Речь как познавательная деятельность дошкольников. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

Пономарёва Людмила Георгиевна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, необходимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Актуальность

Работая с детьми несколько лет, наблюдая за ними на протяжении всего дня, я могу сделать вывод, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

Обедненный словарь;

Часто неверная конструкция предложений;

Неспособность связно и последовательно изложить события;

Дефекты произношения;

Сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Я всегда стремлюсь к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Поняв это, я начала работу по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей.

Цель моей работы:

Всестороннее развитие личности ребенка через познавательную активность и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

Способствовать активизации связной речи детей в различных видах деятельности.

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы по данному направлению.

Летом, набрав детей в младшую группу, я провела констатирующие опыты, выявляющие умение детей составлять описательные и повествовательные тексты в ситуации совместного рассказывания, а затем самостоятельно.

Результаты обследования не были для меня неожиданными: недостатки звукопроизношения, бедный словарь и однообразие синтаксических конструкций было зафиксировано у большинства детей. Из 25 детей двое составили рассказ с небольшой помощью взрослого, 8 детей - совместно со мной, 8 - не устанавливали логической связи между предложениями, 7 - отказались отвечать.

Так же, наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей на начало учебного года не достаточно высока, что может отразиться на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по повышению познавательной активности для формирования связной речи детей.

Эти наблюдения позволили мне разработать методику индивидуального обучения и формирования связной речи, учитывающего уровень речевого развития каждого ребенка, специальными речевыми упражнениями, заданиями, ситуациями, развивающими представление младших дошкольников о структуре связного высказывания (начало, середина, конец) и способах связи между предложениями (методом совместного рассказывания).

Уже в младшем возрасте я провожу большую работу, которая способствует развитию навыков связанной речи. Учу детей слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга

Последовательность моей работы по развитию связной речи можно схематично представить так: обучение называнию предмета (игрушки), выделение признаков, действий, составление совместного описания, затем повествования. Одновременно провожу упражнения: лексические (сравнение и противопоставление качеств и действий), грамматические (разные способы словообразования - существительных и глаголов, составление предложений, состоящих из 3 – 4 слов), фонетические (четкое произнесение слов и предложений, интонационная завершенность высказывания).

Решение программных задач я осуществляю в разных формах совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей:

  • организация образовательных ситуаций,
  • рассматривание картин, игрушек, чтение рассказов, сказок, разучивание стихотворений, загадок и ситуация общения,
  • драматизация сказок, театрализованные сюжетно-ролевые игры.

Я стараюсь уловить любое высказывание ребенка из одной, двух фраз и своими вопросами побуждаю детей к диалогу и более полному высказыванию.

В начале своей работы я обогатила предметно-развивающую среду, подобрала альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек. Провожу различные дидактические игры:

  • на описание игрушек: «Что за предмет?»; «Скажи какой?»; «Узнай что за зверь?»;
  • на формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?»; «Скажи, что сначала, что потом?»; «Добавь слово»;
  • тематические игры: "Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно" и др.;
  • игры типа мозаики.
  • на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот».
  • игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. : "Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.

Все эти игры требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой: в одних играх больше внимания уделяется, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления.

К этим играм даю схему высказывания, а дети «наполняют» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляем повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Эти игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Моя работа по развитию связной речи дошкольников проходит в течение всего дня. Дети обогащают словарный запас через наблюдения в природе, ознакомление с окружающим. Я учу детей составлять рассказы разных видов, формирую разговорную речь, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Знакомлю детей с художественной литературой, учу слушать и понимать смысл произведения. Используя художественное слово, я учу детей видеть красоту родного слова.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, веду их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 компонентов:

1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение,

мышление);

2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути

познания мира);

3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы,как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

В нашей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду); знакомим детей со строением собственного тела, окружающими предметами (игрушки, мебель), животным и растительным миром (птицы, животные, комнатные растения).

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я провожу простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений пока ещё, с моей помощью, делаем выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению я использовала стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, я обращаю внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовала чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Каждое наблюдение опыта и природных явлений сопровождается речью.

Чтобы дети научились связно и красиво строить свои высказывания, ежедневно я провожу:

  • артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
  • дыхательную гимнастику;
  • пальчиковые игры и упражнения;
  • в режимных моментах использовала фольклор, художественное слово, стихи, песни.

Детям предстоит многое узнать и многому научиться. Это тот возраст,

когда ребенок открыт ко всему новому, неизвестному, ему всё интересно, он хочет знать и уметь, познаёт окружающий мир - играя.

Игра – это способ объяснить, научить, организовать непосредственно-образовательную деятельность так, чтобы учесть все желания и интересы ребенка.

Я использую в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», ««Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Для детей в группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Основной же формой работы по формированию связной речи являются занятия, построенные на игровых ситуациях и упражнениях:

  • «Я начну, а ты закончи»;
  • «Кто лучше запомнит» (картину перевернуть, дети вспоминают и рассказывают, что изображено на картине);
  • «В гости к нам пришла игрушка» (кто больше о ней расскажет);
  • «Придумай начало или конец к сказке»;
  • «Пересказ по цепочке»;
  • «Составление рассказа по схеме»;
  • сказка «Репка», «Колобок» (один ребенок рассказывает, другой иллюстрирует);
  • пересказ рассказа совместно со взрослым;
  • воспитатель рассказывает, а дети выкладывают картинки-схемы и т.д.

Игры на занятиях проходят очень успешно и доставляют каждому ребенку большую радость и удовлетворение. У детей повышается уверенность в своих силах, обостряется потребность в уважении к себе, появляется смелость и настойчивость в отстаивании своих интересов.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. В нашей группе, для того чтобы развивалась речь ребёнка, дети окружены предметами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отображать в слове; созданы условия, в которых у них появляется желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.

Развивающая среда в группе сформирована так, чтобы дети пользовались предметами легко, удобно. Окружающая ребенка действительность – предметы ежедневного обихода, люди, картины, игрушки – доставляет обильный материал, который используется для расширения мира детских восприятий и обогащения языка.

  • Познавательная мини-среда – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность.
  • Коммуникативная мини-среда – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия.
  • Творческая мини-среда – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В группах созданы познавательные игротеки, куда входят:

  • картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,
  • дидактические игры,
  • пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

При такой организации дети испытывают удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения. Этому способствует и комфортная планировка «уголков», дающая возможность детям играть небольшими подгруппами, общаться по душам с педагогом, уединяться.

Проводя работу с родителями по данной проблеме, я сделала следующие выводы: большинство родителей вообще не имеют даже элементарных знаний о понятии связная речь, а свое внимание они заостряют на правильном произношении у ребенка звуков в словах. Для других родителей представляет трудность сама работа с ребенком над связной речью, т.е. они затрудняются в ее организации в домашних условиях.

Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования. Цель анкетирования – проанализировать и обобщить ответы родителей для дальнейшей работы с семьей по формированию связной речи у детей. Я подготовила ряд консультаций для родителей на темы:

«Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей»

«Развиваем речь ребенка дома»

«Как научить ребенка рассказывать»

В работе с родителям я использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие у них вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Традиционно, приглашаю родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на сюжетные картинки и мн.др.

Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений, инсценировок.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получают задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:

  • придумай, что раньше было;
  • придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;
  • как художник назвал эту картину;
  • придумаем название;
  • я начну, а ты закончи.

Моя главная идея по написанию опыта была – развитие познавательной активности, как средство формирования связной речи детей путем внедрения различных видов деятельности.

Планируемый результат:

  • Умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
  • Умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
  • Умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли.
  • Умение составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки.

На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:

  • дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
  • рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
  • дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные;
  • в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи;
  • в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Проведенная мною работа по формированию познавательной активности и развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия являются эффективными.

Работу, по познавательно- речевому направлению, я буду продолжать и совершенствовать в последующие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

2. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

3. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр», Минск, 2004г.

4.Развитие словесного творчества детей. Дошкольное воспитание; 1972.

5. Связность речи в разных видах рассказывания у детей. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста: Родная речь: Тезисы научной конференции. Шяуляй, 1974.

6. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976

7. Связная речь. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. (в соавторстве с Н.Ф. Виноградовой).

8. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976.

9. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 1981, №2.

10. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группы). Дошкольное воспитание, 1984, №10

11. Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.

12. Как развивать речь малыша. Дошкольное воспитание. 1996. №5.

13. Придумай слово (речевые игры, упражнения, ситуации). - М.: Просвещение, 1996.

Материалы Интернет-сайтов.

http://dslivenka6.gvarono.ru/metod/shipilova-vn/doklad.pdf

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132841_0.html

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Проект по развитию познавательно-речевой активности старших дошкольников (5-7 лет) «Юные писатели»

Пояснительная записка
Проект «Юные писатели» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта – в течение 2017-2018 учебного года.
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
Тип проекта: Социально-педагогический, долгосрочный.
Продолжительность: 1 год.
Обоснование необходимости реализации проекта
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, речевое развитие включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обо-гащение активного словаря; развитие связной, грамматической и правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамотности». Таким образом, книга занимает не последнее место в развитии речи ребенка, развитии его творческих и интеллектуальных способностей. Прививать любовь к чтению необходимо с раннего детства. И кто, если не родители, заложат основу для формирования читательской компетентности ребенка. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.
Актуальность.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Основная часть
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: ориентация родителей на развитие речевого творчества у детей, вовлечение в семейное чтение; формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге, развитие познавательно-речевой активности, через речевое творчество.
Задачи:
1. Сформировать интерес воспитанников к художественной литературе
2. Приобщение родителей воспитанников к семейному чтению литерату-ры.
3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
4. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
6. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.

2. Предполагаемый результат
1. Использование родителями семейного чтения, как средства всесто-роннего развития ребенка
2. Увеличение возможности и доступности участникам проекта взаимо- действовать с социальными партнерами в вопросе формирования читательской компетентности. (Детская библиотека №25).
3. Пробуждение у детей и родителей интереса к чтению художествен-ной литературы.
4. Положительная динамика речевого развития детей.
5. Формирование потребности в семейном чтении.

3. Виды, формы и направления деятельности, используемые в процессе реализации проекта
Формы работы
Чтение художественной литературы в группе и семье.
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
Театрализация произведений или их отрывков. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Тематические выставки литературы, самостоятельное рассматривание книг детьми. (сотрудничество с библиотекой №25)
Экскурсии, викторины, конкурсы проведённые совместно с социальными партнерами.
Заучивание наизусть стихотворений, знакомство с писателями.
Продуктивная деятельность. Создание книг своими руками на за-данную тематику.
Консультирование родителей по вопросам семейного чтения.

Основные принципы проекта
1. Принцип интеграции: использование чтения литературы, как средства познавательного и эстетического развития детей.
2. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
3. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в се-мье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Этапы реализации проекта
I этап – Диа-гностический: анкетирование родителей, беседы с детьми, мониторинг познавательно-речевого развития детей, определение уровня интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Срок: сентябрь.
II этап – Теоретический: составление плана работы по проекту, разработка планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми.Родительская школа (круглый стол по теме семейное чтение);подбор списка литературы, рекомендуемой к семейному прочтению; разработка положения о конкурсе «Лучшая презентация книги» Срок: октябрь-ноябрь.
III этап – Практический: реализация планов взаимодействия с социальными партнерами, родителями и детьми. Оформление проекта. Срок: декабрь-май.
IV этап - Заключительный. Подведение итогов проекта., отзывы родителей, мониторинг познавательно-речевого развития детей. Срок: май.

Заключение к проекту "Юные писатели"
Данный проект может быть реализован в условиях большинства до-школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников, социальные партнеры. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.
Возможность распространения проекта на локальном уровне: внед-рение проекта «Юные писатели» в других группах ОО.
На муниципальном и региональном уровнях: обмен опытом (размещение материалов на сайте ОО); распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.

Список использованной литературы.
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактиче-ские материалы; Вентана-Граф - Москва, 2010.
2. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2008.
4. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012
5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности; Мозаика-Синтез - Москва, 2012
6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок; Мозаика-Синтез - Москва, 2005.
7. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
8. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у до-школьников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Бела-русь. – 2002.
9. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду, «Просвещение», 1977.

Приложение 1
Перспективный план работы с детьми и родителями, в рамках реализации проекта «Юные писатели»

Сентябрь. Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книгам. Приобщение родителей к семейному чтению. Экскурсия в детскую библиотеку №25. Оформление семейных абонементов, подготовка списка рекомендуемой к прочтению детской литературы. Знакомство с видами книг, беседы о значении книг для людей, рассказывание о своих любимых сказках.
Октябрь. Красная книга глазами детей (в рамках года экологии). Формирование представлений о животных и растениях, нуждающихся в защите человека. Воспитание интереса к книгам о природе и животных. Формирование предпосылок к экологической грамотности. Выставка литературы для детей и родителей, экскурсия в краеведческий музей г Сургута. Выставка книг, изготовленных детьми и родителями «Красная книга глазами детей». Чтение и рассматривание книг о природе родного края и страны, составление рассказов, загадок о животных.
Ноябрь . Книга «О маме». Знакомство с произведениями о семье, маме. Воспитание уважительного отношения к родным людям. Формирование умения создавать образ мамы в рисунках, рассказах. Создание книг самоделок детьми и педагогами к празднику «День матери». Чтение и инсценировка произведений о семье. Составление рассказов о маме.
Декабрь - январь . Новогодние приключения. Знакомство с новогодними традициями через рассматривание и чтение художественной литературы. Развитие фантазии, воображения, подробное знакомство с профессиями писателя, художника-иллюстратора, редактора. Выставка литературы для детей и родителей «Что та-кое новый год», изготовление семейных поделок с использованием литературных источников. Презентация книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка». Заучивание и инсценировка стихотворений «Новогоднее происшествие» В.Берестова и др.
Совместное написание сказки детьми и педагогом, оформление книги «Новогоднее приключение Фиолетового осьминожка».
Февраль . Защитники Отечества. Закрепление знаний о том, кто такие защитники отечества, знакомство с героизмом русских солдат и простого народа во время войны, через чтение художественной литературы, развитие познавательно-речевой активности. Посещение тематического мероприятия в детской библиотеке №25. Чтение стихотворения произведений, заучивание стихотворений, составление своих рассказов об армии, солдатах.
Март. «Чудеса Семейного чтения». Побуждение родителей к семейному чтению, совместной продуктивной деятельности с детьми. Уточнение сформированности у детей способности понимания литературных произведений. Проведение конкурса презентаций наиболее понравившейся книги из рекомендованного списка литературы (совместно с Детской библиотекой №25). Беседы «Моя любимая книга», «Мой любимый герой». Выставка иллюстраций к любимым сказкам.
Апрель Театр и книга. Формирование понимания о взаимосвязи театра и литературы, умения сравнивать театральные постановки с литературными произведениями, знакомство с понятиями народная и авторская сказка. Совместное посещение Сургутской Филармонии. Про-смотр спектакля «Гуси-лебеди». Чтение, рассказывание русских народных сказок, их драматизация.
Май. Мы «Юные писатели». Закреплять умение придумывать, фантазировать в рамках литературных произведений, развивать познавательно-речевую активность. Спектакль для родителей «Заюшкина избушка»,
Спектакль для детей (с участием родителей). Продумывание сюжета сказки на новый лад совместно с детьми, драматизация.

Приложение 3
Анкета для родителей
1. Читают ли в вашей семье книги?

2. Считаете ли вы необходимым приобщение детей к чтению художественной литературы?
__________________________________________________________________
3. Читаете ли вы книги своим детям?
__________________________________________________________________
4. Посещаете ли вы библиотеку?
__________________________________________________________________
5. Какую книгу вы прочли ребенку в этом месяце?
__________________________________________________________________
6. Считаете ли вы, что чтение художественной литературы способствует познавательному развитию вашего ребенка и развитию его ре-чи?_______________________________________________________________
7. Нужна ли вам помощь в подборе литературы для чтения де-тям?______________________________________________________________
8. Хотите ли вы посещать совместные мероприятия, направленные на приобщение вашего ребенка к художественной литературе и познавательно речевое развитие детей?

Фото галерея проекта.

Рузич Олеся
Развитие познавательно-речевой активности ребёнка через использование развивающих игр

Развивать речь ребенка , не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей , делая ее более целенаправленной и осознанной.

Поэтому приоритетом по развитию познавательно -речевой деятельности я считаю развивающие игры .

Положительное влияние игр развивающего характера обусловлено их особенностями - в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима учиться наблюдать, выделять особенности различных предметов. Наличие познавательно -речевой задачи подчеркивает направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей . Развивается способность аргументировать свои утверждения, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков.

Сегодня к таким играм можно отнести Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Играя, ребенок без усилий, познает все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребенок "открывает" маленькие истины, не получая при этом готовые рецепты.

Развивающая игра влияет на совершенствование разных сторон речи детей, и, прежде всего, словаря.

Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать , воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач . В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Настольные развивающие игры , очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи . В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием , происходит расширение, закрепление и активизация словаря , совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием , но, самое главное, их активной позиции в познании мира . Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Работая по познавательно -речевому направлению, надо обязательно учитывать возрастной и индивидуальный подход к детям, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

В результате использования развивающих игр в познавательно – речевом развитии , можно добиться положительных моментов :

Возросла речевая активность во всех видах деятельности.

В речи детей чаще появляются распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.

Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

У большинства детей возникает желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры , активно включаются в игру и умеют договариваться.

У малоактивных детей проявляться интерес к дидактическим играм .

Повышение компетентности родителей при выборе развивающей игры .

В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно речевая деятельность в процессе развивающих игр , во-первых, способствует развитию , как познавательной потребности , так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей .

Список литературы :

Азаров Ю. П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000;

Антюхина А. В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М. ,1996;

Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры . М., 1996;

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду ;

Публикации по теме:

Познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр Воскобовича «Познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича» 2018г. В условиях реализации Федеральных государственных.

В наше время, в век "компьютеров", математика, в той или иной мере, нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области Познавательное.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература. Надо глубоко осознать сказанное.

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей,.

Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного подхода МБДОУ «Детский сад №5 «Ручеёк» САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Развитие познавательно-речевой активности детей в условиях системно-деятельностного.

Лобас Янина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 58 "Красная шапочка"
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно - речевой активности у дошкольников посредством загадок"
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Развитие познавательно – речевой активности дошкольников

посредством загадок.

Познавательная активность является важным качеством личности.

Заинтересованное

отношение

окружающему

стремление

познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее

эффективность учения и профессиональной деятельности.

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей

раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и

предметом

многократных

исследований,

результате

которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность

познавательной активности ребенка. «Если бы мне, - пишет Селли, -

предложили изобразить ребенка в его душевном типическом состоянии, то я,

вероятно,

нарисовал

выпрямленную

маленького

мальчика,

который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или

рассказывает

что-нибудь

окружающем

наблюдения

показывают,

развитие

познавательной

потребности идет неодинаково у разных детей.

У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое»

направление. У других она больше связана с практической активностью

ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего воспитанием.

начинают

ориентироваться

окружающей

практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у

которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему,

который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается

яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а

также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям

и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз

открывать

закрывать

упражняясь

соответствующих

движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах

обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, - пишет Селли,

сравнение

посредством

измерения

становится

известного

страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.»

В дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная

деятельность, "направляемая и побуждаемая познавательной задачей".

Ещё Князев О.Л. (1986г.) отмечал решающее влияние окружающей

близкими

взрослыми,

направляющими

практически.

результате

неадекватных

педагогических

воздействий

взрослых

исследовательская

познавательная

активность детей может затормозиться.

Полученные

свидетельствуют

целесообразности

дошкольном

возрасте

выявления

развития

познавательной

активности при помощи адекватных методик.

Селли Д. Очерки по психологии детства, пер. с англ. М., 1909, с. 78.

Там же, с. 86.

Нами были выбраны методики отгадывания и составления загадок.

На этапе отгадывания специально подобранных загадок целью было

выделять

признаки

свойства

предметов

понимают

сравнение

качестве

художественного

приема загадки;

какими способами доказательства дети владеют.

Проанализировав уровень познавательной активности у старших

дошкольников, можно сделать выводы:

дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять

над включенной в нее проблемной задачей;

невнимательно

учитывали

названные

признаки,

торопились

учитывая

признаков;

описания,

связывали его с другими признаками, давали неправильную

доказательство

начинали

подтверждали ее признаками;

когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;

педагога

помогали

признаки

предмета,

осознать

существенные

несущественные,

понять суть сравнения как средства осознания признаков

предмета;

особенно

обращенные

побуждающие их мыслить по аналогии;

невысокий

познавательной

активности

детей, так как они не могли анализировать любое целое, его

части, элементы, свойства, затруднялись в доказательствах,

опирались на аргументы;

показателей

познавательной

активности

владели обобщением, сравнением;

способствовали

формированию

познавательной активности, заставили ребенка умственно

напрячься,

необходима

методика

загадывания

отгадывания,

направляла

вычленение

признаков

загаданного

предмета

установление

существенных

понимание образных сравнений.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод,

окружающем

владение

умениями

синтеза, сравнения, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и

обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих

мыслей является главным условием для понимания, а значит и для успешного

отгадывания загадок.

Поэтому главными задачами работы было:

учить детей видеть и понимать образные сравнения;

с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого

предмета;

учить детей самостоятельно конструировать загадки.

Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задач дети

смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами

мышления.

Решение указанных задач велось поэтапно:

Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в

окружающей обстановке;

С помощью набора картинок учить детей анализировать и

сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать

– отгадывать;

Коллективное составление загадок.

формирующего

эксперимента

проследить, что дети сначала

невнимательно слушали задание и неверно

отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя,

стимулирующего

обследование,

активизировались,

предметы,

окружающей

обстановке,

исследовать

пространство,

делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали

вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.

В результате

заданий удалось развить у детей наблюдательность,

внимание,

воображение

формировать

анализировать,

рассуждать,

умозаключения,

мыслительные

операции, которые составляют ядро познавательной активности.

В результате выполнений заданий второго этапа, можно было отметить,

что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку,

сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети

анализировали

предметы,

рассуждали,

умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого

давали образное сравнение.

На третьем этапе работы дети научились понимать схему и обобщать

признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для

следующего этапа обучения детей составлению загадок.

Целью четвёртого этапа было обучение детей самостоятельному

конструированию

используя

образные

сравнения;

закрепление

сравнивать

предметы,

составлении

загадок в различных игровых ситуациях.

придумывали

приходили

обсуждались

выбранные предметы, мысли детей направлялись так, чтобы они в результате

из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и

составили

конструировании

старались

использовать образные сравнения.

Проанализировав составленные загадки можно было отметить, что дети

конструировании,

использовали

художественный

образных сравнений, демонстрировали умения анализа, синтеза, обобщения,

обращались к личному опыту.

разработанная

методика обучения детей самостоятельному составлению загадок и путей их

решения, позволяет повысить уровень познавательной активности по всем

показателям

дошкольников.

Применение

проблемных

задач, которые направляют детей на познание окружающего мира, может

стать успешным для развития познавательной активности и ее показателей, а

также для развития связной речи. Загадки, являясь одним из древнейших

народной

педагогики,

множество

сведений

окружающей действительности, взаимосвязях и отношениях предметов и

познавательного

построены

различных логических задач, и являются для ребенка основой для овладения

операциями мышления. Они способствует умственному развитию ребенка.

Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется,

как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.

Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в

ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности

Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей : ПОЗНАНИЕ , КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы , выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка , которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы : «Почему?» , «Зачем?» , «Как?» . Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент» . Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Задачи воспитания :

Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

Обогощать эмоционально-чувственную

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно -речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах :

Принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

Принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

Принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

Принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

Принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно -речевой деятельности детей :

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника .

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна : здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры , элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида : грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира . Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований :

Опыты (экспериментирование) .

Коллекционирование (классификационная работа) .

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие "Назад в прошлое"

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника . Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.) .

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое) .

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования "путешествие по глобусу и карте" в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного "пространства мира". Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, "прокладываем" его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания :

Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.

Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) - затем собственно исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример : песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательное развитие ребенка , развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста . Ребенок :

Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации, задает вопросы : "зачем?", "почему?", "как?";

Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что. ") ;

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно «читать" схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать) ;

Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции) ;

Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника , определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Последние материалы раздела:

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...

Российский национальный исследовательский медицинский университет им
Российский национальный исследовательский медицинский университет им

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО РНИМУ...

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...