«Детское наставничество как способ индивидуального сопровождения ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Организация наставничества в образовательном учреждении

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Детское наставничество как способ индивидуального сопровождения ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации» Ярлыкова М.Г., методист ЦДЮТТ, Жукова Н.Н., зам. директора по НМР Современный подход к организации образовательного процесса требует усиления воспитательного потенциала образовательной организации. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая составляющая образовательного процесса. К совершению правонарушений приводят различные причины, но во всех случаях общей является проблема неорганизованного досуга времени, когда дети оказываются предоставленными сами себе. Ребёнок с несформированными понятиями о нормах нравственности, не имеющий положительного опыта организации досуга, наиболее подвержен влиянию лиц с асоциальным поведением. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная задача, которая стоит перед современным обществом, заинтересованным в передаче подрастающему поколению богатства имеющегося социального опыта с целью формирования стабильности своего существования. Одной из форм социального взаимодействия подростков может выступать детское наставничество. В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр детского и юношеского технического творчества разработана модель детского наставничества (рис.1). Она апробируется в ходе реализации регионального инновационного проекта по теме «Организация деятельности ОУ по профилактике правонарушений несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». Научными руководителями и консультантами проекта выступают специалисты кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования».

2 Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом. Результаты мониторинга контингента обучающихся показали, что в МОУДОД ЦДЮТТ на начало учебного года обучается 1350 человек, из них 25 человек (1,7 %) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 20 человек (1,4 %) из многодетных семей, 207 человек (16 %) из неполных семей, 7 человек (0, 4 %) из неблагополучных семей, более 50 % обучающихся составляют мальчики и юноши. Данный контингент несовершеннолетних является потенциальной группой риска. У многих детей наблюдается дефицит развития навыков общения. Цель разработки модели - создание образовательного пространства, способствующего развитию и распространению технологии детского наставничества для осуществления профилактики девиантного поведения в среде несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом. Задачи: Содействовать организации взаимодействия образовательных организаций разных видов и типов в осуществлении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в зоне риска развития девиантного поведения. Организовать индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом, силами наставников-волонтёров. Способствовать развитию института наставничества как эффективной технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.

3 Рис. 1. Модель детского наставничества МОУДОД ЦДЮТТ Управляющий процесс ФЗ «Об образовании» ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Закон ЯО «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» Основные процессы 1 ДИАГНОСТИКА 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 2.1 Процесс сопровождения ребёнка-наставника 3 РЕФЛЕКСИЯ 2.2 Процесс сопровождения ребёнка-подопечного Обеспечивающий процесс Кадровые ресурсы (Директор) Методическое сопровождение (Зам.директора по НМР) Информационное обеспечение (Зам.директора по НМР) Организационные и материальнотехнические условия (Зам.директора по УВР и АХР) Личностная корректировка потребностей

4 Модель разработана в первую очередь для того, чтобы помочь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в решении их личностных и жизненных проблем. Такие ребята нуждаются во внимании и поддержке своих ровесников, которые выступают в роли эксперта-советчика или консультанта, становятся настоящими друзьями. Методологической основой модели является технология детского наставничества, подразумевающая организацию воспитательного процесса, при которой у молодых людей формируется способность к эффективному социальному взаимодействию на основе имеющихся общих интересов. Процесс этот непростой и требует тщательной подготовки. Мы выделяем 5 этапов: подготовительный, мотивационный, деятельностный, рефлексивнодиагностический, коррекционный на протяжении которых ребёнок-наставник выстраивает своё сотрудничество с избранным подопечным. Важно, чтобы в рамках сотрудничества повышалась социальная значимость деятельности наставников и подопечных, чтобы взаимодействие делало их более «взрослыми». Общение в процессе равный равному, как правило, предполагает влияние членов определённой группы на других членов той же группы с целью добиться изменения поведения последних. На индивидуальном уровне использование этого метода рассчитано на то, чтобы попытаться изменить знания, установки, убеждения или поведение того или иного человека, а также способствовать изменениям на уровне группы или сообщества, корректируя нормы и стимулируя социально полезные коллективные действия. Основной метод деятельности, используемый наставниками индивидуальное сопровождение ребенка в различных сферах его жизнедеятельности. Технология детского наставничества способствует более глубокому познанию детьми самих себя, своих возможностей, проявлению уважения к правам, интересам и особенностям других

5 людей, воспитанию сочувствия и взаимоуважения, возникновению желания сделать жизнь живущего рядом с тобой комфортной, стремлению к самоуправлению. Модель детского наставничества представляет собой систему, состоящую из трех процессов: управляющего, обеспечивающего и основного, который, в свою очередь, подразделяется на блоки «Диагностика», «Конструирование воспитательного пространства», «Рефлексия». Управляющий процесс раскрывает правовую основу внедрения «института наставничества»: - Федеральный закон 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральный закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Закон ЯО 50 «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области». Основной процесс состоит из трёх блоков: «Диагностика», «Конструирование воспитательного пространства», «Рефлексия» (рис. 2). Блок «Диагностика» предусматривает изучение мотивации подростков на совместную деятельность, индивидуальных качеств предполагаемых участников процесса детского наставничества, формирование пар наставник-подопечный.

6 рис. 2. Задачи и содержание основного процесса

7 Блок «Конструирование воспитательного пространства» направлен на создание реальных условий для динамичного общения, ситуаций успеха для обоих субъектов процесса. Интенсивность общения и специальная заданная деятельность способствуют изменению подростками своих представлений, стереотипов, взглядов на самого себя, сверстников, взрослых. В процессе сопровождения наставник оказывает необходимую и достаточную (но не избыточную) поддержку для перехода подопечного от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Доброжелательная обстановка, внимание со стороны наставника помогает подопечному создать положительную модель поведения, получить эмоциональную «реабилитацию», приобрести уверенность в своих силах, желание творить и созидать. Блок «Рефлексия» предполагает подведение итогов наставничества за определённый период, получение обратной связи от наставников и подопечных с использованием различных форм и методик. Результатом сопровождения личности признается возникновение способности ребенка самостоятельно достигать внутренней гармонии, равновесия в отношениях с окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Показателями оценки эффективности взаимодействия наставник-подопечный являются отсутствие конфликтных ситуаций, нарушений общественного порядка, активность подопечного в досуговых мероприятиях и социальных акциях. Сам наставник обретает уверенность в своих организаторских способностях благодаря реализации собственного лидерского потенциала в ситуации общения «равный-равный». Обеспечивающий процесс включает кадровые, методические, информационные и организационные ресурсы. В ходе реализации проекта осуществляются организационные и управленческие мероприятия, направленные на выполнение поставленных задач:

8 1. Выявление специалистами образовательных организаций несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом. 2. Назначение куратора, ответственного за деятельность наставников по индивидуальному сопровождению несовершеннолетнего. 3. Определение кандидатуры наставника. 4. Работа наставника по социализации несовершеннолетнего согласно разработанному плану индивидуального сопровождения. Взаимодействие участников процесса Партнер - потребитель услуг МОУДОД ЦДЮТТ Партнеры - специалисты Куратор Наставник из числа обучающихся МОУДОД ЦДЮТТ Подросток (воспитанник) (подопечный)

9 Показателями оценки эффективности работы наставника являются отсутствие конфликтных ситуаций, нарушений общественного порядка, активность подопечного в досуговых мероприятиях и социальных акциях. В процессе сопровождения наставник оказывает необходимую и достаточную (но не избыточную) поддержку для перехода подопечного от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». В ходе реализации модели мы ожидаем получить следующие результаты: 1. Для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации или в конфликте с законом: приобретение опыта общения и развития доверительных отношений; приобретение навыков самостоятельной творческой деятельности; формирование ценностей, необходимых для успешной социализации; обретение уверенности в себе; выработка устойчивых навыков самоорганизации, полезной привычки использования свободного времени с целью самообразования и общения с интересными людьми; умение выстраивать конструктивные отношения с наставником, социумом. 2. Для подростков-наставников: обретение уверенности в своих организаторских способностях; реализация собственного лидерского потенциала в ситуации общения «равный-равный». 3. Для педагогов-кураторов: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при организации работы по созданию безопасной

10 среды общения для несовершеннолетних. 4. Для родителей: повышение общей досуговой культуры детей и уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям в подростковой среде. В ходе реализации инновационного продукта мы предполагаем возникновение рисков и допущений, следовательно, предусматриваем и способы их нивелирования (табл. 1). Табл. 1. Риски и допущения Риски негативное влияние воспитанника на обучающихся творческого объединения патологическое отсутствие интереса подростка к какой-либо деятельности Допущения интерес подростка к нескольким видам творческой деятельности не обозначилась сфера интересов Способ нивелирования контроль со стороны куратора, привлечение партнёровспециалистов к своевременному принятию мер формирование максимально привлекательной образовательной среды Способ нивелирования подбор наставника с разносторонними интересами привлечение партнёров-специалистов К модели подобран диагностический инструментарий по оценке уровня развития совместной деятельности обучающихся; памятки, правила, рекомендации для субъектов процесса детского наставничества; разработаны технология детского наставничества и портфолио наставника.


Паспорт проекта «Наставник» Название проекта Предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Актуальность проекта Разработчики проекта «Наставник» Профилактика правонарушений несовершеннолетних

«Наставники: не рядом, а вместе!» - программа индивидуального наставничества для детей в трудной жизненной ситуации Наставничество технология эффективной социальнопедагогической работы с детьми, нуждающимися

Утверждаю Директор МОУДОД ЦДЮТТ Н.А. Роговская 11 ноября 2015 года Программа деятельности службы медиации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского и юношеского

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Заволжский политехнический колледж Утверждаю Директор колледжа Л.А.Кригер Модель Службы медиации колледжа «УСПЕХ» 2017 год 1 I. Обоснование

Утверждаю начальник управления образованием МО Ейский район Л.И.Перегудова 12 декабря 2016г. Положение о психолого-социально-педагогической службе образования Ейского района Введено в действие приказом

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Основания для разработки Разработчики Программы «Шанс» Долгосрочная целевая программа по работе с социально неблагополучными семьями МБДОУ ДС 56 «Северяночка» на

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»

Квалификация выпускника: Бакалавр Область профессиональной деятельности: Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения,

Методическое объединение социальных педагогов образовательных организаций Московского района «Из опыта работы ГБОУ школы 362 Московского района по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних»

77 Принято Общим собранием работников и обучающихся СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» Протокол от «17» 01. 2017 г. 218 «Утверждаю» Директор СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» В.П. Гузун Приказ от

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА 21 ОАО «РЖД» 1.Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба является структурным подразделением школы интерната 21 ОАО «РЖД», находящимся

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий техникум сервиса и дизайна» Программам «ЗДОРОВЬЕ» По формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай «Горно-Алтайский педагогический колледж» Утверждаю «20» февраля

Информационно-аналитическая справка о государственной организации ГОБОУ "Школа-интернат 1" г. Боровичи создано в 1992 году. Оно объединило четыре, ранее самостоятельные, учреждения: школьный детский дом,

Обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления; - Осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский педагогический колледж» Программа социально-педагогического сопровождения студентов областного бюджетного профессионального образовательного

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 6 Л.А. Култышева 2013г. ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК» МБОУ СОШ 6 на 2013-2016 гг. Составитель программы:

Психологопедагогическое сопровождение дисфункциональных семей Тетерятникова Л.Н. к.п.н. доцент кафедры педагогики, психологии и УОС ИРО Кировской обл. Дисфункциональные семьи можно условно разделить на

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «10» января 2017г. 10н ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист в области воспитания 571 Содержание I. Общие сведения... 1

"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) www.consultant.ru Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г.

СМК.2-ПО-4.2.3-38.2-2013 ПОЛОЖЕНИЕ 4.2.3. Управление документацией Утверждено на заседании Педагогического Совета техникума от 30.10.2013 г. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОЛОЖЕНИЕ о работе со студентами

1 Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 201 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Специалист в области воспитания» Регистрационный номер Содержание I. Общие сведения......2

Табака»; Законом Российской Федерации 3 от 8.01. 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Законом Правительства республики Хакасия от 08 июля 2005 года N 50-ЗРХ «О профилактике безнадзорности

Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних «Выбор». Паспорт программы Наименование Основание для разработки Разработчики программы Цель Задачи Целевые группы Основные направления реализации

Департамент образования Ивановской области Родителям о Стратегии развития воспитания в Российской Федерации «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека,

Министерство образования Красноярского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновоборский механико-технологический техникум» Программа социально-педагогической

Приложение к приказу министерства образования Тульской области от 2016 Концепция развития психологической службы в системе образования Тульской области 1. Общие положения о психологической службе Настоящая

1 Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2016 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист в области воспитания Регистрационный номер Содержание I. Общие сведения......2

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ" (Извлечение) от 10 января 2017 г. N 10н В соответствии с

План работы социального педагога МАОУ СОШ 4 по профилактике правонарушений на 2017-2018 учебный год Цель: обеспечение социальной защиты обучающихся, их развития, воспитания, образования. Задачи: 1. Выявлять

Из опыта работы МАОУ «СОШ 4» о механизмах социализации и воспитания детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся

Страница 1 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 10 января 2017 года N 10н В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных

Введение Программа «Гражданин XXI века» МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мытищинская школа музыкального воспитания» на 2016-2020 годы разработана на основе: 1. Конституции

Актуальность программы Период летних каникул это особый период в школьной жизни каждого ребёнка. Летом образовательное учреждение не должно завершать своё педагогическое воздействие на учащихся. Школа

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций, осуществляющих профилактическую работу Москва, 2018 Пояснительная

Присутствовали: 13 человек Протокол 2 заседания РМО социальных педагогов на базе МБОУ «Верхососенская СОШ» от 10 января 2014 г Тема: «Профилактическая работа с семьями и подростками «группы риска» Повестка

Деятельность социально-психологической службы В целях качественного осуществления образовательного процесса в гимназии создана социальнопсихологическая служба (социальный педагог, два педагога-психолога).

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области П Р И К А З _26 января 2012 33 Воронеж Об утверждении порядка организации постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся

Согласовано на заседании Управляющего Совета МОУ Школа с.аксарка Протокол J? cfjf.m./s" Положение о социально-психологическо! 1. Общие положения СПС работает в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка,

Информационный паспорт плана внеурочной обучающихся начальной ступени обучения МБОУ СОШ 68 Организационная модель внеурочной: оптимизационная Наименование документа, обеспечивающего реализацию организационной

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МишрудРосеий) М И Н И С Т Е Р С ^ 1 1 р г Щ р р 9 ^ д К 0 Й Ф ЕД ЕРАЦИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО РегистрациАЛШ* ОТ / Л / Об утверждении профессионального

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа План работы социального педагога на 2014 2015 учебный год Цель работы социального педагога: координировать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ МБОУ СОШ 2 г. КОНСТАНТИНОВСКА НА

Программа развития студенческого самоуправления ГБПОУ МО «СтАМТ им. А. Т. Туманова» I Концептуальные основы программы Настоящая Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Устава техникума.

МБОУ «Комсомольская СОШ» Согласовано Заместитель директора по НМР Н.В.Петрова Утверждено Приказ от Директор МБОУ«Комсомольская СОШ» О.В.Зоткина ПРОГРАММА «Профилактической работы с обучающимися, систематически

Аннотация основной образовательной программы по специальности 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения Квалификация выпускника Специалист Форма обучения очная Нормативный срок освоения основной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание подрастающего поколения обязанность граждан России, которая определяется Конституцией российской Федерации. Все общество заинтересованно, чтобы дети наша смена вырастали

Цель работы социального педагога: Координировать действия с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление

5. Модель "Менторинг"("Mentoring" англ. - наставничество) - реализует жесткий, авторитарный стиль взаимодействия специалиста с одаренной личностью (или его родителями, законными представителями, педагогами,

Программное обеспечение социально-педагогической деятельности Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2014 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД ЦЕЛЬ: Совершенствование воспитательного процесса и его постоянного саморазвития ЗАДАЧИ: 1. Способствовать личностному и профессиональному развитию педагогов

Описание модели Типовая модель психолого-педагогического сопровождения поведения обучающихся, основывается на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков и молодежи,

Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Арский педагогический колледж имени Г.Тукая» УТВЕРЖДАЮ:

Пояснительная записка Современная школа это не только система передачи знаний. Во многом школа третьего тысячелетия это школа формирования образа жизни, воспитание ценностей, основа будущего благосостояния

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Название программы Основание для разработки Программы Паспорт программы Программа «Семья» по взаимодействию с родительской общественностью МБОУ СОШ 1 г. Покров Петушинского

Анализ работы классных с целью оказания помощи. 2. Информационная деятельность: Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности классных. Работа с ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТАЗОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2013 2020 годы Совершенствование

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ОГРН 1022602422480 ИНН 2605011675 356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г.благодарный, ул.первомайская,48

П рилож ение 42 ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе 1. Общие положения УТВЕРЖДЕНО приказом директора филиала Финуниверситета от «08» сентября 2017 71а о/д 1.1. Настоящие рекомендации регулируют

Опыт оценки долгосрочной волонтерской программы наставничества для детей, оказавшихся в ТЖС ТЕЛИЦЫНА А.Ю., ГОРЯЧЕВА А.А. МОО «СТАРШИЕ БРАТЬЯ СТАРШИЕ СЕСТРЫ» Программа «Старшие Братья Старшие Сестры» -

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1 Должностной круг обязанностей социального педагога определяется исходя из потребностей конкретного образовательного учреждения, его специфики и задач. 3.2 Главной сферой деятельности

1 Цель деятельности Службы: обеспечение обучающимся психолого-педагогических и социальных условий, способствующих максимальному достижению ими образовательных результатов, в соответствии с требованиями

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета,

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на педагогическом совете приказом МБОУ СОШ МБОУ СОШ с.лесогорское с.лесогорское протокол 11 от 09.11.2016 г. от 10.11.2016 г. 362-А Программа по работе с семьями, находящимися в трудной

Профессиональный стандарт «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ» Шумских Марина Алексеевна, заместитель директора ФРЦ МГППУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ» Утвержден приказом Министерства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Г. СМОЛЕНСКА Программа комплексно-целевого развития на 2011-2015 учебный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВОСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО МО «МОКОВСКОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол 7 от 02.07.2013 г. УТВЕРЖДАЮ: техникума

Негосударственное образовательное учреждение «Частная Школа «Дипломат» ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол / от «; /» o J 2«-в года Негосударственное образовательное учреждение «Частная школа

2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность психологопедагогической службы (далее Служба) в ГБОУ Школа 1541(далее Учреждение). 1.2. Служба является одной из форм взаимодействия

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ МГДМЦ им. Петра Великого Н.А. Сусов 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе ГБОУ МГДМЦ имени Петра Великого I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет

Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:

    Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

    Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, - цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются - и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.

Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA - то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.



Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Читайте также:

Индивидуальное наставничество

Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.


Групповое наставничество

Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.

Этапы реализации

  1. Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.

  2. В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.

    Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.

Наставничество - серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

СЕРГЕЕВА С.В., КАЛАШНИКОВА С.С., ВОСКРЕКАСЕНКО О.А.

В статье раскрываются сущность, функции и основные направления деятельности наставника в высшей школе. Обосновывается необходимость его пси-холого-педагогического сопровождения с целью повышения качества профессиональной деятельности по воспитанию обучающихся. Особое внимание в статье уделено характеристике модели психологопедагогического сопровождения деятельности наставников и условий её эффективного внедрения в образовательный процесс высшего учебного заведения.

In article functions and the basic directions of activity of the instructor in the higher school reveal essence. Necessity of its psihologo-pedagogical support for the purpose of professional work improvement of quality on education of the trained is proved. The special attention in article is given the characteristic of model of psihologo-pedagogical support of activity of instructors and conditions of its effective introduction in educational process of a higher educational institution.

Перед современной системой профессионального образования стоит важная задача развития личности будущего специалиста, предполагающая раскрытие его творческого потенциала и субъектных свойств. Эта задача неизбежно меняет ключевые педагогические позиции в осуществлении воспитательного процесса в высшей школе. Получают развитие такие его основания как вариативность, демократизация отношений субъектов воспитания, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса.

Особая роль в приобретении студентами опыта взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений в процессе профессионального образования отводится наставнику академической группы. Образцы складывающихся в воспитательной работе отношений между субъектами образовательного процесса оказывают существенное воздействие на становление личности будущего профессионала, формируют социальную и профессиональную позицию будущих специалистов. Являясь субъектом образовательного процесса, наставник занимает центральное место в системе отношений «наставник - студент». Его влияние на воспитание студентов во многом определяется степенью его участия в решении проблем каждого студента в отдельности и студенческой группы в целом.

В этой связи особую значимость приобретает совершенствование психолого-педагогической подготовки наставников и формирование у них готовности к эффективному взаимодействию со студентами в высшей школе.

В современной справочно-энциклопедической литературе по педагогике и психологии представлены близкие по значению понятия: куратор, наставник, тьютор.

В энциклопедическом словаре под редакцией Б.А. Введенского понятие «наставник» трактуется как попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ .

В словаре иностранных слов под куратором [от лат. си^ог-попечитель] понимается лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы; а под «тьютором» [от лат. Шеог -наблюдаю, забочусь] - педагог-наставник . Авторы словаря поясняют, что такого рода педагог выдвигается из числа опытных преподавателей. В учебное время он осуществляет преподавательскую деятельность, а во внеучебное - воспитательную работу со студентами.

В педагогической энциклопедии Б.М. Бим-Бад даёт следующие определения: «куратор -это преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов)»; «наставничество - это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» .

В словаре русского языка С.И. Ожегова «наставник - это учитель и воспитатель, руководитель»; «куратор - человек, курирующий что-нибудь».

Предпринятый анализ понятий «наставник», «куратор», «тьютор» позволяет рассматривать их как синонимичные понятию «воспитатель». Согласимся с мнением современных исследователей в области педагогики (В.А. Волчека и др.), которые справедливо считают, что наставник - это воспитатель-профессионал, духовный посредник между обществом и студентом в освоении культуры, накопленной человечеством.

Прежде чем рассматривать проблему совершенствования психолого-педагогической подготовки наставников и формирования у них готовности к эффективному взаимодействию с обучающимися, целесообразно остановиться на характеристике основных функций и направлений деятельности наставника в высшей школе.

Среди функций наставника традиционно выделяют: когнитивно-диагностическую, прогностическую, организационно-воспитательную, объединительно-сплачивающую, социальнопедагогическую, координирующую, научно-методическую, коммуникативную, аналитикорефлексивную .

Когнитивно-диагностическая функция наставника связана с необходимостью изучения, с одной стороны, особенностей развития и поведения обучающихся с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе, с другой - психологического микроклимата в студенческой группе, структуры и уровня развития коллектива обучающихся.

Как правило, диагностику проводят практические психологи учреждения. Вместе с тем, такие возможности есть далеко не в каждом вузе. Поэтому диагностическую работу целесообразно рекомендовать для проведения наставникам студенческих групп. В этой связи необходимо предварительно провести ряд обучающих семинаров с целью обучения наставников основам применения диагностического инструментария. В качестве последнего могут быть использованы: «Тест Шмишека» (о наличии акцентуированных черт характера), тест «Дом. Дерево. Человек», «Исследование тревожности» (Ч. Спилберга), опросник Айзенка (на выявление особенностей темперамента личности), «Социометрия» (выявление лидеров и аутсайдеров в группе). Различного рода педагогические анкеты, вопросники помогают наставнику более эффективно организовать работу со студентами, помочь в преодолении трудностей.

Прогностическая функция заключается в предвидении наставником результата намеченного воспитательного воздействия, последствий отношений, складывающихся между педагогами, воспитанниками и родителями, прогнозировании уровней индивидуального развития студентов и этапов формирования коллектива, построении модели воспитательной подсистемы группы, соответствующей воспитательной системе учебного учреждения.

Организационно-воспитательная функция наставника студенческой группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина. В своей деятельности наставник использует богатый набор педагогических форм, методов, средств воспитательной работы со студентами.

Воспитательная функция наставника предполагает приобщение студентов к системе культурных традиций вуза, помощь в решении важных для группы коллективных личностноориентированных творческих дел, приобщает к трудовому воспитанию, активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, приобщает студентов к воспитанию системы освоения культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов, эстетической культуры, этической морали и правил этикета, гражданской ответственности будущих педагогов.

Объединительно-сплачивающая функция направлена на формирование наставником студенческого коллектива. Реализация данной функции может осуществляться через организацию разнообразной деятельности, отвечающей актуальным потребностям студентов (учебной, научноисследовательской, коммуникативной, досуговой и т.д.); использование педагогического потенциала коллективных традиций образовательного учреждения, студенческого самоуправления, общественного мнения и т.д.; организацию межгруппового взаимодействия как внутри, так и между факультетами по направлениям (учебному, научно-исследовательскому, досуговому); оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, формирование умений и навыков бесконфликтного поведения; ознакомление студентов-первокурсников с традициями и организацией учебно-воспитательного процесса в вузе, правами и обязанностями студентов и др.

Для успешной реализации наставниками объединительно-сплачивающей функции, целесообразна организация и осуществление их психологической поддержки со стороны специалистов - психологов и педагогов. Её содержанием может стать обучение наставников основам проведения тренинга групповой сплоченности.

Социально-педагогическая функция наставника предполагает оказание наставником педагогической помощи в социальной адаптации студентов (усвоение социальных норм, установок данного общества, формирование ценностных ориентаций и отношений, овладение социальными ролями и др.) через их включение в различные виды социально-значимой деятельности (учебной, трудовой, досуговой, общения).

Координирующая функция связана с необходимостью согласования наставником педагогических усилий (администрации образовательного учреждения, профессорско-преподавательского состава, общественности и родителей) по решению образовательных задач и осуществлению единого подхода к обучающимся. Данная функция направлена на организацию взаимодействия с семьями студентов, сотрудничество с социальными институтами, координацию воспитательных усилий педагогов, защиту интересов студентов.

Научно-методическая функция предполагает содействие наставника вместе с преподавателем приобщению студента к научно-исследовательской деятельности, тем самым решению задачи подготовки конкурентоспособного на рынке труда будущего специалиста. Используя в своем арсенале огромный методический комплекс, наставник помогает студентам в овладении основами организационной деятельности, а также в самовоспитании, самообразовании, самоорганизации и проведении досуга.

В соответствии с коммуникативной функцией наставник должен способствовать развитию коммуникативных способностей, умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций, повышению культуры межличностного взаимодействия в студенческой среде, с одной стороны, и во взаимоотношениях с преподавателями, с другой.

Аналитико-рефлексивная функция предполагает осуществление наставником анализа и самоанализа проделанной со студентами воспитательной работы (уровень достижения цели и задач; реализации функций в соответствии с ведущими принципами, положенными в основу деятельности наставника, а также основных направлений содержания деятельности; выбранными формами, методами и средствами осуществления педагогического взаимодействия; соответствия результата поставленным целям и задачам).

В соответствии с вышеназванными функциями можно выделить следующие направления деятельности наставника в высшем учебном учреждении:

1. Знакомство обучающихся с уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студента, традициями вуза, организацией и содержанием учебно-воспитательного процесса и т.п.

2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза.

3. Формирование студенческого коллектива.

4. Оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, в привлечении студентов к научно-исследовательской, общественной работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.

5. Создание атмосферы доброжелательных, доверительных, творческих отношений между преподавателями и студентами.

6. Взаимодействие с заведующим кафедрой, профессорско-преподавательским составом, администрацией вуза по проблемам обучения и воспитания в студенческой группе и т.п.

7. Взаимодействие с родителями студентов по вопросам обучения и воспитания.

Разносторонний характер деятельности требует от наставника студенческой группы высокого уровня профессионализма. Однако её осуществление в высших учебных учреждениях, где наставниками являются зачастую специалисты, не имеющие достаточной для выполнения функциональных обязанностей психолого-педагогической подготовки, представляется затруднительным.

С целью совершенствования психолого-педагогической подготовки наставников студенческой группы и развития их профессионально значимых умений и навыков в ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия» (ПГТА) специалистами кафедры «Педагогика и психология высшей школы» и отделом воспитания был разработан и внедрён в образовательный процесс учебного учреждения проект «Наставник ученической и студенческой группы в ПГТА». Одной из ключевых задач проекта стала разработка и апробация «Модели психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования». Целесообразность охвата учреждений непрерывного профессионального образования была обусловлена спецификой структуры ПГТА, включающей в себя учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Остановимся подробнее на характеристике разработанной модели.

Под моделью понимается «мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование её служит опосредованным способом получения знания об оригинале» . В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте путём вывода по аналогии. Базой вывода при этом служит модель, то есть некоторая известная система отношения, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это становится возможным благодаря тому, что модель: формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные; визуализирует представления о структуре изучаемого объекта; даёт возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам .

Структурно модель традиционно включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др.). Остановимся подробнее на характеристике разработанной модели.

Целевой компонент. Цель заключается в повышении качества профессиональной деятельности наставника по воспитанию обучающихся в учреждениях непрерывного профессионального образования.

Содержательный компонент «Модели психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования» включает в себя психолого-педагогическую и методическую подготовку наставников по организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися учреждений непрерывного профессионального образования. Он представлен программой «Школы наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА», занятия в которой осуществляются по следующей тематике:

1. Личность наставника, его коммуникативная культура, самообразование и самодиагностика.

2. Цель, задачи и содержание работы наставника в учебной группе.

3. Права и обязанности обучающихся в учебном учреждении.

4. Психолого-педагогические особенности обучающихся 1-х и 2-х курсов.

5. Программа и методики изучения личности обучающихся.

6. Студенческий коллектив и пути его формирования.

7. Организация ученического самоуправления.

8. Планирование воспитательной работы в учебной группе.

9. Методы, формы и приемы взаимодействия наставника с обучающимися.

10. Методика организации деятельности (проектной, коллективно-творческой и др.) в учебной группе.

11. Методика изучения уровня развития коллектива и межличностных отношений в нем.

12. Методика организации и проведения часов наставника с обучающимися.

13. Управление учебной и научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

14. Формы и методы взаимодействия наставника с родителями обучающихся и администрацией учебного учреждения.

Операционно-деятельностный компонент «Модели» включает используемые в процессе психологической, педагогической и методической подготовки наставников формы, методы и средства.

Наиболее действенными формами подготовки выступают тренинги, тематические семинары, лектории, дискуссии, конференции, круглые столы, ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые консультации, погружения, творческие недели, мастерские и студии.

Основными методами подготовки наставников являются активные (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решений проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака и др.) и интенсивные методы (метод погружения, социально-психологический тренинг и др.).

В процессе подготовки наставников целесообразно использовать технологии коллективного взаимодействия, адаптивного и компьютерного обучения, технологии педагогической поддержки, информационного воздействия, индивидуального и дифференцированного подхода и др.

Значимыми средствами в процессе подготовки наставников являются инструментальные, визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

Оценочно-результативный компонент представлен критериями, показателями, уровнями и собственно самим результатом.

Основными критериями качества профессиональной деятельности наставника по воспитанию обучающихся в учреждениях непрерывного профессионального образования являются: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивно-деятельностный.

Мотивационный критерий включает мотивы наставников по организации и осуществлению воспитательной работы с обучающимися и установку на «сотрудничество» с другими субъектами образовательного процесса.

Эмоционально-волевой критерий отражает характер отношения к складывающемуся взаимодействию с обучающимися в процессе формирования у них социальнопрофессиональных качеств, с одной стороны, и умение преодолевать внутренние и внешние трудности, возникающие в ходе этого взаимодействия, с другой; характер эмоциональных переживаний, связанных с процессом воспитания обучающихся; интерес и склонность к воспитательной работе как виду профессиональной деятельности наставника.

Когнитивно-деятельностный критерий предполагает осознание профессиональных целей и задач по реализации содержания деятельности наставника; осознание необходимости в овладении ЗУН для успешной реализации воспитательной работы в учреждениях непрерывного профессионального образования.

Основными уровнями являются: высокий, средний, достаточный, критический и низкий.

Эффективная реализация в образовательном процессе вуза представленной выше модели возможна при следующих условиях:

1. Психологических:

Формирование мотивационно-ценностной ориентации наставников на осуществление профессиональной деятельности;

Мониторинг деятельности наставников;

Оказание психологической помощи наставникам в осуществлении профессиональных обязанностей;

Организация и реализация механизма стимулирования деятельности наставников;

Создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

2. Педагогических:

Профессионализация взаимодействия субъектов воспитательного процесса;

Организация и осуществление деятельности координационного центра по взаимодействию с наставниками учреждений непрерывного профессионального образования;

Организация и деятельность семинара «Школа наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА»; организация экспертизы проекта «Наставник ученической и студенческой группы в ПГТА»;

Оказание педагогической поддержки наставникам при реализации ими воспитательного взаимодействия с обучающимися.

3. Методических:

Развитие творческой активности наставников путем включения их в организационнометодическую и научно-исследовательскую деятельность;

Разработка и оформление журнала наставника;

Разработка программы и систематическое проведение семинаров в рамках «Школы наставника, классного руководителя и мастера производственного обучения в ПГТА»;

Осуществление публикаций по организации и осуществлению деятельности наставников;

Подготовка раздаточного материала и др.

4. Нормативно-правовых:

Подготовка нормативно-правового обеспечения, регулирующего и регламентирующего деятельность наставника в учреждениях непрерывного профессионального образования (Положение о наставнике академической группы, положение о совете наставников в подразделениях ПГТА, положение о научно-методическом совете и др.);

Повышение правовой грамотности наставников.

Признавая наставника ключевой фигурой в воспитательном процессе, администрация образовательного учреждения справедливо стремится обеспечить соответствующее статусное положение данной весьма значимой социально-профессиональной группы. Интегрированным показателем статуса наставника выступает его профессиональная компетентность, обусловленная системным подходом к организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки в процессе выполнения наставником функциональных обязанностей. Разработанная авторами статьи «Модель психолого-педагогического сопровождения деятельности наставников в учреждениях непрерывного профессионального образования» способствует эффективной реализации целей организации воспитательной работы в образовательном учреждении. От профессионализма наставника во многом зависит качество становления будущего специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Библиографический список

1. Энциклопедический словарь: в З-х томах //Под ред. Б.А. Введенского. - М.: Изд-во «БСЭ», 1954. - С. 164.

2. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., перераб. - М.: Русский язык, 1986. - С.214.

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Б.М. Бим-Бад. -М., 2002. - С. 54.

4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] /С.И. Ожегов. - М., 1984.- С. З21

5. Исаев, И., Кролевецкая Е. Институт кураторства: проблемы эффективности [Текст] /И. Исаев, Е. Кролевецкая //Высшее образование в России. - 2007. - №10. - С. 90 - 9З.

7. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.М. Борытко //под ред. В.А. Сластёнина, И.А.Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 288 с.

Ключевые слова: наблюдатель, психолого-педагогическое сопровождение наставника средней школы, модели, условия.

Keywords: supervisor, psyhologico-pedagogical accompaniment of the mentor"s, high school, model, condition.

Кивалкина Светлана Владимировна,

учитель химии МАОУ СОШ №5 г. Томска

Наставничество как способ сопровождения и поддержки молодых учителей

В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 ) сказано: «При выполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…». Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.

Для начала давайте определим: Кто же это «молодой учитель»? Это бывший студент, отучившийся в ВУЗе 4–6 лет и изучавший множество научных дисциплин, методик, прошедший педагогическую практику в школе или в ином образовательном учреждении. На первый взгляд может показаться, что все хорошо, ВУЗы выпустили первоклассного специалиста, но любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление же учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями» . Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Прежде чем перейти к методике, которая поможет молодому специалисту в педагогической сфере адаптироваться более успешно, хотелось бы рассмотреть наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются учителя-новички. Во-первых, это неумение точно рассчитать время на уроке. Молодой преподаватель не всегда способен произвести хронометрирование учебного времени, большее время урока он может потратить на проверку домашнего задания или объяснение нового материала, совершенно забыв о времени или о других этапах урока. Часто остается «за кадром» этап задания на дом и подведения итога урока, которые не менее значимы в структуре современного урока. Во-вторых, молодой учитель сталкивается с затруднениями при объяснении материала. Это может выражаться в том, что учитель иногда отклоняется от темы урока. Также трудности подстерегают в выборе форм и методов обучения. Кроме того, отсутствие взаимопонимания с коллегами оказывает достаточно негативное влияние на эмоциональное состояние молодого учителя, что напрямую отражается на его работе в классе с учениками. А также межличностные взаимодействия с учениками класса и с их родителями оказываются довольно проблематичными из-за того, что родитель, являясь по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам.

Среди факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. И не случайно, ведь профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые годы его работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением и даже истощением, так как глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов . Вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка. Поэтому очень важно, чтобы в начале профессионального пути молодой учитель почуствовал плечо компетентного опытного профессионала: учителя-наставника.

Сопровождение молодого учителя по его профессиональному пути – это движение рядом с ним, возможно, впереди него. Сопровождающий прислушивается к мнению, потребностям сопровождаемого, помогает и советует, но при этом не навязывает свои ориентиры.

Каковы же основные функции наставника при сопровождения молодого учителя?

В своей статье Е.Р. Севостьянова выделяет основные функции сопровождения учителей. . Среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:

Обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;

Консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;

Диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности учителя;

Психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;

Коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;

Адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;

Информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;

Проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;

Направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;

Выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;

Оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;

Осуществление редакционно-издательской деятельности;

организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

В период внедрения новых инновационных технологий в образовательный процесс, важно, чтобы учитель успевал адаптироваться к ним, принимал их и был компетентен, работая в новых условиях.

Какие же формы сопровождения молодого специалиста приемлемы при наставничестве?

Обратимся к «Положению об индивидуальном сопровождении молодого специалиста в ОУ» , в котором указаны следующие формы:

Индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя собеседования с зам. директора по НМР, методистами или с наставником индивидуального самообразования педагога, ведение дневника индивидуального образовательного маршрута, выступления на заседаниях педагогического совета и/или методического объединения, проведение открытых уроков, защита методических или дидактических материалов, написание статей в профессиональный журнал и другое;

Занятия в Школе молодого специалиста, организация консультаций по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами, юристами и т. п.);

Организованное посещение и анализ уроков;

Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на уровне города, области, страны;

Организация обратной связи "учитель – наставник – методист". Она может осуществляться в следующих формах: индивидуальное и групповое собеседование с педагогами; предоставление "свободного микрофона" молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в школе; анкетирование молодых педагогов.

Данные формы сопровождения, не могут быть использованы в работе с опытными педагогами, они специфичны, но это нисколько не умаляет их важности, поскольку направлены на адаптацию молодого специалиста в педагогическом обществе, решение проблем, возникающих у любого начинающего педагогического работника.

Очень часто проблемы молодых педегогов возникают касаемо поведенческого аспекта. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. Здесь педагогу - наставнику важно помимо своих рекомендаций сориентировать молодого специалиста на обращение к школьному психологу. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Педагог-наставник разрабатывает план работы с молодым специалистом. В плане указываются: основные профессиональные трудности, которые испытывает молодой специалист, цель и задачи профессионального взаимодействия, этапы работы, основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки.

Наставничество является наиболее значительным фактором в процессе профессиональной адаптации молодого преподавателя, специфической методикой, которая представляет собой постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей .

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от даноо процеса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.

Список литературы:

1. Барыбина И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.

2. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / А.А. Глебов, Н.М. Борытко, Н.И. Кузнецова [и др.]; науч. ред. Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 1998.

3. Дворядкина Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе: Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2012 года / Д.А. Дворядкина. – Ростов на/Д, 2012. – 35 с.
4. Зарина Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк. – 2009. – №2. – 84c.

5. Круглова И.В. Значение наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров: Сборник научных трудов. Серия: Наука – образованию. Вып. 2 / Под ред. проф. В.П. Симонова. – М.: Изд-во Междунар. педагогич. академия, 2005
6. Подготовка высококвалифицированных педагогов: международный опыт Институт международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) 24 августа 2011 г [Электронный ресурс] -http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html

7. Севостьянова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителя

Потеряна связь с многими выпускниками – >

Создание менторских пар

В. Вовлечение корпораций

Г. Вовлечение вузов

Механизмы отбора:

Обучение наставников:

">

Ключевая ценность нашего проекта – помощь в формировании более 2 тысяч историй карьерного успеха российских школьников и студентов.

К сожалению, сейчас более 50% студентов работают не по специальности, конкурс на наиболее востребованные вакансии составляет от 50 до 200 студентов на 1 место, более 40% покидают первое место работы в течение первых 9 месяцев.

Международные исследования показывают, что менторство – один из самых эффективных инструментов построения успешной карьеры.

24% студентов заинтересованы в менторстве (по нашему опросу, 35% студентов осознанно хотят найти ментора, при этом лишь 11% считают, что смогут сделать это сами)

Кроме того, в проекте мы решаем проблемы трех целевых аудиторий: студентов, менторов и образовательных учреждений (школ и вузов).

Проблемы студентов (на основании международного и российского опыта и анкет от студентов, зарегистрировавшихся на нашем сайте):

Не определился с направлением развития карьеры;

Нет понимания, как попасть в компанию мечты;

Не получается найти экспертов в интересующей отрасли

Проблемы менторов (на основании анкет от менторов, зарегистрировавшихся на нашем сайте):

Потребность в менторе не была реализована в студенческом возрасте, поэтому есть желание помочь современным студентам, столкнувшимся с такой же проблемой;

Потеряна связь с alma-mater, которому хочется помочь в том числе и менторством (опрос alumni РЭШ показал заинтересованность 22% респондентов стать менторами);

Проблемы школ и вузов (на основании общения с администрациями МГИМО, РЭШ, МФТИ, РЭУ, РХТУ):

Потеряна связь с многими выпускниками – > они не вовлечены в сообщество выпускников вузов и школ, и не помогают своему университету;

Малый процент выпускников даже ведущих вузов устраивается в лучшие компании;

Студентам и школьникам необходимо более практико-ориентированное образование.

Актуальность практики наставничества:

В университетской среде активно работают студенческие организации (Студенческие союзы, Научные студенческие общества, студенческие клубы), которые преимущественно нацелены на организацию конференций, мастер-классов, тематических встреч для большого числа студентов с отдельными успешными профессионалами. При этом многим студентам не хватает личной консультации с профессионалом, возможности в течение более длительного времени (минимум 3-4 встречи) отработать необходимые практические навыки, найти ответы на волнующие вопросы.

С выпускниками работа ведется через Ассоциации выпускников (существуют далеко не во всех ВУЗах) или личные знакомства руководителей/преподавательского состава ВУЗов. При этом после выпуска большая часть выпускников прекращают взаимодействие с alma mater из-за отсутствия / недостаточности форматов по вовлечению.

В данном контексте наставническая практика – инструмент, позволяющий решить ряд вопросов, стоящих перед различными заинтересованными группами.

Таким образом, студенты получат те практические знания и навыки, которые не удается получить в ВУЗе, ответят на волнующие вопросы карьерного развития, целеполагания, «жизненного пути» и другие, укрепят веру в свои способности и возможности самореализации.

Выпускники смогут обеспечить реализацию социальной потребности по развитию общества через подготовку молодых специалистов, а также общение с выпускниками / сообществом родного ВУЗа, укрепление веры в будущее страны.

Вузам проект поможет в повышении показателей трудоустройства студентов, повышении лояльности выпускников к ВУЗу (соответственно, большая готовность участвовать в других мероприятиях / акциях университета / образовательных программах), улучшении бренда ВУЗа, развитии новых форматов обучения.

Данный проект соответствует одной из основных задач «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года », такой как «развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций», а также таким обозначенным в стратегии приоритетным мероприятиям, как «адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования» и «реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на … углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями … и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ».

Также проект My-mentor.ru решает проблему, указанную в «Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года », такую как «недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса» посредством реализации первого направления концепции «Развитие человеческого потенциала», а именно «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности», а также путем реализации такого приоритета социальной и экономической политики, как «внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании».

Формат проекта (составляющие нашей экосистемы):

А. Комплексная система работы с менторами и студентами/школьниками

Отбор лучших менторов и студентов/школьников,

Создание менторских пар

Сопровождение менторских пар на всех этапах менторского процесса с помощью собственной методологии и материалов, личных консультаций и системы обратной связи, что делает процесс менторства максимально эффективным для всех его участников.

Б. Построение сообщества участников проекта

Также мы строим менторское и студенческое сообщество, где участники могут обмениваться знаниями и приобретать полезные контакты.

В. Вовлечение корпораций

Менторство бесплатно для студентов/школьников, монетизация будет за счет спонсорства корпораций и грантов государства и некоммерческих организаций.

Г. Вовлечение вузов

Мы создаем новый формат образования, мотивируя преподавателей становиться менторами для самых мотивированных студентов и школьников, а вузы и школы – более активно привлекать выпускников к образовательной поддержке своих студентов

Механизмы отбора:

Участник заполняет анкету на сайте проекта. В случае соответствия ключевым критериям проходит интервью, в рамках которого уточняются различные аспекты анкеты, а также лучше выявляется мотивация и компетенции участника.

Во время начала семестра (февраль/сентябрь) происходит мэтчинг (сведение пар). Если послей первой встречи наставнической пары, обе стороны (наставник/наставляемый) удовлетворены и готовы продолжать работу, пара считается сформированной и начинается процесс мониторинга работы пары.

Механизмы и инструменты наставничества:

Личные встречи или телефонные разговоры с наставником, SMART-цели для пары, создание обучающей среды (инициатива со стороны наставника по привлечению студента к мероприятиям / прочим активностям интересующего профессионального сообщества), активное слушание, карта целей и задач, выполнение практических задач по тематике профессионального направления, ролевые модели, рефлексия по пройденным вопросам / дополнительным вопросам позволяющим ответить на то, что мотивирует, вдохновляет, мешает, отвлекает и т.д.

Обучение наставников:

Мероприятия для участников сообщества, включая отдельные мероприятия для наставников, раздаточные материалы (Руководство, My Mentor Journal), информация на сайте проекта и в социальных сетях

Нормативная база наставничества:

Руководство для наставника и наставляемого;

План взаимодействия наставнической пары;

Ключевые правила взаимодействия пары (включая вопрос конфиденциальности) и наставническое соглашение;

Информационные материалы на сайте my-mentor.ru;

Показатели эффективности оценки наставничества:

Достижение поставленных целей в рамках наставнической пары (более 11 успешных историй),

Обратная связь от участников (эмоциональное состояние, чувство удовлетворенности, готовность продолжать общение)

Оценка уровня удовлетворенности от взаимодействия (наставник и наставляемый)

Оценка прогресса у наставляемого со стороны наставника

Вовлеченность в сообщество наставников и студентов (проведено две встречи с 30+ человек).

Среди конкретных достижений можно отметить:

Студент успешно прошел собеседование / устроился на работу / опубликовал научную работу;

Студент ответил на беспокоящие вопросы;

Студент развил один или несколько необходимых навыков;

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...