Быстрое автоматическое приспособление к условиям жизни. Механизмы научения

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.

Науче́ние - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, рассматривается как разновидность научения. В учебной деятельности участвуют два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.

Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.
Кроме того, понятие "научение" и "обучение" равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия "учение". В зарубежной психологии понятие "научение" употребляется как эквивалент "учения". Если "обучение" и "учение" обозначают процесс приобретени индивидуального опыта, то термин "научение" описывает и сам процесс, и его результат.



А.К. Маркова:

    • рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков;
    • обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний;
    • учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний

Виды научения

У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

1. Научение по механизму импринтинга . Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый-этолог К. Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, оказавшимся в их поле зрения. В обычных условиях таким объектом становится утка-мать, и следование птенцов за ней обеспечивает их безопасность и дальнейшее научение. В последние минуты перед появлением утят на свет К. Лоренц изолировал утку-мать от яиц и сам оказался первым увиденным ими движущимся объектом, за которым они и стали следовать. Детеныши млекопитающих запечатлевают облик своих соплеменников и ориентируются на него в поиске партнеров по размножению. У человека же механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не начали формироваться другие виды научения. Например, как только новорожденный впервые касается губами груди матери, у него тут же срабатывает врожденный сосательный рефлекс, и в дальнейшем вся эта ситуация в целом – определенное положение при кормлении, запах матери, касание губами соска – вызывает у ребенка данный рефлекс, обеспечивая его питание. Таким образом, элементарное научение необходимо даже для включения генетически запрограммированных инстинктов.



2. Условно-рефлекторное научение . Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. Также на базе пищевых рефлексов условный рефлекс вырабатывался у лабораторных мышей: их кормили в сопровождении звона колокольчика, и после нескольких таких ситуаций они начали сбегаться уже только на звон этого колокольчика, еще даже не получив еды.

Условные рефлексы могут вырабатываться у ребенка первых дней жизни. В одном из родильных домов г. Москвы проводился эксперимент, состоящий в том, что, как только каждый ребенок поворачивал головку направо, рядом с ним зажигалась лампочка. В первые дни жизни у детей уже имеется ориентировочный рефлекс «Что такое?», выражающийся в повороте головы к источнику света или звука. К концу первого дня эксперимента было зафиксировано значительное учащение поворотов детьми головок именно в правую сторону. Затем лампочку с правой стороны от каждого ребенка зажигать перестали, и рефлекс достаточно быстро угас. Через день с теми же самыми детьми эксперимент продолжили: стали зажигать лампочки, когда они поворачивали головки влево, и условный рефлекс, выразившийся в учащении поворота головы именно в левую сторону, сформировался у них так же быстро, как и в первом случае. В результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него, и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений.

Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку не встречаются или почти не встречаются у других живых существ.

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификация: ребенок больше подражает родителю одного с собой пола.

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

Процесс научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях.

Учителя касаются такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него необходимых для осуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения, а также других профессионально важных качеств.

Одним из важнейших факторов успешности научения, относящихся к учителю, является используемая им система поощрений за успехи в учебной деятельности и наказаний за неудачи в ней. Поощрения должны соответствовать реальным успехам ученика и максимально отражать прилагаемые им усилия. Поощрение должно быть более ощутимым за те учебные успехи, достижение которых было трудным и больше зависело от приложенных учеником усилий, чем от его способностей. Наказания должны играть стимулирующую роль, затрагивать и актуализировать потребность ученика в самосовершенствовании, усиливать у него мотивацию именно достижения успехов, а не избегания неудач (подробнее см. 6.4).

Наконец, учебный материал также является источником важных факторов успешности научения. Главные из них – содержание материала, одновременное сочетание его доступности пониманию учащегося и достаточного уровня сложности. Доступность обеспечивает максимально полное усвоение материала учащимися, а сложность – их дальнейшее психическое развитие. Доступность и сложность должны разумно сочетаться: слишком простой материал не окажет сколько-нибудь заметного влияния на психическое развитие, а слишком сложный не будет понят учащимися и полностью усвоен, они не смогут использовать его на практике, и, как следствие, он также не оставит устойчивого, заметного следа в их психике. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения является такой учебный материал, который находится на максимально высоком из доступных на данный момент ученику для усвоения уровней трудности. Обучаясь на таком материале, субъект учебной деятельности не только испытывает наибольшее личное удовлетворение от успеха, но и лучше всего развивается интеллектуально. Еще один важный момент – связь степени трудности материала и интереса к нему учащегося, личностной значимости данного материала для него. Материал, тесно связанный с потребностями учащегося и имеющимися у него знаниями и умениями, которые он сам считает ценными, при прочих равных условиях воспринимается как менее трудный. Одновременно с этим чрезмерно легкий материал, не требующий определенной степени умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности должно регулярно вызывать у учащегося чувство успеха, поэтому положительное отношение и интерес к учебной деятельности формируются в условиях реального преодоления трудностей, а это значит, что сами эти трудности должны быть посильны ученику.

Виды обучения

По общности осваемого

1)фронтальное обучение. При фронтальной организации обучения все обучающиеся продвигаются по учебной программе одновременно: от темы к теме, от класса к классу.

При фронтальном обучении обеспечивается одинаковый для всех обучающихся учебный маршрут освоения учебной программы. Сдача переводных и итоговых экзаменов обычно происходит в одно и то же время.

2)нефронтальное обучение. Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время для освоения каждого фрагмента курса; редки случаи одновременного начала и окончания выполнения какой-либо работы.

Векарное научение;

Оперантное научение;

Условно-рефлекторное научение;

Научение по механизму импринтинга;

Относятся к организации взаимодействия обучающихся и преподавателя, и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, его опыт, как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяет ему адекватно действовать на этой основе в различных жизненных ситуациях. В этом смысле результатом образования является образованность.

Образ того результата, который должен быть получен образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям;

Основные тенденции и принципы современного образования

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования:

  1. осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования;
  2. индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая его технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;
  3. переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
  4. соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных способов организации учебно-воспитательного процесса, к развивающим, активизирующим, игровым; это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой самостоятельной деятельности учащихся;

Основные принципы современного образования:

  1. интеграция всех воспитательных сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;
  2. гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  3. дифференциация и индивидуализация обучения – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
  4. демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованного взаимодействия учителей и учащихся, и широкое участие общественности в управлении образованием.

Образовательный процесс как единство обучения и учения

Образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей: учебной и педагогической. Поэтому его можно рассматривать с двух позиций. Каждая из позиций является неповторимой уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т.е. планирует,организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность.

Личностно-деятельностный подход подразумевает учет этих особенностей, как учителя, так и обучаемого. Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности, т.е. мотивы, цели, психологический склад. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика, исходя именно из интересов, знаний, умений обучающихся. Деятельностный компонент подразумевает, что педагог и ученик являются субъектами пед и учебной деятельности. Это означает, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается в ней.

В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли Леонтьев и Рубинщтейн. Согласно им, деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществить целенаправленную активность необходимо знать какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности.

С позиции учителя личностно-деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания им смысла обучения. В такой позиции учитель становится для ученика человеком, вызывающим подлинный интерес к учению, учебному предмету. Общение с учеником рассматривается как сотрудничество в решении учебных задач и, как следствие, учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.

С позиции ученика личностно-деятельностный подход предполагает свободу выбора обучающимся метода своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации личностно-деятельностного подхода учителем становится обеспечение безопасности личностных проявлений, создание условий для самоактуализации и личностного роста.

Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования и оно соответственно становится антропоцентричным по цели, содержанию, формам организации.

Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное

Начиная с 1960-х годов отечественная психология и педагогика обоготилась идеями диалога и сотрудничества. Переориентировка педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций стали основой для качественного обновления образовательного процесса.

Братченко предлагает следующие различия классической (традиционной, когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориенторованной) образоватеьной парадигмы.

Признак Классическая парадигма Личностно-ориентированная парадигма
  1. Ценности, цели
А) основная миссия образования Б) главная цель В) ценности Г) стратегия
А) подготовка подрастающего поколения к жизни и труду; Б) дать ребенку знания, умения, навыки, обеспечит его социализацию; В) нормативность, т.е. соответствие заданному стандарту, управляемость, однородность; Г) формирование и активное вмешательство в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам. А) обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности; Б) способствовать личностному росту всех участников образовательного процесса, включая ребенка; В) личность и личностное достоинство каждого, свобода, творчество, индивидуальность в познании и самовыражении; Г) помощи, поддержки и уважения ребенка.
2. Личная значимость и осмысленность Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными, актуальными интересами и потребностями. Учение и преподавание превращается в тяжкий труд. Содержание и процесс преподавания максимально осмысленны и индивидуально значимы. Признается право на участие в определении образования, его содержании и форм организации.
3. Ведущая активность Главная действующая сила преподавание, т.е. активность учителя. Задача ученика успеть за учителем, для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальному состоянию и особенностям учителя. Главная действующая сила учение, т.е. активность самих учащихся; не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы и особенности каждого ребенка.
4. Модальность познания Основная форма предъявления изучаемого материала вербальное объяснение и демонстрация. Главный способ познания на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез.
5. Роль участников образовательного процесса Жесткая фиксация функций учителя и ученика, власть в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера, ученик выполняет требования учителя. Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, усилия направлены на общую цель- развитие и личностный рост каждого.

Тема 2.2. Научение как психологический феномен

  1. Понятие о научении. Соотношение понятий учение, научение, обучение
  2. Виды научения
  3. теории научения

Понятие о научении. Соотношение понятий учение, научение, обучение

Имеется несколько понятий, которые относятся к приобретению человеком жизненного опыта: научение, учение, обучение.

Научение является более общим понятием. Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии (советский период развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (Зимняя, Жружинин, Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку. Научение включает в себя приобретение опыта во всех идах деятельности, в независимости от его характера.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного сознательного присвоения им передаваемого социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение, в наиболее употребляемом смысле, означает целенаправленную последовательную передачу социокультурного опыта человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирование познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

Понятия «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличии от учения. Если обучение и учение обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает сам процесс и результат.

На данную триаду понятий существуют различные точки зрения.

Маркова рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но, прежде всего, обращает внимание на автоматизированный уровень навыков. Обучение трактует как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний. Учение представляет как деятельность ученика по освоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Талызина придерживается существующей в советский период трактовки «научения», т.е. рассматривает его применительно только к животным. Обучение рассматривается ею как деятельность учителя по организации пед процесса. Учение как деятельность ученика включенного в учебный процесс.

Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, умений, навыков в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром.

Виды научения


У человека имеется пять видов научения, три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой ЦНС.

Процесс научения реализуется за счет интеллектуальных механизмов при вербальном научении. Векарное и вербальное научение причисляется к высшим, т.к. не встречается у других живых существ.

Слово «импринтинг» с англ. языка означает запечатление. Как у человека, так и у животных этот механизм ведущий в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения, т.е. безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и малоподдающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, который оказывается в их поле зрения. У человека механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не стали формироваться другие виды научения. Таким образом, элементарное научение необходимо для включения генетически запрограммированных инстинктов.

Условно-рефлекторное научение. В рамках этого вида, жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами Павлова. В результате формирования условных рефлексов у организма вырабатывается реакция на биологически безразличные стимулы, которые не вызывали реакции ранее (собака Павлова). Условные рефлексы у ребенка могут вырабатываться с первых дней жизни, в результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается методом проб и ошибок. Задача, с которой сталкивается индивид порождает у него много разных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция, которая приводит к наилучшему варианту, выделяется и закрепляется в опыте. В последствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в сфере практических действий.

Векарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, т.к. ребенок не владеет символической функцией речи и приобретает опыт путем подражания. Подражать взрослым начинает в младенчестве, к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, т.е. ребенок подражает тем действиям, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификция.

Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы (графическая символика). Научение становится возможным в абстрактной отвлеченной форме на основе ВПФ. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые (до одного года), но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснить значение не понятных для него слов.

Процесс научения реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:

  1. формирование ассоциаций – механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта;
  2. подражание – выступает в качестве основы для формирования умений и навыков;
  3. различение и обобщение – связаны с формированием понятий;
  4. инсайт – является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка;
  5. творчество – служит основой для создания новых знаний, предметов, умений не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

Тема 2.3. Общая характеристика учебной деятельности

  1. Общая характеристика и определение учебной деятельности
  2. Деятельностные характеристики и предметное содержание учебной деятельности
  3. Внешняя компонентная структура учебной деятельности
  4. Самостоятельная работа как высший вид учебной деятельности

Общая характеристика и определение учебной деятельности

Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно. В широком смысле она иногда неправильно рассматривается как синоним научения, учения, обучения. В узком смысле (по Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность – это деятельность субъекта по овладению общими способностями учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как его субъекта, т.е. совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному целенаправленному присвоению им социоультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение системных знаний, отработку обобщенных способов действия и их творческое применение в разных ситуациях.

Отмечается пять основных характеристик, которые отличают учебную деятельность от других форм учения:

  1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
  2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
  3. общие способы действия предваряют решение задач;
  4. учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (по Эльконину, эта характеристика основная);
  5. изменение психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов своих собственных действий.

Деятельностные характеристики и предметное содержание учебной деятельности

Исходя из определения учебной деятельности, можно выделить деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер, в связи с этим выделяют учебную деятельность:

  1. по содержанию – она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, которые накоплены человечеством;
  2. по смыслу – она общественно значима и общественно оцениваема;
  3. по форме – она соответствует общественно выбранным нормам обучения и протекает в специально созданных общественных учреждениях.

Учебная деятельность характеризуется: субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.

Предметное содержание учебной деятельности:

  1. Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение общественными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ и алгоритмов, вследствие чего развивается сам обучающийся. По Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению, усвоение является основным ее содержанием и определяется строением и уровнем ее развития.
  2. Средства учебной деятельности представлены тремя видами:
  • Обеспечивающими познавательную и исследовательскую активность, мыслительными логическими операциями (анализ, сравнение и т.д.). без них невозможна никакая умственная деятельность;
  • Знаковыми системами, в форме которых фиксируется знание и воспринимается индивидуальный опыт. К ним относится язык, алфавит, система исчисления, символика;
  • Фоновыми, т.е. уже имеющимися у обучающихся знаниями, посредствам включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт обучающегося.
  • Способы учебной деятельности – они могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Все они делятся на две категории: умственные действия и двигательные навыки.
  • Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина). Согласно этой теории, предметное действие и выражающая его мысль составляют конечное, исходно разветвленное, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризацию.

    1. Продуктом учебной деятельности являются появившиеся у обучающегося структурные и актуализированные знания, становящиеся основой умения решать задачи, требующие его применения.
    2. Результат учебной деятельности – не само знание, умение является результатом, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению. Субъект может испытывать желание продолжать эту деятельность или начать избегать ее выполнения. Эти варианты отношения к учению в конечном счете обуславливают уровень интеллектуального и личностного развития.

    Внешняя компонентная структура учебной деятельности

    Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:

    1. мотивация;
    2. учебная задача;
    3. учебные действия;
    4. контроль, преходящий в самоконтроль;
    5. оценка, переходящая в самооценку.

    I. Мотивация является не только одним из основных компонентов, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

    Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребности учащегося в получении знаний.

    Мотивация формируется у учащегося под воздействием рада факторов:

    1. построение образовательной системы (образование имеет уровни, которые позволяют в перспективе переходить из одного в другой; получение образования по конкретным специальностям);
    2. функционирование конкретного образовательного учреждения (школа, лицей, гимназия; психологическая атмосфера для учащихся и учителей в учебном учреждении);
    3. организация образовательного процесса, т.е. построение расписания, деление учебного процесса на отрезки, промежуточный и итоговый контроль и др.;
    4. субъективные особенности учащихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, способности, особенности взаимодействия с другими и др.);
    5. специфика учебного предмета (отражаемые области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).

    II. Учебная задача является главным компонентом учебной деятельности, на ее материале учащийся готовится к решению жизненных задач.

    Учебная задача – это тот способ действия или знания, который должен усвоить ученик в заданных условиях.

    Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка которого имеет важное значение для освоения учебного действия. Основное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что цель ее решения состоит в изменении не предметов, с которыми действует субъект, а в изменениях самого субъекта.

    Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением: в него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в том числе генетическим, законам. Тем не менее научение напрямую зависит от созревания, всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и не может без него осуществиться. Например, ребенок не в состоянии сам заговорить до тех пор, пока у него не разовьются в нужной мере фонематический слух, голосовой аппарат и ответственные за речь отделы головного мозга. К занятиям такими видами спорта, как бокс и тяжелая атлетика, не допускают детей до 14 лет, т. е. до того возраста, пока у них полностью не окостенеет скелет и не будет иметься достаточная мышечная масса. П. Тейяр-де-Шарден отметил, что «... без длительного периода созревания никакое глубокое изменение в природе произойти не может».

    У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

    1. Научение по механизму импринтинга . Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый-этолог К. Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, оказавшимся в их поле зрения. В обычных условиях таким объектом становится утка-мать, и следование птенцов за ней обеспечивает их безопасность и дальнейшее научение. В последние минуты перед появлением утят на свет К. Лоренц изолировал утку-мать от яиц и сам оказался первым увиденным ими движущимся объектом, за которым они и стали следовать. Детеныши млекопитающих запечатлевают облик своих соплеменников и ориентируются на него в поиске партнеров по размножению. У человека же механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не начали формироваться другие виды научения. Например, как только новорожденный впервые касается губами груди матери, у него тут же срабатывает врожденный сосательный рефлекс, и в дальнейшем вся эта ситуация в целом – определенное положение при кормлении, запах матери, касание губами соска – вызывает у ребенка данный рефлекс, обеспечивая его питание. Таким образом, элементарное научение необходимо даже для включения генетически запрограммированных инстинктов.

    2. Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. Также на базе пищевых рефлексов условный рефлекс вырабатывался у лабораторных мышей: их кормили в сопровождении звона колокольчика, и после нескольких таких ситуаций они начали сбегаться уже только на звон этого колокольчика, еще даже не получив еды.

    Условные рефлексы могут вырабатываться у ребенка первых дней жизни. В одном из родильных домов г. Москвы проводился эксперимент, состоящий в том, что, как только каждый ребенок поворачивал головку направо, рядом с ним зажигалась лампочка. В первые дни жизни у детей уже имеется ориентировочный рефлекс «Что такое?», выражающийся в повороте головы к источнику света или звука. К концу первого дня эксперимента было зафиксировано значительное учащение поворотов детьми головок именно в правую сторону. Затем лампочку с правой стороны от каждого ребенка зажигать перестали, и рефлекс достаточно быстро угас. Через день с теми же самыми детьми эксперимент продолжили: стали зажигать лампочки, когда они поворачивали головки влево, и условный рефлекс, выразившийся в учащении поворота головы именно в левую сторону, сформировался у них так же быстро, как и в первом случае. В результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него, и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

    3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений.

    Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку не встречаются или почти не встречаются у других живых существ.

    4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификация: ребенок больше подражает родителю одного с собой пола.

    5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

    Процесс научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

    Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях.

    Учителя касаются такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него необходимых для осуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения, а также других профессионально важных качеств (подробнее см. 5.1, 5.2). Одним из важнейших факторов успешности научения, относящихся к учителю, является используемая им система поощрений за успехи в учебной деятельности и наказаний за неудачи в ней. Поощрения должны соответствовать реальным успехам ученика и максимально отражать прилагаемые им усилия. Поощрение должно быть более ощутимым за те учебные успехи, достижение которых было трудным и больше зависело от приложенных учеником усилий, чем от его способностей. Наказания должны играть стимулирующую роль, затрагивать и актуализировать потребность ученика в самосовершенствовании, усиливать у него мотивацию именно достижения успехов, а не избегания неудач (подробнее см. 6.4).

    Наконец, учебный материал также является источником важных факторов успешности научения. Главные из них – содержание материала, одновременное сочетание его доступности пониманию учащегося и достаточного уровня сложности. Доступность обеспечивает максимально полное усвоение материала учащимися, а сложность – их дальнейшее психическое развитие. Доступность и сложность должны разумно сочетаться: слишком простой материал не окажет сколько-нибудь заметного влияния на психическое развитие, а слишком сложный не будет понят учащимися и полностью усвоен, они не смогут использовать его на практике, и, как следствие, он также не оставит устойчивого, заметного следа в их психике. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения является такой учебный материал, который находится на максимально высоком из доступных на данный момент ученику для усвоения уровней трудности. Обучаясь на таком материале, субъект учебной деятельности не только испытывает наибольшее личное удовлетворение от успеха, но и лучше всего развивается интеллектуально. Еще один важный момент – связь степени трудности материала и интереса к нему учащегося, личностной значимости данного материала для него. Материал, тесно связанный с потребностями учащегося и имеющимися у него знаниями и умениями, которые он сам считает ценными, при прочих равных условиях воспринимается как менее трудный. Одновременно с этим чрезмерно легкий материал, не требующий определенной степени умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности должно регулярно вызывать у учащегося чувство успеха, поэтому положительное отношение и интерес к учебной деятельности формируются в условиях реального преодоления трудностей, а это значит, что сами эти трудности должны быть посильны ученику.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Виды научения

    Всякий процесс, называемый научением, не является, однако, совершенно независимым от созревания. Это признается всеми учеными, и вопрос только в том, какова мера этой зависимости и в какой степени развитие определяется созреванием. Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться. Вряд ли, например, можно обучить ребенка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: голосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь, и другое. Научение, кроме того, зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. Значение созревания для научения хорошо подчеркнул П. Тейяр-де-Шарден, заметив: «Без длительного периода созревания никакое глубокое изменение в природе произойти не может».

    Между этими процессами может иметься и обратная зависимость; обучение и учение в определенной степени влияют на созревание организма, так что в действительности они взаимно обусловлены. Правда - и это следует отметить определенно - данная зависимость не является абсолютно двухсторонней, т.е. одинаковой с той и с другой стороны. Научение в гораздо большей степени зависит от созревания, чем, наоборот, созревание от научения, так как возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме весьма ограничены.

    У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Это - научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. К примеру, достаточно в поле зрения новорожденного утенка появиться матери-утке и начать двигаться в определенном направлении, как, встав на собственные лапки, птенец начинает автоматически всюду следовать за ней. Это происходит, как показал К. Лоренц, даже тогда, когда в поле зрения новорожденного птенца оказывается не утка-мать, а какой-либо иной движущийся предмет, например человек. Другой пример: достаточно прикоснуться каким-либо твердым предметом к внутренней поверхности ладони новорожденного, как у него автоматически сжимаются пальцы руки. Как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс. Через описанный механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты включая двигательные, сенсорные и другие. По традиции, сложив шейся со времен И.П. Павлова, подобные формы поведения называют безусловными рефлексами, хотя для их наименования больше подходит слово «инстинкт». Такие формы поведения обычно генотипически запрограммированы и мало поддаются изменению. Тем не менее элементарное научение хотя бы в виде подходящего «пускового» сигнала необходимо и для включения в действие инстинктов. Кроме того, показано, что многие инстинктивные формы поведения сами по себе достаточно пластичны.

    Второй вид научения - условно-рефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И.П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, которые способны породить условно рефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условно-рефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.

    Условные стимулы обычно являются нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но он научается реагировать на них прижизненно в результате систематического ассоциирования этих стимулов с удовлетворением соответствующих потребностей. Впоследствии в данном процессе условные стимулы начинают выполнять сигнальную, или ориентирующую, роль.

    Условные стимулы могут быть связанными, с условными реакциями по времени или в пространстве (см. понятие ассоциация). Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условно-рефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи. Слово как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в поле зрения или держанием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного предмета или движения, направленные на его поиск.

    Третий вид научения - оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т.е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок. Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.

    Во-вторых, это вербальное научение, т.е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Если говорить шире, то в данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы, среди которых язык выступает в качестве одной из таких систем. К ним также можно отнести символику, используемую в математике, физике, во многих других науках, а также графическую символику, применяемую в технике и искусстве, в географии, геологии и иных областях знаний.

    Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т.е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

    Викарное научение является для человека особенно значимым на ранних стадиях онтогенеза, когда, не владея еще символической функцией, ребенок приобретает богатый и разнообразный человеческий опыт, обучаясь на наглядных примерах путем наблюдения и подражания. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи и особенно при обучении в школе. Усвоение языка, других систем символов, приобретение способности оперировать ими освобождает человека от непосредственной чувственной привязанности к объектам, делает его научение (обучение, учение, организацию учебной деятельности) возможным в абстрактной, отвлеченной форме. Здесь предпосылкой и основой для эффективного научения становятся самые совершенные высшие психические функции человека: его сознание, мышление и речь.

    Отметим два частных, но важных дополнительных различия, которые имеются между научением, обучением и учением. Обучение отличается от научения, кроме того, что было сказано выше, еще и тем, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, в то время как научение может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности связанный с работой учащегося, также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. В первом случае учение является стороной обучения, трактуемой в широком смысле этого слова, а во втором - результатом того, что называется социализацией. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как понятия учения и обучения обычно связаны со специальной учебной деятельностью.

    Если в качестве основного мотива деятельности выступает познавательный интерес или психологическое развитие индивида, то говорят об учебной деятельности. Если же мотив заключается в удовлетворении каких-либо иных потребностей индивида, то нередко пользуются понятием «научение». Примером такого попутного научения может стать непроизвольное запоминание информации, действий, связанных с какой-либо деятельностью, которая прямо не преследует учебные цели.

    Учение и обучение - почти всегда сознательные процессы, в то время как научение может происходить и на бессознательном уровне. Человек, научившийся чему-либо, может не отдавать себе отчета в том, что это - научение - на самом деле произошло. Например, люди нередко обнаруживают у себя привычки, высказывания, действия и движения, свойственные другим людям, причем часто совершенно неожиданно для самих себя, поскольку, наблюдая за другими людьми, они сознательно вовсе не ставили перед собой цель запомнить, выучить и присвоить наблюдаемые формы поведения.

    Заключение

    Научение - это выработка в процессе онтогенеза приспособительных форм поведения. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков и умений. Для научения необходима память, т.к. она представляет механизм, с помощью которого накапливается прошлый опыт, который может стать источником адаптивного поведения. Научение требует определённого времени и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня: межклеточного, внутриклеточного, молекулярного.

    Существует несколько классификаций научения. Все виды научения делят на две группы: неассоциативное и ассоциативное, кроме того, выделяют простое и сложное научение. По критерию активности животного или человека в ходе научения выделяют 4 группы научения:

    1. Пассивное (реактивное) научение имеет место во всех случаях, когда организм, не прилагая целенаправленных усилий реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Формами пассивного научения являются: привыкание, сенситизация, импринтинг и классические условные рефлексы.

    2. Оперантное научение (от лат. оperatio - действие) - это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. Имеется три вида оперантного научения - метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс и самораздражение.

    3. Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование.

    Научение путём инсайта (озарения) - это внезапное нестандартное правильное решение задачи. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы.

    В заключение необходимо отметить, что в конкретных ситуациях для достижения приспособительного результата индивид чаще всего использует не один, а несколько видов научения.

    научение созревание импринтинг организм

    Список литературы

    1. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2010. 462 с.

    2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2005. 591 с.

    3. Немов Р. Психология: в 3 т. Т.2. М., 2009. 564 с.

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2006. 542 с.

    5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2008. 406 с.

    6. Ткачева М. Педагогическая психология: конспект лекций. М., 2008. 382 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Основные критерии классификации научения, его неассоциативный и ассоциативный виды. Пассивное (реактивное), оперантное, когнитивное научение. Озарение - научение путем инсайта. Использование индивидом нескольких видов научения в конкретной ситуации.

      презентация , добавлен 24.02.2013

      Характеристика теории научения (приобретение индивидуального опыта). Отличительные черты современных концепции научения: теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий; теория формирования научных понятий у школьников.

      контрольная работа , добавлен 01.04.2010

      Теория оперантного обусловливания Б. Скиннера. Признание наличия сложного поведения, объясняемого комбинациями цепочек стимулов и реакций. Специфика бихевиористической концепции научения. Социально-когнитивная теория. Обучение посредством наблюдения.

      курсовая работа , добавлен 05.04.2012

      Биография Дж.Б. Роттера. Особенности теории социального научения. Понимание личности, методы изучения. Набор типов поведения. Поведенческий потенциал. Деформация личности, методы психологической помощи. Эксперимент Роттера, Ливеранта и Кроуна в 1961 г.

      презентация , добавлен 01.12.2016

      Основные идеи теорий научения в социальной психологии. Взаимосвязь понятий в теории необихевиоризма: стимул, реакция, подкрепление. Сущность и отличия подходов к теории научения Миллера, Долларда, А. Бандуры. Варианты использования термина "подражание".

      лекция , добавлен 20.12.2010

      Положения психоаналитической теории развития ребенка. Теория классического и инструментального научения Павлова. Сущность теоретических принципов оперантного научения Торндайка и Скиннера. Анализ "инструментов" при изучении психического развития человека.

      реферат , добавлен 07.10.2013

      "Теория психологического поля" К. Левина, его трактование временной перспективы, определяющей поведение человека в жизненном пространстве. Стадии социализации в раннем возрасте. Теории научения в понимании представителей различных направлений психологии.

      реферат , добавлен 01.12.2012

      Факторы, приведшие к необходимости изменений в психологической науке. Методологические и идеологические основы нового направления психологии Уотсона, выраженные в программной работе "Психология с точки зрения бихевиориста". Исследование процесса научения.

      эссе , добавлен 30.04.2014

      Простые формы научения и их нейронная основа. Системы головного мозга и память. Гиппокамп и миндалины. Медиаторные системы. Нейропептиды. Белковый синтез. Система памяти у человека. Кратковременная и долговременная память. Консолидация следов памяти.

      реферат , добавлен 14.10.2008

      Прикладные области психофизиологии: клиническая, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений. Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография. Психофизиология памяти и научения.

    У человека имеется пять видов научения (научение по механизму импринтинга; условно-рефлекторное научение; оперантное научение; векарное научение; вербальное научение), три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой ЦНС.

    Слово «импринтинг» с англ. языка означает запечатление. Как у человека, так и у животных этот механизм ведущий в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения, т.е. безусловных рефлексов. У человека механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не стали формироваться другие виды научения.

    Условно-рефлекторное научение - жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. В результате формирования условных рефлексов у организма вырабатывается реакция на биологически безразличные стимулы, которые не вызывали реакции ранее (собака Павлова).

    Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается методом проб и ошибок. Задача, с которой сталкивается индивид порождает у него много разных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция, которая приводит к наилучшему варианту, выделяется и закрепляется в опыте. В последствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь.

    Векарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, т.к. ребенок не владеет символической функцией речи и приобретает опыт путем подражания. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификция.

    Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы (графическая символика). Научение становится возможным в абстрактной отвлеченной форме на основе ВПФ.

    Процесс научения реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:формирование ассоциаций; подражание;

    различение и обобщение; инсайт; творчество.

    Последние материалы раздела:

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
    Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

    Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

    Страна с трагической судьбой
    Страна с трагической судьбой

    Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

    Все, что нужно знать о бактериях
    Все, что нужно знать о бактериях

    Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...