Как смысл обществоведы вкладывают в понятие познание. С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа

В понимании обычного человека истина является синонимом к слову "правда". Иными словами, это противоположность лжи. А какой смысл вкладывают обществоведы в понятие истина? Абсолютна ли она или все наши знания относительны?

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие истина?

В философии и обществознании изучению истины уделяется большое внимание. Определение этому понятию пытались дать многие ученые. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие истина? Под этим словом понимается отражение в человеческом сознании объекта познания таким, каков он есть, независимо от нашего сознания. Таким образом, истина - это соответствующие реальной действительности мысли или высказывания людей.

В качестве примера истины можно привести такой научный факт, как по орбите вокруг Солнца. Однако всего несколько столетий назад наши предки так не считали. Для них истинным было мнение, что Солнце движется, вращаясь вокруг Земли. Получается, то, что люди считали правдой и единственно верным знанием, много лет спустя оказалось ошибкой. Возможно, по мере развития науки истинные для нас на сегодняшний день вещи в будущем перестанут быть таковыми.

Относительная и абсолютная истина

С точки зрения теорий познания все, что не является истиной, есть заблуждение. Как же отличить правду от ошибочного мнения? Абсолютной, то есть единственно верной и исчерпывающей, истина считается в тех случаях, когда она установлена путем опытных данных, теоретических обоснований и доказательств, а также соответствует окружающему нас миру.


Обществоведы вкладывают в понятие знания, не в полной мере и приблизительно отражающие объективный мир. Ее основными особенностями являются неопределенность и неточность, а также ограниченность сведений о предмете познания.

С развитием науки относительные истины постепенно совершенствуются и дополняются новыми фактами и в итоге могут стать абсолютными. Возможно, наступит такой момент в развитии нашей цивилизации, когда человечество станет обладать всеми знаниями о нашем мире. Тогда истина станет абсолютной, а относительные понятия перестанут существовать. Вероятен и такой исход, что люди никогда не достигнут абсолютной истины в изучении нашего мира.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие мораль?

Мораль - это представления людей о плохом и хорошем, о том, что является добрым и гуманным, а что нет, а также вытекающие из них правила и нормы поведения, принятые в обществе. Зная, какой смысл вкладывают обществоведы в понятие истина, можно сравнить эти два понятия.

Взаимосвязь их состоит в том, что мораль представляет собой истинный нравственный путь человека. Ею определяется поведение индивидов в различных ситуациях. Мораль формируется и меняется в течение всей нашей жизни в процессе осознанного осмысления нравственности, необходимости поступать правильно, по совести.

Независимо от того, какой смысл вкладывают обществоведы в понятие истина, мораль всегда будет выполнять незаменимые функции в жизни человечества. С помощью нее регулируются и поведение каждого конкретного человека. Кроме того, мораль способствует объединению людей, формирует их мнение по отношению к различным событиям.

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация индивида»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социализации индивида.

Баллы

элементы:

1) смысл понятия, например: «социализация индивида – это освоение индивидом ценностей, поведенческих стандартов, знаний, норм, позволяющих ему уверенно жить и взаимодействовать с обществом, другими людьми».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о социализации индивида, опирающейся на знания курса, например:

– «Социализация осуществляется посредством включения личности в сложную систему многогранных общественных отношений».

– «Социализация охватывает все возрастные этапы жизни личности, первичная социализация осуществляется в детские годы».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации.

Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте,

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл

6. Приведите три любых института социализации, проиллюстрировав их роль в жизни человека конкретными примерами.

Баллы

В ответе должны присутствовать элементы:

Приведены три института социализации и иллюстрирующие их примеры:

1) семья (человек осваивает правила и нормы жизни с другими людьми, согласовывать свои желания и интересы с ними)

2) школа (человек приобретает необходимые знания и умения, осваивает новые социальные роли);

3) армия (человек обучается воинской дисциплине, приобретает новые знания, умения).

Могут быть приведены другие институты и другие примеры.

Приведены три института и иллюстрирующие их примеры.

Приведены два института и иллюстрирующие их примеры.

Приведен один институт и иллюстрирующий пример.

Приведен один институт без примера, ИЛИ один пример, ИЛИ, ответ неправильный.

Максимальный балл

7. Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и тоже». Поясните мысль автора. Приведите два аргумента в обоснование значимости деятельности в жизни человека.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

2) приведены аргументы, например:

– в процессе познавательной деятельности человек приобретает новые знания о мире и самом себе, без чего он не смог бы жить и взаимодействовать с обществом и окружающей природной средой;

В процессе трудовой деятельности человек совершенствуется физически и нравственно, приобретает необходимые трудовые навыки и умения, обретает счастье творчества.

Могут быть указаны и иные аргументы.

Правильно сформулировано пояснение слов автора, приведены два аргумента.

Правильно сформулировано пояснение слов автора, приведен один аргумент ИЛИ,

Правильно сформулировано пояснение слов автора, ИЛИ приведен один аргумент

Ответ неверный.

Максимальный балл

8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность как субъект общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Баллы

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;

– отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о личности.

2) Социализация индивида – путь формирования личности.

3) Личность и индивидуальность.

4) Способности и характер.

5) Мировоззрение в структуре личности.

6) Личность и общество: социальный и асоциальный тип личности.

7) Свобода и ответственность личности.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ
Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

Максимальный балл

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией

Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.

Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.

ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.

Суждения и аргументы не приведены.

Максимальный балл

Примеры эссе:

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский )

Я выбрал эту тему, потому что она интересна для меня и актуальна в наши дни, так как в современном обществе существует огромное множество социальных институтов и интересов, от которых зависит внутренний мир человека. Для каждого из нас важно понимать, что врожденные задатки не дают гарантии успеха, так как многое еще зависит и от характера его взаимодействия с обществом.

Автор своим высказыванием утверждает, что создаёт человека природа, но воспитывает его общество. Авторскую точку зрения можно разделить, так как природа создает человека и в него лишь заложены некоторые задатки, которые потом человек сам должен развивать и реализовывать. Но даже если человек был обделён какими-то задатками, то он сам может их в себе найти и развить, если это ему действительно нужно. Как говорил Максим Горький: «Человек всё может… лишь бы захотел». Но в основном человека делает личностью общество, а не только он сам. Человек на протяжении всей своей жизни проходит через различные социальные институты, где он обретает навыки общения с людьми разных профессий и возрастов, где формируется характер, формируется своё я и где человек из индивида превращается в личность. Также нельзя забывать о большом значении природы в жизни человека, именно она его создает и от задатков, которые вложила природа в человека, зависит его будущая жизнь, его интересы, его предрасположенность к каким-либо предметам или занятиям. Например, Василий Тропинин, который с детства был одарён талантом и склонностью к рисованию. Но этот дар мог в нем и не развиться, если бы граф Морков не увидел в нем этого таланта и не дал ему возможность раскрыться, и тогда бы Василий Тропинин не стал бы тем самым Василием Тропининым, которого знает весь мир. Таким образом, природа является его фундаментальной основой, а общество – стержневой.

Я разделяю точку зрения В.Г. Белинского и я полагаю, что именно общество вместе с самим человеком делает его таким, каким он должен быть в определенный период жизни общества. То есть человек – это отражение жизни всего общества в определённый момент истории жизни всего человечества.

«Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» (Э.Фромм)

Я выбрала высказывание немецкого социального психолога и философа Эриха Фромма: «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти».

На мой взгляд, данный афоризм отражает проблему самореализации и самовыражения человека, которая заключается в выявлении и развитии индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.

Я остановила свой выбор именно на этом высказывании, так как проблема, затронутая классиком, была и остается необычайно важной. В наши дни, погружаясь с головой в будничные вопросы и материальные заботы, люди часто «отодвигают» проблему самоактуализации на второй план, пытаются забыть о ней.

На мой взгляд, автор имеет в виду, что человеку необходимо самовыражение как таковое. Именно потребность в самореализации является одним из основных критериев, ставящих его на особое положение в мире, выделяющих его среди других животных.

Я не могу не согласиться с мнением классика. Действительно, для человека, в отличие от животного, важно узнать себя, раскрыть свои таланты и способности, интересы, навыки, а так же проявить их в конкретной деятельности. По моему мнению, жизнь индивида продолжается в его работах, произведениях. Реализуя свои способности в той или иной сфере, он не только продлевает свое социальное существование (которое становиться длиннее, чем фактическое существование самого индивида), но и дает возможность другим людям оценить его талант, возможно, разделить его взгляды…

Потребность самореализации, самовыражения объединяет в себе нужды человека в нравственных нормах, морали и праве, религии, любви, творчестве, познании окружающего мира и, конечно, самого себя. Не зря американский ученый А. Маслоу поставил эти потребности на вершину своей пирамиды человеческих потребностей, назвав их «духовными».

«Духовные» потребности – потребности нашего духа, нашего внутреннего «высшего Я», то есть потребности в самоосуществлении- проявлении своих скрытых возможностей.

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что потребность в самореализации и удовлетворение этой потребности очень важны для каждого человека. Она позволяет ему почувствовать себя нужным, ответить на некоторые вопросы о смысле его существования, глубоко познать свою личность и научиться контролировать ее различные элементы, перестраивать их по мере необходимости под те или иные обстоятельства. Все эти навыки всегда позволят человеку найти свое место в мире и обществе, обеспечить свое достойное существование.

Разделы 3. «Познание»

При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.

1. Процесс постижения человеком законов развития природы, общества, самого себя отображается в понятии

воспитание

обучение

познание

искусство

2. Обыденное (житейское) знание основано на

выдвижении научных гипотез

обобщении данных, полученных экспериментальным путем

По курсу "Обществознание ... точку зрения Тест Понятийный диктант 33-34 Повторительно – обобщающий урок По курсу 7 класса...

  • Рабочая программа по курсу «Обществознание» (1)

    Рабочая программа

    Программа по курсу «Обществознание » для 9 класса разработана на основе При­мерной программы курса «Обществознание » ... режим. Комбини- рованный урок Тест . Для всех учащихся: знать... кет; менталитет россиянина Обобщающий урок Тест . Для всех уча- щихся: «В...

  • Рабочая программа по курсу «Обществознание» (2)

    Рабочая программа

    ... по курсу «Обществознание » за 9 класс 2012-2013 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию ... н/Д.: Феникс, 2005. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. ...

  • С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе. Данное задание проверяет умение применять обществоведческие понятия в заданном контексте. оно, казалось бы, может считаться относительно простым. Однако необходимо обратить внимание учащихся, что правильный ответ состоит из трёх элементов: раскрытия смысла понятия и двух предложений с информацией о явлении, которое обозначается данным понятием. Нередко экзаменуемые понимают формулировку задания как необходимость раскрыть смысл понятия в двух предложениях. Это ведёт к потере как минимум одного балла. Да и, как показывает практика, составить два предложения с пусть и с простейшей информацией о социальном явлении или объекте зачастую оказывается не так-то легко.

    Картинка 54 из презентации «Задания ЕГЭ по обществознанию» к урокам обществознания на тему «ЕГЭ по обществознанию»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока обществознания, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Задания ЕГЭ по обществознанию.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1539 КБ.

    Скачать презентацию

    ЕГЭ по обществознанию

    «Эссе по обществознанию ЕГЭ» - 1. Наличие конкретной темы или вопроса. 8. Открытость. Внутреннее смысловое единство. 3. Небольшой объем. Что такое эссе? Дискуссионность и диалогичность. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать». Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию. Задание №2 В контексте ли автор эссе?

    «Обществознание ЕГЭ» - Часть А - 1-4 минуты Часть Б – 3-10 минут Часть С – 5-35 минут. Ответы заполняются в бланке, как горизонтально, так и вертикально. Апелляция. Готовиться к экзамену необходимо по школьным учебникам и пособиям, которые рекомендованы ФИПИ. ЕГЭ обществознание в 2010 г. НЕЛЬЗЯ пользоваться штрихом-корректором и замарывать ответы.

    «ЕГЭ по обществознанию» - Важно помнить, что. ПОПС- метод. Методические рекомендации для учителя. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. Как выбрать тему эссе? Используйте ассоциации. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ. Рекомендации ученикам.

    «Задания ЕГЭ по обществознанию» - Сопоставим два варианта: пользуется популярностью у выпускников общеобразовательной школы. ЕГЭ по обществознанию. В1. Изменения в Спецификации. Называние несущественных признаков понятия. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере - функция государства. Изменения в КИМ 2011 года по сравнению с КИМ 2010 года.

    «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» - Часть «3»: Что и по какому принципу проставляется в сертификат? г. Фрязино – 2011. Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью ЕГЭ? ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Б.Н.ЕРЯШЕВА г. ФРЯЗИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Задания части «3» имеют вес от двух до четырех баллов. Каждое правильно выполненное задание части «1» оценивается одним баллом.

    «Эссе по обществознанию» - Слово «эссе» произошло от латинского exagium(взвешивание). Оформление эссе. Актуальность проблемы в современных условиях. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта. Необходимо подобрать аргументы(доказательства), т.е вспомнить основные термины, теоретические положения.

    Всего в теме 10 презентаций

    Последние материалы раздела:

    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

    Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

    Николай Некрасов — Дедушка: Стих
    Николай Некрасов — Дедушка: Стих

    Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

    Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...