Школьный стресс: как его преодолеть? Распространённые причины стресса у подростков. Описание экспериментальных методов

Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу. Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.

Школа — новый ответственный рубеж в жизни ребенка и, к сожалению, начало этого пути не всегда проходит гладко.У большинства первоклашек в течение разного времени наблюдается т.н. школьный стресс. И удивляться этому не стоит. Ведь период, когда дети идут в первый класс, выпадает на 6-7 лет, а это время очередного возрастного кризиса. Сейчас происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. Меняется и характер: в начале кризиса малыш «регрессирует», а затем делает резкий «рывок» в развитии вперед. Теперь понятно, что если такую «ломку» наложить на важную миссию первоклассника, детям и их родителям становится не сладко. О том, какие сюрпризы может преподнести «школьный стресс» и как пережить этот новый, сложный период в жизни ребенка, мы говорили с детским психотерапевтом центра ALTERA Людмилой Баталиной.1. Страх. Если ребенок начинает бояться спать самостоятельно, мочить кровать или у него появляются тики, заикания, значит, дело не обошлось без сильного страха. И чаще всего причиной становится крик или наказания учительницы. Обязательно узнайте у ребенка, как она разговаривает, и поговорите с мамами одноклассников, чтобы подтвердить информацию. Если учительница действительно повышает голос, для начала попробуйте объяснить ребенку, что так она выражает эмоции и зла им не желает. Педагога попросите хотя бы объяснять детям, почему она на них кричит. Если это не поможет, надо менять учительницу или школу, а ребенка необходимо показать неврологу и психотерапевту.2. Бойкот. Начнем с хорошей новости: в первом классе изгои меняются как перчатки, и ребенок, которого категорически не воспринимал коллектив вчера, может стать любимчиком завтра. Все в руках родителей. Во-первых, уговорите ребенка не унывать и начинайте действовать. Поговорите с учительницей, объясните ситуацию и попросите ее чаще хвалить ребенка, давать ему ответственные задания, назначить, например, старостой класса. Это улучшит его имидж в глазах одноклассников. Во-вторых, поговорив с ребенком, выясните, чем интересуются его одноклассники. Возможно, все играют с какой-то игрушкой, которой у вас нет. В таком случае лучше ее купить. Также можно предложить ребенку пригласить несколько одноклассников домой и устроить чаепитие или сводить всю компанию, например, в зоопарк. Если все эти ухищрения не изменят ситуацию, значит причина в самом ребенке (в его поведении), и проблему нужно решать совместно с психологом.3. Устаолсть. Для некоторых детей школьная нагрузка оказывается просто непосильной (из-за возраста или особенностей нервной системы). Такие ребята уже через 15 минут теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Вы можете заметить, что ребенок быстро устает и рано ложится спать. Помочь первоклашке можно, изменив его режим дня. Отмените все кружки и секции в течение первого года обучения. Следите, чтобы в 21.00 ваш ребенок уже отдыхал, и обязательно старайтесь забрать его со школы до дневного сна (не оставляйте на продленку). Помогайте ему с уроками, и, конечно, обязательно ежедневно гуляйте на свежем воздухе. Если это не помогает, поговорите с учительницей об одном «выходном» в неделю, когда вы будете просто заниматься дома. А у вашего педиатра спросите о дополнительном приеме витаминов и микроэлементов.4. Протест. Как правило, протестующие против чего-то малыши становятся агрессивными: они непослушны, нарушают дисциплину на уроке, на перемене, ссорятся с одноклассниками, мешают им играть, отказываются идти в школу, ломают игрушки или школьную канцелярию и т. д. Так первоклашка выражает протест новой системе и родителям. Важно выяснить, с чем это связано. Во-первых, сами поинтересуйтесь у учительницы об отношениях ребенка с одноклассниками, о том, как он ведет себя на переменах и на улице. И помните, что ребенка нужно поддерживать в любой ситуации и напоминать, что вы хотите ему помочь. Даже если учительница отчитывает перед вами чадо, не спешите тягать его за ухо перед всем классом и становиться на сторону педагога. Молча выслушайте ее точку зрения, поблагодарите и скажите, что обязательно выясните все дома. Чтобы разобраться в ситуации, вы должны выслушать и мнение ребенка, а если вы унизите его прилюдно, он может перестать вам доверять. А учительницу попросите в следующий раз ругать вашего ребенка наедине. Дома спокойно объясните ребенку, что он — часть коллектива, в котором есть свои законы. Например: «Понимаешь, в школе не принято вскакивать, если ты знаешь ответ. Нужно просто поднять руку. Пойми, это такие правила, и их нужно соблюдать всем».5. Замкнутость. Некоторые первоклашки начинают замыкаться, часто плакать, краснеть, теряться даже при малейшем замечании учителя. Главная задача родителей — ежедневно расспрашивать ребенка о том, что происходит в школе, как изменилась его жизнь, комфортно ли ему сейчас. Спросите о его соседе по парте, об их отношениях, о «хороших» и «плохих» по его мнению, ребятах в классе, о обеде в столовой. Даже в таких, казалось бы, мелочах, может раскрыться причина проблемы. Узнав ее, попытайтесь совместно с ребенком найти выход (например, попросив учительницу пересадить). Если малыш категорически не хочет рассказывать, попробуйте выведать информацию с помощью историй из своей жизни. Скажите: «А знаешь, когда я пошла в школу, у меня были проблемы...». И наведите парочку разных примеров. Возможно, это позволит малышу разговориться.Специалисты говорят, главное войти в контакт с ребенком, помочь ему расслабиться и привыкнуть к незнакомой среде. Тогда Вы сможете спокойно заниматься своими делами, пока Ваше чадо вместе с другими школьниками познают окружающий мир через призму школы.По материалам segodnya.ua

Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.

Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.

Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.

Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.

Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.

Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.

Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.

Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать , и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.

От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.

Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки . Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.

Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.

Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.

Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками . Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.

В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.

Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.

Период школьного обучения – первый серьезный шаг юной личности во взрослую жизнь. Именно в школе ребенок впервые начинает нести ответственность за свои поступки и вплотную сталкивается с различными видами социальных отношений.

Не всем первый опыт самостоятельной жизни дается легко, а его неудачи накладывают отпечаток на успеваемость. Если в определенный момент вы заметили, что список ваших долгов заметно вырос, а общая успеваемость оставляет желать лучшего, следует немедленно брать ситуацию в свои руки.

Стресс от учителей и одноклассников

Стресс – это вид эмоционального состояния, с сопутствующим физическим напряжением. Он возникает в обстановке, заставляющей вас чувствовать себя неуютно, боятся чего-либо или нервничать. Психологи часто описывают стресс как сжатие, давление извне и общую подавленность.

Возможные причины для стресса в школе:

  • давление со стороны учителей;
  • отношения со сверстниками;
  • важные экзамены;
  • строгие требования;
  • обязательства перед родителями.

Стресс от учителя. Такой стресс возможен из-за завышенных требований к ученику, излишней строгости и нетерпимости. Ребенок чувствует, что обязан оправдать чужие ожидания, поэтому боится всех подвести. Он начинает нервничать, неправильно планирует свое время, теряет концентрацию, а в итоге получается плохие отметки.

Отношения со сверстниками. Стресс, который создает окружение – частая причина понижения успеваемости. Еще не сформировавшемуся ребенку сложно сосредоточиться на предмете, если он чувствует себя чужим в коллективе, а в классе ему попросту неуютно.

Важные экзамены. Частые стрессы сопутствуют ребенка также в ожидании предстоящих экзаменов или серьезных контрольных. Частично в этом виноваты педагоги, которые при классе излишне настаивают на том, что если тест будет сдан плохо – ученика ждут серьезные последствия.

Строгие требования. После детского сада или обучения на дому, детям порой трудно сразу же переключится и принять все нюансы школьного образования, такие как строгость требований. К подобным вещам ребенок должен привыкать постепенно.

Обязательства перед родителями. Ощущение, что от отметок зависит одобрение родителей и педагогов, заставляет ребенка излишне волноваться, что влияет на собранность и внимание.

Вопросы для самопроверки

  • Как на тебя влияет стресс от одноклассников?
  • Как на тебя влияет стресс от учителей?

Как побороть стресс

Для начала составьте точный и четкий план своей «борьбы»:

  • выяснить причину;
  • исследовать источник стресса;
  • составить план действий;
  • идти к своей цели.

Как определить причину стресса

Чтобы выяснить первопричину стресса, и понять, что тревожит вас больше всего, нужно тщательно вспомнить при каких обстоятельствах вы обычно чувствуете самый большой дискомфорт. На какие школьные занятия вы мчитесь вприпрыжку, а какие – мучительно ждете с очередным не выученным заданием?

Высыпайся — так легче бороться со стрессом.

Если дело касается отношений с одноклассниками или педагогом, попытайтесь понять, в чем заключаются конфликты и что именно приводит к возникновению ссор и разногласий.

Изучите его источник

Чтобы справиться с проблемой нужно тщательно ее изучить. Проанализируйте свой страх и неприятные ощущения в различных ситуациях.

За каждым неприятным событием кроется определенный источник. На самом деле боязнь плохих отметок – это страх того, что вы разочаруете окружающих и последствий, которое это разочарование принесет и т.д.

Составьте логическую цепочку стресса, чтобы наглядно увидеть причину и ее последствия.

К примеру: не выученный урок = проблемы в школе = разочарование родителей и педагогов = неудовлетворенность по отношению к себе.

План действий

Составьте список тех предметов, по которым у вас низкая успеваемость, а затем список конкретных долгов – тех заданий, с которыми вы не можете справиться.

Первый шаг – это осознание того, что на самом деле «гора» долгов сильно преувеличена. Когда у вас на руках будет конкретный объем того, что нужно сделать, вам будет гораздо легче распланировать свое время на выполнение всех заданий.

Если же проблема заключается в отношениях со сверстниками или учителями, нужно составить список тех людей, которые вызывают у вас неприязнь. Распишите все хорошие и плохие качества каждого человека и проанализируйте все претензии, которые он предъявляет к вам.

Разбор конфликтных ситуаций поможет в будущем избегать конфликтов с этим человеком. В будущем постарайтесь сводить ссоры к минимуму, а лучше – избегать их вообще.

Раздели все причины стресса на 2 группы: с которыми ты можешь справиться и на какие не можешь повлиять. Сначала реши проблемы из первой группы, затем — переходи ко второй.

Действуйте!

На основе полученной информации нужно сделать ряд выводов, чтобы в будущем минимизировать стресс от его источников.

Если вам трудно справиться с определенными проблемами самостоятельно, не стоит стесняться просить о помощи. Ее можно получить от родителей, друзей или психологов.

Не откладывайте домашнюю работу

Приходя домой после насыщенного и трудного дня, нелегко сразу же заняться выполнением домашней работы. Вы не можете побороть себя, откладываете все на вечер, отдыхаете, а затем, под конец дня у вас уже попросту не остается сил на выполнение работы. Именно поэтому и накапливаются школьные долги.

И даже отдыхая, вы продолжаете помнить, что у вас есть определенные обязательства, и это угнетает вас и не дает нормально расслабляться, что вновь рождает ощущение подавленности и приводит к стрессу.

Четко запомните, что полноценное удовлетворение отдыхом вы почувствуете, лишь будучи удовлетворенным своей работой. Успокаивайте себя мыслью, что после окончания, вы сможете со спокойной душой заняться своими делами.

Начинайте работу с тех заданий, которые потребуют от вас свежего взгляда и сил . Ведь устав под вечер, вы уже вряд ли сможете уделить много энергии трудной работе.

Планируйте время так, чтобы те задания, которые вам по душе и те, выполнение которых не займет много сил и времени, стояли в конце списка. Такие задания вы всегда сможете выполнить и под конец дня, не сильно себя утруждая.

Периодически переключайтесь между заданиями , такие перемены помогут держать разум в тонусе. Заниматься можно не только другим домашним заданием, но и делами по дому. Также позволяйте себе ненадолго расслабляться в перерывах, ведь отдых необходим для нормального функционирования вашего мозга.

Если впереди вас ждет сложный тест, контрольная работа или экзамен – позаботьтесь о своей подготовке заранее . Ежедневно уделяя всего двадцать минут этому предмету, вы в течение недели сможете легко подготовиться к тесту.

Найдите мотивацию

Свою учебную мотивацию следует развивать, опираясь на свои потребности и интересы. Каждый человек индивидуален, поэтому не существует универсального совета о том, чем мотивировать себя.

Самоутверждение. В большинстве случаев такой мотивацией становится самоутверждение. Вам нужно понять, что получать хорошие отметки – это престижно и так вы сможете получить одобрение от семьи, сверстников и педагогов.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....