Что такое семейная терапия. Семейная терапия

Семейная терапия - незаменимое средство в ситуации, когда семья оказывается под угрозой разрушения. Подобное может случиться в жизни любого человека, и не обязательно даже быть виновным. Многие отмечают, что повседневность наполняется конфликтами, а люди не могут прийти к столь характерному для первого времени взаимному пониманию. Семейная терапия помогает найти общий язык, совместно справиться с проблемами и избежать распада ячейки общества.

Ну уж нет!

Именно так думают многие, оказавшись в ситуации сложных семейных отношений, если друзья, родственники предлагают обратиться за помощью к специалисту. Семейная терапия по непонятной причине кажется чем-то пугающим, даже стыдным. Мнение совершенно ошибочное. Системная семейная терапия помогает справиться с многочисленными трудностями, избавиться от недосказанности, груза проблем. При помощи доктора, специализирующегося в данном вопросе, можно наконец-то понять образ мыслей близкого человека, наладить контакт с ним и восстановить мир в доме.

Нередко помощь нужна семьям, столкнувшимся с тяжелыми жизненными ситуациями. Многие люди по своей природе закрытые, они просто не могут себе позволить разделить эмоциональное состояние даже с близким человеком. Системная семейная терапия приходит на помощь, позволяет сформировать продуктивный диалог. Своевременный поход к специалисту - способ сохранить брачные узы и предотвратить разрушение семьи. Системная семейная терапия - современный подход, активно развиваемый психологами и психотерапевтами всего мира. Накопленный опыт показывает: это действительно успешный метод решения проблемы взаимопонимания между членами семьи.

Особенности ситуации

Институт семейной терапии был разработан как ответ специалистов на все учащающиеся случаи кризиса во взаимоотношениях между близким людьми. Наблюдение за ячейками общества дало представление о наиболее типичных реакциях человека в состоянии кризиса:

  • недоверие к окружающим;
  • насмешка;
  • скептическое восприятие собеседника.

Техники семейной терапии основаны на следующем постулате: собеседник просто не осознает, что пытается ему передать такой реакций близкий человек. Многие в сложившейся ситуации просто не понимают, что отношения можно спасти, восстановить, вернуть к былому расцвету.

Общая информация

Как работает современный Центр семейной терапии? Это место, в стенах которого прием ведут только профессиональные психологи и психотерапевты. Задача специалистов - предотвращение возможных проблем в ближайшем будущем, работа над уже случившимися ситуациями ради понимания поведения всех участников причин произошедшего. Врачи помогают людям осознать, что привело к кризису, какие факторы его спровоцировали и стимулировали развитие ситуации. Семейная психология и семейная терапия представляют собой эффективную меру предотвращения эмоциональных сбоев, от которых, к сожалению, не застрахована ни одна семья, особенно в довольно сложных социальных условиях современности.

Обратившись за помощью к специалистам, можно восстановить взаимоотношения с близкими людьми. Известно несколько крупных клиник, работающих в этом направлении. Положительно оценивают результат прохождения курса люди, побывавшие в Школе семейной терапии Минухина, хорошие отзывы о Шварце и некоторых других авторах уникальных подходов.

Как это работает?

Институт интегративной семейной терапии дает заинтересованным личностям актуальные, полезные, применимые на практике сведения по следующим направлениям:

  • семейная система, суть ячейки общества;
  • способность осознания себя как части семьи;
  • формирование устойчивого продуктивного диалога со сложными для общения объектами;
  • восстановление понимания между близкими;
  • пути достижения гармонии в семье;
  • методы понимания окружающих.

Институт интегративной семейной терапии помогает справиться со страхами, связанными с проникновением в суть сложных, спорных ситуаций. Успех достижим лишь при блокировании поверхностного подхода, вникании в суть спровоцировавших конфликтную ситуацию факторов. Все проблемы, как заверяют психологи, можно решить, а многие пациенты, пройдя специфический курс, удивляются, оглядываясь назад: и как они не понимали раньше, что строительство продуктивных взаимоотношений столь простое?

Чему уделить внимание?

Интегративная семейная терапия помогает определить, сформулировать, установить границы взаимоотношений. Это в равной степени актуально и для проблемы «отцы и дети», и для взаимоотношений между родителями. В рамках курса психолог помогает клиентам найти общие темы и осознать, в какой степени они важны и способны определить будущее. На уровне сестер, братьев специализированный подход поможет создать приятные взаимоотношения, устранить резкость, конфликтность восприятия другого человека. Многие отмечают, что только с помощью психотерапевта смогли осознать интимность отношения с близким человеком. При этом важную роль в системной семейной терапии субличностей играет факт совместного участия, осознания заинтересованности всех сторон общения в положительном результате.

Задача психолога - позволить клиенту понять, что семья не содержит лишних людей, необходим каждый, во всех есть нужда. Благодаря такому становится проще взаимно преодолеть возникшие разногласия. При выявлении измены психотерапевт поможет проанализировать болезненную ситуацию. Задача членов семьи - понять, что сохранение событий в текущем положении не даст никакой пользы, для движения вперед, развития отношений необходимо преодолеть эту сложность. Зачастую на пользу приходит наиболее современная семейная терапия субличностей, разработанная видным деятелем - Ричардом Шварцем.

Равноправие и уважение

Семейная терапия помогает:

  • добиться равного положения всех членов семьи;
  • устранить ситуацию появления «козла отпущения», в том числе предотвратить такую позицию для себя;
  • оказывать помощь друг другу внутри семьи (этому тоже нужно учиться!);
  • переформатировать отношения таким образом, чтобы будущее было максимально благополучным;
  • осознать важность семьи и связанных с нею ценностей.

Основные методики

В настоящее время популярностью пользуется семейная арт-терапия, не менее актуальны психодрама, присоединение, игра, наблюдение. Конкретный метод выбирается с учетом ситуации. Многие специалисты положительно оценивают подход Шварца: системную семейную терапию субличностей. Между прочим, автор даже выпустил по своим наработкам довольно популярную книгу, написанную простым и понятным языком, без использования специфических терминов. Если нет возможности пройти курс семейной психотерапии, можно начать с изучения этого труда и применения в реальности его постулатов, постепенно развивая ситуацию и, возможно, подводя близких к пониманию необходимости внешнего вмешательства - психотерапевтического совета.

Присоединение

Такой подход предполагает включение врача в семейные отношения: психолог становится полноправным участником. Это позволяет вникнуть в суть происходящего между людьми и принять меры для устранения конфликтной ситуации. Подобная модель принадлежит к категории ролевых игр и включает несколько последовательных этапов:

  1. Описание проблемы членами семьи, что помогает психологу определить наиболее активного, доминирующего участника.
  2. Сбор информации о позиции каждого члена, формулирование первичного вывода по ситуации, подтверждение факта наличия проблемы.
  3. Подведение итогов сперва клиентами, затем с участием психотерапевта.

Как отмечается в психотерапевтической практике, при таком подходе к решению проблемы наиболее сложным зачастую оказывается второй шаг, связанный с формулированием выводов. Многие посетители сеансов категорически не согласны с мнением доктора, а сложности во взаимных отношениях не позволяют прийти к согласованной позиции в группе клиентов. Благодаря превращению стороннего человека в члена семьи становится проще осознать, в чем суть проблемы, найти положительные стороны взаимодействия, выработать стратегию по их укреплению, сформулировать линию поведения применительно к сложной ситуации. На этапе подведения итогов психотерапевт контролирует, чтобы проблема решалась не под указкой одного из группы, а совместной работой всех участников. Только объединение усилий и проявление заинтересованности каждого позволяет получить действительно продуктивный результат.

Подводя итоги

Завершающий этап ролевой игры, предполагающей присоединение еще одного члена семьи, - разработка альтернативных вариантов решения сложившихся обстоятельств. Под контролем психотерапевта участники разыгрывают конкретную ситуацию, каждый объясняет, что он будет делать, как поведет себя, как отреагирует на поступки окружающих. В процессе игры все принимающие участие имеют право остановить других, скорректировать их поступки и высказать свое видение.

Психолог обязательно дает «домашнее задание»: проработать, обсудить понятое во время сеанса, сделать конкретные вещи и не совершать определённые поступки. При этом отслеживается, чтобы активное участие принимали все члены пришедшей группы - это условие является одним из ключевых для семейной терапии.

Наблюдение и переработка

При такой методике работы психотерапевт внимательно наблюдает за взаимодействием клиентов внутри группы: как люди слушают, реагируют на информацию, поступающую от собеседника. Полученные таким образом данные используются для формулирования выводов, составления программы рекомендаций по улучшению атмосферы в доме.

Переконструирование предполагает выделение особенного внимания важным позитивным аспектам семейных отношений. Психотерапевт помогает осознать пользу, приятные моменты взаимодействия, провоцирует желание работать над их развитием.

Техники

Приемы - такие средства, применение которых помогает скорректировать структуру взаимодействия между членами семьи. Шерман, Фредман в своих общепризнанных применимыми на практике трудах сформулировали следующий перечень способов влияния на ситуацию:

  • социометрия;
  • поведенческие стратегии;
  • парадоксальные подходы;
  • использование возможностей воображения.

А если поподробнее?

Социометрия - наиболее широко применимый в настоящее время подход. Распространённость метода обусловлена универсальностью его применения. Психотерапевты, в совершенстве овладевшие таким вариантом воздействия на клиентов, могут справиться с любыми семейными сложностями, расставляя акценты на самые сильные аспекты взаимоотношений.

Предполагают поиск причины возникшей сложной, конфликтной ситуации. Задача психотерапевта - помочь клиентам скорректировать свое поведение таким образом, чтобы отношения стали более здоровыми. Считается, что подобный метод - один из наиболее результативных.

Техники, основанные на парадоксе, показывают быстрый положительный эффект, причем у клиентов создается впечатление, будто бы проблема исчерпала себя сама. А вот для психолога овладение подходом непростое, применение его тоже сопряжено с определёнными сложностями. Наконец, применение воображения предполагает арт-терапию, работу с ассоциациями.

Исторические моменты

Семейная терапия - довольно молодой и активно развивающийся в настоящее время метод. Впервые его применили уже после Второй мировой войны. Авторами выступили ведущие психотерапевты Америки. В настоящее время признается, что необходимо развивать и совершенствовать подходы. Особенность психотерапевтических методик в том, что врач одновременно работает сразу с группой посетителей, воздействуя на семью в целом. Первыми такую методику признали немцы, затем метод получил одобрение австрийцев и был принят на вооружение в Швеции.

В наши дни семейная терапия активно применяется в разных странах мира, она признана экономичной, эффективной, обладающей долгосрочным результатом. Из года в год звучат все более многочисленные новые предложения относительно возможных способов и подходов, открываются новые зависимости и факты, прорабатываются принципиально отличающиеся от использованных ранее способы влияния на людей.

Не все так однозначно

Пока одни видят в семейной терапии будущее общества, другие твёрдо уверены, что этот вариант не подходит для постоянного применения. Особенность - в отсутствии собственных концепций и уникальных теорий, принятых широкими кругами. Написанное в ключевых для направления трудах и наблюдаемое на практике нередко расходится. Отмечается, что семейная терапия во многом эвристическая.

Любопытные моменты

Длительность курса семейной терапии в самых простых случаях - всего пара недель, но известны ситуации, когда врачебная помощь была необходима годами. Во многом это определяется носителем симптома и наличием у него психических нарушений, а также активностью межличностных конфликтов. В разных случаях клиенты в различной степени мотивированы на достижение успеха, это тоже играет немаловажную роль. Как правило, начинаются занятия с одного или двух сеансов еженедельно, затем частоту снижают до одного раза в две недели, затем - раз в три недели.

Основные этапы терапевтического курса, указанные в работах Юстицкиса, Эйдемиллера:

  • диагностика;
  • ликвидация конфликтной ситуации;
  • реконструкция;
  • поддержка.

Самое важное - правильно начать

Диагностирование предполагает типизацию выявленных проблем. Задача психотерапевта - обратить внимание на личные качества всех участников процесса. Психиатр формулирует гипотезы и ищет им обоснование. При этом терапия отличается наличием диагностической составляющей на всех этапах взаимодействия доктора и клиентов: только так можно подобрать действительно эффективные методы влияния на людей.

В рамках взаимодействия с членами семьи доктор должен учитывать, что данные, получаемые от одного участника, могут не совпадать с видением другого человека. Нужно уметь соотносить полученную информацию, формировать собственное уникальное впечатление, расспрашивать и контролировать поведение прибывшей группы. Задача психотерапевта - взглянуть на ситуацию с позиции каждого из членов семьи, чтобы понять и осознать их точку восприятия и помочь прийти к разрешению конфликтной ситуации.

Что дальше?

После первичного знакомства с ситуацией можно приступать к более глубокому разбору сложившихся обстоятельств. Психотерапевт встречается с семьей, выявляет источник конфликтной ситуации, разбирает эмоциональную реакцию каждого заинтересованного, ищет пути ликвидации последствий. В рамках рабочего процесса необходимо создать продуктивный диалог клиента и доктора, иначе мероприятие не приведет к успеху.

Задача психотерапевта - помочь всем участникам ситуации установить взаимопонятный контакт, когда каждый член семьи способен воспринимать и понимать информацию, преподносимую окружающими. Врач становится посредником, помогая подобрать такой объем данных, который в текущий момент могут воспринять все стороны конфликтной ситуации, его задача - проконтролировать сам факт передачи, проследить, что сведения были услышаны и осознаны. Психотерапевтический сеанс направлен на работу с невербальными информационными составляющими. Как правило, доктор просит клиента жестами выразить противоречивые данные, прося быть толерантным, чувствительным к окружающим. Наиболее широко применяется недирективная технология, помогающая вербализовать взаимоотношения, не осознаваемые членами семьи. Дополнительно врач может разработать уникальные методики влияния, помогающие клиентам наладить конструктивный диалог.

Продолжая работу

Только глубокое проникновение в семейный конфликт позволяет сделать курс системной терапии действительно эффективным. Для этого необходима организация групповых обсуждений с участием не только конкретной семьи, но и других людей, оказавшихся в сходной ситуации. Корректное формирование групп позволяет провести ролевой тренинг, научить клиентов дискутировать, придерживаясь правил конструктивного ведения диалога.

Когда клиенты приобрели достаточный объем эмпатических навыков, доктор продумывает и реализует курс закрепления полученной информации. Это помогает скорректировать диапазоны поведенческих реакций и коммуникативные навыки, повысив через это качество повседневной семейной жизни.

Существует как минимум четыре определения семейной психотерапии. Первое: семейная психотерапия является формой проведения основного метода психотерапии применительно к проблемам конкретной семьи (аналитическая семейная психотерапия, поведенческая и др.).

Второе: семейная психотерапия является комплексом приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно этому определению семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал.

Третье: семейная психотерапия - методы психотерапии в рамках самостоятельного направления, опирающегося на определенные теории (систем, кибернетики, коммуникативных каналов и др.).
Четвертое: семейная системная психотерапия - это система психологических взаимодействий двух живых открытых систем - семьи и психотерапевта с целью оптимизации функционирования каждой [Эйдемиллер Э. Г., 2002].

Семейная психотерапия включает в себя структурную семейную психотерапию, стратегическую семейную психотерапию, поведенческую семейную психотерапию и др.

В структурном подходе подросток рассматривается как «носитель симптома», а семья как пациент. Целью структурных вмешательств служит изменение структуры семьи для улучшения функционирования всех ее членов и создание более сбалансированной семейной системы. Например, в ригидной семье организовать более открытую коммуникацию и переговоры, хаотичной семье помочь выстроить иерархическую структуру, восстановить родительский контроль и сотрудничество в супружеской подсистеме, что обеспечит адекватное руководство семьей и воспитанием детей. В разобщенной системе психотерапевт помогает объединению семьи на основе помощи «идентифицированному пациенту» и прояснения возможных выгод для всех членов семьи. Важно отметить, что поставленные цели по изменению семейных структур должны соответствовать темпу восприятия семьей обратных связей.

Часто дисфункциональные семьи действуют по правилу «все или ничего» в рассмотрении возможных перемен. Нередко они опасаются, что если в семье будут происходить изменения, то они будут крайними по характеру. Например, передача ответственности подростку в «запутанной системе» может быть затруднена из-за страха матери его полного отделения от семьи и столкновения с супружескими проблемами.

В стратегической семейной психотерапии основное значение придается анализу нарушений семейной иерархии. Стратегия, используемая в этом психотерапевтическом подходе, основана на манипулировании властью. Иначе говоря, психотерапевт перераспределяет власть между членами семьи. Считается, что поведенческие отклонения ставят молодого человека на более высокую позицию по сравнению с родителями на лестнице семейной иерархии. Иерархия в семье определяется неизменно повторяющейся последовательностью, с которой один член семьи сообщает другому, что он должен делать. В семьях, где поведению детей присущи серьезные отклонения, психотерапевт сталкивается с такой ситуацией, при которой подростки, продолжая экономически и эмоционально зависеть от своих родителей, отказываются выполнять то, чего от них требуют старшие. Психотерапевтические вмешательства, применяемые представителями этой школы, служат для установления в семье такой иерархии, при которой родители начинают занимать более высокую позицию по отношению к молодым людям. Содержание коммуникаций между родителями и детьми включает сообщения о родительских ожиданиях, обращенных к детям, а также о правилах, на выполнение которых рассчитывают старшие, и, наконец, о мерах, последующих в случае нарушения установленных правил. Когда подросток теряет власть над родителями, он начинает вести себя в соответствии с социальными требованиями.

Поведенческое направление семейной психотерапии основано на принципах теории научения. Используются приемы и методы классического, оперант-ного и других видов научения (контракты, жетонная система, тренинг родительской компетентности, проблемо-разрешающий подход).

В современной семейной психотерапии главенствующей тенденцией является развитие конструктивисткой или нарративной психотерапи. Существует прямой перевод этого слова с английского - нарративный (дословно - рассказывающий, описывающий, повествовательный, наглядно-образный). Последний подход считается более «гуманным». Истории, рассказываемые клиентом, могут носить печальный и комический характер, а выводы быть абсурдными. Это деление, на наш взгляд, условно. Часто одно психотерапевтическое занятие использует множество комбинированных приемов. На смене одного тысячелетия другим границы между различными подходами семейной психотерапии стираются. Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Так, например, при сборе семейного анамнеза по генограмме составляется семейная история, учитываются «метафоры», «символы» и «темы». В каждом направлении семейной психотерапии можно найти определенные позитивные стратегии и использовать их в работе с детьми и подростками.

В целом необходимо определить, какие дисфункциональные семейные паттерны могут быть изменены. Учитываются аффективные, поведенческие и когнитивные ожидания каждого члена семьи. Независимо от применяемых подходов семья должна активно участвовать в лечении.

Объектом вмешательства является не только дисфункциональная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Дисфункциональная семья - семья, в которой выполнение определенной/ых функции/ий нарушено. Нормально функционирующая семья - это такая, которая создает или заимствует правила, благодаря которым каждый член семьи и семья в целом удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, росте, изменениях, принятии и одобрении. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям, и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных методов семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Обычно семейная психотерапия сосредоточена на более, чем одном члене семьи, хотя может иметь дело с одним из ее представителей на протяжении всего курса лечения.

Семейная терапия (или психотерапия) (англ. family therapy) - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи («идентифицируемого пациента»). Как правило, Семейная терапия реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная Семейная терапия представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С. т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С. т. К. Роджерса и В. Сатир, системную С. т. М. Палацоли, Ж.Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С. т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий («замкнутая патология», «смешение», «псевдообщность», «двойная связь», «двойное послание», «метакоммуникация» и т.д.) и методов («подключение», «круговое интервью », «психологическая скульптура семьи», «позитивное определение симптомов» и т.д.). Рассмотрим основные теоретические ориентации в области семейной терапии.

Семейная поведенческая терапия - существо этого подхода в идее взаимозависимости поведения индивидов: во всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации «вознаграждений» и минимизации «издержек». Вознаграждения определяются как получаемые удовольствия, а издержки - как затраты времени и сил. Супружеские разногласия описываются как функция низкой нормы позитивного взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных супружеских пар обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень наказаний в конфликтующих семьях. Основная стратегия С. т. - увеличение во взаимодействии позитивного, награждающего поведения и уменьшение негативного, наказывающего поведения. Объектом коррекции выступает коммуникативное поведение супругов и родителей.

Изменения поведенческих образцов взаимодействия в неблагополучных семьях предполагает след. направления коррекционной и обучающей работы:

  1. обучение прямому выражению ожиданий, желаний, неудовлетворенностей;
  2. обучение специфичному и операциональному выражению желаний и намерений;
  3. обучение общению в позитивной, подкрепляющей, конструктивной манере как в вербальном, так и в невербальном плане;
  4. обучение усилению чувств взаимности и адекватной коммуникативной обратной связи;
  5. обучение супругов заключению различных контрактов на взаимной и односторонней основе;
  6. обучение достижению компромисса и консенсуса в семье.

Данные направления коррекции м. б. реализованы как в контексте индивидуального консультирования, так и в ситуациях групповой работы. Модель поведенческой С. т. описывается след. стадиями: цель; альтернативные пути достижения цели; программа пошагового движения к цели; практическое осуществление данной программы. Широко используются ролевая игра, видеотренинг, разного рода домашние задания для переноса приобретенных умений в реальные ситуации в семье.

Основной недостаток подхода - игнорирование экзистенциальных проблем, которые нельзя свести к чисто поведенческим затруднениям. Т. к. проблемы, с которыми сталкивается терапевт, являются многомерными (они проявляются в поведении, в когнитивной и эмоциональной сферах), поведенческая семейная терапия тендирует к обогащению своего арсенала методами когнитивной психологии.

Психоаналитическая Семейная терапия - психоанализ до сих пор - самый распространенный теоретический подход в С. т., его представления популярны среди психиатров и социальных работников. Однако среди самих психоаналитиков не существует единого мнения по поводу того, следует ли считать психоаналитика семейным психотерапевтом. Это обстоятельство объясняется тем, что классический психоанализ ориентирован на изучение и лечение отдельного индивида. Ортодоксальную психоаналитическую позицию по данному вопросу можно охарактеризовать след. образом: семейные нарушения - это симптомы, отражающие индивидуальную психопатологию; люди, обращающиеся к психотерапевту по поводу семейных проблем, имеют глубоко личностные (интраперсональные) конфликты. Поэтому психоанализ выступает как индивидуальное лечение пациента, исключающее прямое воздействие на его внутрисемейные отношения.

И в ряде неопсихоаналитических подходов (напр., эго-психология, теория объектных отношений и др.) проблемы супружеских отношений так же определяются, как проявления внутриличностных конфликтов в контексте межличностных отношений. Внутренний конфликт рассматривается как результат событий, произошедших в раннем детстве. Общими для теорий с психоаналитической ориентацией (психодинамический подход, теория объектных отношений, трансактный анализ) являются след. положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов находятся в сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов. Начинают применяться техники, направленные на работу со всей семьей. Терапевт занимает более активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Миланский системный подход к семейной терапии - сложился в 1970-е гг. на основе психоанализа, общей теории систем, работ школы Пало-Альто. Основные положения: семья - саморегулирующаяся и постоянно развивающаяся система; любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе; невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание; члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех др., но не является причиной этого поведения; основной регулятор взаимодействий - правила семьи; терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям. Его задача - освободить семью от патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи связаны с ее способностью изменяться. Патологические семьи характеризуются т.н. «семейными играми» (стремлениями каждого члена семьи определить отношения с др. в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает), которые основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность одностороннего контроля над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, т.к. нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений. Психотическое поведение - логическое следствие семейной игры. Тем самым любые нарушения психики рассматриваются как нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа складывается из отдельных сеансов: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение основной информации о семье, проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации, или парадоксального предписания, или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной С. т. Здесь реализуются такие принципы терапии, как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей.

Последний принцип особенно важен, т.к. традиционно считается, что патологическая семья должна измениться (сама себя изменить). На самом деле эта ошибочная т. зр. блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в т.ч. и свобода не меняться). Цель системной семейной терапии помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и защит. Лишь освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои проблемы и обрести подлинную индивидуальность.

Теория «диалога» в приложении к Семейная терапия - фундаментальным понятием данного подхода является понятие диалога (М.М. Бахтин). Диалог - характеристика и базовое условие развития сознания и самосознания человека - многоголосие личностных манифестов и самоопределений окружающих людей. Всякое поведение - реплика в глобальном диалоге. Любое общение диалогично. Степень диалогичности определяется преодолением различных форм сопротивления и защиты, характерных для монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, манипулятивного) поведения. Ситуация консультирования - разновидность диалога, в котором активность терапевта задается его позицией эстетической вненаходимости: внутренний мир клиента выступает как отображаемый и понимаемый предмет, но не как поле деятельности и объект анализирования; терапевт обращается к различным аспектам внутреннего мира клиента. понимание предполагает общение с клиентом, как со свободным человеком, обладающим диалогической интенцией, предполагает встречную активность клиента. Затруднения клиента при вступлении в диалог ставят перед терапевтом задачу провокации его диалогической интенции. Общим решением в данном случае является «принцип молчания»: дефицит значимых реакций терапевта в диалоге с клиентом. Диалогическая позиция терапевта реализуется в след. формах: постулат ответственности (идея свободы и ответственности человека за происходящее и за собственное состояние); ориентация на смысл (постановка перед клиентом задачи на смысл консультирования с последующим переосмыслением им жизненных ситуаций и задач); принципиальная открытость (возможность для клиента в любой момент вновь обратиться к консультанту, перейти к др. методам или к др. специалистам); допустимость совета (как средства установления контакта с клиентом, актуализации в его сознании определенных содержаний, индикации игнорируемых аспектов собственных проблем).

Православная традиция в построении Семейной терапии - Бог - источник духовной энергии человека. Образ Божий в человеке - ядро и сущность личности, он принципиально неуничтожим и неисчерпаем, внутреннее приближение к нему делает самого человека все более уникальным. В основе всякого брака, который строится на правильных (духовных) основаниях, лежит встреча (знакомство как откровение и любовь). В семье существуют способы и механизмы постоянного обновления переживания встречи (индивидуальная и общецерковная молитва, участие в литургической жизни Церкви), являющиеся одновременно источником духовной энергийности и обновления межличностных отношений в семье. Эти отношения рассматриваются как архетипические и иерархичные (лишенные полноты откровения, но преисполненные любви). Семья укоренена в роде. Главным материализующим началом семьи является дом как телесно-душевно-духовное пространство. Созидается и держится дом постоянным предстательством хотя бы одного члена семьи перед Богом. Различные атрибуты дома (от крыши до подвала) имеют в православной традиции особые смысловые значения и нагрузки. Дом как материально-духовная совокупность данных атрибутов - есть потребность и цель каждого человека. Путь конкретной семьи определяется ее судьбой (помыслом Божьим) и совокупным и свободным произволением всех ее членов.

Основные формы обучения в области семейной терапии: традиционная (лекции, семинары, изучение литературы); совместная (практическая работа под руководством учителя-супервизора); групповая (различные тренинги). Последняя является наиболее эффективной формой подготовки психологов-практиков. Тренинговая программа обучения решает 4 основные задачи: информирует уч-ся, демонстрирует ситуации и техники, отрабатывает психотерапевтические установки и умения, обеспечивает условия процесса самоисследования и личностного роста уч-ся. Эффективный тренинг предполагает, что ведущий сплачивает группу уч-ся, пополняет их самоценность, является аутентичным и конгруэнтным, активным и эмпатичным, позитивным. Постоянная проработка и осознание собственных проблем терапевтом - необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность таких программ - командная работа ведущих. Основные навыки терапевта: умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом; умение анализировать состояния клиента и его семейной системы; умение оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью. (А.Б. Орлов)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Семейная терапия - общее название психотерапевтических приемов, в которых семья рассматривается как единое целое, не выделяя отдельных индивидов для проведения независимого от других членов семьи лечения. Семейная терапия касается в первую очередь детей с нарушенным душевным равновесием и проблемных брачных отношений.

Психологический словарь. И. Кондаков

Семейная терапия

  • Словообразование - происходит от греч. theraрeia - лечение.
  • Категория - форма коммуникационной психотерапии.
  • Специфика - направлена на гармонизацию семейных взаимоотношений.

Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В.Сатир, К.Витакер, С.Минухин, М.С.Палазолли, Д.Хейли, М.Боуэн, К.Маданес, Л.Хофман.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Семейная терапия - общий термин для обозначения ряда терапевтических подходов, которые рассматривают семью как единое целое, не выделяя определенных индивидов для независимого лечения. Этот термин теоретически нейтрален; семейную терапию можно практиковать в рамках многих различных подходов.

предметная область термина

Семейная терапия обладает широким набором методик, спо­собствующих изменению. Многие из них - это семейные вари­анты индивидуальных методик. К некоторым из важных мето­дик семейной терапии относятся следующие.

Присоединение

Часто семейный терапевт присоединяется к семье, и, образ­но говоря, становится членом семьи, формируя некоторые се­мейные правила и структуры и участвуя в них. Это присоедине­ние терапевта немедленно изменит структуру семьи и произве­дет непосредственные изменения, так же как появление в семье ребенка, даже не первого, всегда изменяет структуру семьи. Если вы используете присоединение как метод достижения раппорта, особенно важным будет знание культурных различий и уваже­ние, если есть желание поддержать чувство эмпатии к этой се­мье. Некоторые семейные терапевты под присоединением под­разумевают нечто вроде вступления в семейный клан, терапевты другой ориентации под присоединением имеют в виду присое­динение к языковой системе семьи. Для других термин присое­динение близок к эмпатическому пониманию и достигается вы­слушиванием.

Пример ролевой игры

На первой стадии вам понадобится семья с такими персона­жами: подросток с деформациями в поведении (вплоть до хули­ганства); излишне заботливая, сверхпривязанная к семье мать, явно проявляющая тенденцию к гиперопеке; отдаленный отец, занятый профессиональной карьерой; младший брат или сестра, требующие большего внимания к себе, но в целом, по-видимому, нормальные. Предположите, что в браке матери и отца имелись свои проблемы к моменту, когда случился кризис в поведении подростка.

Ваша задача - провести с этой семьей элементарный сеанс семейной терапии. Предложенная здесь структура представляет собой комбинацию нескольких описанных выше теорий. Тем не менее, она позволит вам пережить сложности и почувствовать возможности сеанса семейной терапии.

Стадия 1. Достижение раппорта/структурирование. Возможно у вас не будет времени установить легкий раппорт сразу с четырьмя членами семьи - по сравнению с одним это сделать труднее. Возможно, вы почувствуете, что установление раппорта требует от вас значительно большей энергии. Если это так, можно просто начать с такого введения: “Я рад, что я встре­тился с вами, понимаю, что вам надо со мной о чем-то погово­рить. Кто хотел бы начать первым? Обычно тот, кто решится заговорить первым - самый активный член семьи и имеет осо­бую власть в системе семьи.

Стадия 2. Сбор данных.

После того, как высказался первый, спросите каждого члена семьи, каково его определение проблемы. Внимательно выслу­шайте и используйте основные приемы выслушивания, чтобы получить определение проблемы. Когда определения прояснят­ся, суммируйте определения проблемы (скорее всего проблемой семьи будет назван подросток). Затем переформулируйте или интерпретируйте эту проблему примерно таким образом: “В этой семье действительно имеется проблема, но это не проблема од­ного человека, это проблема способа взаимодействия между членами семьи”. Естественно, для переформирования проблемы используйте свои собственные слова и конструкты и изменяйте темп речи и подбирайте слова таким образом, чтобы подстро­иться под данную конкретную семью. Спокойно допускайте реакции на вашу интерпретацию, но придерживайтесь основной идеи о том, что проблема состоит в трудностях системного взаимодействия. При желании можно зеркально отразить вер­бальное и невербальное поведение некоторых членов семьи, включившись тем самым в структуру семьи. В такой роли вы лучше поймете “свою” семью и приобретете большую эмпатию.

Потратьте некоторое время на поиски факторов укрепления семьи путем поиска положительных целей. Что семья сделала правильно? Где семья действует хорошо? Можно рассмотреть, что конкретно не сработало при попытках найти решение во­проса ранее. Вы можете еще потратить время на исследование правил, действующих в семье, и ее структур, и изучение специ­фики функционирования этой семьи. Некоторые семейные те­рапевты возражают на это, утверждая, что определение пробле­мы должно занимать 95 процентов ваших усилий. Они говорят, что, если проблема хорошо сформулирована, то решение часто появляется тут же.

Стадия 3. Определение возможных итогов. Используйте основные итоги выслушивания для определе­ния желательного исхода. Не попадайте в ловушку индивидуаль­но ориентированной цели для семьи. Помогите семье в их со­вместном поиске общей цели, которая благотворно подействует на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом. Возможно, вы обнаружите, что ваша семья в настоящий момент действует в рамках иррациональных и ложных паттернов.

Стадия 4. Выработка альтернативных решений. В этой стадии вы должны выбрать терапию, наиболее подхо­дящую для этой семьи и здесь, в середине ролевой игры, вы скорее всего почувствуете, что данная модель помощи довольно трудна для практического воплощения, хотя во многом она сходна с другими моделями. Для этого упражнения мы предла­гаем следующие варианты методик, хотя вы, возможно захотите воспользоваться другими методиками, описанными выше.

а) Попросите семью разыграть типичный семейный ужин. Во время этой ролевой игры запомните, кто сидел рядом с кем и в каком порядке говорили члены семьи. Прокомментируйте это и структурируйте изменения положения за столом и разговоры. Может оказаться полезной в виде части данного процесса просьба к родителям сыграть роль детей, а к детям - роль роди­телей.

б) Заметьте специфический повторяющийся паттерн в семье. Кратко прокомментируйте его, а затем дайте семье инструкцию еще раз воспроизвести его и обратите внимание на их поведе­ние, мысли и чувства. Это слабая парадоксальная директива, возможно, вам захочется ее усилить.

в) Для раскрытия семейных “секретов” воспользуйтесь мето­дом опроса по кругу. Затем можно использовать положительный рефрейминг, чтобы вызвать более положительную реакцию на эти секреты.

Стадия 5. Генерализация.

Многие терапевты опускают этот шаг. В работе с семьей можно использовать почти любую из методик, предлагавшуюся в этой книге для “домашней работы” и последующего разбора. Один вариант слабой парадоксальной директивы часто может оказаться полезным для семейной терапии. Дайте семье дирек­тиву в течение недели на неэффективное поведение и попросите их потом рассказать о своем опыте. Если они сплотятся и отка­жутся выполнять это домашнее задание, вы можете быть до­вольны тем, что группа сплотилась ради своих интересов, и вы можете говорить о благоприятном исходе своего “провала”. Если парадоксальный метод сработал, то у вас появятся новые ценные данные для планирования. В любом случае, вы сохранили по­следствия терапии после окончания интервью.

Ситуативная ролевая игра.

Это еще одна методика, подобная ролевой игре, которая может быть использована при тренировке настойчивости. Но в этом случае вы как терапевт наблюдаете, как семья разыгрывает перед вами проблемную ситуацию. При этой методике вы про­сто просите семью разыграть некую семейную проблему, чтобы вы могли пронаблюдать семейное взаимодействие. Терапевт может подсказать и провести некоторые изменения, но струк­турная терапия не подчеркивает так сильно специфические по­веденческие изменения, как это делает бихевиоральная или ког-нитивно-бихевиоральная школа. К ситуативной ролевой игре можно добавить парадоксальную директиву, в которой терапевт инструктирует семью продолжать то, что они уже делают, или преувеличить свои поведенческие реакции. Это задание можно перенести на следующую неделю, дав домашнее задание для всей семьи.

Наблюдение.

Эта методика включает в себя внимательное выслушивание разговорных паттернов и наблюдение того, кого слушают и в каком порядке - нечто подобное тому примеру, который при­водится в главе о коммуникации. За этим можно указать семье на то, что происходит, предложить непосредственно разыграть данную транзакцию, а затем присоединиться к семье, если ме­тоды наблюдения невозможны.

Методы переконструирования.

Главный принцип такой методики - перефокусировать про­блемное поведение семьи (иногда с помощью поиска положи­тельных целей), изменяя позиции в семье относительно того, как сидеть за обеденным столом или изменяя порядок разговора за обедом. Затем можно вызвать семью на обсуждение того, как они хотели бы структурировать свои взаимодействия, потрениро­ваться в этой роли в беседе, а затем генерировать эту роль в те­чение следующей недели. Конечно, эта методика не похожа на методику фиксированной роли Келли, в которой клиент выраба­тывает идеальную для себя роль на будущее, а затем играет ее.

Опрос по кругу .

Это упражнение особенно полезно при выработке оценки мнений членов семьи или при активном психотерапевтическом вмешательстве. Вместо того, чтобы спрашивать отдельных чле­нов семьи, что они думают о проблемах и взаимодействиях, вы выслушиваете одного члена семьи о том, что, как он думает, что думает другой член семьи. Например, терапевт может спросить ребенка: “Билл, как ты думаешь, что думает твой папа о том, что мама перешла на новую работу?” Если до того такой же вопрос вы задавали маме и папе, они, возможно, не выдали семейную тайну. Благодаря опросу по кругу можно выяснить факты, кото­рые знает каждый, но не говорит об этом, и не знает о том, что другие знают. Опрос по кругу помогает членам семьи увидеть свою роль в симптоме “идентифицированного” пациента.

Рефрейминг (переформулирование).

Здесь семейная проблема переформулируется или ей дается другое наименование, часто под более позитивным углом зре­ния. Факт наименования проблемы как семейной проблемы, а не как проблемы отдельного человека, является сам по себе важным актом рефреймирования. Семейная терапия обладает рядом концептуальных методов рефреймирования, при этом все они сконцентрированы вокруг вопроса о том, как помочь семье взглянуть на проблему по-новому. И опять вы видите, что цель здесь в изменении системы, которая находится в неподвижном, застойном состоянии. Можно было бы сказать, что целью се­мейного терапевта является увеличение гибкости для семьи как целой системы. В то же время для семьи всегда нужен баланс между изменением и стабильностью. Существует множество методов рефреймирования (переинтерпретации), и группа пси­хиатров, занимающихся семейной терапией, довела их до со­вершенства. Несколько теоретических альтернатив поиска по­ложительных целей (глава VII) сами по себе - целая серия пе­реформулирований, которые можно адаптировать к методу се­мейной терапии. Собственно, семейная терапия и состоит в переформулировании.

Другие методики.

Аккомодация параллельна эмпатии - это еще один термин для обозначения того, что есть в семье. Невербальное отраже­ние - это прямое зеркальное отображение языка тела одного или нескольких членов семьи плюс наблюдение, какие члены семьи отражают язык тела друг друга и в какой последователь­ности бессознательного контроля они это делают. Это может оказаться особенно полезным при присоединении к семье или в попытках понять, как отдельный член семьи смотрит на про­блему.

Отдельные методики, которые описываются в этой книге, могут быть адаптированы различными способами. Семейные терапевты могут пользоваться методами гештальт-терапии, осо­бенно методом “горячего стула”, который поможет выявить ди­намику семьи. С некоторыми семьями можно использовать ме­тоды обратного отражения и притяжения Франкла либо любую методику, которая может вызвать изменение в системе взаимо­действий.

Сила и ограниченность семейной терапии.

Бегло ознакомившись с миром семейной терапии вы могли увидеть, что здесь столько же альтернативных методик, сколько их в индивидуальной терапии. Ясно то, что семейная терапия жива и здорова и она будет приобретать все большее значение в будущем. Отличие семейной терапии и ее вклад в общую психо­логию состоит в том, что она помогла нам понять, как можно смотреть на клиентов с точки зрения системного подхода. Точка зрения личность - окружающая среда, описанная в этой книге, усилена интеракционистским мировоззрением семейной тера­пии.

В то же самое время вы можете видеть, что, если вы обла­даете хорошими навыками в области индивидуальной терапии и знаете ее основные теории, в общем нетрудно воспринять пози­цию семейной терапии. Многие методы похожи на методы ин­дивидуальной терапий и даже могут быть выведены оттуда. Па­радоксальная направленность Франкла была отточена Милтоном Эриксоном и теперь используется во многих сеансах семейной терапии с не меньшей эффективностью.

Психотерапевт стремится к достижению равновесия между изменением и стабильностью, а также отдаления и привязанно­сти. Психотерапевт поощряет отдельных членов семьи и всю семью как систему к разнообразию и росту в системе гибких отношений друг с другом.

Как и другие методы, семейная терапия имеет свои ограни­чения. Недавно появившись на психологической сцене, она проявляет тенденцию претендовать на особое знание истины. Это может проявляться в появлении сверхоптимистичных та­лантливых терапевтов, в своем рабочем энтузиазме забывающих о профессиональной этике. Например, некоторые семейные терапевты делились видеозаписями сеансов с коллегами без раз­решения клиента. Практика “дикого анализа” не ограничивается только теми психотерапевтами, которые пользуются психоана­литическими методами. Однако, основным ограничением се­мейной терапии и ее влияния являются те терапевты, которые сопротивляются изменениям и отказываются изучать методы семейной терапии. Семейная терапия в ближайшие годы стаби­лизируется и приобретает еще большее значение. Мы считаем, что все терапевты должны освоить это динамическое направле­ние в терапии.

family therapy) Описание семейной терапии С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Т. о., для С. т. характерен интерперсональный, а не интрапсихический подход. Эта системная теория с терапевтической т. зр. предлагает рассматривать семейный процесс как такой, при к-ром каждый член семьи играет определенную роль в поддержании системы. "Идентифицированный пациент" может рассматриваться в качестве "проблемы", но "причиной" является сама дисфункциональная семейная система. Задача терапевта заключается в изменении системы путем соотв. вмешательств. Существует много направлений, в рамках к-рых используются различные техники, но общим для всех является принцип, согласно к рому проблему представляет собой система, а не к.-л. ее отдельный элемент. Систему образуют взаимозависимые элементы, обладающие взаимной каузальностью; их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. Системы бывают открытыми (т. е., обнаруживающими тенденции к континуальному развитию или претерпевающими какие-то изменения) или закрытыми. Семья является открытой системой; пример закрытой системы - система парового отопления. Открытая система характеризуется тремя качествами: целостностью, отношениями и эквифинальностью. Целостность означает, что систему образуют взаимодействия, а не просто нек-рое количество людей. Под отношениями понимаются взаимодействия в рамках системы: все происходящее в семье между ее членами, их постоянные взаимодействия и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий. Эквифинальность - это качество систем, благодаря к-рому они функционируют независимо от первоначальных причин и могут изменяться под влиянием текущих факторов. Они не определяются своими исходными параметрами. Четыре исторических понятия Ниже приводятся ранние понятия, образующие основу четырех совр. ведущих теорий. 1. Взаимосвязанные патологии (Interlocking Pathologies). Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий, когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не сознавались членами семьи. Понятие взаимосвязанных, неосознаваемых патологий поддерживается школой объектных отношений. 2. Слияние (Fusion). Мюррей Боуэн ввел понятие слияния - явления, первонач. отмеченного в семьях больных шизофренией, но наблюдаемого и в т. н. нормальных семьях. Слияние означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга и спаяны вместе, образуя неопределенную, аморфную массу. Психотер. по Боуэну имеет целью "отцепить" членов семьи друг от друга. 3. Псевдовзаимность (Pseudomutuality). Лайман Уинн и его сотрудники наблюдали ложный тип близости или интимности, к-рый они назвали "псевдовзаимностью", характеризовавшейся утратой границ между отдельными членами семьи. В качестве способа коррекции этой псевдоинтимности, Уинн предложил смену границ путем устранения существующих альянсов и расщеплений и создания новых коалиций. Минухин называл то же явление "запутыванием" ("enmeshment"). Целью структурной С. т. является создание новых альянсов с целью помочь "запутавшимся" друг с другом или же "разобщенным" членам семьи стать более независимыми. Структурная семейная терапия основана гл. обр. на идеях Уинна. 4. Двойная связь (The Double Bind). "Двойную связь можно вкратце описать как паттерн взаимодействия, характеризующийся "строгими ограничениями", налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках "важных, эмоционально значимых отношений", результатом которого становится "неприемлемое решение", из которого его участники "не н состоянии выпутаться"" (Эбелис). Эти процессы в их сильном проявлении обнаружены в семьях больных шизофренией, но тж, в более мягкой форме, встречаются и в здоровых семьях. Открытие "двойной связи" заставило исследователей уделить больше внимания законам, управляющим коммуникацией. С т. зр. Бейтсона, каждое послание имеет два аспекта: сообщение и команду. Командный аспект следует ряду правил, формирующихся с течением времени и имеющих тенденцию становиться самоподкрепляемыми. Это наблюдение привело к представлению о том, что нет необходимости углубляться в поиски причин симптомов для того, чтобы вызвать терапевтическое изменение, - следует лишь обратить внимание на поведение, поддерживающее систему. Основные школы семейной терапии В настоящее время осн. школами С. т. являются: теория объектных отношений, теория Боуэна, структурная семейная терапия и теория коммуникации. Теория объектных отношений Этот подход обязан своим происхождением Мелани Кляйн, к-рая утверждала, что взаимодействие с др. людьми служит не удовлетворению инстинктивных потребностей, а развитию Я в направлении разграничения себя и объектов. Придерживающийся этой т. зр. терапевт обращает внимание прежде всего на отрицаемые бессознательные проекции и, в особенности, на сговор - сотрудничество членов семьи в этом процессе. Терапевты этой школы уделяют больше времени биографическим аспектам и проблемам взаимоотношений между поколениями, а не симптомам, рассматривая последние как следствие первых. Теория Боуэна Теория Боуэна развилась в интегрированную систему и включает 8 взаимосвязанных понятий. Это: а) треугольники (под давлением стресса один из участников взаимодействия вступает в связь с третьим лицом); б) дифференциация Я (степень или объем слияния); в) эмоциональная система ядерной семьи (паттерны функционирования в рамках одного поколения); г) процесс семейной проекции (механизм, с помощью к-рого система ядерной семьи вызывает ухудшение положения ребенка); д) эмоциональный обрыв (отношения с родительской семьей); е) многопоколенная передача (как патология передается через поколения); ж) сиблинговая позиция (определяющая видение индивидуумом мира) и з) соц. регрессия (проблемы об-ва, сходные с проблемами, обнаруженными в семье). Цель теории Боуэна - помочь индивидууму в его дифференциации или психол. отделении от семьи, в движении от состояния слияния к формированию "твердого" Я (в отличие от "псевдо-Я", при к-ром человек все еще остается психологически спаянным с семейной системой). Психотерапевт предстает в роли "тренера", обучающего членов семьи дифференциации. Подчеркивается важность не чувств, а мышления. Процесс дифференциации длится всю жизнь, поскольку индивидуум стремится сохранять связь с семейной системой, оставаясь при этом автономной единицей. Треугольник является "краеугольным камнем любой эмоциональной системы" (Боуэн). Когда в системе диады нарастает уровень тревоги, они подключают "третье лицо" для поддержания равновесия системы. Эта идея оказалась плодотворной для С. т. и помогла множеству терапевтов понять роль симптомов, связей и психосоматических заболеваний в аспекте, ведущем к новым вариантам вмешательств. Структурная семейная терапия Сальвадор Минухин разработал методы краткосрочной терапии, направленной на реконструкцию семейных структур. Приемы Минухина восходят к идеям о тенденции выравнивания, высказывавшимся Лайманом Уинном, и к теориям Г. С. Салливана. Целью Минухина является изменение структуры альянсов и коалиций членов семьи и, т. о., изменение их "восприятия" друг другом. Минухин концентрирует внимание на актуальном взаимодействии членов семьи, подкрепляющем наблюдаемое поведение. Он считает организацию семьи источником проблемы семейной дезадаптации, поскольку она нуждается в носителе симптомов для своего функционирования. Он стремится изменить существующую структуру, не заботясь о ее происхождении. Семейная система является дисфункциональной в ситуации "здесь-и-сейчас" но причине ее существующей организации, а не вследствие предшествовавших в прошлом событий. Прошлое не интересует представителя структурной С. т. Теория коммуникации Этот подход прямо восходит к теории двойной связи Бейтсона, в к-рой патология предстает как проблема коммуникации. Акцент здесь полностью ставится на актуальном системном взаимодействии без учета причин или происхождения проблемы. Целью данного подхода является изменение правил системы. Это может означать предписывание симптомов или использование парадокса как способа изменения правил. См. также Семейные кризисы, Теория систем В. Фоули

ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ

психотерапия семейная) - комплекс психотерапевтических методик разного рода, направленных на гармонизацию взаимоотношений семейных.

Среди исследователей, внесших особенно весомый вклад в развитие этого подхода, наиболее известны: В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, М. С. Палазолли, Д. Хейли, М. Боуэн, К. Маданес, Л. Хофман.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

или психотерапия) (англ. family therapy) - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В С. т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи ("идентифицируемого пациента"). Как правило, С. т. реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная С. т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С. т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С. т. К. Роджерса и В. Сатир, системную С. т. М. Палацоли, Ж. Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С. т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий ("замкнутая патология", "смешение", "псевдообщность", "двойная связь", "двойное послание", "метаком-муникация" и т. д.) и методов ("подключение", "круговое интервью", "психологическая скульптуpa семьи", "позитивное определение симптомов" и т. д.). Рассмотрим основные теоретические ориентации в области С. т.

Семейная поведенческая терапия. Существо этого подхода в идее взаимозависимости поведения индивидов: во всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации "вознаграждений" и минимизации "издержек". Вознаграждения определяются как получаемые удовольствия, а издержки - как затраты времени и сил. Супружеские разногласия описываются как функция низкой нормы позитивного взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных супружеских пар обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень наказаний в конфликтующих семьях. Основная стратегия С. т. - увеличение во взаимодействии позитивного, награждающего поведения и уменьшение негативного, наказывающего поведения. Объектом коррекции выступает коммуникативное поведение супругов и родителей. Изменения поведенческих образцов взаимодействия в неблагополучных семьях предполагает след. направления коррекционной и обучающей работы: 1) обучение прямому выражению ожиданий, желаний, неудовлетворенностей; 2) обучение специфичному и операциональному выражению желаний и намерений; 3) обучение общению в позитивной, подкрепляющей, конструктивной манере как в вербальном, так и в невербальном плане; 4) обучение усилению чувств взаимности и адекватной коммуникативной обратной связи; 5) обучение супругов заключению различных контрактов на взаимной и односторонней основе; 6) обучение достижению компромисса и консенсуса в семье. Данные направления коррекции м. б. реализованы как в контексте индивидуального консультирования, так и в ситуациях групповой работы. Модель поведенческой С. т. описывается след. стадиями: цель; альтернативные пути достижения цели; программа пошагового движения к цели; практическое осуществление данной программы. Широко используются ролевая игра, видеотренинг, разного рода домашние задания для переноса приобретенных умений в реальные ситуации в семье.

Основной недостаток подхода - игнорирование экзистенциальных проблем, которые нельзя свести к чисто поведенческим затруднениям. Т. к. проблемы* с которыми сталкивается терапевт, являются многомерными (они проявляются в поведении, в когнитивной и эмоциональной сферах), поведенческая С. т. тендирует к обогащению своего арсенала методами когнитивной психологии.

Психоаналитическая С. т. Психоанализ до сих пор - самый распространенный теоретический подход в С. т., его представления популярны среди психиатров и социальных работников. Однако среди самих психоаналитиков не существует единого мнения по поводу того, следует ли считать психоаналитика семейным психотерапевтом. Это обстоятельство объясняется тем, что классический психоанализ ориентирован на изучение и лечение отдельного индивида. Ортодоксальную психоаналитическую позицию по данному вопросу можно охарактеризовать след. образом: семейные нарушения - это симптомы, отражающие индивидуальную психопатологию; люди, обращающиеся к психотерапевту по поводу семейных проблем, имеют глубоко личностные (интраперсональные) конфликты. Поэтому психоанализ выступает как индивидуальное лечение пациента, исключающее прямое воздействие на его внутрисемейные отношения.

И в ряде неопсихоаналитических подходов (напр., эго-психология, теория объектных отношений и др.) проблемы супружеских отношений так же определяются, как проявления внутриличностных конфликтов в контексте межличностных отношений. Внутренний конфликт рассматривается как результат событий, произошедших в раннем детстве. Общими для теорий с психоаналитической ориентацией (психодинамический подход, теория объектных отношений, трансактный анализ) являются след. положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов находятся в сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов. Начинают применяться техники, направленные на работу со всей семьей. Терапевт занимает более активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Миланский системный подход к С. т. Сложился в 1970-е гг. на основе психоанализа, общей теории систем, работ школы Пало-Альто. Основные положения: семья - саморегулирующаяся и постоянно развивающаяся система; любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе; невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание; члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех др., но не является причиной этого поведения; основной регулятор взаимодействий - правила семьи; терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям. Его задача - освободить семью от патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи связаны с ее способностью изменяться. Патологические семьи характеризуются т. н. "семейными играми" (стремлениями каждого члена семьи определить отношения с др. в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает), которые основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность одностороннего контроля над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, т. к. нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений. Психотическое поведение - логическое следствие семейной игры. Тем самым любые нарушения психики рассматриваются как нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа складывается из отдельных сеансов: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение основной информации о семье, проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации, или парадоксального предписания, или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной С. т. Здесь реализуются такие принципы терапии, как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей.

Последний принцип особенно важен, т. к. традиционно считается, что патологическая семья должна измениться (сама себя изменить). На самом деле эта ошибочная т. зр. блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в т. ч. и свобода не меняться). Цель системной С. т. помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и защит. Лишь освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои проблемы и обрести подлинную индивидуальность.

Теория "диалога" в приложении к С. т. Фундаментальным понятием данного подхода является понятие диалога (М. М. Бахтин). Диалог - характеристика и базовое условие развития сознания и самосознания человека - многоголосие личностных манифестов и самоопределений окружающих людей. Всякое поведение - реплика в глобальном диалоге. Любое общение диалогично. Степень ди-алогичности определяется преодолением различных форм сопротивления и защиты, характерных для монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, манипулятивного) поведения. Ситуация консультирования - разновидность диалога, в котором активность терапевта задается его позицией эстетической вненаходимости: внутренний мир клиента выступает как отображаемый и понимаемый предмет, но не как поле деятельности и объект анализирования; терапевт обращается к различным аспектам внутреннего мира клиента. Понимание предполагает общение с клиентом, как со свободным человеком, обладающим диалогической интенцией, предполагает встречную активность клиента. Затруднения клиента при вступлении в диалог ставят перед терапевтом задачу провокации его диалогической интенции. Общим решением в данном случае является "принцип молчания": дефицит значимых реакций терапевта в диалоге с клиентом. Диалогическая позиция терапевта реализуется в след. формах: постулат ответственности (идея свободы и ответственности человека за происходящее и за собственное состояние); ориентация на смысл (постановка перед клиентом задачи на смысл консультирования с последующим переосмыслением им жизненных ситуаций и задач); принципиальная открытость (возможность для клиента в любой момент вновь обратиться к консультанту, перейти к др. методам или к др. специалистам); допустимость совета (как средства установления контакта с клиентом, актуализации в его сознании определенных содержаний, индикации игнорируемых аспектов собственных проблем).

Православная традиция в построении С. т. Бог - источник духовной энергии человека. Образ Божий в человеке - ядро и сущность личности, он принципиально неуничтожим и неисчерпаем, внутреннее приближение к нему делает самого человека все более уникальным. В основе всякого брака, который строится на правильных (духовных) основаниях, лежит встреча (знакомство как откровение и любовь). В семье существуют способы и механизмы постоянного обновления переживания встречи (индивидуальная и общецерковная молитва, участие в литургической жизни Церкви), являющиеся одновременно источником духовной энергийности и обновления межличностных отношений в семье. Эти отношения рассматриваются как архетипические и иерархичные (лишенные полноты откровения, но преисполненные любви). Семья укоренена в роде. Главным материализующим началом семьи является дом как телесно-душевно-духовное пространство. Созидается и держится дом постоянным предстательством хотя бы одного члена семьи перед Богом. Различные атрибуты дома (от крыши до подвала) имеют в православной традиции особые смысловые значения и нагрузки. Дом как материально-духовная совокупность данных атрибутов - есть потребность и цель каждого человека. Путь конкретной семьи определяется ее судьбой (помыслом Божьим) и совокупным и свободным произволением всех ее членов. Основные формы обучения в области Ст.: традиционная (лекции, семинары, изучение литературы); совместная (практическая работа под руководством учителя-супервизора); групповая (различные тренинги). Последняя является наиболее эффективной формой подготовки психологов-практиков. Тренинговая программа обучения решает 4 основные задачи: информирует уч-ся, демонстрирует ситуации и техники, отрабатывает психотерапевтические установки и умения, обеспечивает условия процесса самоисследования и личностного роста уч-ся. Эффективный тренинг предполагает, что ведущий сплачивает группу уч-ся, пополняет их самоценность, является аутентичным и конгруэнтным, активным и эмпатичным, позитивным. Постоянная проработка и осознание собственных проблем терапевтом - необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность таких программ - командная работа ведущих. Основные навыки терапевта: умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом; умение анализировать состояния клиента и его семейной системы; умение оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью. (А. Б. Орлов.)

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...