Методическое объединение воспитателей по развитию речи. Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи

Районное методическое объединение педагогов ДОУ по направлению «Речевое развитие»

20.12.2016 г. на базе МКДОУ ЦРР – д/с № 501 состоялось районное методическое объединение педагогов ДОУ Октябрьского района по направлению «Речевое развитие» по теме: «Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности».

Руководителями этого методического объединения являются старший воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501 Вабищевич Светлана Геннадьевна и старший воспитатель МКДОУ д/с № 391 Рыжкова Елена Викторовна.

На методическом объединении присутствовало 35 педагогических работников: старшие воспитатели, учителя-логопеды, воспитатели детских садов Октябрьского района.

В ходе встречи выступающие познакомили присутствующих с опытом своей работы по развитию речи дошкольников в различных видах детской деятельности, сделав акцент на осуществление практической деятельности. Было отмечено, что ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Участниками встречи были представлены следующие выступления:

1. «Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности»

Зибницкая Ирина Владимировна, учитель-логопед МКДОУ ЦРР – д/с № 501

2. «Проектная деятельность как эффективный метод развития речи дошкольников»

Никишина Оксана Ивановна, воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501, Аксюкова Наталья Михайловна, воспитатель МКДОУ ЦРР– д/с № 501

3. «Театрализованная деятельность в ДОУ как средство развития речи детей с ТНР»

Арбузова Анастасия Александровна, воспитатель МКДОУ № 271

4. «Организация логочаса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи»

Шабанова Алена Александровна, учитель-логопед, МКДОУ ЦРР – д/с № 501, Даулис Надежда Анатольевна, воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501

5. «Особенности развития речи у детей с нарушенным слухом в условиях игровой деятельности»

Алегина Татьяна Андреевна, учитель-логопед МКДОУ ЦРР – д/с № 501;

6. «Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой»

Халитова Лариса Викторовна, воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 501.

Многие из педагогов в своих выступлениях представляли практическую часть своей образовательной деятельности: видеозарисовки непосредственно образовательной деятельности, фрагменты логочаса и различных видов детской деятельности.

Завершил встречу мастер-класс воспитателя МКДОУ ЦРР – д/с № 501 Шапиловой Маргариты Викторовны

Протокол

Районного методического объединения воспитателей в СП ГБОУ НШ

С. Красноармейское д/с «Огонёк»

Присутствовало 32 педагога.

«Применение современных педагогических технологий на занятиях по ФЭМП»

Повестка дня

1. НОД во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами» (воспитатель Никитина Е.В.)

2. НОД в средней группе «В поисках сказки» (воспитатель

Цыкина Г.А., музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н.)

3.НОД в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад» (учитель-логопед Пичужкина М.С., воспитатель Головкина М.В.)

4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (методист Власкина В.В.)

5. Анализ занятий

1. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

  • упражнять в умении сравнивать предметы по длине, используя знакомые способы сравнения (наложения и приложения) и результат сравнения обозначать словами: длинный - короткий;
  • упражнять в умении отвечать на вопрос «сколько» и определять совокупности словами: один, много, мало, ни одного, по одному;
  • закреплять представления о свойствах предметов: цвет, форма;
  • упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя предлоги: В, НА, ПОД;
  • показать умение детей сравнивать две равные и неравные группы предметов способом приложения; пользоваться выражениями: « поровну – не поровну»; « больше – меньше»; «столько же – сколько»;
  • совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Речевое развитие»

  • активизировать словарный запас детей по теме;
  • развивать умение детей давать ответ на поставленный вопрос.

«Социально – коммуникативное развитие»

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми;
  • формирование позитивных установок к выполнению поставленной задачи.

«Физическое развитие»

  • воспитывать у детей стремление участвовать в подвижных играх с простым содержанием.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание декораций, плоскостные элементы сказки - герои сказки, раздаточный материал); словесные (беседа, вопросы к детям, словесная инструкция к практическим заданиям, объяснение правил подвижной игры, решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?»); практические (игровая ситуация «Поможем героям сказки», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков», подвижная игра «Найди свой домик»).

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Форма работы

Коммуникативная

Беседа, ответы на вопросы воспитателя.

Игровая

Игровая ситуация «Поможем героям сказки».

Двигательная

Подвижная игра «Найди свой домик»

Познавательно-

исследовательская

Решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков».

Музыкальная

Слушание музыкального сопровождения к подвижной игре.

2. Интегрированное занятие – квест по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В поисках сказок».

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Закреплять знания о величине и форме: продолжать формировать умение располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по высоте и обозначать результат словами «самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий»; а также - умение различать плоскостные и объемные геометрические фигуры (круг и шар), находить их сходство с окружающими объектами; учить выкладывать изображение из геометрических фигур по схеме;

Упражнять в счёте до 5 на слух, умении соотносить количество услышанных звуков с соответствующей цифрой;

Развивать навыки пространственной ориентировки, понимание предлогов «за», «перед», «около», «между», упражнять в их правильном употреблении;

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи природных явлений;

Развивать логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?»;

Учить строить сложноподчиненное предложение по образцу;

Формировать элементарные представления о назначении, чтении и применении карты - схемы для выполнения заданий;

Стимулировать желание двигаться под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами;

Развивать ритмический и звуковысотный слух;

Поддерживать интерес к русским народным сказкам и их инсценировке.

Материал и оборудование: куклы - персонажи русских народных сказок, маски-шапочки козлят и волка, музыкальные инструменты, карта - схема «Как попасть в сказку», образец - схема «Теремок из геометрических фигур», клубочек, папка - передвижка, картинки с изображением сказок, предметы круглой формы, картинки с изображением птиц, бубен, декорация избушки, проектор, ноутбук, пианино, экран.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, карточки с цифрами от единицы до пяти.

Методы и приемы.

Словесный: беседа, загадки, инструкции. инсценировка сказки «Волк и семеро козлят», загадки, исполнение песни волка, .

Наглядный: схема выкладывания теремка из геометрических фигур, схема способов передвижения по сказочной стране работа со схемами, настольный кукольный театр, плоскостные изображения героев сказки "Репка", показ обучающего мультфильма.

Практический: музыкальная разминка «За клубочком на носочках», ходьба "змейкой", прыжки через кружки, с квадрата на квадрат, разучивание танцевальной зарисовки «Танец козлят», ритмическая игра «Сколько бубен нам сыграл», дидактические игры «Теремок из геометрических фигур», «Низкий - высокий», «Какая птица лишняя», «Что бывает круглое», "Кто за кем", музыкальная инсценировка - пантомима сказки "Волк и семеро козлят на новый лад".

Формы организации совместной деятельности.

Вид детской деятельности

Форма организации совместной деятельности

Отгадывание загадок

Чтение схем

Дидактические игры

Просмотр м/фильма "Времена года"

Познавательно-игровая

Дидактические игры:

"Сколько бубен нам сыграл"

«Низкий - высокий»

«Какая птица лишняя»

« Что бывает круглое »

"Кто за кем"

Продуктивная

Выкладывание из геометрических фигур изображения теремка

Коммуникативная

Вступительное слово, создание проблемной ситуации

Беседа, загадки

Комментарии выполнения своих действий

Двигательно-игровая

Разные виды ходьбы согласно схеме квеста

Инсценировка - пантомима музыкальной сказки

3. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Познавательное развитие: развивать умение детей составлять, записывать и читать математическую задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение видеть их в символических изображениях; закрепить знания детей о днях недели; развивать умение детей работать со счетными палочками, развивать внимание, воображение, логическое мышление, умение обобщать.

2. Речевое развитие: активизировать словарь прилагательных, развивать умение согласовывать существительные с числительными, развивать умение употреблять существительные в творительном падеже. Обогащать словарь детей математическими терминами. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

3. Социально-коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать умение выполнять правила в подвижной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения.

4. Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику; координацию движений и умение ориентироваться в пространстве; развивать диафрагмальное дыхание; воспитывать любовь к русским народным подвижным играм, желание в них играть.

Методы и приёмы:

практические – подвижная игра «Заря-зарница», игры «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; дыхательная гимнастика.

наглядные – демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты).

словесные – вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку», «Назови одним словом» (ТРИЗ).

Материалы и оборудование: демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты);

проектор, ноутбук, ручки, счетные палочки, ленточка, пирожки, корзинка, клубок, русские народные костюмы, карточки-яблоки.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

подвижная игра «Заря-зарница»;

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций: «Как помочь Аленушке»; «Как перебраться через реку»; «Куда пойти дальше»;

Коммуникативная

беседа, вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку»;

Чтение художественной литературы

Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»;

Игровая

Дидактические игры: «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; «Назови одним словом».

Трудовая

уборка рабочего места.

4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (материал прилагается).

5. Анализ занятий:

Ренева Е.Е. – занятие по математике прошли в игровой форме с использованием наглядных пособий. Была проведена большая подготовительная работа. Дети в игре и с помощью сказки развивали умение составлять, записывать математическую задачу, устанавливали соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети хорошо знают геометрические фигуры, умеют видеть в символических изображениях, хорошо работают со счетными палочками, умеют логически мыслить и обобщать. Педагог и учитель-логопед активизировали словарь детей прилагательными, развивали умение согласовывать существительные с числительными, употреблять существительные в творительном падеже. Дети выражают мысли математическими терминами. Занятие в старшей группе прошло содержательно и интересно. Дети работали с увлечением.

Цыкина Г.А. – занятие по математике во второй младшей группе № 1 Екатерина Вячеславовна провела в игровой форме. Задачи поставленные на занятии выполнила, использовала следующие методы и приемы: наглядный, словесный, практический. Дети умеют сравнивать предметы по длине и обозначать словами длинный и короткий, отвечают на вопрос «Сколько?», знают цвета, умеют ориентироваться в пространстве, используя предлоги: в, на, под. Сравнивают равные и неравные группы предметов способом приложения. Хорошие знания у детей геометрических фигур.

Махова С.В. – интересно и содержательно прошло интегрированное занятие-квест по ФЭМП в средней группе, воспитатель Цыкина Г.А. и музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н. На занятии дети закрепляли знания о величине и форме, упражнялись в счете до 5 на слух. Дети хорошо ориентируются в понимании предлогов «за», «перед», «около», «между». Педагоги учили детей устанавливать причинно-следственные связи природных явлений, развивали логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?». Дети хорошо владеют картами-схемами для выполнения заданий, двигаются под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами. Педагоги поддерживали интерес детей к русским народным сказкам и их инсценировке.

Губарева С.В. – воспитатели показали интересные и содержательные занятия по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО. Использовали современные педагогические технологии. Развивали речь и знание детей. Между детьми были дружеские взаимоотношения во всех видах деятельности. Работа в детском саду по проведению НОД проходит на высоком уровне. Большое спасибо всем педагогам.


Методическое объединение для воспитателей

«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

План работы:

1.Вступительное слово методиста ЦРО О.В.Охрименко.

2. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» из опыта работы МБДОУ д/с № 39 ст. воспитатель Кузнецова Екатерина Николаевна.

3. «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности». Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Бондаренко Татьяны Александровны.

4. Открытый показ сказки «Волк и семеро козлят» воспитатель МБДОУ д/с № 39 Сорочан Вера Николаевна.

5. «Интерактивная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Герасименко Елены Александровны.

6. «Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам ознакомления с красотой природы родного края» из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 39 Танага Ирины Анатольевны. Просмотр видеоролика «Экскурсии нашей группы»

7. Деловая игра для педагогов «Речевой этикет» воспитатель МБДОУ д/с № 39 Голикова Наталья Александровна.

8.Открытый просмотр по развитию речи с применением музыкальных упражнений «Петушок и его семья». Воспитатель МБДОУ д/с № 39 Боханова Светлана Ивановна.

9. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 20 Свиридовой Светланы Алексеевны «Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ».

10. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 20 Коротковой Галины Ивановны « Мнемотехнологии с использованием ИКТ ».

11. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 1 Прокудиной Светланы Александровны « Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи дошкольников»

12. Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 38 Богуш Светланы Алексеевны «Роль компьютерной игры в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2015-2016 учебный год

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ будет интересен всем методистам-логопедам. Тема методического объединения на год: «Игровые технологии в коррекционно-развивающ...

Перспективный план работы методического объединения воспитателей средних групп на 2015-2016 учебный год

Перспективный план работы методического объединения воспитателей средних групп на 2015-2016 учебный годЦель МО: Обеспечение роста педагогического мастерства, повышение творческого потенциала педагогов...

Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный год

Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный годТема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Педагогический совет на тему:

«Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Составитель: Миргородская Анна Сергеевна

Старший воспитатель

Артемовский

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях современных форм и методов развития связной речи детей в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

  1. 1. Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
  2. 2. Сообщения педагогов из опыта работы «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» Чугаева Т.В., Менкаева Р.Д., Ильясова Д.А.
  3. 3. Деловая игра для педагогов «Грамотей и умники». Дунаева Н.В.

Актуальность.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Условия успешного речевого развития

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Создавая такие условия мы должны знать и о современных образовательных технологиях:

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная, зрительная, физ.минутки, самомассаж ит.д.)

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическими игрушками (вкладыши, башенки), словесные игры и т.д.)

Метод наглядного моделирования (мнемотехника)

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической); развитие образного и логического мышления(умение анализировать, систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Волкова Юлия Станиславовна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. - блоками-квадратами,

Большева Татьяна В - коллажем,

Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Про Мнемотаблицы нам расскажет Чугаева Т.В.

Про коллаж Большовой нам расскажет Менкаева Р.Д.

Про схемы Ткаченко нам расскажет Ильясова Д.А.

Деловая игра

Грамотей и Умники

Ведущий напоминает правила игры:

Þ уметь слушать других;

Þ вырабатывать общее решение вопроса;

Þ принимать активное участие в игре;

Þ соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ придерживаться регламента.

I часть. Игра «Ромашка»

Каждая команде по очереди отрывает лепесток ромашки на которой написан цифра. Ведущий читает вопрос и если команда отвечает правильно, то лепесток оставляет у себя, в конце игры можно посчитать количество заработанных лепестков каждой командой.

1.Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

2.Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4.Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

5.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)

7. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

8.Изложение прослушанного произведения (пересказ)

9.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

10.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

11.Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

12.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

13.Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

14.Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

15.Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

16.Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

2 часть. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команда придумывает пословицу, изображает ее в виде схемы, а команда соперников должна отгадать.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. Занятие - это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения - это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

Эффективные приемы формирования связной речи дошкольников.

Выступление на методическом объединении воспитателей.

Решение проблемы формирования связной речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описанием речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

Итак, какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа?

Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития связной речи у детей. Расскажу вам о синквейне и мнемотаблицах. Я работала с ними. И на своих занятиях видела положительный результат их действия.

Известный русский педагог, писатель К. Д. Ушинский писал :

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи , позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем , помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» . Это система методов и приемов , обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи .

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Вся работа строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам ., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например : лиса - состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь - большой коричневый круг и т. д.) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Где можно использовать карточки - схемы?

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

в работе с чистоговорками и скороговорками;

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц ?

1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь это выполнять самостоятельно.

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Предлагаю поработать в подгруппах - составить мнемотаблицу по теме «Зима» для детей среднего возраста, старшей и подготовительной группы. Задание выполнить в течение 3 минут, по окончании работы каждая подгруппа представляет свою таблицу всем коллегам.

Все поработали творчески, грамотно составили таблицы, я думаю, что вы согласитесь со мной мнемотехника - один из эффективных способов развития связной речи дошкольников.

Перейдем к следующему.

Что такое синквейн? Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.

Что же значит это необычное слово?

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый край

Мы — дружные!

В каких случаях можно использовать синквейн?

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Дети»

Какие они? (прекрасные, озорные)

Что они делают? (играют, шалят, радуют)

Предложение о детях, афоризм или пословица. (Цветы нашей жизни.)

Ассоциации, которые вызывают слово «дети»? (счастье).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Выводы о синквейне:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Проблема формирования связной речи в дошкольном возрасте - это сложная задача, но применяя эффективные методы и приемы, о которых сегодня с вами говорили, мы сможем научить детей связно, последовательно, грамматически правильно, творчески излагать свои мысли.

Спасибо за внимание. Всем успехов в работе!

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.
пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,
2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал
«Логопед», №5 (2005).

Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок».

2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных
технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы центр психолого-медико-социального сопровождения "Поддержка"
http://festival.1september.ru/articles/518752 / http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl ?i=2293 (http://poddergka.pc.mskobr.ru/poleznayainformatsiya/spetsialistam.html ?task=show&id=363)

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...