Тест на тему: Диагностика эмпатии. Эффективные методики определения уровня эмпатии: тест Юсупова и Бойко

Этот тест помогает определить, насколько вы способны к эмпатии как одному из важнейших профессионально значимых качеств личности учителя.

Отвечая на вопросы, пользуйтесь вариантами ответа: «Не знаю», «Нет, никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда», «Да, всегда».

«Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа: «не знаю», «никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда».

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых людей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов или неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю те, в которых звучит современная музыка.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравиться наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. Увидев покалеченное животное, я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свое идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда бывают задумчивы

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем приступить к обработке полученных результатов, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали на вопросы диагностики. Не ответили вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 2, 4, 16, 18, 33, а также «да, всегда» на вопросы: 2,7, 11,13, 16, 18, 23?

Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ «да, всегда» поучен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ «да, всегда» получен для одного из утверждений, а «нет, никогда» - для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. Суммируйте результаты. Если общая сумма равна 5 или более, то результат недостоверен; при сумме, равной 4,- результат сомнителен; при сумме не более 3 – результат может быть признан достоверным.

Ключ

Эмпатия к родителям - № 10,13,16.

Эмпатия к животным - № 19, 22,25.

Эмпатия к старикам – № 2, 5, 8.

Эмпатия к детям – № 26, 29, 35.

Эмпатия к героям художественных произведений – № 9,12, 15.

Эмпатия к незнакомым и малознакомым людям – № 21, 24,27.

Обработка результатов. Констатируйте уровень эмпатии в целом и по каждой из составляющих.

Очень высокий – 15, 82 – 90;

Высокий – 13 -14, 63 – 81;

Средний – 5 -12, 37 – 62;

Низкий – 2 – 4, 12 – 36;

Очень низкий – 0 -1, 5 –11.

Интерпретация результатов:

82 – 90 баллов – очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети легко доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом боитесь их задеть. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего друга. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам и вам не рекомендуется быть педагогом. Вам впору позаботиться о своем психическом здоровье.

63 – 81 балл – высокая эмпатия. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» по их лицам, «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценки событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитайте работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия. Вам рекомендуется быть педагогом, но при этом есть над сем задуматься и поработать.

37 - 62 балла - средний уровень, норма эмпатийности, присущая подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей. Вам рекомендуется быть педагогом: во-первых, поможете себе, осваивая эту специальность, а во-вторых, вы потенциально годитесь для нее.

12 – 36 баллов – низкий уровень эмпатии. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления и поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, что у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Окружающие платят вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием.

Но это исправимо, если вы раскроетесь и станете пристальнее всматриваться в поведение окружающих вас людей и начнете принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди коллег, друзей. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны и индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходимо заняться воспитанием чувств. Подумайте, легко ли вам будет работать педагогом.

Тест. Ваша терпимость

Важной характеристикой педагогической культуры является терпимость, которая в современных условиях имеет не только педагогическую, но и социальную значимость. Это ведущее качество педагога-гуманиста, определяющее проявление эмпатии, уважения к иному мнению, иной вере, иным вкусам. Терпимость лежит в основе толерантности. Данный тест поможет определить уровень Вашей терпимости.

Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому что принят план, предложенный партнером? а) да; б) нет.

Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете: а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли все желающие, даже если они не знают правил?

Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости? а) да; б) нет.

Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде? а) если они не переступают допустимых границ, это вас вообще не интересует; б) Вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

Можете ли Вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями? а) Вам бывает очень трудно это сделать; б) Вы не обращаете внимания на такие различия.

Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) Вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка будет неприятна, Вы постараетесь ответить в той же шутливой форме.

Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят на своем месте»? а) да; б) нет.

Вы приводите в компанию друга (подругу) и он (она) становится центром внимания. Как Вы реагируете? а) Вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас; б) Вы лишь радуетесь за своего друга.

Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы? а) промолчите и просто уйдете в сторону; б) вступите в спор.

А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 1б; 2б; 3а; 4а; 5б; 6б; 7а; 8б; 9а.

Интерпретация результатов:

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы Вы ни находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе, чем Вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются.

Каждый из нас в жизни регулярно сталкивается с необходимостью выслушать, поддержать и понять другого человека. Некоторым это удается легко и просто, а для кого-то – это крайне сложная задача.

Способность человека сопереживать, чувствовать другого и испытывать аналогичные эмоции в психологии называют эмпатией.

Характер эмпатийного восприятия

Высокий уровень эмпатии у личности проявляется в ее умении сопереживать определенным образом, что отличает ее от сочувствия:

  • В момент сопереживания эмпатийный человек «забывает» про себя, свои интересы и переживания – он целиком погружен в проблемы другого;
  • Отчетливо понимает и называет для себя эмоции и переживания другой личности;
  • Умеет заботливо и тактично донести свою поддержку и выразить способом, комфортным и близким для другого.

Эмпатийное сопереживание – больше, чем просто сопереживание.

Если такой человек видит, что другой напуган, ему больно, или, наоборот, испытывает радость – он чувствует страх и боль или радуется вместе с ним. Эти чувства воспринимаются как свои собственные. Эмпатия так же интересна тем, что в состоянии проявляться не только по отношению к окружающим людям или животным – ее особенность в проявлении чувств и эмоций той же силы к героям литературных произведений, театра и кино.

Методики определения

Тесты, с помощью которых проводится диагностика социальной эмпатии, доступны любому, заинтересовавшемуся вопросом развития уровня собственного умения сопереживать. Методика определения степени эмпатии почти везде идентична – это список вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один, наиболее близкий для вас. Тесты возможно использовать в совокупности – ответив на несколько, вы сможете максимально оценить себя со стороны умения сочувствовать и сопереживать людям .

  1. Тест И.М. Юсупова

Тест психолога из Казани И.М. Юсупова - наиболее распространенная экспресс методика определения эмпатии. Суть метода в субъективной оценке нескольких утверждений. На первый взгляд, они кажутся далекими от темы сопереживания и эмоциональной включенности в проблемы других, однако, ученый создавал тест таким с целью минимизировать количество социально ожидаемых ответов. Они не могут быть хорошими или плохими – самое главное, отвечать честно и первое, что приходит в голову. Результаты оформляются в таблице, где каждому варианту ответа присваивается свой балл.

  1. Тест В.В. Бойко

Этот тест на первый взгляд кажется проще – методика состоит из идентичного количества вопросов, а вариантов ответов меньше. Методика ответов заключается в положительной и отрицательной оценке – «да» или «нет». Однако, в процессе создания методики, В.В.Бойко руководствовался выделением нескольких каналов эмпатии:

  • Рациональный. Осознанная направленность внимания, мышления на другое существо, при отсутствии логики и мотивации интереса – привлекает сам факт существования субъекта и его особенностей.
  • Эмоциональный. Характеризуется погруженностью в энергетическое поле человека при возникновении эмоционального резонанса.
  • Интуитивный. Способность интуитивно предвосхищать поведение партнера, действовать, не имея достаточного количества информации о нем, опираясь на подсознание.

По мнению В.В. Бойко, именно методика оценки уровня развития этих трех параметров эмпатии в совокупности способна дать объективный ответ.

Зачем нужно определять свой уровень эмпатии?

Тесты И.М.Юсупова и В.В.Бойко являются наиболее распространенными и эффективными методиками на сегодняшний день благодаря своей простоте и доступности, в том числе онлайн. Они дают ответ на вопрос, насколько мы в состоянии проникнуться переживаниями другого человека? Если тесты дают не тот результат, который стоит считать приемлемым, то в наших руках это изменить.

Этот тест на уровень эмпатии поможет вам определить, насколько хорошо вы способны чувствовать людей прямо сейчас. Верно ли ваше первое впечатление?

Вероятно, вы уже знаете, что эмпатия¹ - это умение чувствовать эмоции и настроение других людей, переживать чужие волнения как свои собственные. Эта уникальная способность позволяет тому, кто ею обладает, узнавать о человеке все с помощью своего внутреннего ощущения.

Обладаете ли вы склонностью чувствовать других?

Бывало ли, что иногда вы ощущали мысли, состояние, настроение других людей?

Удавалось ли вам с первого взгляда определять характер человека, его склонности?

Чувствовали ли вы когда-нибудь, что некий ваш знакомый, находящийся далеко от вас, думал о вас, а потом это подтверждалось?

А как вы сами реагируете на окружающий мир?

Бывало ли так, что вы читали книгу или смотрели фильм и настолько увлекались, что переживали эмоции актеров как свои собственные? И буквально физически ощущали боль, наслаждение или радость?

Если вам знакомы хотя бы какие-то из вышеперечисленных ситуаций, то вы определенно обладаете даром эмпатии! Развивая эту способность, вы можете достичь очень многого!

Хотите проверить себя еще глубже?

Тест на уровень эмпатии, который я вам сегодня предложу, поможет определить, насколько в вас развита способность чувствовать других людей. Хочу предупредить сразу - этот тест показывает именно уровень эмпатии, а не наличие задатков к этой способности. Это вам помогут понять вышеприведенные вопросы и этот тест на эмпатию >>>

Сегодня вы попробуете проникнуть в суть людей (их изображений) и узнать о них больше!

Как же это загадочно и интересно – проникать в тайны других и читать их историю, как по раскрытой книге! Если захотите, я научу вас этому, а пока проверим, что вы можете уже сейчас! Итак, начнем наш тест на уровень эмпатии!

Тест на уровень эмпатии!

Ниже вы найдете фотографии 3-х людей. Вам нужно проникнуть вглубь этих изображений, погрузиться в энергетику этих людей и считать необходимую информацию.

Каким образом? Все просто!

1. Сядьте в удобное кресло или на стул.

2. Закройте глаза.

3. Расслабьтесь.

4. Побудьте в расслабленном состоянии еще пару минут.

5. Затем откройте глаза и сосредоточьтесь на первом изображении.

Перед вами фотография незнакомой девушки. Посмотрите на нее внимательно.

6. А теперь ответьте себе на один вопрос: «Кем работает эта девушка?»

Сосредоточьтесь на своем внутреннем ощущении от этого человека.

Варианты ответа:

а) эта девушка – бухгалтер;

б) эта девушка – учитель;

в) эта девушка – повар.

После того, как вы определили профессию девушки, изображенной на первом фото, вновь закройте глаза и расслабьтесь. Отпустите все мысли.

Отдохнув немного, вновь откройте глаза и посмотрите на вторую фотографию.

На ней изображен молодой парень. Какое ощущение он вызывает внутри вас? Сосредоточьтесь на этом ощущении, а затем спросите себя: «Кем работает этот парень?»

Варианты ответа:

а) этот парень – художник;

б) этот парень – программист;

в) этот парень – юрист.

Определившись с ответом, вновь закройте глаза. Расслабьтесь. Не думайте ни о чем. Посидите так 1-2 минуты. Откройте глаза. Вам осталось определить профессию человека, изображенного на третьей фотографии.

Погрузитесь в ощущение, исходящее от этого мужчины. Сосредоточьтесь на том чувстве, которое он у вас вызывает. Кем работает этот человек?

Варианты ответа:

а) этот мужчина – военный;

б) этот мужчина – ученый-физик;

в) этот мужчина – директор крупной фирмы.

Так кто же эти люди по профессии?

Итак, девушка, изображенная на 1 фотографии, работает бухгалтером. Правильный ответ – «а».

Юноша на 2 фотографии – программист (ответ «б).

А мужчина на 3 фотографии – директор крупной компании (ответ «в»).

Результаты теста на уровень эмпатии!

1. Если вам удалось правильно определить все 3 профессии, то у вас есть великий дар. У вас очень высокий уровень эмпатии! Все, что вам нужно, это научиться управлять этим даром!

2. Если вам удалось правильно определить 2 профессии из 3-х, то дар эмпатии у вас определенно есть, и уровень эмпатии достаточно высокий. Вам лишь нужно приложить немного усилий, чтобы овладеть этой способностью в совершенстве.

3. И даже если вы правильно назвали лишь 1 профессию, вы вполне можете научиться точно считывать информацию с людей с помощью своего внутреннего чутья. Такой результат говорит о среднем уровне эмпатии.

4. Если вам не удалось правильно определить ни одну профессию, значит, вы пока ваши способности чувствовать других людей очень слабые, и уровень эмпатии низкий. Но вы вполне можете его повысить, если захотите!

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Тест: Способность к эмпатии

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных направлений я предпочитаю музыку в «современных ритмах».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве я слушал грустную историю, на мои глаза сами собой наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую так, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая все другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, я хотел бы угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь чем-то ему помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов:

Прежде всего оценивается искренность ответов. Так называемая «шкала лжи» (или «шкала социальной желательности») включает ответы «не знаю» на утверждения 3, 9, 11, 13, 28, 36 и ответы «да, всегда» на пункты 11, 13, 15, 27. Три и менее совпадений со «шкалой лжи» – надежные результаты тестирования; четыре совпадения со шкалой – сомнительный результат теста; 5 и более совпадений – недостоверный результат, искаженный стремлением «отвечать правильно» и соответствовать принятым нормам.

Сложите сумму баллов по следующим пунктам: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.

Интерпретация:

82-90 баллов – очень высокий уровень эмпатии. Сопереживание развито до степени болезненности, постоянное беспокойство за эмоциональное состояние других людей. Возможны невротические срывы.

63-81 балл – высокий уровень эмпатии. Искренний интерес к людям, чувствительность к нуждам окружающих. Сильная потребность в социальном одобрении; адекватное отношение к критике. Отсутствие склонности к точной и кропотливой работе, некоторая неуравновешенность.

37-62 балла – нормальный уровень эмпатии (свойствен большинству людей). В межличностных отношениях суждения о людях делаются скорее на основании их поступков, чем на основе личных впечатлений. Устойчивый самоконтроль эмоциональных проявлений. Внимательность в общении, готовность выслушать и понять, но ограниченный запас терпения. Затруднения при прогнозировании поведения других людей.

12-36 баллов – низкий уровень эмпатии. Затруднения в установлении контактов. Часто непонимание эмоциональных реакций окружающих. Отчужденность, ограничение круга общения несколькими близкими людьми.

11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатии. Затруднения в установлении контактов, особенно с маленькими детьми и людьми значительно старшего возраста. Неловкость в межличностных отношениях, болезненное восприятие критики. Ярко выраженная центрированность на собственном «Я».

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Установление эмпатии Термин “эмпатия” в последнее время истерся и практически потерял свою содержательность. И все же не существует другого слова, которое означало бы “чувствовать вместе с”, а не “чувствовать вместо”, что и составляет внутреннее различие между

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Экспресс-диагностика эмпатии Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение уровня эмпатии.Описание: Опросник содержит б диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных

Из книги Дар психотерапии автора Ялом Ирвин

Глава 7. Учите эмпатии Осторожная эмпатия - это существенная черта не только для терапевта, но и для пациентов, и мы обязаны помочь пациентам развить эмпатию по отношению к другим людям. Помните, что наши пациенты обычно приходят к нам из-за неуспешности в создании и

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

«Шепоты и крики»: сила эмпатии Эмпатия - самый эффективный инструмент, который помогает нам устанавливать связи с другими людьми. Это скрепляющий раствор человеческой взаимосвязности. Эмпатия позволяет нам почувствовать на глубинном уровне, что ощущает другой

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Глава 7 КОРНИ ЭМПАТИИ Вернемся к Гэри, блестящему, но страдающему алекситимией хирургу, который причинял сильные страдания своей невесте Эллен тем, что не обращал внимания не только на собственные чувства, но и на ее тоже. Подобно большинству алекситимиков, он не обладал

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Неврология эмпатии Как это часто случается в неврологии, первую информацию, наводящую на мысль о том, что источник эмпатии следует искать в головном мозге, предоставили отчеты о странных и эксцентричных пациентах. В отчете за 1975 год, например, анализировались отдельные

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Отсутствие эмпатии Многие черты психопатов: эгоцентричность, отсутствие сожаления, поверхностность эмоций, коварство - часто дополняются полным отсутствием эмпатии (неспособность представить состояние и чувства другого человека). Они не могут войти в чье-то положение.

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Обучение эмпатии Когда я училась в магистратуре, почти все курсы включали элементы, направленные на повышение эмпатии. Так обучается большинство студентов, специализирующихся на психологии, социальной работе, семейном консультировании и семейной терапии.Все чаще в

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Преграды для эмпатии Жалость против эмпатии В разговоре мы часто путаем эмпатию с жалостью. Однако в интервью женщины предельно внятно объясняли различие между ними. Когда они говорили о своей способности преодолевать стыд, они четко указывали на эмпатию: нужно

Из книги Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния автора Кил Кент А.

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Низкий уровень эмпатии У некоторых людей отсутствует или очень ограничена способность понять, как окружающие будут реагировать на их

Из книги автора

Формирование эмпатии Около половины молодых врачей, принявших участие в одном исследовании, признались, что их эмпатия к пациентам снизилась в процессе профессиональной подготовки (и всего лишь треть заявила, что она укрепилась). Многие в ходе карьеры так и не

Диагностика уровня эмпатии (И.М.Юсупов)

Шкалы: эмпатия к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям

Назначение теста

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов:

«не знаю» (0);

«никогда или нет» (1);

«иногда» (2);

«часто» (3);

«почти всегда» (4);

«всегда или да» (5).

Каждому варианту ответа соответствует числовое значение (указано в скобках): 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Инструкция к тесту

Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснения так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным на тот или иной ответ.

Тест

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8. Старые люди, как правило, обижаются без причин.

9. Когда в детстве я слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка и интерпретация результатов теста

Следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника:

«не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33;

«всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.

Кроме того, следует выявить:

Сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36;

Сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из утверждений, а ответ типа «никогда» или «нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4, результат сомнителен; если же сумма не более 3, результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, недостоверные результаты могут быть обусловлены, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня. Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

Ключ к тесту

Шкала Номер утверждения

Номер Проявление эмпатии к:

I Родителям 10, 13, 16

II Животным 19, 22, 26

III Пожилым людям 2, 5, 8

IV Детям 25, 29, 32

V Героям художественных произведений 9, 12, 15

VI Незнакомым или малознакомым людям 21, 24, 27

С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Уровень Количество баллов

По шкалам в целом

Очень высокий 15 82-90

Высокий 13-14 63-81

Средний 5-12 37-62

Низкий 2-4 12-36

Очень низкий 0-1 5-11

Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Уровневые характеристики эмпатии

82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Вы плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время вы сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но чаще вы держите их под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому их поступки порой оказываются для вас неожиданными. Вы не отличаетесь раскованностью чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны для вас контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно перено сите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Источники

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.153-156 Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114-118


Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...