Лишние слова-паразиты. Намеренное использование сорных слов

ВВЕДЕНИЕ

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Н. Рыленков

Объект исследования: речь учащихся МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск.

Цель исследования: привлечь внимание учащихся школы к своей речи. Задачи:

    изучить литературу, интернет-ресурсы по теме исследования;

Практическая часть:

    анкетирование;

В своей работе я использовал следующие методы исследования:

    изучение литературы по проблеме;

    поиск информации в Интернете;

    анкетирование;

    анализ, сравнение и обобщение полученной информации;

    наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.

Таблица 1

Группа

э-э-э, мэ-э-э,

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Пример : Утром встает: «Ой, блин, зарядку делать неохота». Делает. «Ой, блин, аппетита совсем нет, скоро умру». Час завтракает. «Ой, блин, здоровья совсем нет». И так целый день…

2. Ё-калэмэнэ (ёкалэмэнэ, ёкаламэнэ, ёкаламене), епрст (опэрэсэтэ), ёксель-моксель - спонтанное эмоциональное восклицание. Первый слог напоминает бранную формулу, поэтому данные высказывания и являются эвфемизмами. Говорящий как бы спохватывается после начала произнесения бранной фразы и далее произносит, с некоторыми искажениями, названия букв русского алфавита, тем самым, как будто бы отметая возможность обвинения его в сквернословии. Данные высказывания являются шутливыми и разговорно-сниженными 9,с.171.

Пример : Ну и погодка, ё-калэмэнэ, хороший хозяин собаку из дома не выгонит!

Пример: «Голубые купола», ёксель-моксель, мать честная! Пора выбираться отсюда.

3. Короче - часто используется как заполнитель пауз, обычно в затрудненной, неразвитой речи; трансформированное «короче говоря». Может выступать в значении частицы и в функции вводного слова. Близко по значению к «значит», «ну», «вот». Является жаргонным, молодежным 9,с.274.

Пример: Встретились мы, короче, с Серегой. Серый и говорит: идем в бар, короче. А деньги есть? Есть, говорит, короче, пошли.

4. Типа - частица, которая может выступать в качестве вводного слова; бессодержательный заполнитель пауз, «словесный мусор», обычно встречается в несколько затрудненной, неразвитой речи, чаще у представителей криминального мира. Сходно по значению с «вроде», «наподобие», «как бы». Относится к криминальному жаргону 9,с.608.

Пример : «Алле! - донесся из трубки радостный подростковый голос. - Я бы хотел, это… ну, типа, майку заказать. Размер, типа, М».

5. Ну - частица; выражение отклика на обращение или сообщение о чем-либо (обычно воспринимается как невежливое или недоброжелательное). Является грубым, фамильярным и разговорно-сниженным.

Алексей Дмитриевич Шмелев, помимо указанных функций, также выделял управление вниманием собеседника и членение текста на части 10,с.210.

употребление таких слов может быть частью игры актеров (изображение людей невежественных, с низкой культурой), средством намеренного создания определенного образа 1,с.75-76.

    В исследовании приняли участие 65 учащихся СОШ №1, 31 человек из шестых и 34 человека из десятых классов. Учащимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты (см. Приложение 1).

    Самое популярное слово у учащихся - «короче»- прямой показатель спешки, нервозности и даже агрессии. Думаю, в среде учащихся это модное слово, и его повторяют, подражая кому-то. Его употребляют 47% десятиклассников и 58% шестиклассников.

    Слово «блин» в качестве заменителя нецензурного слова употребляется для усиления желаемого эффекта, уточнения. Наиболее часто это слово используют в своей речи шестиклассники-52%. Десятиклассники употребляют его значительно реже, 21% опрошенных.

    Также часто употребляется опрошенными учащимися слово «типа» - 26% десятиклассников и 39% шестиклассников.

    Десятиклассники употребляют в своей речи слова «ну» (41%) , «как бы» (20%), «это» (12%) , «э-э-э» (20%). Отвечая на уроке, учащиеся пытаются собраться с мыслями, им трудно построить свой ответ. Вот тут и приходят на помощь слова «это» и «э-э-э».Шестиклассники в своей речи эти слова почти не используют. Возможно, еще не научились пользоваться данными словами.

    • небольшой словарный запас (23% шестиклассников и 41% десятиклассников);

      неумение подобрать нужные слова (соответственно 19% и 29%);

      заполнение пауз в разговоре (считают 12% десятиклассников) ;

      желание выделиться среди сверстников (соответственно 6% и 3%).

      расширять словарный запас (29% и 10% соответственно);

      следить за своей речью, стараться не употреблять такие слова (29% и 13% соответственно);

      заменять их другими словами (15 % и 10% соответственно).

      1. Постоянно пополняйте свой словарный запас новыми словами при помощи чтения художественной литературы.

      3. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать ее размеренной, правильно расставляя интонацию. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения - долгие.

      4. Чаще выступайте публично. Репетируйте свое выступление заранее. Запишите свою речь на диктофон или говорите перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Опрашиваемые подтверждают, что мало читают, мало общаются со сверстниками, проводя все свободное время за компьютером, что не способствует расширению словарного запаса.

      Большинство учащихся не обращают внимания на свою речь, не задумываются о том, как говорят, хотя считают, что от этой вредной привычки нужно избавляться.

      Таким образом, необходимо прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

      Надеюсь, что моя работа поможет обратить внимание учащихся на бережное отношение к родному языку.

      «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1. Мокиенко В. М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. - СПб.: Норинт, 2001. - 720 с.

        Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 399 с.

        Толково-энциклопедический словарь. - СПб.: «Норинт», 2006. - 2144 с.

        Химик В. В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. - СПб.: Норинт, 2004. - 768 с.

        Шмелев А.Д. Заполнители пауз как коммуникативные маркеры // Жанр интервью: особенности русской устной речи в Финляндии и Санкт-Петербурге. — Tampere, 2004. — С. 205-222

      Приложение 1

      Вопросы анкеты

      6. Каким образом нужно с ними бороться?

      Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7

      Каким образом нужно с ними бороться?

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

1. местоимения всех сортов и видов (личные, возвратные, относительные, указательные, отрицательные, неопределенные);

2. вводные слова и наречия (а также речевые обороты, частицы и междометия);

1. Местоимения

Пример: «Петя зашел в комнату. В ней стоял всего один стул. Он направился к нему, присел и некоторый период времени сидел молча».

Первое предложение «Петя зашел в комнату» несет информацию, оно краткое, ёмкое и важное. Из него мы понимаем, кто именно и что сделал. Поэтому оставляем его неизменным. Но следующую фразу надо «резать, не дожидаясь перитонитов». Если автор непременно хочет сообщить, что в комнате был стул, то лучше не «в ней», а «там» или «где»:
«Петя зашел в комнату. Там стоял стул».

«Петя зашел в комнату, где стоял стул».

«Всего» и «один» удаляем безжалостно: «стоял стул» читателю достаточно, чтобы понять, сколько стульев было в комнате.

Фраза «В ней стоял всего один стул» плоха еще и тем, что вынуждает в следующем предложении уточнять «Он направился к нему…». Понятно, что не стул к Пете пошел, а наоборот. Но сама формулировка щекотлива, на грани допустимого.

Такие нагромождения, как «…присел и некоторый период времени сидел молча» – это классика графоманства.

Во-первых, тавтология «присел» и «сидел».

Во-вторых, и так ясно: раз Петя присел, то он не стоял, не бежал, не лежал, а именно сидел на стуле.

В-третьих, оборот «период времени» – недееспособен. Период (др.греч.) – это промежуток\отрезок времени. Поэтому «период времени» – то же самое, что «отрезок времени времени». То есть, это даже не «масло масляное», а «масло масло».

В-четвертых, уточнение «молча» – пятое колесо в телеге. По первой фразе «Петя зашел в комнату» читатель понимает, что это было сделано с закрытым ртом. Что Петя не вбежал с криками. Не матерился, не бормотал проклятия и не возносил молитвы.

Вычистив всё лишнее, получаем: «Петя зашел в комнату и сел на стул». Смысл остался прежним, а текст, по сравнению с первоначальным, сократился более чем в два раза за счет «обрезания» лишних подробностей – в первую очередь, местоимений. Кроме четырех вырезанных местоимений, мы убрали еще половину уточнений, которые лишь раздражают читательский глаз. Кстати, лишние местоимения вредны не только сами по себе, но и тем, что тянут шлейф подробностей – утомительных, ненужных, а порой и нелепых (как в случае с «периодом времени»).

Еще примеры классических ляпов:

«Она прикоснулась к нему своей рукой». (А могла бы прикоснуться чужой?)

«Он вышел из тени и всей своей кожей ощутил палящий зной». (А мог бы ощутить не своей кожей, а опять-таки чужой; да к тому же, не всей, а частями!).

«Василий говорил, и в этой его речи звучало собственное превосходство». (А в «той чьей-то» речи звучало, видимо, превосходство кого-то другого).

2. Вводные слова и наречия

Пример: «Погода стояла, кстати, совершенно чудесная. Похоже, даже природа весьма радовалась весне. Конечно, судя по облакам на горизонте, пропитанным сыростью, не исключено, что пройдет проливной дождь. Но, видимо, ближе к вечеру. По крайней мере, точно не сейчас».

А теперь сравните: «Погода стояла чудесная, природа радовалась весне. Лишь сырые облака на горизонте намекали на вечерний ливень».

Эти части речи лучше использовать в диалогах. Тогда у героев появляется характерный язык, а у читателя складывается визуальный образ. Вот примеры фраз из диалогов, в которых наречия, междометия и вводные обороты раскрывают персонажа, заставляют его дышать, работают на книгу, а не против неё:

«А токмо стемнело, тудыть его в качель, так вовсе люто стало…».

«Очевидно, мсье, ваши усилия и растраты напрасны. Мадемуазель N безусловно, безоговорочно влюблена в другого».

«Ну, конечно, Машка пошла вразнос. Прям, ей-богу, по-бабьи так… Завелась буквально с пол-оборота, а я сдуру под горячую руку попал».

Даже без пояснений, кому принадлежат эти реплики, мы оказываемся «внутри» ситуации, в шкуре персонажа. Эмпатия происходит благодаря многообразию «ну», «очевидно», «вовсе», «сдуру», «безусловно» и т.д. Но это годится только для прямой речи и диалогов. То есть, когда озвучено устами героев. В любых описаниях (природы, места действия, ситуации, внешности, а также в словах автора) наречия и вводные выражения надо использовать по минимуму и аккуратно. Иначе получится муторная околесица, как в примере с «кстати-совершенно-чудесной-погодой».

3. Индивидуальные «мозоли»

Пример: «Чтобы отвлечься от горьких воспоминаний, Катя принялась за уборку. Прошлась тряпкой по мебели, смахивая с неё пыль. Протёрла стол, комод, буфет, даже антресоли. Но когда принялась наводить чистоту на столе, не выдержала и расплакалась. С фотографии на неё смотрел улыбающийся Саша. Всхлипывая, она засунула фото подальше и смахнула с ресниц слезы. Как он мог бросить ее, первую красавицу?! Все вокруг говорили, что Катя – вылитая модель, чем-то даже смахивает на Клаудию Шиффер».

Оставим за бортом художественную ценность произведения и сосредоточимся на «мозолях». Глагол «смахивать» встречается в отрывке трижды. Он и есть – та самая «мозоль». Катя смахивает пыль, слезы с ресниц да еще смахивает на Клаудию Шиффер. И всё это – в рамках одного абзаца. Обычно соотношение «мозолей» к объему текста сохраняет завидную константность. Автор искренне не видит этих повторов. Он так говорит, он так привык. Но читатель – нет. Так что, берем противомозольный пластырь и обрабатываем поврежденные участки.

1. свой, своя, своё, свои, своего, своей, своих, своему, своим, своими, своем

2. мой, моя, мое, мои, моего, моей, моих, моему, моим, моими, моем

3. твой, твоя, твое, твои, твоего, твоей, твоих, твоему, твоим, твою, твоими, твоем

4. его, ее, их (и проч., по падежам)

5. наш, наша, наше, наши, нашего, нашей, наших, нашему, нашим, нашего, нашу, нашими, нашем

6. ваш, ваша, ваше, ваши, вашего, вашей, ваших, вашему, вашим, вашего, вашу, вашими, вашем

7. некоторый, некоторая, некоторое, некоторые и т.д.

8. себя, себе, собой, собою (и т.д.)

13. внезапно

14. медленно

15. остальное

16. достаточно

17. довольно

18. постепенно

19. столь, сколь

22. вокруг

23. судя по всему

26. быстро

27. наконец, наконец-то

28. почему

29. отчего

32. собственный, собственно

34. немного

36. действительно

38. хотя бы, хоть

39. ужасно

42. тот, та, то, те (и т.д.)

43. невольно

45. прекрасно

47. именно

79. если…то (то – часто лишнее)

80. похоже

82. мгновенно

84. фактически

85. бесспорно

86. при этом

88. каждый раз

89. откуда-то

90. куда-то

91. тем не менее

92. таким образом, главным образом

93. же (в остальном же, так же…)

94. задумчиво

95. некоторое время

96. несколько минут (мгновений, столетий)

97. вообще

98. скорее

101. практически


  • Они становятся индикаторами для других людей о том, что у вас бедный .
  • Это мусор, который не несет никакого смысла и лишь загрязняет речь.
  • Могут выдавать волнение и неуверенность.
  • Мешают улавливать суть сказанного.

Короче

Несмотря на то, что это слово может нести смысловую нагрузку, ему можно найти десятки адекватных замен.

Как сказать

Это словосочетание использует студент на экзамене, которому, в сущности, сказать нечего и он пытается потянуть время. Оно же может быть индикатором заторможенного мыслительного процесса человека (не выспался, плохо работает память).

Существует мнение, что это слово-рекордсмен: его повторяют чаще других. И снова речь идет о том, что человек просто хочет заполнить паузу для того, чтобы вспомнить подходящее слово или решить, что говорить дальше.

Как бы

То есть

После «то есть» человек пускается в длительные рассуждения. Словосочетание словно является триггером для запуска мыслительного процесса. Без него это кажется человеку невозможным.

Понимаешь

При помощи этого слова человек пытается настроить вас на доверительный тон, нравится вам это или нет.

Жесть

К сожалению, это слово при сильной эмоциональной заряженности сейчас является едва ли не единственным негативно (или даже положительно) оценочным в словаре многих людей. Мы восклицаем «жесть!» после любой интригующей новости, полностью игнорируя красочные заменители, существующие в . Это слово-мем прочно засело в нашей психике.

Блин

Это слово может выражать досаду («Вот блин!») или быть способом заполнить паузы между другими словами.

Типа

Слово-индикатор неуверенности.

Собственно

Когда мы слышим это слово, то в голове, скорее всего, возникает образ типичного ботаника, поправляющего очки и желающего уличить нас в какой-нибудь неточности. Зачастую так и бывает.

Это слово не несет никакой смысловой нагрузки, зато плотно врезается в нашу повседневную речь.

Просто

Слово, которое очень часто означает уход от ответственности: «Я бы сходил за хлебом, просто…». Как и во многих случаях оно либо отражает внутренние психические проблемы, либо само же их и порождает.

«Эээ» и «М-м-м»

Один из самых раздражающих звуков человеческой речи. Лучше попросту молчать.

«Модные» слова

Их огромное множество, причем одни сменяют собой другие, оставляя выжженную землю в нашем мозге: жесть, капец, очуметь, респект.

Их будет трудно заменить лишь одним словом, поэтому подумайте насчет словосочетаний и даже целых фраз. Вместо того чтобы поблагодарить приготовившего ужин фразой «Респект тебе!», подумайте и скажите: «Мне очень понравился ужин: много зелени, овощей, да и мясо получилось очень сочным. Спасибо тебе». Поверьте, хуже точно не будет.

Заимствованные слова

Завуалированные ругательства

Если вы во время неудач используете слова «блин», «черт», «е-мое» и тому подобные, попробуйте выражаться развернуто: «Меня очень огорчает обстановка на работе».

Слова «типа», «так вот», «короче» и им подобные

Подобные слова можно заменять на предлоги (союзы, наречия и существительные), фразы или не употреблять вовсе. Фраза вряд ли потеряет в смысле, если из нее убрать мусор и вместо: «Я, типа, подхожу к нему и, короче, говорю, что он, типа круто сыграл в этом матче», – сказать: «Я подхожу к нему и говорю, что он отлично сыграл в матче».

Вам также помогут следующие приемы: осознание абсурдности, устранение причины возникновения и пересказ.

Желаем вам удачи!

  • Создают ощущение неуверенности говорящего, делают речь нечеткой.
  • Способны вызывать отторжение у слушателя, раздражением можно добиться только антицели (поссориться, потерять авторитет и т. д.).

В-третьих, актерская игра, то есть изображение людей низшего класса и воспитания.

Повод для шуток и смеха. Если человек злоупотребляет, например, словом «короче», то в очередной раз, когда он попросит «говорить короче и переходить к делу», отвечайте «короче». Или если к вам обращаются с просьбой принести «это, ну, это самое», принесите им записку, на которой будет написано - «это самое!».

Даже «мусорные» слова могут обладать пользой в общении - они делают разговор живым и ярким, естественным и непринужденным.

Такие речевые маркеры могут сделать любую мысль искренней и натуральной, а не продуктом машинных расчетов.

Однако все эти доводы можно покрыть следующими контраргументами: все полезные свойства вроде эмоциональности, естественности и яркости обеспечиваются и другими свойствами и речевыми оборотами. Можно использовать интонации, дискурсивные слова, диалогизацию речи.

Вывод

Важно вовремя обнаружить их в своей речи - записать себя, к примеру, на диктофон, прослушать самому и дать послушать друзьям полученный результат. Умный человек, стремящийся к самосовершенствованию, сможет сразу же разобрать плюсы и минусы своей речи, достаточно провести несложный анализ.

Нужно осознать причины их появления - здесь уже можно проследить психонейронные связи, которые способствовали появлению того или иного словарного блока в вашем сознании.

Вместо «вот», «типа», «ну», «слышь», «эээ», «значит» рекомендуется оснастить разговорную речь такими оборотами: «следовательно», «как и предполагалось», «далее же», «по моему мнению», «определенно могу сказать» и т. д.

Фраза: «Ну, значица, пришел я к ней, блин, и вот, значит, говорит она мне» после трансформации будет звучать так: «Следовательно, пришел я к ней, вот и говорит она мне».

Как бы сказать?

Штрафы и помощь коллектива. Бывает, человек образованный, а как привяжется зараза на язык, так страдает он и люди вокруг него от повторяющихся словесных «оказий». Так поможет только общественное порицание и штрафы, например, пару монет в банку за каждое неугодное словечко. Поверьте, не пройдет и двух недель, как весь коллектив вербально «оздоровится»! Также можно подписать договор о чистоте речи (с самим собой или коллективом)

Методы коррекции речи

«Стучание по клавишам». Некоторым очень помогает метод воображения стука по клавишам. Проблема будет устранена, если представить себе, что вместо разговора идет переписка в телефоне или по электронной почте, в которой тщательно подбирается каждое слово, и уж точно не фигурируют слова типа «эээ…», «как сказать…» и прочее. Простая человеческая лень способна на чудеса.

Чтение. Непрестанно знакомьтесь с произведениями мастеров слова. Чтение способствует развитию речи за счет пополнения словарного запаса и багажа структуры высказываний, которые мы невольно задействуем в своей речи.

Выразительное чтение вслух. Очень важно, оказывается, не только читать, но и проговаривать изящные художественные обороты. Срабатывает мышечная память, постепенно угловатость речи дисквалифицируется.

Пересказ. Берите диктофон или находите аудиторию, да хоть с зеркалом разговаривайте! Главное здесь - произносить обороты и термины, слова, которые использовались для создания оригинального текста. Это поможет повысить активность пассивного словарного запаса.

Подбор синонимов. Читая текст, задумывайтесь о синонимах к словам, сохраняя смысл оригинального текста.

Ключевые моменты. Это помогает расставить акценты в выступлении. Всегда соблюдайте структуру повествования.

Краткость - сестра таланта. Придерживайтесь этого древнего правила, и вы удивитесь, насколько интересны вы станете людям.

Ну...

Баранки гну! На каждое слово найдется противовес. Придумайте собственный момент избавления от ненужных в речи слов. Возможно, вам помогут вышеперечисленные методы. Если нет - придумайте свой! А вдруг вы и есть тот самый новатор, что изобретет стопроцентную дискриминацию неугодных высказываний? Дерзайте!

Появляются они по разным причинам.

Самые распространенные:

  1. Крайне ограниченный словарный запас. Его дефицит вынуждает человека использовать мусорные слова для связки речи и выражения своих мыслей.
  2. Низкая скорость трансформации мыслей в слова. В этом случае паузы между фразами автоматически заполняются словами и звуками вроде «э-э-э», «как бы», «ммм…» и др.
  3. Обыкновенная лень и отсутствие понимания культуры речи.
  4. Излишняя возбужденность при выражении мыслей.
  5. Намеренное применение «мусора» в речи (когда стиль общения — часть «модного» образа).

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что от мусора в речи нужно избавляться. И поводов для начала борьбы с ним немало.

Практически невозможно сделать свою речь стерильно чистой (да и не нужно — мы же не роботы), но от большей части речевого мусора все-таки нужно избавиться.

Прежде всего, берем диктофон (камеру) и записываем свой обычный диалог, например, по телефону с другом. Или комментируем вслух пересмотренный накануне фильм.

Если диктофона/камеры нет, просим друга вам помочь.

Вы должны быть постоянны в своем самоконтроле!

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...