Идеал ораторского искусства характерный для определенной эпохи. Античный риторический идеал и культура возрождения

Именно этот вариант риторических позиций получил и самое широкое распространение на разных исторических этапах, и наибо­лее глубокое теоретическое обоснование. При небольших разли­чиях во взглядах отдельных авторов это направление объединяет крупнейших теоретиков и ораторов, мыслителей IV-I вв. до н. э. - Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Это теоретическое на­правление впитало в себя и традиции гомеровской Греции.

В сущности древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеа­ла: в поэмах Гомера представлены ораторы - Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на лю­дей в решающие моменты борьбы, а также важнейшее - выбор трагических и героических моментов в жизни героев, яркость опи­сания событий, сложнейшее построение сюжетов и выбор языко­вых средств. Напомним читателю, что «Илиада» и «Одиссея» дол­гое время жили в народной памяти и передавались в устной форме.

Истоки этого риторического направления, получившего на­звание античного, связаны с именем Гомера (VI в. до н.э.), к °торый был слеп, но даль времен видел лучше зрячего.

ВIV-Ш вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого Правления, риторического идеала, они оказали и поныне ока-ывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры Целом. Эти позиции поддержали и прагматический Рим, и сред-

вековъе, и Возрождение, и даже наша противоречивая траги- че ская эпоха.

Рассмотрим эти позиции.

В классической риторике Аристотелем развивалась строгая тео­рия речевого менталитета, речевой этики целого народа, крупных социальных групп и действующих в них ценностных ориентации. Оратор ориентируется на сильную личность. Эти нормы общения руководят не только говорящим, но и обеими сторонами языково­го контакта, создают атмосферу взаимного уважения. Обе стороны заинтересованы в плодотворном контакте, у слушателя формиру­ется определенное ожидание, предвосхищение, как, впрочем, и опасение непонимания, несогласия, дисгармонии общения.

Эти нюансы очень тонки, иногда трудноуловимы, но именно они наиболее ценны в общении. Здесь следует отметить, что на этом уровне общения очень высока роль тончайших оттенков вы­бора слов и оборотов речи, интонаций, тембра голоса. Это выс­ший духовный уровень общения в любых ситуациях - от оратор­ской речи до интимного общения близких.

Высокий интерес к этой доминанте контакта, установлению незримой связи, рождению первых нитей взаимопонимания бы# заметен в разные эпохи, отражен в литературе, игре гениальны* актеров.

г дУ1°Ш ая черта античного идеала - отношение к истине, ораторы, принадлежавшие к этому типу этической практике подтвердили твердость убеждений, свою по __ не 0ТСТ упать от своего, выстраданного, понимания

п° зИЦ Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, И ° ТИ едпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Подобное Н ° ошил и Демосфен, известный своими филиппиками - реча- С ° В против македонского царя Филиппа II, когда тот все же до-« И ся власти над Афинами. Поиск истины и верность ей есть при-

к духовной силы человека, его нравственной стойкости. В рус- 3 пй риторике защиту научной истины М. В. Ломоносов ставил превыше всего.

Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда - ложь», например: сохране­ние военной тайны, сокрытие какой-то страшной тайны из со­страдания, «ложь во спасение».

Печальный опыт истории свидетельствует о том, что для це­лых народов складывается добровольная или принудительная необходимость лжи, официально выдаваемой за правду (тотали­тарные режимы).

Психологическая природа такой всеобщей, массовой лжи еще пока не получила строгой научной оценки, а нравственная ее оцен­ка резко отрицательна. Но определенно можно сказать, что ни к риторике вообще, ни тем более к античному риторическому иде­алу это явление, такое частое в истории власти, не имеет никако­го отношения. Классическая риторика в лице своих создателей и идеологов всегда противостояла лжи.

Рассмотренные выше характеристики могут быть отнесены к категориям этоса и пафоса. Теперь обратимся к пониманию логоса.

В этой области традиция не противостояла софистическим нор­мам - ни в признании и использовании логических законов и правил, ни в огромном внимании к диалогу, к дискуссионной Речи, ни в мастерстве выбора разнообразных средств языка. Тем не менее отметим наиболее важное.

При большом внимании к логике текста все же преимущество Уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, ис-°льзованию выразительных средств языка, культуре речи.

Культура диалога, мастерство спора (без каких-либо уловок)

остигли наиболее высокого уровня в литературном наследии к атона: имеются в виду его диалоги (он использовал диалог «Г Жан Р) «Федр», «Апология Сократа», «Лисий», «Софист»,

1С £УДарство» и др.

с § л Во Р ч ество риторов и ораторов рассматриваемого направления ^ось с литературой как искусством с поэтикой как лите

р ат ^ ^ось с литературой как искусством, с поэтикой как лите- н Ия т едческ °й дисциплиной; наилучший пример этого сближе- Цицерон.

л

Широко привлекались лингвистические дисциплины, уже п 0 лучившие в IV-III вв. до н. э. значительное развитие: стилисти* грамматика, просодия, зачатки теории речи. а "

Культура речи, выражения мысли доводились до высочац шего совершенства. Европейские ценители языкового мастер ства (Буало, Шиллер, Пушкин и многие другие) восторгали^ звучанием древнегреческого и латыни. До сих пор образцом язы ковой культуры считается латынь времен Цицерона и Сенеку (Луций Анней Сенека, 4 г. до н. э. - 65 г. н. э., автор «Нравствен. ных писем к Луцилию»). Известны оценки, в которых

далась невозможность дальнейшего совершенствования латыни после I в.

10. Древнерусские традиции

Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риториче­ского идеала, в основном памятники XI-XII вв. и начала XIII в. В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фоль­клорные материалы, и на произведения художественной литера­туры, в первую очередь - на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи.

Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задер­жку культурного развития.

Русь X-XII вв. имела прямые связи с Византией - наследни­цей греческой античной культуры - до ее завоевания Османской империей в середине XV в. Она поддерживала прочные связи и с европейскими странами, принявшими культуру Римской импе­рии. Связи упрочивались семейными союзами: так, одна из доче­рей Ярослава Мудрого (он знал восемь языков, был прозван Ос- момыслом, что означает «восемь мыслей») была замужем за ко­ролем Норвегии, другая, Анна, была королевой Франции (оказа­лась первой образованной королевой).

Изучением древнерусского красноречия, его традиций в XIX в занимались А.С.Шишков, А. В. Мещерский, С. Н. Глинка. Н. Ф. Кошанский, К. П. Зеленецкий, Ф. И. Буслаев и др. В XX в." главным образом Л. К. Граудина, Г. Л. Миськевич, В. И. Анну* 11 " кин, А. К. Михальская.

Следует признать, однако, что история риторики изучена малО" это отмечал крупнейший мыслитель в России XX в., знаток ри т ° рики Алексей Федорович Лосев.

Конкретные произведения древнерусского красноречия рассматриваться в главе 4 - «Риторика в России». Пока чимся характеристикой его особенностей.

Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием " а- церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы т Б тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляют-° Д пой убеждениями. Компетенция, знание ценятся превыше сЯ как и язык - яркий, цветистый, «украшенный», не ли- Б.рнн"ый оригинальности.

2 Оратор всегда выражает твердую позицию - это преимуще- нно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах

сТБ и в сегда содержится поучение или призыв, нравственные П °тановки, преобладает положительный пример; критика вводит­ся в виде сожаления или даже плача.

3 Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослежива­ ется высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не об­ ращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории. Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слу­ шателям. Судя по дошедшим до нас текстам, оратор уважает мне­ ние адресата. В свою очередь, народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе собор­ности как полного единства всех слушателей и народа в целом.

    Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохра­ нения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низ­ кой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образо­ ванных людей - хранителей рукописей - уровень требований был высок.

    Композиция речей, посланий, поучений отличается четко- ст ью, ясностью. Вот митрополит Иларион выступает с речью при ГОоре Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он про­ являет великого князя Владимира и землю русскую, о которой знают и слышат во всех концах земли. «Встань, о честная глава, ^з гроба своего! <...> Посмотри на внуков твоих и правнуков!

Посмотри на город, иконами святых освящаемый! <...>

3 Радуйся и возвеселись и восхвали Бога!» Пафос речи митропо-

та - в призыве к единству Руси, укреплению княжеской вла-

> Утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.

За ечь Щедро украшена обращениями, восклицаниями, антите-

щ " Па Р алл елизмами и другими фигурами. Она богата иносказа-

с Тв Ми > аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чув-

ч е Меры. По мысли оратора, единение произойдет не только

р ОВо 3 СИл У государства, но и через язык, через христианское ми-

3 Рение. Так прославлялась прекрасная земля русская.

i

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и рение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в ственную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и ственность красноречия, отмечается высокое уважение к ной мудрости, учению, образованию.

Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступ Ле ний: ораторские речи, обращения князя к воинам, жития свя тых, поучения, письма, исторические повествования.

Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связащ с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одног 0 источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного ц с. полнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями Таковы же и многие другие произведения - духовный стих «Бо. рис и Глеб», «Повесть о Евпатии Коловрате», «Задонщина». Даж е в XIII-XV вв. литературные произведения еще сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».

Риторика имеет огромное значение в обществе. Овладев искусством красиво говорить, человек может достичь больших высот во взаимодействии с другими людьми. Эта наука появилась еще в античные времена, но на каждом этапе своего развития она имела отличительные черты и дарила миру выдающихся ораторов. И у каждого периода и культуры были свои риторические идеалы.

Что это такое

Что включает в себя понятие риторического идеала? Это система общих требований к речи, ее эталон, которые являются отражением культуры народа. Также риторический идеал является важным критерием оценки художественных произведений. Он обладает важными свойствами:

  • историческая изменчивость - представления об идеале меняются с течением времени;
  • культурная специфичность - ораторское искусство обладает национальными особенностями;
  • социальными особенностями - отражает развитие общества в определенную историческую эпоху.

Первые понятия об эталоне красивой речи появились еще в Древней Греции, в эпоху которой было множество выдающихся ораторов, внесших большой вклад в развитие этой науки.

Причины появления риторики

Первые упоминания о риторике появляются около 5 века до н. э. Возникновение ораторского искусства связано со становлением демократии в Афинах. Какие еще факторы повлияли на развитие умения красиво говорить?

  1. Риторика в Древней Греции считалась высшей ступенью в образовании. Поэтому в Элладе были даже специальные школы, где обучали ораторскому мастерству.
  2. Древние греки уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Поэтому тот, кто выступал публично, должен был быть добрым и обладать другими доблестными качествами. Речи оратора преследовали и нравственные цели.
  3. В часто выступали с панегириками - это хвалебные или торжественные речи.

Классическая риторика в античную эпоху включала в себя сведения о различных науках: философии, логике, литературе, грамматике, психологии и других. В ней были отражены культура и быт древних греков. В античный период ораторское искусство обладало следующими свойствами:

  • фразы были построены симметрично (в предложениях были одинаковые окончания);
  • использовали метафоры и сравнения;
  • ритмическое деление фраз и предложений, использование рифмы.

Риторический идеал античности позволял соединить греческую и латинскую культуры, создавая единое культурное пространство.

Школа софистов

Софистами в Древней Греции звали платных учителей риторики, которые являлись представителями одноименной школы. Последователи этого учения могли за деталями скрыть основную информацию, потому что так было выгодно для них. Основные черты риторического идеала софистов были следующими:

  • речь носила манипулирующий характер и была представлена в виде монолога;
  • умелое манипулирование деталями могло принести победу в словесных состязаниях;
  • целью ораторского искусства являлось не установление истины, а достижение победы;
  • важнее внешнее речевое оформление, нежели его внутреннее содержание;
  • софисты считали, что нет определенной истины, а существуют различные мнения, и важно доказать правоту именно своих рассуждений.

Основной целью софисткой риторики было достижение победы, материальных благ и умелое манипулирование чувствами толпы. Софисты пользовались большой популярностью среди жителей Древней Греции. Рассуждения представителей этой школы называют софизмами, они отличаются логичностью, но при этом могут и не соответствовать истине. Поэтому многие считают софистику негативным явлением. Ярыми противниками риторического идеала софистов были Сократ и Платон.

Представления об Сократа и Платона

Эти ученые мужи были одними из величайших философов античной эпохи, оказавшими сильное влияние на развитие философии, ораторского искусства и культуры в Древней Греции. Сократ был учителем Платона, поэтому их представления о риторике похожи. Особенностью его учений было то, что после него не осталось ни одно письменного документа, все свои размышления он излагал в беседах со своими учениками.

Риторический идеал Сократа:

  1. Умение кратко сформулировать проблему или вопрос, выслушать версии оппонентов и во время беседы давать лаконичные ответы.
  2. Побуждение собеседника вступить в диалог, а не манипулирование его мнением.
  3. Основной целью беседы является не достижение чьей-то победы в споре, а достижение общей цели в разговоре всеми участниками.
  4. Во время беседы все участники должны стремиться к установлению истины.

Представления об Сократа и Платона отличались от представлений софистов. Для них красивая речь была не способом достижения материальных благ или другой выгоды, а возможностью определить истину в разговоре путем объединения всех усилий участников беседы.

Представления Аристотеля о риторике

Вклад Аристотеля в развитие науки был огромным. Именно им был создан первый учебник по ораторскому искусству - "Риторика", который дошел и до наших дней. Этот труд состоит из трех частей. Аристотель сформулировал основные законы риторики:

  1. Речь обеспечивает государство и его цели.
  2. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.
  3. Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Именно им были составлены особые правила построения речи, которые известны также как риторический канон. Он уделял особое внимание внешнему оформлению речи, выступая противником смешения различных стилей. Представления о риторическом идеале Аристотеля были схожи с представлениями Сократа и Платона. Речь должна быть максимально ориентирована на побуждение человека ко вступлению в диалог, достижение максимальной информативности беседы.

Ораторское искусство в Древнем Риме

Древние римляне с успехом перенимали культуру эллинов. В том числе и искусство красиво говорить. Несмотря на то что красноречие имело и свои национальные особенности, умение это во многом сформировалось под воздействием греческой культуры. Первоначально риторике обучались в школе греческих риторов, но потом были изданы два указа, которые запрещали деятельность греческих ораторов.

Но на замену им пришли уже латинские риторы, которые наравне с греческими преподавали риторику. Они успешно обработали особенности греческого ораторского мастерства, адаптировав их для римлян. Их уроки были доступнее, поэтому правительство запретило деятельность таких учителей. Но молодые люди отправлялись в Грецию, чтобы изучать искусство красноречия.

Ораторы Древнего Рима уделяли больше внимания, нежели греки, стилистическому оформлению речи. Иногда даже в ущерб логичности и смысловому построению текста. Красноречие влияло на все разновидности словесности, особенно на развитие такого жанра, как роман, который является вершиной развития античной культуры.

Вклад Цицерона в развитие риторики

Одним из самых известных представителей классического латинского ораторского искусства был Цицерон. Он был автором многих известных трудов, посвященных красноречию и развитию словесности, например: "Об ораторе", "Оратор". В них он пытается сформулировать свои представления о развитии искусства красноречия.

  • расположить к себе слушателей;
  • правильно изложить суть дела;
  • поставить спорный вопрос;
  • утвердить свое положение;
  • найти правильные аргументы против противника;
  • красиво оформить речь и ослабить позицию противника.

Цицерон считал, что публичное выступление должно быть оформлено в едином стиле, не допускалась небрежность в построении предложений и подборе слов. считал, что риторика и философия едины, потому что люди познают мир через речь, и красноречие связано с преподаванием других дисциплин.

Развитие красноречия в Древней Руси

Риторика развивалась в Древней Руси неравномерно. В 11-12 веках красноречие занимало одно из важных мест в обществе. Развивалось не только церковное, но и светское ораторское мастерство. Древнерусское красноречие носило практический характер, поэтому произведения, созданные в тот период, называли поучениями и беседами.

Первым древнерусским поучением является "Поучение к братии", написанное новогородским епископом Лукой Жидятой. В нем описан перечень правил поведения, которых должен придерживаться христианин. Но, конечно, одним из величайших трудов 12 века является сборник "Поучения Владимира Мономаха". Этот труд состоит из трех частей, связанных одной политической идеей - объединением русских земель.

Владимир Мономах сформировал этические правила. Им были выписаны цитаты из Священного Писания. Но правитель более всего хотел, чтобы русские земли были объединены.

Также одним из выдающихся литературных трудов Древней Руси можно назвать "Задонщину", в которой описывалась борьба русского народа с татаро-монгольскими племенами.

Русский риторический идеал от других отличала высокая степень уважения к мудрым речам, красноречию. Речи носили поучительный характер, в них содержался призыв к совершению добрых поступков. Для русского человека умение говорить - это большая благодать. Ораторы должны были быть скромными и смиренными во время своих выступлений.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской риторики

М. В. Ломоносов создал первый учебник по риторике на русском языке в 1743 году, а в 1748 году вышло дополненное второе издание. Известный ученый назвал свой труд "Краткое искусство к красноречию". Именно этот труд повлиял на дальнейшее развитие ораторского мастерства в России.

Большое значение М. В. Ломоносов уделял "адресности" речи. Он считал, что для того чтобы выступление было успешным, необходимо было учитывать возраст, пол и воспитание аудитории. Только при учете всех этих нюансов оратор мог быть уверен, что его речь достигнет цели. М. В. Ломоносов считал, что в искусстве красноречия необходимо постоянно упражняться, чтобы совершенствовать свое умение.

Риторика в России в 19-20 веках

Во второй половине 19 века интерес к стал постепенно угасать. Это было связано с тем, что интеллигентное общество поменяло свои эстетические взгляды, его представителям уже были неинтересны возвышенные речи.

В послереволюционный период в России риторика была исключена из системы народного образования. Политический режим в стране требовал стандартизированного языка, лишенного индивидуальности. Поэтому власти закрыли все учебные заведения и факультеты, в которых делался упор на преподавание риторики.

Что такое неориторика

Современный риторический идеал изучается неориторикой. Она появилась в середине 20 века. Ее быстрое развитие связано с появлением новых языковедческих дисциплин. Современный риторический идеал определяется следующими факторами:

  • "Европеизация" и "американизация" общества.
  • Распространение западных методик, посвященных маркетингу, рекламе.
  • Развитие бизнес-риторики.
  • Влияние СМИ на риторику.

Национальный риторический идеал у каждой культуры свой. Но развитие ораторского мастерства происходит под влиянием наиболее развитой культуры красноречия (например, развитие латинского ораторского мастерства на основе греческого). Риторика оказывает большое влияние на развитие общества и социальное взаимодействие между людьми.

ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

ПОНЯТИЕ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА

В основе изучения истории риторики, определения этапов ее развития лежит понятие риторического идеала.

Риторический идеал - это «система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей - эстетических и этических (нравственных)» (А.К. Михальская).

Риторический идеал можно также «определить как «образ» или «образец» хорошей речи, существующей в сознании ритора», - отмечал Н.Н. Кохтев.

Риторический идеал, существуя в рамках одной культуры и исторической эпохи, является общим для носителей этой культуры.

Именно осознанное или неосознанное сравнение с риторическим идеалом определяет оценку реципиентом содержательности художественного текста, т.е. риторический идеал становится необходимым критерием этой оценки. , Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:

Исторической изменчивостью;

Культурной специфичностью;

Социальными особенностями.

Последние понимаются как соответствие той системе ценностей, которая принята социумом на определенном этапе его развития.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА

Во многих древних сочинениях излагается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации.

Рождение риторики как дисциплины (около V в. до н.э.) связано с периодом демократии в Афинах. Можно назвать несколько основных причин ее появления:

Социальным строем в Древней Греции была рабовладельческая демократия. Верховным органом в государстве считалось Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно во время публичного выступления. Чтобы привлечь внимание народных масс /демоса/, оратор должен был быть образованным, а его речь - логичной, яркой, убедительной. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне Железо, в политической жизни обладает слово», - утверждал Деметрий Фалерский, называя политическое красноречие и демократию главными истоками риторики;

Характер греческой литературы благоприятствовал зарождению

ораторского искусства. Любовь к красивому слову, выразительной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, выражено любование словом, его волшебной силой. Так, слово в античной риторике всегда «крылато» и может поразить, как «оперенная стрела»;

Риторика в античном мире рассматривалась как высшая ступень образования. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию молодых. Занятия проводились индивидуально, учитель должен? был корректировать речи, учить писать и произносить их, работать над манерой исполнения, анализировать образцовые выступления; исправлять ошибки произношения;

Большое внимание в Древней Греции уделялось воспитанию нравственности у обучаемых, и это воспитание осуществлял выступающий публично. Оратор должен был быть «добрым», иметь «душевные доблести». Воспитание оратора (говорящего человека) шло параллельно с воспитанием нравственности;

Значительную роль в становлении риторики как дисциплины сыграло греческое судопроизводство. В Древней Греции суд совершался публично. Прокуроров не было, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам. Он должен, был убедить судей и всех слушателей (а их бывало от нескольких сот до нескольких тысяч) в своей невиновности или представить

Смягчающие обстоятельства, иначе ему грозило суровое наказание: изгнание, а иногда и смерть. Поэтому искусное владение речью высоко ценилось в греческом полисе (городе-государстве);

Помимо политического и судебного, в Древней Греции появилось еще хвалебное красноречие (панегирик). Обычно ораторы выступали с похвальными речами на торжественных праздниках и форумах. Часто такие выступления были началом пути на политический ОЛИМП.

Классическая риторика V и XV вв; до н.э. объединяла не только сведения по философии, логике, грамматике, литературе, государственному праву, юриспруденции, истории, математике, психологии. Она отражала быт и культуру античного мира. Ораторское искусство того времени включало много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифму. В античном мире высоко ценили дар ораторского слова, его возможности воздействовать на умы и сердца людей. Риторика служила своеобразным средством, скреплявшим единое культурное пространство греко-латинского мира.

Учителя-софисты. Софистом называют человека, умеющего за деталями скрыть главное, доказать при помощи различных ухищрений (истинность того, что соответствует его целям, а не истине. Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Чтобы привлечь учеников, софисты активно использовали манипулятивные приемы преувеличения, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам Олимпа. Софизмы (суждения этих риторов) логически были построены верно, но по сути не соответствовали истине. При помощи искусства доказывать нужное, а не истинное, софисты снискали дурную славу «мастеров словесной эквилибристики» (А.Ф. Лосев). Приведем примеры софизмов.

1 .Лекарство полезно и является благом.

1. Чем больше блага, тем лучше.

2. Следовательно, чем больше лекарства, тем лучше.

Софизм основан на том, что слово «благо» в случае с лекарством можно понимать двояко - как средство против, болезни и лекарство как товар.

Основными чертами софистики являются:

Манипулирование;

Направленность спора на поражение противника;

Относительность -- нет истины, а есть различные мнения, и важно лишь доказать правильность своего мнения.

Следует однако отметить, что роль софистов в истории риторики нельзя оценивать как только отрицательную. Нельзя не сказать об одном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились, по сути, первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества.

Самым известным представителем софистики был Горгий из Леонтии. «Он первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов (специальное обучение), способности к искусству говорить, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения» (Исократ).

Пользование софизмами и словесные состязания ввел Протагор. Среди его сочинений числятся: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «Прения». Он первый исследовал способы доказательств, причины логических ошибок, что только укрепило позиции софистов.

Но уже в античные времена слова софист, софизм, софистика приобрели отрицательно оценочное значение.

Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали риторику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ и Платон вступают с ними в борьбу.

Сократ. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на становление риторики. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона - Сократ, живший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности в беседах со своими учениками. О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свидетельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими,-- говорит юный Алкивиад. - ...Этот Марсий приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось - нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой... Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место - в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).

Искусство красноречия - это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа, именно это искусство указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать», -- так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге. В сократических диалогах Платона осознается и утверждается новый риторический идеал - кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и, беседуя, на вопросы кратко отвечать.

Риторический идеал Сократа (Платона) определяется как:

1. диалогический (не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего);

2. гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога - не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели;

3. смысловой -- цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена. (Ю.В. Рождественский).

Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ, написал учебник «Риторика», который дошел до наших дней. Труд Аристотеля состоит из трех частей.

Аристотель определил риторику «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» / «Риторика»/. Аристотель сформулировал основные законы речи и соотнес их с правилами риторики. Эти законы звучат так:

Речь обеспечивает государство и его цели. Речи могут быть разделены на три вида (совещательные, судебные, эпидейктические).

Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.

Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Ю.В. Рождественский называет первый закон Аристотеля - «законом общежительства», второй - «законом цельности внешнего и внутреннего содержания», третий - «законом смыслового ограничения речи». Аристотель соотносит основные законы риторики с правилами (рекомендациями для ораторской практики: как начинать совещательную роль или судебную, какие возможные ошибки допустит оратор и т.д.). «Законы речи Аристотеля имеют фундаментальное значение», -отмечает Ю.В. Рождественский. Кроме законов речи, Аристотель разработал правила построения речи, так называемый «риторический канон», который состоит из пяти компонентов: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Знание этих пяти этапов пути от мысли к слову Аристотель считал особенно важным для оратора. Большое внимание уделяет Аристотель стилю речи, он возражает против смешения разных стилей в речи оратора. Главная идея Аристотеля в том, что хороший стиль есть стиль «соответствующий». Аристотель первый обращает внимание на различные типы речи, которые не могли быть названы ораторскими (по мнению Аристотеля - это бытовая речь, учебная, личное письмо, ученый трактат, поэтическое сочинение и др.).

Риторический идеал Аристотеля был сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения, умение коммуникантов вести гармонизирующий диалог и на максимальную.информативность общения.

Риторика Древнего Рима. Древний Рим, завоеватель Греции, перенимал как эллинскую культуру, так и риторические традиции. В римском обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. По свидетельству Цицерона, на человека, владеющего словом, смотрели как на бога. «Есть два искусства, - говорил Цицерон,- которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора». Возникнув на национальной почве (язык законов, дебатов в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие развилось и оформилось под воздействием греческого ораторского искусства. Риторика изучалась вначале в школах греческих риторов, а в 173 и 161 гг. до н.э. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: спустя поколение в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются даже латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красс (будущий герой диалога Цицерона «Об ораторе») в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

Наконец, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме получил распространение первый дошедший до нас анонимный учебник риторики на латинском языке «Риторика к Гереннию».

Учителя риторики в Древнем Риме гораздо больше времени, чем греки, уделяли форме речей, «цветам красноречия», часто в ущерб смысловой цельности и логичности речи. Появился азианский стиль красноречия. Причем, по мнению Цицерона, в римской риторике были представлены оба вида азианского красноречия: и стиль сентенций, ритмизованных остроумных предложений; и стиль напыщенный, когда слова, нанизанные словно бусинки, создают речь, отличающуюся не глубиной мысли, а благозвучием. Все поэты и ораторы Рима «проходили выучку» в риторических школах. Риторика оказывала влияние на развитие всех видов словесности, например на формирование жанра романа, венчающего путь развития античной литературы.

Марк Тулий Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства, а также воплотившего в своих речах интересы общества.

Главными риторическими трудами Цицерона являются такие произведения, как «Об ораторе», «Брут», «Оратор»; В них Цицерон проповедует свой идеал оратора, человека всесторонне образованного; знающего литературу, историю, философию, право. «Истинный оратор, :- говорит он, - должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она ему служит материалом».

Деятельность оратора заключается, по мнению Цицерона, в следующем:

Найти, что сказать,

Найденное расположить по порядку,

Утвердить все это в памяти,

Произнести.

Цицерон заботился о соблюдении правил подготовки речи, о знании специальных риторических приемов и техники речи. Цицерон считал, что в задачу оратора входит:

Расположить к себе слушателей,

Изложить сущность дела,

Установить спорный вопрос,

Подкрепить свое положение,

Опровергнуть мнение противника,

В заключение - придать блеск своим положениям и ослабить аргументы противника.

Публичная речь должна, по мнению Цицерона, быть искусно украшенной. Он выступает против схоластики, бедности языка, речевой небрежности отдельных ораторов.

Цицерон рассматривал риторику в единстве с философией, считая, что риторика входит в жизнь людей через речь и имеет прямое отношение к познанию, а также связывал преподавание риторики с другими учебными дисциплинами.

Из чего складывались риторические успехи Цицерона? Во-первых, из хорошей теоретической подготовки: со своими философскими познаниями он мог по-новому говорить о старых предметах, поражая слух толпы, не привыкшей к широким взглядам и суждениям; а со своими риторическими познаниями он умел строить речь более рассчитанно, гибко и убедительно, чем его соперники, для которых все-таки наследственная традиция римского практического красноречия всегда была сильней теоретических уроков греческой риторики.

Во-вторых - из художественного вкуса: до Цицерона латинский язык не знал стилистической разработки, в языке ораторов беспорядочно соседствовали архаические выражения древних жрецов и законодателей с новомодными греческими словечками, бытовые и просторечные обороты с торжественными поэтическими речениями. Цицерон первый привел этот хаос к единым стилистическим нормам разговорного языка образованного римского общества, упорядочил, развил, обогатил средства ораторской речи, навсегда став для потомков образцом того драгоценного для Оратора качества, которое древние называли «обилием».

В-третьих, из умения возбуждать в слушателях страсть: для нас эта способность не кажется важной, но для древнего оратора, которому так часто приходилось соединять логику с силой эмоций, это качество было первым залогом успеха. Цицерон здесь был непревзойденным мастером, равно способным исторгать у публики смех и слезы: шутки его пользовались такой славой, что издавались отдельными сборниками, а жалость и ненависть он возбуждал с таким искусством, что когда ему приходилось делить защитительную речь с другими ораторами (как часто делалось в Риме), на его долю единодушно оставлялось заключение - самая напряженная и страстная часть речи.

Речи Цицерона сочетают смысловую насыщенность и логичность доказательств с изысканными «цветами красноречия» (тропами и фигурами). Из сочинений Цицерона до нас дошли 9 трактатов по риторике, 58 политических и судебных речей, 80 писем. В своих трудах (особенно в «Трех трактатах об ораторском искусстве») Цицерон полно представил классические разделы риторики, предопределяющие путь от мысли к слову и названные «риторическим каноном»: изобретение, расположение, слововыражение, запоминание, произнесение.

Риторический идеал Цицерона-- преклонение перед оратором для народа, оратором - трибуном. Много сил отдал он работе с начинающими, молодыми ораторами. В своих трактатах /«Об ораторе», «Оратор»/ Цицерон учит, страстно проповедует, приводит многочисленные примеры - все для воспитания «идеального» оратора. Система обучения молодых ораторов, предложенная Цицероном, актуальна уже тысячелетия во многих странах мира, а само имя римского ритора давно стало синонимом искусства красноречия («Говорит, как Цицерон», - так с похвалой отзываются о чьем-либо удачном публичном выступлении). Слагаемые компоненты «идеального оратора» (по Цицерону) представим в виде схемы.


Похожая информация.


Риторический идеал – это общий образец речевого поведения, которому нужно следовать. Риторический идеал соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном, сложившиеся исторически в данной культуре.

Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определённой культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.

Другими словами, Русский язык и культура речи в таком ее понимании становится средством познания действительности, её совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

В каждой культуре складываются особые и вполне определённые представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, «входя» в нее, получают как одну из ее составных частей некий общий образец – идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представления о том, как должно выглядеть «хорошее» речевое произведение – устная речь или письменный текст.

Итак, риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражается систему ее ценностей – эстетических и этических (нравственных).

Следовательно, в сознании каждого человека – носителя определённой культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении. Система эта не случайная, а закономерная и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть рассказана (и изучается) именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.

Русский язык и культура речи софистов:

1) манипулирующая, монологическая – «употребить красное словцо, поразить слушателей неожиданными метафорами и вообще ораторскими приемами, возбудить гнев и негодование как у отдельного человека, так и у толпы, а вместе с тем с помощью убедительной артистизма успокоить человеческое страдание» (А. Ф. Лосев);

2) агональная, т. е. Русский язык и культура речи словесного состязания, спора, направленного обязательного на победу одного и поражение другого: «Хороший оратор познается в борьбе»;



3) релятивистская, то есть Русский язык и культура речи относительности: не истина была целью софистов, а победа: ничто в мире не существует, нет ничего постоянного, никакой истины нет, есть только то, что удалось доказать.

Таким образом, риторический идеал софистов таков: внешняя форма (вместо внутреннего смысла), мнение важнее истины, удовольствие важнее добродетели.

Риторический идеал Сократа, в основном сходен с идеалом Аристотеля:

1. диалогический: не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли;

2. гармонизирующий: главная цель – не победа и не борьба, а достижение участниками общения определенного согласия по поводу смысла, цели, результатов коммуникации; все компоненты речи образуют соразмеренное целое;

3. смысловой: цель речи – поиски и обнаружение истины, которая не есть иллюзия, а заключена в предмете разговора и может быть обнаружена.

Риторический идеал античной классики связан с общим идеалом прекрасного, которые сложились в данной культуре. Его главные особенности, по Лосеву: насыщенность («говори то, что важно»), краткость, ясность и простота, бодрость и жизнеутверждение (радость от общения, воцаряющаяся гармония).

Риторический идеал Цицерона – идеал философа-стоика: все страсти подавлять, уродливое в мире игнорировать, наслаждаться красотой не только и не столько истины, сколько формы (языка). Никаких «резких движений»: лучше размеренное течение в меру украшенного слова. Именно поэтому период – ритмизированная, гармонизированная фраза – стал предметом пристального внимания Цицерона как теоретика риторики и излюбленной риторической фигурой Цицерона-практика, Цицерона-оратора. Для Цицерона гармония в речи, в слове – это результат подавления аффектов, торжество ритма, принципиального игнорирования всяких крайностей и тёмных сторон жизни.

Для Цицерона оратор – гражданин, для Квинтилиана он в первую очередь стилист; адресат цицероновских речей – народ на форуме, слушатель речей Квинтилиана – узкий круг просвещённых. Эти различия риторических идеалов отражают существенные черты меняющегося времени.



Движение риторических идей и, соответственно, изменение риторического идеала направлено от древнегреческой риторики (софисты, Платон, Аристотель) – к римской риторике – искусству «хорошо говорить» (ars bene dicendi – Цицерон и Квинтилиан) и к риторике средневековья – начала Возрождения – искусству «украшения речи» (ars ornandi), когда основным требованием к речи стали не только её внешняя, формальная красота и изящество, но и к тому же правильность, безошибочность, ибо «душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками» (так говорится в Указах Карла Великого).

В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра – дидактическое, учительное слово, цель которого – формирование идеалов, воспитание человеческой души и тела – «Поучение» – и «Слово», которое трактует высокие и общие темы – духовные, политические, государственные. Обычая публичной дискуссии на Руси не было, поэтому полемическое красноречие выражалось в письмах и посланиях, предназначенных для копирования и распространения.

Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устноречевой традиции и античных, византийских и южнославянских риторических образцов, предусматривает соблюдение основных христианских заповедей. Требования к речевому поведению и речи (слова) определяли риторический идеал Древней Руси: беседуй только с достойным; выслушай собеседника; будь кроток в разговоре; многословие, пустословие, несдержанность в речи, грубость – грех; достойная речь, несущая правду, но не хулу, чуждая недоброжелательному осуждению, пустой, злобной брани; доброе слово всегда желательно и благотворно, но решительно противопоставлено лести и лжи (похвала не должна быть чрезмерной и лживой).

Истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала восходят к античности (прежде всего, к риторическому идеалу Сократа и Платона, в определенной степени – Аристотеля и Цицерона), в этических традиций православного христианства, отчасти к риторике Византии.

Эти речевые образцы полностью отражают систему ценностей отечественной культуры, воплощенную в традиционном риторическом идеале.

Этико-эстетический образец отечественной культуры подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневливости, уравновешенности, радости, а реализуется в диалогическом гармонизирующем взаимодействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего.

По мнению А. К. Михальской, сформулированному в книге «Русский Сократ», в современной отечественной речевой среде существуют и борются три различного происхождения и различной природы риторических идеала.

Американский (вернее, американизированный). Наиболее распространен. Именно он принят в СМИ. Восходит к софистскому и близок к нему сущностно.

Идеал советской риторики. Основные его качества – идеологизированность, лозунговость, бездуховность, выхолощенность.

Старый отечественный, русский (сформирован окончательно в XIX веке). Это идеал восточно-христианский. Близок к идеалу Платона и Сократа. Например, в книге П. С. Пороховщикова «Искусство речи на суде» (СПб, 1910) приведен свод «этических правил к судебной речи». «Первое условие действительного пафоса, как пишет автор, является искренность. Нельзя возбуждать у слушателей чувства аморальные или недостойные. Нельзя обманывать, заменяя доказательства воздействием на чувства...».

Имидж оратора

Английское слово «image» обозначает «образ». Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, то есть образ. Для ораторов мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Хорошая речь во многом воспринимается зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Искренняя ораторская речь, глубокое переживание оратора от взаимного общения с аудиторией, добросовестность в выполнении своего долга перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы.

Совсем не нужно быть красивым, чтобы в своем деле быть на высоте. Но когда придётся встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановке. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут направлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободить карманы от ненужных вещей, убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки, появиться перед аудиторией подтянутыми, застёгнутыми на все пуговицы. Женщинам рекомендуется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать то, что вы говорите.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Он может заставить слушателей забыть о своей внешности. Группа слушателей – нечто большее, чем скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. Слушатели предъявляют к оратору особые требования: они предоставили ему главную роль. Оратор должен с этим считаться.

Он должен держать себя уверенно, решительно, но скромно и уважительно по отношению к слушателям. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и тёплой атмосфере частной беседы. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат. Он должен овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу, быть воодушевлённым своими убеждениями. Задача оратора – наладить контакт со слушателями.

Как только оратору предоставят слово, он не должен суетиться, спокойно направляться до выбранного места (необходимо заранее тщательно выбрать место, с которого придется говорить).

Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всём этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займёте удобное и устойчивое место. Выберите одну из принятых форм поведения. В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени и отчеству, а затем к аудитории. Но никогда не нагромождайте обращений.

При произнесении ораторской речи необходимо:

Следить за выражением своего лица. Лицо оратора должно быть серьезным, но не мрачным и отчуждённым. При подготовке к выступлению необходимо практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время произнесения речи. Изучайте свое лицо. Если от напряжения на нём возникло «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении лицевой мускулатуры.

Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью, вдохновлённостью, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

При произнесении речи надо придавать значение позе. Далеко не все ораторы знают, как правильно стоять. Ноги должны быть расставлены на 15 – 20 см в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед, упор не одинаков на обе ноги, в наиболее выразительных местах речи делается на носок, колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения, руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея выдвинуты вперёд по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Переместите упор на правую ногу, а затем выступите левой, практикуйте отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперёд, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Более выразительные места речи должны подчеркиваться движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – отступлением на короткий шаг. Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер, рук и ног. Жесты тоже «говорят», усиливая эмоциональное звучание речи. Никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции.Жесты бывают:

Выразительные (для выражения душевных движений);

Описательные (показ скорости и вида движения, размеров, тенденции роста или падения);

Указательные.

Ораторы, обладающие артистизмом, часто пользуются подражательной жестикуляцией.

Правила пользования жестами:

Жесты должны быть непроизвольны;

Жестикуляция не должна быть непрерывной;

Управляйте жестами – никогда жест не должен отставать от слова;

Внесите разнообразие в жестикуляцию;

Жесты должны отвечать своему назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность.Неотъемлемые качества хороших ораторским манер – непринуждённость, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от идеи оратора.

Необходимо при произнесении речи выбрать правильный темп. В понятие темпа входят:

Скорость речи в целом;

Длительность звучания отдельных слов;

Интервалы, длительность пауз.

Скорость речи разнообразна. Она зависит от особенностей самого оратора и характера языка. Старайтесь придерживаться темпа 150 слов в минуту. Речь должна быть неторопливой, не слишком возбужденной, уверенной, не дряблой.

Длительность звучания отражает глубину переживания, смысловые оттенки. При правильном применении пауза полезна во многих отношениях. Она облегчает дыхание, даёт возможность осмыслить высказанное мнение, сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Пауза применима между отдельными элементами речи (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями), оттеняет наиболее существенные слова, способствует ритмичности ораторской речи.

Звук обладает характерной окраской (тембром), которая определяется плотностью, формой и размерами тела, приведённого в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует. Во всём мире нет двух человеческих голосов, звучащих одинаково. Невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения. Как и многое другое, тембр зависит от психического состояния оратора.

Недостатки тембра: одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. Все их можно уменьшить, используя специальные упражнения.

В своей речи необходимо следить за правильным произнесением звуков. От плохого произношения можно избавиться, изучая тщательно и систематически словари, внимательно прислушиваясь к речи образованных людей, много читая. С плохим провозглашением следует бороться, критически прислушиваясь к своей речи и упорно упражняясь в достижении чёткости и членораздельности. Голос должен отражать чувства и ощущения.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Павлова Яна Игоревна

    Специальность «Издательское дело и редактирование»
    Курсовая работа студента 4-го курса очно-заочной формы обучения
    Научный руководитель:
    Малышева Е.Г
Омск 2010
Содержание

Введение

Наше время - время активных и стремительных политических, экономических, социальных перемен, которые не могут не находить отражения в языке, активно и повседневно использующемся обществом как средство коммуникации и общения. Современная эпоха актуализировала многие процессы в языке, которые в других условиях могли бы быть менее заметными, более сглаженными. Новые реалии, новая ситуация определяют изменения языкового, стилевого облика журналистики, а также и некоторых ее содержательных черт. Это закономерно: меняется социальная действительность, другой становится и журналистика. Соответственно изменяются и теоретические представления о письменной речи, составляющих ее категориях и понятиях. Социальный взрыв не делает революции в языке как таковом, но активно влияет на речевую практику человека, вскрывая языковые возможности, выводя их на поверхность. Под воздействием внешних факторов приходят в движение внутренние ресурсы языка, наработанные внутрисистемными отношениями, которые прежде не были востребованы. В целом языковые изменения осуществляются при взаимодействии причин внешнего и внутреннего порядка. Причем основа для изменений заложена в самом языке, где действуют внутренние закономерности, причина которых, их движущая сила, заключена в системности языка. Таким образом, жизнь языка органично связана с жизнью общества, но не подчинена ей полностью из-за собственной системной организованности. Так в языковом движении сталкиваются процессы саморазвития с процессами, стимулированными извне.
Тема настоящей работы приобретает сейчас все большую актуальность. Литература уходит с центрального места в русской культуре на фоне пришедшей в движение словесной жизни общества, в первую очередь - публичного слова, прежде долгие годы замороженного в готовых формах заранее писанных речей.
Специалисты по культуре речи говорят о том, что русский язык - наше национальное достояние, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. Ученые - лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Русская речь в современном российском обществе находится не в лучшем положении.
В современном мире общение претерпевает значительные изменения, поскольку мы живем в век информационного бума, расширения сфер общения, многочисленных контактов друг с другом. Часто это приводит к серьезным эмоциональным и психологическим перегрузкам.
Связано это бывает с ошибками, которые мы допускаем в нашем речевом поведении. Специалисты в области общения с тревогой отмечают возрастание нетерпимости, конфликтности, агрессии в общении.
Таким образом, целью нашего исследования является дать характеристику понятия «риторический идеал» и рассмотреть особенности современного русского языка.
Задачи:
    Дать определение понятия «риторика».
    Выявить особенности понятия «риторический идеал».
    Рассмотреть лексическую картину современного русского языка.
Объект исследования: русский язык.
Предмет исследования: риторический идеал.

Глава I. Риторический идеал как образец речевого поведения человека.

1.1.Сущность понятия «риторика»

Исследователи отмечают, что по сравнению с 1985 годом к 2000 году употребление термина риторика возросло в 586 раз. Терминологический хаос связан с расколом, произошедшем в риторике в 5 в.до н.э. Понятие риторика многозначно, рассмотрим его основные определения:
Риторика – искусство подготовки и произнесения речи на заданную тему перед аудиторией, а также - теория и практика красноречия. Возглавил это направление Платон. Смерть Сократа стала трагедией для Платона, он вывел 30 талантливых юношей за кладбище, которое располагалось на краю Афин и организовал академию, которая просуществовала 1200 лет с общими принципами, заложенными им. Название Академия составлено из двух слов: акад – последняя могила воина Аккада, эмия – земля. Обучение в Академии проходило в форме бесед во время прогулок, симпозиумов. Слушатели использовали диалектику как способ познания алетеи – абсолютной истины. Слушатели академии испытывали свое ораторское мастерство на общих собраниях, которые проходили на агоре – площади, куда не допускались женщины, дети, рабы, и каждый мог выступить с речью. Позже функции агоры расширились: на ней появились развлекательные мероприятия, торговля. Кстати, сегодня агорой называют Интернет–пространство, по аналогии с греческой агорой, только возможности в нем шире: свободный доступ (и дети, и женщины, и заключенные), возможность не только общаться, но и развлекаться, торговать. Из истории известен случай, когда Демосфен вышел впервые на агору, он не смог говорить, опозорился, обиделся, ушел из Афин. Много учился: читал мудрецов, ритмизировал речь в соответствии с приливом волн, говорил так, что голос отражался от гор, речь и голос его стали совершенными. Через год Демосфен повторил свое выступление на агоре и был признан.
Риторика – искусство управления человеческим поведением посредством устного или письменного слова путем изготовления и представления определенных текстов, или в процессе обсуждения проблемы. Данное направление в риторике характеризует умение встраиваться в человеческое сознание и управлять им с помощью слова. Возглавил его Протагор. Он считал, что истины не существует, только человек мера всех вещей, он высшая истина. Такой тип риторики проповедовался греческими софистами, поэтому часто ее называют софистической риторикой. Софисты – это мудрецы, обучавшие всех желающих ораторскому искусству, используя принцип относительной истины. Побеждает тот, кто приведет наиболее сильные аргументы. Соответственно методом обучения софистической риторике было состязание в споре. Вся греческая культура является культурой состязаний: гимнастика, поэзия музыка, искусство. Поэтому и состязательность в риторике была естественным следствием греческой культуры. Данное направление особенно востребовано в демократические периоды развития общества, когда каждый свободен высказываться, есть потребность этому обучаться. Самый известный софист Греции - Горгий. Впоследствии это направление получило название агональная коммуникация (от греческого агон – состязание) и сегодня прочно вошло в нашу жизнь как современная речевая технология.
К середине 4 века до н.э. в греческой культуре сложилось два понимания риторики: классическая и агональная. Первая получила преимущественное развитие, поскольку распад греческой демократии положил конец агональной коммуникации. В средневековье также существовала только классическая риторика в изложении Аристотеля, далее усовершенствованная Квинтилианом.
Вплоть до середины 18 в. развитие риторики идет в русле традиций красноречия (элоквенции). Лишь во второй половине 18 в., в эпоху Просвещения начинается критика классической риторики. Сначала со стороны Ж-Ж. Руссо, который считал, что риторика – это атрибут цивилизации, мешающий развитию естественных человеческих качеств, узаконенное лицемерие.
Резкий перелом наступил во всей культуре после 1-й мировой войны, резко изменился язык – появилось множество аббревиатур, вульгаризмов. В 1912 г. заканчивается век классической риторики: она изгнана из вузов, осталась лишь на юридических факультетах. Торжественные похороны классической риторики в первой половине ХХ века не означали конец риторики как таковой.
В США риторика играла огромную роль, ее изучение проходило на всех уровнях образования, ей был придан агональный, орудийный характер. Коммивояжер, приезжающий на ферму, выпускник колледжа, желающий занять должность в городском управлении, проповедник, доносящий убеждения до прихожан, могли рассчитывать на успех лишь в том случае, когда они воздействовали на сознание другого посредством слова для достижения определенных целей. Такое направление получило название Новой живой риторики, она развивалась в рамках прагматизма: с помощью слова можно делать выгоду.
Обыкновенный человек оказывался опутанным бесконечными нитями агональных высказываний, противостоять которым он не мог бы без знания основ риторики. Триумфальное шествие агональной коммуникации продолжалось в США до 1945 г. После войны в рамках плана Алена Маршала – «Помощь Европе», вместе с финансовой поддержкой в нее проникла и американская культура, в том числе и агональная риторика.
Новая живая риторика была в первую очередь связана с практикой агональной коммуникации, вопросам теории уделялось значительно меньшее место. Известны лишь несколько работ этого периода, которые были выдержаны в духе теории психологического тренинга – это Карнеги «Как завоевать друзей, добиться успеха?». В конце 1940 гг. соединившись идеями семиотики и лингвистики текста, риторика стала одной из крупных научных дисциплин, в Европе ее стали называть неориторикой. Неориторика прочно заняла свое место в современных речевых технологиях: школа Мю, школы аргументации, новые теории переговоров, рекламы, менеджмента. На этом этапе заканчивается борьба 2-х риторик. Отметим тот факт, что в России агональная коммуникация появилась не так давно, но уже имеет свои результаты как в практике, так и в теории. Известна школа риторики в Симферополе под руководством Павла Таранова, где преподаются такие дисциплины как интригология, аргументалистика.
Отметим еще одно противопоставление: устной и письменной речи. В античности приоритет отдавался устному высказыванию, письменный же текст рассматривался как отпечаток, бледная копия сказанного.
Основанием христианской цивилизации, наоборот, является письменный текст – Библия, книга, лежащая в основании человеческого бытия. Устное высказывание рассматривается как комментарий, интерпретация первичного письменного дискурса, соответственно статус устной речи ниже письменной.
Риторика ХХ века исходит из того, что соотношение устных и письменных высказываний динамично меняется в зависимости от ситуации и намерений говорящего и слушающего, оно связано с развитием СМИ: телефона, радио, телевидения, сети Интернет).
Итак, риторика – важнейшее понятие современной российской культуры. Проникновение риторики во все сферы жизни и культуры связано с переходом России от тоталитарного строя к демократическому. Риторика – многозначное понятие.
Начиная с эпохи поздней античности и до середины 18 в. развитие риторики идет в русле традиций красноречия (классической риторики), с середины 18 в. обозначился кризис классической риторики, который привел к ее гибели в начале ХХ века.
Традиция агональной коммуникации прервалась в 5-4 в. До н.э. ее возрождение началось в США с момента основания государства и получает широкое развитие в ХХ веке. После окончания второй мировой войны агональная коммуникация проникла в Европу, где получает глубокое теоретическое обоснование.

1.2. Риторический идеал

Рассмотрим понятие риторический идеал, которое лежит в основе модели каждого типа риторики.
Риторический идеал складывается из трех составляющих:
    универсальная, используется в разных ситуациях: это каноны риторики – учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, нормах речи, дикции, интонации.
    национальные языковые основы риторики: этнические традиции, исторические факты.
    позиция отдельных лиц или каких-либо общностей людей: нормируется устойчивая система точек зрения и правил, этическая система общения.
Риторический идеал – представляет собой гармоничное сочетание этих трех составляющих.
Идеал рекламы – в том, чтобы привлечь внимание слушателя, зрителя. Его черты: остроумие, зрелищность, хорошая актерская игра.
Идеал христианских проповедников – в незыблемости их истин.
Идеал научных споров – в железной логике.
Идеал русских юродивых – истовость, безбоязненная правда, пророчество, обличение сильных мира сего, афористическая и аллегорическая речь, артистическое умение войти в аффективное состояние вплоть до самоистязаний.
Идеал преступного мира в России – свой язык (блатная музыка).
Признаки и критерии риторического идеала:
1.ответ на вопросы:
кто говорит?
кому говорит?
при каких обстоятельствах говорит?
что говорит?
зачем?
как выражает свою мысль?
каков результат?
2. облик говорящего лица:
что главное в ораторе: эмоции или логика?
правильность речи или оригинальность до предела?
высокая компетентность или шумные аффекты?
3. позиция говорящего по дилемме: «истина-ложь»
4. этика речи: врожденная или показная (для достижения цели)
5. скорость речи, жестикуляция, молчаливость, артистизм.
Интересен тот факт, что молчание также является риторическим приемом. Ранее молчание рассматривалось как противоположность риторики. Сегодня молчание – важное орудие в агональной коммуникации (АК) . В 1996 г. Эва Эстерберг в работе «Семиотика молчания» выделяет 10 типов молчания:
Молчание неопределенности.
Молчание выжидания.
Молчание угрожающее.
Молчание Настороженное.
Молчание размышляющее.
Молчание оскорбленное.
Молчание усталости.
М сомнения.
М уныния.
М смущения.
В данном перечне отсутствует молчание согласия и молчание ироническое. Молчание представляет собой определенный алфавит (знаковую систему), где не все символы сочетаются друг с другом. В контексте общения мы можем читать молчание собеседника, это сильное средство в АК.
Черты риторического идеала софистов: он может быть выражен фразой: «Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли» допускали использование эристики во всех видах ораторства:
    художественной литературе, пропаганде, массовой информации, рекламе.
    запрет эристики в определенных ситуациях: ложной молвы, сплетен, слухов, интриги, ложной проповеди - компромата.
    допустимость таких приемов, как чрезмерное восхваление одних лиц и охаивание других, необъективный подбор фактов.
    использование софизмов. Согласно Ницше воздействовать на человека можно либо страхом, либо ожиданием награды, т.е. корыстью.
Софистическая риторика внесла вклад в развитие теории и практики диалога, полемики, аргументации, доказательства, ориентировало на житейские ситуации, внесло элемент прагматики.
Сегодня эти черты принимают несколько иную окраску:
Психологические основания агональной коммуникации: человек, подвергающийся АК не должен об этом знать, а именно - о начале и ее завершении. В этом случае воздействие происходит на бессознательном уровне, нет сознательных фильтров, фиксирующих: кто говорит, зачем говорит, как говорит.
Клиент всегда прав, задача убедить его в этом. Приведем пример: в США выпустили стиральный порошок в синей, зеленой и красной упаковке. Организовали теледебаты домохозяек: какой из них лучше? После непродолжительных споров было решено, что лучше по качеству порошок в синей упаковке. Был применен метод агона, клиент остался доволен, а компания-производитель получила финансовую выгоду. Еще один пример связан с эффектом «Плацебо»: в американском спецназе проблема боязни прыжков с парашютом решалась с помощью: А – транквилизатор, В-обычные таблетки мела, которые выдавались за транквилизатор нового поколения. Вскоре все военнослужащие перешли на группу В. Разоблачение наступило лишь после 6 лет применения. Выбор между А и В создает выборную ситуацию, она необходима для организации агонального пространства. Выборы в президенты также требуют создания агонального пространства: даже если реальный кандидат один, вводятся альтернативные кандидатуры.
Наряду с реальными мотивами есть квазиреальные мотивы, которые будучи внедренными в сознание, действуют как реальные. К реальным мотивам относятся – голод, жажда, усталость. Внедрение квазимотивов создает агональное поле. Например: если в качестве рецепта как заработать миллион? Вам предложат формулу – «нужно прийти ночью на кладбище, встать спиной к памятнику и не думать о белой обезьяне», то эта последовательность действий начинает работать как причинно-следственная связь. При работе с малыми аудиториями надо знать, куда внедрять квазимотивы, а для больших аудиторий их нужно создавать. Например, в 60-е гг. в Америке резко снизилось потребление алкогольных напитков, что привело к огромным экономическим потерям. Воспользовались теорией агональной коммуникации, задались вопросом: почему люди пьют? В течение 2-х лет проводили исследования. Отчет: все пьющие делятся на 4 категории: репаративная группа, которая считает, что принятие алкогольных напитков есть награда за труд.
Коммуникативная группа, которая считает, что при распитии спиртного лучше общаться.
Индульгентная группа считает алкоголь лекарством от жизненных неприятностей.
Океаническая группа знает, что в мире все плохо, но они могут это изменить.
Ошибка производителей спиртного состояла в том, что все пьют по одним основаниям, поэтому использовалась одна реклама, а их должно быть четыре. По рекомендациям АК разделили рекламное поле на четыре сектора, исправили положение, продажи спиртного возросли.
Принцип доминанты Ухтомского: человек слышит не то, что ему говорят, а то, что он хочет слышать. Если у человека есть область квазимотивов, то все, что им противоречит – отфильтровывается, а пропускается только то, что их поддерживает.
Принцип позиционирования: введен Дж. Траутом. Позиционирование – это борьба за твой ум. В сознании всегда есть следы прошлых агональных воздействий, между ними есть промежутки. Задача – проникнуть в них, расширить их за счет стирания старых следов, создавая новое бессознательное человека. Например: в нашем сознании прочно сидит стереотип, что Казанова – стахановец наслаждений (в одной из французских брошюр 60-х гг. использован такой термин), он и является следом прошлых агональных воздействий. На самом деле он работал в библиотеке, много читал, связи его были не так многочисленны, как говорит об этом миф, в отношениях с женщинами он больше всего ценил межличностное общение. Еще один пример: Н.С. Хрущев 60 гг. в рамках проекта обмена телепрограмм привез в США фильм о советской женщине. В нем наша женщина с утра отводит ребенка в садик, затем становится к штурвалу самолета, вечером учится на вечерних курсах, заседает в президиуме Верховного Совета, а в свободное от этих занятий время участвует в спортивных парадах. Такой типаж вызвал страх в американском правительстве, им нечего было противопоставить, тогда ими создается новый телеролик, в котором преодолевается это агональное воздействие на американских женщин. В нем создается образ американской женщины, которая утром пьет кофе в постели, затем массажный салон, шейпинг, прогулка по магазинам, вечером – ужин при свечах. Созданный советским телероликом агональный след, был снят.
Античный риторический идеал (классическая риторика, элоквенция) был создан Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном и основан на традициях гомеровской Греции.
Цель риторики – в служении добру и счастью людей (не подчинять себе людей, а понять в чем их счастье и как его достигнуть). Счастье по Аристотелю – в благополучии, окрыленном добродетелью, уважение людей, достаток в доме, большая дружная семья, а главное – иметь хорошего друга. Современная дефиниция счастья – это эмоционально-положительная оценка человеком жизни в целом.
Каноны риторики – инвенция (изобретение речи), диспозиция (расположение речи), элокуция (исполнение речи).
Идеальная модель оратора – личность высокообразованная, активная, обладающая быстрыми реакциями, коммуникабельная.
Уважение к слушателю. Речь – двусторонний процесс, но приоритет остается за говорящим.
Защита истины – превыше всего.
Древнерусский риторический идеал опирается на произведения литературы, прежде всего на «Слово о полку Игореве».
Оратор – лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Эмоции управляются верой, убеждениями. Язык – яркий, цветистый, не лишенный оригинальности.
Оратор выражает твердую позицию, в речах – поучение, призыв, критика вводится в виде сожаления, плача.
Оратор отстаивает истину.
Уважение со стороны слушателей к персоне оратора, к его слову мудрому и красивому.
Ценность речей – их многократное копирование
Композиция речей четкая, ясная.
Современные риторы считают, что сейчас действуют три риторические идеала.
Первый из них можно назвать близким к софистическому, но ныне он очень американизирован, саморекламный, навязчивый, такой, что повсеместно пленил собой средства массовой информации и направленный на манипуляцию сознанием масс.
Второй риторический идеал несет в себе морально-этические ценности восточнославянского идеала. Он близкий к первому античному идеалу - идеала убежденности и истинности, идеала Платона и Сократа.
Третий риторический идеал сформировался в имперское и советское времена. Этот риторический идеал называют тоталитарным, пропагандистским.
Все эти идеалы в видоизмененных формах живут и ныне в современном российском обществе. Они вместе не представляют единой взвешенной риторически-идеальной системы, в которой имели бы отвечать определенным социальным моделям жизни и поведения говорящих.
Картина русского языка к концу ХХ столетия изменилась. Одно из очевидных изменений - в лексике и прежде всего в таких сферах, как политическая, экономическая лексика.

Глава II. Лексическая картина современной русской речи.

2.1. Классификация речевых ошибок

Существует несколько классификаций речевых ошибок. Мы остановимся на классификации в аспекте вторичной коммуникативной деятельности (восприятие ошибок адресатом) и рассмотрим ошибки, связанные с возникновением трудностей в интерпретации текста.
1. Неправильный выбор лексического эквивалента часто приводит к неуместному комизму, к абсурдности высказывания. Например: «Стоят наши русские березки в подвенечном саване » (вместо «в подвенечном уборе); «В феврале продолжительность суток возрастет на два часа» (вместо «…световой день увеличится на два часа»).
Подобные ошибки происходят в том случае, когда человек выбирает слова из определенной тематической группы, не утруждая себя анализом их точного значения. Эта небрежность оборачивается неясностью высказывания, а иногда и полным абсурдом. В данном случае могут подвести различные ассоциации (сутки – день, подвенечный убор (фата) – погребальный убор (саван). Такого рода ошибки можно назвать ассоциативными.
Неточный выбор слова случается не только в результате лексической ошибки. Бывает, что человек, по разным причинам (например, чтобы смягчить смысл высказывания) вместо точного значения слова подбирает неопределенное, смягченное. Стилисты называют такие завуалированные выражения эвфемизмами , говорят об эвфеместичности речи. Например, «Мы все еще уделяем недостаточно большое внимание здоровью детей» (лучше сказать: «уделяем мало внимания» или «недостаточно внимания»).
2. Алогизм . Еще Аристотель предостерегал от логических ошибок в речи. Он утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». Логичность – качество, которое характеризует смысловую структуру текста (высказывания). Оно относится к правильной соотнесенности смысловой структуры текста с законами развития мыслительного процесса. Далее приведены основные условия логичности (а в скобках – примеры из школьных сочинений, в которых нарушены эти условия):
    всякое высказывание не должно быть противоречивым («Крестьяне любят Базарова: он для них вроде шута горохового»);
    последовательность: не должно быть смещений смысловых пластов в тексте («Когда уж упал в ущелье, то Горький воскликнул: «Рожденный ползать летать не может»);
    правильное установление причинно-следственных связей и достаточность оснований для выводов («Базаров не женится, потому что он нигилист»);
    логическая связанность, непротиворечивость разных частей одного целого («Шел дождь и два студента»).
Условия логичности – правильность построения синтаксических структур, порядка слов в предложении; структурно-логическая связанность абзацев и всего текста; продуманность смыслового наполнения структур предложений и словосочетаний.
Причина нелогичности высказывания иногда кроется в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, родовых и видовых наименований. Так, неверно сформулирована мысль в предложении: «При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока». Ведь имеется в виду корова , а не любое животное, т.е. видовое понятие не следовало заменять родовым. Следует помнить, что замена видовых категорий родовыми делает речь бесцветной, казенной (если только это не официально-деловой стиль, где родовые понятия естественны и даже более предпочтительны).
3. Нарушение лексической сочетаемости . Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом, ведь в речи слова употребляются не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень «похожие» определения – длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный – по-разному притягиваются к существительным: можно сказать длительный (продолжительный) период , но не «длинный (долгий, долговременный) период; долгий путь, длинный путь и продолжительные сборы, долговременный кредит , и не иначе. Таких слов множество, мы употребляем их постоянно, не задумываясь над особенностями их сочетаемости, т.к. интуитивно чувствуем, какое слово к какому «подходит».
Случается так, что по смыслу слова как будто подходят для выражения того или иного значения, но «не хотят» соединяться в словосочетания. Мы говорим: склонить голову
и т.д.................

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...