Материал на тему: Проект "Группа продленного дня в школе "(методические рекомендации).

МБОУ Шахунская СОШ № 2

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В 1Б КЛАССЕ

Воспитатель: Кукушкина Н.С.

г/о г.Шахунья

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Однако длительное пребывание детей в школе может оказывать на них благоприятное влияние только при наличии и соблюдении соответствующих гигиенических условий. Важным психогигиеническим условием пребывания детей на группе является создание максимально возможного домашнего уюта и включения в интерьер помещения для занятий элементов домашней обстановки, что способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению школы во внеучебное время, повышает ее воспитательное значение.

Главные воспитательные задачи на год.

1.Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.

2.Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.

3.Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.

4.Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде.

5.Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятиях.

6.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня.

7.Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.

Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Цели и задачи:

1. Определить структуру коллектива.

2. Определить режим жизни детей в группе, их творческие и спортивные интересы.

3. Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.

4. Формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.

5. Формирование гражданской позиции, чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу Родине.

6. Формирование представлений о России как о многонациональном государстве.

7. Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.

Традиционные мероприятия:

1. Проведение еженедельных бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.

2. Ежемесячное распределение и смена общественных поручений.

3. Принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям.

4. Проводить информационные беседы о событиях в стране и за рубежом.

Трудовое воспитание в группе продленного дня.

Цели и задачи:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.

Традиционные мероприятия:

1.Ежедневно убирать групповую комнату.

2.Проводить проверку сохранности школьного имущества.

Работа по охране природы.

Цели и задачи:

1.Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями и растениями в классе.

2.Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.

3.Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.

Традиционные мероприятия:

1.Ежедневное чтение художественной литературы.

2.Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней.

3.Организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.

4.Проведение викторин о природе.

Работа по художественному воспитанию.

Цели и задачи:

1.Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.

2.Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.

3.Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.

Традиционные мероприятия:

1.Еженедельно организовывать изобразительное творчество у детей. Устраивать тематические конкурсы рисунков.

2.Проводить просмотр видеофильмов.

3.Для закрепления культурных навыков проводить сюжетно-ролевые игры.

4.Проводить беседы, обсуждение фильмов.

Оздоровительная работа.

Цели и задачи:

1.Развивать у детей потребность в спорте.

2.Формировать у детей навыки гигиены, опрятности одежды.

3.Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.

Традиционные мероприятия:

1.Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки.

2.Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.

Работа над культурой поведения в школе.

Цели и задачи:

1.Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе, в целях профилактики правонарушений среди школьников.

2.Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.

Основные формы воспитания в ГПД, которые использует воспитатель:

Познавательные формы (чтение, тематические беседы, экскурсии)

Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация и т.д.)

Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).

Общие цели и задачи режимных моментов в работе группы продленного дня .

Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Поэтому воспитатель считает, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе и отдельные режимные элементы формируют у каждого ребенка необходимые в социуме навыки. Группа продленного дня- это модель социума и ребенок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы. Поэтому вот какие цели и задачи основных режимных моментов в группе продленного дня ставит педагог перед собой:

1. Прием детей в группу.

Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной работы учащихся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.

Прием детей по списку, заполнение журнала, отметить количество обедов и полдников, уборка рабочих мест, учебных принадлежностей, переодевание в удобную одежду и обувь, знакомство с просьбами детей и родителей, сообщения детям плана на день.

2.Отдых и деятельность на свежем воздухе (в холодную погоду занятия по интересам), наблюдение за погодой, определение температуры воздуха, проследить за одеванием детей их одеждой, проведение индивидуальных и групповых бесед, проветрить помещение, проследить за порядком возвращения детей в школу, гигиенические процедуры.

Цели: оздоровительные -снятие умственной усталости, мышечного напряжения, совершенствовать опорно-двигательный аппарат, укреплять здоровье, развивать внимание, координацию движений.

Воспитательные- воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свое желание коллективу.

Обучающие- учить ориентироваться на местности, познакомить с видами ходьбы и бега, учить бросать, ловить и вести мяч.

Развивающие- развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость, лидерские качества, творческий подход к выполнению заданий.

3.Обед. Гигиенические процедуры.

Цель: проверка чистоты рук, беседа о культуре приема пищи, учить детей навыкам самообслуживания после приема пищи, повторять правила спуска и подъема по лестничным пролетам.

4. Индивидуальная развивающая работа с учащимися : подготовка учащимися рабочих мест, оказание своевременной помощи учащимся, испытывающих затруднения, оценить прилежание учащихся.

5. Игровая гостиная , воспитательный час, творческие мастерские.

Цель: ознакомление детей с планом беседы, следить за участием детей в мероприятии, дать оценку активности воспитанников, анализ самооценок.

6. Спортивная разминка.

Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности, предупреждение травматизма во время игр.

7. Развивающие игры.

Цель: развитие воображения, мышления, памяти, любознательности, умение работать в коллективе.

8. Работа с родителями.

Цель: повышать уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей, создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

Ожидаемые результаты.

Повышение качества выполнения домашних заданий,нацеливание детей на результативную работу.

Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД.

Воспитание в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи.

Воспитание чувства доброты у детей- умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого.

Развитие памяти, мышления, воображения, внимания у детей.

Развитие любознательности у ребят.

Расширение представления быта ребят о нашем городе.

Режим работы группы продлённого дня

на 2016 - 2017 учебный год

Расписание уроков 1 Б класса на 2016-2017 учебный год.

п / п

Клубный час

Дата проведения

День знакомств «Кто вы, мои школьные друзья?»

«Как я провел лето?» - беседа. Конкурс рисунков по теме.

Рисование по теме «Осенняя пора».

Познавательный час «Любимое время года»

«С любовью к природе». Конкурс чтецов.

«Домашние питомцы»-- рассказы детей.

Работа мастерской «Своими ручками»

«Мои желания и возможно-сти»-разговоры о себе.

Азбука общения «Будь добр к окружающим.»

«Правила поведения в общественных местах» -беседа

Осень в русском фольклоре.

«В сентябрьские денечки»-клубный час.

«Не оставляй костер в лесу»-беседа.

Урок здоровья «Мои друзья «Вода» и «Мыло»

Чтение и обсуждение русских народных сказок

Урок здоровья «Береги здоровье смолоду».

«Опрятность и аккуратность»-беседа.

Поговорим о дружбе.

«Угадай животное»- викторина

Урок здоровья «Берегите свои зубы».

В мире загадок.

«Своими ручками- работа с природным материалом.

Беседа «Что значит имя твое».

Рисование по теме «Золотая осень».

«О наших бабушках и дедах»

«Хорошие манеры»- беседа

Информационно-познавательный час «Эти удивительные растения.»

«О домашнем питомце»-беседа

«Мой зеленый светофор»- викторина.

«У подъезда кто сидит…» о наших бабушках и дедушках.

«Я и моя семья»- беседа.»Портрет семьи- рисунок.

Игры Деда Буквоеда.

«Животные в нашей семье».Информационно-познавательный час.

Устный журнал по теме «Осенью».

«Все работы хороши»- о профессиях наших родителей.

Викторина «Птицы нашего края».

Наши руки не для скуки- изготовление поделок.

«Юморинки на уроках»- час юмора.

«Что такое « хорошо « и что такое «плохо».

Шашечный турнир.

Конкурс загадок о животных. Викторина «В мире животных»

Уроки добра «Добро окупается, зло возвращается»

Сказочные фантазии - сказка наоборот.

«Основы этикета и искусство общения»- беседа.

«Я мамин помощник»- рассказ учащихся.

«От зарядки до олимпиады»- викторина.

«Фантазии детства»-конкурс рисунка.

Конкурс загадок. «Осень в красках»-конкурс рисунка.

«Есть в Богородицке парк»- о родном крае.

«Все работы хороши»- беседа. Я мечтаю работать…

«Моя малая Родина»- беседа. Мечтаю, чтоб мой город стал …

«Падает, кружится»-зима в произведениях художников.

Зима в произведениях писателей. Любимое стихотворение.

Юморинки. Час кроссвордов.

Своими ручками. Изготовление игрушки.

«Наши руки не знают скуки»- изготовление поделок.

Викторина по любимым сказкам.

Игра «Кто хочет стать отличником».

«Моя мама лучшая на свете»- рассказ детей.

«Зеленая планета»-викторина о животных

«Мир твоих увлечений»- клубный час.

Семейные традиции»- клубный час

Конкурсная программа «Угадай-ка!»

Конкурс «Нарисуй себя». Шарж на друга.

«Хорошие и плохие поступки»

Работа мастерской Деда Мороза.

«Час доброты»- читаем вместе.

«Мир увлечений»-информационно-познавательный час

Викторина «В мире любимых мультфильмов»

«Зимние забавы»- рисунок по теме.

Работа мастерской Деда Мороза

«Это было зимой»-час юмора.

«От учтивых слов язык не отвалится»-клубный час.

«В искристых снежинках»-конкурс рисунка

«Зимняя сказка»-конкурс рисунка

Новый год в окно стучится. Правда и сказка.

Мой ласковый и нежный зверь-рассказ детей

Зима в произведениях поэтов и художников- познавательный час

Герои новогодних сказок

Безопасные каникулы- беседа

Конкурсно-игровая программа «Русская зима».

«Зимние виды спорта»-рисунок по теме.

«Как я провел каникулы»- рассказ детей.

«Новый год в вашей семье»-рассказ детей.

Мой веселый Новый год-рисование по теме.

Придумай сказку «В крещенские морозы…»

Сказка- быль, но в ней намек

В гости в библиотеку.

«Мы - фантазеры»-конкурсная программа

«Снежные узоры»-конкурс рисунка

«Молодцы и хитрецы»-интеллектуальная игра

«Об отношении друг к другу»- беседа-диалог.

Новогодние праздники на Руси.

«Что такое Коляда»- беседа

Конкурс «Комплимент»

Конкурс чтецов «Любимое стихотворение о зиме».

Шашечный турнир

Конкурс «Угадай-ка»

«Умелые ручки»- подарок папе

«Познай себя»- дети друг о друге.

«Мой лучший друг - беседа.

«Почему он самый лучший?»- о друге.

В гостях у Захара Загадкина -конкурс загадок.

«Азбука общения»- как поддержать беседу.

«Азбука общения»- умение слушать.

«Осторожно! Гололед»- безопасность жизни.

«Что в имени твоем?»- беседа.

«Забытые свертки и сумки»-безопасность жизни

«Рыцарский турнир»- клубный час.

Русская воинская доблесть»- клубный час.

«Мое Отечество»- конкурс рисунков

«Наша Армия родная- беседа.

«Правила дорожные знать каждому положено».

«Город моей мечты»-рисунок

«Умелые ручки»- изготовление поделок.

Читаем вместе «Скажи мне, почему?»

Уроки добра «Дружба».

Эта интересная Развлекалочка».

«Развлекалочка»- игры, конкурсы,викторины.

«Наши любимые мамы» -беседа.

Подарок маме- своими ручками.

Весна в произведениях поэтов и художников».

Игры на внимание «Не собьюсь»

«О поведении в общественных местах»- беседа

Литературная викторина «С улыбкой»

«Умелые ручки»- изготовление плоской игрушки.

«О весенних приметах, о поведении птиц и животных»

«Несколько «НЕ», которые следует запомнить

«Весна в произведениях поэтов и художников»

Познавательная игра «Найди пару»

Плетение из бисера - «Умелые ручки»

Весна в русском фольклоре

Шашечный турнир

Игры Деда Буквоеда

«Развлекалочка»- клубный час

«Чему я научился, став учеником»

Игры с лего, конструктором.Беседа «Мои каникулы»

Беседа о космосе. Детские кроссворды о космосе.

Игра «Нарисуй отгадку»

«Семейный досуг»- беседа

Конкурс рисунка «Весна в красках»

Конкурс загадок о весне.

Азбука общения «Встречают по одежке»

Конкурс «Приметы весны».

Викторина «Грачи прилетели»

Конкурсная игровая программа «Мой досуг»

Информационно-познавательный час «Всемирный день охраны памятников и исторических мест»

Игры Деда Буквоеда «Допиши словечко»

«Друзья в жизни человека»-беседа

«Семья в жизни человека»- беседа.

Игры Деда Буквоеда «Потерянная буква»

«Лекарственные растения»-беседа

«О городах России»- географическая викторина

«Победный марш»- конкурс стихотворений

«На какой ветке распустился»

«День Победы»- беседа. Рисование по теме.

Игра «Угадай на ощупь»

«Нас весна в поход зовет»-конкурс рисунка

Викторина по сказкам Пушкина

Поделки из природного материала

«О школьной дружбе «- беседа

«Легко ли быть учеником»-откровения о себе.

«Осторожно, дорога»-беседа

Список используемой литературы:

1. Альбом самоделок «Подарки» для младшего школьного возраста, В.П.Шик. - Изд - во «Малыш». 1998.

2. Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М, «Просвещение»,1969.

3. Группа продленного дня:конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1- 2 классы. Авт. - сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М.:ВАКО, 2010. - 272с.

4. . Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3 - 4 классы. Авт. - сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М.:ВАКО, 2010. - 272с.

5. «В школе и на отдыхе». Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Пособие для родителей и педагогов. Художники Г.В.Соколов, Ю В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 240с.

6.Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. В.Н.Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А.Крылова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 319с.

7. Овдиенко Г.Г., Цыплакова Л.Н. Сценарии - М.: Издательство - Школа, 1998. - 144с.

8. Оригами для младших школьников: Методическое пособие.- СПб.: «Детство - Пресс», 2005. - 48.

9.Проверьте способности вашего ребенка. Пер. с англ. Л.К. Клюкина. - М. : ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1998. - 208с.

10.Путешествие в страну дорожных знаков и сказок,2001. Авт.сост. О.В.Калашникова.

11Самоделки из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М. : Просвещение, 1983. - 94с.

12. Сделай сам. Художник Т.Фаизов, Казань. Лениздат. 1987.

13.Система воспитательной работы в группах продленного дня. Ав.сост. В.В.Гордиева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 145с.

14.Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. 1- 4 классы. Авт. сост. Л.В. Мищенкова. - Изд. 2- е. - Волгоград: Учитель, 2010. - 135с.

15.Тесты для всех. - составитель Т.В.Орлова. 3- е издание. - 1993.

Наличие педагогического образования или опыта – отличный повод организации собственного бизнеса. В качестве идеи можно рассматривать организацию группы продленного дня для школьников. Такая предпринимательская деятельность отличается отсутствием необходимости в больших первоначальных капиталовложениях. C поиском клиентов у предпринимателя, организовавшего досуг школьников после уроков, как правило, не возникает. Это обусловлено современными ритмами жизни. Большинство родителей, заняты на работе. Потому занятие детей в группе продленного дня для них является решением ряда проблем.

Школьники, посещающие продленку, находятся под присмотром опытных педагогов, делают домашнее задание, обедают, занимаются дополнительными занятиями, взаимодействуют со своими сверстниками. Естественно, организация школьных будней во время после основных занятий будет носить коммерческий характер.

Как реализовать бизнес-группу продленного дня?

Для реализации бизнес-идеи платной продленки для школьников необходимы денежные средства для оплаты аренды помещения, покупки мебели, оплаты налогов, регистрации организации, проведения рекламной кампании. В идеале арендовать помещение для группы продленного дня в стенах учебного заведения. Это очень удобно для детей, педагогов и родителей. Нет необходимости переживать на счет того, кто приведет ребенка из школы в продленку. Сразу после окончания занятий учитель ГПД соберет всех своих ребят и отведет в класс.

Аренда помещения внутри учебного заведения исключает необходимость покупки мебели и других предметов обихода. Также здесь действует ряд всевозможных кружков, которые дети группы продленного дня могут посещать под присмотром воспитателя. Руководство учебного заведения часто идет навстречу организаторам платной продленки, так как от этого пополняется школьный бюджет, что немаловажно в условиях недостаточного госфинансирования.

Что требуется для ведения ГПД?

Работа в группе продленного дня требует профессиональных навыков. А именно, наличия педагогического образования, знаний детского психолога, понимания школьной программы. Если этих составляющих факторов нет, то можно прибегнуть к помощи специалистов – опытных педагогов. Найти преподавателя для платной ГПД также можно в школе.

Немаловажным моментом является организация программы и расписания группы продленного дня. В нее должны входить прогулка на свежем воздухе, развивающие игры и занятия с детьми, выполнение домашнего задания, свободное время, обед.

Важно понимать, что группа продленного дня заменяет детям послешкольный досуг в отсутствие их родителей. Школьникам не приходится самостоятельно ходить из школы домой, на кружки, делать домашнюю работу. Большинство родителей согласны нести дополнительные расходы ради безопасности своих детей и собственного спокойствия. Нахождение ребенка под присмотром профессионалов и сверстников гарантирует учащимся дополнительное умственное развитие.

О том, кто пойдет в класс продленного дня, переживать не стоит. Потенциальные клиенты быстро найдут вашу организацию. Если бизнес зарекомендует себя с лучшей стороны, то от посетителей платной продленки не будет отбоя. Основной рекламой может стать устное объявление в младшей школе. Для этого достаточно договориться с администрацией учебного заведения и посетить родительские собрания в 1-4 классе. Если ГПД будет работать вне школьного помещения, то сообщить о наборе детей можно, опубликовав объявления вблизи учебных заведений, в жилых домах, сети Интернет. Больше никакой рекламы для привлечения клиентов в группу продленного дня не потребуется. Далее на вас начнет работать «сарафанное радио». Главное обеспечить интересное, познавательное и эффективное времяпровождение детей после школьной учебы.

Конкуренция

В большинстве современных общеобразовательных школ действуют группы продленного дня, в том числе и платные. Это говорит о возможной конкуренции. Однако стоит понимать, что продленка продленке рознь. Не каждая ГПР работает успешно. Все зависит от программы мероприятий, места расположения помещения, педагога. Чем креативнее организация дня, тем больше клиентов обеспечено бизнесу. Предлагайте родителям новые формы сотрудничества, а их детям - возможность расти и развиваться. Таким образом, ваша конкурентоспособность существенно возрастет на фоне других городских групп продленного дня для учеников младшей школы.

Окупаемость

Прибыль бизнеса по организации платной продленки зависит от количества клиентов – учеников. Чем больше посетителей, тем больше доход предприятия. Немаловажный фактор, влияющий на объем получаемых доходов, – это стоимость одного дня пребывания в продленке, а также количество рабочих дней в неделе.

Сформировав группу из 6-7 человек, можно в среднем заработать 10-12 тысяч рублей в месяц. Учитывая, что работать придется всего несколько часов в сутки, стоит согласиться с признанием бизнеса по организации ГПД весьма рентабельным предприятием.

При этом важно понимать, какую ответственность вы берете на себя, организуя платную продленку. Отдавая своих детей в ГПД, родители доверяют ваш самое дорогое, будучи уверенными, что ребенок будет находиться под постоянным присмотром взрослых, заниматься уроками, развиваться, общаться со своими сверстниками. Такие мероприятия, как прогулки на свежем воздухе, физическая активность – урок физкультуры или хореографии, обед, творчество – обязательные требования детского досуга. Рассчитывать на легкую прибыль учредителям платной продленки не стоит. Отказ от норм и правил детского воспитания быстро приведет к потере посетителей ГПД.

В целом же идея заработка на послешкольном общении с детьми весьма перспективная и прибыльная. Важно только не забывать об ответственности, которую предприниматель берет на себя, воспитывая чужих детей!

Материалы предназначены для воспитателей ГПД.

Планирование занятий в группе продлённого дня. Какую документацию необходимо вести воспитателю ГПД. На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Цель, задачи и содержание деятельности группы продленного дня

Цель : группы продленного дня организуются для социальной защиты обучающихся и обеспечивают условия для проведения внеурочной деятельности с ними.

Задачи группы продлённого дня:

Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время;

Организовать гармоничное развитие личности учащегося с учетом возрастных особенностей младшего школьника, интеллекта и интересов каждого ребенка;

Создать условия для достижения оптимального уровня воспитанности учащихся.

Основные направления деятельности ГПД:

Физкультурно-оздоровительная работа;

Нравственное и правовое воспитание;

Гражданское и патриотическое воспитание;

Эстетическое и экологическое воспитание;

Культурно-просветительская работа;

Развитие национально-культурных традиций;

Экскурсионно-туристическая работа;

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры;

Социологические и психолого-педагогические исследования по вопросам воспитания учащихся, выявление и оценка уровня их воспитанности и др.

1. Порядок комплектования и организация деятельности группы продлённого дня

1.1. Образовательное учреждение открывает ГПД по желанию родителей (законных представителей).

1.2. Зачисление в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора учреждения по заявлению родителей (законных представителей).

1.3. Образовательное учреждение организует ГПД для обучающихся I—IV классов с предельной наполняемостью для обучающихся 1-й ступени не менее 25 человек.

1.4. Деятельность ГПД регламентируется планом работ воспитателей и режимом дня, которые утверждаются заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. Недельная предельно допустимая нагрузка в ГПД - не более 30 ч.

1.6. Работа ГПД строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава Российской Федерации по организации и режиму работы групп продленного дня.

1.7. В ГПД продолжительность прогулки для обучающихся 1-й ступени составляет не менее 2 ч. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения. В I классе со второго полугодия - до 1 ч; во II классе - до 1,5 ч; в III—IV - до 2 ч.

1.8. В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) с их участием в мероприятиях эмоционального характера после самоподготовки.

1.9. В образовательном учреждении организуется 2-разовое горячее питание для воспитанников ГПД.

2. Управление группами продленного дня

2.1. Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором образовательного учреждения. Воспитатель планирует и организует деятельность воспитанников в ГПД, отвечает за сохранение их жизни и здоровья.

2.2. В образовательных целях к работе в ГПД привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, библиотекарь, учитель- логопед, педагоги дополнительного образования, другие педагогические работники.

2.3. Общее руководство группами продленного дня осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностной инструкцией и приказом директора образовательного учреждения.

3. Примерное планирование занятий в группе продленного дня

4. Примерный режим группы продленного дня для учащихся начальных классов

5. Документация воспитателя группы продленного дня

5.1. Положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения.

5.2. Должностная инструкция воспитателя группы продленного дня.

5.3. Режим группы продленного дня, утвержденный руководителем общеобразовательного учреждения.

5.4. Перспективный план работы на учебный год.

5.5. Календарно-тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели.

5.6. Ежедневный план работы.

5.7. План работы с законными представителями учащихся.

5.8. Журнал группы продленного дня.

Добрый день, дорогие читатели! 1-го сентября не для всех был праздничным и беззаботным днем. Многих родителей буквально «ошарашили» новостью, что с этого года — платная продленка в школе! Можно ли без нее обойтись? Что вам будет предложено за эти деньги? Плюсы и минусы группы продленного дня? Давайте разберемся.

Если ваш ребенок уже ходит в школу, или поступление в первый класс не за горами, то перед вами встает вопрос — как лучше организовать вторую половину дня школьника? И что может предложить вам школа? Платная или бесплатная продленка в 2016—2017 учебном году?

Для многих работающих родителей, если нет бабушек и дедушек, которые могут забрать ребенка сразу после уроков, продленка в школе является своего рода «спасением».

Продленка в школе — это вид внеурочной деятельности, которая существует в школе для детей младшего и среднего школьного возраста. После уроков ребенок идет в класс, где его встречает воспитатель группы, который организовывает времяпровождение ребенка до прихода родителей.

Обычно в режим ГПД входит: обед, прогулка на свежем воздухе (при хорошей погоде), выполнение домашних заданий, посещение кружков и секций.

Вот примерный режим продленки:

До какого часа работает продленка, определяет директор каждой школы индивидуально. В большинстве школ ГПД функционирует до 18.00.

Конечно, условия пребывания в группе и режим продленки может отличаться в зависимости от возраста учащихся, в зависимости от школы — в каждой школе своя программа. Например, у учащихся начальной школы обед чуть раньше по расписанию, чем у старшеклассников. Для первоклассников по федеральному закону об образовании отсутствуют домашние задания, а значит, на продленке больше времени уделяется коллективным играм, прогулке и кружкам.

После уроков в школе начинают работать, помимо ГПД, различные кружки и секции. Это могут быть дополнительные занятия по английскому языку для учеников старших классов, фольклор и рисование для учащихся начальной школы.

Как выбрать кружок или секцию для своего ребенка вы можете прочитать в .

Платная продленка в школе: сколько стоит?

В 2016—2017 учебном году продленка в большинстве школ стала платной, как и кружки. Каждая школа устанавливает свои цены. На дистанционном образовательном портале prodlenka.org департамент образования опубликовал средний размер платы за ГПД. По Москве эта средняя стоимость составляет 2500 рублей ежемесячно.

При этом ученик может бесплатно после уроков оставаться в школе 2 часа. И должны предоставить 10 часов бесплатной еженедельной внеурочной деятельности.

Плюсы и минусы продленки

Преимущества продленки

  • Ребенок под присмотром

Большинство родителей работают до 18.00. Если рядом нет близких родственников, которые могут забрать ребенка из школы и посидеть с ним до прихода мамы или папы, то группа продленного дня — прекрасный выход из ситуации. Воспитатель группы продленного дня несет полную ответственность за вашего ребенка.

  • Горячий обед

Вы можете не волноваться, что ваш ребенок будет ходить голодный. На продленке его обязательно накормят. Причем обедом из четырех блюд: первое (горячий суп); второе (гарнир с мясом или рыбой), овощной салат и компот.

  • Друзья

Общение с одноклассниками и своими сверстниками во внеурочное время помогает ребенку найти друзей, а значит и стать уверенней. Здесь ребята могут спокойно пообщаться, играть в совместные игры, объединяться в кружки по интересам. Для первоклассников продленка, сплачивая класс, облегчает период адаптации к школе. (Более подробно про адаптацию к школе читайте в нашей статье).

  • Кружки

У работающих родителей не всегда есть время на посещение с детьми различных секций, разъезжая с малышом по всему городу, даже если они располагаются в одном районе. На дорогу уходит много времени. На продленке в школе ребенку будет предложена различная внеурочная деятельность в стенах самой школы, что, согласитесь, очень удобно.

  • Помощь с уроками

Выполнение и проверку домашних заданий школьники выполняют под присмотром педагогов. Соответственно, они могут помочь при появлении трудностей. А родителям не придется после рабочего дня, до ночи сидеть вместе над уроками. А можно провести это совместное время с ребенком за делом, приносящим всем удовольствие, например играми, чтением, прогулками и т. д.

  • Прогулка

Для всех очевидна польза прогулок на свежем воздухе. Но сегодня мы все куда-то спешим, и даже если забираем ребенка из школы пораньше, то бежим скорее домой, т.к. там нас ждет много важных дел. А большинство детей, которые сегодня предназначены сами себе, прогулке предпочитают различные гаджеты (телефон, компьютер, планшет).
А на продленке с детьми в хорошую погоду обязательно гуляют ежедневно. Прогулка может составлять от часа до двух, что не может не радовать родителей.

Возможные минусы продленки

  • Отсутствие возможности для дневного сна и отдыха

Этот пункт очень важен, особенно для первоклассников, когда идет период , привыкание к новому режиму и учебным нагрузкам. Многие дети уже не ложатся спать в этом возрасте, но возможность прилечь отдохнуть у детей начальных классов должна быть. Школа, к сожалению, этого дать не может.

  • Нет личного пространства

Ребенок находится в социальной группе, постоянно вынужден находить и налаживать контакт со сверстниками и со взрослыми педагогами. В школе существуют правила и рамки, за которые ученики не могут выйти и должны их придерживаться. Например, если ваш ребенок не хочет идти на прогулку, а хочет это время уделить чтению, то на продленке такой возможности у него не будет. Если класс идет на прогулку, то в помещении никакого другого педагога не остается, и все дети без исключения выходят на улицу.

  • Долго сидят за партой

Если погода плохая, то дети проводят все время в классе, что вредно для физического здоровья. Особенно, как вы можете догадаться, мало кто сидит за партой правильно. Отсутствие двигательной активности и возможности сменить положение отрицательно влияет на учащихся: они больше устают и утомляются.

  • Качество питания

Конечно, домашняя еда всегда вкуснее. Что может быть лучше для ребенка, чем приготовленная с любовью мамой еда? Но с 2016 года родители могут самостоятельно, участвуя в совете школы, проверять качество работы школьной столовой. Это повысит ваше спокойствие за безопасное питание вашего ребенка в школе.

  • Отсутствие хорошо организованного досуга

В школе есть узкий круг кружков. А некоторые из них переполнены учащимися. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок профессионально занимался спортом или творческими направлениями, то, конечно, навряд ли школа сможет вам этого предоставить- и по отсутствию условий, и по нехватке высококвалифицированных узких профильных специалистов (например, тренер по плаванию или педагог по вокалу).

  • Плохой воспитатель

К сожалению, как и в любой профессии, и среди педагогов есть люди с талантом от Бога, а есть, скажем мягко, неквалифицированные специалисты. Ребенок может гулять на улице и быть одет не по погоде, воспитатель, вместо организации совместной деятельности с детьми, может сидеть в своем телефоне, или просто грубо разговаривать со школьниками. Если у вашего ребенка нет контакта с воспитателем группы продленного дня, то все это время будет не только мешать его учебе, но и будет являться психологическим стрессом. Поэтому обязательно познакомьтесь с педагогом лично. Поговорите с другими родителями, почитайте отзывы о ГПД в вашей школе. А в случае халатности со стороны воспитателей, сразу идите с жалобами к администрации.

  • Недостаток внимания родителей

Дети, видя, что других забирают из школы раньше, а их нет, скучают еще больше по своим родителям.

Один дома

Есть еще один вариант, при котором родители работают, а ребенок не остается на продленке, а самостоятельно добирается до дома и ждет родителей.

В странах за рубежом существуют федеральные законы, запрещающие оставлять ребенка одного дома до достижения им 10−12 лет, а в некоторых странах до 14 лет. В России такого нет. Каждый родитель решает это сам для себя, в зависимости от семейной ситуации, удаленности школы от дома, самостоятельности ребенка.

Как определить, готов ли ваш малыш остаться дома один?

  • Он сам не боится остаться дома в одиночестве. Может долгое время играть самостоятельно.
  • Он владеет навыками самообслуживания. Может подогреть себе еду, налить попить, умыться и т. д.
  • Владеет информацией. Знает свои имя, фамилию, отчество и ФИО своих родителей, свой адрес. Он умеет пользоваться телефоном. Знает ваш номер, номера служб спасения.
  • Знает основы безопасности и понимает что можно, а что нельзя. Нельзя трогать розетки, самостоятельно включать утюг, разговаривать с незнакомыми людьми и т. д.
  • Он ответственен. Вы знаете, что если вы его что-то просите, то это будет сделано.

В любом случае, нужно постепенно увеличивать время, когда ваш малыш остается дома один. Начиная с 15−30 минут, пока вы просто выходите в магазин. Таким образом, такая обстановка ему будет знакома и привычна и не вызовет у него тревоги.

На случай, если он чего-то испугается, появятся вопросы — он всегда должен иметь возможность связаться с вами. И вы будете спокойны, что вы вернетесь домой в целую квартиру и к здоровому ребенку.

Некоторые дети в 10 лет готовы самостоятельно добираться до дома, и родители доверяют их самостоятельности и ответственности. А некоторые дети и в 14 лет не могут подогреть себе еду и боятся одиночества. Многое зависит и от самих родителей. Даете ли вы свободу своему ребенку в рамках допустимого, конечно? Или тревожитесь за каждый его шаг и чрезмерно его опекаете?

Если ваш ребенок после уроков самостоятельно возвращается домой, то и выполнение домашних заданий полностью ложится на его плечи. А значит, и на ваши плечи, дорогие родители. Тут я имею в виду, конечно, не то, что вы должны делать с ним уроки вместе, а то, что при возникновении трудностей и вопросов, вы должны быть готовы уделить этому время. Лучше распланировать совместно с ребенком режим дня и постараться его придерживаться.

Какой итог мы можем подвести? Бесплатная продленка ушла в прошлое, впереди — развитие платных услуг на базе школ. В любом случае — это выход для родителей, которые не могут забрать ребенка сразу после уроков.

Главное — поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы при возникновении у него каких-то трудностей и личных переживаний на продленке, на секции, дома вы сразу об этом узнали и смогли вовремя среагировать на происходящее.


Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: стремиться к тому, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Людмила Васильевна

воспитатель ГПД,

ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»

Группа продленного дня

как условие становления личности ребенка

На сегодняшний день в обществе существует проблема качественного досуга детей младшего школьного возраста. С одной стороны – большое количество центров развития и домов детского творчества, спортивных секций, а с другой – занятость родителей, нарушение внутрисемейных отношений, предпочтение детьми в свободное время компьютерных игр и телепередач.

После уроков часть детей из школы уходят домой, а часть – остается в группе продленного дня. И может показаться, что именно дома комфортнее ребенку, именно там он чувствует себя свободным, становится самостоятельным, учится организовывать свое свободное время. Но это не так. Психологические и медицинские исследования доказывают, что ребенок младшего школьного возраста не должен быть предоставлен самому себе, так как в силу недостаточной развитости волевых качеств, невозможности самостоятельного планирования, отвлекаемости досуг проходит бесцельно, бесполезно, а зачастую и вредит психическому и физическому здоровью ребенка. Младшие школьники еще не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. Характер младшего школьника имеет такие особенности, как импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник еще не умеет длительное время преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Даже самые любящие родители не могут в полной мере самостоятельно реализовать возрастные притязания младшего школьника, так как полностью раскрыться он может только в коллективе сверстников, и активно используют систему дополнительного образования в ДДТ, спортивных секциях и т.п., что, конечно же, хорошо. Но в настоящее время большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, поэтому выбор ими для своих детей ГПД совершенно очевиден. Родители убедились в том, что пребывание ребенка в школьной ГПД помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное).

ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Задача воспитателя ГПД заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Занятия в ГПД способствуют также формированию системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Доброжелательная обстановка, внимательное отношение, помощь друг другу, взаимовыручка – необходимые условия для личностного развития учащегося, учебной, досуговой, оздоровительной деятельности , которые мы создаем в группе продленного дня для младших классов.

Строгий режим дня , соблюдаемый в ГПД, просто необходим ребенку младшего школьного возраста. Режим дня помогает детям научиться эффективно распределять свое время, способствует снижению импульсивности, формированию волевых качеств.

Обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе влияют на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Те же дети, кто уходит после школы домой, как правило, на прогулку уже не выходят.

Организовано полноценное горячее питание . Плата за питание невелика, предусмотрены значительные скидки для детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Всегда рядом в школе для оказания необходимой медицинской помощи присутствуют врач и медицинская сестра.

Дети, посещающие ГПД, быстро овладевают навыками самообслуживания ; дежурства по классу, по столовой, в кружках способствуют развитию этих навыков.

В начале учебного года обязательно вырабатываются совместно с детьми Правила общения : свободного, спокойного, конструктивного. Эти правила помогают в развитии волевых и нравственных качеств учащихся, в профилактике неадекватных эмоциональных реакций, в формировании эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Тесная связь воспитателя ГПД с учителем позволяют глубже понять ученика, найти именно тот подход к нему, который поможет ребенку лучше раскрыться, реализовать свой потенциал.

Общение с родителями детей, посещающих ГПД, как правило, более тесное и доверительное, так как воспитатель большую часть времени проводит с ребенком, общается, наблюдает за ним в разных ситуациях и может дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка, организации его досуга, помочь наладить детско-родительские отношения.

Сами педагоги школы и воспитатель ГПД заполняют свободное время детей увлекательными творческими занятиями, мероприятиями, играми. Работают всевозможные бесплатные художественные кружки, спортивные секции , которые (по выбору) посещают все дети ГПД. Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. В младшем школьном возрасте значительное место занимают настольные игры с правилами . Участие в играх способствует формированию у детей произвольности поведения, положительно влияют на нравственное развитие. С интересом дети участвуют в дискуссиях на различные темы, что учит детей аргументированно выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, уважать чужую точку зрения.

Выполнение домашних заданий – обязательное условие пребывания детей в ГПД. В целом за время обучения в начальной школе у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, предпосылки для широких познавательных возможностей; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Активно используется взаимопомощь детей: когда один ребенок чему-то научился, понял материал, а другой попросил объяснить. Каждому ребенку дается шанс стать для кого-то помогающим, и дети становятся интересными друг для друга людьми, объясняющий чувствует себя значимым ценным человеком. Так закладываются основы эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе, поддерживается интерес к учебной деятельности.

Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: стремиться к тому, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Интересно то, что дети, посещавшие «продленку», сохранили о ней только добрые и хорошие воспоминания и, повзрослев, очень хорошо отзываются о группах продленного дня.


Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...