Современный план урока по истории. План-конспект открытого урока по истории На тему: «Церковный раскол

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Организация оплаты труда предполагает:

  • - определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
  • - разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
  • - разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;
  • - обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости.

Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:

  • - принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;
  • - принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;
  • - принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;
  • - принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

Заработная плата тесно связана с производительностью труда. Производительность труда - важнейший показатель эффективности процесса труда, представляет собой способность конкретного труда воздавать в единицу времени определенное количество продукции. А заработная плата, относящаяся к денежному вознаграждению, выплачиваемому работнику за выполненную работу.

Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того, чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Система вознаграждения за труд должна быть создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативный результатах. Особенно это относится к эшелону управления.

Зарплата может действовать как фактор, де стимулирующий развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой сверхурочных. Отделы, допустившие перерасход своей сметы в этом году могут надеяться на увеличение сметы на будущий год. Сам факт более крупных затрат времени не является автоматическим индикатором выполнения большего объема работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений.

Линия поведения должна заключаться в том, чтобы поощрять то, что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.

Государственное регулирование оплаты труда включает:

  • - законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;
  • - налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц,
  • - установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
  • - установление государственных гарантий по оплате труда.

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы: контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер, регулирование доходов на основе государственных правил и положений, политика трехстороннего сотрудничества. Все эти элементы имеют место в России. Но при чрезмерной дифференциации заработков, наличие денежных доходов централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок. Потому главная надежда, видимо, в политике переговоров, в частности, по поводу утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса потребительских цен и тарифов на услуги.

Заработная плата, как форма цены рабочей силы, занятой в производственной сфере, - это основная часть жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и зависящая от конечных результатов работы предприятия.

Можно выделить четыре основные функции заработной платы: воспроизводственную - обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы; стимулирующую (мотивационную) - повышение заинтересованности в развитии производства; социальную, способствующую реализации принципа социальной справедливости; учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Принципы организации заработной платы - это объективные, научно обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и направленные на более полную реализацию функций заработной платы.

Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх установленных норм труда показателями, гарантирующая получение работниками заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы.

Организация оплаты труда представляет собой одну из самых сложных функций управления экономикой предприятия. Она должна обеспечить сочетание личных интересов каждого работника с интересами предприятия и государства.

Ответственную роль в росте национальной экономики играет правильное определение диапазона дифференциации заработной платы не только в интересах государства, но и с учетом интересов предприятий и работников. Несомненно, следует повысить размер минимальной ставки оплаты рабочего 1-го разряда, решить вопрос о более обоснованных тарифных коэффициентах, предусматривающих разумную дифференциацию малоквалифицированного и высококвалифицированного труда. Должны быть достоянием общественности сведения по регионам страны о размере часовой ставки оплаты труда работников разных специальностей и профессий.

Для эффективной деятельности руководство фирмы должно осуществлять соответствующие действия, побуждающие работников к заинтересованности в своем . Мотивация труда — одна из важнейших функций управления кадрами.

Мотивация труда — совокупность побудительных сил роста производительной силы труда.

К этим побудительным силам относятся не только материальные выгоды, но и моральные, выражающиеся в удовлетворенности трудом, в престижности труда, в выполнении внутренних человеческих установок, моральных потребностей.

Основными формами стимулирования труда работников на предприятии являются:
  • материальные поощрения , в числе которых заработная плата, премии, дополнительная заработная плата, скидки за услуги, предоставление дополнительных прав, льготы и т. п.;
  • материальное наказание снижением, лишением премий, понижением размера заработной платы, штрафами, частичным, полным или повышенным размером возмещения ущерба, нанесенного предприятию, и т. д.;
  • моральное поощрение работников путем выражения благодарности, награждения знаками отличия, выдвижения на новые, престижные должности на работе, в том числе в неформальных группах вне работы (кружках, творческих, общественных объединениях), предоставление дополнительных прав (свободный режим работы), привлечение к управлению предприятием и т. п.;
  • моральное наказание за упущения и недостатки в работе путем вынесения замечания, выговора, лишения льгот и преимуществ, снятие с престижных должностей, лишение почетных званий и крайняя мера — увольнение с работы.

Заработная плата является основным источником стимулирования и дохода работающих на предприятии. Поэтому ее размеры регулируются государством и руководителями предприятий.

Заработная плата — это часть общественного продукта, которая в денежной форме выдается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного .

Основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки).

Дополнительная заработная плата — вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда ( , компенсационные выплаты).

Организация оплаты труда

Под организацией оплаты труда понимается совокупность мероприятий, направленных на вознаграждение за труд в зависимости от его количества и качества. При организации труда следует учитывать следующие мероприятия, связанные с нормированием труда , тарифным нормированием заработной платы разработкой форм и систем оплаты труда премированием работников. Нормирование труда основывается на установлении определенных пропорций в затратах труда, необходимых для изготовления единицы продукции или на выполнение заданного объема работы в определенных организационно-технических условиях. Главная задача нормирования труда — разработка и применение прогрессивных норм и нормативов.

Основные элементы тарифного нормирования заработной платы: тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник.

Тарифная ставка — выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда за единицу рабочего времени (бывают часовые, дневные, месячные).

Тарифная сетка — шкала, состоящая из тарифных разрядов и тарифных коэффициентов, которые позволяют определить заработную плату любому работнику. В разных отраслях промышленности действуют различные шкалы.

Тарифно-квалификационный справочник нормативный документ, в соответствии с которым каждому тарифному разряду предъявляются определенные квалификационные требования, т. е. перечисляются все основные виды работ и профессий и необходимые знания для их выполнения.

Элементы заработной платы

В настоящее время основными элементами оплаты труда являются схемы должностных окладов и виды заработной платы. Минимальный размер оплаты труда (формулировка Министерства труда РФ) является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, в расчете на 1 месяц.

Заработная плата ИТР и служащих определяется по штатному расписанию , т. е. на основе схемы должностных окладов и числа работников каждой группы.

Фонд заработной платы учеников определяется из численности и пособия , которое они получают. Отдельно рассчитывается заработная плата рабочих, сдельщиков и повременщиков. Заработная плата рабочих определяется на основании технического нормирования , т. е. на основании разработки норм затрат рабочего времени на единицу продукции. Нормы затрат труда включают нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания. Норма выработки — задание рабочему-сдельщику в производстве продукции требуемого качества в единицу времени в определенных условиях. Норма времени — отрезок рабочего времени (часы, дни), в течение которого рабочий должен произвести определенное количество продукции. Норма обслуживания определяет количество механизмов, которое должен обслуживать данный рабочий (или несколько) в течение смены.

В современных условиях трудовые отношения на фирмах строятся на основе трудовых договоров.

Трудовые договора бывают в форме:
  • Трудового соглашения — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями; заключается на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли и профессии. Трудовое соглашение устанавливается между исполнителем и заказчиком, работником и работодателем.
  • Коллективного договора — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками организации и работодателем; предусматривает права и обязанности сторон в области социально-трудовых отношений на уровне предприятия.

Реальная заработная плата — кол-во товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.

Реальная заработная плата = (номинальная заработная плата) / ()

Изучение динамики заработной платы проходит с использованием индексов.

Индивидуальный индекс заработной платы можно определить по формуле:

Заработная плата может выплачиваться как за проработанное, так и неотработанное время.

Для определения размера оплаты труда с учетом его сложности и условий труда различных категорий работников большое значение имеет тарифная система.

Тарифная система — это совокупность норм, включающая тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, должностные оклады.

Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя.

Тарифная ставка — это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени.

Различают две основные системы оплаты труда: сдельную и повременную.

Сдельная форма оплаты труда

Сдельная система оплаты труда производится по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (работ, услуг). Она подразделяется на:

1. Прямую сдельную (заработок работнику устанавливается по заранее установленной расценке за каждый вид услуг или произведенной продукции);

Пример: часовая ставка рабочего 30 руб. Норма времени на изготовление единицы продукции 2 часа. Расценка за единицу продукции 60 руб. (30 * 2). Рабочий изготовил 50 деталей.

  • Расчет: 60 руб. * 50 деталей = 3000 руб.;

2. Сдельно-прогрессивную (выработка работника в пределах нормы оплачивается по установленным расценкам, сверх нормы оплата производится по повышенным сдельным расценкам).

Пример: расценка за единицу продукции при норме 100 единиц 40 руб. Свыше 100 единиц расценка увеличивается на 10%. Фактически рабочий изготовил 120 единиц.

  • Расчет: 40 * 100 + (40 * 110% * 20) = 4880 руб.;

3. Сдельно-премиальную (заработная плата складывается из заработка по основным расценкам и премии за выполнение условий и установленных показателей премирования).

Пример: расценка за единицу продукции 50 руб. По положению о премировании предприятия, в случае отсутствия брака выплачивается премия в размере 10% заработка. Фактически рабочий изготовил 80 единиц.

  • Расчет: 50 * 80 + (4000 * 10%) = 4400 руб.;

4. Косвенно-сдельную (заработок зависит от результатов труда работников).

Пример: оплата труда работнику установлена 15% от заработной платы, начисленной бригаде. Заработок бригады составил
15000 руб.

  • Расчет: 15000 * 15% = 2250 руб.;

5. Аккордную (размер оплаты устанавливается за весь комплекс работ).

Повременная форма оплаты труда

Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной сетке или окладу за фактически отработанное время .

При повременной оплате труда заработок рабочего времени определяется умножением часовой или дневной тарифной ставки на количество отработанных часов или дней.

Повременно-премиальная система оплаты труда имеет две формы:

1. Простую повременную (часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов).

Пример: оклад работника 2000 руб. В декабре из 22 рабочих дней он отработал 20 дней.

  • Расчет: 2000: 22 * 20 = 1818,18 руб.;

2. Повременно-премиальную (устанавливается процентная надбавка к месячной или квартальной заработной плате).

Пример: оклад работника 2000 руб. Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25% от заработной платы.

  • Расчет: 2000 + (2000 * 25%) = 2500 руб.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных администрацией организации в соответствии с должностью и квалификацией работника.

В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам организаций по итогам готовой работы. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы в организации.

Администрация предприятия может осуществлять доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы в соответствии с действующим законодательством.

Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра. Оно фиксируется в табеле каждый час ночной работы, оплачивается в повышенном размере.

К работе в ночное время не допускаются: подростки до 18 лет, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды.

Оплата за работу в ночное время производится в размере 20% тарифной ставки рабочего повременщика и сдельщика, а при многосменном режиме работы — в размере 40%.

Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. Работа в сверхурочное время оформляется нарядами или таблицами. Сверхурочные работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд или 120 часов в год.

Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не разрешается.

В праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям.

При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. По желанию работника, работающего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Работа в праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам — не менее двойной часовой или дневной ставки;
  • работникам, получающим месячный оклад, — не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада.

Размер доплат за совмещение профессий в одной и той же организации или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается администрацией организации.

При выполнении работ различной квалификации труд рабочих-повременщиков, а также служащих оплачивается по работе более высокой квалификации. Труд рабочих-сдельщиков — по расценкам выполняемой работы.

При переводе работника на нижеоплачиваемую работу за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.

В тех случаях, когда в результате перевода работника уменьшается заработок по независящим от него причинам, производится доплата до прежнего среднего размера зарплаты в течение двух месяцев со дня перемещения.

Время простоя оформляется листком о простое, где указывается: время простоя, причины и виновники.

Простой по вине работника не оплачивается, а не по вине работника — в размере 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда.

Простои могут быть использованными, т. е. рабочие на это время получают новое задание или назначаются на другую работу. Оформляется работа выпиской нарядов и в листке о простое указывается номер наряда и отработанное время.

Различают брак: исправимый и неисправимый, а также брак по вине работника и по вине организации.

Брак не по вине работника оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки повременщика соответствующего разряда за время, которое должно быть затрачено на эту работу по норме.

Брак оформляется актом. Если рабочий допустил брак и сам его исправил, то акт не составляется. При исправлении брака другим рабочим выписывается наряд на сдельную работу с пометкой об исправлении брака.

Заработная плата за неотработанное время

К оплате за неотработанное время относятся: оплата ежегодных отпусков, основного и дополнительных, оплата учебных отпусков, выплата компенсации за отпуск при увольнении, выплата выходного пособия при увольнении, оплата простоев не по вине работника, оплата за время вынужденного прогула, оплата льготных часов кормящих матерей.

Порядок предоставления и оплаты ежегодных и дополнительных отпусков

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю или не менее 28 календарных дней. В первый год работы сотрудника на предприятии ему могут предоставить отпуск не ранее, чем через 6 месяцев после начала работы.

Временные и сезонные работники имеют право на оплачиваемый отпуск на общих основаниях. Но если временные работники по трудовому договору отработали до 4 месяцев, а сезонные работники — до 6 месяцев, то они не имеют право на отпуск. Надомным работникам отпуск предоставляется на общих основаниях.

Работникам, совершившим прогул без уважительной причины, оплачиваемый отпуск уменьшается на число дней прогула.

Некоторые категории работников пользуются правом на удлиненный отпуск. К таким категориям относятся: работники моложе
18 лет, работники учебных заведений, детских учреждений, научно-исследовательских учреждений, другие категории работников, продолжительность отпуска которых устанавливается в соответствии с законодательными актами.

Дополнительный ежегодный отпуск предоставляется: работникам с ненормированным рабочим днем, работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

Если работник заболел в период нахождения в очередном отпуске, то на дни болезни отпуск продлевается.

Если работник заболел в период нахождения в дополнительном отпуске, то отпуск не продлевается и на другой срок не переносится.

При наступлении срока отпуска по беременности и родам в период очередного отпуска последний прерывается и предоставляется в любое другое время по желанию работницы.

Если работник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск, то с него удерживается сумма за неотработанные дни отпуска.

Удержания за нетрудоспособные дни отпуска не производятся в случаях: если при увольнении работнику не причитается выплат, призыва работника на военную службу, сокращения штата организации, а также в случае ликвидации, ухода на пенсию, направления на учебу, неявки на работу более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, несоответствия работника занимаемой должности.

Пример : расчет за время очередного отпуска, когда все месяцы расчетного периода отработаны полностью.

Работник уходит в отпуск в мае месяце. Расчет за отпуск производится из расчета трех предшествующих месяцев: февраль, март, апрель.

  • Заработная плата за месяц — 1800 руб.
  • Среднее количество дней в месяце — 29,6.
  • Среднедневной заработок равен:
  • (1800 + 1800 + 1800) : 3: 29,6 = 60,8 руб.
  • Сумма отпускных составит:
  • 60,8 * 28 = 1702,4 руб.

Фактически начисленные суммы очередных и дополнительных отпусков, компенсаций за использованные отпуска включаются в издержки производства и обращения.

Организации для начисления отпусков могут создавать резерв, который учитывается на счете 96 "Резерв предстоящих расходов". При формировании резерва делается проводка: дебет счета 20 "Основное производство" и кредит счета 96 "Резерв предстоящих расходов". При фактическом уходе работников в отпуск: дебет счета 96 и кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда". Процент отчислений в резерв определяется как отношение суммы, необходимой на оплату отпусков в предстоящем году, к общему фонду заработной платы на предстоящий год.

Пример : годовой фонд заработной платы организации — 90000000 руб., сумма на оплату отпускных — 6300000 руб., процент ежемесячных отчислений в резерв на отпуска — 6300000: 90000000 * 100% = 7%.

Ежемесячные отчисления в резерв на оплату труда рассчитываются по формуле: 3П + ФСС + ПФ + ФОМС: 100% * Пр,

  • где ЗП — фактическая заработная плата, начисленная за отчетный период;
  • ФСС — отчисления в Фонд социального страхования РФ;
  • ПФ — отчисления в Пенсионный фонд РФ;
  • ФОМС — отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования РФ;
  • Пр — процент ежемесячных отчислений.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности

Основанием для выплаты пособия служит листок нетрудоспособности, выданный лечебным учреждением. Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня уплаты трудоспособности. При бытовой травме пособие выдается с шестого дня нетрудоспособности. Если травмы стали результатом стихийного бедствия, пособие выдается за весь период нетрудоспособности.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выплачивается в размере полного заработка, а в остальных случаях — в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, считая несовершеннолетних детей-иждивенцев. Так, при стаже менее 5 лет — 45% от фактической зарплаты, от 5 до 8 лет — 65% и свыше 8 лет — 85%.

Расчет размера выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности производится на основе среднего заработка. Для расчета среднего заработка нужно сложить суммы, которые были начислены сотруднику за предыдущие 12 месяцев, и разделить результат на число дней, отработанных за этот период. Этот порядок установлен статьей 139 Трудового кодекса РФ.

Если в расчетном периоде сотрудник не получал зарплату или вообще на работал, тогда средний заработок рассчитывают исходя из выплат за предыдущий период, равный расчетному. Если сотрудник еще не отработал на предприятии 12 месяцев, в расчет нужно брать лишь те месяцы, когда он уже трудился.

Пособие женщинам , вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Для выплаты пособия женщинам выдается справка из женской консультации о постановке на учет. Выплачивается пособие одновременно с пособием по беременности и родам. При ликвидации организации единовременное пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ в размере месячной минимальной заработной платы. Выплата пособия производится за счет средств социального страхования.

Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

Необходимо помнить, что ход урока - основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

Организация класса.

Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"

Письменно:

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

д) Святослав

е) Владимир

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

Устная работа.

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"

4. Обобщение:

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей - Борису(второй - Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям - Святополку и Ярославу.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

Основные даты:

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: "Цели внешней политики Руси"

9. Итог урока.

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

10. Записать домашнее задание на доску.

Тарасова Е.А.

Учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1

с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района РТ

Методическая разработка урока истории в 11 классе

Советская страна в годы НЭПа.

Цели урока:

    выявить причины смены экономической политики «военного коммунизма» на новую экономическую политику на завершающей фазе гражданской войны;

    охарактеризовать сущность и основные мероприятия НЭПа на основе сравнительной характеристики с мероприятиями политики «военного коммунизма», отметив общие и отличительные черты;

    подчеркнуть в результате анализа, что главным противоречием Новой экономической политики являлось невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества;

    проанализировать результаты и противоречия социально-экономического развития СССР в период Новой экономической политики;

    раскрыть борьбу за власть между политическими наследниками Ленина, развернувшейся в партии после его болезни и кончины и причины победы в этой борьбе И.В. Сталина (Джугашвили);

    уделить основное внимание основным вопросам дискуссии среди лидеров партии о дальнейших путях развития СССР;

    дать оценку развития советского государства и общества в период Новой экономической политики. 2, с.70

Основные понятия : Новая экономическая политика, продналог, хозрасчет, «нэповские метаморфозы», «ножницы цен», кооперация, «культурная революция», советская интеллигенция.

Основная дата : 1921 г. – введение НЭПа на X съезде РКП(б).

Персоналии: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов.

Эпиграф : Нэп «вводится всерьез и надолго, но… не навсегда» (Ленин В.И.).

Оборудование и ресурсы : видеофрагмент «НЭП: уроки истории»,чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры; табличка в форме квадрата с номерами 1,2,3,4 (номера расположены по углам квадрата) – мэнэдж мэт, нумерация столов, за которыми сидят учащиеся, составляющие группу.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    Сегодня вам предстоит работать в группах по 4 человека. Сидящие за номерами 1 и 2, 3 и 4 являются партнерами по плечу (приветствие кулачками), сидящие за номерами 1 и 3, 2 и 4 – партнеры по лицу (приветствие ладошками).

II . Актуализация знаний : Работа с текстом учебника с элементами повторения и обобщения. Выявление причин политического характера, которые привели к осознанию необходимости изменения экономической политики большевиков на заключительном этапе гражданской войны.

Дата: Х съезд партии – 1921 год – введение политики НЭПа.

Цели НЭПа:

1. Экономическая: восстановление и развитие экономики;

2. Социальная: создание условий для роста пролетариата, привлечение на сторону большинства населения;

3. Укрепление власти РКПб – «диктатура пролетариата».

III . Изучение нового материала. 1. Сущность, мероприятия, особенности НЭПа . Использование модели ФРЕЙЕР : Чтобы добиться более глубокого освоения и осознания изучаемого материала, учащиеся рассматривают политику НЭП, записывая его обязательные характеристики, примеры и антипримеры - то, что не характерно НЭПу (в сравнении с политикой «военного коммунизма»). После выполнения работы в течение определенного времени, проводится совместная проверка под руководством учителя.

Обязательные характеристики

Продналог

Допущение свободы торговли

Денационализация мелкой и средней промышленности

Частичная децентрализация управления

Рынок рабочей силы

Внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции

Необязательные характеристики

Новая экономическая

политика

НЭП

Примеры

Размер продналога был вдвое ниже размера продразверстки, объявлялся заранее и не мог увеличиваться в течение года

Возможность свободно реализовать излишки хлеба на рынке

Многие ранее национализированные предприятия передавались в частные руки

Объединение предприятий в тресты на основе хозрасчета

Биржи труда

Противоположные примеры

(на примере политики «военного коммунизма»)

Продразверстка

Запрещение свободы торговли

Национализация всей промышленности

Полная централизация управления экономикой

Трудовая повинность, трудовая мобилизация

Уравнительная оплата труда, натуральными продуктами

2. Работа над понятиями новая экономическая политика, хозрасчет, концессия:

Модель ТАЙМД ПЭА ШЭА : Два ученика в группе (либо товарищи по «плечу», либо товарищи по «лицу» рассказывают друг другу определения понятий новая экономическая политика, хозрасчет, концессия). По окончанию работы внутри группы партнеры по «лицу» и партнеры по «плечу» благодарят друг друга за работу, учитель проводит опрос: стол № … ученик № … - Что такое новая экономическая политика? Стол № … ученик № … - Что такое хозрасчет? Стол № … ученик № … Что такое концессия?

3 . Результаты и противоречия НЭПа . В целях организации познавательной деятельности старшеклассников по изучению темы организуется чтение текста учебника (п.4,5), просмотр фрагмента учебного видеофильма «НЭП: уроки истории», который поможет дополнить и систематизировать учебный материал параграфа учебника. 1, с.185 - 189

Работа в группах: 1 группа выявляет политические противоречия, 2 группа – экономические, 3 группа – социальные противоречия. В ходе проверки результатов работы групп выявляются политические, социальные и экономические противоречия НЭПа.

Противоречия:

1. Экономические: возникают противоречия между общественной и элементами частной собственности, идеалами коллективного общественного труда и существованием индивидуального крестьянского хозяйства, плавным началом в экономике и невозможностью регулировать «сверху» рыночное хозяйство».

2. Социальные: проблема инвестиций решается в первую очередь за счет крестьянского хозяйства со всеми вытекающими из этого социальными последствиями. Появление экономического неравенства вызывает недовольство, вступает в противоречие с коммунистической идеологией. Люди, вкладывающие средства в экономику, воспринимаются в массовом сознании как «классово чуждый элемент», как спекулянты и эксплуататоры.

3. Политические: Элементы экономического плюрализма (многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы. 3, с.52-53

4. Внутрипартийная борьба за власть. Причины сворачивания НЭПа.

- после прочтения п.6,7 учебника, учащиеся формулируют в тетрадях основные тезисы – причины свертывания НЭПа.

Организуется обсуждение ответов учащихся в группе по очереди более одного круга (до тех пор, пока не закончатся аргументы каждого).

Проверка выполнения задания: стол № … ученик №… и т.д.

Причины свертывания НЭПа:

1. Диспропорция структурной и ценовой политике по отношению к городу вызвали кризисы (1925 г, 1927 – 1928 гг.), выход из которых большевики видели через призму административных методов.

2. Государству понадобились средства для модернизации промышленности. «Нэп – это медленно» Сталин.

3. НЭП не соответствовал идее создания тоталитарного государства.

4. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма».

5. НЭП рассматривается как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми. 3, с.53-54

IV . Закрепление. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие». (самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой – ключи на доске).

1. Отсутствие средств в государственном бюджете.

2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.

3. Недостаток крупных иностранных инвестиций.

4. Повышение цен на промышленные товары.

5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.

6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.

7. Сокрытие доходов нэпманами.

8. Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.

9. Осереднячивание деревни.

10. Нехватка промышленных товаров

11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.

V . Итоги урока . Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

На IX съезде советов в декабре 1921 г. Ле­нин заявил о введении нэпа «всерьез и надол­го, но... не навсегда». Почему всерьез и надол­го? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надол­го - потому что быстро избавить страну от го­лода и нищеты было невозможно.

А что означает не навсегда ? Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчи­танным на восстановление разрушенного хо­зяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления по­сле неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.

Уже на XI съезде партии Ленин заявил, что через не­сколько лет «из России нэповской будет Рос­сия социалистическая».

VI . Рефлексия.

Попробуйте оценить свою роботу на уроке по 10 балльной шкале.

Получил прочные знания, усвоил весь материал- 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично- 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать -4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов

Допустил ошибки -7-8 баллов.

Не справился -4-6 балов.

Как работала учебная группа?

Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания- 9 - 10 баллов.

Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4 - 6 баллов.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

VII . Домашнее задание . § 28, термины, даты, отв.на вопр. Подготовить сообщение «НЭП в произведениях русских писателей» (М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова и т.д.)

Список литературы

    Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ – начале XXI века. 11 класс. – М.: Просвещение. 2010. – 185 – 189 с.

    Корнева Т.А. История России ХХ – XXI века. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова. – Волгоград: Учитель. 204. – 52-54 с.

План-конспект урока по истории. Тема «Движение декабристов ».

Роль и место урока : Данный урок занимает важное место в ряду уроков истории по началу XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды декабристов и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I. Предпринятая декабристами попытка переустройства России во многом объясняет реакционную политику Николая I.

Цель: рассказать о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов .

Задачи:

1. Образовательные :

  1. сформировать представления о идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов;
  2. познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;
  3. проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;
  1. проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов .

2. Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  2. Формировать любовь к предмету.

3 . Развивающие:

  1. Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
  2. Формировать умение работать с историческими документами;
  3. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, документы (раздаточный материал)

Основные понятия: крепостное право, самодержавие, декабристы, республика, конституция, междуцарствие, переприсяга, Манифест к русскому народу, каре, Сенатская площадь, диктатор восстания, революционеры.

Этапы урока:

1.Организационный момент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания (15 мин)

3.Изучение нового материала по плану :

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года. (6 мин)

2.Организация военных поселений(3 мин)

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия»(8 мин)

4.Северное и Южное общества (5 мин)

5.Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда» (12мин)

6..Восстание на Сенатской площади (20 мин)

7.Итоги восстания (7 мин)

4.Первичное закрепление полученных знаний (5 мин)

5. Рефлексия (3 мин)

6.Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин)

Ход урока :

Добрый день!

Учитель: сегодняшний урок я хочу начать с отрывка из стихотворения Н.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

В стихотворении Некрасов отвечает на вопрос. Попробуем ответить и мы.

Вопрос: Что такое гражданин? (Ответ: ребята обмениваются своими версиями о содержании этого понятия).

Учитель: Впервые понятие гражданин ввел А.С. Радищев. В своей работе “Беседы о том, что есть сын Отечества” он писал: “ Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества - патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны”.

Вопрос : Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова? (Отве т: Это человек, который руководствуется благом людей, а не корыстными целями).

Гражданин - это человек, который не только любит свое Отечество, но и готов всем жертвовать народу.

Учитель открывает последнюю строку эпиграфа “Отечества достойный сын

Так же думали и руководствовались этим многие молодые люди того времени, о которых мы будем говорить. Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения”.

Речь идет о восстании декабристов. Именно об этом событии мы будем более подробно говорить сегодня на уроке.

Тема урока: «Движение декабристов»

Что вы знаете о декабристах?

Примерный ответ уч-ся: - Это участники восстания против власти царя.

Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций.

Учитель: - Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тайными обществами времен Александра I и восстанием декабристов , но сначала давайте вспомним ситуацию, которая складывалась в стране после Отечественной войны 1812 года. Как встретила страна своих солдат победителей?

Примерный ответ уч-ся:

На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян.

Через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И, прежде всего - в создании военных поселений.

Аракчеев

Их устройством занимался Аракчеев. В селении вводились воинские части и все жители переводились на военное положение. Всех взрослых крестьян до 45 лет одели в военную форму и побрили. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Главным занятием стали военные учения. Зачастую из-за учений хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее из них произошло в 1831 году в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений просуществовала до 1857 года.

Александр I

«Они будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами от Петербурга до Чудова», - так отвечал Александр I на критику Барклая де Толли, который выступал с решительной критикой военных поселений и предоставил царю особый доклад.

Учитель: -Могло общество смириться с таким положением? Нет, и что же происходило в стране?

Примерный ответ уч-ся: - В деревнях нередко вспыхивали восстания, в армии стали появляться офицерские тайные общества.

Учитель: - Давайте определим, какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества? (Показ слайдов «Предпосылки…»)

Итак, каковы же предпосылки возникновения движения декабристов?

Примерный ответ уч-ся:- Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.

Отсталость страны, крепостное право, палочная дисциплина в армии, отсутствие политических прав и свобод звали народ к борьбе.

Учитель: - Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков:

Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Матвей Муравьев Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением».

Усилились вольнолюбивые настроения после заграничного похода русской армии. Декабрист Александр Бестужев в связи с этим писал «Войска Наполеона как саранча, оставили за собой надолго семена разрушения. Многие губернии обнищали. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам потому, что они стали понимать права людей. Те самые крестьяне, что объединившись в народное ополчение спасли свое Отечество, снова оказались в ярме. Те самые люди что гордо шли по европейским городам, воины-победители, слава России, снова становились «имуществом».

Будущие декабристы искали и находили ответы на свои вопросы в политических и философских сочинениях русских и западных мыслителей. Декабрист Н. И. Тургенев писал - «Знаменитые французские мыслители Руссо, Вольтер, Монтескье так же знамениты в России, как и у себя на Родине. У П. И. Пестеля, руководителя одного из тайных обществ, вдоль всей комнаты тянулись полки с книгами политического, экономического и ученого содержания».

Декабристы были современниками крупных революционных событий в Европе, а также патриотами своей Родины, передовыми и образованными людьми своего времени. Все это повлияло на формирование общественного мнения.

Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.

В результате в Петербурге стали возникать первые организации: в 1815 году несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: вскладчину готовили обеды, а после играли в шахматы, читали вслух иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр I дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

С 1816 году стали возникать тайные организации.

Задание : на основании текста учебника заполнить таблицу:

Для учителя: - «Союз спасения» (в него вошли: А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, позже в «Союз» вошли гвардейский офицер Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин).

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось: «если царствующий император не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Союз строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За 2 года в общество вступило около 30 человек.

В 1818 году был основан «Союз благоденствия». Создан вместо «Союза спасения». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Новый «Союз благоденствия», ставивший перед собой развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов, знаний просуществовал всего три года. После солдатских волнений 1820 большинство офицеров были высланы из столицы, на юг, среди них были Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол и Павел Пестель

Учитель: - В чем сходство и отличие «Союзов спасения и благоденствия»?

Примерный ответ уч-ся:

Сходство этих организаций в том, что они были тайными офицерскими организациями участников Отечественной войны 1812 года, имели тот же состав руководителей . Обе организации имели свои цели и задачи, сформулированные в уставах обществ. Целью обеих организаций было стремление к реформированию России, превращению ее в могущественную державу. Также целью этих обществ была забота об улучшении жизни и быта своего народа. Союзы были самораспущены.

Примерный ответ : Различие между этими организациями в том, что «Союз спасения»- заговорщическая организация, четкой программы и форм деятельности у нее не было . Главной целью «Союза спасения» было наделение русского народа Конституцией и гражданскими правами .

«Союз благоденствия » носил более открытый характер, он имел сеть местных организаций во многих крупных городах. «Союз благоденствия» пошел дальше по пути пропаганды и просветительской деятельности, благотворительности , смягчения и гуманизации нравов - все это являлось ближней целью деятельности общества. Его члены должны были добиваться устранения жестокости, рукоприкладства и произвола в армии. Предполагалось также открывать школы для крестьян, внедрять передовые формы земледелия. Дальней целью являлось введение Конституции , равенства всех перед законом , гласности в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений . Методом прихода к свободному правлению в стране они считали бескровный политический переворот .

Учитель :- А теперь ответьте, почему эти организации были самораспущены?-

Примерный ответ уч-ся : - Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.

Учитель :- Первые общества не достигли своих целей. Но движение передовых дворян не угасло.

В 1821-22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «Южным обществом».

Задание:

Вопросы

сравнения

«Русская правда» П.И.Пестеля

«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления

Республика

Конституционная монархия

Избирательное право

Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза

Имущественный ценз

Государственное устройство

Унитарное государство

Федерация

Демократические преобразования

Политические свободы

(свобода слова, печати)

Политические свободы

(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений

Уничтожение

Уничтожение

Судьба крепостного права

Отмена немедленно и без выкупа

Отмена

Вопрос о земле

½ у крестьян, ½ у помещиков.

Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины

Для учителя:

Никита Муравьев разработал проект «Конституции», но он был очень умеренным деятелем декабристского движения, и в своем проекте пытался свести воедино неосуществленные проекты Александра I. Но положительная сторона проекта Муравьева - это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать преобразования, к которым она не готова.

Программа преобразований, написанная Пестелем и названная им «Русской правдой», была более смелой, но при этом куда менее реалистичной.

Представляя свой проект «северянам», он не смог убедить их его принять. Договорились лишь о том, что выступать нужно совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 года.

Объяснение нового материала учителем:

Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота - летом 1826 года, но события развернулись иначе.

Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организационно, с другой стороны, были уверены, что второй такой случай может не представиться.

Дело в том, что по российскому закону и обычаю армия должна была присягать старшему из оставшихся братьев - Константину. Но когда слова этой присяги были уже произнесены, стало известно, что Константин отказался от престола. Нужно было срочно произвести «переприсягу» другому брату-Николаю.

-« С сей минуты - пишет Николай Бестужев,- дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он- душой их…Мы работали усерднее, приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами. Рылеев не переставал быть источником и главною пружиной всех действий общества…Мы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».

Декабристы решили Николаю не присягать, а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом».

Работа с документом. Задание

  1. Уничтожение бывшего правления .
  2. Учреждение временного правительства , до установления постоянного
  3. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей .
  4. Равенство всех сословий перед законом , и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
  5. Сложение подушных податей и недоимок по оным.
  6. Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с количества добывания соли и водки.
  7. Уничтожение рекрутства и военных поселений .
  8. Гласность судов.
  9. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.
  10. Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.— Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.

Проверка задания.

Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Работа по схеме восстания: каре, Сенатская площадь, строительные работы, народ, памятник Петру.

Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк - всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Соотношение сил декабристов и царских войск.

Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.

Это внесло смятение в ряды восставших.

Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената.

Для защиты царя было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. Генерал Милорадович (губернатор Санк-Петербурга) не дождавшись верных правительству войск потребовал коня и со словами: - Я сам все кончу, поскакал к каре восставших..

Он произнес: «Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы- пятно России, вы преступники перед царем, Отечеством и богом!» Это был момент, когда казалось, один человек может переломить ход истории.

Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал им дорогу.

В следующий момент Ев. Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно смертельно ранил его из пистолета Каховский. Такова была судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге отставным русским офицером. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен. Убийство Милорадовича сторонники Каховского использовали как повод к решительным действиям. Николай приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть.

Учитель: В середине дня состоялась также попытка захватить Зимний дворец, ее осуществил молодой поручик Никита Панов. Ему удалось сагитировать и увлечь за собой на помощь восставшим 900 лейб - гренадеров. Они прорвались во внутренний двор Зимнего, где в это время находилась царская семья и наследник престола. Но там их встретили верные Николаю I гвардейцы - саперы, охранявшие дворец. Поэтому Панов повернул из Зимнего, с помощью штыков вместе с гвардией прорвался сквозь правительственное оцепление и присоединился к восставшим на Сенатской площади. Декабристы были окружены правительственными восками.

Восстание декабристов потерпело поражение. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, там узнали о неудавшемся восстании в Петербурге, арестах, но эти офицеры решили также выступить и поддержать северян.

29 декабря 1825 года руководители «Южного общества» С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли к восстанию Черниговский полк, но и оно закончилось трагически.

Вопросы для индивидуального сообщения:

  1. Суд над декабристами (3 мин)
  2. Жены декабристов (3 мин)

Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289, из которых 121 предали суду:61-из Северного общества, 60—из Южного. Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно- строго.

Декабристов судили как уголовных преступников. Николай1 сам давал распоряжения: «Присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, без всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно.

Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные железа и посадить под строжайший арест.

Якушкина заковать в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея.»

Через полгода участь декабристов была решена. Объявление приговоров Верховного уголовного суда происходило с 12 до 3 часов дня 12 июля в комендантском доме Петропавловской крепости.

Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина,

П.Г. Каховского поставленных вне разрядов приговорили к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение.

Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. У каждого на груди висела доска с надписью «Цареубийца».

Осужденные по первому разряду (Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Иван Пущин, Евгений Оболенский, и др.) были приговорены к каторжным работам. На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

Тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 человек прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ.

В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них- таков был умысел царя. Но большой отклик людей вызвала печальная судьба декабристов, о которых мы помним до сих пор..

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, близ Иркутска и Читы и за ними поехали их жены Е. Трубецкая, М.Волконская, А.Муравьева.

Так было подавлено первое революционное выступление в России.

Почему декабристы потерпели поражение? - проверка задания по рассказу учителя.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, имело ли шанс восстание декабристов на победу?

Учащиеся: Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания - С. П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.

Вывод уч-ся :- Восстание было обречено, потому что не было опоры на народные массы.

Учитель : - Блестящие офицеры говорили о Конституции, о западных правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших.

В результате, еще многие десятилетия в России сохранялись дикие средневековые нравы. К примеру, одно из самых бесчеловечных из них - крепостное право было отменено лишь в 1861 году- спустя почти 36 лет после вооруженного восстания на Сенатской площади.

Так закончилось восстание декабристов, но оно вдохновило на борьбу следующие поколения борцов за свободу - дворян-разночинцев и народников.

Учитель: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:

Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни.

Но во всех отзывах есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений.

Закрепление:

  1. Кто такие декабристы? (дворяне-офицеры, которые в декабре 1825 г. организовали восстание с целью уничтожения самодержавия, крепостного права, демократические преобразования)
  2. С чьими именами связано это понятие? (Николай 1, Каховский, Якубович, Пестель и др.)
  3. Заполним кроссворд.

Рефлексия: Студентам к уроку «Движение декабристов»

План изучения нового материала

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года.

2. Организация военных поселений.

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия».

4.Северное и Южное общества.

5. Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда».

6. Восстание на Сенатской площади.

7. Итоги восстания.

  1. Задание : на основании текста учебника заполнить таблицу

Задание: на основе материалов учебника составить сравнительную таблицу: «Программные документы «Северного» и «Южного» обществ

Судьба крепостного права

Вопрос о земле

Работа с документом. Задание : каковы были основные положения Манифеста?

Из Манифеста к русскому народу.

  1. Уничтожение бывшего правления.
  2. Учреждение временного правительства, до установления постоянного
  3. Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.
  4. Свободное отправление богослужения всем верам.
  5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
  6. Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
  7. Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.
  8. Уничтожение рекрутства и военных поселений.
  9. Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.
  10. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
  11. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.
  12. Гласность судов.
  13. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...