Социально-политическая структура крымского ханства - рассказы по истории крыма. Крымское ханство и его история, или из крымского ханства с любовью к россии Высшие сановники ханства

Тема: «Особенности социально-политической жизни Крымского ханства».

Дата: «___» ____________20__г. Класс: 6.

Урок № 7.

Цели: определить социально-политическую жизнь Крымского ханства; знать устройство Крымского ханства.

Оборудование: карта Крыма.

Тип урока : Комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Когда образовалось Крымское ханство?

2. Как происходил процесс оседания татар на землю?

3. Какие пещерные города Крыма, ты можешь назвать?

4. Расскажи о завоеваниях Крыма монголо-татарами.

План

1. Социальная лестница Крымского ханства.

2. Государственно – политическое устройство Крымского ханства.

III . Переход к новой теме.

Характерной чертой кочевого, в частности татарского феодализма было то, что отношения между феодалами и зависимыми от них народами долгое время существовали под внешней оболочкой родовых отношений.

IV . Изучение нового материала.

Еще в XVII и даже в XVIII веке татары, как крымские, так и ногайские, делились на племена, членившиеся на роды. Во главе родов стояли беи - бывшая татарская знать, сосредоточившая в своих руках огромные массы скота и пастбищ, захваченных или пожалованных им ханами. Крупные юрты - уделы ( бейлики ) этих родов, ставшие их вотчинными владениями, превратились в небольшие феодальные княжества, почти независимые от хана, со своей администрацией и судом, со своим ополчением.

Ступенью ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев и ханов - мурзы (татарское дворянство). Особую группу составляло мусульманское духовенство. Среди зависимой части населения можно выделить улусных татар, зависимое местное население, и на самой нижней ступени стояли рабы-невольники.

СОЦИАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА КРЫМСКОГО ХАНСТВА

ХАН

КАРАЧ-БЕИ

МУФТИЙ (духовенство)

МУРЗЫ

ЗАВИСИМЫЕ ТАТАРЫ

ЗАВИСИМЫЕ НЕТАТАРЫ

НЕВОЛЬНИКИ

Таким образом, родовая организация татар была лишь оболочкой отношений, типичных для кочевого феодализма. Номинально татарские роды с их беями и мурзами были в вассальной зависимости от ханов, они обязаны были выставлять войско в период военных походов, но фактически высшая татарская знать являлась хозяином в Крымском ханстве. Господство беев, мурз было характерной чертой политического строя Крымского ханства.

Главные князья и мурзы Крыма принадлежали к немногим определенным родам. Старейшие из них давно обосновались в Крыму; они известны были уже в XIII веке. Какие из них занимали первое место в XIV веке, на это нет однозначного ответа. К старейшим можно отнести прежде всего род Яшлавских (Сулешев), Ширинов, Барынов, Аргынов, Кипчаков.

В 1515 году великий князь всея Руси Василий III настаивал, чтобы были выделены поимённо Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, т. е. князья главных родов, для вручения поминков (подарков). Князья этих четырех родов, как известно, назывались «карачи». Институт карачей был общим явлением татарской жизни.

Первый князь в Крымском ханстве был по положению близок к царю, т. е. к хану.

Первый князь получал право и на определенные доходы, поминки должны были присылаться с таким расчетом: две части хану (царю), а одна часть - первому князю.

Великий князь по своему положению царедворца сближался с избранными, надворными князьями.

Как известно, первыми среди князей Крымского ханства были князья Ширинские. Причем князья из этого рода занимали ведущее положение не только в Крыму, но и в других татарских улусах. Основным гнездом, откуда распространялся род этих князей, был Крым.

Владения Ширинов в Крыму простирались от Перекопа до Керчи. Солхат - Старый Крым - был центром владений Ширинов.

Как военная сила, Ширинские представляли собой нечто единое, выступали под общим стягом. Независимые Ширинские князья и при Менгли-Гирее, и при его преемниках часто занимали враждебную позицию по отношению к хану. «А с Ширины, государь, царь живет не гладко», - писал московский посол в 1491 году.

Владения Мансуровых охватывали евпаторийские степи. Бейлик Аргынских беев находился в районе Каффы и Судака. Бейлик Яшлавских занимал пространство между Кырк-Ором (Чуфут-Кале) и рекой Альмой.

В своих юртах-бейликах татарские феодалы обладали, судя по ханским ярлыкам (жалованным грамотам), определенными привилегиями, творили суд и расправу над своими соплеменниками.

Беи и мурзы в сильной степени ограничивали власть хана: главы наиболее могущественных родов, карачи, составляли Диван (Совет) хана, который являлся высшим государственным органом Крымского ханства, где решались вопросы внутренней и внешней политики. Диван являлся и высшей судебной инстанцией. Съезд ханских вассалов мог быть полным и неполным, и это не имело значения для его правомочности. Но отсутствие важных князей и прежде всего родовой аристократии (карач-беев) могло парализовать выполнение решений Дивана.

Таким образом, без Совета (Дивана) ханы ничего не могли предпринять, об этом сообщали и русские послы: «...хан без юрта никакого великого дела, о чем между государствами надлежит, учинить не может». Князья не только оказывали влияние на решения хана, но и на выборы ханов, и даже неоднократно свергали их. Особенно отличались беи Ширинские, которые не раз решали судьбу ханского престола. В пользу беев и мурз шла десятина со всего скота, находившегося в личной собственности татар, и со всей добычи, захваченной во время грабительских набегов, которые организовывались и возглавлялись феодальной аристократией, получавшей также выручку и от продажи пленников.

Главным видом службы служилого дворянства была служба военная, в гвардии хана. Орду тоже можно рассматривать как известную боевую единицу, во главе которой стояли ордынские князья. Многочисленные уланы командовали ханскими конными отрядами (к ним еще применялся старинный монгольский термин - улан правой и улан левой руки).

Крымскими ханами всегда были представители рода Гиреев. За время существования Крымского ханства на престоле побывало, по В. Д. Смирнову, 44 хана, но правили они 56 раз. Это означает, что одного и того же хана то убирали с престола за какую-то провинность, то вновь водворяли на престол. Так, трижды на престол возводились Мен-гли-Гирей I, Каплан-Гирей I, а Селим-Гирей оказался «рекордсменом»: его возводили на престол четырежды.

Помимо хана существовало шесть высших чинов государственного сана: калга, нураддин, орбей и три сераскира или генерала-ногайца.

Калга-султан - первое лицо после хана, наместник государства. В случае смерти хана бразды правления по праву переходили к нему до прибытия преемника. Если хан не хотел или не мог принять участие в походе, то калга брал на себя командование войсками. Резиденция калги-султана была в городе недалеко от Бахчисарая, называлась она Ак-Мечеть.

Нураддин-султан - второе лицо. По отношению к калге он был тем же, что и калга по отношению к хану. Во время отсутствия хана и калги он брал на себя командование армией. Нураддин имел своего визиря, своего диван-эфенди и своего кади. Но он не заседал в Диване. Он жил в Бахчисарае и удалялся от двора только в том случае, если ему было дано какое-либо поручение. В походах он командовал небольшими корпусами. Обычно являлся принцем крови.

Более скромное положение занимали орбей и сераскиры . Указанных чиновников, в отличие от калги-султана, хан назначал сам. Одним из важнейших лиц в иерархии Крымского ханства был муфтий Крыма, или кадиескер. Он жил в Бахчисарае, являлся главой духовенства и толкователем закона во всех спорных или важных случаях. Он мог смещать кадиев, если они судят неправильно.

Схематично иерархию Крымского ханства можно представить следующим образом.

V . Закрепление изученного материала.

1. Расскажи о родовой организации крымских татар.

2. Какую роль в Крымском ханстве играл институт "карач-беев"?

3. В чем состояли значение и функции Дивана?

4. Назови высшие государственные посты. Охарактеризуй их роль в политической структуре Крымского ханства (калга-султан, нураддин-султан, орбей и сераскиры, муфтий Крыма - кадиескер).

VI . Подведение итогов.

Домашнее задание : конспект.

Но более всего хан, конечно, заботился о собственных выгодах. Черкесы, видя ослабление могущества крымских ханов, начали отказывать в платеже им «погрешной дани» невольниками. А между тем другой источник ханских доходов – грабежи и набеги на христианских соседей – в силу изменившихся обстоятельств иссякал. Каплан-Герай, мы видели, поплатился уже за чрезмерно хищнические замыслы против черкесов; но это не остановило его преемника продолжить начатое предшественником. В начале 1132 года (1720) он испросил у Порты разрешение произвести набег на черкесов, которое и было ему дано. Хану вместе с разрешением пожаловано было еще под именем «расходных» – «харджлык» – от султана 8000 гурушей, и отдан был приказ о присоединении к татарской ханской армии вспомогательных сил из войск османских, расположенных в пределах Крыма. Хан, получив полномочие ведать все дела черкесские по своему усмотрению, с многочисленным войском вторгся в Кабарду и провел там около двух лет. В кратком турецком очерке «Крымской истории» и у Говордза говорится, что Сеадет-Герай во время этого похода попался в плен и после возвращения из плена был низложен; между тем в других источниках нет ни слова о плене хана. Сравнительно более подробный рассказ об этом походе Сеадет-Герай-хана находим в «Краткой истории», хотя и не вполне согласный с другими источниками. Сейид-Мухаммед-Риза, например, говорит, что хан по возвращении в столицу отправил сына своего Салих-Герая выжить мятежного Бахты-Герая из его убежища и водворить в румелийские области. Но поход Салиха был неудачен, и тогда хан решил двинуться самолично; но тоже без всякого успеха и только напрасно потерял драгоценное время: вслед за этим пошли волнения и смуты в самом Крыму, повлекшие за собой свержение хана, о чем Риза рассказывает по обычаю витиевато-многословно. В конце концов хан, видя вокруг себя поголовную измену, предоставил все воле Божией, а сам отправился в Порту, где и был отрешен; ханство было предложено «с некоторыми условиями» Каплан-Гераю, привезенному в Порту, но тот отказался, и в 1137 году (1724 – 1725) был сделан ханом Менглы-Герай-хан II.

Сейид-Мухаммед-Риза называет письмо, посланное мятежниками Сеадет-Герай-хану, «противообычным», а кляузу, отправленную ими с депутацией в Порту, «непристойной и безграмотной». По сути, эта кляуза крымцев скорее может служить доказательством их дерзкого самоуправства, чем изобличением злоупотребления властью со стороны хана. Мотивы недовольства их Сеадет-Гераем на вид слишком слабы, чтобы могли служить достаточным основанием для его свержения. Но каждый век и каждый народ имеет свои воззрения на нравственные обязанности человека вообще и правителя в особенности. Историк Халим-Герай так характеризует Сеадет-Герая: «Он славился своей щедростью и милостивостью, но был порицаем за отсутствие в нем мужества и храбрости. Был пристрастен к охоте и большую часть времени проводил в разъездах по степям и лугам, занимаясь под предлогом охоты ловлей в объятия газелеоких красоток. В ранние годы юности он выделялся из среды сверстников красивой наружностью и статностью фигуры и, точно царский штандарт, возвышался ростом среди народа, а под конец от тучности и массивности тела, как носилась молва, он не мог ни ходить, ни двигаться». Значит, Сеадет-Герай-хан был сибарит, чем только дразнил плотоугодный аппетит татарских вельмож, не давая, однако же, им средств для удовлетворения этого аппетита. В этом заключалась и вся его виновность пред ними.

Сановники Высокой Порты не раз секретно совещались, как им поступить в данном случае. Для Крыма нужен был такой хан, который, по словам Сейид-Мухаммед-Ризы, мог «силой власти и правосудия потушить разгоревшийся огонь смуты». Пригодных кандидатов на ханство оказалось двое – отставной хан Каплан-Герай и меньшой брат его МенглыГерай-султан, бывший одно время калгой. Верховный везирь Ибрагим-паша в начале 1137 года (октябрь 1724) вызвал их обоих на совет в окрестностях Стамбула насчет мер к прекращению смут крымских. На этот совет сам великий везирь и капудан Мустафа-паша приехали тайно, под предлогом охоты. Братья Гераи тоже хранили строгое инкогнито. Менглы-Герай пленил великого везиря своим сладкоречием и был рекомендован падишаху в ханы. В конце мухаррема (середина октября) он был торжественно ввезен в столицу и с соблюдением известных церемоний произведен в ханы. Другие историки говорят, что Каплан-Герай сам отказался от предложенного ему теперь ханства, ибо он был уже стар, да и не хотел «пачкать в крови правоверных одежд своей непорочности». Что же касается до секретности, с какой велись переговоры о назначении нового хана, то, надо полагать, она была необходима ввиду нахождения в Стамбуле крымской депутации, от которой до поры до времени надо было скрывать соображения Порты.

Менглы-Герай-хан II (1137 – 1143; 1724 – 1730), действительно, имел, как оказалось, целый план в голове насчет приведения в повиновение строптивых мятежников: недаром его речи понравились великому везирю. Видя, что ни с помощью своего ханского авторитета, ни открытой военной силой ничего не поделать с ними, новый хан стал на путь хитрости и коварства. Чтобы отвести на первых порах глаза главным вожакам бунтовщиков, он утвердил их как ни в чем не бывало в их прежних должностях – Абду-с-Самада в должности кады-эскера, Кемаль-агу – в звании первого министра и Сафа-Герая в звании калги, послав грамоты об этом вперед себя в Крым, а потом уже явился и сам. Прикидываясь ласковым к своим противникам и равнодушным к людям, к которым в душе был расположен, Менглы-Герай-хан разведывал и распознавал врагов и выжидал благоприятного момента для расправы с ними. Такой момент вскоре наступил в виде войны, начавшейся у Порты с Персией. По султанскому фирману хан должен был отправить десятитысячное войско в поход на Персию. Отряд в шесть тысяч татар хан послал под начальством калги Сафа-Герая, прикомандировав к нему таких лиц, как Пурсук-Али и Султан-Али-мурза, и этим способом удалив смутьянов и зачинщиков волнений из Крыма. Другого такого же опасного человека – Мустафу, состоявшего в должности силяхдара (оруженосца) у Кемаль-аги, послал он в Черкесию. Этим ловким маневром хану удалось разрознить сплотившихся мятежников и по частям разделаться с ними. В месяце зи-ль-каде 1137 года (июль – август 1725) вся татарская ватага переправилась через Босфор на анатолийскую сторону, получила там обычные от турок подарки и двинулась по назначению.

В данном случае обращает на себя внимание то, что Порта, прежде всегда гневавшаяся на крымских ханов, если они не самолично предводительствовали своей армией, и косо смотревшая на такое уклонение их от своей исконной обязанности, тут отступления хана от заведенного порядка даже не заметила. Изменившиеся обстоятельства вынудили ее предоставить большую свободу действий своему вассалу, лишь бы только сумел он держать в повиновении беспокойную орду, которая теперь часто становилась для нее обузой. Тем более эта свобода должна была быть предоставлена Менглы-Гераю, что он вступил на ханство с самостоятельной программой умиротворения края, а вовсе не в качестве простого исполнителя инструкции, данной будто бы ему султаном, как это сообщается некоторыми историками.

Следуя принципу divide et impera , Менглы-Герай II, выпроводив одну часть беспокойных голов за границу, стал обдумывать способы к окончательному укрощению оставшихся дома. Главным образом он хотел приняться за Хаджи-ДжанТимур-мурзу, который, по словам османского историка Челеби-заде-эфенди , целых уже сорок лет своевольничал, не повинуясь ни ханской власти, ни повелениям Порты и причиняя всякие притеснения своим соотечественникам. С этой целью хан составил совет из Кара-Кадир-Шах-мурзы, Муртаза-мурзы, Абу-с-Сууда-эфенди и других эмиров и улемов, принадлежавших к партии, враждебной грозному Джан-Тимуру. Они порешили на том, что с ним надо покончить, и даже пригрозили, что, в случае если хан не совершит предложенной расправы, они должны будут удалиться из пределов Крыма и оттуда уже вести борьбу с врагом своим. Джан-Тимур, прознав чрез своих клевретов о грозившей ему опасности, написал донос, обвиняя Кадир-Шаха и Муртаза-мурзу в мятежных замыслах. Хан же послал ему ярлык, приглашая его в Бакче-Сарай и прося умиротвориться. В то же время он пригласил харатукских, салгырских аянов и прочую знать, именуемую капы-кулу, в столицу. На происходившем в ханском дворце собрании Мердан-Хаджи-Али-ага, заклятый враг Джан-Тимура, держал речь, в которой доказывал всю несообразность поступков ширинских мурз и необходимость решительного их обуздания силой оружия, для чего и предлагал почтенным членам собрания, особенно тем, которые входили в число капы-халкы (лейб-гвардии), продемонстрировать верность хану. Красноречие старого министра так убедительно подействовало на присутствующих, что они тут же дали клятву последовать его предложению. На собрании присутствовали также приверженцы и товарищи Джан-Тимура – Кемаль-ага, Эр-мурза, сын Порсук-Алиаги Осман, брат Кемаля Осман и другие из числа капы-кулу. Предвидя возможность их побега, хан стал соображать о том, как бы преградить им путь. В месяце зи-ль-каде 1138 года (июль 1726) Кадир-Шах и Джан-Тимур со своими вооруженными приверженцами стояли по обе стороны Бакче-Сарая. Хан распорядился устроить засаду из отборных стрелков, с тем чтобы они хватали и немедленно умерщвляли мятежников, когда они явятся в диван по приглашению. Но ДжанТимур через шпионов и легкомысленных людей, посвященных в тайну, узнал о готовившейся ему ловушке и тотчас же бежал; за ним последовали и другие его единомышленники. Кадир-Шах-мурза со своими пособниками бросился вдогонку. Хан, рассчитывая на возможность захвата их при Днепровской или Азовской переправе, не дал своего согласия на открытую битву в узкой Бакче-Сарайской долине, чтобы в этой свалке не досталось людям невинным; но потом все-таки, питая желание истребить противников, послал Мердан-Хаджи-Али-агу и Салих-мурзу, но они промедлили. Джан-Тимур перешел через Казандибскую переправу и прошел под крепостью Азовом благодаря содействию азовских янычар.

«Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а ещё через поколение им можно управлять как стадом»

Пауль Й. Геббельс.

Город Бухара, его ворота, кварталы, мечети, училища. Учи­лище, основанное царицей Екатериной. Их предназначение быть рассадником фанатизма, а не учености. Базары. Поли­цейская система строже, чем где-либо в Азии. Бухарское ханство. Жители: узбеки, таджики, киргизы, арабы, мервцы, персы, индусы, евреи. Управление. Различные чиновники. Политическое деление. Армия. Очерк истории Бухары.

Как мне говорили, для того чтобы объехать вокруг Бухары, понадобится целый день, но на деле оказалось, что в окружности Бухара занимает не более четырех миль. Хотя окрестности ее неплохо возделаны, все-таки в этом отношении Хива намного превосходит Бухару.
В городе 11 ворот: Дарваза-Имам, Дарваза-Мазар, Дарваза-Самарканд, Дарваза-Оглан, Дарваза-Талипач, Дарваза-Ширгиран, Дарваза-Каракёль, Дарваза-Шейх-Джелал, Дарваза-Намазгах, Дарваза-Салахане, Дарваза-Карши.
Он де­лится на две основные части: Деруни-Шахр (внутренний город) и Беруни-Шахр (внешний город) и на различные кварталы, из которых наиболее значительны махалля Джуйбар, Хиабан, Мирекан, Малькушан, Сабунгиран.
Об общественных зданиях и площадях города у читателя уже составилось представление по предшествующей главе, однако тем не менее попытаемся изложить наши заметки по этому поводу.

История Бухары.

Основателем Бухары считается Афрасиаб, великий туранский воитель. Раннюю историю заменяют различные басни, и мы можем лишь сделать заключение, что тюркские орды с древ­нейших времен были грозой тех мест, персидское население которых было отделено от своих иранских братьев уже во времена Пишдадидов.
Первая нить настоящей истории начина­ется со времени арабской оккупации, и нам остается лишь сожалеть, что отважные искатели приключений не оставили иных сведений, кроме тех, которые рассеяны в "Тарихи Табари" и некоторых других арабских источниках. Ислам не смог так легко пустить корни в Мавераннахре (стране между реками Оксус и Яксарт), как в других странах, и арабам приходилось по­стоянно повторять обращение в новую веру, как только они возвращались в города после долгого отсутствия.


До завоевания Чингисханом (1220) Бухара и Самарканд, а также значительные в то время города Мерв (Мерв-и Шах-и Джихан, т.е. Мерв, король мира), Карши (Нахшеб) и Балх (Умм-ул-Билад, т.е. мать правления, и Тимур, хромой за­воеватель мира из Шахрисябза (Зеленого города), пожелал сде­лать Самаркагородов) принадлежали Персии, несмотря на то что губернии Хорасан, как она тогда называлась, был выдан из Багдада особый фирман об инвеституре.
С вторжением монголов пер­сидский элемент был совершенно вытеснен тюркским, узбеки повсюду завладели браздами нд столицей всей Азии. Но вместе с ним умерли и его планы, и собственно история ханства начинается с дома Шейбани, основатель которого Абулхайр-хан сломил могущест­во Тимуридов в их собственных государствах. Его внук Шейбани Мухаммед-хан расширил границы Бухары от Ходжента до Гера­та, но когда захотел захватить Мешхед, был разбит шахом Исмаилом и погиб в сражении в 916 (1510) г.
Одним из наиболее способных его преемников был Абдулла-хан (род. в 1544 г.). Он вновь завоевал Бадахшан, Герат и Мешхед и благодаря своим заботам о развитии культуры и торговли заслуживает того, чтобы его поставили рядом с великим правителем Персии шахом Аббасом II. Во время его правления на дорогах Бухары были караван-сараи и прекрасные мосты, а в пустынях - цистерны; все развалины такого рода сооружений носят его имя.
Его сын Абд ал-Мумин недолго удержался на троне, он был убит (1004 (1595) г.]. После вторжения персидского предводителя Тёкёла, опустошившего все на своем пути, вскоре погибли последние потомки Шейбанидов. В череде последовавших затем долгих сумятиц и гражданских войн главными претендентами, оспаривавшими престол, были Вали Мухаммед-хан, дальний родственник Шейбани по боковой линии, и Баки Мухаммед.
После того как Баки Мухаммед пал в бою под Самаркандом в 1025 (1616) г., Вали Мухаммед-хан основал свою династию, которая, как говорят, существовала до Абу-л-Файз-хана, умолявшего Надир-шаха о мире (1740 г.). В этот период больше других правителей выделялись Имам Кули-хан и Насир Мухаммед-хан (1650). Их щедрая поддержка класса ишанов во многом способствовала тому, что религиозный фанатизм в Бухаре и даже во всем Туркестане поднялся на такую ступень, которой он не достигал нигде и никогда за всю историю ислама.
Абу-л-Файз-хан и его сын были предательски убиты их везиром Рахим-ханом. После смерти убийцы, продолжавшего самостоятельно управлять государством в качестве везира, власть захватил Даниял-бий, за ним последовали эмиры Шах Мурад, Саид-хан и Насрулла-хан.
Поскольку история трех последних правителей уже изложена Малькольмом, Бёрнсом и Ханыковым, а мы смогли бы добавить мало нового, не будем больше следовать за событиями этой эпохи, а поговорим лучше в следующей главе о войнах, которые вели Бухара и Коканд в последние три десятилетия.

Мечети Бухары.

Бухарцы говорят, что в их родном городе 360 больших и малых мечетей, так что благочестивый мусульманин может для раз­влечения каждый день отправляться в новую мечеть. Я смог обнаружить едва ли половину названного числа, из них заслу­живают упоминания только:
1) Масджиди-Калян, построенная Тимуром и реставрированная Абдулла-ханом. Здесь эмир при большом скоплении народа совершает пятничную молитву,
2) Масджиди-Диванбеги, которую велел построить в 1029 (1629) г. некий Наср, диванбеги (государственный секретарь) эмира Имам Кули-хана, вместе с одноименным прудом и мед­ресе,
3) Мирекан,
4) Масджиди-Могак, подземная, где, по преданию, говорят одни, собирались первые мусульмане, по словам других - последние огнепоклонники. Первая версия ка­жется мне более правильной, потому что, во-первых, огнепоклон­ники могли найти подходящее место за городом на открытом воздухе, а во-вторых, многие куфические письмена свидетельст­вуют об их исламском происхождении.

Медресе (училища) Бухары.

Бухарцы любят также хвастаться множеством медресе и опять-таки называют любимое число - 360, хотя их не более 80. Самые известные:
1) медресе Кукельташ, построенное в 1426 г., в нем 150 худжр, и каждая стоит 100 - 120 тилля. (После того как медресе построено, худжры раздают даром, но в дальней­шем их можно приобрести только за определенную цену.) Ученики первого класса ежегодно имеют доход в 5 тилля;
2) медресе Мирараб, построено в 1529 г., в нем 100 худжр, каждая стоит 80-90 тилля и дает 7 тилля дохода;
3) Кош-медресе Абдулла-хана, построено в 1572 г., в нем тоже около 100 худжр, но они дешевле, чем в предыдущих медресе;
4) медресе Джуйбар, построено в 1582 г. внуком великого ученого и аскета того же имени. Оно получает самое богатое содержание, так как каждая худжра дает 25 тилля дохода, но народу в нем мало, потому что оно стоит на окраине города;
5) медресе Турсинджан, где каждая худжра имеет ежегод­но 5 тилля дохода;
6) медресе Эрназар, которое через своего посланника велела основать императрица Екатерина, в нем 60 худжр, и каждая дает доход в 3 тилля.
В общем именно училища Бухары и Самарканда были при­чиной сложившегося представления о чрезвычайной учености высших школ Средней Азии, которое долгое время существовало не только в странах ислама, но даже и у нас, в Европе. Поверхностный наблюдатель мог легко счесть готовность к по­жертвованиям при сооружении такого рода заведений признаком высоких побуждений.
К сожалению, в основе всех этих побуди­тельных стремлений лежит слепой фанатизм; как в средние века, так и теперь в этих школах кроме начал логики (мантики) и философии (хикмета) изучают лишь Коран и вопросы религии. (Иногда случается, что некоторым людям хочется заняться поэзией или историей, но им приходится делать это втайне, так как считается позорным тратить время на такие пустяки.).
Мне говорили, что общее число учеников составляет пять тысяч. Они стекаются сюда не только изо всех уголков Средней Азии, но и из Индии, Кашмира, Афганистана, России и Китая. Самые бедные получают от эмира ежегодную стипендию, так как благодаря медресе и строгому соблюдению ислама Бухара ока­зывает столь могущественное влияние на все соседние страны.

Базары Бухары.

Таких базаров, как в главных городах Персии, здесь не встре­тишь. Только немногие из них имеют своды и построены из камня, самые большие крыты деревом или камышовыми цинов­ками, положенными на длинные жерди.
Различают несколько базаров:
Тим-и Абдулла-хан, построенный по персидскому об­разцу правителем, носившим то же имя, после его возвращения из Мешхеда (1582);
Рестеи-сузенгеран, где продают швейные принадлежности; Рестеи-Саррафан, где стоят менялы и торговцы книгами;
Рестеи-Сергеран - золотых дел мастера; Рестеи-Чилингеран - место слесарей;
Рестеи-Аттари - торговцев пряностями;
Рестеи-Каннади-торговцев сахаром и сладостями;
Рестеи-Чай-фуруши-торговцев чаем;
Рестеи-Читфуруши, Базари-Латта, где находятся торговцы полотном;
Тимче-Дарайфуруши, где стоят бакалейщики, и т.д. У каждого базара есть свой староста, отвечающий перед эмиром за порядок и за цены. Кроме базаров есть еще около 30 небольших караван-сараев, которые частью служат складами для хранения товаров, частью используются как жилье для приезжающих.

Полиция Бухары.

В Бухаре самая строгая полиция из всех известных нам азиатских городов. Днем раис собственной персоной объезжает базары и общественные места либо отправляет туда многочисленных полицейских и шпионов, а приблизительно через два часа после захода солнца никто больше не смеет показываться на улице.
Сосед не может навестить соседа, а больной вынужден умереть из-за того, что нет лекарства, так как эмир дал разрешение арестовывать даже его самого, если миршабы (ночные сторожа) встретят его на улице в запрещенное время.

Бухарское ханство.

Жители Бухарского ханства. В настоящее время ханство граничит на востоке с Кокандским ханством и городами Бадахшана, на юге, по Оксусу, - с лежащи­ми на другом его берегу районами Керки и Чарджоу, на западе и на севере границу образует Великая Пустыня.
Границы нельзя считать установившимися, невозможно и определить число жи­телей. Без преувеличения можно назвать цифру 2,5 млн. Жители подразделяются на оседлых и номадов, а по национальности - на узбеков, таджиков, киргизов, арабов, мервцов, персов, индусов и евреев.
1. Узбеки. Они состоят из тех же 32 племен, которые мы перечислили в разделе о Хиве, но заметно отличаются от своих соплеменников в Хорезме как лицом, так и характером. Бу­харские узбеки жили в более тесном контакте с таджиками, чем хивинские с сартами, и при этом утратили многие черты на­ционального типа и свойственное узбеку скромное простодушие. Узбеки - господствующий народ в ханстве, так как сам эмир - тоже узбек из племени мангыт, и поэтому они составляют вооруженные силы страны, хотя высшие офицеры очень редко выходят из их рядов.
2. Таджики, коренные жители всех городов Средней Азии; здесь их больше всего, поэтому Бухара - единственное место, где таджик гордится своей национальностью. Он считает границами своего прежнего отечества, древнего Хорасана, (Chor в древнеперсидском языке означает "солнце", son - "область", Chorasan означает, таким образом, "солнечная страна", т.е. Восток.) на востоке Хотан (в Китае), на западе - Каспийское море, на севере - Ходжент, на юге - Индию.
3. Киргизы, (Kir значит "поле", giz или ges - корень глагола gismek, т.е. "странст­вовать", "бродить". Слово "киргиз" означает по-тюркски, таким образом, "чело­век, странствующий по полю", "кочевник" и прилагается как общее название ко всем народам, живущим подобным образом.
Слово "киргиз", конечно, употребляют и как обозначение племени, но только для подгруппы казахов, живущих в Коканде в окрестностях Хазрети-Туркестана.) или казахи, как они сами себя называют.
В Бухарском ханстве их очень немного, тем не менее, пользуясь случаем, изложим наши скромные заметки об этом народе, са­мом большом по численности и наиболее замечательном в Сред­ней Азии по самобытности кочевой жизни.
Во время своих странствований я часто встречал отдельные группы киргизских кибиток, но когда я пытался узнать у жителей об их численности, они всегда смеялись над моим вопросом и отвечали: "Сначала сосчитай песчинки в пустыне, тогда ты сможешь сосчитать и нас, киргизов".
Так же невозможно определить границы их прожива­ния. Мы знаем, что они живут в Великой Пустыне, лежащей между Сибирью, Китаем, Туркестаном и Каспийским морем, и эта местность, а также их социальные условия в достаточной мере доказывают, насколько ошибочно передавать киргизов то под русское, то под китайское владычество. Россия, Китай, Коканд, Бухара или Хива распоряжаются у киргизов только лишь до тех пор, пока их офицеры, высланные для взимания налогов, живут среди номадов. Киргизы смотрят на сбор налогов как на гигантский набег, которому они должны быть благодарны за то, что сборщики довольствуются десятой долей или какой-либо иной частью.
Так как революции, происходившие в мире в течение столетий, а может быть, и тысячелетий, оказали очень незначительное воздействие на киргизов, у этого народа, ко­торый встречался нам лишь небольшими группами, можно встретить подлинную картину тех нравов и обычаев, которые характеризовали туранские народы в древнейшие времена и ко­торые представляют собой причудливое смешение добродетели и жестокости.
Поражает сильная тяга всех этих народов к музыке и поэзии, но наибольшее впечатление производит их аристо­кратическая гордость. Если встречаются два киргиза, то первый вопрос, который они задают друг другу, таков: "Ети атанг кимдир?", т.е. "Кто твои семь отцов (предков)?" Тот, кого спрашивают, даже ребенок по восьмому году, всегда знает точный ответ, в противном же случае его сочтут крайне не­воспитанным и неразвитым.
В отношении храбрости киргизы далеко уступают узбекам, а особенно туркменам; и ислам у них имеет более шаткую основу, чем у последних двух народов. Обычно лишь богатые баи нанимают в городах муллу, который за определенное жалованье, выплачиваемое овцами, лошадьми и верблюдами, занимает место учителя, священнослужителя и секретаря.


Для нас, европейцев, киргизы, даже если контакты с ними были частыми, - всегда явление удивительное. Перед нами пред­стают люди, которые ежедневно, в палящий зной или в глубоком снегу, в течение нескольких часов кочуют со всем своим скарбом, ища нового прибежища опять-таки всего на несколько часов; это люди, никогда не слыхавшие о существовании хлеба, вся их пища состоит только из молока и мяса.
Киргиз считает жителей городов и всех прочих людей, живущих на одном месте, боль­ными или сумасшедшими и жалеет всех тех, у кого не мон­гольский тип лица. По его эстетическим понятиям, монгольская раса - это высшее проявление красоты, так как Бог, выдвинув вперед лицевые кости, сделал ее представителей похожими на лошадь, а лошадь в глазах киргизов - венец творения.
4. Арабы . Это потомки тех воинов, которые при Кутейбе, во время третьего халифа, участвовали в завоевании Туркестана и впоследствии поселились там. Однако, кроме черт лица, они мало что сохранили от своих братьев, живущих в Хиджазе и Ираке. Только немногие, как я обнаружил, говорят по-арабски. Число их, по слухам, доходит до 60 тыс. Большей частью это жители окрестностей Варданзи и Вафкенда.
5. Мервцы . Это потомки тех 40 тыс. персов, которых эмир Саидхан около 1810 г., после завоевания Мерва с помощью сарыков, переселил в Бухару. По своему происхождению, собст­венно говоря, это тюрки из Азербайджана и Карабаха, которых Надир-шах привел с их старой родины в Мерв.
6. Персы. Частью это рабы, а частью те, кто, выкупив себя, остался жить в Бухаре, где, несмотря на всяческие ре­лигиозные притеснения, так как они лишь тайком могут со­вершать обряды шиитской секты, они охотно занимаются тор­говлей или ремеслами, потому что здесь жизнь дешевле, а за­работать легче, чем у них на родине.
Персы, намного пре­восходящие по умственным способностям жителя Средней Азии, обычно возносятся из рабского своего положения до самых высоких чиновничьих должностей; нет почти ни одного губер­натора провинции, у которого те или иные должности не за­нимали бы персы, бывшие ранее его рабами и оставшиеся верными ему; персы кишат также и в окружении эмира, и первые сановники ханства принадлежит к этой нации.
В Бухаре персов считают людьми, больше общавшимися с френги и лучше по­стигшими их дьявольский склад ума. Впрочем, эмиру Музаффар ад-Дину пришлось бы несладко, если бы Персия вздумала угро­жать ему вторжением, как это уже бывало, потому что он вряд ли добился бы многого с армией, где комендантами гарнизонов были Шахурх-хан и Мухаммед Хасан-хан, а топчубаши (на­чальниками артиллерии) - Бейнель-бек, Мехди-бек и Лешкер-бек; все пятеро - персы.
7. Индусы . Правда, их всего около 500; они живут разбросанно, без семей, в столице и провинциях и каким-то удиви­тельным образом держат в своих руках весь денежный оборот.
Нет ни одного базара в какой бы то ни было деревне, где бы ни появился со своим мешком индус-ростовщик. Выказывая глубо­чайшую покорность, подобно армянину в Турции, он страшно обирает узбека, а так как у благочестивого кади большей частью находятся общие дела с поклонником Вишну, то он и становится зачастую его жертвой.
8. Евреи. Их в ханстве около 10 тыс. В основном они живут в Бухаре, Самарканде и Карши и больше занимаются ремеслами, чем торговлей. По своему происхождению это персидские евреи, а именно из первого пленения.
Они переселились сюда 150 лет назад из Казвина и Мерва и живут в величайшем угнетении, презираемые всеми. Они не смеют идти дальше порога, когда приходят к правоверному, но если тот пожалует к еврею, то еврей поспешно уходит из собственного дома и стоит у дверей. В го­роде Бухаре они ежегодно выплачивают 2 тыс. тилля джизьи (дани).
Эту сумму доставляет глава общины; при сем он получает для всей общины две легкие пощечины, предписываемые Кора­ном в виде знака покорности. Прослышав о привилегиях, даро­ванных евреям в Турции, некоторые из них выехали в Дамаск и в другие районы Сирии, но это происходило в глубокой тайне, так как в обычном случае желание эмигрировать карается кон­фискацией имущества или смертью.
Удивительно, что они под­держивают почтовую связь через хаджи, ежегодно отправляю­щихся из Туркестана в Мекку; мои спутники тоже принесли несколько писем и все их доставили адресатам.

Управление Бухарского ханства.

Форма правления в Бухаре сохранила очень немного древнеперсидских или арабских черт, так как преобладает тюрко-монгольский элемент. Государственное устройство, основанное на иерархической системе, носит военный характер, на вершине власти находится эмир в качестве генералиссимуса, правителя и религиозного главы.
Военное и гражданское начальство под­разделяется на следующие группы: а) катта-сипахи, т.е. высшие чиновники, б) орта-сипахи, т.е. средние чиновники и в) ашаги-сипахи (сабиты).
В первые две группы в соответствии с правила­ми должны приниматься только урукдары, т.е. представители знатных родов, так как они вступают в свою должность по ярлыку, т.е. письменному приказу, и биллигу, (Ярлык и биллиг - древнетюркские слова. Первое означает "письмо", "писа­ние"; корень jer, венгерское ir, турецкое jas.
Второе значит "знак", по-венгерски belyeg.) т.е. знаку; но уже издавна этих должностей удостаиваются также персы, бывшие ранее рабами. В следующем списке перечисляются все чины, в том порядке, как они следуют от эмира и вниз.
капа-сипахи…
1) Аталык
2) диванбеги (государственный секретарь)
3) парваначи, правильнее фарманачи или фарманчи, предъявитель ханского указа орта-сипахи...
4) тохсаба, собственно тугсахиби, т.е. "несу­щий, как знамя, туг" (конский хвост)
5) инак
6) мирахур (шталмейстер) ашаги-сипахи (сабиты)...
7) чухрагаси, собственно чехреагаси, т.е. "лицевой", потому что во время публич­ных аудиенций он стоит напротив эмира
8) мирза-баши (старший писарь)
9) ясаулбеги и карагулбеги
10) юзбаши
11) пенджабаши
12) онбаши
Кроме перечисленных, следует еще упомянуть тех, кто входит в придворный штат эмира. Здесь верхушку составляют кушбеги (везир), мехтер, досторхончи (метрдотель) и зекатчи (сборщик податей). Закатчи выступает одновременно в качестве министра финансов и мажордома эмира.
Затем следует мехремы (личные слуги), число которых увеличивается или уменьшается в за­висимости от обстоятельств; их посылают также в качестве комиссаров в провинции по чрезвычайным делам. Любой под­данный, недовольный решением губернатора, может обратиться к эмиру, после чего ему назначают мехрема, который становится как бы его адвокатом и едет вместе с ним в его провинцию; он расследует дело и излагает его эмиру для окончательного ре­шения.
Помимо того, есть еще одачи (привратник или церемо­ниймейстер), бакаул (провиантмейстер) и саламгази, который во время публичных процессий отвечает вместо эмира на при­ветствие: "Be алейкум эс селям".
впрочем, эти должности и чины существуют при теперешнем эмире лишь номинально, так как он враг пышности и многие посты оставил незанятыми.

Политическое деление Бухарского ханства.

Политическое деление ханства, как и в Хиве, соответствует числу крупных городов. В настоящее время Бухара состоит из сле­дующих округов (порядок их перечисления зависит от их величи­ны и числа жителей):
1) Каракёль,
2) Бухара,
3) Карши,
4) Са­марканд,
5) Керки,
6) Хисар,
7) Миянкаль или Кермине,
8) Катта-Курган,
9) Чарджоу,
10) Джизак,
11) Ура-Тюбе,
12) Шахрисябз;
последний равен по величине Самарканду, но из-за его постоянной вражды с эмиром лишь частично может быть при­числен к ханству. Губернаторы, которые по своему чину являют­ся диванбеги или парваначи, получают определенную долю доходов управляемой ими провинции, но в исключительных случаях должны от нее отказаться. В непосредственном под­чинении у каждого губернатора находятся тохсаба, мирза-баши, ясаулбеги и несколько мирахуров и чохрагаси.

Вооруженные силы Бухарского ханства.

Постоянное войско ханства состоит из 40 тыс. всадников, но может быть увеличено до 60 тыс. Наибольший контингент поставляют Карши и Бухара; особенно славятся своей храб­ростью люди из Карши, так рассказывали* *мне в Бухаре.
Однако я нашел эти данные весьма преувеличенными, потому что эмир во время похода на Коканд, когда его армия состояла самое большее из 30 тыс. человек, должен был содержать вспомога­тельные войска, выплачивая им немалое жалованье, чего скупой Музаффар ад-Дин, конечно, не стал бы делать, если бы выше­означенное число было правильным. Жалованье, выплачиваемое только в военное время, составляет 20 тенге (16 шиллингов) в месяц, на что всадник обязан содержать самого себя и лошадь.
Кроме того, половина добычи принадлежит воинам. Впрочем, и в самом деле непонятно, почему при столь значительном количестве подданных эмир не соберет большего войска, и стран­но также, почему он не берет вспомогательные войска у 50 тыс. эрсари, а предпочитает идти к теке и даже держит на сужбе сарыков, выплачивая им ежегодно 4 тыс. тилля жалованья.

Дороги в Бухарском ханстве и его окрестностях.

1. От Бухары до Герата.
Бухара - Хошрабат 3 таша, Меймене - Кайсар 4 таша, Хошрабат - Текендер 5, Кайсар Нарын 6, Текендер - Черчи 5, Нарын - Чичакту 6, Черчи - Карахинди 5, Чичакту - Кале-Вели 6, Карахинди - Керки 7, Кале-Вели - Мургаб 4, Керки – Сейид (колодец) 8, Мургаб - Дербенд 3, Дербенд - Калайи-Нау 8, Сейид-Андхой 10, Калайи-Нау-Сарчешме 9, Андхой - Баткак 5, Сарчешме - Герат 6, Баткак - Меймене 8. Всего 08 ташей. Это расстояние можно проехать верхом за 20 - 25 дней.
2. От Бухары до Мерва.
Надо добираться через Чарджоу, из этого города через пустыню есть три разные дороги
а) через Рафатак, на пути есть колодец, длина дороги 45 фарсахов;
б) через Учхаджи; на пути 2 колодца, длина 40 фарсахов;
в) через Йолкую, это восточная дорога длиной 50 фарсахов.
3. От Бухары до Самарканда (обычная дорога).
Бухара -Мазар 5 ташей, Мир - Катта-Курган 5, Мазар - Кермиие 6, Катта-Курган - Даула 6, Кермине - Мир 6, Даула - Самарканд 4, Всего 32 таша.
На повозках, обычно груженых, по этой дороге надо ехать 6 дней; верхом на хорошей лошади это расстояние можно проехать за 3 дня, а курьеры едут всего 2 дня.
4. От Самарканда до Керки.
Самарканд - Робати-хауз 3 таша, Карши - Файзабад 2 таша, Робати-хауз - Найман 6, Файзабад - Сангзулак 6, Найман - Шуркутук 4, Сангзулак - Керки 6, Шуркутук - Карши 5. Всего 32 таша.
5. От Самарканда до Коканда через Ходжент.
Самарканд - Янги-Курган 3 таша, Hay - Ходжент 4 таша, Янги-Курган - Джизак 4, Ходжент - Каракчикум 4, Джизак - Замин 5, Каракчикум - Мехрем 2, Замин -Джам 4, Мехрем - Бешарык 5, Джам - Сабат 4, Бешарык Коканд 5, Сабат - Оратепе 2. Всего 46 ташей. Оратепе - Hay 4.
В повозке по этой дороге надо ехать 8 дней, но можно и сократить путь, как обычно большей частью и поступают, добираясь из Оратепе прямо в Мехрем за 8 часов и выигрывая при этом 6 ташей.
6. От Самарканда до Ташкента и русской границы:
Самарканд - Янги-Курган 3 таша, Чиназ - Зенги-Ата 4 таша, Янги-Курган - Джизак 4, Зенги-Ата - Ташкент 6, Джизак - Чиназ 16. Всего 33 таша.
Отсюда еще 5 дней езды до Кале-Рахима, где находятся первый русский форт и крайний казачий форпост.

Представляло собой коктейль из потомков десятков народов, в разное время появлявшихся на полуострове. Это были скифы, киммерийцы, готы, сарматы, греки, римляне, хазары и другие. Первые татарские отряды вторглись в Крым в январе 1223 года. Они разорили город Сугдею (Судак) и ушли в степи. Следующее вторжение татар в Крым относится к 1242 году. На сей раз татары обложили данью население северного и восточного Крыма.

Батый отдал Крым и степи между Доном и Днестром своему брату Мавалу. Столицей крымского улуса и резиденцией улусского эмира стал город Кырым, построенный татарами в долине реки Чурук-Су на юго-востоке полуострова. В XIV веке название города Кырым постепенно перешло на весь полуостров Таврида. Примерно в это же время на караванном пути из степного Крыма на южное побережье в восточной части полуострова был построен город Карасубазар («базар на реке Карасу», ныне город Белогорск), который быстро стал самым многолюдным и богатым городом улуса.

После захвата в 1204 году Константинополя крестоносцами на берегах Тавриды возникают итальянские города-колонии. Между итальянцами и татарами неоднократно возникали конфликты, но в целом улусские эмиры терпели существование колоний. Торговля с итальянцами приносила эмирам неплохие барыши. Основатель династии Гиреев - Хаджи-Девлет-Гирей родился в 20-ых годах XV века в литовском замке Троки, куда бежали его родственники в ходе ордынских усобиц. Хаджи-Гирей был прямым потомком золотоордынского хана Таш-Тимура - прямого потомка Тукой-Тимура - внука Чингисхана. Поэтому Гиреи, считаясь чингизидами, претендовали на власть над всеми государствами, возникшими на развалинах Золотой Орды.

В Крыму Хаджи Гирей впервые появился в 1433 г. По мирному договору от 13 июля 1434 г. генуэзцы признали Хаджи Гирея крымским ханом. Однако через несколько месяцев ногайский хан Сейид-Ахмет выбил Гирея из Крыма. Гирей был вынужден был бежать на «родину» в Литву, где в 1443 г. и был провозглашен крымским ханом. При военной и финансовой поддержке великого литовского князя Казимира IV Гирей двинулся в Крым. Вновь став крымским ханом, он сделал своей столицей город Крым-Солхат. Но вскоре Сейид Ахмет опять изгнал Хаджи Гирея из Крыма. Окончательно Хаджи Гирей стал крымским ханом лишь в 1449 г.

В Крыму Хаджи Гирей основал новый («Дворец в садах»), ставший при его сыне Менгли Гирее новой столицей государства. В советской исторической литературе до 1990 г. по истории Крымского ханства не было издано ни единой книги. Это было связано и с депортацией крымских татар в 1944 г., и с несоответствием истории ханства марксизму-ленинизму. Марксисты считали что в средние века существовало два класса - феодалы и крепостные крестьяне, причем первые жили за счет непосильного труда вторых. В Крымском же ханстве феодальный способ производства не приносил и половины валового продукта ханства. Основным способом производства был грабеж соседей. Такой способ производства не описан Марксом по той причине, что подобных государств Западной Европе в XIII – XIX веках не было.

Европейцы, ведя большие и малые войны, в ходе боевых действий также жгли и грабили деревни, насиловали женщин, убивали мирных жителей. Но это было побочным продуктом войны. Целью же войны было подписание выгодного мира (территориальные приобретения, льготы в торговле и т. п.). За несколькими годами войны следовали 50, а то и 100 лет мира.

Крымские же татары совершали набеги на соседей практически ежегодно. Их цель войны - награбить и благополучно увезти награбленное. Регулярных войск крымские ханы практически не имели. Войско в поход собирась из добровольцев. Как писал историк Д.И. Яворницкий: «Недостатка в таких охотниках между татарами никогда не было, что зависело главным образом от трех причин: бедности татар, отвращения оных к тяжелому физическому труду и фанатической ненависти к христианам.»

Историк В. Коховский полагает, что крымский хан для походов поднимал треть всего мужского населения страны. В середине XVI века Девлет Гирей вел с собой на Русь и по 120 тысяч человек. Таким образом в разбоях участвовали не крымские феодалы, как утверждают советские историки, а, собственно, всё без исключения мужское население Крыма.

Татарские войска хорошо описаны французским военным инженером Г. де Бопланом, состоявшим на польской службе с 1630 по 1648 год. Татары шли в поход всегда налегке: они не везли с собой ни обозов, ни тяжелой артиллерии. Татарские лошади, число которых доходило до 200 тысяч голов, довольствовались степной травой, были приучены в зимнее время добывать себе корм, разрывая снег копытом. Огнестрельного оружия татары не употребляли, предпочитая меткие выстрелы из луков. Стрелами они могли на всем скаку попадать в неприятеля с 60 и даже со 100 шагов. Каждый татарин вел с собой в поход от 3 до 5 коней. Всадники имели возможность заменять усталых лошадей свежими, что увеличивало скорость передвижения войск. Часть лошадей шли татарам в пищу.

Татары очень легко одевались: рубаха из бумажной ткани, шаровары из нанки, сафьяновые сапоги, кожаная шапка, зимой - овчинный тулуп. Вооружение татарина - сабля, лук, колчан с 18 или 20 стрелами, нагайка (вместо шпор). К поясу привешивали нож, кресало для добывания огня, шило с веревочками, нитками и ремешками, 10-12 метров кожаной сыромятной веревки для связывания невольников. Кроме того каждый десяток татар брал с собой котел для варки мяса и небольшой барабанчик на луку седла. Каждый татарин имел свирель, чтобы при необходимости созывать товарищей. Знатные и богатые татары запасались кольчугами, очень ценными и редкими у татар.

Основной пищей татар в походе была конина. У каждого татарина было с собой некоторое количество ячменной или просяной муки и небольшой запас поджаренного на масле и подсушенного на огне в виде сухарей теста.В экипировке татарина была кожаная бадья, чтобы поить лошадей и пить самому. О лошадях они заботились больше, чем о себе. «Коня потеряешь - голову потеряешь», — говорили они. В то же время мало кормили своих лошадей в пути, считая что они без пищи лучше переносят усталость.

Татары сидели на своих лошадях, согнувшись спиной, потому-что слишком высоко подтягивали к седлу стремена, чтобы тверже, по их мнению, опираться и крепче сидеть в седле. Татарские лошади, называемые бакеманами, не подковывались. Только знатные вельможи подвязывали своим лошадям толстыми ремнями вместо подков коровьи рога. Бакеманы в основном были малорослы, поджары и неуклюжи. Зато бакеманы отличались необыкновенной выносливостью и быстротой. Они могли в один день без отдыха проскакать 90-130 км.

Сами всадники отличались легкостью, проворством, ловкостью. Несясь во весь опор на коне, татарин мизинцем левой руки держал уздечку, остальными пальцами той же руки держал лук, а правой рукой быстро пускал стрелы в любом направлении точно в цель.

Важным органом управления в Крымском ханстве являлся совет - диван. В диван, кроме хана, входили: калги-султан (заместитель и наставник), ханша валиде (старшая жена или мать), муфтий, главные беки и огланы. В 1455 г. Хаджи Гирею удается наголову разгромить войско хана Сейид-Ахмета. Годом ранее крымский хан, оказавшись в сложном положении, вступил в союз с турками, которые захватили Константинополь и стали хозяевами проливов.

В июне 1456 г. была проведена первая совместная турецко-татарская операция против генуэзцев в Кафе. Эта акция закончилась подписанием мирного договора, по которому генуэзцы стали платить дань туркам и татарам.

В мае 1475 г. турки при поддержке татарских отрядов Менгли Гирея захватили Кафу. Турецкие войска разгромили и заняли княжество Феодоро и все города южного побережья Крыма. С генуэзским присутствием в Крыму было покончено.

Весной 1484 г. объединенные войска султана Баязида II и крымского хана Менгли Гирея напали на Польшу. 23 марта 1489 г. Польша подписала мирный договор, по которому Турция оставляла за собой захваченные земли в Северном Причерноморье. Крымское ханство на 300 лет стало вассалом Турции. Турция была единственным скупщиком захваченных татарами пленных и награбленного имущества. Исключение составляли лишь пленные, отпущенные за выкуп.

Крымское ханство постоянно воевало с Золотой Ордой, и Московия в этом стала союзником крымских Гиреев. При этом с самого начала великий князь Иван III занял подчиненное положение по отношению к хану Менгли Гирею. Иван III «бил челом» хану, Менгли Гирей Ивану «челом не бил», однако называл Ивана братом. С момента начала дипломатических отношений с Крымом Московия фактически начала платить дань Гиреям. Причем в Москве эти деньги, меха и прочие товары, отправляемые ежегодно в Крым, именовались подарками (поминками).

В 1485 г. золотоордынская рать вторглась в Крым. Лишь с помощью турок и ногайских татар Менгли Гирею удалось выгнать золотоордынцев из Крыма. С севера в это время на Золотую Орду напали московские войска.

В конце лета 1482 г. орда Менгли Гирея сожгла Киев и увела в рабство тысячи горожан и селян. В 1489 г. крымские татары несколько раз вторгались на Подолию. Подолия была опустошена ими и в 1494 г. Татарское войско вместе с турецким разгромили Галичину и Подолию в 1498 г., захватив в плен около 100 тысяч человек. В 1499 г. крымская орда вновь разграбила Подолию. Все это вполне устраивало Ивана III.

Весной 1491 г. золотоордынские войска двинулись к . На выручку своего союзника Иван III двинул в степи 60-тысячное войско. Узнав о походе московской рати, золотоордынцы ушли от Перекопа. В ответ они в 1492 г. совершили набег на Алексин, а в 1499 г. — на Козельск.

Золотоордынский хан Шиг-Ахмет осенью 1500 г. пришел в южную Таврию и подошел к Перекопу. Прорваться в Крым ему не удалось Он отошел к Киеву. На следующий год Шиг-Ахмет снова объявился в степях, и снова неудачно. Затем он разрушил Новгород Северский и ряд малых городов, а затем начал кочевать между Черниговом и Киевом.

В мае 1502 г. хан Менгли Гирей собрал всех татар, кто мог сесть на коня, и двинулся на Шиг-Ахмета. Вблизи устья реки Сулы произошло сражение. Шиг-Ахмет был разбит и бежал.

«Так прекратилось существование знаменитой Золотой Орды, — писал историк С.М. Соловьев, — Крым избавил Московию окончательно от потомков Батыевых.»
Но, помогая крымцам добивать дряхлую Золотую Орду, московские князь и бояре не понимали, какого врага они растили себе на беду. Уже в 1507 году крымские татары напали на московское государство. Они разграбили Белевское, Одоевское и Козельское княжество. Так началась 270 — летняя война Московии-России с крымскими татарами, закончившаяся в XVIII веке поражением Крыма и присоединением его территории к Российской империи.

История

Предыстория

В ордынский период верховными правителями Крыма были ханы Золотой Орды, но непосредственное управление осуществляли их наместники эмиры . Первым формально признанным властителем в Крыму считается Оран-Тимур, племянник Батыя , получивший эту область от Менгу-Тимура . Главным городом Крымского Юрта был город Кырым (современный Старый Крым), известный также как Солхат. Это название затем распространилось постепенно и на весь полуостров. Вторым центром Крыма стала долина, примыкающая к Кырк-Еру и Бахчисараю .

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из обитавших в степной и предгорной части полуострова кыпчаков , государство которых было разгромлено монголами, греков, готов, аланов и армян, живших в основном в городах и горных селениях. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-ордынского происхождения.

Ордынское правление, хотя и имело положительные стороны, в целом было тягостно для крымского населения. В частности правители Золотой Орды неоднократно устраивали карательные походы в Крым, когда местное население отказывалось выплачивать дань. Известен поход Ногая в 1299 году , в результате которого пострадал ряд крымских городов. Поэтому сепаратистские тенденции стали проявляться уже вскорости после установления ордынской власти.

Существуют неподтвержденные крымскими источниками предания о том, что в XIV веке Крым якобы неоднократно подвергался разорению армией Великого княжества Литовского . Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско в 1363 году близ устья Днепра, а затем якобы вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Подобное предание существует и о его преемнике по имени Витовт , который в 1397 году якобы дошел в крымском походе до самой Каффы и вновь разрушил Херсонес. Витовт в крымской истории известен также тем, что во время ордынской смуты конца XIV предоставил убежище в Великом княжестве Литовском значительному количеству татар и караимов , потомки которых живут теперь в Литве и Гродненской области Беларуси. В 1399 году Витовт , выступивший на помощь Тохтамышу, был разбит эмиром Тимур-Кутлуком на берегах Ворсклы и заключил мир с Эдигеем .

Обретение независимости

Установление зависимости от Османского государства

Весной 1482 г царь московский Иван III обратился через своего посла в Крыму к крымскому хану Менгли I Гераю с просьбой устроить поход в польские земли «на киевские места». Менгли Герай взял Киев штурмом, разорил и сильно разрушил город. Из богатой добычи хан послал Ивану III в благодарность золотые потир и дискос из киевского Софийского собора. В 1474 году Великий князь Московский Иван III заключил союз с этим ханом, продолжавшийся до самой его смерти. Иван III покровительствовал торговле, с этой целью поддерживал в особенности отношения с Каффой и Азовом.

Войны с Московским государством и Речью Посполитой в ранний период

C конца XV века Крымское Ханство совершало постоянные набеги на Московское государство и Польшу. Крымские татары и ногаи владели в совершенстве тактикой набегов, выбирая путь по водоразделам. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях , шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северного Донца. Углубившись в пограничную область на 100-200 километров, татары поворачивали назад и, развернув от главного отряда широкие крылья, занимались грабежом и захватом рабов. Захват пленников - ясыря - и торговля рабами были важной статьей экономики ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. Крымский город Кафа был главным невольничьим рынком. По оценкам некоторых исследователей, на крымских работорговых рынках было продано за два века более трех миллионов людей, примущественно украинцев, поляков и русских. Ежегодно Москва собирала весной до 65 тысяч ратников, чтобы они несли пограничную службу на берегах Оки до глубокой осени. Для защиты страны применялись укрепленные оборонительные линии, состоящие из цепи острогов и городов, засек и завалов. На юго-востоке древнейшая из таких линий шла по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова , отсюда поворачивала на юг до Тулы и продолжалась до Козельска . Вторая линия, построенная при Иване Грозном , шла от города Алатыря через Шацк на Орёл , продолжалась до Новгорода-Северского и поворачивала к Путивлю . При царе Фёдоре возникла третья линия, проходяшая через города Ливны , Елец , Курск , Воронеж , Белгород . Первоначальное население этих городов состояло из казаков , стрельцов и других служилых людей. Большое количество казаков и служилых людей находилось в составе сторожевой и станичной служб, которые наблюдали за движением крымцев и ногаев в степи.

В самом Крыму ясыря татары оставляли немного. По старинному крымскому обычаю рабов отпускали в вольноотпущенники через 5−6 лет неволи - есть ряд свидетельств русских и украинских документов о возвращенцах из-за Перекопа, которые «отработались». Некоторые из отпущенных на волю предпочитали остаться в Крыму. Известен описанный украинским историком Дмитрием Яворницким случай, когда напавший на Крым в 1675 году атаман запорожских казаков Иван Сирко захватил огромную добычу, в том числе около семи тысяч христианских пленников и вольноотпущенников. Атаман обратился к ним с вопросом, желают ли они идти с казаками на родину или вернуться в Крым. Три тысячи изъявили желание остаться и Сирко приказал перебить их . Тех, кто в рабстве менял веру, отпускали сразу , так как шариат запрещает держать в неволе мусульманина. По данным российского историка Валерия Возгрина , рабство в Крыму почти полностью исчезло уже в XVI-XVII вв. Больша́я часть пленников, захватывавшихся во время нападений на северных соседей (пик их интенсивности пришёлся на XVI век), продавалась в Турцию, где рабский труд широко использовался в основном на галерах и на строительных работах.

Последние ханы и аннексия Крыма Российской империей

После вывода русских войск, в Крыму произошло повсеместное восстание. В Алуште высадился турецкий десант; русский резидент в Крыму Веселицкий был взят в плен ханом Шахином и сдан турецкому главнокомандующему. Произошли нападения на русские отряды в Алуште, Ялте и других местах. Крымцы избрали ханом Девлета IV. В это время получен был из Константинополя текст Кучук-Кайнарджийского договора. Но крымцы и теперь не хотели принимать независимости и уступить русским указанные города в Крыму, а Порта сочла нужным войти в новые переговоры с Россией. Преемник Долгорукова , князь Прозоровский вёл переговоры с ханом в самом примирительном тоне, но мурзы и простые крымцы не скрывали своих симпатий к Османской империи. У Шахина Герая же сторонников было мало. Русская партия в Крыму была невелика. Но на Кубани он был провозглашён ханом, а в 1776 году сделался, наконец, ханом Крыма и въехал в Бахчисарай. Народ присягнул ему.

Только теперь Шахин обратился к султану как к халифу, за благословительной грамотой, и Порта признала его ханом, при условии выхода из Крыма русских войск. Между тем в 1782 году в Крыму началось новое восстание, и Шахин вынужден был бежать в Еникале, а оттуда на Кубань. В ханы был избран Бахадыр II Герай, который не был признан Россией. В 1783 году русские войска без предупреждения вошли в Крым. Вскоре Шахин Герай отрёкся от престола. Ему было предложено избрать в России город для жительства и отпущена сумма на его переезд с небольшой свитой и содержание. Он жил сначала в Воронеже , а потом в Калуге , откуда, по его просьбе и с согласия Порты, отпущен в Турцию и поселён на острове Родосе, где был лишён жизни.

Существовали «малый» и «большой» диваны, игравшие очень серьезную роль в жизни государства.

«Малым диваном» назывался совет, если в нем принимал участие узкий круг знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений.

«Большой диван» - это собрание «всей земли», когда в нем принимали участие вообще все мурзы и представители «лучших» чёрных людей. За карачеями по традиции сохранилось право санкционировать назначение султаном ханов из рода Гераев, выражавшееся в обряде посажения их на престол в Бахчисарае.

В государственном устройстве Крыма во многом были использованы золотоордынская и османская структура государственной власти. Чаще всего высшие государственные должности занимались сыновьями, братьями хана или другими лицами знатного происхождения.

Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту должность назначался младший брат хана либо другой его родственник. Калга управлял восточной частью полуострова, левым крылом ханского войска и администрировал государство в случае смерти хана до назначения на престол нового. Он же был главнокомандующим, если хан лично не отправлялся на войну. Вторую должность - нуреддин - также занимал член ханской фамилии. Он был управляющим западной части полуострова, председателем в малых и местных судах, командовал в походах меньшими корпусами правого крыла.

Муфтий - это глава мусульманского духовентсва Крыма, толкователь законов, обладающий правом смещать судей - кадиев, если они судили неправильно.

Каймаканы - в поздний период (конец XVIII в.) управляющие областями ханства. Ор-бей - начальник крепости Ор-Капы (Перекоп). Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии, либо член фамилии Ширин. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Должности кадия, визиря и других министров аналогичны тем же должностям в Османском государстве.

Кроме вышеуказанных существовали две важные женские должности: ана-беим (аналог османского поста валиде), которую занимала мать или сестра хана и улу-беим (улу-султани), старшая жена правящего хана. По значимости и роли в государстве они имели ранг, следующий за нурэддином.

Важным явлением в государственной жизни Крыма была очень сильная независимость знатных бейских родов, в чём-то сближавшая Крым с Речью Посполитой. Беи управляли своим владениями (бейликами) как полунезависимым государствами, сами вершили суд и имели своё ополчнеие. Беи регулярно принимали участие в бунтах и заговорах, как против хана, так и между собой, и часто писали доносы на не угодивших им ханов османскому правительству в Стамбул.

Большой Энциклопедический словарь


  • Последние материалы раздела:

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

    Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...