Самосовершенствование с чего начать. Интеллектуальная сфера для самосовершенствования

Самосовершенствование - сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Самосовершенствование не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами.

Самосовершенствование (или работа над собой) - необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступают внутренние (естественно-природные потребности, влечения, желания и т.д.) и внешние (социальные - стремление к счастью, постижению истины, свободе, собственности и т.д.) стимулы.

Движущей силой самосовершенствования являются возникшие потребности личности. Последние проявляются, как правило, не ранее подросткового периода, ибо процесс самосовершенствования требует определенного развития для возникновения мысли о необходимости изменении в себе самом.

Существуют три основных формы самосовершенствования:
- приспособление («подведение» себя под определенные нормы и треоования);
- подражание (копирование определенной модели или ее части);
- самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием:
- желание признания себя как личности;
- примеры окружающих;
- оценка окружающих;
- правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Достижение цели в ходе выполнения программы самовоспитания возможно при применении ряда методов самовоспитания.

Самосовершенствование при условии правильного проведения самоанализа является непрерывным процессом. Чем более совершенствуется человек, тем более осознает он свое несовершенство. Но это не является основанием для отказа от работы над собой. В связи с этим Сальвадор Дали писал: «Стремись к совершенству, но высшего совер-шействатебе никогда не достигнуть».

Совершенство конкретных личностей приводит к совершенству окружающего мира в целом.

Процесс нашего развития не заканчивается вместе с воспитательным процессом, который проводят наши родители и учебные заведения. Если человек желает стать успешным и эффективным, он продолжает расти на протяжении всей своей жизни. Осознавая личную ответственность за свою жизнь и счастье, человек стремиться приложить все усилия для того, чтобы достичь большего. Именно так мы и вступаем на тропу самосовершенствования. Неопытным людям часто приходится сталкиваться с трудностями и делать ошибки. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим 10 советов, которые помогут сделать процесс самосовершенствования наиболее успешным.

1. Начинайте свой путь развития с глубокого анализа собственной жизни и личности. Вы должны изначально понимать, в какой точке вы находитесь, прежде чем начнете двигаться туда, куда хотите попасть. Попробуйте понять, что есть ваша жизнь и кто есть вы. Увидьте себя таким, каков вы есть, без прикрас и масок. Это хороший старт, так как вы будете иметь представление о том, над чем вам нужно больше всего работать.

2. Распространенная ошибка саморазвивающихся людей состоит в том, что они первым делом бросают все свои усилия на преодоление недостатков. Это неправильный подход, который требует огромных затрат энергии и времени. Лучше все-таки основную массу усилий и времени направить на развитие сильных сторон, а не на устранение недостатков.

3. Начинайте свой путь самосовершенствования с чтения и изучения информации, которая будет полезна именно для вас. Не спешите тоннами поглощать книги и заботьтесь об информационной гигиене. Не принимайте на веру все, что вычитаете, а практикуйте и испытывайте лучшие, по вашему мнению, методы. Помните о том, что большое количество лишней информации может затормозить ваш личностный рост.

4. Даже в самый сложный день находите небольшое количество времени, которое вы будете посвящать только саморазвитию, и ни чему другому больше. Находить больше свободного времени можно, если вы освоите основные принципы тайм-менеджмента и будете их практиковать.

5. Постарайтесь на каждом из этапов развития отслеживать свой успех. Не бойтесь оборачиваться назад, анализировать и делать выводы. Такой подход к делу поможет вам фокусироваться на важном и всегда корректировать свое направление. Регулярный анализ собственных достижений и ошибок, сделает процесс личностного роста более эффективным.

6. Не хватайтесь сразу за много задач. Например, если вы решили работать над собственными эмоциями, хотите научиться осознанно контролировать их, не хватайтесь также за изучение иврита и дыхательных практик. Делайте все постепенно и последовательно, и только тогда вы сможете быть максимально продуктивными в каждой из задач.

7. Начинайте каждое утро немного раньше - это лучший способ найти дополнительное время на занятия собой. Помимо этого, именно в утренние часы наш мозг наиболее эффективен, и на простые задачи вы потратите в 2 раза меньше времени и сил. Ежедневные утренние действия, связанные с саморазвитием, помогут вам наполниться вдохновением на целый день и повысят вашу самооценку.

8. Находите людей, которые движутся в том же направлении, что и вы. Обменивайтесь опытом, идеями и просто общайтесь. Общение с единомышленниками полезно не только потому, что вы можете обмениваться опытом, мыслями и идеями. Помимо этого, в таком кругу создается особая эмоциональная атмосфера, которая дает силы и энергию для новых побед над самим собой.

9. Делитесь полученной вами информацией с теми, кто в этом действительно нуждается. Вы можете создать тематический блог, или же найти единомышленников в своем окружении. Благодаря вселенскому принципу сеянья и жатвы, отдавая вы открываетесь к получению еще большего количества знаний.

10. Никогда не жалейте денег на приобретение книг, материалов и обучающих курсов. Но, делайте это с умом. Инвестируя в собственную личность, вы никогда не пожалеете, потому что то, что вы приобретаете, останется с вами навсегда, и изменит вашу жизнь!

Самосовершенствование – это сложный процесс самоизменения длиною во всю жизнь, начинающийся в ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера. Как правило, нормальный здоровый человек желает избежать тех отрицательных эмоций и жизнепроявлений, которые возникают в результате ошибочных идей и поступков или ведут к ним.

Самосовершенствование неразрывно связано с самопознанием, погружением в мир своего я, в свою внутреннюю вселенную. Гуманистическая педагогика вырастает из убежденности в преобразующих возможностях человека, в способности всех людей в той или иной степени раскрыть свои личные возможности, полагаясь на самих себя, развивая свою самостоятельность. Таким образом, самосовершенствование – это не движение к некоему абстрактному стандарту, признаваемому личностью за идеал. Наоборот, это развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учетом и на основе биологических и социальных условий.

На первом, так сказать, стихийном и редко осознаваемом этапе, тяга к самосовершенствованию может вылиться в стремление стать сильнее, умнее, осведомленнее, соответствовать высшим требованиям той социальной среды, в которой находит себя человек; она может проявляться и в желании обрести такие же качества, какие наличествуют у кумира или авторитетной для данного человека личности.

Так или иначе, но импульс к развитию человеку нередко создает проблемная ситуация, которую условно можно назвать кризисом соответствия.

Условия возникновения такого рода кризисной ситуации следующие:

– случай, перенесший человека в принципиально иную социальную среду и заставляющий человека либо меняться безотчетно, либо осмысленно принять решение о выборе нового направления развития. Чувствуя свое несоответствие новому стилю и образу жизни, человек начинает подстраиваться и изменяться, выстраивать новую систему интересов, ценностей и правил. Как правило, кризис сопровождается широчайшими возможностями выбора, но при этом и необходимостью настойчивой и упорной работы над собой. Таким образом, «кризис» – это лишь исходная точка для самосовершенствования, а не крах или тупиковая ситуация. Нередко уже впоследствии человек осознает, что именно с этого кризиса соответствия его жизнь только и началась и в целом ощущает благодарность судьбе за то, что она предоставила ему такой шанс. Усилия, горечь, разочарования, ошибочные решения и стремления, в конечном счете, забываются благодаря общему чувству удовлетворения от итогов своих поисков. Индивидуальная сознательность и надежность личности поднимается на новый уровень, что позволяет ей занять новую культурную или даже социальную нишу. В последнем случае личность также получает возможность проявить свою компетентность в новых, интересующих ее областях жизни;
– любознательность, открытость миру и накопленному опыту других людей и культур помогает обрести человеку свой идеал в жизни. Это может быть жизнь и личностные качества какого-то отдельного замечательного деятеля культуры, науки, искусства и т.д.; страстное стремление «быть таким же, как он(а)» заставляет человека пересмотреть свое поведение, ценности, цели, несмотря на одновременно присущий всем людям страх изменений. Но если все-таки побеждает желание обрести новый опыт, человек совершенствуется. Сверка своего жизненного пути с жизненным подвигом кумира может продолжаться на протяжении всей биографии. Следует отметить, что это возможно лишь при глубинном соответствии душевного склада данного человека и его кумира.Только тогда равнение на него при всем различии внешних обстоятельств принесет ощутимые и радующие результаты.

Анализ факторов, подвигающих человека к самосовершенствованию, показывает, что тут действуют два взаимосвязанных момента:

1. необходимость приспособления к новым требованиям, предъявляемым к личности внешней средой и его собственным я;
2. готовность принять новое и одновременно сохранить прежний – привычный и удобный – образ жизни.

Но зададимся вопросом: только ли из работы над собой, новых знаний и умений, которые стремительно накапливает человек, преодолевая самого себя и внешние обстоятельства жизни, состоит процесс самосовершенствования? Думается, что нет.

Самосовершенствование равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах. Это такой способ поведения человека, который обеспечивает его духовное развитие, ведет к мудрости.

Способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации.

Гуманистическая педагогика полагает, что самым главным и труднодостижимым для человека является пробуждение и реализация им способности установить достойные, человечные и безопасные отношения с собой и своим внутренним миром.

Как отмечалось выше, человек не должен становиться рабом у тех принципов, которые он выработал для себя или почерпнул у кого-то или чего-то. Безопаснее и гуманней держаться правила: принципы для человека, а не человек для принципов. Нужно обладать известной гибкостью и сохранять дистанцию свободы по отношению к своим убеждениям, следить за своими изменяющимися потребностями, чтобы не встать на путь догматизма, застоя, либо самоистязания и самобичевания, если что-то из намеченной жизненной программы не удалось исполнить. Прежняя цель может уже и не отвечать нашим изменившимся, неявно для нас самих, запросам. Правда и то, что еще никому в жизни не удалось выполнить всего намеченного. Всегда возможны неудачи и поражения. Нужно иметь готовность и мужество начать все сначала, если это имеет смысл, или извлечь определенный жизненный урок из пережитого. Такое приятие самого себя и своего опыта – это и есть мудрость.

Никто не даст гарантии, что именно данное знание в сочетании с такими-то чертами характера «образует» мудрого человека и что такой-то метод годится и вам. Путь к интеллектуальной и житейской мудрости уникален, неповторим и противоречив. С одной стороны, мы окружены многовековым культурным опытом человечества, у нас есть учителя и наставники. С другой – мы в чем-то существенном и глубинном одиноки и обречены самостоятельно нести на своих плечах бремя своего жизненного выбора. Никто не может пройти за нас наш путь, также как и мы не сможем повторить жизнь другого человека.

Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и совершенствования?

1. Самопознание

Самопознание – этоосознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом. Личность выводит на «экран своего сознания» уже осмысленные события и факты своей собственной жизни. «Самопознание – не только условие, но и главный фактор саморазвития и самосовершенствования человека. Ведь это – путь к себе и другому, путь созидания подлинно человеческих смыслов и ценностей, творчества доброй воли, собственной судьбы, путь взаимопонимания людей и народов, путь мировой самоорганизации, одухотворенный высокими гуманистическими идеалами».

2. Самоутверждение

Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемым для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учебе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определенное – моральное и законное – положение в обществе. Хорошо, когда человек на этом этапе своего роста получает справедливую поддержку и одобрение со стороны других, ведь, как правило, в молодости он очень раним и уязвим, ему слишком важно мнение о нем его класса, группы, дружеской компании… Но опрометчиво рассчитывать на то, что поддержка и одобрение последуют за заслугами «автоматически». Иногда они приходят вопреки изначальным установкам окружающих, благодаря усилиям человека, преодолевающего их отчуждение или даже неприязнь.
Однако случается, что человек жаждет оказаться в центре внимания, не подкрепляя это желание ничем, кроме пустого «яканья» или даже грубой силы. Подобное поведение говорит о неразвитом или пораженном чувстве собственного достоинства, грозящем пресечь всякое дальнейшее развитие личности. В данном случае мы имеем дело с кризисным развитием индивида, которое раньше или позже потребует от него ухода от самого себя в ту или иную социальную роль, в я-концепт, словом, в отчужденное от себя существование, что не может не кончиться решительным поражением индивида и сопутствующим этому социальным ущербом.

3. Саморазвитие

Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определенных качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные. Саморазвитие – проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя. Данное понятие объединяет различные аспекты совершенствования личности, ее восходящего развития. Вопрос об общих критериях развития, особенно с учетом возраста человека, не однозначен. Однако ясно, что применительно к детям и юношеству это будут физический, психологический, нравственный, интеллектуальный и мировоззренческий критерии. Саморазвитие в данном контексте означает обретение личностью умения давать собственные импульсы (принимать и реализовывать решения) соответствующим сторонам своей жизни.

4. Поиски призвания и смысла жизни

Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идет об обретении личностью самой себя, выяснении сути и цели ее существования. Чувства призвания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конституирование (установление) и реализация человеком своего призвания. А призвание – это форма движения к смыслу, его проектирования, реализации и обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это радостное исполнение добровольно взятых на себя обязательств. В ходе этого процесса развиваются волевые качества личности, умение преодолевать препятствия, выполнять подчас монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Гуманистическая педагогика считает важным как можно полнее раскрывать перед личностью механизмы, методы и перспективы подобного типа развития. Исполнение жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.

5. Самореализация

Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя в сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной. Полнота жизни не исчерпывается внешними достижениями и объективными событиями биографии. Интенсивность внутренней духовной жизни – не менее существенная составляющая ее полноты и изобилия. Значимость прожитой жизни определяется затраченными усилиями, вкладом личности в будущую жизнь, в то, что будет после нее; тут неважно, сохранится ли в памяти последующих поколений ее имя или же добро, совершенное ею при жизни, останется почему-либо безымянным. Как правило, стремление человека к самореализации сталкивается с большими трудностями как личного характера (инертность, лень, безотчетные иррациональные страсти, врожденные деструктивные качества), так и общественного (объективные препятствия на пути к достижению цели). В этой связи возникает вопрос: гуманно ли толкать человека на преодоление, на вечную борьбу с самим собой и внешним миром, призывать его к постоянной «боевой готовности», к требующей напряжения активной жизни?

Гуманистическая педагогика исходит из того, что прежде чем пуститься в жизненное плавание, человек должен научиться разумному выбору, должен суметь принять мир и самого себя такими, какие они суть.Важно научить человека осознавать рискованность и ответственность выбора, приучить его к мысли, что и риск и ответственность в данном случае естественны и являются оборотной стороной всякого успеха, да и вообще полнокровной разумной жизни.

Выбор и принятие мира таким каков он есть исключают необходимость постоянной жестокой и обессиливающей борьбы с самим собой и объективной реальностью, но, напротив, помогают человеку видеть и ценить положительное, достойное доброго отношения и в мире и в себе самом.

В русской культуре наиболее ярким примером того, что может достичь человек в результате самосовершенствования, является жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Более чем за полвека беспрестанной и напряженной духовной работы над самим собой Л. Толстой неоднократно менял многие свои взгляды, но одному он оставался верен до конца. Он считал, что мышление, не вытекающее из потребностей души человека и не открывающее ему смысла жизни, несерьезно и незначительно. По мнению писателя, человек посредством самоанализа должен стремиться определить смысл собственной жизни, свое человеческое назначение. В этом обретении смысла Толстой видел решение всех проблем человеческого существования. Сам писатель проявил склонность к самопознанию с ранних лет. Изначально это было проявлением негативной стороны его натуры, в чем Л. Толстой признается с беспощадной правдивостью: «Я смолоду стал преждевременно анализировать все и немилостиво разрушать». Писателю пришлось много поработать над собой, чтобы преобразовать эту черту характера в положительную. В этом ему помогло ведение дневника, в который он записывал свои мысли и наблюдения над собой и другими людьми. Дневник для Толстого был средством самосовершенствования. В нем были разработаны правила для развития «воли телесной», «воли чувственной» и «воли разумной», руководства для повседневной жизни, программы самообразования. Вотнекоторые примеры «правил исправления» из его Дневника за декабрь 1853 – январь 1854 года:

«В тяжелом положении старайся чаще думать, что оно могло быть еще хуже. Бойся праздности и беспорядка. Ничего не ожидай от будущего. Бойся лжи и тщеславия… В минуты сильных ощущений старайся принудить себя к бездействию. Блюди порядок в физических и умственных занятиях. Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность. Бойся тщеславия. Преодолевай тоску трудом, а не развлечением. Верь рассудку только тогда, когда убедишься, что никакая страсть не говорит в тебе».

Подытоживая разговор об основных стратегемах самосовершенствования как важнейшей части гуманистической педагогики развития личности, т.е. о самопознании, поиске призвания и смысла жизни и самореализации, нельзя не отметить общее для этих процедур – самодетерминацию. Все они предполагают как личностное самоопределение, так и внутреннее определение, точнее причинное воздействие экзистенциального я на все психические движения личности, на все ее шаги к обогащению, возвышению, совершенству и трансцендированию.

Вопросы к лекции

1. В чем состоит для человека потребность и необходимость совершенствования?
2. Каковы основные этапы и процедуры совершенствования?
3. В чем разница между принципами совершенствования и стандартами совершенства?

Вопросы для размышления

Почему самосовершенствование лежит в основе гуманистической педагогики?
Не является ли гуманистическая программа совершенствования заведомо невыполнимой для большинства людей?

© А.А. Кудишина, 2006

Примечания

Дубровский Д.И. Обман. Опыт философско-психологического анализа. М.: «РЭЙ», – 1994. С. 98.

Саморазвитие и самосовершенствование — неотъемлемая часть жизни любого человека, которые не желает оставаться на месте, а стремиться быть лучше, идти вперед, позвать новое, ставить перед собой еще большие задачи и достигать невероятных высот. Развитие – это основа жизни. Нельзя достигнуть чего-то большего, если сегодня быть таким же как и вчера.
Уверен, что многие из Вас это понимают, и именно желание развиваться и познавать себя привело Вас на этот сайта, и к этой статье.

Статья в тему:

Сегодня я расскажу про 10 действенных советов, которые помогут Вам совершенствоваться, развиваться, познавать себя и свои скрытые возможности. Скажу сразу, что данные советы – это не сухая теория, которая была взята с других источников и умело скопирована, это опыт, прежде всего мой опыт, мои знания, и то, что я проверил на себе. Пару лет назад, когда ко мне пришло осознание, что распивание пива и лузгание семечек на лавочке во дворе ведет к тупиковой ветви, я задумался о саморазвитии, о том, как мне начать новую жизнь, стать лучше, выйти на качественно новый уровень. Именно тогда я нашел в сети 10 советов самосовершенствования. Честно говоря, только сейчас понимаю, что я просто открыл первую ссылку и переписал все, что там было. По прошествии нескольких лет я могу дополнить эти советы, внести свои правки, описать личный опыт и то, как они мне помогли. Уверен, что каждому из Вас, кто действительно хочет быть завтра лучше чем сегодня, стоит прочитать статью до конца и взять на заметку мой личный опыт выложенный в качестве 10 советов.

1. Спите меньше
Ученые уже давно доказали, что для полноценного отдыха человеку нужно не более 6 часов здорового сна. В то время, как большинство людей спят по 8-10 часов, при этом просыпаются с чувством усталости и тяжести. Почему же так? В чем проблема? Все дело в том, что главное не количество сна, а его качество. Вы можете спать и 12, и 14 часов, но будете все равно чувствовать себя не удовлетворительно.
Режим – вот первое, что вы должны выработать в себе. Раньше я спал когда хотел. Ложился в 5 утра, просыпался в 14-15 дня. Бывало такое, что всю ночь вообще не спал, и только под утро засыпал. Мне этот режим нравился, но со временем пришло понимание того, что моя работоспособность падает, я становлюсь раздражительным, мне все не нравится. Тогда на глаза попалась статья о том, что самые оптимальные часы для сна – с 21-00 до 01-00. Именно тогда мозг входит в какую-то особую фазу и максимально отдыхает все тело. Я приучил себя ложиться в 21, максимуму в 22-00, и просыпаюсь в 3-4 утра. Очень редко выбывает, что я сплю до 5-6 утра.
Шесть часов – это оптимально. Мне данного времени хватает, чтоб выспаться и активно проводить весь день. А теперь представьте, что вы каждый день будете спать не 8, а 6 часов. В неделю таким образом экономится 14 часов, а в месяц уже 60. В год вы сэкономите 730 часов, что равняется целому месяцу. Только представьте, у Вас будет целый дополнительный месяц, который можно использовать куда более полезнее, чем просто спать.

Статья в тему:


2. Каждое утро выделяйте себе время
Вы должны выработать у себя привычку каждое утро уделять около часа на себя. Я не говорю о принятии душа, или других гигиенических процедурах. Нет, вы должны проснуться, подумать о себе, о своих планах на день, на месяц, на год, на жизнь в целом. Пофантазировать, визуализировать как вы достигаете поставленных целей. Лично я начал практиковать медитации, и это очень помогло мне структурировать свои мысли, побороть внутренний диалог. Включите спокойную музыку, наберитесь сил, осознайте что вы бесконечный источник возможностей.
А раньше было как? Звонит будильник, вскакиваешь, опаздываешь, быстро умываешься, на ходу одеваешься и хватаешь что-то перекусить. День начинается с хаоса, так он продолжается, так и проходит вся жизнь. В спешке, непонимании того куда и зачем мы бежим, почему все это происходит.
После того, как вы будете меньше спать, и часть времени уделять себе, то обязательно научитесь жить спокойно, наслаждаться моментом сейчас. Научитесь анализировать свои поступки, мысли, суждения, желания. Это уже очень большой шаг к началу серьезного самосовершенствования.

3. Расставляйте приоритеты
В жизни всегда есть важны вещи, которые нуждаются в первоочередном внимании, а есть что-то второстепенное, о чем не стоит волноваться в первую очередь. Как правило, мы часто эти понятия меняем местами, и совершенно не уделяем должного внимания важным вещам. Мы вечно гонимся за чем-то большим, так и не понимая для чего оно нам. А когда получаем, то осознаем, что это совершенно не то, чего мы хотели. И опять ставим перед собой ложные цели, занимаемся тем, что не приносит удовольствия для достижения этих целей. Сейчас я говорю о работе, которая Вам совершенно не по душе.
Выступая перед выпускниками Стэндфордского университета Стив Джобс сказал: «Каждое утро спрашивайте себя, если б это был последний день моей жизни, я б делал то, чем планирую заниматься сегодня. И когда несколько дней подряд ответ будет отрицательный, то задумайтесь над тем, что пора что-то менять».
Многие могут возразить, мол если я буду заниматься тем, что мне нравится, то откуда брать деньги, как зарабатывать? А почему вы откидываете мысль, что ваше любимое дело способно приносить хороший заработок? Посмотрите, самые большие деньги зарабатывают не те, кто работают, а кто просто получают удовольствие от высокооплачиваемого хобби. Сергей Брин, создатель компании Гугл, как-то сказал: «Для нас никогда не были важны деньги. Мы занимались тем, что действительно нравилось. Очень приятно, что в будущем это принесло нам хорошее состояние».
Совет один – хотите развиваться и совершенствоваться, хотите быть лучше? Расставляйте приоритеты, занимайтесь любимым делом.

4. Стимулируйте себя на позитивные мысли
Позитивное мышление и видение мира – еще один важный аспект развития человека. Помните, что позитивная мысль имеет огромную силу, она созидательна, она создает нас. Вспомните свое состояние, когда вы встретили друга, которого давно не видели, или когда узнали о каком-то радостном событии, или когда обняли любимую девушку, после нескольких месяцев разлуки. Это чудесные эмоции, светлый, чистые. А теперь вспомните самые негативные: злость, зависть, обиду, желание отомстить, ненависть. Даже когда читаешь эти слова внутри становится не по себе. Поэтому, нужно учиться думать позитивно.
Лично я использовал метод «резинки», о котором узнал еще пару лет назад. На запястье руки одел обычную канцелярскую резинку, и каждый раз, когда в голову приходила негативная эмоция, когда мне хотелось безосновательно злиться и ругаться, я натягивал резинку и щелкал ею о запястью. Таким образом не давал себе концентрироваться на негативе, и уходить вглубь «темной стороны меня». Со временем вы привыкнете думать только позитивно, и жизнь изменится кардинальным образом.

Статья в тему:


5. Улыбайтесь
С кем бы вы не говорили, как бы вы не говорили (по телефону или в живую), всегда улыбайтесь. Я не говорю, что это должна быть наигранная голливудская улыбка, но вы должны мило улыбаться, дав понять собеседнику о вашем хорошем и позитивном настрое. Если вы улыбнетесь человеку, то он тоже улыбнется в ответ.
Иногда так приятно, когда ты едешь в автобусе, и видишь, что на остановке стоит грустная девушка. И вот в один миг она смотрит на тебя, ты мило улыбаешься ей, она улыбается тебе в ответ и все. Возможно, вы больше никогда не увидитесь, но чувства остаются прекрасные.

6. Имейте всегда под рукой блокнот
Вы спросите зачем? Все очень просто. Когда вы позитивны, открыты для мира, хотите развиваться и совершенствоваться, то в вашу жизни, в вашу голову начнут приходить невероятные идеи. Возможно вы хотите начать свой бизнес, или усовершенствовать имеющийся. Несколько дней об этом думаете, и вот, едя в метро, на какой-то переполненной станции, когда все толкаются и гудят, вы пускаетесь в себя, в свои мысли и переживания. И именно в такой момент приходит гениальная идея. Что нужно делать? Правильно, записать ее. А как записать, если нет в сумке блокнота и ручки?
Вы никогда не можете предугадать ход свои гениальных идей. Поэтому, нужно всегда быть готовым к тому, что они придут в необычном месте и в самое странное время. Записывайте все, о чем думаете, все, что только припадает на ум.
У меня всегда лежит блокнот в спальне на комоде, чтоб только проснувшись записать сны. Очень часто во сне бывают интересные моменты, перечитывая которые я могу что-то начать думать, фантазировать, додумывать. Очень полезная штука, возьмите на заметку.

7. Планирование
Каждый вечер воскресенья посвящайте не развлекательным шоу, или просмотру сериала под пиво и чипсы, а планированию. Проанализируйте все то, что сделали за неделю, похвалите себя, поблагодарите Бога (не важно как вы назовете эту силу) за помощь, обдумайте планы и задачи на будущую неделю. Вам не нужно расписывать четкий план, ставить конкретные задачи. Просто для себя определите что вы должны сделать, когда, и главное зачем. И самое важное, если что-то пойдет не так, и ваши планы на неделю будут частично не выполнены, то не стоит расстраиваться. Если вы приложили максимум усилий, а не пролежали 7 дней на боку, то значит все хорошо, все произошло так, как должно произойти.

Статья в тему:


8. Больше общайтесь

Помните, что качество вашей жизни зависит и от общения с другими людьми. Старайтесь больше общаться, перенимать их опыт и знания. Если есть возможность посетить лекцию какого-то известного человека, то идите туда. Всегда узнавайте новое, всегда старайтесь открывать для себя до сегодня невиданные горизонты.
Общение с другими людьми нужно, но также обратите внимание и на общение с самим собой. Если вы уверены в себе и своих силах, настроены на позитивный результат, то обязательно добьетесь того, что задумали.

9. Главное цель, а не конечный результат.
Старый и мудрый Рокфеллер сказал: «Если ваша конечная цель деньги, то вы их никогда не будете иметь». Другими словами, вы не должны концентрироваться на деньгах, как результате вашей работы. Имейте более глобальные цели. Занимайтесь тем, что вы делаете исходя из пользы для общества и конкретно взятых людей. Тут мне сразу вспоминается интервью Марка Цукерберга, который сказал, что их цель была не заработок, они лишь хотели помочь студентам общаться, сделать их коммуникацию более доступной и быстрой. Что получилось в результате? Самая большая социальная сеть в мире, а Марк в 23 года стал самым молодым миллиардером. И даже сейчас он говорит, что не думал и не думает о деньгах. Его цель – улучшать Фейсбук, делать общение людей еще проще и еще доступнее.
Вы спросите, а что же деньги? Если вы занимаетесь любимым делом, делаете это не исходя из желания просто заработать, то деньги придут, обязательно, и их будет ровно столько, чтоб удовлетворить все ваши потребности.

10. Каждое утро смейся
Кто-то советует вызывать искусственный смех и смеяться перед зеркалом. Честно, у меня это совершенно не получалось, да и выглядел я глупо. Зато нашелся другой способ. У меня есть несколько десятков треков, которые вызывают улыбку, ассоциируются с чем-то позитивным. Каждое утро я их включаю, танцую, смеюсь и радуюсь.
Вы спросите, а зачем смеяться? Все просто, смех запускает множество полезных химических реакций в нашем организме, которые приводят нас в прекрасное и радостное состояние. Смех также приводит тело в состояние равновесия.

Самосовершенствованием можно назвать постоянную работу с вертикалью собственной жизни. В погоне за идеалом мы обычно не ориентируемся на внутренние, гармоничные ощущения, а следим за требованиями жизни. Самые частые вопросы, которые, задаем себе, редко имеют какую – то духовную ценность. Я справляюсь с требованиями жизни? Я достоин, хорошо жить?

На самом же деле совершенствовать себя можно в самых разных направлениях. Основные виды, которые мы используем это умственное, физическое и профессиональное самосовершенствование. Очень часто мы забываем о духовном и нравственном направлении нашего развития, ведь за такую работу нам никто платить не будет. Зачем тогда напрягать себя, занимаясь всякими пустяками?

Однако только кропотливая работа поможет каждому человеку, добиться каких – то результатов в самосовершенствовании. Развивать себя вполне возможно и самому, полагаясь только на собственные силы. Яркими примерами такой работы стали многие известные люди. Тот же Михайло Ломоносов из обыкновенного сельского паренька, благодаря своей настойчивости и огромному желанию к совершенствованию, стал известным ученым – естествоиспытателем. Большое количество известных людей стали известными без посторонней помощи. А чем же мы отличаемся от них? Совершенно ничем, кроме некоторых нюансов. На сегодняшний день мы можем быстрее и качественнее работать над своими проблемами. Ведь огромное количество более опытных людей, включая учителей и психологов, с готовностью помогут каждому в желании совершенствоваться.

Сами же желания работать над собой возникают у человека, только после появления на горизонте жизни различных проблем, с которыми можно бороться очень долго. Здесь нам стоит откинуть все негативы и просто записать свои желания на листочке бумаги. Записали? Просмотрели? А теперь за работу! Нужно чтобы эти желания обрели четкие формы и превратились в жизненные цели. Только обосновав конкретику поставленной задачи, разработав план и просчитав все этапы работы, можно смело двигаться вперед.

Однако движение вперед в одиночку – дело не простое. Детально работать над своим совершенствованием лучше опираясь на помощь близких людей и единомышленников. Они смогут во время указать правильное направление и подсказать верные решения проблем. Если по каким – то причинам у вас отсутствуют подобные люди, для поддержки подойдут и профессиональные психологические тренинги. Хороший и качественный подход специалиста может дать отличный результат.

В работе над собой каждому из нас могут помочь самые разнообразные приемы. Не отчаивайтесь если то, что помогло вашему другу не подошло вам. Каждый человек выбирает собственный путь к самосовершенствованию.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...