Новая система аттестации педагогических работников с. Процедура аттестации педагогов

Аттестация педагогических работников на 2017-2018 год представляет собой совершенно новый свод правил, положений и уставов, причём весь процесс осуществляется и проводится в два этапа, для каждого из которых характерны и свойственны свои особенности и характеристики. К примеру, в самом начале преподавателю обязательно придётся продемонстрировать и показать всю свою профессиональную пригодность. А вот уже потом преподавателю необходимо доказать право на приобретение заявленной категории.

Неизменным осталось лишь то, что решение выносится по результатам специальной комиссии, которая и оценивает уровень компетентности данного преподавателя.

Но, обо всём подробнее, ведь здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Виды аттестации.

Как уже было сказано выше, процесс аттестации педагогов имеет небольшую разновидность и классификацию. Это обязательная и добровольная аттестация, которые существенно отличаются друг от друга.

  • Во-первых, обязательная аттестация. Этот вид подразумевает под собой обязательную без исключения для всех работников аттестацию. Стоит отметить, что в 2018 году она пройдёт согласно всем тем нововведениям, которые были введены и внедрены в 2017 году. Стоит сказать, что под этот вид аттестации не подходят все те преподаватели, которые начали свою трудовую деятельность непосредственно в 2015 году, также под неё не попадают те преподаватели, которые только что вышли из декретного отпуска, даже не смотря на то, что срок прежней уже истёк или же истекает. Причём от аттестации также могут отказаться на вполне законных правах те преподаватели, которые по каким-то причинам не работали в течение 4-х последних месяцев.
  • Во-вторых, добровольная. Этот вид подразумевает непосредственно аттестацию для всех желающих, кто хочет повысить свою квалификационную категорию раньше положенного срока. Основная задача этой аттестации заключается в создании стимуляции профессионального роста среди тех педагогов, кому она очень необходима. Если вы хотите стать участником такого вида аттестации, то в 2018 году необходимо написать и подать соответствующее заявление о своём желании и намерениях и, конечно же, направить его директору образовательного учреждения. Как правило, заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца, но не более. В том случае, если ответ будет положительный, то собирается специальная комиссия, которая и будет решать дальнейшую судьбу преподавателя. Согласно закону весь процесс аттестации занимает не более 2-х месяцев. Если по каким-то причинам педагог не согласен с принятым решением аттестационной комиссии, то он имеет право на созыв другой комиссии, способной решить этот спор, либо обратиться в суд.

Наверное, ни для кого не является секретом тот факт, что повышение квалификации подразумевает увеличение уровня заработной платы.

Новые положение и правила.

Уже с начала нового 2017-2018 учебного года каждый преподаватель должен обязательно ознакомиться с вводимыми преобразованиями и изменениями в вопросе аттестации. Какие изменения и положения следует назвать и отметить, прежде всего?


Стоит сказать, что по истечению установленного срока, а, точнее, 1 месяца, заявителю обязательно должно прийти уведомительное письмо на домашний адрес, где будет подробно указано место и время проведения аттестации. Как правило, график аттестации на первую и высшую квалификационную категорию устанавливается и утверждается министерством образования заранее.

Как видно, процесс аттестации педагогических работников действительно претерпел ряд серьёзных изменений, с которыми обязательно должны справиться педагогические кадры, ведь у каждого уже имеется определенный опыт и собственный багаж знаний.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2019 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Новые требования

В основе принятой президентом системе учительского роста – оценка уровня профессионализма отмеченных работников при помощи некоторых наработок Минобразования.

Новые требования в установлении категории российских учителей:

  1. Содержание – результат труда учителя оценивается на основе материала, подготовленного заранее и изложенного в форме КИМа. В данном виде оценивается знание предмета, психическая и педагогическая методика его изложения ученикам.
  2. Применение новой испытательной модели – необходимо для стимуляции среди педагогов повышения качества их труда и его результативности.
  3. Перемены – необходимы для предоставления возможности обзавестись высшей категорией простому учителю, который недавно получил диплом педагога. Для этого необходимо продемонстрировать перед комиссией свои профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории зависит зарплата учителя.

Причины такой модернизации – решение вопроса о молодых педагогах. Их заработная плата мизерная, и пока их коллеги получают за свой труд более существенную оплату, те, кто хочет работать, вынужден получать минимальную зарплату. Поэтому на текущий момент многие молодые педагоги подают заявки на досрочную аттестацию.

Недостатки системы

На данный момент учителям России предлагают 2 варианта аттестации:

  • присвоение квалификационной категории;
  • соответствие занимаемой должности.

Основной минус предложенных вариантов – отсутствие «прозрачности», так как к системе повышения квалификации в каждом регионе РФ подходят по-разному. Но общим моментом в данном вопросе является соблюдение порядка проведения процедуры. Проблему связывают специалисты с отсутствием единых требований к аттестации:

  1. Квалификационная категория присваивается посредством оценки труда педагога – комиссия изучает его «портфолио». При этом нет точных ЕФОМ и критерий квалификации.
  2. Действующие правила Минобразования не позволяют молодому преподавателю рассчитывать на получение высшей квалификационной категории. По правилам, предварительно защищается первая категория, затем высшая. Но это возможно через 2 года после последней аттестации.
  3. «Портфолио» - аттестационный документ, для создания которого требуется приложить усилия. Для этого учитель затрачивает свое время.
  4. После аттестации у педагогов часто пропадает желание продолжать свое образование, так как мотивация равна нулю. Такое решение связывают с отсутствием перспектив должностного роста.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2019 году?

Поскольку аттестация учителей в 2019 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Кто проводит аттестацию

Для аттестации педагогических работников собирается аттестационная комиссия, которую самостоятельно формирует образовательная организация.

В состав комиссии обязательно входит председатель и заместитель председателя аттестационной комиссии, а также секретарь и члены комиссии. При наличии выборного органа соответствующей профсоюзной организации, в состав комиссии входит еще и представитель этого органа.

Другими словами, аттестационная комиссия формируется из работников образовательной организации, где трудится аттестуемый педагог и предусмотренных уставом учреждения представителей коллегиальных органов управления.

Кому не нужно проходить аттестацию в 2019 году


Стоит отметить, что существует два вида аттестации педагогических работников:

  1. Обязательная аттестация с целью подтвердить соответствие занимаемой должности;
  2. Добровольная аттестация по желанию педагога для установления первой или высшей категории квалификации.

Аттестации в целях подтверждения правоспособности занимать ту или иную должность, не подлежат следующие работники учреждения образования:

  • с присвоенными квалификационными категориями;
  • занимающие должность в организации, где проводится аттестация, с 2015 года и позже;
  • беременные;

  • находящиеся в декретном отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в декретном отпуске по уходу за малолетними детьми до достижения ними трехлетнего возраста;
  • пребывавшие на больничном более четырех месяцев подряд.

Как пройти аттестацию

Прохождение аттестации педагогом – ответственное и очень трудоемкое дело. Если ранее от педработника требовалось лишь заявление, то теперь ответственность за процесс регистрации для прохождения аттестации полностью легла на плечи учебной организации, в которой трудится аттестуемый.

Документы для прохождения аттестации:

  • заявление с подписью педагогического работника;
  • если ранее педагог уже проходил аттестации, нужна копия результатов этих аттестаций;
  • копия диплома о высшем педагогическом образовании или о среднем профессиональном образовании;
  • если ранее была получена квалификационная категория, требуется заверенная руководителем образовательной организации копия соответствующего документа;
  • в случае необходимости нужна копия документов, которые подтверждают смену фамилии;
  • характеристика (развернутая) с места работы или сопроводительное письмо, позволяющее подтвердить уровень компетенции педагога и его профессиональной деятельности;
  • информационная карта с результатами профессиональной деятельности за межаттестационный период.

Тем педагогам, которые хотят пройти добровольную аттестацию на повышение квалификации, нужно, помимо изложенных выше документов, предоставить также электронные носители (два экземпляра) с двумя видео с занятиями за межаттестационный период.

Дополнительные предложения для аттестации нового типа

Из-за явного отсутствия продолжения «карьерной лестницы» у педагогов, планируется введение дополнительных стимуляторов помимо присвоения категорий. Иногда после получения высшей категории у многих учителей утрачивается мотивация к дальнейшему самообразованию и совершенствованию педагогических навыков.

Одновременно с этим внедрение аттестационных новшеств позволяет молодым преподавателям получать хоть что-то «похожее» на заработную плату, а не какой-то неприличный минимум. В очередной раз получилась некая палка о двух концах - для молодых учителей сделали хорошо, в остальном немного станет хуже.

Чтобы избежать дальнейшей пассивности педагогов идет обсуждение внедрения совместно с категориями и другой градации квалифицированности учителя. Предполагают 3 ступени:

  1. Учитель.
  2. Старший учитель.
  3. Ведущий учитель.

Пока ведется разработка этой структуры, но уже сейчас понятно, что помимо прочего у такой градации будет иметься связь со стандартной схемой присвоения категорий. Т. е. начинающий учитель не может стать ведущим по причине отсутствия опыта, поэтому к моменту его получения знания педагога позволят получить категорию. Более подробные пояснения станут известны после окончательной разработки структуры, ожидаемой в 2020 году.

Аттестация учителей в 2019 году еще не обретет полностью завершенный новый вид, но уже будет приближаться к тому, что задумало Министерство образования. Забота о нуждах молодых учителей совместно с попытками решить их материальный достаток привела и к росту профессионализма. Теперь студенты последних курсов и уже приступившие к работе молодые педагоги знают, что от их компетенций в ближайшее время будет зависит зарплата, т. к. сейчас не надо ждать 5 лет до аттестации на хотя бы на вторую категорию.

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению можно приложить прикладные материалы, демонстрирующие разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019 состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец по ФГОС) содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя.

Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2019 по ФГОС, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Однако вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ .

Добровольная

Любой воспитатель может пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос можно отправить не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.

Все работники образовательной сферы, а если конкретизировать, то это педагоги школ, ВУЗов, воспитатели детских садов и специалисты учреждений начального или среднего звена, уже ознакомлены с информацией о том, что с 2017 года будут меняться правила, касающиеся проведения аттестационного процесса. Говоря проще, сей процесс будет проходить по совершенно новым положениям.

Общие сведения

Большинство представителей педагогической сферы не понаслышке знают о том, что любой педагог или воспитатель обязан каждые 5 лет проходить процедуру переаттестации. Сие действие необходимо для того, чтобы повысить знания и навыки учителей, и понять, соответствует ли уровень их понимания предмета занимаемой должности. По словам тех, кто хоть раз в своей практике сталкивался с аттестацией, такая процедура считается наиболее значимым событием для любого представителя сферы образования.

Перед тем как попасть на указанную процедуру, необходимо выяснить, как именно проходить аттестация педагогических работников 2017–2018, положение которой поможет разобраться в этом намного быстрее.

1. Комиссия должна столкнуться со 100% подготовкой всех участников диагностики знаний, ведь именно тут педагогу придётся показать существующий багаж навыков. Ещё в некоторых моментах неплохо было бы удивить своим профессионализмом и находчивостью, ведь некоторые ситуации в школе или ВУЗе никак не относятся к знанию собственного предмета. Перечисленные критерии помогут комиссии определить степень квалификации любого учителя, во время выставления оценочных баллов.

2. Успешное прохождение переаттестации позволяет учителю или преподавателю рассчитывать на присуждение начальством некоего образовательного учреждения, где трудится обозначений субъект, более высокой зарплаты. Неправда ли, весомый стимул для личного профессионального роста и достижения новых свершений?

Коротко о главном

Педагогическая аттестация бывает обязательной или добровольной.

1. Обязательная аттестация 2017–2018 касается всех сотрудников указанной сферы деятельности, которые проходили аналогичную процедуру 5 лет назад. От подобной проверки освобождаются:

учителя с квалификационной категорией;

беременные;

лица, пребывающие в декретном отпуске на момент осуществления проверки; они имеют право пройти оглашённую процедуру спустя 2 года после возвращения на законную должность;

новички в сфере образования, проработавшие на нынешней должности менее 2 лет;

педагог, отсутствующий на работе по причине болезни более 4 месяцев; аттестацию придётся пройти через год после момента выхода на работу.

Если же перечисленные категории граждан всё же изъявили желание приступить к проверке личных знаний и навыков, никто не может отговорить их от такого решения или же не допустить к аттестации.

2. Добровольная аттестация осуществляется лицами, желающими по собственной воле повысить существующий уровень квалификации. Для этого придётся заблаговременно обратиться к руководству с заявлением. Следует отметить, что педагоги, владеющие лишь 1 категории, или вообще без квалификации, могут добиться её повышения до 1 разряда. Для получения наивысшей оценки, придётся обзавестись 1 категорий не позже чем за два года до начала аттестации. Помимо этого, педагог с высшей категорией может подтвердить её уровень добровольной оценкой собственных знаний.

Новые правила и положения

С приходом 2018 года каждому педагогическому сотруднику предоставляется возможность ознакомиться с нововведениями, касающихся процесса аттестации. Согласно с последними сведениями, привычная проверка учителей должна основываться на двух главных этапах.

№1. Подтверждение правильности занимаемой ныне должности.

№2. Получение высшей категории.

Каждый их описанных этапов имеет ряд особенностей, требующих более детального обсуждения.

1. Во время проверки соответствия нынешней должности, специальной комиссии предстоит правильно оценить знания, умения и навыки каждого преподавателя. В процессе описанной «ревизии» следует определить методику общения с детьми и общий уровень профессионализма. Говоря проще, нынешний этап необходим для оценки профпригодности учителей, а точнее имеют ли они право заниматься и дальше преподавательской практикой.

2. Во время получения профессиональной квалификационной категории, педагог имеет право обзавестись лишь 1 или высшей степенью. Правда, чтобы добиться первого уровня квалификации, учителю придётся соответствовать следующему списку параметров:

иметь первую, заканчивающую своё право по истечении времени.

Если же педагог хочет стать счастливым владельцем высшей категории, ему придётся учесть следующие условия:

являться обладателем первой категории не менее 2 лет;

Документы, требующиеся для аттестации

Чиновники РФ решили поменять список документов, необходимых для начала проведения педагогической аттестации 2018 года. Ранее от сотрудника отмеченной сферы деятельности требовалось лишь соответствующее заявление. Теперь же весь процесс регистрации проходит немного иначе – главная ответственность возлагается на плечи общеобразовательного учреждения на уровне субъектов РФ. Для этого понадобится перечень следующих документов.

1. Заявление с подписью педагога.

2. Копия результатов прошлой аттестации, если таковы имеются.

3. Копия диплома о среднем профессиональном или высшем педагогическом образовании.

4. Копия документа, подтверждающего наличие первой или высшей категории, если ранее таковое было получено.

5. В случае необходимости, копия документов, подтверждающих смену фамилии.

6. Развёрнутая характеристика или сопроводительное письмо с места работы, благодаря которой удастся подтвердить уровень профессиональной деятельности и компетенции учителя.

Спустя месяц после подачи перечисленных документов, на указанный адрес заявителя придёт письмо с подробным описанием времени и места проведения будущей аттестации.

С каждым годом усложняется учебная программа, причем, не только школьная, но и дошкольная, это требует повышения квалификации преподавателей. Чтобы оценить, насколько их подготовка соответствует времени, во всех учебных учреждениях проводится аттестация педагогических работников в 2017 году, проходит она раз в 5 лет, касается практически всех сотрудников образовательных и воспитательных учреждений. В 2016-2017 произошли некоторые изменения, касающиеся процедуры проведения проверки, рассмотрим, в чем они выражаются.

Аттестация учителей в 2017 году

Чтобы в средних учебных заведениях процесс образования совершенствовался, педагоги должны постоянно обучаться, это касается компьютерных технологий и других инноваций. Минобрнауки, в лице зам министра Н.Третьяк, даже обратилось в правительство России с предложением об изменении подхода к аттестации педагогических работников, а именно: ввести модуль на знание IT-технологий и коммуникации, то есть умения разрешения конфликтных ситуаций с учащимися и их родителями. Это унифицирует критерии соответствия педагогов современным требованиям, позволит выявить общие пробелы и затруднения, и ввести их в программу институтов повышения квалификации. Пока это только предложение, но есть и утвержденные изменения по проведению аттестации педагогов 2016-2017. С этого года все преподаватели должны будут раз в 5 лет подтверждать свою квалификацию. Аттестация будет двух видов – обязательная и добровольная, первая касается всех работающих педагогов за исключением:

  • новичков, стаж которых 2 и менее лет;
  • беременных;
  • находящихся в декретном отпуске, они будут проходить данную процедуру через 2 года после возвращения на работу;
  • работников, отсутствующих более 4-х месяцев по каким-либо причинам, для них аттестация пройдет через 1 год после восстановления.

Однако все вышеперечисленные педагоги по желанию смогут пройти комиссию вместе со всеми. Новая аттестация педагогический работников, пожелавших добровольно пройти проверку с целью повышения категории, будет проходить в два этапа. На первом потребуется подтвердить существующую квалификацию, на втором – доказать свое соответствие более высокому разряду.

При обязательной аттестации педагогу, не сумевшему подтвердить свою квалификацию, разряд аннулируется. Уточним, чем характеризуется квалификация — это уровень знаний предмета, навыки, способность передачи материала, применение современных методик, все стандарты устанавливаются по квалификационным справочникам.

Цели проведения аттестаций

Подобные проверки стимулируют педагогов к совершенствованию и повышению своих знаний, выработке и применению новых методик, основанных на прогрессивных технологиях. Аттестации не дают возможности кое-как, по-старинке вести занятия, требуют всплеска инициативы и активности, ведь никому не хочется лишиться авторитета, имеющегося ранга, и, в конце концов, – части зарплаты. Новая аттестация педагогов не признает оправданий возрастом, не соответствующие нормам учителя могут быть даже уволены, это предусмотрено законом. В конечном итоге, проведение должностных проверок подталкивает педагогов к личностному росту, что в конечном итоге ведет к общему подъему образовательного уровня отдельной школы и в общем по стране.

Процедура проведения аттестации

Претенденты на аттестацию должны за 60 дней до начала работы комиссии подать документы в Управление образования согласно графику аттестации, который известен заранее. С 2016 года изменился перечень документов, теперь он состоит из:

  • личного заявления;
  • диплома об образовании;
  • копия документа о смене фамилии (если таковое происходило);
  • копии заключения прошлой аттестации;
  • характеристики с места работы, отражающей компетентность, профессионализм, личные качества претендента.

Приблизительно через месяц заявителю придет ответ о дате и месте, где будет проходить аттестация учителя. Процедура состоит из двух этапов – подтверждение имеющейся квалификации и получение следующей – более высокой. На первом этапе оцениваются знание предмета, навыки преподавания, методики, по которым проводятся уроки. При наличии дополнительных материалов, характеризующих деятельность педагога, комиссия знакомится и с ними. Новое в аттестации учителей в 2017 году состоит в том, что теперь проводится компьютерное тестирование в специально оборудованном центре. Тесты для аттестации состоят из 100 вопросов, на которые он обязан ответить в течение 2,5 часов, вопросы включают следующие темы:

  • законодательство;
  • основы педагогики и психологии;
  • знание предмета;
  • методику преподавания.

На каждый вопрос предлагается 6 вариантов ответов, надо выбрать 1 правильный, прошедшими испытание считаются соискатели, набравшие не менее 60%, таким образом, они подтверждают существующую квалификацию.

Аттестация учителей на высшую категорию происходит на следующем этапе, но только лишь для участников, которые правильно ответили минимум на 85 вопросов и имеют 1 квалификационный разряд. На этапе проверки они должны будут:

  • предоставить отчет о самообследовании, характеризующий претендента с точки зрения профессионализма со ссылками на веб-сайты, публикации;
  • доказать владение в совершенстве и использование IT технологий,
  • предоставить свои методические наработки, желательно опубликованные и уже применяемые на практике другими педагогами;
  • доказать высокий уровень подготовки учащихся, предоставив списки ребят – участников и победителей олимпиад, конкурсов, соревнований;
  • личные достижения – грамоты, награды, благодарственные письма.

Общий уровень претендента должен быть выше среднего.

Новое в аттестации педагогов, претендующих на первую категорию, гораздо скромнее. В этом случае достаточно иметь вторую категорию, пройти подтверждающий этап и доказать: владение современными методами, использование новых методик на практике, хорошую подготовку воспитанников – участие их в олимпиадах, конкурсах и т.д. Не лишними будут в обоих случаях предоставление портфолио и демонстрация видеоматериалов. Аттестация педагогических работников для получения категории проходит перед комиссией, состоящей из председателя, секретаря, нескольких членов.

Результаты аттестации, как они влияют на профессиональный рост

На заседании квалификационной комиссии, по новым правилам, может присутствовать и соискатель, но права голоса у него нет. В этом случае он сразу узнает о положительном вердикте или отказе в присвоении новой категории. Новая форма аттестации предусматривает составление протокола, который подписывают председатель и все члены комиссии, впоследствии этот документ является частью послужного списка педагога, предъявляется на следующих аттестациях или при смене места работы. С письменным заключением преподаватели могут обращаться к директору учебного заведения, вправе рассчитывая на повышение заработной платы.

Если соискатель не присутствовал на заседании, протокол с заключением комиссии приходит на имя работодателя, который знакомит с ним педагога.

При несогласии аттестуемого с выводами комиссии, он имеет право обратиться в суд или департамент аттестации научно-педагогических работников.

Новшества, ожидающие педагогических работников

Изменения аттестации педагогов не заканчиваются вышеперечисленными требованиями, с 1 января 2017 года готовится введение профстандарта для учителей, который также коснется всех образовательных учреждений. В документе будут перечислены требования, которым должен соответствовать преподаватель, это касается профессиональных и личных качеств. По мнению Минобрнауки РФ, аттестация педагогов должна включать обучение, воспитание и развитие. Первые два понятия не требуют пояснения, а вот развитие подразумевает включение в их деятельность знание специальных навыков психолога, логопеда и прочих специфических способностей. Далеко не всех преподавателей радует такая перспектива, правда, о ее внедрении пока говорить рано, сначала должна быть проведена апробация. Такая новая форма аттестации учителей, намечаемая с 1 января 2017, пожалуй, заставит задуматься многих из них о продолжении дальнейшей профессиональной деятельности. Аттестация педагогических работников, новые правила ее проведения в совокупности со школьными уроками создают непосильную нагрузку, не станет ли введение профстандартов каплей, которая переполнит чашу терпения? Многие учителя, перед началом учебного года лелеяли надежду – не отменят ли аттестацию в 2016-2017 году, но, похоже, что этого не произойдет, все состоится, графики проведения уже составлены. Пожелаем всем им терпения и удачи, ведь от труда этих людей зависит будущее страны.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...