Все статусы делятся на 2 большие группы. Социальный статус: понятие, виды, примеры

На каждую силу найдется другая сила. Когда человек полон злобы и обиды, не всегда выходит промолчать на его сквернословие. Иногда хочется ответить. Как же ответить, не выходя из себя и не опускаясь до уровня собеседника?

1. Чтобы разговаривать с Вами на одном уровне, мне надо лечь!..

2. Я не знаю, что вы едите за завтраком, но это реально действует! Интеллект стремится к нулю!

3. Только не надо вынимать наушники из ушей. Не дай Бог сквозняком застудишь мозг изнутри.

4. Мне пора к психологу? Нет, конечно, большое спасибо за дельный совет, но не стоит ровнять всех по себе.

5. Рот будешь открывать у стоматолога.

6. Чтобы меня шокировать, вам придется сказать что-нибудь умное.

7. Еще один гудок с твоей платформы и твой зубной состав тронется.

8.Чтоб ты свою свадьбу в «McDonalds» отмечал.

9. Если бы мне доставляло удовольствие общаться с cyкaми, у меня бы давно уже была собака.

10. Ума как у ракушки.

11. Глядя на вас начинаю понимать, что ничто человеческое Богу не чуждо. У него отличное чувство юмора.

12. Говорите, говорите… я всегда зеваю, когда мне интересно!

13. Украсил бы ты мир своим отсутствием, пока я грех на душу не взял!

14. Из положительных качеств у тебя только «резус-фактор».

15. Я живу напротив кладбища. Будешь выпендриваться-будешь жить напротив меня.

16. Это тебя все любят? А, ну, да, любовь же зла…

17. Да что бы тебе в бане чайной ложкой можно было прикрыться!

18. - Девушка, скучаете? - Не настолько…

19. Ваше право на собственное мнение еще не обязывает меня слушать бред.

20. - «спасибо» в карман не положишь. - в руках понесёшь!!!

21. Слышь, ты, розочка! Тюльпань отсюда, а то как загеоргиню, обсеренишься!

22. Я пришел к тебе с приветом, с утюгом и пистолетом

24. Лучше умно молчать, чем тупо говорить

25. Это набор слов, или мне нужно вдуматься?

26. Прости что не оправдал твои стереотипы

27. В некоторые головы мысли приходят умирать

28. Он: Мы пойдем к тебе или пойдем ко мне?
Она: Одновременно. Ты – к себе, а я – к себе.

29. Что, словесная нефтескважина иссякла?

30. Дурдом на выезде, психи на природе!

31. Что смотришь? Ты в музее что ли? Ща я тебе устрою культурное мероприятие в двух действиях без антракта! Дам затрещину – голова отлетит

32. А ты, что думаешь, что если на меня громче орать будешь, я буду тише слушать?

33. Ты сейчас у меня очки свои домой понесешь. В разных карманах.

34. Ваш стиль речи напоминает мне базарный говор далеких девяностых конца прошлого столетия.

35. И не надо смеяться! Смех без причины – это признак того, что человек либо идиот, либо хорошенькая девушка. Хочешь убедить меня во втором – для начала побрейся.

Как отвечать в конкретных ситуациях. Примеры!

1. Согласиться с оскорбляющим вас человеком. Классика:

– Да, ты круглый дурак и идиот!
– Да. У меня и справка есть! А по-твоему это очень умно доказывать что-то дураку?

– Ты просто дура!
– Согласна! Это от того, что постоянно приходиться разговаривать с дураками.

– Меня не устраивают твои ответы!
– Какие вопросы, такие и ответы!

– Да, я умнее всех вас вместе взятых!
– Конечно! Ведь у тебя ума палата. Еще бы сторожа к этому сарайчику…

2. Довести высказывание направленное в вашу сторону до абсурда:

– Эй, притормози!
– Не могу, тормоз должен быть один. (Нельзя, в нашей паре уже есть один тормоз!)

– Что ты делаешь?
– В штаны делаю.

– Ты, что меня сейчас разводишь?
– А ты сейчас кем себя считаешь пчелкой или кроликом?

3. Перевернуть негативное высказывание в позитивное:

– Ты – лошара!
– Если бы не лохи, где бы ты сам сейчас был?

– Одни идиоты вокруг!
– А тебе, что не обычно чувствовать себя умным?

– Что за телефон схватился, когда я с тобой разговариваю?!
– Я тоже предпочитаю говорить с умными людьми!

4. Давите человеку “на слабо”. Ведь никто не любит чувствовать себя слабаком:

– Что-то ты как-то хреново танцуешь..
– Я не танцую, я просто убираю ноги, чтобы ты мне из не отдавил…(А знаешь, как я классно крестиком вышиваю!)

– Что ты вякаешь?
– Странно, а другим моя речь нравиться… У тебя что, нет чувства прекрасного, или проблемы со слухом?

– Умную из себя строишь?
– А у тебя проблемы в общении с умными?

5. Чего ты хочешь?

– Ну, и что ты притих?
– А ты что, уже хотел к этому времени на стол к хирургу попасть?

– Ну, и кто тут смелый?
– Ты так разговариваешь со мной, как– будто у тебя абонемент в травмпункт пропадает.

– Ты простая домохозяйка!
– А ты бы хотел чтобы я была валютной проституткой?

С хамством нужно бороться! Если, когда Вам хамят, хочется заплакать - значит собеседник добился своего. Самоутвердился за Ваш счет и подкрепился немалой долей Вашей энергии! Не поощряйте такое поведение ни в коем случае!

С оскорблениями со стороны окружающих может столкнуться каждый, и чувства, которые проявляются в этот момент достаточно неприятные.

Конечно, проще ответить также плохими словами, это легко и просто. Однако это может привести к неприятным, а иногда опасным последствиям.

Не каждый сможет на оскорбление ответить умными словами без мата, этой технике стоит заранее подучиться.

Существует много фраз, при помощи которых можно осадить и унизить человека, а иногда довести обидчика до слез. Вот как это сделать, можно узнать ниже из способов оскорбления без мата.

Как унизить красиво парня?

Психология человека так устроена, что даже одно дерзкое слово способно вызвать сильную обиду.

При этом совсем не обязательно чтобы это было матерное слово, унизить, оскорбить, осадить, поставить на место можно культурными словами. Вот только это делать может не каждый.

Нередко между девушкой и парнем возникают неприятные ситуации – ссора, недопонимание, а иногда и драка с оскорблениями.

Вот в последнем случае стоит воспользоваться несколькими приемами для унижения и оскорбления обидчика умными словами, что бы он в дальнейшем больше не поднимал руку.

Обратите внимание! Самое плохое и неприятное что может совершить мужчине по отношению к девушке, женщине – это поднять руку.

В данных ситуациях стоит его ударить по самому больного месту, и сделать это следует морально. Парней сильно оскорбляют фразы с использованием слова «импотент».

В таблице приведены качества, которые для парня считаются святыми.

Если вы хотите отомстить обидчику, то в переписке или на словах можете использовать фразы с упоминанием данных качеств в не лучшем свете:

Качество Фразы
Мужское достоинство, сила. Парни болезненно реагируют на фразы, в которых упоминается об их сексуальных способностях.

Девушка может морально оскорбить и унизить человека фразами, в которых имеется слово «импотент»

Ты – моральный импотент!
Обидеть женщину способен только импотент!
Ты – импотент не в штанах, а в душе! (А может, и там и там!)
Если хотите задеть самолюбие парня, то во время разговора можно задеть его статус и состоятельность.

Особенно сильно это будет неприятно у кого действительно низкий достаток или нет работы.

С древних времен считалось, что мужчина – это добытчик, поэтому неспособность иметь достаток считается самым сильным унижением

Ты – позор родителей и их разорение!
Ты не в состоянии самостоятельно обеспечить себя даже туалетной бумагой!
За своей дерзостью ты скрываешь собственную несостоятельность!
Если хотите жестоко осадить обидчика культурными словами, то можно подобрать фразы.

В которых будет делаться упор на тупость и безрассудство парня, даже если он хорошо воспитан и имеет высшее образование.

При помощи них девушки могут жестко поставить на место человека без мата

Ты не состоялся ни как человек, ни как мужчина!
В отличие от моего, твое достоинство упало на дно!
Ты аморальная, слабая и убогая личность!
Все твои слова – это беспомощные попытки что-то доказать!
Мне на тебя жалко смотреть!
Я бы тебя обидела, но природа это уже сделала за меня!

Как оскорбить женщину без мата?

Иногда женщины сами напрашиваются на унижения и оскорбления. При этом совсем не обязательно отвечать на ругательства матом, можно жестко и грамотно ответить без мата. Фразы будут звучать обидно и неприятно, даже хуже матерных слов.

Женщины болезненно воспринимают критику внешности. Важно правильно и красиво подобрать слова, не нужно называть прямо: ты- страшная, ты- уродина, а помогут деликатно понять это.

Для девушки будут обидными и неприятными фразы с намеком на некрасивую внешность:

  • Когда Бог создавал женщин, на тебе он решил сэкономить!
  • Я бы тебя обидел, но просто посоветую посмотреть в зеркало!
  • Твои слова – беспомощный лай грязной дворняжки!
  • Удивительно, и умом не богата и лицом не вышла!
  • В такое лицо и плюнуть жалко!

Отомстить женщине можно и другим способом.

Сильно задевают фразы, в которых упоминается излишняя популярность у мужчин:

  • Да на тебе пробу негде поставить!
  • Все свое достоинство ты уже отдала чужим мужикам!
  • Ты – позор отца и слезы матери!
  • Ты – качественная мужская подстилка!
  • Вся твоя жизнь – это выслуживание сахарка у хозяина!
  • Ни один нормальный мужик даже не посмотрит в твою сторону!
  • Вся твоя привлекательность закончилась еще 10 мужиков назад!
  • Связываться с тобой – позорить себя!

Поставить на место и морально унизить женщину можно умными словами, которые смогут задеть человека, как личность.

Фразы должны указывать на недостатки ума, они должны выставлять ее дурой перед всеми.

Рассмотрим несколько подходящих вариантов:

  • Если бы ты была умной, то мужик бы у тебя был порядочный!»
  • От умных женщин мужчины не уходят!
  • Вот, смотришь на тебя и с первого взгляда кажется, что ты – дура! А смотришь потом и точно – дура дурой!

Как культурно послать человека?

Иногда бывают случаи, что хочется культурно послать незнакомого человека, который достает своими неинтересными и пустыми разговорами.

Однако не нужно отвечать сразу резко, это может сильно обидеть собеседника, можно это сделать культурными словами без мата.

Важно! Если вы не хотите обижать человека, то вы можете терпеливо продолжать слушать его разговор и вникать в каждое слово, чтобы хоть как-то поддержать его.

Но данную неприятную ситуацию можно разрешить осторожно, аккуратно, без унижений и оскорблений.

Изучите несколько простых приемов:

  1. Во время разговора попробуйте задать вопросы, которые касаются другой темы, так вы сможете перевести беседу в другое интересное русло.

    Если же собеседник все равно продолжает говорить на не интересующую вас тему, задайте ему вопросы более резким тоном, но к агрессии переходить все же не стоит.

  2. Юмор и смех сможет придать беседе другой виток. Используйте шутки, сарказм, весь спектр юмора, так вы сможете быстрее соскользнуть с надоедливого вам разговора и его закончить.
  3. При беседе старайтесь говорить одну и ту же короткую фразу – «Ага», «Неужели», «Ммм», «Понятно», Ну» и так далее.

    Или же можно просто молчать. Как только собеседник поймет, что разговор вас не интересует, он замолчит и пойдет искать «новую жертву».

Умные ругательства

Человека можно с легкостью оскорбить умными словами. Во фразах может быть намек на болезнь, недостаток, слабость, внешность, статус и другие важные качества.

Использовать их следует, если обидчик обидел без причины, оскорбил или даже поднял руку.

Рассмотрим умные фразы без мата:

  • Правильно делаешь, что хихикаешь. С твоими зубами не смеются!
  • Попадешь под горячую руку - улетишь под горячую ногу
  • Зубы не волосы, вылетят – не поймаешь.
  • Вы напоминаете мне океан… Меня от вас так же тошнит.
  • Мне, наверное, нужно выглядеть как лохушка, чтобы соответствовать тебе.
  • Не нужно его жалеть, не болеет он, это его обычный вид.
  • Да уж, красота явно не твое достоинство.
  • Послать бы тебя, но, судя по всему, ты уже там побывал.
  • Положительный резус-фактор - это, видимо, единственный «плюсик» в списке твоих достоинств.
  • Не страшно, я ведь тоже не запомнила твоего имени.
  • Сил моих нет слушать твой маразм.
  • Вы всегда так глупы, или сегодня особый случай?
  • Как аутсайдер, что вы думаете о человеческой расе?
  • Я хотел бы вам ударить в зубы, но почему я должен улучшать ваш внешний вид?
  • По крайней мере, есть одна положительная вещь, в вашем теле. Оно не такое страшное, как ваше лицо!
  • Мозг еще не все. А в вашем случае он ничего!
  • Осторожнее, не позволяйте мозгу влезть вам в голову!
  • Вы мне нравитесь. Говорят, у меня отвратительный вкус, но я вас люблю.
  • Ваши родители когда-нибудь просили вас убежать из дома?
  • Если бы у меня было такое лицо, как у вас. Я бы подал в суд на своих родителей!
  • Не огорчайтесь. У многих людей тоже нет таланта!
  • Не обижайтесь, но у вас, что- работа распространять невежество?
  • Продолжайте говорить, когда-нибудь вам все-таки удастся сказать что-нибудь умное!

Чтобы послать обидчика не обязательно использовать мат и оскорбления, это можно сделать умными словами.

Умные фразы и культурные слова смогут нанести обиду похуже ненормативной лексики.

Они могут касаться внешности, здоровья, статуса, обеспеченности человека. Главное нужно преподнести все красиво и правильно, чтобы обидчик замолчал.

Полезное видео

Современная общественная жизнь в России.

Современное общество очень пестрое и изменчивое, в нем каждый человек имеет много возможностей, чтобы изменить свое положение - можно переселиться из деревни в город (или наоборот), сменить место работы, переехать в другую квартиру, получить новую профессию, стать представителем другого класса. Очень важную роль при этом в современном мире играет уровень образования. Без глубоких знаний и высокого профессионализма невозможно перейти на новую престижную должность, получить стабильную работу, стать незаменимым на своем месте.

В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85-90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной политики.

Серьезную опасность стабильности общества представляет также маргинализация . Маргиналами называют людей, оказавшихся вне привычных им групп, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе. Человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом. Его неуверенность в себе, в своем будущем может обернуться деструктивными действиями, недовольством существующими порядками.

От маргиналов следует отличать люмпенов. Люмпены – это группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица, без определенного места жительства. Люмпенизация обычно связана с периодами социальных потрясений, углубления кризисного состояния общественных структур. Общество как бы выбрасывает люмпенов из социальной жизни, из нормального круга человеческих отношений.


Социальный статус

В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия, порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.

Социальный статус - положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей. Все статусы делятся на две большие группы - исходные (предписанные, прирожденные) и достигаемые. Среди первых обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для традиционных обществ). Маленькие девочки играют с куклами и помогают маме по хозяйству, а мальчики больше находятся на улице, предпочитают подвижные игры и боятся прослыть «маменькиными сынками». С возрастом эти различия переходят на другой уровень. Достигаемый статус закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.

Раньше огромную роль в обществе играли прирожденные (заданные) статусы. Жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным сословиям, им и предоставлялись все основные права. И, напротив, третье сословие – абсолютное большинство жителей страны, были лишены гражданских прав.

В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том, что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

Выделяют ученые-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); социальный (положение человека как представителя большой социальной группы); личный (индивидуальный) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т.п.)).


Социальная роль

Одним из наиболее значимых в современной социологии понятий является понятие социальная роль. В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской социологической мысли подобное понятие вводится более полувека тому назад.

Наверное, у вас есть любимые актеры. За что их любят? Конечно, не только за внешность. Они заставляют нас переживать, верить в происходящее на экране или сцене.

Древние греки говорили, что жизнь - театр, а человек в ней - актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей, которые играются на сцене под названием “повседневная жизнь”. Вы просыпаетесь рано утром и родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы, помогают выбрать одежду. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в роли товарища можно поболтать с другом из соседней школы. Затем вы превращаетесь в старшеклассника и изучаете определенные предметы, а на перемене становитесь просто учащимся школы, потому что здесь нет деления по классам. После пребывания в учебном заведении иногда приходится становиться покупателем или пассажиром, а на улице - футболистом, болельщиком, меломаном, прохожим и так до бесконечности. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, членом попечительского совета школы, в которой учатся его дети, другом и так далее. Ряд ролей типичен для молодых людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями дискотек, членами фан-клубов популярных артистов, клубов любителей компьютерных игр. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные должности.

В тоже время есть ряд ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине, посетитель библиотеки или музея.

Как трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.

Каждая из этих ролей предполагает определенное поведение - то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично), а поведение покупателя не может переноситься в школу (хотя некоторые часто пытаются торговаться из-за отметки, как будто находятся на базаре). Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение. Они есть и у учащихся.

Конечно, с течением времени одни и те же социальные роли меняются. Так еще недавно под ролью мачехи подразумевалась бездушная, ленивая, грубая женщина, которая ненавидит детей мужа и пытается сжить их со света. Множество народных сказок рисуют именно такой образ. Сейчас же даже слова “мачеха”, “падчерица” и “пасынок” практически не употребляются, изменились семейные отношения. Поэтому трудно представить себе ситуацию, когда новая жена превращает дочь мужа в домработницу или отправляет сына на заработки. Таким образом, можно говорить о значительном влиянии исторических и национальных особенностей на социальную структуру общества, ведь роль, например, мужа сегодня и роль мужа в Древнем Китае совершенно различны, так же как и роли детей, стариков, военных, писателей и т.д.

Важной проблемой считается соотнесение социальной роли и личностного «Я». Порой человек вынужден «наступать на горло собственной песне», идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые предъявляются ему обществом.

Положение человека осложняется еще и тем, что некоторые его роли могут вступать в конфликт. Так, преступник вполне может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придется делать выбор: раскрытие преступления влечет за собой наказание и отлучение от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте вытеснить другую.

Многочисленны социальные роли и современного российского подростка. Он одновременно выступает в роли члена семьи (внука (внучки), сына или дочери, брата или сестры), члена школьного коллектива, участника дружеской компании во дворе или на даче, члена фанатского объединения футбольного клуба, завсегдатая Интернет-кафе и т.д. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. Например, роль солдата-срочника может быть только у молодого человека, уже достигшего возраста 18-ти лет. Только с 15 лет подросток может оформится на временную работу по договору, приобрести социальную роль труженика, работника. Только взрослый может быть водителем автомобиля. Роль же учащегося средней школы типична для ребенка, но крайне редко в средней школе (вечерней) учатся взрослые.

И, напротив, есть роли, равно выполняемые и детьми и взрослыми. Футбольными болельщиками, посетителями Интернет-кафе, концерта популярной рок-группы, поклонниками модного писателя могут быть люди разных полов и возрастов.

В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия, порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом.

Социальный статус - положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей. Все статусы делятся на две большие группы - исходные (предписанные, прирожденные) и достигаемые. Среди первых обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для традиционных обществ). Маленькие девочки играют с куклами и помогают маме по хозяйству, а мальчики больше находятся на улице, предпочитают подвижные игры и боятся прослыть «маменькиными сынками». С возрастом эти различия переходят на другой уровень. Достигаемый статус закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению.

Раньше огромную роль в обществе играли прирожденные (заданные) статусы. Жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным сословиям, им и предоставлялись все основные права. И, напротив, третье сословие – абсолютное большинство жителей страны, были лишены гражданских прав.

В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том, что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

Выделяют ученые-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); социальный (положение человека как представителя большой социальной группы); личный (индивидуальный) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т.п.)).

6.4. Социальная роль

Одним из наиболее значимых в современной социологии понятий является понятие социальная роль. В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской социологической мысли подобное понятие вводится более полувека тому назад.

Наверное, у вас есть любимые актеры. За что их любят? Конечно, не только за внешность. Они заставляют нас переживать, верить в происходящее на экране или сцене.

Древние греки говорили, что жизнь - театр, а человек в ней - актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей, которые играются на сцене под названием “повседневная жизнь”. Вы просыпаетесь рано утром и родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы, помогают выбрать одежду. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в роли товарища можно поболтать с другом из соседней школы. Затем вы превращаетесь в старшеклассника и изучаете определенные предметы, а на перемене становитесь просто учащимся школы, потому что здесь нет деления по классам. После пребывания в учебном заведении иногда приходится становиться покупателем или пассажиром, а на улице - футболистом, болельщиком, меломаном, прохожим и так до бесконечности. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, членом попечительского совета школы, в которой учатся его дети, другом и так далее. Ряд ролей типичен для молодых людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями дискотек, членами фан-клубов популярных артистов, клубов любителей компьютерных игр. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные должности.

В тоже время есть ряд ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине, посетитель библиотеки или музея.

Как трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию.

Каждая из этих ролей предполагает определенное поведение - то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично), а поведение покупателя не может переноситься в школу (хотя некоторые часто пытаются торговаться из-за отметки, как будто находятся на базаре). Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение. Они есть и у учащихся.

Конечно, с течением времени одни и те же социальные роли меняются. Так еще недавно под ролью мачехи подразумевалась бездушная, ленивая, грубая женщина, которая ненавидит детей мужа и пытается сжить их со света. Множество народных сказок рисуют именно такой образ. Сейчас же даже слова “мачеха”, “падчерица” и “пасынок” практически не употребляются, изменились семейные отношения. Поэтому трудно представить себе ситуацию, когда новая жена превращает дочь мужа в домработницу или отправляет сына на заработки. Таким образом, можно говорить о значительном влиянии исторических и национальных особенностей на социальную структуру общества, ведь роль, например, мужа сегодня и роль мужа в Древнем Китае совершенно различны, так же как и роли детей, стариков, военных, писателей и т.д.

Важной проблемой считается соотнесение социальной роли и личностного «Я». Порой человек вынужден «наступать на горло собственной песне», идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые предъявляются ему обществом.

Положение человека осложняется еще и тем, что некоторые его роли могут вступать в конфликт. Так, преступник вполне может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придется делать выбор: раскрытие преступления влечет за собой наказание и отлучение от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте вытеснить другую.

Многочисленны социальные роли и современного российского подростка. Он одновременно выступает в роли члена семьи (внука (внучки), сына или дочери, брата или сестры), члена школьного коллектива, участника дружеской компании во дворе или на даче, члена фанатского объединения футбольного клуба, завсегдатая Интернет-кафе и т.д. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. Например, роль солдата-срочника может быть только у молодого человека, уже достигшего возраста 18-ти лет. Только с 15 лет подросток может оформится на временную работу по договору, приобрести социальную роль труженика, работника. Только взрослый может быть водителем автомобиля. Роль же учащегося средней школы типична для ребенка, но крайне редко в средней школе (вечерней) учатся взрослые.

И, напротив, есть роли, равно выполняемые и детьми и взрослыми. Футбольными болельщиками, посетителями Интернет-кафе, концерта популярной рок-группы, поклонниками модного писателя могут быть люди разных полов и возрастов.

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...