Маленький шахтер читать полный рассказ. Разработка урока литературного краеведения "А.Серафимович "Маленький шахтер" (6 класс)

Серафимович Александр Серафимович

«Маленький шахтёр»

Отец-шахтёр отправляет своего 12-летнего сына работать на шахту на выходные рождественские дни. Мальчик «упрямо и слезливо» пытается сопротивляться, но бесполезно. «Мальчик тоже был чёрен, как эфиоп, оборван и тоже мелькал босыми ногами в продранных башмаках».

Три рождественских дня предстояло провести мальчику Сеньке в шахте за работой. «Тоска и отчаяние щемили сердце. Губы дрожали, он щурился, хмурил брови, стараясь побороть себя и глотая неудержимо подступавшие детские слезы». На водокачку вместе с Сенькой отправлен пьяница Егорк Финогенов. Егорка был зол с похмелья и от предстоящей работы в праздники, когда остальные пьянствуют и гуляют (но другого выхода у него нет, так как все средства к существованию Егорка уже пропил).

Когда Егор и Сенька остались одни в тёмной шахте у водокачки, Финогенов улёгся спать, а мальчик должен быть работать в темноте. Сенька уже не думал о праздниках и веселье. «Сенькой овладело состояние, подобное тому, какое испытывает привычный к дальним дорогам конь, когда он вляжет в хомут и тронется, помахивая слегка головой, зная, что долго придётся идти этой мерной, неспешной поступью».

У него появилось ощущение одиночества и нараставший страх. Сенька ощущал присутствие чего-то страшного и пока скрываемого. Он устал и больше не мог качать. Вода стала прибывать. От безысходности мальчик начал кричать и плакать. Наконец Егор сменил Сеньку.

«Сенька достал из-за пазухи кусок слипшегося от сырости чёрного хлеба и стал есть». Мальчик заснул. Ему снилось веселье, праздник, баня. Тут его больно ткнули в бок. Это Егор пришёл будить его, чтобы Сенька сменил его. Опять вокруг стала тишина. Все было неподвижно, угрюмо, безнадёжно.

Автор начинает своё произведение с того момента, когда отец, работающий шахтёром, решил отправить своего сына, которому исполнилось двенадцать лет, трудиться на шахту, в выходные дни рождественских каникул. Мальчику не хочется идти на работу. Ему привлекательней погулять с друзьями, и сын пытается отговорить своего отца от его просьбы. Но сопротивляться его воле не может, и уходит на работу. Писатель очень драматично описывает образ мальчика, отображая его в оборванной одежде с босыми ногами. Он был черным, как негр. Читатель понимает, что отец не сильно беспокоился внешним видом своего сына.

Мальчик Сенька, должен был провести на шахте три дня рождественских праздников. В его сердце была тоска и отчаяние. На глаза накатывались слёзы, а губы его дрожали. Сенька еле сдерживал свои чувства, чтобы не заплакать. На водокачку, вместе с мальчиком, отправили пьяницу Егора Финогенова. Он был злой от наступившего похмелья, и от предстоящей трудовой деятельности в праздничные дни, когда все остальные пьют и гуляют. Но другого выхода у него не было, потому что Егор уже пропил все средства к существованию.

В то время, когда они остались вдвоём, в тёмной шахте возле водокачки, Финогенов решил поспать, а Сенька должен был работать сам, в темноте. Мальчик уже не задумывался о праздниках и весёлом времяпрепровождении. Сеньку посетило чувство меланхолии, на подобии тому, какое испытывает привычная к дальнему пути лошадь, когда его запрягут в хомут, и он тронется в дорогу размеренной поступью, больше ни о чём не думая.

У Сеньки нарастало чувство одиночества и страха. Мальчик явно ощущал присутствие какой-то страшной силы, но не знал, откуда она исходит. Наконец он устал, и не мог больше качать воду. Она стала прибывать с нарастающей скоростью. От ощущения безысходности Сенька начал кричать и зашёлся в рыданиях. Проснувшийся от криков Егор, сменил мальчика.

Сенька перекусил на скорую руку куском застаревшего, чёрного хлеба и уснул. Ему приснилось веселье праздника и жаркая баня. Здесь его больно пнули в бок. Это Егор пришёл разбудить его, чтобы мальчик заступил в свою смену. Сеньку опять окружила тишина. Всё вокруг казалось неподвижным, угрюмым и безнадёжным.

Отец-шахтер отправляет своего 12-летнего сына работать на шахту на выходные рождественские дни. Мальчик «упрямо и слезливо» пытается сопротивляться, но бесполезно. «Мальчик тоже был черен, как эфиоп, оборван и тоже мелькал босыми ногами в продранных башмаках».

Три рождественских дня предстояло провести мальчику Сеньке в шахте за работой. «Тоска и отчаяние щемили сердце. Губы дрожали, он щурился, хмурил брови, стараясь побороть себя и глотая неудержимо подступавшие детские слезы». На водокачку вместе с Сенькой отправлен пьяница Егорк Финогенов. Егорка был зол с похмелья и от предстоящей работы в праздники, когда остальные пьянствуют и гуляют (но другого выхода у него нет, так как все средства к существованию Егорка уже пропил).

Когда Егор и Сенька остались одни в темной шахте у водокачки, Финогенов улегся спать, а мальчик должен быть работать в темноте. Сенька уже не думал о праздниках и веселье. «Сенькой овладело состояние, подобное тому, какое испытывает привычный к дальним дорогам конь, когда он вляжет в хомут и тронется, помахивая слегка головой, зная, что долго придется идти этой мерной, неспешной поступью».

У него появилось ощущение одиночества и нараставший страх. Сенька ощущал присутствие чего-то страшного и пока скрываемого. Он устал и больше не мог качать. Вода стала прибывать. От безысходности мальчик начал кричать и плакать. Наконец Егор сменил Сеньку.

«Сенька достал из-за пазухи кусок слипшегося от сырости черного хлеба и стал есть». Мальчик заснул. Ему снилось веселье, праздник, баня. Тут его больно ткнули в бок. Это Егор пришел будить его, чтобы Сенька сменил его. Опять вокруг стала тишина. Все было неподвижно, угрюмо, безнадежно.

Александр Серафимович. Отрывок 1

Ну, иди, иди, идолёнок, голову оторву... змеиное отродье!..- разнеслось в морозном вечернем воздухе.

Грязный, всклокоченный, с головы до ног пропитанный угольной пылью шахтёр с озлобленной торопливостью и угрозой во всей фигуре, пожимаясь от холода, шагал в башмаках на босу ногу по снегу, черневшему от угля, за подростком лет двенадцати, торопливо уходившим впереди него.

Мальчик тоже был чёрен, как эфиоп, оборван и тоже мелькал босыми ногами в продранных башмаках. Он ежеминутно оглядывался, взволнованно махая руками и своей физиономией и всеми движениями выражая самый отчаянный протест.

Не пойду, тятька, не буду работать, пусти... Что ж это, всем праздник, один я... пусти, не буду работать... - упрямо и слезливо твердил он, в то же время, торопясь и припрыгивая то боком, то задом, чтобы сохранить безопасное расстояние между собой и своим спутником.

Ах ты, идол! Вот, прости господи, навязался на мою душу грешную!

И оба они продолжали торопливо идти по черневшей дороге, огибая насыпанные груды угля, запорошённого снегом.

Морозный воздух был неподвижен, прозрачен и чист. Последний холодный отблеск зимней зари потухал на далёких облаках, и уже зажигались первые звёзды, ярко мерцая в синевшем небе. Мороз кусал за щёки, за нос, за уши, за голые ноги. Снег хрустел под ногами, а кругом стояла та особенная тишина, которая почему-то обыкновенно совпадает с кануном рождественских праздников. Тёмные окна в домах засветились, маня теплом и уютностью семейного очага.

Впереди из-за громадной, сложенной в штабели груды угля показалось угрюмое кирпичное здание с высокой, неподвижно черневшей на ясном небе трубой. Из дверей выходили шахтёры и кучками расходились по разным направлениям, спеша в бани.

Мальчик первый вбежал по ступенькам на крыльцо и, обернувшись и выражая всей своей фигурой отчаянную решимость, сделал последнюю попытку сопротивления.

Не пойду, не пойду... Что это, отдыху нет... всем праздник...

Но как только отец стал подыматься на крыльцо, мальчишка юркнул в двери. Шахтёр последовал за ним.

Они очутились в громадном тёмном помещении, где смутно виднелись гигантские машины, валы, приводные ремни и цепи. Это было помещение, откуда спускались в шахту. Тут же находилась и контора. Возле неё толпилась последняя кучка рабочих, спешивших поскорей получить расчёт и отправиться в баню, а некоторые - прямо в кабак.

Праздники, полная свобода, возможность пользоваться воздухом, солнечным светом, вся надземная обстановка, от которой так отвыкают за рабочее время, и предстоящий трёхдневный разгул и пьянство клали особенный отпечаток оживлённого ожидания на их серые лица.

Шахтёр подошёл к конторке:

Иван Иванович, пиши маво парнишку к водокачке. Неча ему зря баловать.

Человек в широком нанковом 2 пиджаке, с лицом старшего приказчика или надсмотрщика, поднял голову, холодно и безучастно поглядел на говорившего и, наклонившись, опять стал писать что-то.

Мальчик стоял, отвернувшись от конторки и упорно глядя в окно.

Три дня рождественских праздников он проведёт в шахте. Дело было кончено, и поправить было нельзя.

Тоска и отчаяние щемили сердце. Губы дрожали, он щурился, хмурил брови, стараясь побороть себя и глотая неудержимо подступавшие детские слёзы. Отец тоже стоял, поджидая, когда отпустит конторщик.

Чёрный, с шапкой спутанных волос и угрюмым видом шахтёр, дожидавшийся расчёта у конторки, безучастно оглядел говорившего, мельком глянул из-под насупленных бровей на мальчика, достал кисет, медленно скрутил цигарку, послюнил её и стал набивать, не спеша и аккуратно подбирая трубочкой с широкой чёрной мозолистой ладони корешки.

Что мальчишку-то неволишь? - равнодушно проговорил он, отряхивая остатки засевшего между пальцами табаку.

Не я неволю, нужда неволит; всё недостача да недохватки. Тоже трудно стало, то ись до того трудно - следов не соследишь, - и он махнул рукой и стал рассказывать, как и с чего у него пошло всё врозь и стало трудно.

Шахтёр молча, с таким же сосредоточенным, нахмуренным лицом, и не слушая, что ему говорил собеседник, закурил. Бумага на мгновение ярко вспыхнула, осветив стоявших возле рабочих, и из темноты на секунду выступили неподвижные, точно отлитые из серого чугуна черты и огромные, белые, как у негра, белки глаз.

На малую водокачку в галерею номер двенадцать которые? - проговорил, повышая голос, конторщик.

Рабочие молчали, оглядываясь, друг на друга.

Ну, кто же? Тут Финогенов записан.

Здесь, - проговорил чей-то хриплый голос, и оборванец, с которым жутко было бы повстречаться ночью, показался в полумраке наступивших сумерек. Опухшее, оплывшее, заспанное сердитое лицо, сиплый голос свидетельствовали о беспросыпном пьянстве.

Чего же молчишь? Бери мальчишку да спущайся, ждут ведь смену.

Оборванец покосился на мальчика.

Чего суёте-то мне помёт этот! Чего мне с ним делать?..

Ну, ну, иди, не разговаривай.

- "Иди"!.. Сам поди, коли хочешь. Вам подешевле бы всё... - И он грубо, скверными словами выругался и пошёл к срубу, уходившему сквозь пол в глубину земли.

Мальчик молчаливо и безнадёжно последовал за ним. Они подошли к четырёхугольному прорезу в срубе и влезли в висевшую там на цепях клетку. Машинист в другом отделении пустил машину; цепи по углам, гремя и визжа звеньями, замелькали вниз, и клетка скрылась во мраке, оставив за собой зияющее четырёхугольное отверстие.

Когда клетка исчезла и на том месте, где за минуту был мальчик, остался тёмный провал, рабочий в башмаках почесал себе поясницу и повернулся к угрюмому шахтёру:

Кабы не хозяйка заболела... жалко мальчишку - тоже хочется погулять.

Тот ничего не ответил, стараясь докурить до конца корешки, и потом повернулся к конторке получать расчёт...

1 Это рассказ советского писателя о дореволюционном времени.

2 Нанковый - из дешёвой бумажной ткани.


Тема:

Александр Серафимович (Попов). Рассказ «Маленький шахтер»

Цель:

    Познакомить учащихся с биографией писателя, обратив особое внимание на его связи с Донбассом; ознакомить с содержанием произведения, показать жизнь мальчика до революции, его непосильный труд, отношение к нему окружающих.

    Развивать чувство благодарности к родным, к школе, к обществу.

    Воспитывать интерес к истории Донбасса, отзывчивость, сострадание; пробудить интерес к труду, к шахтерской профессии, воспитывать гордость за шахтеров Донбасса, свою причастность к настоящему родного края.

Оборудование:

портрет Серафимовича А.С.,выставка его произведений, иллюстрации учащихся или отцов-шахтеров о труде в шахте в настоящее время, о желании горняков улучшить условия работы; о горняцких профессиях, презентация «Шахтеры – гордость Донбасса»; рассказ «Маленький шахтер», «Дерево ожиданий»; запись песни В Высоцкого «Черное золото».

Словарь:

    Александр Серафимович Попов - Серафимович (его псевдоним) 1863 – 1949гг. русский советский писатель.

    Повесть «Пески», роман «Город в степи», роман «Железный поток» .

    Рассказ «Маленький шахтер».

Словарная работа:

    Рождественские праздники – религиозные праздники.

    Приказчик – управляющий.

    Надсмотрщик – человек, которому поручен надсмотр.

    Трактир – гостиница с рестораном.

    Кабак – питейное заведение.

Формирование компетентностей:

    учебной: формировать умение самостоятельно добывать информацию из разных источников, выделять главное;

    поликультурной: развивать умение анализировать и оценивать достижения литературы родного края;

    информационной: формировать умение использовать источники информации, в частности ИКТ, для личного развития, использовать технологии и знания, которые удовлетворяют потребности общества;

    социальной: формировать умение ориентироваться в разнообразии профессий, определять личностные цели в плане выбора профессии.

Опережающие задания:

    нарисовать иллюстрации о шахтерском труде;

    подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Серафимовича (индивидуально);

    подготовить презентацию «Шахтеры – гордость Донбасса» (индивидуально);

    исследовать свое родовое дерево и найти в нем (если есть) шахтерские корни;

    подготовить инсценирование отрывки (индивидуально).

Методы, приемы и формы работы:

    «Мозговой штурм»;

    «Дерево ожиданий»;

    «Рефлексия»;

    «Микрофон»;

    «Ассоциативный куст»

ЭПИГРАФ:

Чем лучше мы будем знать прошлое,

Тем легче, тем более глубоко и

Радостно поймем великое значение

Творимого нами настоящего.

М. Горький

ХОД УРОКА

І. Организационно-мотивационный этап.

Вступительное слово учителя.

Донецкий край, где мы с вами живем, не всегда был таким.

Шесть-семь столетий назад, то есть 600-700 лет тому назад было «поле чистое», «земля незнаемая» покрытая степными травами, цветами, душистой полынью.

Время шло. Дни сменялись месяцами, годы – столетиями.

И теперь, много веков спустя, мы узнаем о прошлом нашего донецкого края из давних летописей, произведений устного народного творчества, исторических песен, художественных произведений.

Немало писателей, жизнь и творчество которых тесно связаны с Донбассом, показали в произведениях жизнь, труд, надежды и чаяния тружеников донецкого края.

Сегодня мы познакомимся с одним из них.

ІІ. Целеполагание.

Ребята, чего вы ожидаете от сегодняшнего занятия?

Сформулируйте свои ожидания и запишите их на листочках. Воспользуйтесь ключевыми фразами, которые записаны на доске:

- Я хочу узнать…

- Мне интересно было бы понять…

- Для меня важно убедиться…

(Ученики делают записи на листочках в форме листьев дерева и прикрепляют их к «Дереву ожиданий»

ІІІ. Объявление темы и цели урока.

Слово учителя.

Сегодня мы имеем с вами счастливую возможность познакомиться с рассказом А. Серафимовича «Маленький шахтер». Попробуем решить вопрос: зачем мы изучаем жизнь маленького человека, читаем о прошлом нашего народа? Будем учиться высказывать собственное мнение, аргументировать его. Убеждена, что этот урок станет для вас еще одним шагом к познанию культурного наследия родного края, пробудит в вас чувство гордости за шахтерский труд, поможет вам в определении своего жизненного пути. Мы с вами попробуем протянуть ниточку времени между прошлым и настоящим.

IV . Освоение темы урока.

    Сообщение ученика-«биографа». Биография А.С. Серафимовича.

Родился 7 января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской области Войска Донского в семье казачьего есаула. Детство провел в казачьих полках в Польше. В1873 году семья вернулась на Дон. Поступил учиться в классическую гимназию. Стремился к знаниям. Смерть отца и материальные трудности осложнили жизнь подростка, но гимназию он заканчивает и в 1883 году поступает в Петербургский университет. Во время первой мировой войны был в составе санитарного поезда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах. Работает в провинциальных изданиях «Донская жизнь», «Приазовский край». В 1902 году переезжает в Москву, становится известным. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст,- более 80 лет,- выезжал на фронт в районе Орловской битвы. Умер А. Серафимович в Москве в 1949 году.

    Сообщение ученика-«литературоведа».

В Донецке (Юзовка) и на Донбассе Серафимович был несколько раз : летом 1897 года, когда был в Мариуполе, во время гражданской войны в 1918 году, весной 1920 года, в 1926 году. Приезжал и в другое время, но ненадолго.

В результате пребывания в Донбассе, появились замечательные, художественные произведения, насыщенные богатым фактическим материалом, глубоко реалистически изображающие жизнь шахтёров и металлургов донецкого края. Это рассказы: «На заводе», «Маленький шахтёр», последний рассказывает о мальчугане, сыне шахтёра.Мальчика опустили в шахту, чтобы откачивать ручной помпой воду. Он работает в темноте один, медленно, уныло считая: раз, два,... тоненьким голосом. Все шахтёры наверху праздник.

А.М.Горькому рассказ понравился. Он сказал взволнованно: «Шахтёры это рабочие, они ведь создают всё, что кругом нас, у нас они только бедные, забытые жалко. А ведь это не вся правда. Шахты кто прорыл? Вот у вас этот мальчонок, ну жалко его, конечно, но вырастет он же, настоящим потомственным шахтёром будет!» (Горький). Серафимович оптимистически изображает своих героев, в том числе ваших ровесников мальчиков. Открытие страны огня (Русские писатели о Донбассе, «Донбасс», 1978 год, стр. 226 231).

3. Чтение рассказа подготовленными учениками.

4. Инсценированиеподготовленными учениками эпизода «Отчаянный протест».

Продолжение сценки, реплика мальчика и отца, обращенная к приказчику. Между репликами – подробный пересказ ученика.

5. «Мозговой штурм».

1) Почему так названо произведение?

2) Как выглядит «Маленький шахтёр»? Его портрет. Как его зовут?

3) И вот 12-летний мальчик, ваш ровесник, три дня рождественских праздников «проводит в шахте»,поправить что было нельзя. Какие чувства он испытывал? (Тоска и отдаление щемили сердце.Губы дрожали, он щурился, хмурил брови, стараясь побороть себя и глотая нетерпеливо поступающие детские слёзы).

4) Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?

5) Почему мальчик должен был работать?

6) Как жили шахтёры? Прочитать.

7) Кто напарник маленького шахтёра Сеньки? (Егор Феногенцев).

8) Каковы их ощущения, когда они опускаются в шахту?

9) Проследите их путь в шахту (прочитайте).

10) О чём думает Сенька?

11) Опишите работу Сеньки. (Отрывок наизусть читает подготовленный ученик:«И особенно ужасно было то, что так... «зальёт»).Дети читают.

12) Чему обрадовался Сенька после испытанного страха, одиночества, беспомощности?

13) Что снилось Сеньке? Что лучше сон или пробуждение?(Всё страшно!)

14) Почему рассказ как бы не имеет конца?

15) Какие чувства вызывает произведение? Что бы вы хотели сделать такое, чтобы облегчить участь Сеньки? Зачем мы читаем о прошлом ваших ровесников?

16) Как вы относитесь к труду в 15 лет? ( Для нынешних ребят есть такая возможность?)

17) Что вам рассказывают о своём труде родители шахтёры? Как относитесь к этой трудной, но очень нужной профессии? Рассказ родителя-шахтёра.

Вывод: мрачная, удручающая картина. Жутко становится, когда на минуту мысленно перенесешься в те ужасные условия, в которых жили и работали горняки дореволюционного Донбасса. Страшнее всего, что даже дети лишены солнца, воздуха и тепла, вынуждены тоже работать здесь, рядом с отцами.

6. «Микрофон».

Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку. Почему именно эти слова Максима Горького спроецированы к нашей теме?

7. Рассказ учеников о работе отцов-шахтеров (оформление коллажа).

Ребята, давайте возвратимся из прошлого в настоящее. Сегодня Донбасс – край высокоразвитой тяжелой индустрии и угольной промышленности. Шахтер – наиболее распространенная и востребованная профессия для нашего региона. Славен и почетен труд шахтера. Многие из ваших родителей или родственников работают или работали в угольной промышленности. Я предлагаю вам рассказать о профессии шахтера.

Фотографии

Рисунки

Вырезки из газет

Текстовый материал

Аппликации

Подписи

8. Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст».

Ребята, с чем у вас ассоциируется слово шахтер?

9. Просмотр презентации «Шахтеры – гордость Донбасса».

10. Интерактивное упражнение «Рефлексия».

Ребята, посмотрите на листочки «Дерева ожиданий». Оправдались ли ваши ожидания?

11. Подведение итогов.

Чем духовно обогатил вас сегодняшний урок?

12. Прослушивание песни В. Высоцкого «Черное золото».

Маленький шахтер

Отец-шахтер отправляет своего 12-летнего сына работать на шахту на выходные рождественские дни. Мальчик "упрямо и слезливо" пытается сопротивляться, но бесполезно. "Мальчик тоже был черен, как эфиоп, оборван и тоже мелькал босыми ногами в продранных башмаках".

Три рождественских дня предстояло провести мальчику Сеньке в шахте за работой. "Тоска и отчаяние щемили сердце. Губы дрожали, он щурился, хмурил брови, стараясь побороть себя и глотая неудержимо подступавшие детские слезы". На водокачку вместе с Сенькой отправлен пьяница Егорк Финогенов.

Егорка был зол с похмелья и от предстоящей работы в праздники, когда остальные пьянствуют и гуляют (но другого выхода у него нет, так как все средства к существованию Егорка уже пропил).

Когда Егор и Сенька остались одни в темной шахте у водокачки, Финогенов улегся спать, а мальчик должен быть работать в темноте. Сенька уже не думал о праздниках и веселье. "Сенькой овладело состояние, подобное тому, какое испытывает привычный к дальним дорогам конь, когда он вляжет в хомут и тронется, помахивая слегка головой, зная, что долго придется идти этой мерной, неспешной поступью".

У него появилось ощущение одиночества и нараставший страх. Сенька ощущал присутствие чего-то страшного и пока скрываемого. Он устал и больше не мог качать. Вода стала прибывать. От безысходности мальчик начал кричать и плакать. Наконец Егор сменил Сеньку.

"Сенька достал из-за пазухи кусок слипшегося от сырости черного хлеба и стал есть". Мальчик заснул. Ему снилось веселье, праздник, баня. Тут его больно ткнули в бок. Это Егор пришел будить его, что....

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...