое к диагностике ребенка с нарушением зрения – она должна быть комплексной . Необходимо привлечение данных о ребенке, полученных всеми специалистами (врач-педиатр, невропатолог, офтальмолог, тифлопедагог, логопед, психолог, учитель, воспитатель).

При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям , используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Тифлопедагогическое обследование включает : изучение восприятия цвета, формы, величины; сложной формы; зрительного внимания; восприятия пространства; ориентировки в пространстве; предметных представлений; восприятия сюжетных изображений. Обращает внимание на развитие других психических процессов, особенности осязания и мелкой моторики, навыки СБО.

Для диагностического обследования, тифлопедагог подбирает соответствующий материал : натуральные предметы, игрушки, предметные и сюжетные изображения, Этот материал должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым к пособиям для работы с детьми, имеющими патологию зрения. Так, натуральные предметы должны быть не большими, удобными для зрительного и осязательного обследования, с четко выраженными характерными признаками; игрушки – те, которые реально передают внешний вид, особенности строения, основные детали, правильное соотношение частей изображаемых предметов; игрушки, изображающие животных, должны правдиво отображать их внешний вид (строение, соотношение частей, окрас); предметные изображения должны быть контрастными по отношению к фону, без лишних деталей и с четким контуром; на сюжетных изображениях должны быть хорошо выделены передний (ближний, средний и задний (дальний) планы. Изображение не должно быть загружено деталями, не передающими содержание сюжета.



Проводится тифлопедагогическое обследование детей, как правило, индивидуально . В ряде случаев (например, когда нужно выявить особенности взаимодействия детей, умения общаться, особенности поведения в коллективе, умение общаться и участвовать в коллективных играх и т.д.) тифлопедагогическое обследование проводится с подгруппами или со всей группой детей.

Тифлопедагогическое обследование проводится в помещении, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Это может быть кабинет тифлопедагога или помещение группы (когда остальные дети на прогулке), если ребенок чувствует себя там увереннее.

На основании результатов тифлопедагогического обследования определяется содержание коррекционного обучения, выбираются адекватные выявленным возможностям учащихся средства и методы обучения. Составляется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут .

Проведение специальных коррекционных занятий с детьми .

Тифлопедагог проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия: РЗВ, СБО, ОвПР, РОиММ. Подгрупповые (4-5 детей) - 2-3 раза в неделю; индивидуальные - от 1 до 5 раз в неделю в зависимости от инд. особенностей и потребностей ребенка.

Участие в методической работе ОУ .



· Помощь педагогам в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, в выборе наиболее эффективных приемов обучения, в подборе наглядного и дидактического материала, отвечающего определенным требованиям.

· Обеспечение коррекционной направленности воспитательного процесса.

· Посещение тифлопедагогом общеобразовательных уроков и занятий с детьми воспитателей

· Выступления тифлопедагога на педагогических советах.

· Индивидуальное консультирование учителей и воспитателей.

· Проведение семинарских занятий.

· Открытые занятия тифлопедагога с детьми для учителей и воспитателей

· Пропаганда тифлопедагогических знаний.

Работа с родителями

· выступление на общих собраниях родителей

· индивидуальные консультации для родителей

· обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком (показ коррекционных занятий с детьми)

· практические занятия с родителями

· выставки популярной литературы, дидактических игр и пособий

· подготавливает задания для выполнения с детьми дома.

Кроме того:

1. Организует свое рабочее место, место работы ребенка, оформляет кабинет с учетом реализуемой программы.

2. Создает развивающую среду в группе с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей воспитанников.

3. Создает методический и дидактический комплексы, включающие в себя каталог по интересующей периодике (журналы «Дефектология», «Развитие и воспитание детей», «Дошкольное воспитание» и др.), специальной литературе, а также конспекты занятий, развивающие игры, оформление которых должно соответствовать офтальмо-гигиеническим требованиям.

4. Ведет соответствующую документацию.

5. Проводит самоанализ деятельности в конце каждого учебного года.

6. Собирает сведения медицинских специалистов о состоянии здоровья ребенка. Обследует уровень познавательных возможностей детей.

7. На основе полученных данных составляет информационно-диагностическую карту на каждого ребенка.

8. Заполняет карту развития ребенка, определяет основные направления коррекционной работы для конкретного ребенка.

9. Планирует коррекционно-образовательный процесс в группе.

10. Изготавливает дидактические пособия с учетом реализуемой программы и состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.

11. Тифлопедагог постоянно работает над повышением уровня самообразования. В течение года разрабатывает выбранную тему (изучает ее теоретически и готовит практические наработки); по графику администрации посещает курсы повышения квалификации, посещает мероприятия, проводимые на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ и т.д.

12. Постоянно заботится о повышении квалификации (участвует в работе курсов и т.д.).

13. Следит за изданием новой методической литературы. Знакомиться с ее содержанием, анализирует и доводит до сведения воспитателей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.

14. Проводит просветительскую работу среди воспитателей, медицинских специалистов, родителей по вопросу обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.

«Кто такой тифлопедагог?» – с таким вопросом на улицы Минска вышли студенты педагогического университета. Прохожие недоуменно пожимали плечами. О том, что тифлопедагог – это специалист, который осуществляет воспитание и обучение детей с нарушениями зрения, а также реабилитацию поздноослепших, из опрошенных не знал никто. Что ж, это действительно редкая, штучная профессия. Портал расспросил белорусских тифлопедагогов об их повседневных обязанностях, трудностях и радостях; в сотрудничестве с психологом составил портрет идеального специалиста для работы со слабовидящими и незрячими детьми; узнал, где в Беларуси готовят тифлопедагогов.

Будни и праздники тифлопедагогов

Людмила Михайловна Гутырчик работает учителем-дефектологом в ГУО «Специальные ясли-сад №19 г. Минска для детей с нарушениями зрения». Ее путь в тифлопедагогику был извилистым. Окончив технический вуз, она 12 лет трудилась инженером, любила свое дело и не помышляла о смене профессии. Однако в трудные 90-е, лишившись работы и отчаявшись найти вакансию по специальности, пришла в детский сад на место помощника воспитателя. Немного освоившись на новом месте, Людмила Михайловна, которой к тому времени исполнилось 38 лет, решила поступать в педагогический институт. Приемная комиссия долго отказывалась принимать документы: «Вы, зрелая женщина, мать двоих детей, собираетесь сдавать вступительные экзамены вместе со вчерашними школьниками?!» Но Людмила Михайловна была настойчива в своем стремлении и все-таки стала студенткой дефектологического факультета. Тифлопедагогом она работает уже 19 лет. О своих профессиональных обязанностях, трудностях и победах Людмила Гутырчик рассказала порталу

«Ставка тифлопедагога – 20 часов в неделю, рабочий день длится 4 часа, это время отведено для непосредственных занятий с детьми. Оформление документации, подготовка методических пособий, чтение специальной литературы осуществляется в свободное от занятий время. В начале и конце учебного года тифлопедагог проводит педагогическую диагностику детей по четырем направлениям: познавательная деятельность, пространственное ориентирование, зрительное восприятие, социально-бытовая ориентировка. Детей, в зависимости от диагнозов, возраста и индивидуальных особенностей, распределяют по подгруппам – в каждой не более 4 человек. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно по коррекционной программе для детей с нарушениями зрения, индивидуальные занятия с каждым ребенком – 2-3 раза в неделю. Для каждого занятия полагается подготовить план-конспект. При составлении календарных планов своей работы тифлопедагог ориентируется на требования и стандарты Проекта программы коррекционно-развивающей работы «Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения». (Ознакомиться с этим документом можно на сайте www.asabliva.by – интересующиеся старшеклассники и абитуриенты получат достаточное представление о профессии тифлопедагога.) В свои занятия тифлопедагог также включает специальные игры и упражнения, направленные на подготовку детей к лечению на ортоптических аппаратах и закрепление результатов лечения глаз».

Людмила Михайловна Гутырчик признается: «Всегда радуюсь, когда дети справляются с заданиями»

Людмила Гутырчик уверена: «Тифлопедагогу очень важно быть увлеченным своим делом, гореть желанием научить подопечных тому, что выведет их на более высокую ступень развития – личностного, интеллектуального. Порой приходится быть строгой, но дети не обижаются. Они всегда безошибочно чувствуют, как к ним относится взрослый – с искренней любовью, уважением, заботой об их благе или с завуалированным равнодушием… Общаясь с детьми на занятиях, всегда стремлюсь получить обратную связь – убедиться, что они услышали меня, правильно поняли, усвоили преподанную информацию. Для этого прошу повторить, рассказать своими словами, объяснить, почему они так думают, иногда намеренно предлагаю неверное решение задачи – как ликуют дети, когда им удается «уличить» меня в ошибке! Вообще, желание и умение вести с ребенком диалог ценны для любого педагога, а для тифлопедагога особенно... Бывает, на занятиях дети отвлекаются, шалят – в подобных случаях замечание может быть неэффективным, поэтому я обычно переключаю их внимание, предлагая сыграть в какую-нибудь спокойную игру или выполнить увлекательное упражнение за столом. Если два воспитанника повздорили друг с другом, обязательно беседую с обоими и помогаю найти путь к примирению... Я открыта к общению с родителями, всегда готова оказать поддержку, помочь советом. Увы, не все взрослые проявляют интерес к достижениям и трудностям своих детей, некоторые закрывают глаза на объективные ограничения своего ребенка, ждут и требуют от него невозможного. В таких ситуациях не навязываюсь, но считаю своим долгом сделать шаг навстречу, демонстрирую готовность к сотрудничеству, диалогу. И если до родителей удается достучаться, найти с ними взаимопонимание, расцениваю это как важную победу – ведь если родители и педагог действуют сообща, ребенок только выигрывает… Поскольку я работаю в детском саду, в мои обязанности не входит обучение слабовидящих и незрячих детей чтению и письму шрифтом Брайля, это программа специальной школы. Однако если родители не возражают, с радостью даю уроки. Незрячие дети, приходя в школу уже обученными шрифту Брайля, чувствуют себя намного увереннее, быстрее адаптируются. И узнавать об успехах бывших воспитанников, когда они звонят или приходят в гости, это огромная, ни с чем не сравнимая радость».

Не только Артему и Катюше весело и интересно на занятиях у Людмилы Михайловны Гутырчик

Валентина Валентиновна Масловская пришла в педагогику по стопам своей бабушки, много лет вдохновенно проработавшей учительницей начальных классов. Валентину Валентиновну с детства привлекало общение с малышами, поэтому после окончания школы она поступила в педагогическое училище на факультет дошкольного воспитания, а затем начала работать воспитателем в детском саду для детей с нарушениями зрения. Стремление приносить максимальную пользу слабовидящим и незрячим детям, их родителям побудило молодого педагога продолжить обучение в педагогическом вузе и получить специальность «тифлопедагогика». С 2006 года Валентина Масловская – учитель-дефектолог столичного детского сада №19 для детей с нарушениями зрения, она рассказала порталу о том, за что любит и ценит свою работу: «Профессия тифлопедагога очень творческая и, на мой взгляд, подходит для тех, кто, искренне любя детей, умеет сочинять увлекательные истории, сказки, стихи, хорошо рисует, не лишен актерского дара. Литературные и художественные способности, умение выразительно и эмоционально произносить текст, искусство перевоплощения в различные образы помогают превратить любое занятие в яркое, запоминающееся действо. По своему опыту знаю: сумеешь заинтересовать детей, вовлечь их в обучающую игру – и они будут ловить каждое твое слово, легко впитают нужную информацию и прочно запомнят ее. Например, недавно мы с детьми 3-4 лет изучали тему «Овощи». Усвоить, какие овощи в огороде открыты взору, а какие прячутся под землей, ребятам помогал крот. Сначала они строили подземный ход зверька, старательно обходя препятствия – картошку, свеклу, морковь, редиску, репу. Потом, выглянув из «норы», рассказали кроту, что на грядках растут огурцы, помидоры, капуста, кабачки, тыквы. Глаза у маленьких исследователей горели от восторга, и к концу занятия ребята были настоящими экспертами по овощам… Безусловно, у начинающего тифлопедагога должна быть добротная теоретическая подготовка. С теплотой и признательностью вспоминаю преподавателей кафедры тифлопедагогики Белорусского государственного педагогического университета – благодаря им я получила глубокие знания для уверенного старта в профессии. Совершенствовать педагогическое мастерство помогает самообразование и общение с коллегами – с удовольствием и большой пользой для себя посещаю конференции, круглые столы тифлопедагогов, участвую в заседаниях методических объединений… Особенно много души и труда я, как и любой другой тифлопедагог, вкладываю в занятия с незрячими детьми. Порой бывает непросто научить таких ребят элементарным бытовым навыкам: мыть руки, завязывать шнурки, пользоваться ложкой. Но все трудности забываются, когда видишь положительные результаты своей работы – в такие моменты за спиной вырастают крылья. А как приятно, когда на улице сталкиваешься с бывшими воспитанниками, и они бурно радуются встрече, набрасываются с объятиями – не передать словами!»

На занятиях у Валентины Валентиновны Масловской Саша и Данила – тифлопедагог для каждого воспитанника находит интересное задание

Татьяна Маратовна Терро – учитель коррекционных занятий в столичной специальной школе для детей с нарушениями зрения №188, работает там с 1996 года. Будучи старшеклассницей, от любимой учительницы она узнала о том, что в педагогическом институте начинают готовить специалистов для работы с детьми с нарушениями зрения, и заинтересовалась. Татьяна Маратовна вспоминает: «Вообще, я собиралась учиться на логопеда, но услышав о новой специальности на дефектологическом факультете, подумала: «Логопедом я всегда успею стать…» – и была первой абитуриенткой, подавшей документы на тифлопедагогику. О том, что найду себя в профессии тифлопедагога, я поняла во время первой выездной практики в Гродненскую школу-интернат. Мы, первокурсники, быстро и легко подружились с воспитанниками, каждый вечер они приходили к нам в гости, играли на баяне. Я осознала тогда, что незрячие дети, в сущности, такие же, как и обычные... Преподаватели во главе с Зоей Григорьевной Ермолович, первым заведующим кафедрой тифлопедагогики Минского пединститута, окружили нас, студентов, родительской заботой и вниманием, всегда были готовы поддержать, помочь в трудной ситуации. Мы ценили такое отношение к себе и старались оправдывать надежды своих наставников… Работа тифлопедагога – это постоянный творческий поиск оптимальных для конкретного ребенка заданий, упражнений, а также стимулов для преодоления трудностей. Налить в чашку жидкость, заварить чай, сделать бутерброд, разогреть пищу в микроволновке, почистить картошку, приготовить салат, сварить кашу, пришить пуговицу, поутюжить одежду – для того чтобы обучить незрячих детей этим навыкам, иногда требуются месяцы. Бывает, ребенок опускает руки – в таких ситуациях важно ободрить его, вдохнуть веру в собственные силы и возможности. И как это здорово – разделить радость, а порой настоящее ликование ребенка, который с твоей помощью маленькими шагами пришел к своей очередной победе! Такие минуты для меня дорогого стоят. Но особое воодушевление я испытываю, когда незрячие воспитанники, преодолевая свои страхи и нередко стеснение, оказываются способны проделывать путь из дома в школу и обратно без сопровождающих лиц. Попытайтесь представить, сколько мужества требуется таким детям, чтобы в одиночку пройти по узкому тротуару рядом с оживленной трассой; перейти дорогу по пешеходному переходу, который не оборудован звуковым устройством, дублирующим сигналы светофора; добраться до остановки и обратиться к прохожим с просьбой сообщить, когда к остановке подъедет автобус или троллейбус, идущий по нужному маршруту; зайти в салон и найти свободное место; выйти на нужной остановке, если их названия не объявляют… В начале учебного года для родителей первоклассников я провожу мастер-классы, на которых учащиеся старших классов демонстрируют, каким социально-бытовым умениям и навыкам они научились в школе. Вместе с коллегами я стремлюсь вселить в родителей надежду на то, что их слабовидящий или незрячий ребенок будет способен позаботиться о себе, сможет приобрести востребованную профессию, его жизнь будет насыщенной и интересной».

Татьяна Маратовна Терро учит Яну пришивать пуговицы

«Совершенствуем умение воспринимать макет школы», – объясняет цель занятия Татьяна Маратовна Терро

Элеонора Ивановна Ковалько пришла в специальную школу для детей с нарушениями зрения №188 г. Минска после окончания географического факультета БГУ. Она с детства мечтала работать в школе – как ее отец, беззаветно преданный учительскому труду, Иван Семенович Королевич. Элеонора Ивановна уверена: «Любовь к детям и профессии я унаследовала от отца. Он научил меня получать удовольствие не только от открытий и достижений, но и от преодоления трудностей, неминуемых в работе педагога. Мое намерение начать вхождение в профессию с должности воспитателя группы продленного дня отец поддержал. Я быстро сблизилась с учащимися, почувствовала, что они мне очень интересны, как младшие друзья. Стремление понимать своих воспитанников, быть им полезной, передавать им свои знания, развивать их способности потребовало знаний их особенностей. Для начала мне пришлось освоить чтение и письмо шрифтом Брайля. Через несколько лет я стала дипломированным тифлопедагогом... В школе я являюсь учителем географии и воспитателем группы продленного дня 2 «А» класса. Каждое утро ребята встречают меня с неподдельной радостью, наперебой делятся новостями, рассказывают о своих успехах и проблемах, порой доверяют секреты и тайны – все это наполняет меня ощущением счастья... У слабовидящих и незрячих детей чрезвычайно высока потребность в признании их достижений, поэтому мы с коллегами стараемся создавать для наших учащихся ситуации успеха, целенаправленно развиваем их творческие способности. Так, воспитанники нашей школы занимаются музыкой, танцами, декламируют и сочиняют стихи и рассказы, конструируют, рисуют, делают аппликации. Радость творчества окрыляет детей, делает сильнее духом, а общественное признание, победы в состязаниях возвышают их в собственных глазах, приносят радость их родителям... В нынешнем году учащаяся 3 «А» класса нашей школы Марианна Бабич заняла 1-е место на районном, а затем и на городском конкурсе «Маленькая фея». Сколько усилий, кропотливого труда, времени было затрачено со стороны девочки, ребят из группы поддержки, педагогов, родителей! Репетиции были ежедневными, длились по несколько часов – дети, которые участвовали в хореографическом номере, в буквальном смысле валились с ног от усталости. Маленькие артисты очень волновались, ведь им предстояло продемонстрировать свое мастерство на большой, незнакомой и, главное, невидимой для многих из них сцене. Соперниками были учащиеся массовых общеобразовательных школ, гимназий. И тем слаще оказалась для всех нас неожиданная победа... С первого класса наши воспитанники ходят на экскурсии по Минску, многие ребята нашей школы ездят по достопримечательным местам Беларуси – в этом есть и моя заслуга. Поначалу возникали трудности в организации экскурсий. Но первые поездки прошли настолько увлекательно, у начинающих экскурсантов было столько ярких впечатлений и положительных эмоций, что к нам потянулись другие воспитанники, в том числе незрячие, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Я окончила курсы экскурсоводов, разрабатываю вместе с учащимися, их родителями и педагогами экскурсионные и краеведческие проекты и очень рада, что наши ребята с интересом знакомятся с богатой историей, культурой, природой страны, учатся ценить красоту нашей прекрасной Беларуси».

Элеонора Ивановна Ковалько и учащиеся 2 «А» класса в группе продленного дня

Элеонора Ивановна Ковалько проверяет, как Яна, Влад и Ульяна справились с домашним заданием

Психологический портрет идеального тифлопедагога

Какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы найти себя в тифлопедагогике? Кто может получать истинное удовлетворение от работы с особенными людьми и способен действительно помогать им? На вопросы портала ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

«Хорошим тифлопедагогом станет тот, кто искренне считает, что люди с физическими нарушениями – это вовсе не больные, обделенные или ущербные члены общества, которые являются обузой для здоровых соотечественников и обречены на полное лишений, страданий, совершенно безрадостное существование. Они просто немного другие – как представители иных рас, и жизнь каждого из них так же уникальна и бесценна, как жизнь любого другого человека. Тифлопедагог с этим убеждением общается со своими подопечными не из позиции «сверху», а на равных, чем быстро завоевывает их доверие и расположение, а значит, в его распоряжении оказываются более широкие возможности для помощи незрячим и слабовидящим детям. Он ориентируется не на нарушения своих воспитанников, а на ресурсы – внимателен к их интересам, склонностям, способностям, мечтам и с воодушевлением стремится развивать потенциал каждого ребенка.

Я твердо убеждена, что для тифлопедагога очень полезен личный опыт страданий – физических или моральных. Если мучения не ожесточили человека, а, наоборот, сделали более чутким, отзывчивым, терпеливым, он лучше понимает окружающих, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, и способен оказывать им реальную поддержку и помощь. Так, слабовидящие и незрячие дети склонны к депрессивным состояниям, у них могут возникать суицидальные мысли. Для тифлопедагога, закаленного собственными страданиями, не составит труда ободрить и обнадежить ребенка, который начал раскисать, пал духом. А вот людям, выросшим в тепличных условиях и не имевшим возможности научиться действенному состраданию, обычно трудно найти общий язык с теми, кто имеет серьезные нарушения здоровья. Поэтому обладателей синдрома принца (принцессы) работа со слабовидящими и незрячими детьми часто тяготит, разочаровывает.

Для эффективной работы с особенными людьми недостаточно страстного желания помогать им, готовности отдавать другим много сил и душевного тепла. Тифлопедагогу необходимо быть эмпатичным – понимать и принимать чужие позитивные и негативные переживания, уметь вместе с подопечными радоваться и грустить. Также важно, чтобы он был коммуникабельным – не испытывал серьезных затруднений в общении с разными людьми и, главное, получал удовольствие от самого процесса взаимоотношений, обмена эмоциями. Тифлопедагог регулярно общается с родителями учащихся, дает рекомендации по физической и психологической адаптации слабовидящих и незрячих детей в социуме. Конечно, родители смогут почерпнуть больше полезной информации, если специалисту нравится курировать группы взаимоподдержки, организовывать праздники, встречи семей, и он без сожаления готов тратить на эти мероприятия личностные ресурсы и свободное время.

Еще одно условие успеха в профессии – неутолимое желание постоянно обновлять свои специальные знания и внедрять их в практику, живой интерес к опыту коллег. Большинство современных исследований по тифлопедагогике не переведены на русский язык, и для того чтобы быть по-настоящему компетентным, необходимо хорошо знать иностранные языки, прежде всего английский. Владение международными языками позволяет тифлопедагогу знакомиться в Интернете с научными статьями, описаниями новых методик работы, недублированными тематическими видео о людях с сенсорными ограничениями, а также делает возможным общение с зарубежными коллегами.

Очень важно, чтобы тифлопедагог трудился с ощущением, что ему по силам делать мир незрячих детей добрее и ярче. Поэтому здорово, если он инициативен и смекалист – не ожидая денежных дотаций, умеет воплощать свои профессиональные идеи и задумки по принципу дешево и сердито. Например, проводит занятия с детьми, активно применяя бесплатно скачанные из Интернета аудиоматериалы; организует в учебном заведении зооуголок с питомцами, уход за которыми не требует больших затрат; обустраивает сенсорную комнату, используя подручные материалы. Много полезного для себя извлечет специалист, который регулярно читает книги и публицистические материалы, смотрит художественные и документальные фильмы о незрячих и слабовидящих людях.

И последнее. Тифлопедагог обязательно должен заботиться о своем психологическом комфорте и здоровье, чтобы не допустить эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Так, в общении с учащимися ему следует устанавливать четкие рамки и правила, знать, как действовать в случае агрессивного поведения ребенка. Желательно, чтобы в распоряжении тифлопедагога было несколько проверенных способов отключиться от работы и восстановить душевные силы. Это может быть творчество, рукоделие, спорт, общение с животными и др.

Где учат на тифлопедагога?

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка – единственный в стране вуз, где можно получить специальность «тифлопедагогика». Подготовка тифлопедагогов осуществляется на факультете специального образования, где также готовят логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов – специалистов, которые работают с детьми с особенностями психофизического развития. К этой группе относятся дети с нарушениями зрения, слуха, интеллектуальной сферы, речи, трудностями в обучении, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, аутистическими нарушениями. Для поступления необходимо сдать 3 экзамена в форме централизованного тестирования: белорусский / русский язык, история Беларуси, биология. Обучение может быть бюджетным и платным, на дневной форме длится 4 года, на заочной – 5 лет.

Преподаватели кафедры тифлопедагогики БГПУ имени Максима Танка

Как и все будущие педагоги, наши студенты изучают общую и специальную педагогику и психологию, возрастную и педагогическую психологию, методики работы с детьми различных нозологических групп, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, тяжелыми и множественными нарушениями развития и др. Также они постигают основы логопедии и в будущем могут работать с детьми с нарушениями речи. Конечно, наиболее пристально наши студенты изучают тифлопедагогику и тифлопсихологию, осваивают методики коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, и специальные методики обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Среди специфических дисциплин – обучение чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, тифлографика (создание и умение «читать» рельефные изображения), краткопись и плоское письмо, тифлотехника (приборы и специальные средства, которые помогают незрячим людям ориентироваться в быту и окружающем мире). Кстати, все нуждающиеся в жилье студенты-бюджетники дневной формы обучения с первого курса получают место в общежитии.

Наши выпускники не испытывают сложностей с поиском рабочего места. Полученные профессиональные знания и практические навыки позволяют им работать учителями-дефектологами дошкольных учреждений, в которых созданы условия для воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения и классов интегрированного обучения средних общеобразовательных школ, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в общеобразовательных дошкольных учреждениях и школах (на пунктах коррекционно-педагогической помощи). Специальные детские сады для детей с нарушениями зрения находятся в Минске, Гомеле, Гродно, Жлобине, Лиде, Пинске, Мозыре, Речице. Школы-интернаты для слабовидящих и незрячих детей есть в Гродно, Молодечно, Шклове, Жабинке, Василевичах. В Минске расположена специальная общеобразовательная школа №188 для детей с нарушениями зрения».

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...