Подгрупповое логопедическое занятие на тему буква ю. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Задачи:

  1. Формировать умение различать буквы У-Ю на письме и закрепить знания о гласных второго ряда.
  2. Закрепить знания об акустически сходных звуках.
  3. Развивать слуховое восприятие, внимание, память.
  4. Активизировать и обогащать словарный запас.
  5. Воспитывать готовность к самостоятельному решению поставленных задач и готовность отвечать за любое порученное дело, взятое на себя обязательство.
  6. Воспитывать стремление осознавать себя как личность.

Вступительное слово:

Сегодня я провожу занятие со 2 классом

По итогам проведённых диктантов, были выявлены многочисленные ошибки, в том числе и на различение гласных букв. В связи с этим мною составлены ряд занятий. Одно из них я представляю вам сегодня.

Ход работы

I. Организационный момент.

Л: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами гости. Посмотрите на них, познакомьтесь, чтоб больше не отвлекаться! Сегодня я Вам за каждый правильный ответ буду давать облака, это нам поможет узнать, кто на уроке работал активно, а кто просто отдохнул. Начнём занятие?! Встаньте возле своих мест, пожалуйста!

«Гимнастика для ума.»

  1. Думающие ушки. (Разминаем ушки пальчиками сверху - вниз и наоборот.)
  2. «Восьмёрка» (Разминка для глаз.)
  3. «Кто хлопал?» (развитие слухового восприятия и внимания.)

Всё это мы с Вами выполнили, чтоб хорошо видеть, внимательно слушать и быстро думать.
«Настрояшки» - настраиваемся на урок, выбор основного настроения.
Делим класс на две команды У - Ю.

II. Л: Сегодня мы с Вами на занятии будем…

Цель: Учиться различать схожие на слух буквы У-Ю, для того, чтобы правильно их писать и читать.
Посмотрите внимательно на листочки перед вами (На которых много букв). Каждая команда (команда «У» ищет свою букву, а команда «Ю» свою) ищет букву, среди многих других. (Время 5 секунд.)
Считаем, отвечаем, проверяем.

III. Показ предметных картинок.

«Утки» - «Юла». (Называем)
Л: Какая первая буква в слове «Утки»?
Д: Буква - У
Л: Правильно, возьмите, пожалуйста, зеркала и произнесите букву «У.»

Артикуляция звука «У»

Губы - вытянуты вперёд в трубочку. Воздушная струя - проходит без препятствий. Голосовые связки (Положите руку на горлышко) - дрожат, издают звук. Посмотрите внимательно на модель данного звука! (Объяснить ещё раз.)
Л: А какая первая буква в слове «Юла»?
Д: Буква «Ю».
Л: Правильно! Опять поднимите зеркала, смотрите в них и произносите звук «Ю».
Л: Ребята, произнося букву «Ю», что мы слышим? Буква «Ю» особая, потому, что она в себе прячет два звука. Какие?
Д: «У» и «Й»!
Л: Правильно, она прячет в себе йотированный звук - Й и гласный - У.

Артикуляция звука «Ю»

Звук «У» мы с вами только что повторили. Произнесём звук «Й». Губы - в улыбке. Язычок - за нижними зубками. Воздушная струя - короткая, резкая. Посмотрите модель звука «Ю» (Объяснить ещё раз.)
Л: Когда мы произносим эти звуки, то они чем - то похожи. Почему нам так кажется?
Д: Потому, что в букве «Ю», тоже есть звук «У».
Л: Молодцы, ребята, для того чтоб не путать эти буквы на письме повторите их ещё раз, послушайте и поучитесь их различать.

IV. Л: Я для вас приготовила карточки, по которым мы сегодня будем работать.

Запишите сегодняшнее число. Пишите аккуратно!
Записали? Положите ручки. Мы сделаем наши буквы из тех материалов, которые лежат у вас на краю стола. Сделайте из одного - Ю, а из другого - У. (Материал может быть любой, привычный детям и логопеду.) Когда сделаете, положите перед собой.
Л: Посмотрите на наши буквы, чем они похожи и чем нет? Буква У состоит из палочек, а буква Ю - состоит из палочек и кружочка.(рассмотрим элементы подробнее.)
Л: Молодцы, все правильно! Сели ровно, продолжаем работать.
Л: Вы видите у себя показы, пропишите их.
Л: Посмотрите на задание под цифрой 2. Вы видите предложения, в которых есть «Больные» - слова. Вам надо их вылечить (вставить пропущенную букву.) Кто из вас сделает это правильно, получит звание «Умного доктора». Но ещё в этих словах живёт нам с вами знакомое правило, какое? (Чу - Щу пиши с буквой У.)

Проверка. (Награждение)

Л: Молодцы!
Вы сейчас выставляли буквы, но при этом вы видели слова, в которых они пропущены. А теперь будем работать так; На ваших карточках под цифрой 3, страничка поделена на две половины (У-Ю). (Один ребёнок к доске). Я буду называть слова, а вы должны записать их в нужный столбик.
Слова: утро, юбка, улей, юла, уголь, Юра, утка, Юпитер.
Л: Все ли эти слова вы поняли?
Юпитер - Это одна из планет в большом космосе.

V. А теперь поиграем! В начале урока мы поделились на две команды. Игра: «Кто быстрее оденет?» Это куклы, их зовут Уля и Юля. Вам надо одеть своих кукол только в те

вещи, в которых есть ваша буква. Чья команда будет быстрее, та команда получит облако. (Проверка.)

VI. Физкульт минутка

Отдохнем подвижно… Встаньте возле своих мест. Играем в рыбку. Вы рыбки (Руки вдоль тела, кисти - плавники). Рыбы плывут - извиваемся.
Когда рыбки плывут, они пускают пузырьки - губки трубочкой, открываем - закрываем.
Подвигаем плавниками (Быстро - медленно).
Рыбки смотрят - моргаем глазками (Быстро - медленно).
Отдохнули! Сели по местам. Продолжаем работать.

VΙΙ. К нам вчера пришло необычное письмо с потерянными буквами. И пропали как раз те буквы, над которыми мы с вами сегодня работаем. Вы сейчас будете по одному
выходить к доске и вставлять пропущенные буквы. А остальные, пока один работает у доски, записывают предложения в свои карточки. У вас это задание под номером 4. Когда,запишите, выделите вставленные буквы кружком.

VΙΙΙ. Итог:

Закончили. Давайте ещё раз посмотрим на модели и вспомним где звук «У», а где звук «Ю».
Какие новые слова вы запомнили с нашими звуками? Давайте, посчитаем, облака! Отметить, кто и как работал.

Спасибо большое, ребята, за урок!



Применяемый раздаточный материал

«Настрояшки»

На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

Рис. 2. Юля и Юра ()

Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

Это - вьюнок (рис. 3).

Рис. 4. Настурция ()

А это - настурция (рис. 4).

Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

Это - куртка (рис. 5).

А это - юбка (рис. 6).

Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

Это - чум (рис. 7).

А это - юрта (рис. 8).

Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И утащит за бочок.

Рис. 9. Колыбельная ()

В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
Какая твоя любимая игрушка?

Ю ла (рис. 10)

Какую планету ты знаешь?

Ю питер (рис. 11)

Кем ты хочешь стать?

Ю нгой (рис. 12)

Какую птицу ты знаешь?

Ю рок (рис. 13)

Какое тебе нравится растение?

Они различаются только размером.

Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю (рис. 16).

Рис. 16. Буква Ю ()

Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

Рис. 17.Укротитель тигров

Вся согнулась буква Ю ,

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такою -

Старой бабкою с клюкою.

Если бублик вы не съели,

Если он ещё при вас,

То в одном хорошем деле

Пригодится он сейчас.

Поиграем с ним немножко.

Сбоку - вилка,

Рядом - ложка.

Запиши в тетрадь свою -

Эта буква - буква Ю .

А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

Буква Ю каждому поможет в походе:

В пути, в неведомом краю,

Нам компас - лучший дуг.

Одной заглавной буквой Ю

На нём отмечен юг (рис. 19).

Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

Рис. 20. Буквы Н и О ()

Прочитайте:

Ю -рий

Ю -ли-я

Прочитайте слоги с Я :

«Кто? - спросила буква Я , -

Заменить готов меня?»

Отвечала буква Ю :

«Если надо - заменю!»

Прочитайте слоги с ю :

Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

Н ора

Л уна

Л ампа

Гр уз

Н юра

Л юбовь

Л ямка

Тр юк

В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

Ю :

  • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

  • буква очень широкая.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя(полная)общеобразовательная школа №2

г.Волжска Республики Марий Эл

Конспект урока обучение грамоте

по тема: «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ю, ю»

Подготовила

учитель начальных классов

Фёдорова Любовь Сергеевна

2012г.

Волжск

Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ю, ю

Цели: Обучающие : учиться находить букву Ю и читать слоги и слова с новой буквой, графически обозначать звуки, которые она даёт, расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.

Развивающие : способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, различных видов памяти, внимания.

Воспитательные : совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины.

Методическая цель: показ приёмов изучения новой йотированной буквы Ю, общеучебных логических умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Мобилизующий этап

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Садитесь!

II. Орфоэпическая разминка

1-2 человека – индивидуальная работа.

На доске: Уж и ёж забрались в густую рожь.

Прочитайте одними глазками.
– О ком скороговорка?
– Что про них сказано?
– Назовите только гласные с ударением.
– Прочитайте согласные, правильно их называя.

III. Актуализация знаний

Давайте, ребята, вспомним, на какие группы можно разделить все звуки в скороговорке?
– Какими могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные)
– А согласные звуки? (Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие)
– Благодаря чему согласные звуки становятся мягкими? (Благодаря гласным звукам)
– Назовите в скороговорке мягкие согласные? (Называют)

На доске: Молоко коробка щуки мотор пища чаща - разделите слова на слоги.
– Как определяли количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Кто вспомнит особые буквы? (е, ё, я)
– В чём их особенность? (Могут обозначать два звука)
Проверка индивидуальной работы.

IV. Формирование обучающимися темы и целей урока

На доске: енот, юла, ёжик, ящер.

Прочитайте написанные на доске слова. Кто знает, что обозначает слово Ящер?
– Ящер – это вымершее крупное животное с маленькой головой, длинным хвостом. Его тело было покрыто чешуёй. (Показать иллюстрацию)
– Разбейте данные слова на группы по нескольким признакам одновременно. (Животные, 4 буквы, начинаются с гласной, заканчиваются на согласный)
– Вспомните еще раз особенность первых букв выделенных вами трёх слов, обратите внимание на первую букву четвёртого слова и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Буквы Е, Ё, Я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной. В слове юла первая буква Ю. Мы с ней не знакомы. Значит, тема урока – «Буква Ю и звуки, которые она обозначает»).
– Учитывая тему урока и опираясь на написанные слова на доске, сформулируйте цель нашего урока:
На доске: Познакомиться с…. (с буквой Ю и звуками, которые она обозначает)
Учиться отличать …. (букву Ю от других букв)
Учиться читать ….(слова, предложения с новой буквой)

V. Знакомство с новой буквой и звуками

1). Буква Ю пришла к нам со своими подружками. Давайте её найдём и поприветствуем. Если увидите букву Ю – хлопайте в ладоши, если другая буква – поворачиваете головой.

Учитель показывает буквы: О Н С Я Ю

Вот Вы и поприветствовали букву Ю. А теперь попробуйте изобразить её в паре.
– Посмотрите на ленту букв, где располагается буква Ю? О чём нам говорит её месторасположение? (Гласная, расположена во втором ряду – даёт согласному мягкость)
– Вернёмся к нашим словам. Назовите слово, обозначающее игрушку. (Юла)
– Сколько слогов в слове ЮЛА? (В слове юла две гласные буквы– два слога)
– Назовите первый слог. Из скольких букв состоит первый слог?
– Произнесите медленно первый слог и скажите, сколько звуков вы слышите? (2 звука)
– Назовите эти звуки. ([Й`][У])
– Охарактеризуйте эти звуки.
– Какой буквой обозначены звуки [й`][у]? (Ю)

Ю
[Й`][У]

Сделайте вывод, в каком случае буква Ю обозначает два звука?

1. В начале слова (вывесить карточку)

Составьте звуковую схему слова ЮЛА. (1 обучающийся на доске)
– Буква Ю пригласила к нам на урок своих друзей: мальчика и девочку. Определите их имена. Они состоят из 3 букв и 4 звуков. Помощником вам будет тема урока. (Юра, Юля)
– Почему в словах Юра и Юля по четыре звука? (Начинаются с буквы Ю, а она стоит в начале слова и обозначает два звука)
– Составьте предложения, используя имена детей и слово ЮЛА.
– Я записала это предложение на доске: Юра и Юля играют с юлой.
– Назовите слово, которое отвечают на вопрос Что делают? (Играют)
– Раздели слово ИГРАЮТ по слогам.
– Сколько слогов в слове играют? (3)
– Назовите последний слог. (-ют)
– Сколько в нём букв? (2 буквы)
– Произнесите его и определите, сколько в нём звуков?(3)
– Назовите их. ([Й`], [У], [Т])
– Объясните, почему в слоге ЮТ две буквы, а звуков три? Где стоит гласная Ю? (После гласной)

2. После гласной (вывесить карточку)
– Сделайте вывод, в каких случаях буква Ю обозначает два звука?

Физкультминутка

Я буду называть слова. Если в них есть буква Ю, приседают мальчики, если нет - девочки.

ЮБКА, КОФТА, СЕВЕР, ЮГ, ЮНЫЙ, СТАРЫЙ, ДЕВУШКА, ЮНОША, ДОМ, ЮРТА.

VI. Закрепление

Поработаем с нашим учебником. Откройте букварь на странице 46
– Посмотрите на гласные буквы и на фишки рядом с ними.. Что можно сказать о выборе цвета?
– На странице 47 посмотрите на кроссворд. Какие слова в нём зашифрованы?
– Сделаем звуковой анализ слов на стр.47
– Молодцы!

Физкультминутка (для глаз)

Прочитайте слова на доске: шахматный, танцевальный, кружок юннатов
– Чем занимаются Юннаты? (Изучают природу)
– На занятии кружка юннатов ребята узнают много нового и интересного. Что именно, вы определите, прочитав текст(на карточках).

Лягушки и жабы мечут икру не только в воду. Жабы пипы прикрепляют икринки к спине. У жаб – повитух икра похожа на шнур с бусами. Они наматывают своё украшение на поясницу. Некоторые лягушки мечут икру на землю. Сторожить икру остаются самцы. Из икринок появляются головастики. Они заползают на спину к папе. Папа несёт их к воде. Некоторые лягушки свои икринки проглатывают. А потом выплёвывают готовеньких лягушат.
(По Н. Сладкову)

Что вы узнали нового о жизни лягушек?

1 группа (уровень А) – прочитать текст и сосчитать все слова с буквой Ю
2 группа (уровень В) – выполнить звуковой анализ слова ЗЕМЛЮ.
3 группа (уровень С) – подобрать слово к звуковой схеме. (Дана схема к слову ЗАПОЛЗАЮТ)

VII. Итог урока

С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?

Что можно сказать об этой букве?

Я нарисовала вам цветок, мы его сейчас разукрасим.

Давайте украсим цветок: (рефлексия)
– Кому было интересно и кто во всём разобрался, возьмёт красную фишку.
– Кому было интересно, но что-то осталось непонятным жёлтую фишку.
– Кому было не совсем интересно и не всё понятно синюю фишку. – Посмотрим какого цвета больше.

Список использованной литературы

Журова Л. Евдокимова А. Букварь,учебник по грамоте и чтению, часть 1, Вентана-Граф, 2011

Тема: Дифференциация У – Ю

Цель: Формировать умение дифференцировать (различать) звуки [У] и [ЙУ]. Закреплять правописание, словосочетания, ЧУ – ЩУ.

Обогащать и активизировать словарь учащихся. Развивать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные, имена существительные и глаголы. Развивать логическое мышление, внимание, слуховую память, фонематический слух, тонкую моторику рук.

Воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к предмету через использование игровой технологии.

Корригировать устную речь учащихся, познавательную деятельность.

Ход урока:

    ОРГ. МОМЕНТ. ППН.

Прозвенел звонок

Начался урок

Ноги на месте

Руки на месте

Локти у края

Спинка прямая.

А) Настрой детей на успешное выполнение заданий

2. Пальчиковая гимнастика (с фасолью). Называю звуки, дети выкладывают соответствующую букву.

3. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами)

А) «Вкусное варенье»

Б) «Маляр»

В) «Улыбка – трубочка»

Г) «Катушка»

Д) «Лошадка»

4. Актуализация знаний

Наша речь стоит из предложений.

Звуки мы ….

А буквы….

На какие группы делятся звуки? Назовите гласные.

Что могут показывать гласные?

Какие могут быть согласные звуки?

5. Сообщение темы и целей урока

6. Работа над темой урока

А) Уточнение артикуляции (У)

Б) Уточнение артикуляции (Ю.

В) определить сходство и различие звуков.

Г) игра «Слушай внимательно»

Сейчас я буду называть слоги, а вы поднимайте карточки соответствующего цвета. Если в слоге есть буква У - синюю карточку, если есть буква Ю – зеленую.

Бу, бю, ку, кю, лу, лю, му, мю, тук, кюм, стюк, нум, буп, дюф

Д) Игра «Скажи наоборот» называются слоги, дети должны сказать слоги наоборот: ТУ, ЮМ, УЛ, ЮС, ГЮ,БУ, ЮВ, УТ, ЧУ, ЮН,ДЮ, УР, ЮЗ

Е) – Где в словах могут стоять звуки У и Ю

Задание по карточке (с учетом индивидуально – дифференцированного подхода) «Определи позицию звука в слове»

Надо определить какой звук есть в названии этой картинки, и соединить картинку с соответствующей позицией в слове.

Другие дети отгадывают кроссворд. А потом тоже определяют позицию звука в слове.

1. Игрушка (юла)

2. Увеличительное стекло (лупа)

3. Враг мух (паук)

4. Рот у птиц (клюв)

5. Женская одежда (юбка)

6. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

Ж) « Будь внимательным»

В течении 5 минут выбрать из предложенного текста и записать слова в 2 столбика: 1столбик - слова с буквой У, 2 столбик – слова с буквой Ю.

З) Звуки У и Ю обозначаются буквами У и Ю, а какое правило вы знаете про правописание буквы У, после согласных Ч – Щ

Задание по карточкам (с учетом индивидуально – дифференцированного подхода)

«Вставь пропущенную букву»

Щ…ка Тр…с

Т…лень Кон..х

…гол Р…башка

…бка Кастр…ля

И) – Слова, которые мы употребляем в речи, что могут обозначать? Повторение правил об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

к словам 1 столбика подобрать имена прилагательные

к словам 2 столбика подобрать глаголы

К) Игра «Чудесный мешочек»

Вытаскивают слова и придумывают предложения.

Индюк, люди, колючий, пишу, играю, крупные, смотрю, голубь, умная, еду, южный, удочка.

Л) Разучивание скороговорки

Юлька, Юленька, юла

Юлька юркою была

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

7. Итог занятия. Домашнее задание.

С какими звуками работали?

Чем похожи эти звуки?

Чем отличаются друг от друга?

Похвалить детей и пожелать успехов на уроках русского языка и чтения.

Цели:

1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

2. Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»; буква «Ю» обозначает два звука - ЙУ.

3. Учить составлять предложение из 3 слов с союзом «И».

Ход занятия

Здравствуйте ручки хлоп, хлоп, хлоп, Здравствуйте ножки топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки чмок, чмок, чмок,

Пухленькие щечки плюх Здравствуйте зубки Здравствуйте губки Здравствуйте гости, здравствуйте.

К нам в гости снова пришли Почемучка и Незнайка. Их друг Тюбик попал в беду, и попросил своих друзей помочь ему. Но так как Незнайка и Почемучка только учатся, то они решили снова попросить помощи у вас. Поможем Почемучке и Незнайке вызволить друга из беды?

Для этого вам придется выполнить некоторые задания.

Задание №1

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з»

1. В зоопарке покрасили (забор)

2. По полю бегал трусливый (заяц)

3. На ворота повесили (замок)

4. У Зины белоснежные (зубы)

5. Зоя раскрыла красивый (зонт)

6. Мама повесила новые (занавески)

Молодцы, с первым заданием вы справились. Смотрим второе задание.

Задание №2

Но сначала ответьте на вопросы. Какие бывают звуки?, Какие бывают согласные? Назови предмет словом и скажи сколько гласных в этом слове. Воспитатель показывает картинки детям. Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

Задание №3

Ребята, становитесь в круг. Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы называть первый звук в этом слове. Если вы назвали звук правильно, то возвращаете мяч мне. Слова: дом, хлеб, машина, диван, качели, небо, посуда, тарелка, арбуз, фокусник, цветы. Физ.мунутка Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик! Раз - сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, Два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора.

Задание №4

Сейчас мы с вами познакомимся со словом юла.

Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове - йула (й), напоминает, что звук (й) - всегда мягкий согласный, и обозначает его зеленой фишкой, далее интонационно выделяет звук (у), дети называют звук и вместе с воспитателем обозначают его красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки (йу), объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой ю и заменяет фишки звуков (йу) на букву ю. Анализ слова продолжает вызванный к доске ребенок. Вопросы: Сколько звуков в слове юла? Какие гласные звуки в слове? Какой мягкий согласный звук? Какой твердый согласный звук?

А теперь вы самостоятельно выполните звуковой анализ слова Юра.

Задание №5

Работа над предложением.

Задание №6

Дид/игра «Какой звук потерялся?» Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Ребята спасибо вам за помощь, а сейчас Незнайке, Почемучке и Тюбику пора возвращаться в свою сказ

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...