Биографический метод в психологии кратко. Биографический метод в психологии (психобиографический)

Биографический метод в психологии – это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

ПРИМЕР: Вы - руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

Использование биографического метода – это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

Опрос

Опрос – вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос – это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

Опросы разделяют на:

  • Стандартизированные – строгие и дающие общее представление о проблеме;
  • Нестандартизированные – менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

Виды опросов:

  • Письменный - позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
  • Устный – позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
  • Анкетирование – предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
  • Личностные тесты – для определения психических особенностей личности;
  • Интервью – личная беседа (относится и к методу беседы).

При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

  • Отдельность и лаконичность;
  • Исключение специфических терминов;
  • Краткость;
  • Конкретность;
  • Без подсказок;
  • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
  • Вопросы не должны отталкивать;
  • Вопросы не должны что-либо внушать.

В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

  • Открытые – предлагающие ответы в свободной форме;
  • Закрытые – предлагающие заготовленные ответы;
  • Субъективные – об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
  • Проективные – о третьем лице (без указания на респондента).

Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

Опросы и анкетирования – это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

Беседа

Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком – объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

  • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
  • Установить контакт с исследуемым человеком;
  • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
  • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
  • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
  • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
  • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
  • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
  • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности – поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо – с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

В психологии биографический метод - это система методов исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути человека. Данный метод эмпирического познания начал разрабатываться в первой четверти XX в. (М.О.Рибников, Ш.Бюлер). Сначала ограничивались ретроспективным описанием прошлых этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографический метод начал включать анализ актуальных и допущенных в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, кауза-метрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). М.О.Рибников рассматривал автобиографию как психологический документ, документирует личность и ее историю.

Он разделял спонтанные автобиографии, когда инициатива ретроспективного взгляда на собственную жизнь принадлежит самой личности, и о-воковани автобиографии, когда исследователь использует прием побуждения подопытного говорить о себе с определенным планом. Такой прием гарантирует однородность собранного материала, что позволяет сравнивать, объединять, обобщать полученные факты и тому подобное.

Современные биографические техники, построенные на основе изучения личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с "значимыми другими", направленные на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности. Анализа подвергают также пространственные и временные характеристики организации делового, семейного, духовной жизни личности, взаимодействие ее с естественным и социальной средой.

Применение биографического метода предполагает получение разнородной объективной информации, для чего используются различные формы автобиографической методики: опросы, интервью, тесты. Также необходимо анализ показаний очевидцев, данные получаются во время беседы и опросов близких людей, во время первичного анализа воспоминаний современников. Также используются модификации метода изучения продуктов деятельности, когда проводится контент-анализ дневников и писем, осуществляется построение кривых производительности и диаграмм жизненных измерений активности личности.

Одним из методических приемов организации и проведения психологического исследования в рамках биографического метода является слышится. Этот прием предполагает совместную работу экспериментатора и личности над содержательными материалами ее личной жизни. Реализуется прием в два этапа:

1) первый этап - получение фактических данных о жизненном и творческом пути личности с помощью набора тестовых и исследовательских методов. Особенно важным является акцент на эмоциональной насыщенности представленного личностью материала. Таким образом удается не только содержательно восстановить ход событий в пространстве индивидуальной жизни личности, но и установить их эмоциональную значимость, насыщенность смыслом для личности, смысл результирующих моментов в этих событиях. Психологу удается на этом этапе установить и содержательно раскрыть так называемые "критические точки", периоды события, ситуации, моменты в жизни личности. Именно они определят предмет взаимодействия на следующем этапе;

2) второй этап - организация взаимодействия психолога с личностью, суть которой заключается в повторном, абстрагированном во времени от реального события, переживании, слышится личности в содержание той или иной ситуации прошлого, которая объективно повлияла на ход дальнейшей жизни этой личности, и коррекция переживаний по поводу которой может несколько гармонизировать или стабилизировать самоощущение личности в нынешнем периоде ее жизни. Применение приема слышится имеет, как правило, двойной эффект: собственно исследовательский и психотерапевтический. Этот прием может реализоваться в разном методическом оснащении и очень лабильным по экспериментальной ситуации исследования.

Биографический метод и различные его модификации достаточно широко применяются не только в сфере психологического исследования, но и в психологической практике: индивидуальном консультировании, психотерапии и даже в сфере профессиональной подготовки специалистов. Известны психотерапевтические техники - психоанализ, психосинтез, трансакции и и анализ, нейролингвистическое терапия и др. - Довольно активно применяют приемы биографического метода. Необходимо, однако, заметить, что применение этого метода и анализ полученных с его помощью данных должна иметь четкую методологическую основу. Это означает, что толкование данных всегда будет воспроизводить ту "философию человека", которую выстраивает методология этой философии: феноменологическая, экзистенциальная, онтологическая и тому подобное.

Биография как жизнеописание выдающегося человека по праву считается одним из старейших художественно-публицистических и научных жанров. Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Это неудивительно, поскольку каждая из данных дисциплин пытается по-своему ответить на вопросы, касающиеся обстоятельств и сущности человеческого бытия, а значит, неизбежно должна затрагивать проблему индивидуальной жизни.

Для социолога анализ биографии - это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности проявления общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм превращения событий единичной жизни в тенденции общественного развития. При обработке биографического материала отдельные биографии как бы накладываются друг на друга, в результате чего общие для всех них моменты выступают особенно ярко, а все нетипичное, сугубо индивидуальное отбрасывается. Для целей социологического исследования используются также биограммы, которые американский социолог Т. Абель определяет как рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу и составленный в соответствии с определенной схемой, заданной социологом. При этом одна биография - это еще не биограмма, она становится таковой лишь среди биографий других членов той же социальной общности. Поэтому биограмма, по мнению Абеля, интересна для социолога, тогда как история жизни - для психолога .

В историко-научных исследованиях биографии ученых получили, пожалуй, наиболее широкое распространение и по праву считаются одним из основных научных жанров. В них, в отличие от социологического подхода, анализ нацелен на биографию не типичного, а выдающегося ученого. С точки зрения историка науки жизнь каждого незаурядного ученого - это само по себе историческое событие, некий поворотный момент в развитии научного знания. Особенность историко-научного подхода к изучению жизни человека науки состоит в том, что он сосредоточен в основном на "жизнеописаниях" определенных научных идей, воплощенных в биографиях их конкретных носителей . В подобных биографиях развитие науки представлено преимущественно как процесс накопления знаний, в рамках которого ученый выступает не столько как живая личность, сколько как персонификация логики развития науки, как ее агент, через деятельность которого объективные закономерности воплощаются в реальную действительность

В своем наиболее широком значении биографический метод в психологии - это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является "продуктом" собственной биографии или истории своей жизни. Его можно кратко выразить формулой "личность - это жизненный путь человека". В этом качестве метод представляет собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. В нем воплощен специфический принцип анализа личности: через историю ее развития и становления.

Обращаясь к историй возникновения этого метода, можно без преувеличения сказать, что в сущности весь психоанализ замешан на использовании биографического подхода к изучению личности, хотя сам этот термин ортодоксальными фрейдистами практически не использовался. Однако не случайно именно в рамках психоанализа зародилось и успешно развивается такое современное направление, как психобиография .

Подход к анализу личности через ее жизненный путь был представлен в 20-е годы XX столетия Н.А. Рыбниковым, который широко применял биографический метод в своих исследованиях и был его неутомимым пропагандистом. Он полагал, что именно изучение биографии, понимавшейся им как история развития комплекса психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека. Однако на практике, в полном созвучии с требованиями первых послереволюционных лет, задача исследователя состояла в том, чтобы продемонстрировать прямое и непосредственное влияние социальных переломов (в частности, Октябрьской революции) на развитие личности, начиная от ее психофизиологических свойств и кончая мировоззрением, убеждениями и мотивацией. Жизненный путь был для Рыбникова историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению. Поэтому преувеличивалась роль таких детерминант жизненного пути, как социальное происхождение, материальные условия, события общественной жизни и т. п., что сближает данный подход с социологическим взглядом на биографию.

Вместе с тем Н.А. Рыбников указывал на огромные возможности использования этого метода для изучения условий достижения успеха на поприще научного творчества, считая, что потенциально выдающихся людей рождается значительно больше, чем ими фактически становятся. Следовательно, целью изучения жизненного пути ученого должно было стать, по его замыслу, выявление внешних факторов, тормозящих реализацию таланта .

Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследований Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития . Именно работами Рубинштейна и Ананьева был заложен принципиально новый взгляд, согласно которому личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, т. е. активный творец.

На разных стадиях жизненного пути соотношение вклада внешних воздействий и внутренней детерминации различается и зависит от уже достигнутого уровня личностного развития. Однако при любых условиях человек не бывает полностью рабом своей биографии. У него всегда остается возможность изменить себя и свою жизнь. Не случайно Рубинштейн среди значимых событий жизни особо выделял события-поступки, т. е. выборы, исходящие от самой личности .

Итак, сущность биографического метода в первом его значении состоит в том, чтобы ответить на вопрос, из каких событий жизни и посредствм каких механизмов рождается конкретная личность и как в дальнейшем она сама строит свою судьбу. Как особый методический принцип психологического анализа он заключается в реконструкции значимых для личности событий и выборов, выстраивании их причинно-следственной последовательности и выявлении их влияния на дальнейшее течение жизни.

Однако отнюдь не всякое использование биографических данных для исследования психологии ученого служит цели реконструкции его личности через историю жизни. Под биографическим методом подразумевают также любое использование биографических материалов - автобиографий, дневников, свидетельств очевидцев, биографических опросников и др. - для самых разнообразных исследовательских и практических целей. Среди этих целей Г. Олпорт называет сбор феноменологических данных, изучение умственной жизни взрослых, составление различных топологий, иллюстрирование определенных теоретических положений психологии и многие другие .

В американской психологии творчества получили широкое распространение так называемые биографические опросники. Они были разработаны для вполне конкретных практических целей: диагностики научных работников по критерию их пригодности к собственно исследовательской или административной деятельности в науке, прогнозирования будущих достижений ученого при приеме его на работу и др..

В их задачу отнюдь не входит воссоздание представления о целостной личности или истории ее формирования. Данные опросники строятся, исходя из традиционного допущения о том, что ученый должен обладать определенным набором качеств, которые обеспечат ему успех на данном поприще. Считается, что эти качества могут быть легче и надежнее диагносцированы на основании сведений о прошлых, нежели об актуальных, переживаниях, предпочтениях и схемах поведения личности .

В своем третьем, наиболее узком значении, биографический метод - это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т. д. Так, например, К. Кокс, Р. Кэттелл, Дж. Кэттелл использовали подобные биографические источники для выделения черт, присущих творческой личности. На основе имевшихся биографий выдающихся людей искусства и науки Н.Э. Пэрна пытался выделить закономерности творческих циклов на протяжении жизни . Связывая подъемы творчества с ритмичностью протекания всех физиологических и биологических процессов, он предположил, что пики творчества наступают через каждые 6--7 лет. В качестве материала для подтверждения своей гипотезы Пэрна использовал биографическую литературу. На основе жизнеописаний он проанализировал продуктивность, а также значимые события творческой жизни определенного круга творческих лиц. Согласно его представлениям, события творческой жизни происходят вне прямой зависимости от внешних обстоятельств и факторов. Впрочем, эта независимость вообще отличает творческих людей, поскольку врожденный характер креативной способности был для Пэрна совершенно очевиден. Согласно его взглядам, жизненный путь гения - это развертывание заложенного в человеке таланта, определяемое универсальными биопсихологическими (а может быть даже космологическими) закономерностями существования. Таким образом, Пэрна применял биографический метод в своих исследованиях как бы дважды: используя биографические справочники в качестве исходного материала для анализа, но также и как определенный методологический подход к построению концепции жизненного пути гения, хотя его представление о движущих силах жизненного развития представляется на сегодняшний день несостоятельным .

К использованию справочно-биографической литературы обращаются, как правило, в тех случаях, когда либо невозможно применение эмпирических методов, ибо объектами исследования являются выдающиеся ученые прошлого, либо когда требуется проанализировать большой массив данных для выявления некоторых статистических закономерностей. Следует, однако, иметь в виду, что при использовании биографической литературы в качестве источника данных, исследователь проводит вторичную интерпретацию биографического материала, уже отобранного и определенным образом проанализированного предыдущими авторами, а потому несущего на себе печать некоторой предвзятости и субъективности.

Биографы и психологи часто обращают внимание на то, что многие выдающиеся люди были в детстве или юности поставлены в весьма сложные условия жизни: это и потеря родителей, и необходимость с ранних лет зарабатывать на жизнь, и трудная психологическая ситуация в семье, длительные тяжелые болезни и т. д. Традиционное объяснение данному феномену состоит в том, что подобные обстоятельства провоцируют замкнутость ребенка, побуждают его к сосредоточению на своем внутреннем мире и тем самым стимулируют интеллектуальную активность . Основным психологическим элементом подобных ситуаций является, по-видимому, необходимость преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств, стремление вырваться из их тисков и направить жизнь по иному руслу, чем то, которое, казалось бы, предуготовано объективным ходом развития событий. Это возможно лишь при условии развития в себе способности к четкому представлению целей, к мобилизации личностных ресурсов и к самоограничению, т. е. всего того, что на житейском языке называется закалкой характера .

Умение оставаться самим собой в любых ситуациях, а тем более в тех, которые требуют отстаивания своих взглядов и позиции - одна из фундаментальных характеристик творческой личности.

Одна из главных задач биографического метода как инструмента изучения творческой личности должна состоять в выявлении биографических факторов, способствующих личностному росту, формированию и реализации личностной позиции в науке. С этой точки зрения не менее, а может быть и более полезным могло бы стать изучение посредственности в науке как модели воздействия неблагоприятных биографических условий и барьеров, препятствовавших становлению индивида в полноценную творческую личность.

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - 1) метод исторического исследования, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности / социальной группы; 2) в психологии, социологии, культурологии метод «истории жизни», «жизнеописаний» (биографический метод) используется для познания социальных, культурных и психологических явлений на основе описания и анализа жизненных историй обычных людей. Он опирается на приемы наблюдения, анализ документов и ориентирован на описание уникальных ситуаций в жизни человека (карьеры, любви, семейных отношений и т. д.), его внутреннего мира; 3) метод изучения личных документов ( , писем, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для реконструкции их внутреннего мира; описания типичной структуры жизненного пути и создания коллективных биографий определенных социальных групп [Ф. Знанецкий ].

Историко-биографический метод известен давно, с ним связано становление и развитие истории как науки, поскольку основным героем политической истории всегда выступала личность - правитель, герой, военачальник и пр. С позиций этого подхода исторический процесс долгое время рассматривался как результат деятельности великих людей. Научно-методологические принципы историко-биографического метода были сформулированы В. Дильтеем (1833-1911). Он ввел понятие «наук о духе», к которым относил историю, и отмечал, что их отличает особый метод познания, основанный на изучении психических аспектов деятельности человека. Приоритет биографическому методу в гуманитарном знании отдавал также М. Хайдеггер.

Историко-биографический метод характеризуется стремлением раскрыть изучаемую личность во всей полноте ее жизненной истории. В основе метода лежит дедуктивный подход, поскольку реконструкция жизнеописания опирается, прежде всего, на те результаты, «следы», которые исторический деятель оставил в истории. Метод предполагает привлечение особого корпуса источников - документов личного происхождения (свидетельств современников, дневников, мемуаров, воспоминаний). Особенностью историко-биографического метода является широкое применение литературно-художественных приемов изложения материала (сюжетность, образность), а также эмоциональность, наличие авторской позиции в оценке личности.

В XX веке историко-биографический метод развивался под влиянием достижений социологии и психологии, где «биографический метод» («метод жизнеописаний») утвердился в качестве одного из основных методов исследования. В результате, наряду с изучением индивидуальных биографий, появились такие новые направления истории как «коллективные биографии», или просопография. Метод создания коллективных биографий направлен на выявление определенного круга лиц в качестве объекта исследования и изучение их демографических, социальных, культурных характеристик.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 151-152.

Литература:

Блок М. Ремесло историка, или Апология истории. 2-е изд., доп. М., 1986; Биографический метод в социологии: история, методология, практика/ Под. ред. В. В. Семеновой, Е. Ю. Мещеркиной. М., 1993; Гиндшис Н. Л. Просопопрафия в науковедении // Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994; Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010; Михайлов И. А. Переписка Дильтея и Гуссерля. Экзистистенциальные истоки феноменологии // История философии. № 1. М., 1997; Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособ. М., 2007.

- 29.05 Кб

Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία - жизнеописание от др.-греч. βίος - жизнь, γράφω - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

Биографические методы в психологии (от греч. bios - жизнь, grapho - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть методов – из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть методов – из социальной психологии.

Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.

В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь-история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

включает следующие разделы:

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т.д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т.д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Цель этого метода позволяет проследить за духовнопсихологическим развитием человека, начиная с детского возраста до момента взросления. Этот метод наблюдения основан на непрерывной записи.

Предметом биографического метода является жизненный путь - история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек, факты и данные, происходящие в его жизни. Этот метод позволяет изучить личность в процессе развития.

Биографический метод - одновременно и генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Дневники

Система ведения дневниковых записей это первая система, которая была использована в детской психологии, и это начало научной детской психологии. Ещё в 1882 году, немецкий психолог представил записи, который отслеживали развитие его сына с первого дня его рождения до трёхлетнего возраста. Записывая все свои наблюдения в течение дня, он отражал в дневнике данные развития моторики, ощущений, эмоций своего ребёнка...

Однако, не смотря на то, что этот дневник был первый, имеющий научную значимость, это был не единственный дневник увидевший свет. Ещё один дневник был написал в 1877 г. "Биографические записи младенца", до этого времени в 1818 г. другой врач опубликовал дневник ребёнка, в котором содержались записи, проводимые в течение двух с половиной лет о развитии моторики, языка, ощущений, однако, и это не были ежедневные записи.

Комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано так же с именем Шарлотты Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников. Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой и др. В биографическом методе обычно используются данные определённого ограниченного периода, например, рассматривается период до рождения брата, или период начала речевой активности ребёнка, и т. д. здесь могут быть использованы сделанные в этот период контрольные работы, результаты экзаменов, оценки и т.д. Используя нормативные данные, психолог может прослеживать через биографические записи поведение ребёнка относительно нормы поведения для данного возраста.

Два способа подбора нормативных данных.

1) Так называемый широкий срез данных, когда психолог рассматривает группу разных детей разного возраста, подчеркивая типичные особенности поведения присущие для определённого возраста.

2) И так называемый длинный срез, когда рассматривается поведение одного и того же ребёнка непрерывно в течение многих лет, чтобы отследить изменения происходящие в его поведении сравнивая их с нормой для данного возраста. Сложность этого способа в том, что он требует очень длительно времени наблюдения за объектом. Биографический метод имеет много общего с методом включенного наблюдения и, по сути, является еще одной разновидностью этнографического подхода к "анализу случая". Отличием биографического метода можно считать
выделение уникальных аспектов в истории жизни человека (иногда группы, организации) и субъективно- личностный подход к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п.

Наблюдение - это целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Этот метод часто лежит в основе других приемов исследования (например, дневникового, автобиографического и пр.).

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (в психологии) - метод исследования личности, группы людей, базирующийся на анализе жизненного пути, фактов биографии. Биографический метод, как и автобиография, воссоздает атмосферу реальной жизни человека, является источником знаний о его духовном развитии, этапах пройденного жизненного пути. Метод играет большую роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Биографические методы в психологии (от греч. bios - жизнь, grapho - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш.Бюлер). Первоначально они ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографические методы стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).

Характеристика биографических методов

Биография по праву считается одним из старейших художественно- публицистических и научных жанров. Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Это неудивительно, поскольку каждая из данных дисциплин пытается по-своему ответить на вопросы, касающиеся обстоятельств и сущности человеческого бытия, а значит, неизбежно должна затрагивать проблему индивидуальной жизни. Удивляет скорее другое: интерес к жизненному пути со стороны гуманитарных наук пока явно недостаточен.
Сознательное или неосознанное стремление к поиску в жизни другого человека ориентиров для построения собственного жизненного пути является одной из причин популярности биографического жанра, когда речь идет о художественных биографиях, основная цель которых как раз и заключается в том, чтобы служить путеводной нитью и примером для самосовершенствования и самовоспитания молодежи. Но что дает изучение единичной жизни профессиональному ученому? Какой вклад в науку вносит это знание? Однозначно ответить на эти вопросы трудно, так как представители разных научных дисциплин ищут и находят в биографиях каждый свое и по-своему прочитывают человеческую жизнь.
Биографические методы в психологии (ново- жизнеописание от - жизнь, - пишу) - способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В психологии пока нет устоявшегося мнения относительно целей, задач и способов применения биографического метода. Доказательство тому - наличие как минимум трех различных значений, в которых употребляется само понятие «биографический метод». При этом сами авторы зачастую не осознают того, что одним и тем же термином в психологической литературе обозначаются совершенно разные реальности.
В своем наиболее широком значении биографический метод в психологии - это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. Его можно кратко выразить формулой «личность - это жизненный путь человека». В этом качестве биографический метод представляет собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. В нем воплощен специфический принцип анализа личности: через историю ее развития и становления.
Обращаясь к историй возникновения этого метода, можно без преувеличения сказать, что в сущности весь психоанализ замешан на использовании биографического подхода к изучению личности, хотя сам этот термин ортодоксальными фрейдистами практически не использовался. Однако не случайно именно в рамках психоанализа зародилось и успешно развивается такое современное направление, как психобиография.
В психоанализе личность рассматривалась как производная психологически значимых событий, происходивших в раннем детстве. Такими событиями считались различные психологические конфликты, психотравмирующие ситуации, впечатления и переживания, которые признавались решающими для последующих этапов личностного развития. Прослеживалась их роль и воплощение в особенностях зрелой личности и ее деятельности, а также в содержании ее научного или художественного творчества. Столь специфическое понимание детерминации личностного развития, свойственное психоанализу, превращает сделанные в его рамках жизнеописания скорее в род истории душевной болезни, нежели в историю жизни.
Подход к анализу личности через ее жизненный путь был представлен в 20-е годы нашего столетия Н.А. Рыбниковым, который широко применял биографический метод в своих исследованиях и был его неутомимым пропагандистом. Он полагал, что именно изучение биографии, понимавшейся им как история развития комплекса психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека. Однако на практике, в полном созвучии с требованиями первых послереволюционных лет, задача исследователя состояла в том, чтобы продемонстрировать прямое и непосредственное влияние социальных переломов (в частности, Октябрьской революции) на развитие личности, начиная от ее психофизиологических свойств и кончая мировоззрением, убеждениями и мотивацией. Жизненный путь был для Рыбникова историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению. Поэтому преувеличивалась роль таких детерминант жизненного пути, как социальное происхождение, материальные условия, события общественной жизни и т. п., что сближает данный подход с социологическим взглядом на биографию.
Вместе с тем Н.А. Рыбников указывал на огромные возможности использования биографического метода для изучения условий достижения успеха на поприще научного творчества, считая, что потенциально выдающихся людей рождается значительно больше, чем ими фактически становятся.
К сожалению, биографические исследования Н.А. Рыбникова не получили своего дальнейшего развития отчасти потому, что не имели под собой проработанной собственно психологической концепции, отчасти потому, что казались слишком «субъективными» на фоне бытовавших в те годы объективистских тенденций в психологии.
Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследований Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития. Именно работами Рубинштейна и Ананьева был заложен принципиально новый взгляд, согласно которому личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, т. е. активный творец.

Заключение

Биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания- искусствознании, истории науки и техники, психологии и т. д.
В комплексном исследовании биографический метод существует в монографическом варианте.
В онтопсихологии биографический метод становится психологическим исследованием социального бытия личности. Здесь в общем плане рассматривается история человека как частицы эпохи, общие законы развертки жизненного пути в историческом времени, зависимость фаз «кульминации» и «финиша» жизни от «старта», возрастная динамика творчества в связи с профессией и эпохой, отражение биографии в субъективном мире человека, «производительность» жизненного пути.
Биографический метод испытал сильное воздействие идеалистических теорий - психоанализа З. Фрейда, персонализма В. Штерна, «понимающей» психологии В. Дильтея, гуманистической психологии. В отечественной психологии созданы основы научного понимания жизненного пути как социально-исторической формы индивидуального бытия и развития человека. В настоящее время в этом плане обсуждаются такие вопросы, как закономерности развития на всем протяжении жизни индивида, природа жизненного пути и социальной жизнедеятельности, отражение структуры биографии в самосознании субъекта жизни, психологическое время личности в биографическом масштабе, предложены новые «техники» измерения биографических феноменов, например каузометрия, многофакторный статистическо-биографический анализ.
Специфические черты биографического метода.
Во-первых, он является историческим по происхождению, так как мигрировал в психологию из исторических наук. Связь с ними прослеживается в таких его особенностях, как значительная ретроспективность, опосредованность источниками, стремление к полноте реконструкции прошлого, близость к искусству. Психологическое биографирование заимствует некоторые конкретные приемы из источниковедения. Главное, что сам объект биографического метода - жизненный путь - историчен по своей природе. Как в исторических науках, так и в психологической биографике основной единицей анализа является событие.
Во-вторых, биографический метод несомненно относится к генетическим. В этом отношении он аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ретроспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени.
В-третьих, факты жизненного пути, как правило, нельзя воспроизвести в лабораторных условиях - их можно только реконструировать. Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур.
В-четвертых, биографический метод, оперирующий молярными единицами - событиями, поступками, обстоятельствами и т. д., нацеленный на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим, а вместе с тем в значительной мере описательным. Однако в биографическом методе есть свои приемы анализа и вполне возможны измерения.
Наконец, биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью, если можно так назвать эту особенность. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы - защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.
В плане преодоления недостатков метода (впрочем, относительных: трудоемкость, описательность, субъективные искажения) имеют значение исследования по психологии воспоминаний, самосознания, психогнозиса.
Преодолению субъективизма в биографических исследованиях служит комплексность процедуры, т. е. использование различных биографических источников, конкретных методик. Полезно сопоставление биографических данных с нормами и типами, полученными статистически на больших выборках. Объективность биографического метода повышается, когда материалы обсуждаются в кругу специалистов на своего рода клинических конференциях, когда параллельно одни и те же лица изучаются разными исследователями. Весьма необходимы для дальнейшего развития биографического метода специальные методические эксперименты, в которых бы сравнивались познавательные возможности разных биографических методик.
При этом многосторонние связи структуры личности, представленной талантом и характером, и жизненного пути определяют место этих интегральных образований в кругу биографических проблем: они результат жизненного пути и его регуляторы, более того - основа жизнетворчества.
Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...