Направления деятельности музыкального руководителя в логопедической группе. Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового доу консультация на тему

I. В сопровождении ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.

Необходимость соблюдения единого коррекционного режима и обязательная координация, интеграция работы специалистов вытекает из особенностей и возможностей ребенка – речевых, двигательных, особенностей его памяти, восприятия, мышления. Энергетические запасы, которые идут на осуществление двигательной, эмоциональной, интеллектуальной и речевой деятельности, у каждого человека ограничены. Именно в руках взрослых, которые работают с ребенком, находится то, как они будут потрачены — эффективно или нет, и с какими последствиями. Без согласованной работы и взаимодействия всех взрослых, работающих с ребенком, коррекционный эффект будет ниже, чем он мог бы быть.

Экстенсивный путь сопровождения — за счёт большого набора двигательного, речевого, познавательного и другого материала, предложенного ребёнку разными специалистами — для детей с речевыми и другими нарушениями неприемлем. Здоровьесберегающим и эффективным является, всё-таки, интенсивный путь, суть которого заключается в совершенствовании форм организации работы с ребёнком, в согласованном взаимодействии взрослых, принимающих участие в развитии и жизни ребёнка.

Грамотное взаимодействие специалистов и организация единого коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья прожить во времени, отведённом на нормализацию его речевых, моторных и психических функций.

II. В ходе интеграции деятельности специалистов группы (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя) мы апробировали следующие формы взаимодействия:

1) Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года.

Такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения коррекционно-развивающего и здоровьесберегающего эффекта сопровождения.

Для всех участников процесса важными являются сведения об уровне развития импрессивной речи ребенка, характере нарушений слухового и зрительного внимания и восприятия, о возможностях пространственной ориентировки ребёнка, а также общем способе взаимодействия ребенка с окружающим миром, от которых зависит качество восприятия и выполнения инструкций, качество участия ребенка в музыкальных занятиях. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Эти сведения фиксируются в бланках логопедического и педагогического обследования ребенка, а также корректируются в соответствии с данными динамического наблюдения и мониторинга в течение года. Трудности детей, без учёта которых невозможно эффективное построение оздоровительной работы, фиксируются в тетради взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

В процессе обсуждения результатов диагностики мы обращаем внимание на следующие вещи:

Особенности коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка;
- особенности организации деятельности каждого ребёнка;
- состояние зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти;
- степень понимания речи (а значит – понимания вербальной инструкции);
- уровень развития активной речи;
- состояние общей и мелкой моторики;
- состояние функции дыхания и голосообразования;
- общее состояние здоровья ребенка.

Грамотное внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям ребенка позволяет нам более эффективно спланировать коррекционно-развивающую работу по формированию невербальных и вербальных функций у детей, детализировать и реализовать индивидуально-дифференцированный подход, оказать детям индивидуальную помощь в ходе музыкальных занятий.

2) Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом ведущего нарушения и психологических особенностей детей.

По итогам обсуждения результатов диагностики выстраивается план работы с ребёнком, план взаимодействия музыкального руководителя и специалистов группы, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году, обговаривается характер участия воспитателя, логопеда группы в музыкальных занятиях, характер индивидуальной помощи ребёнку.

3) Индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии, по согласованию с музыкальным руководителем.

Так сложилось, что несколько лет подряд логопедический график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Как учитель-логопед, я имею возможность посещать музыкальные занятия. Посещение музыкальных занятий даёт мне, как логопеду и координатору, достаточно — в диагностическом, планирующем, консультационном и другом плане. Я имею дополнительную возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей в специальных видах деятельности, видеть и анализировать, как ребёнок переносит в другую деятельность те речевые и коммуникативные умения, неречевые навыки, которые формируются на логопедических занятиях. Кроме того, я могу непосредственно в это время участвовать в коррекционном процессе, оказать, параллельно с воспитателем, индивидуальную коррекционную помощь самым сложным детям группы – помочь выполнить серию необходимых движений, индивидуально адаптировать фронтальную инструкцию музыкального руководителя, направить ребёнка и др. Всё это очень важно в условиях работы с детьми с тяжёлыми речевыми и другими нарушениями. Иногда, при определённых условиях (тяжесть нарушений у детей), бывает недостаточно участия одного педагога в организации деятельности детей, для достижения желаемого коррекционно-развивающего эффекта.

При этом ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и логопеда в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним.

Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям. На фронтальных занятиях мы видим доступным дифференциацию приёмов работы с ребёнком (например, дифференциацию способов подачи учебной информации) и дифференцирование требований к выполнению задания каждым ребенком группы. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная (сопряжённое выполнение с ребёнком какого-то движения), вербальная (индивидуально адаптировать инструкцию, направить ребёнка), эмоциональная (поддержать ребёнка).

Данная форма работы была презентована нами в рамках городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ.

4) Совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

Планирование и проведение занятий по логопедической ритмике — дело непростое. Необходимо учесть множество конкретных условий. Многое зависит от конкретного состава группы и индивидуальных возможностей детей (насколько эффективным будет объединение достаточно разнородной группы детей из 10-11 человек в пространстве логоритмического занятия), от профессиональной квалификации и занятости педагогов другими, не менее важными, коррекционными проектами (фонетическая ритмика и др.).

Тем не менее, совместная разработка и проведение логоритмических занятия является достаточно эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

В предыдущие годы мы с музыкальным руководителем включали некоторые логоритмические упражнения в канву музыкальных занятий. Затем начали совместно планировать логоритмические занятия, надеемся продолжить осваивать и совершенствовать эту форму взаимодействия и в будущем.

5) Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках.

Стихотворный и песенный материал для индивидуального исполнения выбирается (и при необходимости – адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Очень важным здесь является подход к подбору речевого материала с учётом семейной ситуации – болезненное принятие родителями нарушений у ребенка, проживание ребенка в неполной семье, в семье опекунов. Вся эта работа немыслима без прямого участия всех педагогов группы.

6) Закрепление педагогами группы музыкального материала во время, отведённое для коррекционной работы с детьми.

Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д.

Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей!

VI. Литература, используемая нами для организации взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей группы.

Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/Зарубина Ю.К., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.: Теревинф, 2009
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под редакцией Г.А. Волковой, -СПб.: КАРО, 2005.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. — СПб.: КАРО, 2003.
Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — м.: Айрис-пресс, 2006.
Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. — М.: ВАКО, 2005.
Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет. М.: ГНОМ и Д, 2002
Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004
Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.
Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. — СПб.: Паритет,2004.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — М.: Айрис-пресс, 2004.
Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб: Корона принт, 2005
Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1./Чарльз Ньокиктьен; пер.с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – М.: Теревинф, 2009
Овчинникова Т.С.

В работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо использовать:

Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;

Хороводы, танцы;

Народные игры;

Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;

Народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.

Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, А.И. Ксендзовская, Е.С. Рагульская, К.С. Ряховская и др., многие потешки постепенно превратились в игровые упражнения, в , которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.

Малые формы произведений народного творчества благотворно , обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы — некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)

Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

Учитывая положительное значение народного творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Ребенок должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики.

Иногда музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для детей с нарушениями речи.

Силаева Ольга Геннадьевна,
учитель-логопед, г. Димитровград

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического
восприятия;
2. Развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации,
ритмико­мелодической стороны;
3. Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменения
силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
4. Обогащение словаря дошкольников с ФФНР по разработанным учителем
– логопедом лексическим темам;
5. Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально­
ритмического движения, игры на детских инструментах.

Подготовительная логопедическая группа
МБДОУ детский сад № 8 «Сказка»
2015­2016 уч. год.

Сентябрь
Занятие № 1 (4 неделя)
Речедвигательное упражнение «Гудок»
Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности
речевого выдоха
Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда»
Ход занятия: Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправляемся в
путешествие. На чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «поезда». Дети
определяют, на чем поедут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется
дирижерским жестом: «У ­у – у!»
Октябрь
Занятие № 2 (1 неделя)


голосового аппарата.
Игровой материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)

изучаемой лексической теме (назови овощ, фрукт, ягоды, грибы). Затем каждому
ребенку предлагается проговорить «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.
Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором
громкости. Когда руки поднимаются вверх ­ звук усиливается, когда руки
опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Сад. Огород. Любите землю – матушку»,
«Ягоды, грибы»:
Урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры,
баклажаны, кабачки, чеснок; яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, грядка,
парник, теплица; клубни, плоды, семена, кочан, свекольник, винегрет, сок,
ящик, вредители, посадка, сыроежки, подберезовики, подосиновики, опята,
лисички, мухомор, поганки, клюква, малина, грибы, ягоды.
Цель: Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и
Занятие № 3 (2 неделя)
движений
Музыкальный материал: попевка на двух звуках
Ход занятия: Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова,
сопровождая движениями
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Испечем мы каравай,
Переваливай, валяй!
Выполняют разминание рук.
Берутся за руки и сужают круг
Кладут руки на плечи соседей
Покачиваются с ноги на ногу. Не
опуская рук.

Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не
лопайся!» ­ расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг
Занятие № 4 (3 неделя)
Речевая игра «Лес»
Цель: Активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной
памяти, артикуляционной моторики.
Ход занятия Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь,
деревья с нами разговаривают:
«У – у – у» ­ встревожился лес, «О – о – о» ­ удивился лес, «А – а – а» ­
обрадовался лес. (Гости пришли)
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения
чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са – а – а – в лесу бегает лиса
Дети изображают лису, используя мягкие
движения рук.
Со – о – о – еж свернулся в колесо. Изображают ежа, пальцы сжаты разжаты
Бу – у – у – сидит ворон на дубу
Под музыку на сильную долю передают
игрушку по кругу
Тот ребенок, у которого игрушка осталась в руках после окончания музыки, должен отгадать. Кто
еще живет в лесу (можно определить животного по музыкальному отрывку)
Занятие № 5 (4 неделя)
Игрогимнастика «Ветер и ветерок»
Цель: Развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Музыкальный материал: музыка Бетховена
Ход занятия: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети
поднимают руки вверх и раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой по
музыку. «А, теперь налетел сильный ветер…….. А вот опять легкий ветерок».
Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с
различной амплитудой.
Ноябрь
Занятие № 5 (1 неделя)
Логопедическая распевка «Брюки»

Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой ногой, потом - левой.
Сшила бабушка из плюша.
Ходит в них гулять Илья,
Он большой, как ты и я..
Показывают, как бабушка шила брюки.
Идут по круг у, взявшись за руки,
Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.
Занятие № 6, 7 (2 ­3 неделя)
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Тарелка»
Цель: снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа
Занятие № 8 (4 неделя)
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций

повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка

сведенных бровей


Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
растопырены, рот открыт


Декабрь
Занятие № 9 ­ 10 (1 ­ 2неделя)
1. Игрогимнастика «Ходьба»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, чувства ритма и темпа.
Музыкальный материал: «марш» или любая ритмичная музыка
Ход занятия: Дети под музыку ходят по залу (по кругу, по периметру). По
окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
Логопедическая распевка «Ёлочка»
Январь
Занятие № 11 (2 неделя)
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, слухового внимания, чувства
темпа и ритма, координации движений и музыки.

Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т. П. Ломовой
Можно использовать любую музыку в умеренном темпе с четкой и ясной
фразировкой
Ход занятия: педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот станцует танец нам.
Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта
исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот
показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом
музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.
Занятие № 12, 13 (3­4 неделя)
Цель: развитие, слухового внимания, чувства темпа и ритма
Логопедическая распевка «Кормушка»
Рано утром на опушке мы повесили кормушку,
Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.
Февраль
Занятие № 14 (1 неделя)
Машинки
Цель: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляторной моторики,
слухового внимания и быстроты реакции
Методика проведения:
Игроки сидят в кругу, детям предлагается запомнить две команды: «Дрыннн» и «И­
И­И» чтобы начать движение машины, играющий поворачивается к своему соседу и

говорит: дрынн, тот к кому приехала, говорит и­и­и, оправляя дальше, говорит дрынн
и т.д.
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть
непрерывным, т.е. игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий у
частник не продолжит звук.
Фонопедическое упражнение: «Муха»
Занятие № 15­16 (2 ­3неделя)
Цель: Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания.
Над медведем возле уха, целый день жужжала муха: ЖЖЖЖЖЖ
Комары летят, летят и пищат:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗу, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗу ­ укушу! ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
ЖЖЖ – ЗЗЗЗЗ (текст проговаривается разными голосами – низким и высоким,
звуки ЖЖЖЖЖЖЖЖ и ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ пропеваются в разной тональности)

Занятие № 17 (4 неделя)
Март Занятие № 18 (1 неделя)
Логопедическая распевка «МАМОЧКА»

Занятие № 19­ 20 (2­3 неделя)
Речедвигательное упражнение «Кричалки»
Цель: Развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение
голосового аппарата.
Музыкальный материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)
Ход занятия: Педагог перед началом игры просит детей назвать слова по
изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговорить
«свое» слово, ориентируясь на действия педагога. Педагог объясняет, что положение
рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх
­ звук усиливается, когда руки опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты
в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Животные Севера и жарких стран»
Белка, кенгуру, носорог, тюлень, медведь, лев, тигр, антилопа, пантера,
слон, жираф, зебра, Север, Юг, морж, леопард, бегемот, кенгуру.
Занятие № 21 (4 неделя)
Логоритмическое упражнение «Надоедливые мухи»:
Цель: Развитие чувства ритма
Чай душистый пьем, пыхти Потирают ладонь о ладонь горизонтально
­ Уф­уф­уф, уф­уф­уф. Пропевание на одном звуке
Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой.
Мух­мух­мух, мух­мух­мух. . Пропевание на одном звуке
А они в варенье сели, Ритмично постукивают пальцем о ладонь
Ели­ели, ели­ели. . Пропевание на одном звуке
Так нам мухи надоели Мы варенье быстро съели! Потирают ладонь о ладонь горизонтально
Апрель
Занятие № 22 ­23(1 ­2 неделя)
Логоритмическое упражнение «Капель»
Цель: Развитие чувства ритма
Музыкальный материал: фонограмма капели, пения птиц (на выбор)
Раз, два (два хлопка).
Звенят капели (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони
другой)
Три, четыре (два хлопка)
Мы запели (2 раза прижимают ладони к груди)
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны (взмахивают кистями рук)
Семь, восемь (два хлопка)
Песни льются (вытягивают руки вперед)
Девять, десять (два хлопка)
Все смеются (поднимают руки вверх)
Упр. «Заботливое солнышко»
Занятие № 24­25 (3­4 неделя)
Цель: Развитие координации движений, развитие чувства ритма
Солнце с неба посылает дети, ритмично скрещивают руки над головой

Лучик, лучик, лучик. . Пропевание на одном звуке
И им смело разгоняет плавно покачивают руки вверху
Тучи, тучи, тучи. Пропевание на одном звуке
Летом нежно согревает ритмично потирают щечки
Щечки, щечки, щечки. Пропевание на одном звуке
А весной на носик ставит ритмично постукивают пальцем по носу.
Точки, точки, точки. Пропевание на одном звуке
Занятие № 25 (4 неделя)
Выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций
Ход занятия: Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети
повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка
Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле
сведенных бровей
Упр. «Буратино», ребенок показывает язык
Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается
Глаза широко открыты руки вытянуты вперед, пальцы
растопырены, рот открыт
Указательные пальцы сведены на кончике носа
Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога
Май
Занятие № 26 (1 неделя)
«Ветер, Ветер,…..»
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и
длительность выдоха.
Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,
используя разные фонемы
У весны ветер ласковый и нежный, теплый ­ ффффффффффф
У лета жаркий, согревающий – ххххххххххх
У осени прохладный – сссссссссс
У зимы холодный, студеный – ввввввввввввввв
Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения
Занятие № 27 (2 неделя)
Подготовка к выпускному утреннику

Использованная литература
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы
с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи
2. Гоголева М. Ю., Логоритмика в детском саду. Подготовительная группа
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика

«Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя» Мы работаем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида 68. В коррекционных группах проводится коррекционное обучение и воспитание детей общего недоразвития речи разного уровня. Тяжелые дефекты речи сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентировки в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицитом внимания и памяти).


Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой в речевой группе. Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Задачи - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - формирования правильного дыхания; - развитие способности ориентироваться в пространстве; - выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; - развитие фонематического слуха; - формирование навыка релаксации; - развитие и коррекция музыкально-ритмических движений В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играет совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи. Во время проведения совместной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что в свою очередь активизируют их познавательную деятельность и эмоциональную сферу. Совместное коррекционное воздействие устраняет нарушение речевых функций, и развивают функциональные системы ребенка: движение, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, который планируется в соответствии с лексическими темами.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях – непроизвольными, в других – осознанными. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Педагогами разработано перспективное планирование учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Они должны формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.

У таких детей нередко страдает произношение гласных звуков, они произносят их нечетко, как бы затушивая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового анализа, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. Важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Работу рекомендуется осуществлять по двум направлениям: формирование кинестетической основы движения, формирование кинетической основы движения.

Кроме общеизвестной методики , педагоги предположили развивать речевую моторику опираясь на сохранные возможности ребенка. Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Анализ литературы по данной теме показал, что в основном разработаны программы по проведению логоритмических занятий. Направление работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях ни систематизированы не в одном литературном источнике.

Цель: повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности.

Предлагаемое нами планирование помогает реализовать следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Автоматизация звуков в результате запоминания большого количества речевого материала.
  • Дифференциация поставленных звуков.
  • Данное перспективное планирование разработано на основе программы Г. А. Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи” и учебно-методического пособия Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” и рассчитано на два года.

    1. Онтогенетический принцип. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Специалистам следует соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

    2. Принцип системности. Логопедическая работа должна способствовать формированию языка в целом как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

    3. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Принадлежность речевых звуков к единой фонетической системе и артикуляционной базе, на которой они формируются, являются основой их взаимосвязи и взаимозависимости. Результатом такой связи является то, что работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

    4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

    5. Патогенетический принцип. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление патологического механизма речевого дефекта.

    6. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений реализуется в процессе поэтапной работы.

    7. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

    Форма проведения коррекционных занятий - групповая, два раза в неделю. Длительность фонетической зарядки (произнесение звуков, слоговых сочетаний, слов и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса) – 5-7 минут.

    Работу начинали с формирования вне- и речевого дыхания. Обучая детей внеречевому дыханию, учили спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать без произнесения звуков с различной силой. Использовали игры “Погрей ладошки”, “Ветер”, “Чей одуванчик улетит дальше?”. Затем развивали переключаемость органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движения и мимики. Воспроизведение звуковых и слоговых рядов ведется с опорой на наглядность, и преподноситься в игровой форме. Например, мама Гусыня просит Гусенка не ходить далеко, произносятся слоги низким голосом: Га-га-га. Гусенок не послушался. Произносятся слоги гя-гя-ги высоким голосом. Он пошел и заблудился. Слоги произносятся печально. Его увидела кукушка (ку-ку-ку) и рассказала где гусенок. Гусыня ругает гусенка (га-га-га) сердитая интонация. Используем следующие звуковые сочетания: па-пу-пы, пы-по-па, та-ту-ты-тэ, до-ду-дэ, ди-дя-де, пта-пто-пту-пты-птэ, бда-бдо-бду,бдэ, фта-фто-фту-фтэ, мна-мно-мну-мны, пти-птя-пте-птю, бди-бдя-бде-бдю, па-та-ка, то-ко-хо. Для укрепления мышц губ энергично произносим “п-б”, “п-б”. Для укрепления мышц языка “т-д”, “т-д”, чтобы укрекпить мышцы полости глотки – высунув язык, энергично произносим “п-б”. В процессе постановки звуков работа усложняется.

    Предлагаем вашему вниманию перспективное планирование в старшей группе.

    Месяц Неделя Логопед Музыкальный руководитель
    сентябрь 1 Диагностика Развитие внеречевого дыхания, слухового восприятия. Д/и “Рыбка ловит корм”, “Сдуй ватку”, “Где звенит колокольчик?”, “Какие часы тикают?”
    2
    3 Звук “А” Пение вокализов “А”, д/и “На приеме у доктора Айболита”; “Плачет малыш”, чистоговорки звук “А”
    4 Звук “У” Пение вокализов “У”, д/и “Воет волк”
    5 Звуки “А-У” Пение вокализов “А-У”, д/и “В лесу”
    октябрь 1 Звук “И” Ослик кричит “иа”, “Ишак”. Песенки птиц (и-и-и). Произнести коротко (и-и-и) фортепиано.
    2 Звук “М-м`” “Ма-му”, “му-ма” пропевание гласных.
    3 Звук “П-п`” “Лепим ком” (па-пу-по). “Шарик лопнул” (п-п-п). “Мышки разговаривают” (пи-пи-пи).
    4 Звук “Н-н`” “Песенка слоненка”
    5 Звук “О” Болит зуб. Наматываем клубок. Длительно, коротко. Произнести три раза на одном выдохе.
    ноябрь 1 Звуки “А-У-О” Пропеваем гласные звуки длительно, коротко
    2 Звук “Б-б`” “Играем на барабане”. Играем в теннис. “Бананы”
    3 Звук “Ы” “Песенка Рёвы”
    4 Звук “Т-т`” Разговор зверят (та-та-ти-ти). Забиваем гвозди (т-т-т). Птенчик пробивает скорлупку. Распевка “Тень-тень”, “Утки”
    5 Звук “Д-д`” Громко забиваем гвозди. (д-д-д) Дятел долбит клювом. Распевки. Потешки “Дон-дон”, “Дождик”, “Дудочки”
    Декабрь 1 Звук “Х-х`” Погреем ручки. Клоуны смеются. “Дровосеки”
    2 Звук “В-в`” Вьюга воет. Распевки
    3 Звуки “А-У-О-Ы” Развитие силы голоса, на пройденных звуках. Подготовка к утреннику
    4
    январь 1 Диагностика

    промежуточная

    2
    3 Звук “К-к`” Пистолет стреляет. Кукушка поет. Распевка “Киса”, “Куд - куда”, “Кукушка”
    4 Звук “Г-г`” Гуси разговаривают. Позовем голубей (гули – гули). Потешка “Гули”, “Гусь”, “Га-га-га”
    февраль 1 Звук “Э” Пение вокализов. Распевка Эхо
    2 Звук “Ф-ф`” Фырканье
    3 Звук “П-Б” Звукокомплексы “П Б, К Г”

    Распевки с гласными.

    4 Звук “В-Ф” Распевки с гласными.
    март 1 Звук “Т-Д” Звукосочетание “т-д; т-д”. Гудит мотор, пропевки

    (та-да), “Радисты”. Поезд едет “ту-ду”

    2 Звук “С-с`” “Проколотый мяч”, “Шарик”. Распевка “Верба”
    3 Звук “З-з`” “Комар и комарики”
    4 Звук “С-З`” Распевки с гласными.
    5 Звук “Ш” “Гусь” - ш. Спускается по ступенькам. Распевка “Лягушка”, “Петушок”, “Индюшата”
    апрель 1 Звук “Ж” Жук жужжит. Близко – далеко. Распевка “Жук”
    2 Звук “Ш-Ж” Разговор шмеля с жуком. Распевки
    3 Звук “С-Ш” Распевка “Подснежник”, “Кормушка”
    4 Звук “З-Ж” “Пилим дерево” (за-жа; за-жа). “Комар и жук”
    5 Звук “Л-л`” Песенки. Распевка “Мамочка”
    май 1 Звук “Л-л`” Потешка “Лягушка”, чистоговорки со звуком “Л”
    2 Звуки йотированные Распевки
    3 Диагностика Диагностика
    4

    При обследовании в старшей группе было выявлено, что 10 детей испытывают трудности при удержании артикуляционных поз, у них наблюдаются выраженные изменения силы, точности, объёма, девиация языка. У 5 детей выявлены незначительные изменения объёма, силы и точности движений. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ НАРУШЕНО У ВСЕХ ДЕТЕЙ, ВСЕГО НАРУШЕНО 106 ЗВУКОВ.

    В ходе проделанной работы на конец подготовительной группы имеем следующие показатели: звукопроизношение исправлено у всех детей, незначительные затруднения в речевой моторике испытывает один ребёнок. Уровень развития фонематического слуха у детей приближен к возрастной норме.

    Таким образом, в результате проведенной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей отмечаем различный рост успешности обучения. Проследим на сравнительной диаграмме.

    Анализируя полученные результаты, отмечаем, что уровень развития речевой моторики повысился на 93,4%, фонематическое восприятие улучшилось на 86,7%, Уровень сформированности звукопроизношения составил 100%. Полученные показатели доказывают эффективность совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции звукопроизношения.

    Литература

    1. Правдина О. В. “Логопедия” Москва “Просвещение” 1973 стр. 119.
    2. Пожиленко Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30
    3. Карелина И. Б. “Коррекция голосовых расстройств у дошкольников” Москва 2005 Айрис-пресс стр. 83
    4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., “Владос”, 2000
    5. Максаков А. “Развитие речевого голоса у дошкольников” “Д/воспитание” 1984
    6. Дель С. В. “Музыкальные упражнения в коррекции заикания” “логопед в д/с” №3(6), 2005
    7. Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”-СПб Детсво-пресс 2005
    8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
    9. Железнова Е. Железнов С. “Азбука-потешка” М. “Гном и Д”. 2001

    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    Логопедическое занятие в подготовительной группе | работа логопед | музыкального | музыкальная школа | руководителя | классный руководитель | формировании | формирование культуры | звукопроизношения | коррекция звукопроизношения | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка логопеда | Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения дошкольников Детский сад

    Последние материалы раздела:

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

    Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...