Как повысить аналитические навыки. Почему работодатели ценят аналитические навыки

Современный мир переполнен информацией. Каждый предмет или явление могут быть названы (а у названия окажется масса синонимов и связанных с ним по смыслу понятий), измерены (по ряду принципов, в разных шкалах) и учтены (многократно). А потом предмет или явление могут быть по этому многообразию признаков и измерений сравнены с другими…

В результате, не умножая сущности (число предметов и явлений велико, но конечно), мы можем наблюдать бесконечную волну информации, порождаемую ими. Если ты считаешь, что решение проблемы избытка информации - это игнорировать все неинтересное и второстепенное, то аналитические способности, вероятно, не являются самой сильной твоей стороной. Если же обилие сведений тебя вдохновляет и интригует, ты полагаешь, что информация не бывает лишней, надо только привести ее в систему и всё тут же придет в гармонию, более того, у тебя уже есть пара идей, как систематизировать то, что окружающим кажется клубком бессвязных сведений - похоже, ты природный аналитик, и работа с информацией - это твое.

В свое время человек вырвался из природной среды, продублировав ее в своем сознании. Изобретение речи как уникального способа сохранения опыта и передачи впечатлений выделило человека среди других млекопитающих и позволило ему сделать рывок вперед в своем развитии, обогнать всех соседей по планете раз и навсегда. Сегодняшний день уникален тем, что мы переживаем новую ступень развития человечества в накоплении, передаче и обработке информации, и главенствующую роль в этом процессе занимают люди, обладающие способностями аналитического типа.

Задумайтесь: до недавнего времени любое действие человека было шагом в неизведанное, и все, на что он мог опираться - на небольшой собственный опыт и на традицию, сложившуюся в его местности.

Устное народное творчество пыталось передавать опыт поколений с помощью легенд и сказок, но сведения в них давались в настолько закодированном виде и настолько искаженными от многовекового пересказывания с переиначиваниями, что понять, что именно рекомендуется делать в каждом конкретном случае, могли только мудрые и посвященные (или те, кто ищет глубинный смысл даже там, где автор его не задумывал). Книгопечатание изобретено сравнительно недавно (впервые в X веке в Китае, потом в средневековой Европе), массово приобщаться к чтению (а тем самым к опыту человечества) люди начали гораздо позже (на начало XIX века в России грамотными были около 21% мужчин и не более 13% женщин, притом что под грамотностью понималось умение читать по складам). Теперь в кармане каждого школьника лежит телефон, мощность которого превышает возможности NASA времен отправки человека на Луну, и любой ученик может воспользоваться этой возможностью узнать всё обо всём посредством справочных и информационных ресурсов интернета (или проигнорировать это преимущество и продолжать "постить" "сМИшные картинки").

Именно аккуратность, точность и скрупулезность людей аналитического типа позволяет большинству из нас пользоваться компьютерными программами и интернет-браузерами, не задумываясь, как именно это работает. Если ты один из тех, кому интересны скрытые стороны движения информации, вероятно, аналитические способности перешли в разряд склонностей и оказывают влияние на твой выбор деятельности.

Аналитическому типу присущи способность воспринимать и удерживать в памяти значительные объемы информации, выраженной словах, знаках или символах, умение сосредоточить свое внимание на знаковом материале. Особый взгляд аналитического типа на знаковый материал предполагает, что он видит закодированную информацию предельно отчетливо, критично, он лучше других улавливает систему и смысл материала.

Исписанный нотный лист для него является музыкой, которую он может оценить и с «бумаги», огромные бланки бухгалтерской отчетности, плотно забитые цифрами, не заставляют его глаза разбежаться, а внимание рассеяться - он видит взаимосвязи и противоречия, способен не только быстро найти ошибку, но и понять, какого рода случайность ее вызвала, географическая карта для аналитического типа - это ключ к пониманию местности, для него не составит труда запомнить маршрут, потому что для него это не набор знаков, которые нужно запомнить и удерживать в памяти усилием, а связная информация, естественным и логическим образом сцепляющаяся с тем, что ему уже было известно.

В детском возрасте учащегося аналитического типа можно узнать по его особому, серьезному отношению к правилам и инструкциям. Он, в отличие от своих более легкомысленных сверстников, не только запоминает все упомянутые взрослыми "можно" и "нельзя", но и может обосновать каждый запрет или побуждение. Сам он нарушает правила крайне редко, поскольку испытывает при проверке системы на прочность значительно больше дискомфорта и тревоги, чем веселья и азарта.

Большинство людей, наделенных способностями аналитического типа, сохраняют свою приверженность правилам и будучи взрослыми. Многие из них не только крайне законопослушны сами, но и призывают к этому своих друзей, занимая в компании товарищей позицию "голоса здравого смысла". Некоторые из представителей данного типа находят себя в профессиональной деятельности, связанной с соблюдением правил, протоколов и инструкций, например, таким людям отлично дается делопроизводство, поиск и систематизация юридической информации, работа с важной документацией.

Обладатели аналитических способностей нередко много читают, их развлечения каким-то образом связаны с потреблением и переработкой информации. Например, многие из них любят кроссворды и головоломки. Если представителю аналитического типа нравится кино или музыка определенного направления, он смотрит или слушает огромные количества художественного материала, делается специалистом по излюбленному жанру, нередко систематизирует свои впечатления (составляет рейтинги и каталоги, разрабатывает системы сравнительных характеристик), также такие люди склонны к систематическому коллекционированию.

В работе со знаковыми системами находится место и юмору, и творчеству, но они, как правило, носят узкопрофессиональный характер. Переводчики создают игру слов, заставляющую улыбнуться коллег-переводчиков, программисты оставляют в коде специальные послания для коллег - программистов. В сущности, обладатели аналитических способностей представляют собой авангард современного человечества, и между представителями этого типа больше взаимопонимания, нежели между аналитиками и представителями других типов.

Проводя аналогию, можно сказать, что обладателю аналитических способностей и соответствующих развитых навыков общаться с людьми несведущими в знаковых системах и не интересующимися ими так же нелегко, как человеку, любящему чтение, находиться в среде людей неграмотных, не задумывающихся о том, чтобы выучить хотя бы алфавит. Это противоречие, а также глубокое непонимание того, почему окружающие ведут себя иррационально, нередко создает у людей, наделенных аналитическими способностями, затруднения с коммуникацией и социальной самореализацией.

Если ты задумываешься о карьере в области сбора, анализа, обработки и передачи информации, задай себе ряд вопросов:

  • Естественно ли для тебя длительное сосредоточение внимания, или ты человек живой и подвижный?
  • Если ты написал сочинение, велики ли шансы, что ты найдешь в нем все свои ошибки и недочеты с первого прочтения и исправишь их раньше, чем за проверку возьмется учитель?
  • Можешь ли ты кратко и точно, с указанием ориентиров, рассказать человеку, как добраться до места, в котором он никогда не был, или после твоих объяснений надежнее спросить дорогу еще у кого-нибудь?
  • Есть ли у тебя собственная система хранения личных вещей, книг, дисков, или ты предпочитаешь господствовать над хаосом?
  • Всегда ли ты можешь быстро вспомнить, каким образом решил задачу и восстановить ход своей мысли, если ты не зафиксировал ход решения письменно?

Занятия, которые помогут тебе развить аналитические способности: освоение языков программирования, изучение иностранных языков, систематизация интересной информации (создание расширенного каталога коллекции книг, фильмов, музыкальных альбомов и т.д), работа с базами данных, освоение различных компьютерных программ, решение нетривиальных математических задач, криптография.

Для того чтобы анализировать знаковые системы, необходимо не только обладать соответствующими способностями, это требует особых психофизиологических и личностных черт. Но, как бы то ни было, решающую роль в том, будешь ли ты успешен в этой сфере, играет мотивация. Если это твой путь, развивайся в нужном направлении и достигай профессиональных высот. Человек может добиться очень многого, если делает именно то, к чему лежит душа.


С.О. Кропивянская

Аналитические способности включают в себя в большей степени работу с компьютерными технологиями, различными документами и программами. Работа с людьми здесь проявляется в меньшей степени. Поэтому крайне важно, чтобы человек нашел себя и свое место в жизни, потому как много людей, проработав большую часть своей быстротекущей жизни, начинают осознавать, что именно к конкретной работе у них не лежит душа.

Вообще, аналитические способности у соискателя вызывают большой интерес у работодателей. Все дело в том, что это ценное качество присутствует в таких профессиях, как логисты, менеджеры, экономисты, аналитики, специалисты в сфере продаж, - а эти сотрудники для фирмы являются ценным кадровым звеном. Именно поэтому работодатели уделяют особое внимание к организованности, гибкости ума, сосредоточенности к деталям и аналитическим данным потенциального сотрудника.

В настоящее время аналитический склад ума нужен главным образом, тем сотрудникам, которые работают с большим потоком информации. Поэтому такой сотрудник обязан уметь анализировать весь объем информации, проектировать и прогнозировать вероятность возникновения тех или иных ситуаций, также оценивать и структурировать поступающие данные. Именно поэтому если мы желаем достигнуть высот в своей карьере, то нам очень важно развивать в себе аналитические способности. Для этого необходимо выполнять следующие действия:

  1. Существует много различных тренингов, направленных на развитие своих аналитических способностей. Следует, в целях саморазвития посетить их и выявить свои сильные и слабые стороны.
  2. Необходимо чаще давать себе различные задания, направленные на логику и анализ, к ним могут относиться и шахматы, и разгадывание кроссвордов, компьютерные игры, изучение игры на музыкальном инструменте или курсы иностранных языков.
  3. Обязательно необходимо уделить особое внимание своему питанию. Нехватка витаминов и микроэлементов может сказаться на мыслительных процессах. Чтобы улучшить работу мозга и тем самым развивать аналитические способности необходимо включить в свой рацион, такие продукты как, ягоды, какао, орехи, рыбу и красное вино. Читайте подробнее в заметке о правильном питании .
  4. Также большое влияние на наше восприятие информации оказывает способность к фантазированию и додумыванию какой либо ситуации, для этого как нельзя лучше подходит чтение книг. Книга является источником большого количества знаний, поэтому чтение поможет в развитии аналитических способностей у человека.
  5. Режим , как связующее звено между питанием, нагрузками и способностью организма работать максимально эффективно.

Бла, бла, бла… В настоящий век развития технологий и конкуренции во всех сферах - аналитические способности человека во многом упрощают ему жизнь и являются важнейшем качеством умственного склада ума. Развитие аналитических способностей помогает справляться с большим потоком, поступающей информации и способствует умению правильно резюмировать сказанное и увиденное. Это своеобразная палочка - выручалочка для людей всех уровней и профессий.

Опубликовано в 24 номере июнь 2010 в журнале КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

преподаватель отраслевого университета REMI .


АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ

Аналитические навыки: Как оценить потенциал и склонность человека к анализу? Ценность аналитического подхода в бизнесе. В каких ситуациях необходимо и возможно развивать навыки анализа для решения практических задач? Методический подход и инструменты для развития аналитических компетенций. Оцениваем результат развития. Место и роль аналитических способностей среди других видов мышления. Побочные эффекты слишком высокого уровня развития аналитических качеств - гармония превыше всего.

Прежде чем раскрывать тему развития аналитических навыков обозначим, что входит в совокупность аналитических компетенций. Развитые аналитические навыки - это баланс аналитической и синтетической деятельности мышления, корректней будет говорить об аналитико-синтетической деятельности.

Аналитические навыки включают в себя следующие базовые составляющие:

  1. способность разделять и дифференцировать совокупность информации (объектов, данных) на составляющие части, по каким-либо существенным признакам или категориям;
  2. умение находить общие существенные признаки у частных явлений - навык абстрагирования/обобщения и классификации.

Первый и второй базовые аспекты предполагают наличие как аналитической функции - разделять, дифференцировать, так и синтетической - находить общие признаки.

3. умение видеть существенные взаимосвязи между объектами и явлениями: взаимовлияние, причинно-следственные связи и т. п.;
4. навык сравнения, оценки и мониторинга;
5. умение структурировать, упорядочивать информацию;
6. умение мыслить и излагать свои идеи последовательно, логично и делать выводы.

В бизнес - практике уровень развития аналитических навыков позволяет грамотно принимать решения, учитывая совокупность существенных факторов, находить выход из сложных ситуаций, расставлять приоритеты, исследовать и оценивать ситуацию, классифицировать события, факты, планировать и выстраивать систему суждений и аргументации, корректно оперируя понятиями, что является необходимым аспектом коммуникации. Аналитические навыки в значительной степени конвенциональны и играют существенную роль в способности людей понимать друг друга. В этой связи важными являются также и другие компоненты аналитической деятельности.

7. навык выявления существенных и достаточных для принятия решения факторов, приоритетов и способность пренебречь менее значимыми;
8. умение мыслить системно, учитывая совокупность существенных факторов, выстраивать информацию по иерархическим логическим уровням;
9. навык формулирования гипотез, умение работать с фактами и допущениями, понимать разницу между ними;
10. навык поиска и создания алгоритмов (решения задач, операций), умение применять их или адаптировать к новым ситуациям;
11. критичность мышления - способность подвергнуть сомнению принятые и устоявшиеся суждения и доводы, изменить первоначальную гипотезу, сформулировать вопросы, позволяющие дополнить или пересмотреть ситуацию.

Выше уже было сказано, что корректнее говорить о сбалансированной аналитико-синтетической деятельности. В случае, если в типе мышления преобладает способность к синтезу, объединению и умению находить сходство, обобщать, человек будет стремиться генерировать целостные решения без детального предварительного анализа ситуации. Если же превалирует аналитическая функция, то сложности возникнут тогда, когда нужно будет выбрать один вариант решения из имеющихся или предложить собственное целостное решение.

Аналитические навыки формируются на определенном этапе речевого развития, когда происходит овладение системой понятий и категорий, складывается понимание закономерностей и взаимосвязей в мире предметов и явлений.

Преобладание аналитической или синтетической составляющей интеллекта, а также целенаправленное развитие аналитических навыков, либо, наоборот креативного, целостного интуитивного подхода в детстве определяет стиль и способы рассуждений и решения задач у взрослого человека. Однако развитие аналитические навыки возможно и в зрелом возрасте.


Оценка уровня развития аналитических навыков

Хорошо встроенные и развитые аналитические навыки будут проявляться в речи в большинстве случаев следующим образом:

1. четкость и, как правило, хорошая артикуляция речи;

2. последовательность построения речевых сообщений и логичность изложения. Законченность фраз;

3. точность использования понятий категорий и определений;

4. структурированность речи, наличие плана и этапов повествования;

5. выявление и умение объяснить закономерности и причинно-следственные связи;

6. наличие обобщений и умозаключений;

7. способность придерживаться логики и предмета обсуждения, возвращаться к нему;

8. умение выстраивать аргументацию, опираясь на объективные факты и источники, а не на субъективное мнение или понимание вопроса;

9. навык и тенденция задавать конкретизирующие, проясняющие и уточняющие вопросы;

10. наличие логических связок: в случае если, для того чтобы, при условии и т. п.;

11. использование перечислений и числительных для упорядочивания мыслей;

12. резюмирование сказанного, наличие умозаключений и выводов;

13. хороший темп решения кейсов и задач.


Однако отсутствие или неполный перечень указанных признаков в речи еще не повод делать вывод об отсутствии или слабой выраженности аналитических навыков. Проверить уровень их развития можно, предоставив возможность человеку письменно решить задачу, выполнить тест, поработать над кейсом или написать эссе на заданную тему.
Для оценки уровня развития аналитических навыков хорошо подходят некоторые тесты интеллекта, например тест Амтхауэра или Векслера, матрицы Равена и т. п. Единственное условие применения подобных тестов - проводить тест и интерпретировать его результаты должен специалист, имеющий квалификацию психолога.

Быстрее и проще будет развивать и совершенствовать аналитические навыки у тех людей, которые и при устных и при письменных испытаниях показывают хорошие результаты. Сложнее у тех, кто проявляет их в основном при выполнении письменных вариантов заданий, и весьма сложно, если по результатам и письменных и устных заданий демонстрируемый базовый уровень аналитических навыков невысок.

Этапы формирования аналитических навыков
Если рассматривать собственное развитие аналитических навыков у взрослых людей для применения их в бизнес - практике, то можно выделить несколько этапов:

I. знакомство с инструментами и методами аналитического подхода;

II. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «простых» ситуаций:

  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению относительно простых задач без учета фактора времени
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям, к решению простых задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»)
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или индивидуального разбора задачи;
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к несложным ситуациям в ролевой игре;
III. Применение инструментов и методов аналитического подхода для «сложных», комплексных ситуаций и кейсов:
  1. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач без учета фактора времени;
  2. письменный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям, к решению сложных задач с учетом фактора времени (решение с лимитированным временем «на скорость»);
  3. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в условиях групповой работы, дискуссии или устного индивидуального разбора задачи
  4. устный формат. Применение инструментов и методов к сложным ситуациям в ролевой игре;
  5. формат бизнес - симуляции в условиях ограниченного времени.
IV. Формирование привычки применять навык в повседневной деятельности.

Остановимся на каждом этапе чуть подробнее.

I. Знакомство с инструментами и методами аналитического подхода.

На этом этапе происходит собственно ознакомление с тем инструментарием, который позволит улучшить результат, полученный на этапе тестирования;


II. Применение инструментов для решения простых задач.

Формирование навыка идет от простого к сложному, поэтому начинать нужно с простых задач. На этом этапе важно, чтобы обучающийся освоил инструмент. Однако стоит избегать слишком простых задач и ситуаций подразумевая то, что любые действия и навыки человека формируются и функционируют в достаточно сложной внешней среде. При этом в п.п. II-IV последовательно добавляются стрессовые факторы, которые влияют на качество проявления навыка. Это появление фактора устной коммуникации и работы в группе, а также фактор временных ограничений.


III. Применение инструментов для решения сложных задач.
В данном случае подразумевается усложнение взаимосвязей и количества условий в задаче;

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Сложность применения полученных новых навыков и знаний у взрослого обусловлена большим количеством накопленных навыков и стратегий в предыдущем опыте. Требуется время, для того чтобы привыкнуть к использованию новых стратегий в повседневной практике и научиться контролировать применение прежних способов решения проблем.

Методы и инструменты развития аналитических навыков.

Если бы речь шла о развитии подобных навыков у детей, то можно было бы рекомендовать всевозможные задачи на поиск закономерностей, сходства и различия, решение логических задач и пр.

Однако не всегда взрослого человека удаётся легко мотивировать развивать способности при помощи задачек, не с вязанных с его практической деятельностью.

Поэтому в большинстве случаев для развития аналитических навыков целесообразно пользоваться теми инструментами, которые уже есть в соответствующей прикладной области. Например, если брать такой существенный навык как принятие решений, то практика применения аналитического структурированного подхода к принятию решений как раз и будет тренировать навык последовательного аналитического подхода при решении проблемных ситуаций.

Пример 1. Принятие решений. Аналитический структурированный подход.

1. Обнаружение симптома


2. Обнаружение проблемы
3. Сбор и анализ информации по проблеме

4. Постановка цели
5. Определение критериев успеха

6. Накопление информации , генерация вариантов

7. Оценка вариантов - выбор вариантов - принятие решений

Существенным в данном аналитическом подходе к решению проблемы будет формирование простейшего, базового навыка, а именно умения выстраивать цепочку симптом-проблема-цель. Как ни странно, часто встречаются ситуации, когда обучающиеся между симптомом и проблемой ставят знак равенства, что может привести к некорректной или неполной формулировке цели. Нередко последствием отсутствия навыка аналитического подхода к проблеме является некорректное обобщение случайных, ситуативных или несущественных явлений.

Примером хорошего и достаточно простого инструмента формирования аналитического подхода может стать практика использования для анализа ситуаций матриц. Например, матрицы Эйзенхауэра для размышления о приоритетах, срочности и важности, матрицы SWOT - для анализа (сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), матрицы оценки рисков, Бостонской матрицы, Окон Джохари и т. п.

Пример 2. Матрица.
Матрица Эйзенхауэра

Более сложный инструмент анализа - использование различных типологий для классификации явлений и событий. Например, анализ и классификация ролей в команде по М. Белбину.

Пример 3 Типология

Рассмотрим, как может выглядеть этапность работы по освоению навыков анализа ролей в команде:

I. Знакомство с инструментами и методами предполагает ознакомление с 8 командными ролями по М. Белбину и признаками поведения, соответствующими каждой роли;

II. Применение инструментов для простых ситуаций. На этом этапе обучающиеся читают отрывки с описанием ситуаций и поведения людей, и определяют, какое поведение и построение речевых высказываний характерно для каждой роли. Сначала это может быть анализ текстовых описаний, а в конце данного этапа - анализ видеозаписей различных типов поведения и диалогов;

III. Применение инструментов для сложных ситуаций. Применительно к типологии, это может быть письменный разбор кейса, где герои взаимодействуют между собой и обмениваются репликами во время мозгового штурма или производственного совещания. Задачу можно усложнить, предложив участникам проанализировать производственную ситуацию с целью выявить дефицит тех или иных командных ролей и выработать рекомендации. Обучающимся можно предложить принять участие в ролевой игре или разыграть сценки с использованием поведения, характерного для той или иной командной роли, а также побыть наблюдателем и проанализировать роли остальных.

IV. Формирование привычки применять навык в повседневной практике. Хорошим вариантом закрепления навыка анализа и классификации ролей с применением типологии будет анализ состава реальной команды, в которой работает обучающийся, или которой он руководит; выработка гипотез о существовании или дефиците ролей, а также рекомендаций по изменению и поэтапного плана по реализации этих изменений.

В качестве одного из инструментов для оценки уровня развития аналитических навыков может быть деловая игра или бизнес - симуляция, в которой может потребоваться применение не одного, а нескольких инструментов к ситуациям различного уровня сложности, содержащим множество факторов, которые придется принимать во внимание для выработки оптимального варианта решения. И деловая игра, и бизнес-симуляция, и решение сложных кейсов предполагают также, что участники работа ют в условиях временных ограничений. Следует учесть, что для корректного применения подобной оценки требуется проводить ее дважды: до освоения инструментов анализа и после. Частое практическое использование и освоение инструментов анализа дисциплинирует аналитическое мышление и приучает применять его и в других совершенно новых ситуациях.

Вопросы как инструмент для развития аналитических навыков.

Достаточно простым инструментом для развития аналитических навыков в бизнес - практике являются вопросы. Умение задать вопрос это и самостоятельный навык, и инструмент развития аналитических навыков. Когда руководитель или тренер задает вопрос сотруднику или участнику обучения, он тем самым побуждает его размышлять о ситуации или проблеме глубже и детальнее, учитывая различные аспекты. Если сотрудник или обучающийся постоянно находится в условиях, которые постоянно побуждают его к новому осмыслению происходящего при помощи вопросов, то рано или поздно это приводит к тому, что он начинает задавать вопросы самому себе, продумывая актуальные рабочие моменты.

Коммуникативные тренинги включают в себя блоки, посвященные умению формулировать вопросы. Тренинги, развивающие навыки анализа ситуации, умения принимать решения, системно подходить к возникающим проблемам обязательно включают блок, посвященный умению задавать вопросы, но уже не как фактор эффективной коммуникации, а как инструмент, развивающий аналитический подход.

Для развития аналитического подхода необходимо изучить и уметь применять основные типы вопросов: открытых, альтернативных зондирующих и закрытых.

Баланс аналитического, целостного и интуитивного подхода.

Однако избыточное развитие аналитических навыков может тормозить другие, не менее важные аспекты мышления, такие как интуитивный подход, умение видеть проблему и ситуацию целостно или нетривиально. Аналитические навыки в целом более конвенциональны, чем интуиция, образное мышление и креативность. Поэтому, развивая навык аналитического подхода, следует помнить о необходимости развития и других компонентов мышления. Современная информационная и коммуникативная среда непрерывно усложняется, нарастает уровень неопределенности взаимосвязей между факторами, влияющими на качество принимаемых решений, требования к скорости принятия решений бывают чрезвычайно высоки. В подобных ситуациях сочетание аналитического подхода с интуицией и способностью видеть целостно и находить нетривиальные решения обеспечит наилучшие результаты.

Статья посвящена основным методам, направленным на развитие аналитических способностей на тренингах и в режиме коучинга руководителей с помощью наиболее эффективных и развивающих приемов принятия решений, которые были разработаны и эффективно применяются в области управления проектами и управления качеством.

Автор также выделяет три основных вида интеллекта - рациональный, эмоциональный и пространственный - которые участвуют в процессе анализа, поиска и принятия решений. Предлагаемые автором приемы предполагают развитие аналитических навыков с задействованием всех трех разновидностей интеллекта.

Логика, эмоции и интуиция руководителя объединяются для достижения цели, а не противостоят в его решениях друг другу.

Статья написана на многолетнем опыте проведения тренингов и коучинга для руководителей высшего звена.

Введение. Исходная проблема

Аналитические навыки, так необходимые для принятия эффективных управленческих решений, в нашей культуре принято развивать с помощью решения задач. Означает ли это, что руководитель, не обладающий яркими способностями в области математики и физики, не может принимать качественные решения в бизнесе?

Ответ вполне ясен - нет, не значит.

Но как тогда развивать аналитические способности у разных по психологическому типу людей?

Три вида интеллекта и три вида управленческих решений

В соответствии с устройством головного мозга человека в нем выделяется три основных модели обработки информации и принятия решений. В своих трудах известные ученые Пол Маклин, Рольф Ширм и Виктор Батаяр выделили три основных вида аналитических процессов мозга, которые, соответственно, впервые появились у пресмыкающихся, у млекопитающих и у приматов.

Условно эти три вида процессов обработки информации были обозначены тремя цветами - зеленый, красный и синий.

На базе «зеленого» процесса формируется пространственный интеллект, построенный на интуитивной модели обработки информации.

На базе «красного» процесса формируется эмоциональный интеллект, построенный на оценочной модели обработки информации.

И, наконец, на базе «синего» процесса развивается рациональный интеллект, построенный на причинно-следственной обработке вербализированной информации.

Для каждого человека свойственно преобладание того или иного типа обработки информации, это определяется особенностями его эндокринной системы. Поэтому поиск и принятие решений каждым конкретным руководителем ограничивается его индивидуальными особенностями.

Пространственный интеллект позволяет принимать общие интуитивные решения, которые отличаются сравнительно точным прогнозированием, но такое решение не учитывает ни конкретных нюансов текущей ситуации, ни причинно-следственных связей. В итоге, такое решение не имеет технологичности. Оно бывает верным только в конкретном случае. Его невозможно воспроизвести вновь. Принятию такого решения трудно обучить. Наиболее эффективные решения с помощью пространственного интеллекта принимаются группой людей, которые вовлечены в активный процесс обсуждения, например, в режиме мозгового штурма.

Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения в отношении приоритетов, основных направлений, методах реагирования на сложившуюся ситуацию. В основе эмоционального интеллекта лежит способность быстро оценить основные факторы, определяющие ситуацию, и выбрать наиболее приоритетный из них. Решения на основе эмоционального интеллекта самые быстрые и кардинальные - это своего рода основная модель принятия решений в реинжиниринге бизнес-процессов и в антикризисном менеджменте. Но такое решение также ограничено с технологической точки зрения. Ему не хватает полноты и глубины анализа, его невозможно воспроизвести вновь, если основные факторы хотя бы частично изменились. Часто для повышения эффективности эмоционального интеллекта необходима двигательная активность руководителя, как, например, Ленину, который постоянно ходил из угла в угол, анализируя ситуацию и вынашивая решение.

Рациональный интеллект позволяет принимать глубокие, продуманные решения, отличающиеся высоким уровнем системности, точности, многофакторности и абстрактности. В основе рационального интеллекта лежит способность находить тончайшие причинно-следственные связи даже там, где их наличие даже невозможно и предположить. Решения на основании рационального интеллекта наиболее стратегичные, глобальные и учитывающие тончайшие нюансы. Но принятие решений на основании рационального интеллекта невозможно без достаточного обеспечения входящей информацией и в шумных, некомфортных условиях. Это кабинетные решения которые требуют максимальной концентрации и уединенности в окружении современных средств связи и обработки информации.

Чем отличаются принятые решения на практике?

Сравнительно недавно в некоторой фармацевтической компании произошел существенный убыток, несмотря на высокий сезон. Как проанализировали эту ситуацию разные руководители, и какие решения они приняли.

Руководитель одного из бизнесов с выраженным пространственным интеллектом собрал всех руководителей второго уровня и попросил каждого высказать свое видение ситуации. По мере их выступлений у него постепенно родилось понимание, что руководители не хотят принимать на себя ответственность за повышение доходности при снижении затрат. Он выступил с пламенной речью и замотивировал руководителей на постоянную работу с издержками, а впоследствии постоянно напоминал им об этой задаче. По итогам следующего квартала, убыток уменьшился в три раза.

Руководитель с выраженным эмоциональным интеллектом востребовал к себе руководителя по экономической безопасности, финансового аналитика и директора по информационным технологиям. Он четко ограничил набор показателей за последний финансовый период, который он хотел видеть. Получив необходимые данные, он за два часа сформировал программу на квартал из 4 пунктов: отказ от резервного склада, сокращение персонала в логистике на 12%, усиление продаж в госпитальном отделе и замена в ассортименте 10% дорогостоящих препаратов на более экономичные аналоги. В результате уже по итогам следующего квартала его бизнес вышел в прибыль.

Руководитель с выраженным рациональным интеллектом в течение первого месяца изучил ситуацию во всех нюансах и написал подробный бизнес-план. По итогам реализации этого плана в следующем квартале ситуация практически не изменилась, но за полгода его бизнес вышел на стабильный рост и обогнал остальные бизнесы по показателю прибыли.

Таким образом, Вы видите, что:

  • В бизнесе руководителю необходимы все три формы аналитических навыков
  • У каждого из видов интеллекта есть свои сильные и слабые стороны
  • Каждый руководитель принимает свою модель принятия решений

Поэтому при развитии аналитических навыков необходимо опираться на сильные способности руководителя и при этом находить способ компенсации слабых.

Приемы и способы развития аналитических навыков с учетом индивидуальных особенностей руководителей

Поэтому в своей работе мы всегда начинаем развитие аналитических навыков руководителя с анализом структуры интеллекта участников тренинга или коучинга. На настоящий момент единственной моделью, которая позволяет оценить этот показатель является методика структограммы (www.structogram.ru). И лишь после этого мы формируем конкретный комплекс обучающих мероприятий.

При этом мы отдаем предпочтением таким моделям анализа, обработки информации и принятия решений, которые содержат в себе процессы всех трех видов интеллекта.

Возьмем, к примеру, известную модель SWOT-анализа, которая активно применяется и в проектном менеджменте, и в управлении качеством, и в маркетинге. В отличие от классической модели применения этого методы мы привнесли в него ряд элементов, которые позволяют скомпенсировать те или иные аналитические процессы. Ниже я приведу пример раздаточного материала к тренингу по развитию аналитических навыков с пометками, с помощью которых я хочу обратить Ваше внимание на задействование и на компенсацию того или иного типа интеллекта.

Я выбрал для рассмотрения данную модель как наиболее известную и надеюсь, что с учетом большого числа новых деталей, учитывающих активизацию различных форм интеллекта, Вы найдете в ней большое число новых и неожиданных граней.

Практически в любой аналогичной модели поиска, анализа и принятия решения можно выстроить аналогичную модель развития и компенсации всех трех основных типов интеллекта руководителя. Например, очень интересной получается наша вариация модели причинно-следственной диаграммы Ишикавы, которая так популярно в системе управления качеством.

В рамках данной статьи я все же ограничусь только одной моделью, но постараюсь показать на ней все основные грани нашего подхода.

Пример: практическое упражнение «SWOT-анализ»

Определите сильные и слабые стороны проекта (внутренней среды), а также угрозы и возможности, которые имеются во внешней среде. Результаты запишите в матрицу SWOT-анализа в соответствующие квадраты.

1. Сильные стороны

Наличие модели безбюджетного бюджетирования

2. Слабые стороны

Отсутствие резервов

3. Возможности

Неподготовленность конкурентов

  1. Возможность планового опережения. Следовательно:
  2. Перераспределение бюджета - снижение издержек в сочетании с агрессивным маркетингом.
  1. Риск падения вместе с рынком. Следовательно:
  2. Применение маркетинговых методов партизанской войны и асимметричного удара.

Падение покупательной способности

  1. Возможность переориентации. Следовательно:
  2. Замещение ассортимента на более доступные продукты.
  1. Риск падения продаж. Следовательно:
  2. Временное повышение уровня товарного кредита у поставщиков.

Этапы анализа (SWOT-анализ) внешней и внутренней ситуации (среды) компании:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Распределение действующих факторов на внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные с точки зрения поставленной цели . Разнесение факторов по соответствующим графам №№1-4. Дополнительные процедуры:

1.1. Соотнесение каждого фактора с поставленной целью . Проведение первичного анализа, позволяющего ответить на вопрос: «К чему может привести влияние данного фактора на поставленную цель?»

1.2. Рассмотрение крайних вариантов прогноза :

1.2.1. средний или оптимальный вариант

1.2.2. худший или пессимистический вариант и возможные пути его предотвращения

1.2.3. лучший или оптимистический вариант

1.3. Фиксация результатов наиболее вероятных прогнозов для дальнейшего использования в случае утверждения анализируемой цели.

ВТОРОЙ ЭТАП. Анализ соотношений факторов между собой . Для этого необходимо:

2.1. сопоставить каждый фактор графы 1 с каждым фактором графы 3 и внести результат в графу 1-3. Результатом должно быть :

2.1.1. описание полученного действующего фактора

2.1.2. способ наиболее оптимального действия по достижению поставленной цели с учетом данного фактора (возможные мероприятия)

2.2. затем таким же образом необходимо сопоставить факторы 1 и 4

2.5. Затем все полученные действующие факторы в рамках соответствующих граф ранжируются по степени их вероятности.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Полученные возможные мероприятия необходимо проанализировать с точки зрения их финансовой рискованности, чтобы принять предварительное решение о том, имеет ли смысл достигать поставленной цели (политики или видения). Для этого нужно сделать следующие шаги:

3.1. Каждое мероприятие оценивается по уровню потенциальных затрат в абсолютных или относительных величинах и умножается на вероятность реализации этих затрат

3.2. Каждое мероприятие оценивается по уровню своего финансового эффекта (дополнительной прибыли) на протяжении всего времени достижения поставленной цели в тех же величинах и умножается на вероятность достижения данной дополнительной прибыли

3.3. Производится расчет инвестиционной привлекательности Вашего решения. А именно :

3.3.1. По каждому мероприятию подсчитывается алгебраическая сумма (с учетом знака)

3.3.2. Все положительные суммы делятся на 2 и складываются между собой

3.3.3. Все отрицательные суммы (остатки) умножаются на 2 и складываются между собой

3.3.4. Обе суммы складываются между собой

3.3.5. Полученная сумма делится на общую сумму приходов

3.4. Полученный результат Вы сопоставляете с таблицей решений и определяете свои дальнейшие действия из трех вариантов :

3.4.1. принятие решения,

3.4.2. коррекция решения,

3.4.3. отказ от решения (проекта)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Коррекция полученной структуры факторов и мероприятий.

4.1. Замена экономически невыгодных мероприятий

4.2. Если пункта 4.1. недостаточно - произведите дополнительное переформулирование цели (политики, видения) .

4.3. Оставшиеся и вновь полученные мероприятия структурируются по важности и срочности относительно поставленной цели (политики, видения) .

Выводы

  1. Многолетняя работа с руководителя показала, что решения, проработанные с применением процессов всех трех видов интеллекта оказывались наиболее эффективными.
  2. Объединение в учебном упражнении процессов каждого из трех видов интеллекта позволяет развивать аналитические навыки на новом и гораздо боле эффективном уровне. Анализ результатов обучения показал, что даже самые «неперспективные» с точки зрения заказчиков участники после подобных тренингов быстро повышали уровень и качество принимаемых ими решений. Так в одной компании после обучения нами аналитическим навыкам группы помощников руководителей ВСЕ участники и участницы тренинга в течение года после обучения были назначены на руководящие должности вплоть до уровня топ-менеджеров.

Большинство работодателей очень ценят способность к анализу у кандидатов, а для некоторых позиций наличие этого качества - первостепенное требование. С аналитическим складом ума рождаются не все, а вот аналитические способности в той или иной степени имеет каждый, причем при желании может развивать их самостоятельно.

В графе резюме «Личностные качества» соискатели довольно часто указывают наличие аналитических способностей/аналитического склада ума. Причем не всегда осознают, какая разница существует между двумя этими понятиями. Аналитические способности - наличие у человека склонности выявлять существенные связи и отношения между различными элементами информации. Аналитический склад ума - способность психики человека, позволяющая ему проявлять и развивать способности к аналитическому восприятию окружающей действительности. Анна Лузина , менеджер отдела персонала компании RU-CENTER , считает, что аналитические способности предполагают возможность человека проанализировать конкретную ситуацию и построить ее целостный образ, а у людей с аналитическим складом ума процесс анализа происходит постоянно, поэтому они чаще всего имеют техническое образование.

Все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления.

Любая способность, врожденная или приобретенная, - это, прежде всего, предрасположенность человека к чему-либо, некие задатки. С такой точки зрения, все люди в той или иной степени способны к анализу, это свойство нашего мышления. Но в тоже время далеко не каждый обладает аналитическим складом ума. Ученые установили, что если из двух полушарий мозга ведущим является правое, то у человека преобладает эмоциональная сфера, а если левое - аналитическая. Это врожденный признак.

По мнению Павла Цыпина , HR-менеджера агентства Vanguard PR , аналитический склад ума - это более глобальное и «психологическое» явление, характеризующее прирожденного ученого, аналитика. Аналитические способности - нечто локальное, то, что есть почти у каждого человека и различается только степенью развития. Можно говорить о низких, средних или высоких аналитических способностях, а аналитический склад ума либо есть, либо его нет.

«Зацепить» внимание рекрутера

Определить в какой мере человек способен к анализу можно уже на этапе знакомства с его резюме. Как правило, у людей с аналитическим складом ума достаточно отчетливо прослеживается структура резюме, прописаны все логические связки, в подаче информации чувствуется определенный «порядок», ни в одном разделе нет «лишней» информации. Все направлено и заточено для достижения единственной цели - обратить на себя внимание рекрутераи получить приглашение на собеседование.

В сопроводительном письме, которое прилагается к отклику на вакансию, такие соискатели, проанализировав и соотнеся описание открытой позиции и собственные компетенции, грамотно презентуют свои профессиональные достижения и навыки, упоминая вскользь о своих слабых сторонах. Это позволяет им выгодно выделиться на фоне остальных кандидатов.

У вас есть аналитические способности? Докажите!

Процесс интервьюирования соискателей в большинстве компаний проходит по такой схеме: сначала подтверждается соответствие кандидата минимальным требованиям вакансии, затем уже следует выяснение его профессиональных навыков и компетенций. «Аналитический ум определить, а тем более измерить очень сложно. Его можно спутать с эрудированностью, а можно и вовсе не заметить из-за волнения соискателя», - утверждает Елена Губанова , бизнес-тренер 3R Recruitment Company . На собеседовании некоторые специалисты, могут неэффективно «презентовать себя». Поэтому для выявления аналитического склада ума рекрутеры используют ряд специальных средств:

  • проведение ассессмента
  • Кандидатам предлагают решить нестандартную задачку или разыгрывают ситуативный кейс, а далее просят объяснить, как они пришел к финальному решению, то есть проводят небольшой ассессмент.

    У человека может быть синтетическое мышление - хорошо развиты и коммуникативные, и аналитические способности.

    Татьяна Федорова , HR-директор МШУ «Сколково» , просит кандидатов решить типовую задачу. На основании ответа можно проверить несколько аспектов наличия аналитического склада ума или аналитических способностей. Во-первых, какого рода данные выбирает соискатель для анализа, во-вторых,как он их структурирует для получения результата, и, в-третьих, какие делает выводы, исходя из данной информации. Иванова Юлия , консультант кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт» , рассказывает: «Самый распространенный способ проверки аналитических способностей кандидата на собеседовании - это Case Interview. Типы кейсов стандартизированы. При ответе кандидата на вопросы, необходимо обратить внимание на последовательность построения фраз, структуру заключений и выводов, наличие „застреваний“. Можно предложить кандидату решить несколько логических задач, а затем попросить объяснить варианты их решения. Таким образом, мы сможем проследить логическую цепь рассуждений кандидата, оценить видение задачи в целом, умение разложить „по полочкам“, отсутствие/наличие целостного видения и так далее».

  • использование различных тестов
  • Некоторые рекрутеры используют в своей работе тесты для выявления аналитических способностей у кандидатов (например, тест Амтхауэра (на уровень интеллекта), выделить лишнее слово в цепочке и тому подобное). Однако не все работодатели склонны доверять результатам тестовых заданий. По мнению Надежды Бобровой , директора отделения управления персоналом международного автомобильного холдинга«Атлант-М» (СПб), во-первых, тесты не могут дать 100%-ный прогноз, во-вторых, кандидат на собеседовании находится в состоянии стресса (в той или иной степени), следовательно, он не сможет полностью продемонстрировать свои способности, которые выявятся, допустим, в процессестажировки.

  • психолингвистический анализ
  • Максим Лукичев , исполнительный директор ИТ-компании «Прайм Груп» , говорит: «Наличие аналитического склада ума и аналитических способностей можно проверить, попросив кандидата рассказать о его предыдущем опыте работы: его бывшая позиция и круг обязанностей могут наглядно показать наличие данных качеств». Некоторые рекрутеры внимательно следят за речью соискателя, последовательностью построения фраз, структурой заключений и выводов, выделением определяющих моментов карьерного пути, реакцией на «неудобные» вопросы, а также за скоростью ответов на вопросы и темпом речи. Таким образом, они применяют психолингвистический анализ для выявления у кандидата способностей к анализу ситуации в целом, расстановке приоритетов и систематизации информации.

Коммуникабельность или аналитические способности

Существует мнение, что люди, склонные к постоянному анализу, страдают недостатком коммуникабельности, так как прежде чем высказать свое мнение относительно чего-либо, им требуется некоторое количество времени для выстраивания в уме нескольких вариантов возможного развития событий, чтобы выбрать наиболее, на их взгляд, подходящий. А беседа с людьми, особенно с клиентами и партнерами, требует быстрой реакции, «живости» общения.

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей.

Павел Цыпин, как и большинство специалистов, считает, что с психологической точки зрения коммуникабельность и аналитические способности - качества не взаимоисключающие. Коммуникативные навыки вполне можно развить - достаточно, например, прослушать курс риторики. Светлана Гиацинтова , директор по персоналу компании «Ай-Теко» , говорит: «Безусловно, у человека могут быть более выражены или аналитические, или коммуникативные способности. Но это вовсе не значит, что при наличии аналитических способностей коммуникативные отсутствуют. В современной психологии есть понятие - синтетическое мышление, которое означает, что человек высоко развил в себе и те, и другие качества». Яркий пример - маркетологи, которым наряду с умением собирать, анализировать и обрабатывать информацию о рынке, необходимы способности эффективной коммуникации с общественностью и клиентами. Или рекрутеры, которые, с одной стороны, должны анализировать информацию о рынке труда и его отдельных секторах, с другой - интервьюировать кандидатов, проводить переговоры с компаниями-клиентами.

По мнению Надежды Бобровой, если человек обладает хорошими коммуникативными навыками, умеет налаживать позитивные связи с внешней средой, то зачастую обладает и аналитическими способностями, так как умеет выделять, выбирать необходимые и значимые (для достижения конкретных целей) способы коммуникации. Эксперт считает, что «скорее можно разделять аналитику и креативность, так как это полярные категории. При нестандартном мышлении мы можем говорить о креативности сотрудника. Аналитический склад ума предполагает наличие способностей административного характера, что противоречит творчеству, а аналитические способности присутствуют и у творческих натур, но в меньшей степени».

Кому нужны аналитические способности?

Работодатели очень ценят наличие аналитических способностей у соискателей. Во многих объявлениях о вакансиях это качество требуется наряду с гибкостью ума, вниманием к деталям, системным подходом к работе, наблюдательностью, высокой организованностью. По мнению экспертов, все эти качества наиболее ценятся у менеджеров, специалистов, работающих в области продаж, в частности развития продаж, у ИТ-специалистов, маркетологов,экономистов, аналитиков, логистов, консультантов.

Светлана Гиацинтова считает, что аналитические способности требуются, в первую очередь, специалистам, работающим с большими объемами информации. Эти люди должны уметь собирать, структурировать и анализировать данные, прогнозировать и моделировать различные ситуации, учитывая влияние всевозможных составляющих, оценивать их значимость для каких-либо событий. Однако при этом очень большую роль играет интуиция, то есть способность использовать накопленный опыт.

Аналитический склад ума подразумевает больше общение с компьютерными программами, бумажными документами, чем с людьми. Бывает, правда, и такое, что человек на протяжении многих лет работал на клиентоориентированных позициях, а потом осознал, что это не совсем то, чем ему хочется заниматься. Как, впрочем, и наоборот.

Карьера без способности к анализу

Большинство менеджерских позиций предполагает наличие у руководителей аналитических способностей, склонности к долгосрочному планированию. Если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо их развивать.

Однако Павел Цыпин считает, что карьерный рост возможен и без ярко выраженных способностей к анализу, например, в гуманитарной сфере. Но, конечно, не там, где они первичны: в высшем менеджменте или в финансовой области. Кроме того, при определенных усилиях можно развить в себе эти качества - была бы мотивация.

Светлана Гиацинтова придерживается такого мнения: если специалист не обладает аналитическими способностями, но стремиться к карьерному росту, ему стоит рассматривать позиции, где от руководителя требуется умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, быстро переключаться с одной задачи на другую и прочее.

Как правило, если вы хотите добиться карьерных высот и занять руководящий пост, то вам просто необходимо развивать аналитические способности.

«Карьерный рост сам по себе подразумевает профессиональное совершенствование, а значит, осознанную необходимость осваивать новые области и развивать новые компетенции. Так почему бы не развить аналитические способности? Конечно, не надо садиться за отвлеченные от бизнеса учебники. На это просто нет времени. Но достаточно просто приучить себя каждый раз задумываться о причинах и следствиях того или иного действия или принятого решения, - рассказывает Анастасия Шуплецова , консультант по подбору персонала кадрового агентства Delogys Group . - Даже если у Вас нет склонности к аналитическим способностям, карьерный рост все равно возможен, при своем позиционировании нужно сделать упор на другие личные качества. Да и маловероятно, что вам захочется заниматься стратегией и анализом, ведь обычно нам нравится то, что лучше получается».

Как развить аналитические способности?

Специалисты утверждают, что, обладая достаточным желанием, можно «горы сдвинуть». Развить в себе способность к анализу поступающей информации - вполне реалистичная и достижимая цель. На данный момент многие тренинг-центры предлагают программы по развитию аналитических способностей, но зачастую оказывается, что лучшим «учителем» в их развитии становится сама жизнь. По словам Максима Лукичева, «чтобы развить способность к анализу, нужно погружать себя в различные ситуации и пытаться находить выходы из них».

Татьяна Меньшова , бизнес-тренер 3R Recruitment Company, считает: «Если человек сумел получить финансово-экономическую специализацию, начал руководить сначала одним, а потом несколькими параллельными бизнес-процессами, это означает, что он активно развивает мыслительный процесс. Игра в шашки, шахматы, компьютерные игры, владение сложным музыкальным инструментом, изучение иностранного языка, особенно английского, предполагают наличие аналитического мышления и способствует его развитию».

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...