Осознание собственных эмоций. Между эмоциями и осознанностью

Осознание эмоций

Способы управления эмоциями и чувствами

Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предполагает их осознание и контроль за формой проявления. В межличностном общении речь идет как о контроле за собственными переживаниями, так и о способности распознавать, верно интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду, что:

1) некоторое состояние зафиксировано у человека настолько отчетливо, что появляется возможность управления и контроля за этим состоянием;

2) человек способен выразить это состояние в знаковой форме.

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях («Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всегда. Не осознаются, прежде всего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер. Произвольность при этом понимается как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.



Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – все это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, например, что эмоция, которую он переживает, называется злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. Если Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших этот вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 г.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Таким образом, эксперименты Лэндиса указывают на необходимость различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. Например, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. Если «настоящий мужчина» не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Обычно, мы редко задумываемся об истинных причинах многих наших реакций, действий, поступков, редко задумываемся о том, что за мир нас окружает. И ещё реже, почему мы видим мир таким, каким видим. Возможно, если принять во внимание тот факт, что "сколько людей — столько и представлений", наше видение мира, а стало быть, и наши реакции также не являются абсолютно истинными и объективными. Когда-то в древности один знаменитый философ по имени Платон сравнил наш мир с пещерой, а нас с узниками, заключёнными в ней. Причём, мы уже рождаемся в этой пещере таким образом, что цепи, сковывающие нас, держат нас спиной к входу и позволяют нам видеть лишь тени на стене перед нами, тени того, что происходит вовне. Следовательно, мы видим лишь отражения, иллюзию, а не саму реальность.

Что же является причиной иллюзий?

Вы никогда не задумывались, что наш мир, мир, в котором живёт каждый из нас, в каком-то смысле создан нашими же эмоциями? Стоит привести один простой пример: если у нас хорошее настроение, если мы всем довольны, не кажется ли нам, что жизнь "прекрасна и удивительна", а люди вокруг — сама доброта, что всё вокруг окрашено в розовые и голубые, радостные тона? В моменты же депрессии, обиды, усталости, не кажется ли нам та же самая жизнь унылой и противной, те же люди — злыми и настроенными против нас, а всё вокруг, не видится ли нам серым, грязным, чёрным, отвратительным?

Что поменялось? Наши эмоции!

Давайте попытаемся разобраться в природе и функциях наших эмоций, памятуя, впрочем, о том, что человек ими не ограничивается. Первое, что мы можем заметить, это то, что хотя спектр и оттенки эмоций практически бесконечны, в целом их можно разделить на положительные и отрицательные. Есть вещи, которые вызывают у нас удовольствие и радость, есть те, которые вызывают боль, страх, отвращение… Также, мы можем заметить, что первая реакция на то, что происходит с нами именно эмоциональная. Одним словом, именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах, именно эмоции оценивают их, и во многом определяют наше к ним отношение в дальнейшем. Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам "нравятся" и есть вещи, которые нам "не нравятся" . Но это ещё не всё, и это очень важно, — есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как эмоций вообще не вызывают.

В этом мире живут или когда-либо жили миллиарды и миллиарды человеческих существ, среди них есть наши близкие, родные, друзья, просто знакомые, и бесконечная масса тех, кого мы никогда не знали и не узнаем. Все эти люди, великие и мелкие, благородные и низкие, добрые и злые, внешне очень похожи друг на друга. Однако, взглянув на них глазами наших эмоций, мы увидим, что в нашей "пещере" кто-то, кого мы очень боимся или очень любим, окажется гигантом, кто-то менее значимый для нас будет поменьше, остальные же станут вообще практически незаметными, слившись в одну далёкую общую массу. Как говорил Владимир Маяковский: "Быть может гвоздь у меня в сапоге страшней, чем вся фантазия у Гёте" . Можно видеть, что эмоции отражают силу (но не глубину) наших личных связей и взаимоотношений с другими людьми и вещами. Они показывают степень нашей личной заинтересованности, нашего личного участия, нашей личной вовлечённости в то или иное событие. Мы переживаем ту или иную вещь именно благодаря эмоциям, они дают нам непосредственное ощущение жизни , они позволяют нам почувствовать за игрой актёра или действием книжного героя реальную жизнь и пережить её так, как будто это происходит с нами самими. Они вовлекают нас в свой поток, делая нас из отстранённых свидетелей своеобразными "участниками" событий подчас вымышленных, и мы любим или ненавидим, неосознанно следуя замыслу автора. Эмоции связывают наше маленькое "я" с тем, что окружает нас очень тесными, но невидимыми узами симпатии или антипатии. И надо признать, что исходя из этой эмоциональной оценки, сами того не осознавая, мы строим свои представления о мире, о людях, исходя из неё, мы реагируем и поступаем . Вполне понятно, что, будучи сугубо личными и зависящими от множества изменчивых условий и внешних и, особенно, внутренних, мало осознаваемых нами, такие представления и реакции часто оказываются ошибочными. И то, что нам не нравится, мы без особых раздумий называем "плохим", а то, что нравится — "хорошим".

Таким образом, эмоции являются "проводником" сознания, окрашивая и трансформируя реальность подобно кривому зеркалу в комнате смеха, в зависимости от наших предпочтений, настроений, привычек . В обыденной жизни это служит причиной многих ошибок и разочарований, многих поспешных решений и поступков. Проблема в том, что мы не отделяем вещи от их отражений в эмоциях, и в то время как судим и "анализируем" свои неопределённые личные впечатления, считаем, что анализируем объективную реальность. Естественно, вышесказанное нельзя принимать как неизменную данность для любого человека. Как показывает опыт, способность отделять свои эмоции от реальности — это вопрос внутренней зрелости человека, его жизненного опыта, его развития.

В целом, можно выделить три этапа развития эмоционального сознания:

  1. На первом этапе наше сознание воспринимает мир через изменчивую игру ощущений. В это время для человека существует лишь то, что он непосредственно ощущает, чувствует, видит, слышит, осязает. Он подобен животному или младенцу, не способному связать впечатления между собой и создать стабильный образ или картину реальности. Из огромного числа действующих внутренних и внешних факторов, он реагирует на самый сильный, тот, который вытесняет все остальные, становясь своеобразным центром неразвитого инфантильного сознания. Отдельное, индивидуальное "я", то, которое мыслит и принимает решения, на этом этапе отсутствует. Точнее сказать, нет разделения между "я" и "не-я", ребёнок не отделяет себя от окружающего мира, данного ему в его ощущениях. Все поступки, реакции — не более чем следствия его ощущений и рефлексов или привычек. Наше "я" на этом этапе сливается с тем, что мы в данный момент переживаем, и именно это одно переживание составляет в данный момент весь наш мир. К сожалению, это состояние далеко не всегда заканчивается с детством, а лишь усложняется, сохраняя свою суть. Стоит вспомнить, как зачастую любая более-менее серьёзная проблема становится для нас "концом света", и мы помимо её уже ничего не воспринимаем, она — центр нашего инфантильного сознания, она — наше "я". Будь то зубная боль или нанесённая кем-то обида, "я" настолько слабо, что не в силах противостоять натиску "чувств".
  2. Переход на второй этап происходит достаточно незаметно, бессознательно, когда в ходе своего естественного развития, наше "я" становится более сильным и стабильным . На втором этапе, когда мы уже научились элементарно отделять себя от собственных ощущений, и наша жизнь перестала быть качанием маятника между эйфорией и депрессией, эмоциональное сознание создаёт свой маленький мир, в центре которого стоит наше "я". Теперь эмоции выступают единственным связующим звеном между "я" и "не-я" . Они отражают наше личное отношение к окружающим нас вещам, наши симпатии и антипатии. Мир, таким образом, созданный, очень узок, субъективен и эгоцентричен. В нём мы путаем объективный мир и свои субъективные впечатления. Именно к этому этапу в наибольшей мере относится всё то, о чём мы говорили об эмоциях в первой части статьи. На этом этапе в наибольшей мере проявляются все известные механизмы психологической защиты, как, например, вытеснение. Повинуясь заложенному в психике инстинкту, эмоциональное сознание стремится к получению максимального удовольствия в любых возможных и доступных формах. И, одновременно, пытается свести к минимуму все негативные переживания, в том числе вызванные воспоминаниями о прошлых неудачах и проблемах. Оно действует исходя из известного "принципа удовольствия", уводящего нас от реального восприятия жизни. То, что не нравится, просто не воспринимается, отрицается или очень скоро забывается. Зато свои представления и плоды своих же фантазий мы воспринимаем как нечто реальное и осязаемое. И это лишний раз говорит о том, что в нашем, всё ещё инфантильном сознании объективное и субъективное, внешнее и внутренне практически не разделяются. Сознание и "я" все ещё находятся под властью эмоций, мы видим лишь то, что хотим видеть. Простым примером этому подчас являются наши споры, когда мы с пеной у рта доказываем друг другу то, о чём сами ничего не знаем, но просто нам кажется, что это "именно так". Или наши "розовые" иллюзии, когда мы верим, что весь мир изменится, стоит нам только захотеть. Дальнейший путь требует уже значительных сознательных усилий. Нам необходимо попытаться понять смысл вещей и событий, с нами происходящих, добраться до их сути. Всякий раз, принимая решение, необходимо делать усилия, чтобы остановиться и рассмотреть дело со всех сторон, не ограничиваясь той оценкой, которую диктуют нам эмоции. Необходимо делать усилия, чтобы не считать себя "всегда и во всём правым". Необходимо делать сознательные усилия, чтобы научиться распознавать истинные причины наших эмоций, мыслей, представлений… В целом, необходимо самопознание.
  3. Третий этап можно назвать этапом зрелости. "Принцип удовольствия" заменяется "принципом реальности". Человек в состоянии отделить своё "я" от своих эмоций и чувств, способен возвыситься над ними. Он также способен распознать, где объективный мир, а где его собственные ощущения, мысли, представления. На этом этапе человек подчиняет сознательному контролю свои эмоции, чувства, мысли… Эмоции становятся проводниками гораздо более глубоких состояний души человека. Направляемые в нужное русло, они являются одним из инструментов настоящего творца, способного затрагивать самые глубины сердец других людей. Это умение — наиболее ярко проявляющееся у подлинных, поистине великих поэтов, музыкантов, актёров, ораторов — делает возможным существование искусства, как способности передавать глубокие идеи, суть и смысл вещей. Вспомним, например Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета. Нам трудно, наверное, это понять — как можно передавать эмоции, не будучи самому ими захваченным. Но представьте себе музыканта, который от волнения и вдохновения не может управлять своими пальцами, или певца со срывающимся от переживаний голосом. Таким образом, на этом этапе эмоции не должны более быть бесконтрольными реакциями, став лишь формой для передачи внутреннего состояния. На первый план нашей жизни, наших действий выходят помимо эмоций другие силы нашей души . Человек преодолевает хаотическое, иррациональное влияние эмоций, пробуждая способность понимать и распознавать суть вещей. Проводником нашего сознания становятся более глубокие и стабильные факторы разума, интуиции и воли.

И в завершение можно добавить, что, как показывает опыт, элементы всех трёх этапов переплетаются между собой. Как бы ни был человек противоречив внутренне, тем не менее, он представляет собой достаточно целостную систему, где всё взаимосвязано. Развитие сознания — это непрерывный процесс, не имеющий чётких и однозначных границ. В нём участвуют множество факторов и сил, как внешних, так и внутренних, но лишь малая часть из них доступна наблюдению.

Этот путь поиска зрелости требует недюжинных сознательных усилий. Это путь самовоспитания, и в каком-то смысле он неизбежен для каждого человека. Остаётся открытым лишь вопрос времени и желания.

В современном мире имеется достаточно большой неосознанный эмоциональный заряд, который периодически стремится высвободиться через различные социальные и климатические события. Каждый человек является в большей или меньшей степени

В современном мире имеется достаточно большой неосознанный эмоциональный заряд, который периодически стремится высвободиться через различные социальные и климатические события. Каждый человек является в большей или меньшей степени носителем этого заряда и понимание внутренних процессов и методов работы может значительно улучшить жизнь во многих её аспектах.

Несовпадение ожиданий с тем, что есть – причина эмоций. Когда ожидания завышены – есть реакция в виде “негативных” эмоций, когда занижены – “позитивных”. В общем это показатель неточности в бытии тем, что есть. В обществе считается “хорошим” явлением, когда человек эмоционален и это всячески поощряется (кроме негативных проявлений), даже считается что человек “такой живой”, когда эмоционален, но факт остается одним – жизнь – это то, что есть. Любое ннесовпадение с этим – отдаление от жизни, а не приближение. Это так, к слову…

Для более практического подхода есть следующее. Любой эмоциональный опыт всегда имеет две составляющие: историю, которая порождает этот эмоциональный опыт и энергию, стоящую за этим опытом, поток ощущений, его сопровождающий.

Мы слишком часто попадаем в ловушку наших историй, привязанных к нашим же эмоциям, тем самым усиливая энергию, лежащую в основе подобных переживаний, и лишь усложняем проблему. Никакой интеллектуальный подход не сможет разрядить заблокированный энергетический поток, лежащий в основе эмоций и интенсивных переживаний. Поэтому интеллектуальные подходы (бесконечные разговоры и жалобы например), практически бесполезны при к решении эмоциональных проблем.

Если же направить внимание на энергию, порождающую подобные переживания, то это откроет возможность для быстрого и глубокого эмоционального освобождения. Есть два типа неэффективных эмоций: предварительные эмоции и накопленные.

Предварительные эмоции - это результат наших жестких ожиданий и попыток насильно вызывать желанные результаты. Кроме того, они возникают из-за болезненных фантазий о том, что не получится, как именно не получится, как всё плохо закончится и т.д. Всё это представляет собой фильтр, своеобразные солнцезащитные очки: всё, что видится, воспринимается в одной и той же тональности и окраске.

Накопленные эмоции - это любые эмоции, которые полностью не прожиты в прошлом, что приводит к образованию застойной блокируемой энергии. Эта заблокированная энергия скрыто задерживает и саботирует нашу жизнь и самореализацию. Бегство от полноценного проживания своих эмоций имеет реальные и не очень позитивные последствия.

Все эмоции являются действующей энергией. Это просто энергия, которая не может нам навредить.

Когда мы поймём, что все наши эмоции в действительности даны нам в качестве подарка, то мы сможем расслабиться и прекратить их избегать или теряться в связанных с ними историях, образах и воспоминаниях. Мы можем принять их такими, какие они есть: как энергетические.

Мы не сможем полностью пройти урок, лежащий в основе эмоции, до тех пор, пока не: примем полную ответственность за своё эмоциональное состояние; отпустим свою историю и скрытую выгоду в виде желания ощущать свою правоту; объединимся со всей энергией целиком.

Обычно мы склонны отрицать собственную ответственность за свои чувства в определённых ситуациях; вместо этого мы обвиняем других в том, что они виноваты в том, что мы чувствуем. Но всё же именно мы сознательно и бессознательно решаем, что чувствовать, когда сталкиваемся с такими ситуациями. До тех пор пока мы не примем на себя полную ответственность за все укоренившиеся в нас чувства, этот накопленный и подавленный резервуар противоречивой энергии никогда не будет интегрирован, исцелён и растворён.

Но чтобы принять и осознать энергию, лежащую в основе интенсивного переживания, необходимо отпустить историю, которую мы прицепили к этому переживанию. По сути это означает оставить как мысли, так и скрытую выгоду от чувства собственной правоты, которая часто сопровождает наши привычные эмоции. Можно быть правым, а можно – счастливым. Лишь всецело приняв на себя ответственность за собственные эмоциональные состояния, а также полностью отпустив все истории, которые мы рассказываем сами себе, мы можем полностью принять и объединить в себе энергии эмоций.

Чем больше накопленный эмоциональный заряд, тем больший стресс мы будем переживать в жизненных обстоятельствах.

Требуется много энергии, чтобы хранить подавленный поток энергии. В конечном же счёте накопленная энергия выплёскивается в автономную нервную систему. Это усугубляет стресс и создаёт болезни, зависимости, импульсивное поведение.

Избегание принятия эмоций происходит бессознательно и связано со страхом перед слишком большой кажущейся интенсивностью этих эмоциональных состояний.

Этот очень важный момент, так как он наглядно показывает, что мы либо избегаем эмоции, либо полностью отождествляемся и реагируем автоматически, как машина. В раннем возрасте, до появления навыков речи, мы не могли полностью ассимилировать эти переживания и инстинктивно отрезали себя от них. В результате мы не только хронически избегаем подобных переживаний, но и глубоко с ними отождествляемся, либо сознательно, либо бессознательно веря в то, что они нас определяют. И поскольку мы приняли это решение до того, как развили способность к языку, то оно оказалось закопано в глубоких тайниках нашего бессознательного.

Эти незавершённые эмоциональные переживания продолжают влиять на развитие нашего эмоционального мозга, поддерживая формирование нейронных связей, которые заставляют нас воспроизводить данные переживания до тех пор, пока мы не извлечём скрытый в них урок. А это происходит лишь тогда, когда мы становимся полноправными владельцами своих эмоций, полностью пережив их и позволив расцвести ясности, мудрости и интуиции.

Путём осознания заблокированной энергии, лежащей в основе раздробленных переживаний, можно быстро растворить её разнообразные проявления в виде неконструктивных эмоций и развить способность встречать любые стрессовые ситуации с мудростью и пониманием.

Способность полностью принимать свои чувства без попыток избегания, осуждения или отождествления с ними на самом деле является нашей врождённой способностью. Более высокое сознание и сострадание позволяют обнаружить причины и растворить хаотические эмоциональные переживания. Другой вопрос, ни нас, ни наших родителей, не обучали тому, как это можно делать.

1) отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность выразить это состояние в знаковой форме.

При этом степень осознанности эмоций и чувств должна быть различной. Человек может знать, что он переживает нечто и что это переживание явно отличается от всœех предыдущих (так, впервые влюбленный испытывает состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить).

Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен знание о своем состоянии выразить в словесных (вербальных) категориях (ʼʼЯ вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсœемʼʼ). Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, то есть:

  • способность предвидеть их развитие;
  • понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом, а позднее подтвержденных многочисленными экспериментальными исследованиям, состоит по сути в том, что эмоциональные процессы осознаются не полностью и не всœегда. Не осознаются, прежде всœего, те процессы, которые возникли и формировались в раннем детстве. По этой причине многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека. Не осознаются и ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеется наиболее тесная связь. Пока чувства формируются, существует высокая степень осознания: различные черты новых товарищей или соперников замечаются и обдумываются. Но по мере того как взаимоотношения устанавливаются, осознание соответственно уменьшается, пока происходящее не начинает восприниматься как само собой разумеющееся.

Основной показатель зрелой нормальной эмоции – ее произвольный характер.
Размещено на реф.рф
Произвольность при этом принято понимать как возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Разведение переживания и проявления в социализированной и окультуренной эмоции, возможность отсроченной, измененной или подавленной реакции – всœе это результат формирования произвольности. Эмоция приобретает произвольность не напрямую, а посредством знаково-символических операций, к которым относятся вербализация и владение предметной областью эмоций.

Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в изначально не дифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания, связанные, к примеру, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.

Общаясь с ребенком, мать проводит его через такие этапы, как дифференциация своих и чужих чувств, их название, установление связи с предметом, обучение формам выражения. Ребенок учится не только узнавать, к примеру, что эмоция, которую он переживает, принято называть злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он злится, какие у него возникают при этом мысли и образы и т. д.

ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Вопрос о месте социальных факторов в формировании и проявлении эмоций давно и серьезно изучается психологами. В случае если Ч. Дарвин в своей работе ʼʼВыражение эмоций у человека и животныхʼʼ (1872) утверждал, что мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных, то последующие исследования показали, что идея Дарвина верна лишь отчасти. Социальные детерминанты также играют существенную роль в эмоциональном поведении людей.

К числу наиболее известных экспериментов, подтвердивших данный вывод, относятся эксперименты Лэндиса, которые проводились в 20-е годы XX в. (результаты были опубликованы в 1924 ᴦ.). Это были довольно жестокие эксперименты. Так, для того чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; или испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока и т. д. Таким образом Лэндису удавалось вызывать подлинные эмоции. На протяжении всœего эксперимента испытуемых фотографировали, причем основные группы мышц лица обводились углем. Это позволяло впоследствии с помощью фотографий измерять смещения, происходившие при различных эмоциональных состояниях в результате сокращения мышц. Вопреки ожиданиям, оказалось невозможным выявить мимику, типичную для страха, смущения и других эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей). Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: человек закрывал или широко раскрывал глаза, морщил лоб, открывал рот и т. д. Далее Лэндис провел дополнительные опыты с некоторыми испытуемыми, которым предлагалось изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (отвращение, страх и т. д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эксперименты Лэндиса указывают на крайне важно сть различать общепринятую, конвенциональную мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное, непроизвольное проявление эмоций (По: Рейковский, 1979).

Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием. К примеру, запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении любых проявлений сексуальности, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, особенно на рубеже XIX и XX вв. Не удивительно, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью.

Другой пример отрицательно подкрепляемой эмоции – эмоция страха у мужчин. В случае если ʼʼнастоящий мужчинаʼʼ не должен бояться, то проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки.

Метки: Управление эмоциями

Сегодняшняя статья посвящена управлению своими эмоциями. Хочу признаться, что писать на эту тему мне совсем не легко: она очень объемна и многослойна. В ней нет линейных решений и простых рецептов. Нет простого алгоритма, следуя которому каждый человек может научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Слишком все индивидуально, слишком много нюансов.

Именно поэтому я подхожу к этой теме с разных сторон, и в моем блоге уже довольно много статей, посвященных этому вопросу. Сегодня я делаю новый подход к этой теме и хочу показать еще один ее пласт. Этот пласт - осознанность.

Перед тем как перейти к теме осознанности, я хочу предложить следующую метафору. Всем водителям знакомо такое понятие как слепая зона. Это зона, которой не видно по зеркалам заднего вида. Может случиться так, что водитель не заметит другой машины на дороге потому, что она попала в слепую зону. Естественно, что такая ситуация аварийно-опасна.

Подобные слепые зоны встречаются не только на дороге. Каждый раз, когда я провожу с человеком психологическую консультацию, я задаю себе вопрос: где у него слепая зона? Что присутствует в его душе, эмоциях, убеждениях, внутреннем мире такого, чего он не видит и не замечает? Как правило, такие слепые зоны (по-другому их можно назвать зонами неосознанности) являются причиной сложностей психологического характера. В том числе, наличие слепых зон приводит к неспособности управлять собственными эмоциями.

Таким образом, если у Вас есть эмоции, являющиеся источником внутренней дисгармонии, очень важно разобраться, какие слепые зоны (зоны неосознанности) за этими эмоциями скрываются.

Итак, будем разбираться, как увидеть свои зоны неосознанности, скрывающиеся за эмоциями. Сегодня я предложу теоретическую информацию для размышлений, а на следующей неделе напишу статью, где будет подробно описано практическое упражнение.

Какие зоны неосознанности бывают?

Их разновидностей настолько много, что вряд ли можно перечислить все возможные варианты. Я расскажу о часто встречающихся видах неосознанности, которые приводят к неспособности управлять своими эмоциями.

1 Тотальная неосознанность своих эмоций
К сожалению, такое встречается совсем не редко. Многие люди практически полностью игнорируют свои эмоции. Если их попросить описать собственное эмоциональное состояние в тот или иной момент времени, они испытают большие сложности. В одной из прошлых статей мы уже обсуждали, что эмоции - это ценный источник информации, игнорирование которого неминуемо приводит к проблемам. Поэтому тотальная неосознанность эмоций - это серьезный фактор риска.

Если Вы чувствуете, что тотальная неосознанность эмоций - это история про Вас, обязательно прочитайте статью .

2 Неосознанность какой-то конкретной эмоции
Случается такое, что по каким-либо причинам в зону неосознанности попадает какая-то одна эмоция. К примеру, если у человека стоит внутренний запрет на проявление агрессии, то он может не осознавать собственной злости. Ему искренне может казаться, что он практически никогда не раздражается и не злится, в то время как внутри на самом деле присутствует очень много невыраженной агрессии.

Если переживание каких-то эмоций человека пугает или кажется ему мучительным, он может начать избегать встречи с ними и, как следствие, перестать их осознавать. Некоторые боятся своей боли настолько, что перестают ее осознавать.

Итак, мы видим, что причин, по которым какая-то эмоция оказывается неосознанной, может быть масса. Эмоции, скрывающиеся в зоне неосознанности, никуда не деваются. Они продолжают жить своей собственной жизнью, порой доставляя серьезный дискомфорт их обладателю.

3 Скрытый слой эмоций
Нередко человеку кажется, что он прекрасно понимает свои эмоции в той или иной ситуации, а на самом деле, он видит только верхний слой эмоций, под которым скрывается еще один слой эмоций, которые остаются неосознанными. О причинах такой неосознанности мы поговорили в предыдущем пункте.
Например, часто за агрессией скрывается неосознанный страх. И, наоборот. За страхом может скрываться неосознанная агрессия. 4 Неосознанность причин своих эмоций
Человек может хорошо осознавать, какие эмоции он испытывает, и при этом не понимать причин их возникновения. Не понимая механизмов возникновения, причин какого-либо явления, у нас нет возможности на него воздействовать. Лучше понять причины своих эмоций поможет статья . 5 Неосознанность действий, к которым подталкивают эмоции
Внутри любой эмоции скрывается импульс к действию. Это очень важно. Эмоция - это подсказка, как нам стоит действовать в той или иной ситуации. Далеко не всегда такие подсказки нужно сразу же брать на вооружение и воплощать в жизнь. Но осознавать их нужно обязательно. Сделать это поможет статья . 6 Неосознанность мыслей, которые стоят за эмоциями
Порой образ наших мыслей очень сильно влияет на наши эмоции. Например, если кто-то думает о себе, что он - никчемный человек, это будет вновь и вновь рождать у него внутри чувства вины и стыда. Если кто-то убежден, что окружающие люди обязаны выполнять все его просьбы, он будет чувствовать раздражение или обиду каждый раз, когда его просьбы не выполняются.

Нередко люди хорошо осознают свое эмоциональное состояние, но плохо понимают, какие неконструктивные мысли являются причиной эмоций. Либо они могут даже осознавать свои мысли, но не видеть, что они неконструктивны.

Когда мы чего-то не осознаем, мы не в силах что-либо поменять. Осознание - это первый шаг на пути к изменениям.
О том, как влиять на образ своих мыслей, читайте .

7 Застревание в какой-либо эмоции, неспособность увидеть более широкий контекст
Погружаясь в какую-то одну сильную эмоцию, человек нередко начинает видеть только ее.
Например, часто человек, находящийся в плохом настроении, все видит в негативных тонах и перестает замечать хорошее.

Застревание на эмоциях часто свидетельствует о наличии психологической травмы.
К примеру, в детстве ребенка воспитывали очень строго. Родительская агрессия вызывала у него страх, панику, ощущение беспомощности и бессилия. Ребенок вырос, и уже взрослый человек продолжает испытывать страх, бессилие и беспомощность каждый раз, когда он сталкивается с агрессией других людей. Он застревает в этих эмоциях, переставая в такие моменты осознавать, что уже давно вырос, обладает силой и ресурсами взрослого человека, способен себя защитить и дать отпор. Это происходит автоматически и, к сожалению, волевому контролю не подчиняется.

Что делать с зонами неосознанности?

Очевидно, что зоны неосознанности нужно осознавать.
В советской психологии был гениальный ученый Лев Семенович Выготский. Ему принадлежит простая и очень глубокая фраза: «Осознание и овладение идут рука об руку». Если мы применим эту фразу к теме управления эмоциями, то мы поймем, что для овладения эмоциональным состоянием необходимо развивать осознанность. Необходимо осознавать все нюансы возникающих эмоций: что это за эмоции, почему они возникают, к каким действиям стимулируют, какие мысли и убеждения скрываются за эмоциями и т.д.
О том, как развивать осознанность, поговорим чуть позже. Перед этим я хочу сделать небольшое предостережение.

Осознанность и самокопание. В чем разница?

Во-первых, мне хочется сказать, что осознанность - это далеко не всегда результат усиленной работы мысли. Нередко случается так, что человек, регулярно занимающийся самокопанием, обладает низким уровнем осознанности. И, наоборот, человек с высоким уровнем осознанности, скорее всего, редко занимается самокопанием.

Конечно же для развития осознанности очень важно проводить самоанализ. Порой такой самоанализ требует внутренних усилий. Те люди, которые впервые начинают заглядывать внутрь себя, и до этого никогда этого не делали, говорят о том, что поначалу им приходится очень тяжело: сложно понять, что происходит внутри, если никогда раньше об этом не задумывался. Но такой анализ не является самокопанием, потому что в данном случае человек осваивает что-то новое и незнакомое.

Что же такое самокопание? Приведу такое сравнение.
Я думаю, что у каждого в жизни хотя бы раз была такая история, когда Вы потеряли какую-то вещь и очень долго искали. Вот Вы ищете, тратите на это кучу сил и времени, нервничаете, перерываете все дальние полки, заглядываете в самые укромные места, а потом неожиданно находите пропажу на самом видном месте.

Самокопание похоже на такую интенсивную и бесполезную поисковую работу. Наше мышление так устроено, что оно использует в своей работе шаблоны и стереотипы. Когда мы размышляем о чем-то, мы как будто бы ходим по привычным протоптанным тропкам, не замечая, что можно свернуть со знакомой дорожки и оказаться в новом неизвестном месте. Самокопание - это интенсивное хождение по привычным тропкам, и пользы оно не принесет.

Осознать - это порой также легко, как вдруг заметить пропажу на самом видном месте или свернуть со знакомой тропинки в неизвестное место. Это просто и сложно одновременно. Сложность заключается в том, что исхоженные тропы полностью поглощают внимание и не дают заметить новых возможностей.

Будьте бдительны! Развивая осознанность, не попадайтесь в ловушку самокопания!

Как выйти за пределы шаблонов, найти новые тропы и заметить то, что, возможно, находится у Вас перед носом?

Самый простой и эффективный способ - это обратиться к психологу. Психологов специально учат тому, чтобы помогать людям осознавать то, что неосознанно.

Существуют также эффективные инструменты, которые каждый может использовать самостоятельно. Одним из таких инструментов является медитация. В следующей статье я расскажу о том, как использовать практику медитации для развития осознанности собственных эмоций.
На сегодня у меня все. Поделитесь возникшими в результате чтения статьи мыслями и идеями в комментариях!

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...