Массовая коммуникация в современном обществе. Понятие, роль и формы массовых коммуникаций


Организационное развитие компании

Понятие организационное развитие компании многогранное и, как правило, затрагивает стратегические вопросы ее деятельности. Одно из наиболее емких определений организационного развития - это планируемое и управляемое изменение в организации компании осуществляемое при возникновении определенных обстоятельств и причин. Причины и обстоятельства могут быть самые разные, в том числе слияние или образование новых филиалов, расширение или сокращение производства, смена собственника.

Организационное развитие - необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива. Можно сказать, что организационное развитие это планируемое, управляемое изменение в организации и чаще всего происходящее вследствие определенных обстоятельств и причин. Таких причин может быть много, например: смена руководства, слияние или дробление, изменение технологий производства, изменение масштабов производства, изменения среды деятельности и многое другое.
Теоретики от бизнеса выделяют и несколько видов организационного развития:

  • спланированное или спонтанное;
  • структурированное или неструктурированное;
  • директивное или коллегиальное;
  • революционное или эволюционное.
  • Цель организационного развития компании одна - привести организацию и штатную численность в соответствие с новыми реалиями для достижения максимальной эффективности коммерческой деятельности. В правильном понимании эффективности - это соотношение результата к затратам. Соответственно, чем затраты ниже, тем эффективность выше.

    Безусловно, любая организация уникальна. Поэтому единый универсальный рецепт организационного развития для улучшения работы компании не существует. Каждый предприниматель, заинтересованный в повышении эффективности своей компании, вначале должен самостоятельно определить стратегическую цель своего бизнеса, ключевые компетенций и конкурентные преимущества организации. Второй этап должен содержать изменение структуры организации. При этом, в силу своей компетентности, занятости, других причин прохождение этих этапов может вызвать затруднение и даже отказ. Наша помощь собственникам, директорам компаний позволит избежать подобного негатива в осуществлении мероприятий организационного развития. Мы качественно проведем:

    • организационную диагностику компании;
    • дадим рекомендации по развитию системы управления компании.

    Организационная диагностика затронет вопросы стратегического управления компании:

    1. Анализ макроокружения, конкурентной среды, внутреннего потенциала компании;
    2. Определение миссии, краткосрочных и долгосрочных целей компании;
    3. Определение стратегии поведения на рынке;
    4. Анализ результатов выполнения стратегических целей.

    Рекомендации по развитию системы управления компании связаны с ее дальнейшей реструктуризацией. Ни одна коммерческая организация не способна успешно функционировать в неизменном состоянии. Это является и основной причиной реструктуризации, поскольку известно от «великих», что: « любая компания в своем текущем состоянии идеально приспособлена для получения тех результатов, которые у нее есть. Поэтому, если вы хотите получить от компании больший или более качественный результат — изменения неизбежны».

    Основные этапы реструктуризации компании так же неизбежны:

    1. Определение цели и задач реструктуризации. Что сейчас не устраивает руководителя в компании? Какие результаты необходимо получить после изменений.
    2. Исследование компании. Выявление слабых и сильных сторон, преимущества перед конкурентами, рентабельность производства, инвестиционная привлекательность;
    3. Разработка стратегии изменения структуры предприятия, расчет рисков реструктуризации;
    4. Осуществление выработанной стратегии. Возможна и коррекция стратегии по и ее доработка;
    5. В заключении проведем оценку изменений в организационной структуры компании.

    Организационное развитие - запланированное усилие, направленное на организацию в целом, управляемое «сверху» и призванное повысить организационную эффективность и здоровье, через серию интервенций в организационные процессы и культуру.

    Организационное развитие можно рассматривать как один из подходов управления организационными изменениями. Объектом этого подхода является организация, понимаемая, как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. При этом организация понимается как открытая система и возможности ее развития определяют 4 системообразующих фактора: 1) цели и интересы лидеров -- владельцев, менеджеров высшего звена 2) цели и интересы персонала 3) требования и ограничения, задаваемые технологией производства и реализации товара или услуги 4) требования среды: экономические, политические, социальные и т. п.

    В работах О.Конта и Г.Спенсера социальная организация представляет собой некий организм, естественную организацию, которая развивается эволюционно. Однако если Конт в качестве движущей силы функционирования и развития организации видел дух или человеческий разум, Г. Спенсер считал, что мир управляется и изменяется через чувства. Согласно О.Конту, организационное развитие - это прогресс ума, который обеспечивает установление общественной гармонии и солидарности, стабильной организации.

    По М.Веберу, оптимальной организацией является предельно рационализированная бюрократическая система, которой свойственны рациональность, надёжность, экономичность и эффективность, безличность, реализация специальных и рутинных задач, нейтральность, иерархичность, законность правил действия, властная централизация. Согласно М.Веберу, организация представляет собой совокупность социальных отношений - закрытых, либо с ограниченным доступом извне, в которой регулирование осуществляется особой группой людей: «руководителем и административным аппаратом, обладающими представительной властью».

    Ф. Теннис выделяет 2 типа организаций: естественную, основанную на «естественной воле» к единению - общину, и деловую, базирующуюся на «рациональной воле» - общество. Организующим началом и в первом, и во втором случае является сознательная человеческая воля. Если первый тип характеризуется наличием естественных порывов и ценностей: в естественной организации отношения строятся на нормах любви, семейственности, родстве, общности вкуса и языка, то во втором типе господствуют безликие, искусственные, рациональные, экономические отношения и нормы. Итак, мы отмечаем две модели организации - естественную и искусственную, построенные на дихотомии «чувства и разума».

    В классическом структурно-функциональном анализе Т. Парсонса в основе системы действия индивида лежат типовые схемы поведения, «роли», которые заложены в «деятеля» в процессе социализации. Индивид включен одновременно в личностную, социальную, культурную и биолого-психологическую подсистемы и выполняет одновременно несколько социальных ролей. Рассматривая в качестве социальной системы общество, Парсонс разделяет его на подсистемы, несущие конкретную функциональную нагрузку: политическая подсистема обеспечивает целеполагание; культура (религия, образование, мораль) - стабильность и устойчивость системы; право (социальные нормы, ценности, статусы, роли и правила) - интеграцию социальной системы; экономика - адаптацию системы к внешней среде.

    Применяя концепцию Парсонса к организации как социальной системе, можем выделить следующие функционально значимые её подсистемы:

    • 1) политическую подсистему, обеспечивающую согласование интересов в организации и целеполагание (принятие решений по использованию ресурсов внутри системы), которые, собственно, обеспечиваются управлением;
    • 2) организационную культуру, отвечающую за стабильность и устойчивость ценностей организации, представляющую собой идеологию организации;
    • 3) социальный контроль в форме социальных норм и правил, обеспечивающий интеграцию организации; центральное место здесь занимают ценности, нормы, статусы, роли, обеспечивающие включенность человека в коллектив (поддержание сплочённости и снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что является её внутренней проблемой);
    • 4) экономическую подсистему, выполняющую функции адаптации к внешней среде (воспроизводство, координация и сбор ресурсов и средств).

    Таким образом, все подсистемы организации взаимосвязаны структурно и функционально, причем матрица, которая используется для характеристики организации универсальна. Организация, обладая внутренней системной иерархией, за счёт коммуникаций между подсистемами, изменяется в зависимости от ситуации, приспосабливаясь к ней. Организация предстаёт как некое структурное образование, в котором происходит активный процесс коммуникаций между личностной, социальной, культурной и биолого-психологическими составляющими. Следовательно, организационное развитие представляется как изменение структуры коммуникаций между подсистемами организации в результате управленческого воздействия на неё. Эту модель организации можно обозначить структурной Апышева О.А. Организационное развитие предприятия: сущность и особенности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 2. С. 55-57..

    Таким образом, можно выделить естественную, искусственную, административную, механическую, органическую, трудовую и структурную модели организации. Развитие организации происходит от простого к сложному, в постоянной смене и взаимопереплетении искусственного и естественного, эволюционного и революционного, субъективного и объективного.

    Выделяют 5 основных школ западной теории организационного управления, фиксирующих главные направления теории управления:

    • - школа «научного менеджмента»;
    • - школа «человеческих отношений»;
    • - «эмпирическая» школа;
    • - школа «социальных систем»;
    • - «новая школа науки управления».

    Основу теорий этой школы научного управления составляют идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.

    Достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации служит, прежде всего, жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего контроля.

    Тейлор выдвинул 4 научных принципа управления:

    внедрение экономических метода работы;

    профессиональный подбор и обучение кадров;

    рациональная расстановка кадров;

    сотрудничество администрации и работников.

    Административная школа в управлении преследовала такие цели, как повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления, затрагивавших два основных аспекта:

    разработку рациональной структуры организации;

    построение на ее основе рациональной системы управления персоналом -- бюрократической модели.

    Классическая модель организации, сформировавшаяся на основе разработок Файоля и его последователей, базируется на 4-х принципах:

    четком функциональном разделении труда;

    передаче команд и распоряжений сверху вниз;

    единстве распорядительства («никто не работает более чем на одного начальника»);

    соблюдении принципа диапазона контроля (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных), который предполагает, что при арифметическом росте числа подчиненных число возможных связей между ними, которые приходится контролировать руководителю, возрастает в геометрической прогрессии (Л. Урвик).

    Концепция «человеческих отношений» -- новая школа теории управления -- начинает развиваться в 1930-е гг. Эта школа зародилась в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации и управления.

    Школа поведенческих наук в существенной мере отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись преимущественно на методах налаживания человеческих отношений. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения ее человеческих ресурсов.

    Основными достижениями школы поведенческих наук считаются:

    использование приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности труда;

    применение науки о человеческом поведении для формирования организации таким образом, чтобы потенциал каждого работника мог быть использован полностью;

    был сделан вывод о том, что для достижения эффективности управления социальной организацией необходимо научиться управлять поведением людей как членов этой организации.

    Следующее направление западной теории организации и управления образует «новая школа науки управления» (Л. Берталанфи, А. Раппорта, К. Боулинга, Р. Акоффа, Д. Эккмана.). В основе данного направления лежит изучение процессов принятия решения с применением математических методов и новейших технических средств, следовательно, основной задачей этой школы можно считать повышение рациональности решений, а её подход к проблеме организации управления можно охарактеризовать как нормативный в отличие от дескриптивного.

    В рамках «новой школы науки управления» имеет место объединение различных направлений исследований, среди них можно выделить «исследования операций», «системный анализ», «общую теорию систем», эконометрику. Системный подход в исследовании проблем управления приобрёл доминирующее значение, на его основе развиваются различные управляющие, прогнозирующие системы, однако, практика управления обусловила появление также деятельностного и процессуального подходов к исследованию организаций. модель организационный развитие предприятие

    Рассмотрим несколько направлений развития системного подхода. На рубеже 60-х годов преобладала управленческая концепция принятия решений (Ч. Барнард, г. Саймон), рассматривающая решение как первичный элемент функционирования и развития организации. Подсистемы организации - центры принятия решений, действующие в условиях неопределённости. Таким образом, организационное функционирование и развитие непосредственно зависит от эффективности единичных управленческих решений Коломиец А.Р. Теория менеджмента. - М.: Квант, 2014. С. 88..

    Концепция организационного поведения (Ч. Перроу, Д. Кац, Р. Кан) - направление развития системной теории в направлении психологизации организации. В её основе «школа человеческих отношений», согласно которой в основе управления организацией - управление индивидуальным поведением. Ситуационный и сравнительный подходы в наибольшей степени переносят системный подход к организациям в плоскость практических решений. Ситуационный подход обобщает различные системные воззрения и, опираясь на сравнительные исследования, в качестве эмпирической базы разрабатывает практические рекомендации (П. Лоуренс, Д. Лорш, Дж. Томпсон, П. Блау). Таким образом, происходит смещение акцентов от теории управления организацией в сторону исследования конкретных ситуаций, что ограничивает возможности выработки типовых управленческих рекомендаций.

    Однако институциональный подход (Дж. Гэлбрейт, Ф. Селзник, Ч. Перроу) дополняет ситуационный подход, рассматривая среду организационного развития шире.

    Структурный подход к организации позволяет выделить систему формальных и неформальных связей, вертикальное и горизонтальное разделение труда, объём контроля и его модели, различные виды дробления организации на отдельные части и звенья. То есть в рамках этого подхода рассматриваются возможности оптимального учёта внутренних возможностей организации для ее целедостижения.

    Личностная организация непосредственно отражается в жизненной сфере, то есть в совокупности основных потребностей, интересов персонала, которые в свою очередь обусловлены психофизиологическими особенностями и объективными условиями жизни последнего. Личностная организация представляет собой некую систему, в рамках которой можно выделить следующие подсистемы:

    мотивационная сфера (потребности, интересы, установки персонала);

    сфера целеполагания (цели, задачи, индивидуальные и коллективные решения);

    поведенческая сфера (выражение внутренней активности личности работника).

    Системная сфера организации представлена как нормативно предписанные статусы и роли организации и включает в себя ряд подсистем:

    подсистема социальных групп или социальная структура - устойчивая совокупность взаимосвязанных статусов и позиций индивидов;

    подсистема социальной или организационно-ориентированной активности работников организации (например, их управленческой активности);

    подсистема жизнеобеспечения или социальная инфраструктура - комплекс материально-вещественных и организационно-технических условий, используемых работниками или обеспечивающих трудовую деятельность;

    подсистема социальной регуляции и контроля - совокупность правил, норм, символических знаний для регулирования внутриорганизационных взаимодействий Румянцева Н.А. Менеджмент организации. - М.: Инфра-М, 2013. С. 91.

    Таким образом, организационная культура может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и транслировать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем.

    Дмитрий Пинаев

    Генеральный директор ГК «Современные технологии управления»

    Каждая компания должна меняться - эта мысль содержится в любом учебнике по менеджменту. В силу своего понимания руководители пытаются следовать этому принципу. Но мало кто задумывается о том, что компания - это сложная социотехническая система, а развитие сложной системы требует особых знаний и навыков. Проблема в том, что у современного топ-менеджера часто отсутствует даже представление о существовании такого вида деятельности как организационное развитие. И это одна из важных мыслей этой статьи, потому что пока топ-менеджер не сформирует правильное представление об организационном развитии у себя в голове, подавляющее большинство проблем бизнеса так и будут оставаться проблемами. Конечно же, только правильного представления мало для того, чтобы ситуация начала меняться. Нужен еще тяжелый труд, но правильное представление - это обязательное условие для начала перемен.

    Организационное развитие - это деятельность по улучшению, развитию компании. Многие считают, что это плохо формализуемая деятельность, главное для которой - интуиция и «правильные» люди. Я в рамках данной статьи попробую развенчать этот миф.

    Компания является сложной системой, включающей в себя три основные системы:

    1. Операционную систему, целью которой является производство, продажа и доставка продукта до потребителя;
    2. Обслуживающую систему, целью которой является поддержание работоспособности операционной системы;
    3. Систему развития, целью которой является проектирование продуктов и создание операционной и обслуживающей систем или, иными словами, собственно организационное развитие.

    Рисунок 1. Структура компании как сложной системы

    Особенностью организационного развития является необходимость выполнять «тройное» проектирование: продукта (как отдельной системы, и, порой, достаточно сложной), операционной системы под этот продукт и обслуживающей системы для операционной.

    Организационное развитие

    Учитывая эти предварительные замечания, сформулируем, какие именно функции должны быть включены в организационное развитие:

    1. Разработка требований;
    2. Разработка бизнес-модели и плана развития;
    3. Разработка продукта;
    4. Проектирование бизнес-архитектуры;
    5. Создание или изменение операционной и обслуживающей систем.

    Разберем подробнее каждую из них.

    1. Разработка требований

    Стейкхо́лдер (англ. stákeholder), заинтересованная сторона, причастная сторона - физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.

    В рамках разработки требований явные и неявные желания стейкхолдеров относительно продукта или операционной и обслуживающей систем должны быть переработаны в формальные требования, с которыми можно дальше работать при проектировании соответствующих сущностей.

    Приведу несколько примеров стейкхолдеров:

    1. В качестве источника требований для продукта, конечно же, в первую очередь выступают клиенты, хотя по части требований к некоторым видам продуктов (например, пищевым) стейкхолдерами могут быть и государственные регуляторы.

    2. Собственники предъявляют свои потребности относительно результативности (прибыль - один из возможных примеров) и надежности бизнес-системы. Государственные регуляторы могут выдвигать свои требования к операционной и обслуживающей системам касательно промышленной и экологической безопасности.

    Для выявления требований должны осуществляться Анализ внешней среды и Анализ потребностей клиентов. Анализ внешней среды, в первую очередь, нацелен на изучение рынков (клиентов, технологий, поставщиков), конкурентов, отслеживание изменений законов. Для глобальных компаний он может включать также прогноз политики государства и демографической ситуации. Анализ потребностей клиентов включает сбор замечаний и предложений от существующих клиентов и выяснение потребностей потенциальных клиентов.

    Еще одна часть требований к операционной и обслуживающей системам появляется в результате Анализа эффективности внутренней деятельности. В нем:

    • Делается вывод - достигает ли операционная и обслуживающая система необходимых показателей деятельности;
    • Проводится бенчмаркинг с другими компаниями;
    • Собираются замечания и предложения персонала (соответствует практике вовлечения персонала в методологии Lean - Бережливое производство).

    Выявленные проблемы и отклонения также трансформируются в требования, которые должны быть учтены в очередном цикле проектирования и изменения архитектуры операционных и обслуживающих систем (далее - бизнес-архитектура). В отличие от Анализа внешней среды, который, возможно, могут позволить себе не все компании, Анализ эффективности внутренней деятельности и Анализ потребностей клиентов обязаны быть в каждой компании.

    Сбор потребностей или требований стейкхолдеров, предложений или идей от сотрудников осуществляется непрерывно, и количество разработанных на их основе требований может быть значительным. К сожалению, редко когда удается реализовать их все. Поэтому очень важным фактором является необходимость их приоритезации. От сотрудников, которые будут заниматься приоритезацией, требуется хорошее представление о потребностях клиентов и о состоянии компании, чтобы делать правильный выбор - что нужно реализовать немедленно, а что может и подождать. Вторым важным фактором является то, что ряд требований могут касаться одного и того же элемента системы: отдела, бизнес-процесса, ИТ-системы. А реализация даже одного требования сопровождается большим количеством «накладных» расходов: перенастройка систем, обучение сотрудников, апробация и т. п. Поэтому, зачастую, имеет смысл накапливать требования к одному элементу и передавать их на реализацию пакетами. Это позволит сэкономить на накладных трудозатратах и не создавать излишнее напряжение для персонала из-за постоянного потока изменений.

    2. Разработка бизнес-модели и плана развития

    Бизнес-модель на концептуальном уровне показывает, как бизнес собирается «зарабатывать деньги». Хорошим примером простой формализации бизнес-модели является канвас Остервальдера («канвас» в русском варианте переводится как «шаблон»). Он фиксирует потребительские сегменты (ПС), каналы сбыта (КС), ценностные предложения (ЦП), ключевые виды деятельности (КД), ключевые ресурсы (КС) и другие компоненты.

    Рисунок 2. Пример бизнес-модели компании Daimler из книги «Построение бизнес-моделей », А.Остервальдер и Ив Пинье

    Одним из вариантов дальнейшей судьбы разработанных ранее требований является разработка или корректировка всей бизнес-модели. Это происходит, когда требования существенные и не могут быть реализованы простой корректировкой текущих продуктов или оптимизацией существующей бизнес-архитектуры.

    Бизнес-модель является в некотором роде концепцией бизнес-архитектуры. Разработка концепции архитектуры - это важный шаг при проектировании любой сложной системы, так как концепция архитектуры помогает принять решение о выборе способа реализации требований без детального (а следовательно, долгого и дорогого) проектирования всех компонентов системы. Обычно разрабатывается несколько альтернативных бизнес-моделей, из которых по ключевым показателям (в т. ч. по экономическим) выбирается одна. Концепция и требования к новым продуктам, сформированные в рамках разработки бизнес-модели, далее передаются для детальной проработки в функцию «Разработка продукта».

    Хочется отметить, что от качества разработки бизнес-модели зависит судьба всего бизнеса, так как ошибки, допущенные в бизнес-модели, уже невозможно исправить на остальных этапах организационного развития. Так, например, отличная эффективная бизнес-архитектура не сможет исправить просчеты, допущенные при выборе продукта или каналов продаж.

    Если вам пришлось поменять или скорректировать бизнес-модель, то с большой долей вероятности компанию ждут большие изменения. Они могут включать в себя и проектирование новых продуктов, и перепроектирование бизнес-архитектуры, и, конечно же, реализацию изменений в реальности. Это может занять длительный период времени, например, 2–3 года. Для синхронизации перечисленных работ во времени служит разработанный План развития.

    3. Разработка продукта

    В рамках этой функции разрабатывается проект продукта. Проект продукта - это подробное описание продукта с точки зрения его потребительских свойств, конструкции и технологии изготовления. Обычно продукт проектируется с некоторым опережением относительно бизнес-архитектуры, потому что продукт и технология его изготовления накладывают свои требования на бизнес-архитектуру (например, на применяемое оборудование для производства, транспортировки и хранения).

    В рамках этой функции существует две «разработки». Одна - это текущие улучшения существующих продуктов. Другая - разработка новых продуктов на основе их концепции и требований к новым продуктам.

    4. Проектирование бизнес-архитектуры

    Проектирование бизнес-архитектуры - деятельность, направленная на создание проекта (описания) операционной и обслуживающей систем. Проект бизнес-архитектуры описывает компанию с той точностью, которая необходима для последующего ее воплощения в реальности. Он включает в себя разнообразные модели деятельности (модели функций, бизнес-процессов), модели организационной структуры, объектов деятельности, средств производства и информационных систем. Это самый трудоемкий этап организационного развития. Но он с лихвой позволяет окупить все трудозатраты за счет устранения огромного количества разнообразных ошибок в организации деятельности, которые иначе приходится устранять уже по факту. Нужно отметить, проектирование бизнес-архитектуры - это функция, к которой некоторые руководители относятся пренебрежительно. На практике большинство руководителей считают, что достаточно определить цель, а далее сотрудники сами организуются и в силу своих способностей придумают необходимую технологию деятельности и формализуют ее. Да, случается, что это работает. Но в ограниченном классе ситуаций: в небольших компаниях, сотрудники которых обладают достаточным интеллектом и знаниями. Второе распространенное заблуждение, что путем «проб и ошибок» нужная технология рано или поздно выработается «сама». Чаще всего этого не происходит, а если и происходит, затраты ресурсов «на ошибки» оказываются чрезмерно большими.

    5. Создание или изменение операционной и обслуживающей систем

    Данная функция знаменует последний этап организационного развития и означает воплощение проекта бизнес-архитектуры в реальности. В рамках этого этапа на основе содержащихся в проекте требований к персоналу и средствам производства происходит:

    1. Подбор или ротация, обучение персонала;
    2. Закупка или изготовление средств производства;
    3. Внедрение информационных систем;
    4. Сборка всех компонентов в единую систему.

    Для существующей компании в рамках этого этапа перестраиваются только некоторые ее фрагменты. Для новой компании происходит ее строительство с «нуля».

    Редко удается создать сложную систему с первого раза. Поэтому в плане работ нужно предусматривать этап апробации разработанных технологий и уточнения проекта бизнес-архитектуры.

    Замечание 1

    Несмотря на последовательное изложение в рамках этой статьи функций организационного развития и наличие между ними причинно-следственных связей, неправильно полагать, что в реальной ситуации во времени они строго следуют друг за другом. Так как время - ценный ресурс, на практике целесообразно как можно больше работ делать параллельно. Например, не дожидаясь окончания полной разработки продукта, уже можно начинать проектировать бизнес-архитектуру. Также могут осуществляться «возвраты» в предыдущие функции. Например, если какие-то требования мы не смогли реализовать в бизнес-архитектуре, может потребоваться переосмысление бизнес-модели или изменение требований.

    Замечание 2

    Говоря о продукте, нужно отметить, что для проектных компаний в рамках организационного развития разрабатывается не конкретный продукт, а проект целого класса продуктов, который бизнес-система должна быть способна производить. Именно под класс продуктов происходит выбор средств производства и сборка операционной системы. Параметры конкретного продукта уточняются уже в рамках операционной деятельности при приеме заказа клиента.

    Замечание 3

    Не нужно воспринимать приведенную структуру функций организационного развития как жесткий фреймворк, учитывающий все случаи. В конкретной компании могут быть свои нюансы, которые необходимо учесть в структуре функций.

    Как часто нужно заниматься организационным развитием?

    Возвращаясь к тезису, что каждая компания должна меняться, возникает вопрос - а как часто? Я считаю, что в современной среде компания должна меняться постоянно. Это не означает, конечно же, что изменения должны происходить ежедневно или что перестраиваться должна обязательно вся компания целиком. Это было бы здорово, но сотрудники компании, скорее всего, этого не вынесут. Имеет смысл накапливать требования, периодически формировать из них пакеты и реализовывать их (практика ведения Backlog в SCRUM). Какие-то пакеты будут более глобальными - с длительным сроком реализации, какие-то будут носить оперативный характер. Примеры глобальные пакетов: создание новых продуктов, изменение каналов сбыта, выход на новые потребительские сегменты. Примеры оперативных пакетов: текущая доработка продукта, не приводящая к изменению бизнес-модели, совершенствование операционной и обслуживающей систем. Приведенный подход в части оперативных пакетов имеет определенное сходство с концепцией постоянных небольших изменений методологии разработки систем Agile.

    Кто должен заниматься организационным развитием?

    Приведем две полярные точки зрения на этот вопрос (конечно, с оговоркой, что существует множество промежуточных вариантов). Некоторые эксперты считают, что в компании должно быть сформировано отдельное подразделение, которое будет заниматься, например, функцией проектирования бизнес-архитектуры для других подразделений. В качестве обоснования этой позиции они проводят тезис о том, что руководителям высшего и среднего звена не хватает специальных компетенций, и это не позволяет им выступать в роли бизнес-архитекторов, в роли «технологов» своей деятельности. Эта точка зрения имеет право на существование, но для компании содержание такого подразделения - это большие затраты, т. к. в него должны быть привлечены по-настоящему лучшие специалисты, имеющие за плечами большой опыт организации деятельности во многих предметных областях.

    Мы же считаем, что привлечение к проектированию бизнес-архитектуры руководителей компании - это обязательный фактор успеха. Во-первых, требовать эффективности деятельности от руководителей можно только в случае, если они обладают правом менять технологию деятельности, т. е. являются бизнес-архитекторами. Поэтому следует наделить их прямой ответственностью за эффективность, за развитие вверенной им деятельности. Отсюда следует, что:

    1. Ежедневно определенный процент времени руководитель должен выступать в роли бизнес-архитектора;
    2. В компании должна быть долгосрочная система мотивации для руководителей, нацеленная на развитие.

    Для координации деятельности по организационному развитию в компании, тем не менее, должно существовать подразделение организационного развития (в зависимости от размера компании - департамент, управление или отдел), директор которого выполняет, как минимум, две роли:

    • Главного бизнес-архитектора, ответственного за разработку общей архитектуры компании;
    • Главного методолога, определяющего выбор методологических решений в самой деятельности по организационному развитию.

    Нужно отметить, что в небольших компаниях и, иногда, в крупных роль главного бизнес-архитектора может взять на себя первое лицо компании.

    Также в составе подразделения организационного развития должны быть бизнес-аналитики, осуществляющие поддержку руководителей в методических и инструментальных вопросах проектирования бизнес-архитектуры. Для обеспечения проведения длительных и масштабных проектов развития в этом подразделении должны дополнительно быть менеджеры проектов, отвечающие за планирование и выполнение временных и финансовых параметров проектов.

    Рисунок 3. Организация организационного развития

    Мы закончили рассмотрение структуры деятельности по организационному развитию и возможной ее реализации в компании. Как стало видно, организационное развитие - вполне понятная осязаемая деятельность с четкими границами. А значит может быть реализована в каждой компании даже без привлечения «супергероев». В заключение хочется заметить: к сожалению, время на понимание менеджерами сути организационного развития сильно ограничено из-за того, что сегодня в экономике есть конкуренция и есть кризисы. У всех перед глазами есть примеры, как разоряются и закрываются компании, как неуспешные компании поглощаются более успешными. А в тяжелые экономические периоды это приобретает массовый характер, т. к. у многих компаний отсутствует хотя бы минимальный запас прочности.

    Приложение. Концептуальная схема деятельности по организационному развитию

    Последние материалы раздела:

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

    Кир II Великий - основатель Персидской империи
    Кир II Великий - основатель Персидской империи

    Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...