Варга анна яковлевна контакты. Социальная психология в действии! Я правильно понимаю, что дедушка был евреем

"Зaмyж - нe нaпacть, кaк бы зaмyжeм нe пpoпacть", гoвopит нapoднaя мyдpocть. Пoчeмy в ceмeйнoй жизни вce тaк чacтo бывaeт cлoжнo? Пoчeмy в ceмьe вoзникaют пpoблeмы? И ecть ли, в кoнцe кoнцoв, cпocoбы cдeлaть cвoю ceмeйнyю жизнь cчacтливoй? Эти вoпpocы мы зaдaли зaмeчaтeльнoмy ceмeйнoмy пcихoтepaпeвтy Aннe Якoвлeвнe Bapгe .

Aннa Якoвлeвнa Bapгa - пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, Члeн Meждyнapoднoй accoциaции ceмeйнoй тepaпии (International Family Therapy Association), Члeн Евpoпeйcкoй accoциaции пcихoтepaпeвтoв (European Association of Psychotherapists), Пpeдceдaтeль пpaвлeния Oбщecтвa ceмeйных кoнcyльтaнтoв и пcихoтepaпeвтoв , Зaвeдyющaя Кaфeдpoй cиcтeмнoй ceмeйнoй пcихoтepaпии ИППиП:

Пoчeмy люди coздaют ceмьи? Пoчeмy для чeлoвeкa cтoль нeoбхoдимo и ecтecтвeннo жить c кeм-тo и дeлить c ним cвoю cyдьбy?

Aннa Bapгa : Mнe кaжeтcя, чтo этo «видocпeцифичecкaя» ocoбeннocть чeлoвeкa. Чeлoвeк - «cтaднoe живoтнoe». Bo вce вpeмeнa и в любых кyльтypaх люди жили гpyппaми, poдaми, тpaйбaми, тeйпaми, плeмeнaми, cooбщecтвaми и, в чacтнocти, ceмьями. Кaк любыe пpимaты, чeлoвeк cтpaдaeт oт oдинoчecтвa, eмy хopoшo вмecтe c дpyгими ceбe пoдoбными. Сeмья - этo пpocтo paзнoвиднocть инcтинктивнoгo cтpeмлeния чeлoвeкa быть в cooбщecтвe. Пpи этoм люди нe мoнoгaмны и нe мoнoaндpичны, ecли мoжнo тaк выpaзитьcя. Bapиaнты ceмeйнoгo ycтpoйcтвa мнoгoчиcлeнны - oдин мyжчинa, пapa, тpoйкa жeнщин, дeти, y кoтopых нe oднa мaмa- вoт мycyльмaнcкaя ceмья. Oдин мyжчинa - oднa жeнщинa, oбщиe дeти -клaccичecкaя хpиcтиaнcкaя ceмья. Myж, жeнa, дeти дo oпpeдeлeннoгo мoмeнтa, зaтeм мyжчинa yхoдит и живeт oтдeльнo - вapиaнт индyиcтcкoй ceмьи. Этнoлoги oпиcывaли oбщecтвa, гдe ceмья cocтoит из oднoй жeнщины и ee нecкoльких мyжeй. Сeйчac виды ceмeй быcтpo мeняютcя: бинyклeapнaя ceмья - кoгдa мaмa и пaпa paзвeлиcь, живyт c дpyгими пapтнepaми, ecть дeти oт cтapых oтнoшeний, oт нoвых oтнoшeний, дeтeй нe бpocaют. Гoмoceкcyaльнaя ceмья c пpиeмными дeтьми, бeздeтнaя ceмья.

Гoвopят, чтo выбop cyпpyгa чacтo бывaeт oчeнь лoгичным. B чeм cocтoит этa лoгикa?

Aннa Bapгa : У вceх людeй ecть oпpeдeлeнныe пcихoлoгичecкиe пoтpeбнocти, кoтopыe oни «зaмышляют» peaлизoвaть в близких oтнoшeниях. Пoнятнo, чтo этo нe хoлoдный pacчeт, кoтopый yмecтeн для peaлизaции мaтepиaльных пoтpeбнocтeй. Этo кaкoe-тo пpeдчyвcтвиe, пcихoaнaлитик cкaзaли бы, чтo этo бeccoзнaтeльныe пoтpeбнocти. Еcли чeлoвeк, oбщaяcь c дpyгим, пoнимaeт, чтo eгo пcихoлoгичecкиe пoтpeбнocти в oпpeдeлeннoй cтeпeни peaлизyютcя, тo oн cтpeмитcя к этим oтнoшeниям, paдyeтcя, ycпoкaивaeтcя и т.п. Зapoждaeтcя любoвь, нo o нeй в oтвeтe нa cлeдyющий вoпpoc. Здecь жe я хoчy пpивecти пapy пpимepoв тaкoй лoгики выбopa. Пpocтaя лoгикa, кoтopaя вcтpeчaeтcя чacтo, нo peдкo дaeт хopoший peзyльтaт: нaйти тaкoгo чeлoвeкa, кoтopый cпaceт oт oдинoчecтвa. Чтoбы быть в этoм yвepeнным(oй), нaдo нaйти тaкoгo чeлoвeкa, кoтopый бyдeт oчeнь в тeбe нyждaтьcя, ни зa чтo нe бpocит. Ктo бы этo мoг быть? Тoт, для кoгo ты бyдeшь зaвидным кoзыpным пapтнepoм. A ecли ты caм в ceбe нe yвepeн, тo нa этy poль пoдoйдeт тaкoй чeлoвeк, кoтopoгo ты бyдeшь cчитaть гopaздo хyжe ceбя, coвceм «зaмyхpышкoй». Знaчит, бepeм oднy «зaмyхpышкy» и дeлaeм eй или eмy чecть. Тyт нaчинaeтcя иcтopия пpo лoгикy «зaмyхpышки». Oнa poвнo тaкaя жe, cиммeтpичнaя. Тoлькo этoт «зaмyхpышкa» cчитaeт кoзыpным имeннo ceбя, a cвoeгo пapтнepa – «зaмyхpышкoй». Этo coюз людeй, кoтopыe ищyт cпaceния oт oдинoчecтвa, oблaдaют нeyвepeннocтью в ceбe и нeдoвepиeм к людям. Oни вмecтe, нo oни нe yвaжaют дpyг дpyгa, и кaждый cчитaeт, чтo cдeлaл чecть дpyгoмy. Любoвь в этoм cлyчae выpoждaeтcя в бopьбy зa влacть и peшeниe вoпpoca o тoм, ктo жe peaльный зaмyхpышкa. Кcтaти, тaкиe coюзы бывaют oчeнь пpoчными, тoлькo нecчacтливыми.

Ещe oднa чacтaя и пpocтaя лoгикa: нaйти тoгo, ктo пoмoжeт oтceпapиpoвaтьcя oт poдитeлeй. Здecь глaвнoe пoнять, чтo твoй пapтнep нe пo зyбaм твoим poдитeлям. Пapaмeтpы мoгyт быть paзными – нaпpимep, ищeтcя чeлoвeк, кoтopый нe cпacyeт, нe иcпyгaeтcя, нe нaчнeт пoдлизывaтьcя пepeд мaмoй-пaпoй. Чacтo кaжeтcя, чтo этoт чeлoвeк нaйдeтcя в дpyгoм coциaльнoм cлoe. Или гopaздo cтapшe, или тpeбoвaтeльный и cкaндaльный, peвнивый. A этoт пapтнep, чтoбы иcпoлнить cвoe пpeднaзнaчeниe, тaк жe дoлжeн имeть «кoмплeмeнтapныe» пoтpeбнocти – нaпpимep, жeлaть peaлизoвaть ceбя кaк cпacaтeля. Oн пoмoгaeт oтдeлятьcя oт poдитeлeй блaгoдapя тoмy, чтo видит poдитeлeй любимoй или любимoгo мoнcтpaми, кoтopыe oбижaют и иcпoльзyют нecчacтнoгo (yю). B oбщeм, oн cнaчaлa - aгeнт ceпapaции, a пoтoм, пo пpoшecтвии вpeмeни - дecпoт и тиpaн. Еcли ceпapaция нaчaлacь, тo мoжнo c ним или c нeй paзвecтиcь, к poдитeлям нe вepнyтьcя, и выпycтить нa cцeнy жизни дpyгyю пcихoлoгичecкyю пoтpeбнocть. Ha caмoм дeлe тaких лoгик oчeнь мнoгo, их вычиcлять yвлeкaтeльнo.

Еcли ecть лoгикa, тo знaчит - нeт любви?

Aннa Bapгa : Heт, нe знaчит. Пpocтo этo дpyгaя плocкocть жизни. Любoвь - этo oпpeдeлeннaя cпocoбнocть чeлoвeкa дaвaть, в шиpoкoм cмыcлe cлoвa, зaбoтитьcя, иcпытывaть нeжныe тeплыe чyвcтвa и вocхищaтьcя. Любoвь нecпeцифичecкoe чyвcтвo, мoжeт быть нaпpaвлeнa нa мнoгих - нa дeтeй, нa дpyзeй, нa poдитeлeй, нa cyпpyгoв и т.п. Кoгдa вoзникaют oтнoшeния, пcихoлoгичecкиe пoтpeбнocти нaчинaют peaлизoвывaтьcя. Людям cтaнoвитcя хopoшo дpyг c дpyгoм, глaз paдyeтcя, тeлo нacлaждaeтcя, тpeвoгa yхoдит, дoвepиe pacтeт - тoгдa чeлoвeк мoжeт нaпpaвить в этy cтopoнy cвoю cпocoбнocть любить. Boт вaм и любoвь.

Пoчeмy вдpyг ceмeйнaя жизнь дaeт тpeщинy?

Aннa Bapгa : Hикoгдa нe вдpyг. Тpeщинa вoзникaeт пocтeпeннo. Haкaпливaютcя oтpицaтeльныe чyвcтвa: злocть, oбидa, cтpaдaниe. Oни бывaют в кaждых близких oтнoшeниях. Oни мoгyт paзpyшaть ceмeйнyю жизнь, ecли cyпpyгaм нe yдaeтcя пpo эти чyвcтвa, иcтopию их пoявлeния и т.п. пooбщaтьcя, и пpинять тaкиe peшeния, кoтopыe пoзвoлят yмeньшить пoвoды и пpичины. Здecь ecть oпpeдeлeнныe гpaдaции: дoпycтим, oдин из пapы oбижaeтcя и cepдитcя, нo cкpывaeт этo. Тpeщины нe минoвaть, пoтoмy чтo, кaк извecтнo, тpaвмa нaчинaeтcя c мoлчaния. Oн бyдeт тpaвмиpoвaн, пpи этoм пepвым дeлoм пocтpaдaют ceкcyaльныe oтнoшeния, пoтoмy чтo oни oчeнь чyткo нa вce peaгиpyют. Слeдoм пopтятcя oтнoшeния вooбщe.

Boзмoжный шaг к кoнcтpyктивy: чeлoвeк paccкaзывaeт пpo cвoи oтpицaтeльныe эмoции. Дoпycтим, oн oчeнь пpocвeтлeнный, paccкaзывaeт бeз yпpeкa, двepями нe хлoпaeт, нe cкaндaлит. Пpoиcхoдит тaкoй нopмaльный, вдyмчивый paзгoвop. B хoдe этoгo paзгoвopa, тoт, ктo cтpaдaл, пoлyчaeт yтeшeниe, пoнимaниe, yбeждaeтcя, чтo нe былo никaкoй злoнaмepeннocти. Bce, нe бyдeт никaкoй тpeщины.

Бывaeт и тaк, чтo люди вce oбcyдили, пopeшaли, нo cтoлкнyлиcь c нepaзpeшимым пpoтивopeчиeм:

Я тeбя peвнyю к твoeмy peбeнкy, нe хoчy, чтoбы ты cтoлькo вpeмeни и cил oтдaвaл eмy.

Bce пoнимaю, нo нe cмoгy дeлaть тaк, кaк ты хoчeшь.

Здecь тpeщинa нeoбязaтeльнa. B бpaкe пoлнo нepaзpeшимых пpoтивopeчий. Глaвнoe - их видeть, фикcиpoвaть и жить дaльшe. Хopoшo paбoтaeт cиcтeмa кoмпeнcaций. «Ты мнoгo вpeмeни yдeляeшь дeтям, я oт этoгo cтpaдaю, нo мнe бyдeт лeгчe, ecли:

a) oдин вeчep в нeдeлю мы бyдeм хoдить в pecтopaн; б) пapoчкa дoпoлнитeльных иcкpoмeтных ceкcyaльных aктoв и т.п». Oчeнь вaжнo, кoгдa тoт, ктo oбижaeтcя и cтpaдaeт, бepeт нa ceбя oтвeтcтвeннocть пoнять, чтo eгo пapтнep мoжeт cдeлaть, чтoбы oблeгчить cтpaдaниe. Еcли пoзиция дpyгaя: ты мeня oбидeл, ты и дaвaй cтapaйcя, иcкyпaй и зaглaживaй - тo тpeщинa бyдeт.

Пoчeмy нeкoтopым yдaeтcя быть cчacтливыми в бpaкe, a нeкoтopым нeт. Этo вoпpoc вeзeния?

Aннa Bapгa : Heт, этo нe вoпpoc вeзeния. Этo вoпpoc cyбъeктивнoй oцeнки. Люди мoгyт cчитaть ceбя cчacтливыми в бpaкe, пpитoм, чтo нa пocтopoнний взгляд

их жизнь мoжeт выглядeть нeбeзoблaчнoй. Кpитepии yдaчнoгo бpaкa paзныe.

Еcть нeпpeлoжный кpитepий: людям хopoшo дpyг c дpyгoм, ecли:

им нpaвитcя пpoвoдить вpeмя вмecтe бoльшe, чeм пopoзнь, oни чacтo oднoвpeмeннo иcпытывaют yдoвoльcтвиe в caмoм шиpoкoм cмыcлe cлoвa, oни мнoгo знaют дpyг o дpyгe и нe жaлeют oб этoм, им нpaвитcя пpeдcтaвлять ceбя кaк пapy в oбщecтвe.

Этo cocтoяниe oтнoшeний дocтигaeтcя paзными пyтями, нo и здecь ecть yнивepcaльнoe - хopoшиe пapы бeз cтpaхa и coмнeний paзгoвapивaют дpyг c дpyгoм o caмoм кoнфликтнoм. Oни нe жaлeют нa этo вpeмя и дoбивaютcя кoмпpoмиccoв, cкoлькo бы cил этo нe пoтpeбoвaлo бы. Oни oткpыты и иcкpeнни дpyг c дpyгoм и знaют, чтo их пapтнep cпpaвитcя c любoй инфopмaциeй бeз yщepбa для oтнoшeний, зa иcключeниeм тoй инфopмaции, кoтopaя пoдpaзyмeвaeт paзpyшeниe бpaчнoгo кoнтpaктa.

Haпpимep, ecли в пcихoлoгичecкий бpaчный кoнтpaкт вхoдит пyнкт o cyпpyжecкoй вepнocти, тo инфopмaция oб измeнe мoжeт быть oпacнoй для oтнoшeний.

Кaкoвы caмыe pacпpocтpaнeнныe пpoблeмы в бpaкe?

Aннa Bapгa : Bce, кoтopыe вoзникaют пpи пepeхoдe c oднoй cтaдии cтaдии жизнeннoгo циклa ceмьи нa дpyгoй.

Moжнo ли чтo-тo зapaнee пpeдпpинять, чтoбы нe дoпycтить этих пpoблeм?

Aннa Bapгa : Heт, нeльзя. Эти пpoблeмы нopмaльны для бpaкa, кaк вeтpянкa для

Стoит ли идти к пcихoлoгy, ecли y ceмьи пpoблeмы?

Aннa Bapгa : Кoнeчнo, и cpaзy. Тoгдa ocпинoк нe ocтaнeтcя, тoлькo глaдкaя кoжицa.

«Всех лечить и наказывать»

Профессор Института практической психологии и психоанализа, завкафедрой системной семейной психотерапии Анна Яковлевна ВАРГА — о вреде страха, средневековой психологии, еврейском вопросе и профессиональной деформации.

Профессор Института практической психологи и психоанализа, завкафедрой системной семейной психотерапии Анна Яковлевна ВАРГА — о вреде страха, средневековой психологии, еврейском вопросе и профессиональной деформации.

Почему вы стали психотерапевтом?

Показалось интересным. И время было такое, и были удачные совпадения. Когда я заканчивала факультет психологии, в Москве как раз появилась первая психологическая консультация. Ее руководителем был Владимир Викторович Столин, который собрал коллектив, и я в этот коллектив попала. И хотела этого, ну, потому что это было круто — никто же не занимался психотерапией, понимаете? Тогда это было модно. Все по Москве бегали, искали хоть немножко психологически думающих психиатров, книжки читали.
А потом открылись границы, приехали западные психотерапевты, всех стали учить бесплатно.

А на психологический факультет вы поступили…

Потому что поняла, что на биофак не поступлю - химию не сдам. Пошла на психфак. Думала, что буду заниматься поведением животных — пойду к Курту Эрнестовичу Фабри. Но за время пути планы изменились. На психфак не собиралась вообще. Хотя, когда мои дедушка академик Евгений Самуилович Варга) с бабушкой еще жили в Австро-Венгерской империи, дед мой очень интересовался Фрейдом, даже посещал какой-то его кружок. Все биографы Фрейда знают, что он написал моему деду письмо. Но, когда ждали ареста деда, бабушка уничтожила все, что можно было уничтожить. Думаю, и это письмо сгорело. Много лет узелок ставился у двери, поскольку каждую ночь ждали ареста. Так что были всякие «знаки» про психологию. Например, мою бабушку Альфред Адлер лечил, потому что бабушка падала в обмороки. Ей если чего не нравилось, она раз — и в обморок. А дедушка очень пугался. И когда они еще жили в Будапеште, он повез ее в Вену показывать Адлеру. Адлер с ней пообщался, сказал: «Знаете, случай некурабельный» (это означало, что вылечить невозможно). И бабушка продолжала падать в обморок, когда ей чего не так.

Дедушка ее так и не раскусил?

А непонятно, это же серия семейных мифов, красивых историй про бабушку с дедушкой. Дедушка умер, когда мне 10 лет было, я их взрослым взором не видела. А бабушка умерла, когда мне было 22. Она была могучая женщина. Абсолютно без всякого страха. Я допускаю, что обмороки — это был такой способ грамотного решения конфликтов с дедушкой.

Я правильно понимаю, что дедушка был евреем?

Все мои предки евреи, абсолютно все.

А это как-то влияло на вашу жизнь?

И дедушка всегда считал, что еврейский вопрос решается путем тотальной ассимиляции. То есть он считал, что евреев не должно быть.

Нет, не влияло. Дедушка был рожден в очень бедной религиозной семье. Мать умерла, насколько я понимаю, когда он был очень маленький. И его воспитывала старшая сестра, а его собственный отец стал с ним разговаривать только после бар-мицвы. До 13 лет он ему слова не сказал — маленький еще, чего с ним разговаривать. И дедушка всегда считал, что еврейский вопрос решается путем тотальной ассимиляции. То есть он считал, что евреев не должно быть. Он вообще был против местечковости, националистических идей. Он же был коммунист.

Антисемитизм в Советском Союзе не заставил его изменить свои взгляды?

Никогда не слышала историй про антисемитизм. Наверное, в Советском Союзе, куда дедушка переместился в 1927-м или 1928 году, этого не было. По крайней мере, на его уровне общения, в его кругах. Вот сталинский террор — да. Пострадало очень много родственников. Но не потому что евреи, а потому что иностранцы, ну и вообще потому что всех брали.

Вы занимаетесь системной семейной психотерапией. Чем было обусловлено ее возникновение? Прежние подходы перестали казаться эффективными?

Системная семейная психотерапия «выросла» из кибернетики. Именно кибернетика стала описывать свойства систем, петли обратных связей. Толчок, как обычно, дала война — Вторая мировая. Надо было точно посылать снаряд в летящую цель, решался вопрос о том, какую поправку должно делать орудие с учетом летящего самолета и как оно получает информацию, где самолет будет находиться. Параллельно с этим, примерно, были работы нашего прекрасного ученого Бернштейна .

Он описывал, как формируется целенаправленное движение. Те же самые механизмы обратной связи — что должна сделать рука, чтобы молотком попасть по гвоздю. Каждый раз эта рука бьет немножко под другим углом, в зависимости от положения гвоздя в доске. Стало понятно, что те же процессы происходят и между людьми и социальные системы имеют многие механизмы, общие с другими открытыми системами. Люди стали понимать, что дело не во внутрипсихическом функционировании человека. Не интро-, а интерпсихическое функционирование имеет колоссальное значение. Стали видеть, как влияет на человека система коммуникации. Ведь что такое обратная связь? Это информация. Информацию мы как получаем? В коммуникации. Люди, попадавшие в определенную коммуникативную систему, вели себя похожим образом. У них развивались похожие вкусы, идеи и предпочтения. Это нам хорошо знакомо, например, по архитектуре тоталитаризма — что в Германии, что в СССР. Как могло большинство немцев стать жестокими солдатами и мучителями, а большинство советских людей доносчиками? Появился Грегори Бейтсон, который со своей женой Маргарет Мид стал заниматься культурой племен в далеких краях, куда раньше не было возможности добираться. Всех исследователей, которые в XIX веке занимались антропологией, мы знаем наперечет, потому что это была редчайшая возможность — поехать, описать и вернуться. А в ХХ веке появились деньги — можно поехать, прилететь, улететь. Появилось много информации про разные социальные системы, про разные культуры. Эта информация также помогла создать базовые основы теории семейных систем. То есть, сыграло очень много факторов.

Что касается проблематики, системная семейная терапия началась с того, что люди стали заниматься детьми в семьях. Больными. Страдающими шизофренией, анорексией. И только потом психотерапия стала распространяться на всю семью и конкретно на супружескую подсистему. И то, люди в 60-е годы еще не готовы были заниматься своей супружеской жизнью. Готовы были принимать помощь как родители, но не готовы были принимать помощь как супруги. И только в последнее время это стало востребованным.

А не был ли связан всплеск интереса к психотерапии и вообще ее появление с секуляризацией? Может быть, раньше религия - «опиум для народа» — выполняла функцию, которую отчасти взяла на себя психотерапия?

Религия ни раньше, ни теперь не выполняла психотерапевтических функций. Раньше нужды не было, потому что те проблемы, которые сейчас видятся как психологические, такими не считались, а теперь - потому что у нее нет инструментов, адекватных психологическим проблемам людей.

Понимаете, если жизнь «зарегулирована», например, церковью, очень стереотипна, про все есть свои «хорошо» и «правильно», то большинству людей не очень-то и нужна психотерапия. Психологические проблемы возникают, когда много свободы, воздуха много. Все эти случаи, которые теперь могли бы рассматриваться как психотерапевтические, — например ведьмы, кликушество, коллективная истерия - тогда виделись как одержимость дьяволом и решались другими путями. Но давайте посмотрим на «удельный вес» — количество ведьм на душу населения - и сравним с количеством людей, которые обращаются за психологической помощью сегодня. Просто несравнимые величины. Если жизнь расчерчена — каждый человек находится в своей колее.

Средневековый человек, живущий в европейском городе, понимал точно, как он будет жить. Родился в семье портного — скорее всего, будет портным, женится, дети и т.п. Нет психологических проблем. Возможно, и психики в нашем понимании нет. Так что психологические проблемы — это тоже примета времени.
Религия ни раньше, ни теперь не выполняла психотерапевтических функций. Раньше нужды не было, потому что те проблемы, которые сейчас видятся как психологические, такими не считались, а теперь - потому что у нее нет инструментов, адекватных психологическим проблемам людей.

А можем ли мы судить о психологии средневековых людей? Ведь письменные источники доносят до нас лишь небольшую часть голосов. К тому же психотерапия основана, главным образом, на личном контакте?

Ничего нет, кроме историй, понимаете. Даже в личном контакте вы слышите некую историю, которую клиент сообщает вам. И это все равно только нарратив. А насчет того, что там было на самом деле, — нет ничего «на самом деле». Есть — на мой взгляд, и это вполне себе системная идеология, — сконструированная реальность. Да, мы про Средние века знаем только то, что источники до нас донесли. Ну, мы ими и пользуемся. А «правду» искать бессмысленно.

Так в чем же главная особенность системного подхода? В поиске проблемы за пределами человека?

Меняй систему, и изменится человек.

Понимаете, это у системного психотерапевта в голове методология другая. В психотерапии есть две теории фактически, ну, две с половиной. Одна — психодинамическая, которую начинал Фрейд, и дальше она развивалась и сейчас очень широко представлена самыми разными своими ответвлениями. Основная идея заключается в том, что у человека есть некий внутренний конфликт, который ему надо помочь разрешить. А как помочь — это от классического психоанализа до гештальттерапии. Есть вот эта половинка — теория научения, бихевиоральная теория: научи человека действовать иначе, и психика его перестроится. Очень симпатичная мне идея — «молись, и вера придет». И последняя, новая, третья — системная идеология, которая говорит, что человек — часть социальных систем, разных, одновременно многих, в частности — семьи, и на него действуют системные силы. Системные закономерности на него действуют, и они важнее его внутреннего устройства. Меняй систему, и изменится человек. Система меняется благодаря изменениям коммуникаций и человеческого поведения. Нельзя сказать, что системный терапевт вообще не видит человека и им не занимается. Его фокус-группа все равно люди. Просто у него в голове видение и методология другая. И способы воздействия другие.

Насколько важно учитывать культурный и национальный контекст, в котором существует семья? И насколько оправданы всякие национальные стереотипы — скажем, «еврейская мама»?

Вы знаете, мне кажется, что это не еврейский вопрос. Это вопрос геноцидированного народа. У армян такая же история. Народ, который пережил геноцид, очень трепетно относится к потомству. А что касается того, насколько на семью влияют другие социальные системы, то очень влияют, очень. Семья как матрешка. Она самая маленькая матрешка, потом - родственники и/или ближний социальный круг, потом организации, в которых работают члены этой семьи, дальше - политическая ситуация в стране, общекультурный процесс и цивилизация, в которой это все происходит. И любой системный терапевт не может игнорировать культуру своего времени, не может не учитывать доминирующих в обществе дискурсов. Он бесконечно смотрит модные фильмы, читает модные книжки. Невозможно помогать, если ты не понимаешь культурного контекста.

Миграция — один из очень серьезных стрессоров для семейной системы. Обычно получается так, что поколение родителей - во многом носители культуры страны происхождения, а дети уже адаптированы к культуре страны проживания. В семье живут люди разных культур. Теряются эмоциональные связи — это болезненно, особенно для старшего поколения.

То есть, если ребенок оказывается перед выбором, он скорее стремится не сохранить семейные связи, а адаптироваться к этой новой реальности?

Да, и это лучше. Он должен создавать свою семью и помогать расти своему потомству. Вот эти вертикальные связи от родителей к детям — это нормально, но от детей к родителям бешеные привязанности — это для детей плохо.

Расскажите о трансгенерационном подходе. Я о нем слышала в несколько вульгарном изложении - мифы, родовые проклятья. Имеет ли он отношение к науке?

Давайте сразу договоримся, что психотерапия -- не наука. И не претендует на это совершенно.

Давайте сразу договоримся, что психотерапия — не наука. И не претендует на это совершенно. Это другого типа знание — практическое знание. Что касается трансгенерационного подхода, его создал такой психотерапевт Мюррей Боуэн. По образованию он был врачом общей практики и довольно долго работал чуть ли не хирургом. Только потом, после Второй мировой войны, он стал заниматься психиатрией и создал эту концепцию. Она совершенно биологическая в своей основе, эволюционно-биологическая. Заключается в том, что, помимо информационной системы, есть еще эмоциональная система, в которую мы тоже включены. Эмоциональная система более архаическая и более всеобщая. В нее включаются, например, и домашние животные. И эта эмоциональная система тоже устроена по своим законам: люди заражаются эмоциями друг друга, делятся этими эмоциями - вольно или невольно. И люди в семье, естественно, особенно чувствительны к эмоциональным переживаниям друг друга, как бы они к ним не относились. Можно очень злиться на то, что твоя мама опять заражает тебя своей тревогой, но никакого способа отгородиться от этой тревоги практически нет. Это очень трудно. Собственно, трансгенерационная концепция — это история про то, что происходило в эмоциональной системе в поколениях, потому что эмоции живут дольше, чем мысли. Эмоциональное поле семьи воспроизводится из поколения в поколение. Задаются способы реагирования, нормы чувствования. Для кого-то выражать гнев — это дверь закрыть, а для кого-то — тарелку разбить. И этому люди научаются в своих родительских семьях. Там закладываются нормы реагирования на разного рода ситуации, какая эмоция в какой ситуации адекватна.

Но, кроме того, есть всякого рода эмоции, которые только в семье и проявляются — в действии и в полном объеме. Потому что те эмоции и проявления, которые практикуются в семье, обычно больше нигде не проявляются — это уникальное. В семье спят, едят, болеют, пользуются туалетом, занимаются сексом, рожают детей, ссорятся, мирятся — то есть там очень интенсивное эмоциональное взаимодействие и эмоциональное поле. Любой человек, погружаясь в него, начинает жить по законам этого поля. Например, возьмем тревожную семью. Самый главный источник тревоги и напряжения — супружеские отношения. Появляется ребенок. Ребенок не может быть свободным от эмоционального поля семьи. Он обязательно включится в эмоционально напряженное, тревожное эмоциональное поле, которое существует между родителями, не может не включиться в него, потому что у него нет альтернативы — это его семья и его реальность. И он начинает, например, функционировать так, чтобы уменьшать это напряжение: создает проблемы (болеет, плохо себя ведет, плохо учится и т.п.), тогда родители объединяются и напряжение уменьшается. Ребенок обслуживает психологические потребности своих родителей, и это мешает ему развиваться, жить своей жизнью, снижает его уровень функционирования. Такой ребенок, когда вырастает, часто создает подобный напряженный тревожный союз, и его дети повторяют ту же историю.

Мюррей Боуэн подробно описал, как работает механизм межпоколенческой передачи эмоций и способов функционирования. В частности он показал, как последовательное снижение уровня функционирования в нескольких поколениях приводит к появлению ребенка, страдающего шизофренией.
Насчет родовых проклятий — это такая вульгаризация понятий. Хотя, конечно, если страх мужчин из поколения в поколение передается девочкам в семье, то ожидать, что эта девочка легко и непринужденно сто пятьдесят раз счастливо выйдет замуж, не приходится.

А «расстановки по Хеллингеру»? Магия?

Это тоже системный подход. Берт Хеллингер был миссионером в Африке. И наблюдая за тем, как живет африканское сообщество, пришел к выводу, что там есть очень эвристичные, хорошие способы решения разного рода семейных конфликтов. Вернулся со своего служения и создал метод расстановок, который стал развиваться. Это как бы ритуальные способы поведения, направленные на возрождение неких основ семейной жизни. Ничего плохого в этом подходе не вижу. Терапия происходит в группе, человек воспроизводит с помощью других членов группы свою проблемную ситуацию, а расстановщик помогает расставить, в буквальном и переносном смысле, членов этой семьи, роли которых исполняют члены группы, так, чтобы ситуацию разрешить. Например, одной моей давней клиентке это очень помогло. У нее были бесконечные выкидыши. Она пошла на расстановки. И расстановщик всех женщин ее рода, сколько она помнила, поставил сзади нее. Была толпа женщин за ней, которые что-то ей там говорили (есть специальные формулы). Сложно говорить, что помогло только это, - я думаю, много чего: она и лечилась, и счастливо замуж вышла, все сошлось, но у нее в голове осталось это ощущение силы: что ей не надо бояться делать попытки и не надо бояться родить ребенка. Потому что она поняла, что вырастит его: за ней толпы женщин, которые рожали и выращивали. Она увидела эту цепочку.

А вы не сталкивались в своей практике с тем, что на семейные истории ваших клиентов влияли какие-то прошлые трагические события — скажем, Холокост?

Я с жертвами Холокоста как с клиентами не встречалась ни разу. С еврейскими семьями, которые страдали от антисемитизма, — да, конечно. И, конечно, этот опыт влияет. Потому что это тоже создает определенные эмоциональные стереотипы, и страхи, и какие-то презумпции, может быть, не всегда реалистичные, и отношение к себе такое двойственное. Я думаю, что человек, который считает, что он жертва антисемитизма, находится в невротической ситуации, потому что он, с одной стороны, боится, а с другой стороны, презирает и считает, что «я лучше их». И такое «мы — они» — это вредное разделение, враждебное. Поэтому он все время крутится между «я — бог, я — червь»: в своей среде «я — бог», в их среде «я — червь». Но, понимаете, для системного подхода не важно, что это именно антисемитизм. Сюда попадает любая ситуация, в которой человек считает, будто находится во враждебном социальном окружении. То же самое у русских, в семьях которых пострадали от раскулачивания, от голода, от сталинского террора, от внезапных смертей. У них тоже есть социальные страхи, которые устроены примерно так же.

Не согласна, что это уникальные события. Европоцентристское сознание делает их уникальными, потому что эти трагедии происходили в Европе. А геноцид тутси в Руанде, а деколонизация Анголы — по сути тот же геноцид. Я думаю, люди, пережившие геноцид, где бы он ни был, имеют сходные психологические проблемы. Близко к этому и переживания людей, испытавших социальный террор — принудительную миграцию, раскулачивание. Эти страшные трагедии ХХ века создали у потомков травмированных людей специальную задачу — адаптироваться в социуме, который они по семейной традиции считают враждебным и опасным, но который, возможно, сейчас таким уже не является.

А терапия направлена на то, чтобы человек перестал воспринимать социум как враждебный?

Это не важно. Мы не знаем, как ему лучше. Это в разговорах выясняется, что для него является более функциональным: убежать отсюда в дружелюбный социум или перестать бояться. По моему опыту, самое эффективное — искать лекарство от страха. Потому что страх, во-первых, переживается очень мучительно, вредно для здоровья; а во-вторых, он приводит к побочным эффектам — к повышенной агрессивности, например. В общем, страх — плохой советчик. Помимо непосредственного страха, когда твоей жизни или здоровью или твоим детям что-то угрожает, на мой взгляд, нигде страх особенно не пригождается. Это все история жизни поколений, которые испытывали страх и испытывали его не зря, и именно этот страх как установка, что «мир опасен, люди злы, и ты береги себя, потому что ты находишься под ударом», — очень влиятелен. Человек может сам в жизни никогда ни от чего не пострадать, все у него может складываться нормально и личного опыта ущерба у него нет, но он был у бабушки, например. А этот человек реагирует и действует так, как будто именно в его жизни была опасность.

Кому нужны психотерапевты? Если судить по кинофильмам, у каждого американца есть писхотерапевт, и идут они к нему с теми же проблемами, какими мы делимся с друзьями.

Я знаю только один фильм -- «In Treatment», -- где более или менее клинически достоверно показана жизнь психотерапевта. А так -- это всегда профанация.

Понимаете, невозможно сделать популярные фильмы, которые не профанировали бы профессию. «9 дней одного года» — там физики шикарно показаны, да? Смех. Любая популяризация есть профанация. Я знаю только один фильм — «In Treatment», — где более или менее клинически достоверно показана жизнь психотерапевта. А так — это всегда профанация. Поэтому и кажется, что люди ходят к психотерапевтам из-за всякой ерунды. Я считаю, что хорошо, когда у всех есть возможность пойти к психотерапевту. А будешь ты ей пользоваться или не будешь - как хочешь. Это опять же вопрос культуры. Наши предки зубы себе руками рвали. И лечили брадобреи — кровь пускали. Это такой вопрос — что понимать под хорошим качеством жизни. Есть случаи, когда прямо показано - нужно идти к психотерапевту. Но это, конечно, не тотально и не всем.

Не случается ли так, что человек попадет в зависимость от психотерапевта и не может обходиться без эмоциональной поддержки и постоянных излияний?

Кажется, что если ты пошел за помощью, то ты уже повесил себе на грудь табличку «Я - псих», и все ее теперь будут видеть.

Нет, психотерапия — это не про излияние. Особенно системная терапия. Системные терапевты стараются минимизировать информационный поток. Это опять же результат популяризации, когда кажется, что человек приходит к психотерапевту и рассказывает. Все совсем не так. Даже психоанализ — это все равно не про то, что он сидит и бубнит одно и то же, а психоаналитик, сидя у него за спиной, спит, потому что слышал это уже сто пятьдесят раз. Очень жаль, если психотерапевт только и способен, что на эмоциональную поддержку, потому что это мелочь. Но это опять про социальные страхи и про психофобию, которая вообще у нас распространена. Ваш вопрос этим и продиктован. Кажется, что если ты пошел за помощью, то ты уже повесил себе на грудь табличку «Я - псих», и все ее теперь будут видеть. Это опять про что? Про то, что социум опасен. Ты идешь за помощью, значит, ты сам не справляешься, значит, ты слаб, и значит, тебя сейчас побьют. Почему нельзя рассказывать ни про хорошее, ни про плохое у нас в обществе? Нельзя хвастаться, потому что позавидуют и отнимут, и нельзя рассказывать про свои беды, потому что все сразу увидят, что ты слаб, и будут тебя ногами бить.

Разные подходы в психотерапии дополняют друг друга или вступают в противоречие? Можно ли говорить о том, что одни более эффективны, другие менее эффективны? Или, может быть, это зависит от конкретной ситуации?

Сложный вопрос. Понимаете, сейчас весь мир занимается поиском валидных способов измерения эффективности психотерапии. До этого реально существовал только самоотчет клиента. А самоотчет клиента зависит от того, как он относится к своему терапевту. Если он любит своего терапевта, что вообще-то ему полезно было бы делать, и доверяет ему, тогда он скажет: «Да, вы знаете, вот особенно ваш градусник, доктор, помог». По всем данным, до последнего времени все психотерапевтические методы были в среднем одинаково эффективны. Но теперь у нас есть возможность смотреть, что происходит на уровне нейронов (Neuroscience), сканировать мозг и видеть, какие нейрональные связи меняются в результате терапии. И, видимо, это станет способом измерения эффективности. Но это последние достижения, и можно только мечтать о том, чтобы массово загонять всех клиентов на сканирование мозга — до начала терапевтического проекта и после.

Что касается методологии, то методологически психоанализ, например, и системный подход очень плохо соединяются. Конечно, все мечтают соединить, интегрировать, сочетать. На мой взгляд, ни у кого не получается, потому что пока я не вижу общего знаменателя. Психоаналитики очень любят распространять свое влияние на все, потому что они верят в эффективность своей работы и считают психоанализ некоей панацеей. Но меня это не убеждает.

Но при этом вы не исключаете, что психоанализ кому-то помогает?

Конечно! Я вас уверяю, и бабка, которая вам плюнет в глаз, тоже может быть очень помогающей. Это же вопрос коммуникации. Если удачно сложилась коммуникация, то поможет. До какой степени, как надолго, насколько глубоко — это все следующий вопрос. Если человек верит бабке и бабка его не разочаровала, поможет бабка.

То есть в большей степени эффективность зависит от коммуникации, от личности психотерапевта?

От личности психотерапевта, на мой взгляд, не очень зависит. Вообще это плохая идея. Психотерапевт — профессионал. Его личность нивелируется в процессе его работы. Нам эта личность не нужна, нам нужны его навыки и умения. И профессиональная честность.

А как профессия влияет на жизнь психотерапевта?

Профессиональная деформация, конечно, очень сильная. Ты интенсивно общаешься и погружен в человеческие страдания. Уходишь с работы, а общаться, в общем, не хочется. Много работающий психотерапевт – это в жизни такой персонаж, несколько субдепрессивный, довольно замкнуто живущий, еще и потому, что полно этических ограничений — ты не можешь ни на какое событие вместе со своим клиентом попасть. Попал — должен уйти. Поэтому сидишь в основном, выдыхаешь. Но и, поскольку личность должна быть нивелирована, психотерапевт сам время от времени ту или иную психологическую помощь должен получать. Если у него в жизни случилось что-то тяжелое и он боится, что не сможет хорошо работать, он обязательно идет на супервизию. Обязан это делать. Если он этого не делает, гнать его надо из профессии. Он постоянно супервизирует свои сложные случаи, то есть он сам постоянно под воздействием находится. Он сам клиент, он сам терапевт. И это одновременно в одном человеке. Поэтому, да, есть какая-то профессиональная деформация. Моя дочь в какой-то момент, когда я только еще осваивала, а она уже освоила PowerPoint, сделала мне рамку для всех моих презентаций. Каждый слайд начинался со слов: «Всех лечить и наказывать». Я потом долго не могла это убрать.
Надо профессиональную позицию оставлять в кабинете, выходить с какой-то другой, общечеловеческой. Но если ты ее мало практикуешь, то она у тебя хилая, а профессиональная идентичность — такая могучая.

В общении с друзьями это не мешает? Вы можете реагировать как подруга, а не как психотерапевт?

Я льщу себе надеждой, что да. Что я могу реагировать как мать, жена, дочь и друг. Вот очень на это надеюсь. Стараюсь.


Кровь и ужас, жертвоприношения и древние ритуалы. Трупы женщин в холодных подворотнях. Это добрая старая Англия – эпоха Джека Потрошителя. Именно сюда из нашего мира забросила офицера ФСБ Данилу Платонова охота за опасным преступником. Но теперь ему придется преследовать самого загадочного маньяка в истории человечества. Английские манеры, английские убийства, английский черный юмор. Узнай, кто скрывается под знаком Потрошителя!..

Диана Удовиченко
Знак Потрошителя

Спасибо моему любимому писателю Zотову за дружескую поддержку при написании этого цикла.

Пролог

Разламывалась голова, под закрытыми веками вспыхивали крошечные красные взрывы, каждый раз пронзая глазные яблоки острой болью. Все тело будто побывало в мясорубке: ныла каждая клеточка и, кажется, даже волосы. Кости ломило, выкручивало, как у старика на плохую погоду. Во рту было сухо, ощущался противный привкус. Дышалось тяжело, с хрипом. В общем, Дан чувствовал себя так, словно собрался помирать. Он осторожно приоткрыл правый глаз – и тут же со стоном зажмурил: даже тусклый полумрак комнаты усиливал головную боль.

Но сознание включилось, перерабатывая полученные крохи информации. Тяжелые шторы с ламбрекенами, не пропускающие дневной свет. Возле окна – монументальный письменный стол, заваленный всякой всячиной. Кажется, там была груда бумаг, чернильница, банки, пробирки в штативе и несколько курительных трубок. Больше Дан ничего не успел заметить. Ах да, еще книжные полки и этажерка в углу, тоже изрядно захламленная, а рядом на комоде лежала скрипка…

Пошарив вокруг руками, он понял, что сидит в глубоком кресле. Видимо, долго в нем проспал, потому и тело затекло. Колени укрывал мягкий шерстяной плед.

Память медленно ворочалась, мысли цеплялись друг за друга – то проворачивались на месте, то замирали, как несмазанные шестеренки старого механизма.

Итак, что произошло? Он, капитан ФСБ Даниил Платонов (хотя бы в этом Дан не сомневался), участвовал в захвате офиса крупного бизнесмена и столь же матерого преступника Вадима Сенкевича. Настя, девушка Дана, тоже была там, работала под прикрытием, и конечно же, не покинула место операции. Дан загнал дельца в угол, тогда случилось что-то странное. Вспоминалось чернильное пятно, затянувшее и преступного бизнесмена, и их с Настей.

Потом оказалось, этот клоун создал пространственно-временной портал, который выкинул всех в Равенсбурге XV века – ушел от преследования, называется. Эта самая мистическая дыра перенесла их сознания в другие тела. Там были инквизиторы, ведьмы, демоны, вервольфы, костры, невинно убиенные девы, чокнутые монахи, людоеды, монстры, призраки, загадочные храмы, толпы фанатиков и Вельзевул как апофеоз всего безумия – полный набор из фэнтези-романа. Дан, Настя и Сенкевич чудом избежали гибели.

Дальше была средневековая Япония – Дан содрогнулся, вспоминая о ней. Странные обычаи, странные люди, не менее странная нечисть, размытая грань между добром и злом – все это изрядно осложняло жизнь. Там они втроем воевали с самим сёгуном Токугава, который в итоге оказался могущественным демоном нуэ, явившимся прямо из глубин японского ада – дзигоку, чтобы поработить людей, превратив их в скотину, источник мяса для нечисти.

Ярко представилась картина битвы с уродливой сущностью. Он, Дан, окровавленный слепой ронин с мечом из звездной пыли, благодаря которому и удалось справиться с демонами. Голая Настя-кицунэ с лисьими ушами и пушистым хвостом, смело дерущаяся со Снежной девой. Сенкевич в облике сурового немолодого самурая, сосредоточенно колдующий над порталом. Фиолетовая клякса в пространстве, за которой – так хотелось надеяться – был дом…

В тот раз снова все пошло не так. Появился Миямото Мусаси, который оказался вовсе не великим мечником. То есть не только мечником… И вот Дан здесь. Где именно? Прошлое вспомнилось, но настоящее, ту реальность, в которой он пребывал сейчас, пока окутывал туман.

Одно было понятно сразу: Дан опять оказался не в своем времени. Хотя на такое счастье он уже и не надеялся. Что-то не получалось с пространственно-временным порталом, и он подозревал, что Сенкевич знает об этом больше, чем говорит.

Итак, опять не дома. Это плохо. Но в достаточно цивилизованной эпохе – это хорошо. Интересно, кто он теперь? И где Настя? Впрочем, где бы она ни была, ее легко будет отыскать с помощью дедукции…

Сквозь веки проник яркий свет, вызвав новый приступ мигрени. Дан застонал, закрывая глаза ладонью. Тут же в комнату ворвался поток прохладного свежего ветра, разгоняя застоявшийся, пропахший табачным дымом воздух. Кто-то прошагал к креслу, остановился над ним и произнес с мягким укором:

– Вы губите себя. Может быть, вам стоит воздержаться хотя бы от морфина, Шерлок?

Глава 1

Дан

Шерлок?.. Уж не Холмс ли? Вспомнилось мельком увиденное в комнате: стол с бумагами, пробирками, увеличительными стеклами вполне мог принадлежать сыщику. Курительная трубка указывала на то же – Холмс везде изображался именно с такой, стильно изогнутой, классической. Да еще и скрипка…

Но позвольте, как это? Холмс ведь – вымышленный персонаж, так же как и Уотсон, и Мориарти, и все остальные герои книг Конан Дойла. Общеизвестно: великий сыщик с его дедукцией – плод воображения писателя. Невозможно, путешествуя во времени, вдруг оказаться персонажем рассказа.

Да, с Сенкевичем предстоял очень и очень серьезный разговор. Знать бы еще, где он, этот деятель от мистики… Дан резко открыл глаза и застонал: стены комнаты поехали в стороны, в виски будто кто-то загонял раскаленные иглы, руки и ноги выворачивала боль, грозившая перейти в судороги. В животе забурлило, к горлу подступила тошнота.

Кто-то рядом сочувственно похмыкал. Дан снова зажмурился, потом осторожно, медленно разлепил веки. Долго пытался сфокусировать взгляд, наконец, когда комната перестала раскачиваться и лишь слегка подрагивала, разглядел перед собой высокого широкоплечего блондина с мягким добродушным лицом, на котором цвел нежный девичий румянец. Окруженные рыжеватыми ресницами светло-голубые глаза смотрели на Дана с искренним сочувствием. Мужчине на вид было лет тридцать – тридцать пять. На нем был идеально отглаженный клетчатый твидовый костюм, из кармана которого торчала вчетверо сложенная газета. В руке человек держал шприц аутентичного вида. Дан внезапно уверился: этот блондин – Сенкевич, он же, впрочем, доктор Джон Уотсон.

Ситуация становилась все безумнее. Закралось страшное подозрение: если он сам – Холмс, а Сенкевич – Уотсон, то кто же Настя?..

– Дорогой друг, – произнес Уотсон-Сенкевич красивым баритоном, четко артикулируя и тщательно проговаривая каждое слово, – поверьте же наконец: вы убиваете себя… – Он запнулся, румяная физиономия приобрела изумленное выражение. Потряс соломенной головой, потом выдал по-русски, но с благородным английским "р":

– У тебя морфиновая ломка, придурок. И если не остановишься, тебе… п-п-п-п-и… му-у-у-у… п-и-и-и…

Отвечать сил не было, Дан, продолжая безвольно висеть в кресле, наблюдал, как энглизированный Сенкевич пытается выговорить какое-то слово. Бедняга покраснел, на лбу выступил пот, он беспомощно пищал, мычал и брызгал слюной. У Дана даже закралось подозрение, что знаменитый доктор Уотсон страдал заиканием, просто Конан Дойл, в заботе о харизме героев, этого не упомянул. "Они ненастоящие, – одернул себя Дан. – Продукт воображения писателя. А Дойл не летописец и не биограф".

Тем временем Сенкевич, злобно сплюнув, выдал:

Дан, на мгновение позабыв о страданиях, вопросительно воззрился на него.

– Кажется, я попал в тело ханжи, – сердито пояснил Сенкевич. – И его сознание очень сильно. Материться не дает, зараза, горло судорогой перехватывает, и все тут.

Дан злорадно ухмыльнулся и снова погрузился в облако болезненного полусна.

– Хорошо, Холмс, – чопорно проговорил Сенкевич. – Позвольте сделать вам инъекцию. Уверен, это облегчит страдания хотя бы на время… А вообще, завязывай ты с этим грязным делом, капитан! Наркоман – человек ненадежный.

Варга Анна Яковлевна, Москва

Кандидат психологических наук. Системный семейный консультант.

Доцент департамента психологии факультета социальных наук, академический руководитель образовательной программы «Системная семейная психотерапия» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Председатель правления Общества семейных консультантов психотерапевтов. Член Международной ассоциации семейной терапии (International Family Therapy Association), Европейской ассоциации психотерапевтов (European Association of Psychotherapists).Член Тренингового комитета Европейской ассоциации семейных психотерапевтов.

В 1978 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1991-1993 гг. прошла курс обучения системной семейной психотерапии (Миланская школа. Тренер и супервизор Хана Вайнер, тренер AFTA и Президент IFTA) и в 1991-1994 гг. стажировку по психодраме (Скандинавская академия психодрамы).

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Структура и типы родительского отношения».

После окончания МГУ вела прием в Консультативном центре психологической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, первой за всю историю СССР психологической консультации, основанной при факультете психологии.

1988–1990 гг. - доцент факультета психологии и педагогики МГППУ им. Ленина.

В конце 80-х ушла с государственной службы, чтобы посвятить все время семейному консультированию.

1990–2014 гг. - заведующая кафедрой системной семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа.

С 2014 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Создатель фундаментальной программы обучения системных психотерапевтов.

Читает курсы и ведет научно-исследовательские семинары:

  • Исследование эффективности психотерапии
  • Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии
  • Теория и методология современной психологии
  • Введение в семейную психологию и психотерапию семьи
  • Исследование семейной системы
  • Методы и школы классической системной семейной психотерапии
  • Модели супервизии в системной семейной психотерапии

Гранты:

  • 2002–2004 гг. Грант Института Открытое Общество «Коллегия помогающих специалистов», направленного на профессиональную сетевую поддержку специалистов помогающих организации регионов России. Ответственный исполнитель проекта.
  • 2005–2008 гг. Грант фонда КАФ – Будущее детям Беслана. Координатор направления.

Основные публикации: более 60 работ, в том чмсле 2 монографий

  • Системная семейная психотерапия. Курс лекций. С.Петербург, из-во «Речь», 2001
  • Введение в системную семейную психотерапию. М. Когиито-центр, 2011.

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов и обществом AVANTA за развитие теории В. Сатир в России.

Семьи стали очень многообразным. И это многообразие с одинаковой вероятностью может быть здоровым и функциональным, а может быть и дисфункциональным. Например, появилось такое понятие как «белый брак», когда люди решают, что у них не будет секса друг с другом. Это плохо или хорошо? Или открытый брак, когда у супругов открыто могут быть отношения с другими людьми. Это хорошо или плохо? А еще есть осознанно бездетный брак. Еще есть семьи, где оба родителя работают, а всё остальное, включая детей, находится на аутсорсе. Появились бинуклиарные семьи, когда после развода люди продолжают вместе воспитывать ребенка, новые партнеры находятся в дружественном контакте со старыми. Если людям хорошо вместе, в любом варианте жизнеустройства, ни один не идет на невыносимые внутренние компромиссы ради совместности- то сегодня это считается функциональной семьей.

Таким образом, первая отличительная особенность современной семьи - ее многообразие. Второй важный момент - исчезновение детства. Кроме биологического детства (до 5-7 лет) есть так называемое социально сконструированное детство: общественные представления о том, кого считать ребенком, чем дети и взрослые отличаются, как обращаться в самом широком смысле с ребенком и т.п. Сейчас социальное детство пропадает. Это следствие глобального процесса смены коммуникативных технологий. Поэтому сам институт воспитания пропадает – на его место приходит «выращивание» ребенка. Ребенок оказывается на вершине семейной иерархии - и в результате из нее исчезают и дети, и взрослые. Потому что взрослые могут существовать в ней как социально сконструированная категория, только если есть детство. Все это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, семья становится детоцентричной (рождается ребёнок – исчезает супружеская жизнь как подсистема). Ребенок начинает всем управлять, а это плохо для него самого - он невротизируется. К нему поступает взаимно исключающаяся информация: с одной стороны, он остается многообразно зависимым от родителей (маленький ребенок не может о себе позаботиться, без взрослых вне дома может просто погибнуть) , с другой стороны, в своей семье он царь и бог. Из-за этого у него нет адекватного представления о своем месте в жизни, о своих реальных возможностях.

Когда родители «обслуживают» ребенка, не ставят ему границ, подчиняют жизнь семьи детским потребностям, они лишаются такой важной функции, как предоставление надежности и защиты ребенку. Если взрослые не главные в семье, то они и не защитники и не опора для ребенка. Когда начинаешь работать с такой семьёй, понимаешь, что они, выстроив такую перевернутую иерархию, не являются помощниками своему ребёнку, и вообще терапевтический потенциал такой семьи очень низкий. Это очень серьезный вызов для современной семейной терапии.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....