1 что такое педагогика. Методологическая культура педагога

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.

Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  • 1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • - описательном, объяснительном;
    • - диагностическом;
    • - прогностическом.
  • 2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • - проективном;
    • - преобразовательном;
    • - рефлексивном.

Задачи педагогики:

  • 1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами;
  • 2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности;
  • 3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология;
  • 4. Внедрение результатов исследования в практику.

Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

  • 1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
  • 2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
  • 3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.

Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т. д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

Современная педагогическая система наук о воспитании:

  • 1. Фундамент - философия и история образования.
  • 2. Общая педагогика:
    • - теоретические основы;
    • - дидактика;
    • - теория воспитания;
    • - школоведение;
  • 3. Возрастная педагогика:
    • - дошкольная;
    • - школьная;
    • - профессионально-техническая;
    • - педагогика высшей школы;
  • 4. Социальная педагогика:
    • - семейная педагогика;
    • - перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
    • - музейная педагогика;
    • - театральная педагогика и т. д.
  • 5. Специальная педагогика:
    • - сурдопедагогика;
    • - тифлопедагогика;
    • - олигофренопедагогика.
  • 6. Методика преподавания предмета.
  • 7. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
  • 8. Военная педагогика.
  • 9. Педагогика третьего возраста.

Между научные связи педагогики:

  • 1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами;
  • 2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью;
  • 3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т. е., недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола);
  • 4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения;
  • 5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику;
  • 6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы);
  • 7. С медициной (например, лечебная педагогика).

Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

Литература

  • 1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
  • 2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
  • 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
  • 4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.

Современная педагогика (от греч. paidos - дитя и ago - веду, вос­питываю) занимает особое место в системе наук о человеке. Она изуча­ет и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных усло­виях социально-экономического и научно-технического развития обще­ства, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Педагогика, как и другие науки, имеет предмет и объект.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, под­готовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом обще­ственно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое вос­питание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что ос­новное место в ней занимает, во-первых, процесс формирования высо­когуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включа­ющих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, во-вто­рых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, природа, знаковая сис­тема, художественный образ), развитие творческой личности, а также гу­манизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.

Педагогика как наука имеет свои понятия - основные единицы мыс­лительной деятельности. Понятийно-терминологический аппарат педа­гогики включает более тысячи понятий, среди которых основными явля­ются “воспитание”, “обучение”, “развитие”, “образование”, “педагоги­ческий процесс” и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание - целенаправленный организованный процесс, обеспе­чивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно воз­никло в процессе труда.

Понятие “воспитание” употребляется в нескольких значениях:

В широком социальном - как социальное явление;

В широком педагогическом - как целенаправленный педагогичес­кий процесс;

В узком педагогическом - как специально организованный про­цесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание - явление социальное. Оно появилось с момента зарож­дения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических фор­мациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сход­ные признаки:

Забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколе­ния;

Передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;

Формирование определенного мировоззрения;

Психологическая и практическая подготовка к самообразованию.

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содер­жанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на само­усовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстети­ческом и физическом направлениях.

Перевоспитание - деятельность педагога, направленная на устра­нение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование - процесс и результат овладения обучающимся систе­мой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе миро­воззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств лич­ности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и уча­щихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельно­сти под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие - целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности чело­века, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсив­но - в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по- разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Пред­ставители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюл­лер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистичес­ких, метафизических представлений. Они считают, что личность форми­руется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. У отсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в ре­зультате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушин- ский и другие считали, что человек формируется в результате комплек­са воздействий - наследственности, среды и воспитания - и указы­вали на значимость последнего.

Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешни­ми и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и явля­ются движущими силами развития личности. Возникающие противоре­чия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и ин­дивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, само­развитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие лич­ности под воздействием трех факторов: наследственности (генетическо­го кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наслед­ственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: кон­ституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личнос­ти, черты характера, склонности не наследуются.

Среда - это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учрежде­ний, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспи­тания, используя его для совершенствования личности.

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
  • описательном, объяснительном;
  • диагностическом;
  • прогностическом.
  • Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • проективном;
    • преобразовательном;
    • рефлексивном.

    Задачи педагогики :

    1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
    2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
    3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
    4. Внедрение результатов исследования в практику.

    Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

    1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
    2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
    3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

    Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

    Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.


    Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

    Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

    Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

    Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

    Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

    Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

    Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

    Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

    Современная педагогическая система наук о воспитании:

    1. Фундамент - философия и история образования.
    2. Общая педагогика:
    • теоретические основы;
    • дидактика;
    • теория воспитания;
    • школоведение;
  • Возрастная педагогика:
    • дошкольная;
    • школьная;
    • профессионально-техническая;
    • педагогика высшей школы;
  • Социальная педагогика:
    • семейная педагогика;
    • перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
    • музейная педагогика;
    • театральная педагогика и т.д.
  • Специальная педагогика:
    • сурдопедагогика;
    • тифлопедагогика;
    • олигофренопедагогика.
  • Методика преподавания предмета.
  • Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
  • Военная педагогика.
  • Педагогика третьего возраста.
  • Межнаучные связи педагогики:

    1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
    2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
    3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
    4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
    5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
    6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
    7. С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

    Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

    Литература :

    1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
    2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
    3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
    4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.

    Вопросы лекции:

    1. Определение понятия "педагогика". Предмет педагогической науки.

    2. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания

    и ее виднейшие представители.

    3. Методы педагогических исследований.

    4. Место педагогики в системе наук о человеке. Задачи формирования

    педагогического мышления клинического психолога.

    1. Определение понятия "педагогика". Предмет педагогической науки.

    Свое название педагогика получила от греческого слова «пай-дагогос» (пайд

    Дитя, гогос - веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

    В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно -

    педагогами первоначально так называли рабов, сопровождавших детей сво-

    его господина в школу.

    Постепенно слово «педагогика» стало, употребляется в более общем смысле

    для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и

    обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами

    людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву стоят и имена

    воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к

    возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от

    конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее

    существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и

    обучении детей.

    Такое понимание педагогики сохранилось до середины XX в.

    И только в последние десятилетия окончательно утвердилось мнение, что в

    квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети,

    но и взрослые. Дадим понятие современной педагогике. Педагогика - наука

    о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности

    педагогического процесса, а также становления и развития личности в

    педагогическом процессе.

    Предметом педагогики является образование как реальный целостный пе-

    дагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных

    социальных институтах (семье, образовательных и культурно-вос-

    питательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой

    науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы

    развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства

    развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика

    разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы

    совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и

    различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их

    взаимодействия.

    2. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания и

    ее виднейшие представители.

    Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем

    времени существует три концепции. Представители первой из них считают,

    что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания.

    Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную

    теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В

    педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные

    сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).

    Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция

    которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных

    из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и

    адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или

    воспитания.

    При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная

    основа для функционирования и преобразования педагогической практики.

    представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

    Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является

    только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно

    самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

    В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это

    объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его

    развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления

    действительности, которые обусловливают развитие человеческого

    индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления

    получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира,

    которую изучает педагогика.

    Функции педагогической науки

    Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это

    теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в

    органичном единстве.

    Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии и

    долгое время развивалась как ее органическая часть.

    Воспитание появилось вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без

    всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о

    воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали

    такие, например, науки, как геометрия, механика, астрономия и многие др.

    Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии,

    Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта

    воспитания, вычленения его теоретических начал, знания о природе,

    человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были

    сделаны и первые педагогические обобщения. Воспитание -

    целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагога и

    воспитанника, направленный на воспитуемого и создание благоприятных

    условий для всестороннего развития его личности.

    Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая

    философия. Виднейший ее представители Демокрит (460-730 гг. до

    н.э.);древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до до н.э.), Платон (427-

    347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Древнеримского философ и

    педагог Марк Квинтилиан.

    Во все времена важнейшую роль в духовном и физическом развитии людей

    играла народная педагогика. Народ создал оригинальные и удивительно

    жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

    В эпоху Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь

    общества, направляя воспитание в религиозное русло. Догматические прин-

    ципы обучения просуществовали в Европе почти 12 веков. Вместе с тем

    среди деятелей церкви были блестяще образованные для своего времени

    Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), создавшие обширные

    педагогические трактаты.

    Следует особо отметить вклад в развитие педагогической мысли и практики

    средневекового Ордена иезуитов и его лидер Игнация Лойола.

    Эпоха Возрождения открыла плеяду ярких мыслителей, педагогов-

    гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение. В их

    числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино де

    Фельтре (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1483-1553) и Мишель

    Монтень (1553-1582).

    Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме

    философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку,

    оставаясь тысячами нитей связанной с философией.Выделение педагогики из

    философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого

    чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670). В отличие от Я. А.

    Коменского английский философ и педагог Дж. Локк (1632-1704)

    сосредоточил главные усилия на теории воспитания. Французские

    материалисты и просветители - Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-

    1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.-Ж. Руссо (1712-1778).

    Демократические идеи французских просветителей во многом определили

    творчество великого швейцарского педагога И. Г. Песталоцци (1746-1827).

    И. Ф. Гербарт (1776-1841) , Ф. А. В. Дистерверг (1790-1886), занимавшийся

    исследованием многих важных проблем, но более всего - изучением

    противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

    Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей,

    философов и писателей В. Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-

    1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Во

    всем мире признаны идеи Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н.И.

    Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и

    призывами к коренному преобразованию дела народного воспитания.

    Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871),

    которого называют учителем русских учителей.

    В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических

    проблем начаты в США. Виднейшими представителями американской

    педагогики являются Дж. Дьюи (1859-1952) чьи работы оказали заметное

    влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эд.

    Торндайк (1874-1949).

    Русская педагогика после революции 1917 г. пошла по пути собственного

    осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе.

    В педагогике социалистического периода широкую известность получили

    работы С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), Н.К.

    Крупской, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.. В. А. Сухомлинский

    (1918-1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем

    воспитания молодежи.


    Рассматривая весь спектр гуманитарных наук, легко можно прийти к выводу, что одной из самых древних среди них является педагогика. Объясняется данный факт тем, что воспитание детей требовалось всегда. Без него становилась невозможной социализация личности, ее адаптация к установленным общественным порядкам и т. д. Педагогика позволяет изучить развитие человека со всех сторон и выявляет закономерности в различных видах человеческой деятельности, но при этом неважно то, совершается она взрослым индивидом или ребенком.

    Изначально изучением воспитательного процесса занималась философия. Выделение педагогики в самостоятельную науку произошло только в начале XVII века. Этому способствовало наличие огромной теоретической базы. Ф. Бэкон, исследовавший различные способы познавательной деятельности, провел разделительную черту между философией и педагогикой. Также, велик вклад Я. А. Коменского, которым была выдвинута четкая дефиниция и разработана первая педагогическая система.

    Дефиниция педагогики

    Даже после приобретения самостоятельности описываемой областью, в педагогических взглядах длительное время отсутствовало единство. Это объясняется тем, что представленная наука включает в себя множество гуманитарных дисциплин, проведение исследований в области которых, требует наличия глубоких знаний.

    На разных этапах развития педагогика рассматривалась в качестве:

    Науки о воспитании человека;

    Науки об образовательных системах и процессах, связанных с ними;

    Дисциплины о воспитательном процессе, требующемся для социализации личности и ее адаптации к существующим общественным условиям;

    Науки о передаче накопленных знаний и опыта представителям подрастающего поколения.

    Все дефиниции, перечисленные выше, являются отражением конкретных областей педагогики. Исследователи намного позже поняли, что эта наука занимается изучением всех без исключения закономерностей воспитательного процесса, затрагивает его многочисленные проявления, особенности и аспекты, опираясь на другие гуманитарные науки.

    Подробнее о педагогической деятельности

    Современные ученые пришли к выводу, что педагогическая деятельность представляет собой комплекс воспитательно-образовательных процессов, направленных на адаптацию человека к гармоничной жизни в условиях общества. При этом она не ограничивается исключительно воспитанием и образованием, которые позволяют получить определенные знания и умения. Данная разновидность научной деятельности обладает целенаправленным характером, благодаря которому достижение поставленных целей является возможным.

    На основе всего, что было сказано выше, можно сделать вывод о том, что педагогика – наука, требующая педагогического руководства. Оно необходимо для проведения различных видов деятельности, в результате которых происходит приобщение личности к социуму.

    Кратко о социализации как основной функции

    Центральное место в педагогике отводится процессам социализации. Они обеспечивают то, что человек получает новые знания и впитывает имеющийся социально-культурный опыт. Это позволяет ему развиваться как личности и приводит к тому, что он становится неотъемлемой частью общества.

    Последние материалы раздела:

    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

    Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

    Николай Некрасов — Дедушка: Стих
    Николай Некрасов — Дедушка: Стих

    Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

    Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...