Проектная деятельность при изучении английского. Методическая разработка на тему: Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Лояльность клиентов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В последние годы актуализируется вопрос лояльности клиентов компаний как альтернатива использования традиционных стратегий, направленных, по большей части на увеличение клиентской базы и объема выручки.

Концепция лояльности клиентов

Понятие лояльности базируется, в первую очередь, на природе отношения клиентов к компании, отдельному продукту, услуге. Лояльность, в своем широком значении, соответствует корректному и благожелательному отношению к кому-либо или чему-либо, т.е. свидетельствует о благосклонном восприятии определенного объекта. В узком смысле лояльность представляет собой комплекс факторов, которые определяют принятие конкретных решений в отношении благосклонно воспринимаемого объекта.

Применительно к клиентам компании, лояльность – это особая характеристика клиента, определяющая его приверженность определенному товару, услуге или всей компании в целом.

Вопрос обеспечения лояльности клиентов и возможности ее повышения возникает в компаниях каждый раз, когда возникает тенденция растущих показателей оттока клиентов. Направление ресурсов в сферу обеспечения лояльности клиентов для снижения и предотвращения их оттока является одним из фундаментальных факторов сохранения клиентской базы компаний, который обуславливает накопление качественного и положительного потребительского опыта, что в свою очередь влияет на снижение оттока клиентов.

В современных условиях стандартные методы, которые обеспечивают компании лояльных клиентов, например, скидки, акции, бесплатные предложения и т.п. практически не действуют, так как, по своей сути, ничем не отличаются от аналогичных предложений конкурентов.

Учитывая конкурентные предложения, компании постепенно переходят к использованию подхода к клиентам, основанного на дифференцированном подходе и диверсификации их потребительского опыта, что позволяет разнообразить влияние используемых программ лояльности на клиентов и охватить дополнительные интересы абонентов в зависимости от их потребностей. Основным вопросом в данной области является эффективность борьбы за лояльность клиентов, которая напрямую выражается в снижении их оттока.

Несмотря на то, что термин "лояльность клиентов" в отечественной научной литературе и деловой практике появился относительно недавно, и до сих пор нет его однозначного понимания, существует две основные концепции выделения ключевого фактора лояльности.

Первая концепция основана на эмоциональном отношении клиентов к компании, товару или услуге. Сам факт покупки при этом нивелируется. Вторая концепция опирается на конкретный прецедент в поведении клиентов, которым является совершение актов повторной покупки. К настоящему моменту маркетинговая наука выработала несколько основных подходов к лояльности клиентов, основанных на данных концепциях или их комбинации.

1. Индикаторы потребительской лояльности

потребительский рынок лояльность

Несмотря на то, что работ, посвященных лояльности клиентов большое количество, их авторы по-разному определяют лояльность потребителя и ее признаки. Учитывая одну из задач данной работы (измерение лояльности клиентов), необходимо всесторонне изучить этот феномен и определить круг признаков потребительской активности, которые сигнализируют о лояльности к компании. И именно эти признаки должны лечь в основу инструмента для измерения лояльности потребителей.

Существует несколько классификаций потребительской лояльности, они по-разному определяют виды лояльности и их признаки.

Один из основных подходов рассматривает такие виды лояльности, как поведенческую и эмоциональную лояльность. Согласно другой позиции, существуют когнитивная, аффективная, конативная и активная лояльность. Эти два направления в понимании лояльности можно назвать основными. Но даже внутри этих категории мнения исследователей расходятся, понимание сущности лояльного поведения разнится. Потому следует провести всесторонний анализ «пониманий» лояльности.

Первый подход к потребительской лояльности выделяет поведенческую и эмоциональную лояльность. В рамках подхода, поведенческая лояльность определяется как регулярное совершение покупок потребителем одного и того же производителя . Причем потребитель имеет устойчивое намерение совершать повторные покупки в будущем несмотря на другие предложения на рынке, то есть, конкурентов . Схожую интерпретацию дает российский автор А. Андреев. По А. Андрееву, лояльность - это решение о регулярном потреблении продуктов того или иного бренда, выражающееся через внимание и поведение .

Акцент поведенческой лояльности - на совершении потребителем регулярных покупок товаров одного и того же продавца и игнорирование его конкурентов (и в настоящем, и - в прогнозируемом будущем потребительском поведении). То есть такой признак лояльности, как повторяющиеся покупки, может выражаться как в уже совершенных или совершаемых действиях, так и в намерении их предпринять. Более того, намерения лояльного покупателя могут быть вариативны: расширить круг приобретаемых товаров продавца , увеличить частоту покупок или визитов, а также приобретать более дорогие товары или услуги продавца .

По мнению исследователей, повторяющиеся покупки сигнализируют о лояльности при определенном условии: если частота покупок определенного продукта у конкретного продавца выше в сравнении с общим числом покупок продукта этой категории . (Потребителя можно назвать лояльным, если он с большей частотой приобретает определенный продукт или услугу у компании, чем у альтернативных ее продавцов).

Важно отметить, что повторяющиеся покупки лояльного клиента должны быть не спонтанными, а основанными на доверии и положительном отношении клиента к компании . То есть, потребитель должен испытывать личную эмоциональную привязанность к марке .

Второй тип лояльности (эмоциональная лояльность) определяется, как специфическое желание клиента продолжить взаимоотношения с компанией, основанное на эмоциональной и психологической привязанности. С этой точки зрения, лояльность - это благоприятное отношение к организации и всему, что связано с ее деятельностью. . Это формирует его привязанность к ней и желание пользоваться ее услугами и товарами.

Выделяется подход к классификации лояльности выделяет следующие ее виды: когнитивная, аффективная, конативная и активная лояльность. Ряд авторов рассматривают эту типологию лояльности как ступени или уровни лояльности, отражающие стадии ее развития от самой слабой лояльности к самой устойчивой (Бобалка , Ха и Янг , Янг и Петерсон ).

Когнитивная лояльность рассматривается, как первый уровень лояльности, основывающийся она на оценке потребителем продукта компании и ее деятельности . Чаще всего - соотношения цены и качества продукта компании. По этой причине когнитивная лояльность называется самой слабой лояльностью, при которой наиболее вероятно переключение покупателя на другую компанию, если последняя предлагает более выгодные условия приобретения товара . Когнитивная лояльность измеряется общей оценкой потребителя деятельности компании, основанной на его личном опыте потребления товаров или услуг компании.

Аффективная или эмоциональная лояльность основана на расположении потребителя к компании, его симпатии и положительном отношении к ней . То есть, в данном случае его оценка компании не определяется только получаемыми выгодами от приобретения товара. Измеряется как удовлетворенность от приобретенного товара или услуги, понимаемой как соотношение уровня ожиданий клиента и уровня восприятия полученной услуги или товара . Это чувство удовлетворенности и активизирует аффективную лояльность. Однако удовлетворенность - не гарантия возникновения чувства лояльности, а необходимое условие .

Третий тип лояльности - конативная лояльность. Эта лояльность проявляется в желании / устойчивом намерении совершить повторную покупку у определенного продавца, продолжить пользоваться его продуктами или услугами . В ряде работ это называется приверженностью к компании, верностью ей .

Слабые стороны этого вида заключаются в следующем:

  • - потребитель может так и не совершить повторной покупки, может не продолжить взаимодействия с компанией ;
  • - потребитель может переключиться на другую компанию, если предыдущая совершит ошибки в своей деятельности (потребитель рассмотрит другие варианты приобретения товара, не давая компании шанса исправиться) .

Последний вид лояльности - это активная лояльность. Испытывая ее, потребитель переходит на стадию активных действий:

  • - приобретает товар ;
  • - готов преодолеть некоторые препятствия на пути к совершению покупки и терпимее относится к мелким недочетам и погрешностям в работе продавца ;
  • - готов заплатить больше за получение продукта или услуги и не переключится на продавца-конкурента даже в том случае, если предложение последнего выгоднее ;
  • - активно рекомендует компанию другим.
  • - активная лояльность также определяется, как мера приверженности потребителя к определенному поставщику услуг, обусловленная степенью вероятности переключения потребителя с одной марки на другую ;
  • - в рамках методики Net Promoter Score определение лояльности звучит, как готовность потребителя рекомендовать товар или услугу определенного поставщика своим знакомым, друзьям и членам семьи .;
  • - частотой покупок и количеством финансовых средств, которые потребитель потратил на покупку товара определенной компании .

Таким образом, после всестороннего изучения определений потребительской лояльности и тех признаков, которые выделяются разными авторами, можно сформировать общую модель потребительской активности, сигнализирующей о его лояльности (см. рис. 1).

Однако для проведения исследования необходимо сфокусироваться на меньшем количестве признаков лояльности. Для этого был проведен анализ 50 определений лояльности, данных разными исследователями, изучавшими этот вопрос. Внутри каждого из определений был обозначен один их тех признаков, что есть в сформированной модели. Далее проведен частотный анализ упоминаний каждого из признаков лояльности.

Следующим признаком был выделено совершение покупок в прошлом: в 48% определений включали в себя это поведение, как показатель лояльности. Это показатель регулярного взаимодействия, которое уже имело место. Следующим по частоте фактором можно назвать положительную оценку покупателя к компании - в 36% определений входит эта характеристика. Далее следует такая характеристика лояльного потребителя, как игнорирование других предложений на рынке - 32% определений. И последней характеристикой, с наибольшим числом повторений, оказалось желание давать рекомендации своим друзьям и близким - 26%.

Другие виды потребительской активности, выделенные в предыдущем разделе работы, не имеют высокого показателя в частотном распределении - менее 10%. Однако принять их во внимание все-таки стоит, поскольку они могут подходить для описания лояльность потребителей определенной категории бизнеса.

Первый индикатор - это регулярное совершение покупок одного и того же продавца. И как было отмечено, важно выявить, насколько часто покупатель приобретает данный продукт у конкретной компании.

Кроме того, важно учитывать тенденцию потребителя продолжать взаимодействие с компанией в будущем. Причем действительно лояльный клиент хочет не просто продолжить приобретение товара или услуги, он хочет покупать чаще и больше.

Эмоциональная оценка компании формируется под влиянием удовлетворенности от приобретенного товара или услуги.

Лояльный потребитель характеризуется тем, что он дает позитивные комментарии о компании, пропагандирует ее товары или услуги, рекомендует их своим друзьям и близким и даже защищает компанию.

Лояльный потребитель не имеет тенденции к переключению, несмотря на изменяющиеся условия рынка и появление новых предложений. Конкуренты компании не рассматриваются как альтернативное предложение. Также важно отметить, что лояльный потребитель не переключится на конкурента даже в том случае, если компания совершила какие-то ошибки в своей работе. Лояльный клиент относится с терпением к таким ситуациям и дает шанс на исправление.

Итак, мы обозначили круг существенных признаков потребительской лояльности. Выработаем определение: потребительская лояльность - это потребительское поведение, выражающееся в его благоприятном отношении к определенному продавцу и регулярном приобретении его товара или услуги и намерении его продолжать, а также характеризующееся нечувствительностью к действиям и предложениям продавцов-конкурентов и готовностью рекомендовать выбранный им товар другим потребителям.

После обозначения признаков лояльности и выявления ее индикаторов, мы сможем разработать инструменты измерения уровня лояльности.

2. Жизненный цикл клиента как схема развития потребительской лояльности

В предыдущем пункте работы были обозначены признаки лояльного потребителя. Однако нужно принять во внимание тот факт, что лояльным потребитель становится не сразу. Его отношения с компанией выстраиваются поэтапно, его жизненный цикл, как клиента, проходит в несколько этапов. И для каждого этапа характерны те или иные признаки лояльности. И для эффективного управления лояльностью потребителя необходимо знать, на какой стадии развития взаимоотношений находятся компания и клиент, какие инструменты для управления лояльностью компании следует применять.

Рассмотрим жизненный цикл клиента в рамках развития его взаимоотношений с компанией и определим, какие из признаков лояльности характерны для того или иного этапа развития отношений клиента и компании.

Четырехфазная модель жизненного цикла клиента

Существуют разные модели жизненного цикла клиента: с разным количеством этапов и с разными их характеристиками. К примеру, в одной из первых работ, написанных Третьяком О., было выделено пять таких этапов, как признание, исследование, расширение, приверженность и распад . Другие авторы описывали эти этапы, прибегая к определенному статусу клиента, который давался ему в соответствии уровнем его приверженности: партнеры, члены, адвокаты, клиенты, потребители .

В данной работе за основу будет принята четырехфазная модель развития взаимоотношений с клиентов, которую описал Рожков А.: в ней выделяется этап исследования, становления, зрелости и спада. Она представляется наиболее универсальной и отражает существенные этапы развития взаимоотношений, которые с наибольшей вероятностью могут быть применены для описания в разных компаниях. .

Первый этап этой модели - этап исследования . В ходе этой фазы происходит поиск, «исследование» товара или услуги, а также - проба. Потребитель изучает и анализирует те выгоды, что он получает, те издержки, что ему необходимо понести, а также оценивает обязательства и особенности взаимодействия с компанией. Этот этап характеризуется нестабильностью и непрочностью, поскольку происходит лишь процесс познания, а серьезных инвестиций в отношения не было сделано ни одной из сторон . Следовательно, результатом этой фазы может быть либо продолжение взаимодействия, либо переключение потребителя на другого поставщика.

Вследствие перечисленных особенностей этапа, главной задачей компании является максимальное уменьшение неопределенности и неясности в процессе первичного взаимодействия. Кроме того, компании следует ориентироваться на собственную гибкость, поскольку потребности клиента еще не глубоко изучены . Отношения партнеров перетекают во второй этап в том случае, если оба партнера были удовлетворены результатом взаимодействия на первом .

Второй этап в развитии взаимоотношений называется этапом формирования или становления . Этот этап характеризуется более сложным и развитым обменом информацией, инвестициями в отношения, а также совместной деятельностью и непосредственным взаимодействием. Иными словами, отношения на этой стадии углубляются и расширяются, а участники становятся более зависимыми друг от друга, и получают от этой зависимости свои выгоды.

Целью же второй стадии является изучение и понимание мотиваций партнера, его намерений и потребностей для того, чтобы выстроить долгосрочные отношения . Более того, каждый из партнеров не только изучает, но и приходит к готовности внести определенные инвестиции в развитие отношений. К примеру, компания теперь должна ориентироваться на адаптацию к клиенту в соответствии с его изученными характеристиками и особенностями.

Название следующего, третьего этапа - зрелость. В ходе этого этапа обе стороны адаптируют свое поведение для развития долгосрочных отношений. Этот этап также подразумевает небольшие издержки, которые необходимы для выстраивания долгосрочных и устойчивых отношений в будущем . Участники взаимодействия становятся более уверенными друг в друге, появляется доверие . И в данном случае, компании следует переключиться с гибкости на адаптацию в отношениях с клиентом и прибегать к индивидуальному подходу. Кроме того, эта фаза особенна тем, что и компания, и потребитель получают дополнительные выгоды от взаимодействия: клиент пользуется специальными предложениями, адаптированным и даже индивидуальным подходом, когда компания получает постоянного и приверженного клиента. Иными словами: партнеры, совершая определенные инвестиции, дают своего рода обязательства продолжать отношения и укреплять их. Понесенные расходы на выстраивание отношений не только делают их более глубокими и прочными, но более сложными для имитации. А это значит, что вероятность переключения потребителя на другую компанию уменьшается.

Заключительная фаза носит название спада, и отношения на данном этапе имеют склонность к разрушению . К моменту четвертого этапа отношений, обе стороны уже достигли своих целей, получили достаточное количество благ, после чего может возникнуть неудовлетворенность отношениями или просто желание клиентов получать новый опыт потребления. Отношения в этот период могут характеризоваться поиском предложений на рынке. Безусловно, этот этап компании стараются исключить или избежать. Для этого компания инвестирует в обновление отношений. Потребитель может открыто сообщать о своей готовности рассмотреть альтернативные предложения на рынке и переключиться на другого поставщика .

Таким образом, выделенные четыре фазы развития отношений между компанией и клиентов отражают тот цикл, который клиент проходит от «первооткрывателя» до приверженного, лояльного клиента. Принимая во внимание четвертую фазу, становится ясно, что достижение фазы приверженности - это не окончательная точка в развитии взаимоотношений, отчего следует укреплять уже выстроенные доверительные отношения с клиентом, его лояльность.

Индикаторы потребительской лояльности в рамках жизненного цикла клиента

Проведем параллель между каждым из этапов развития отношений между компанией и клиентом и той его активностью, которая сигнализирует о его лояльности.

На этапе изучения потребитель просто совершает покупки, пробует их, возможно, он сделает это несколько раз. Однако в данном случае повторяющиеся покупки вызваны скорее не лояльностью, но чувством удовлетворенности от совершенной покупки и желания испытать этот опыт еще раз. Иными словами, первый этап может включать в себя такие поведенческие характеристики, как повторные покупки и намерение совершить их еще раз в будущем.

Во время второго этапа клиент уже успел убедиться в том, что имеющийся опыт взаимодействия с компанией его удовлетворяет, и он намерен продолжать его. В данном случае речь тоже заходит об уже совершенных покупках и серьезных намерениях продолжать отношения с компанией. На этой стадии возникает и положительная оценка взаимодействия с компанией , основанная как на рациональной оценке продукта компании, так и благоприятном эмоциональном отношении.

К моменту третьего этапа развития взаимоотношений, когда возникает доверие и приверженность, когда компания, изучив особенности и потребности клиента, стала адаптироваться под конкретного клиента, появляются дополнительные поведенческие аспекты лояльности. Один из них - это готовность порекомендовать компанию и ее товары своим друзьям и близким . Клиент к тому моменту уже довольно длительное время взаимодействует с компанией, и он доволен этим опытом. Он готов порекомендовать его своим близким людям, буквально, ручаясь своей собственной репутацией. Второй важный аспект лояльности, возникающий на третьем этапе развития - нечувствительность к конкурентам . Компания и клиент заключают своего рода договор о долгосрочных взаимоотношениях. Вследствие этого, клиенту сложнее переключиться на другого производителя. (Это не принудительная мера для клиента, напротив, он осознает всю ценность отношений, а потому желает сохранить и укрепить и).

Последний этап в приведенной концепции развития взаимоотношений обозначен, как спад. Компаниям нужно тщательно анализировать клиентов, находящихся на этапе зрелости, поддерживать с ними контакт и не допускать перехода на четвертый этап, на знаки лояльности ослабевают, на первый план выдвигается получение материальных выгод и поиск нового опыта. Если это произошло, то компании следует прибегнуть к нематериальным стимулам, а также сильнее использовать экспертный опыт клиента (внимание к рекламациям, приглашения в фокус-группы и пр и пр).

Также следует отметить, что поведенческие аспекты потребительской лояльности «протягиваются» в течение развития отношений компании и клиента, суммируясь с активностями предыдущего этапа. То есть, желание совершать покупки в будущем характерно не только для первого и второго этапов, оно имеет место и на последнем этапе, этапе зрелости. То же происходит и с другими потребительскими активностями.

Таким образом, был изучен жизненный цикл развития отношений клиента и компании и определен порядок возникновения признаков лояльности потребителя. Понимание этого взаимосвязанного процесса важно, поскольку разные инструменты лояльности рассчитаны на разную категорию потребителей, оказывают на них разное влияние.

Мы полагаем, что успешная программа лояльности должна включать в себя инструменты, ориентированные на разные стадии потребления, чтобы каждый из клиентов компании будет превращаться из «первооткрывателя» в «приверженного».

Лояльность (от англ. loyal - верный, преданный) клиента можно определить как характеристику потребителя, обеспечивающую его преданность и положительное отношение к бренду, продукту, услуге либо в целом к компании. Лояльность является следствием не только рациональных, но и эмоциональных факторов. Лояльность выражается в готовности клиентов стабильно и интенсивно пользоваться услугами компании, равнодушии к маркетинговым действиям конкурентов и готовности рекомендовать компанию и ее продукты другим. Приверженность, или лояльность, означает также возможность получения ценовой премии за счет низкой ценовой эластичности приверженных клиентов.

Лояльность обычно рассматривают в разрезе двух аспектов: поведения и отношения (рис. 5.11).

Рис. 5.11.

Трансакционная, или поведенческая, лояльность (transactional loyalty) отражает характеристики поведения покупателя. Это наиболее распространенное понимание лояльности, поскольку легко поддается измерению и непосредственно связано с экономическими результатами компании. При таком подходе учитываются только фактическое поведение потребителя, например повторные покупки и средний размер чека. Причины, по которым потребитель делает выбор в пользу данного продукта или компании, не рассматриваются.

Персепционная, или воспринимаемая, лояльность (perceptual loyalty) - отражает мнения и предпочтения покупателей. Такой тип лояльности формируется в результате чувств, эмоций и оценок клиента. Эмоциональную лояльность в своем определении учел и Р. Оливер, который полагает, что лояльность - это "глубокая убежденность в будущем постоянном приобретении товара вне зависимости от ситуативных условий и маркетинговых кампаний по продвижению брендов той же категории" . Характеризуя эмоциональную лояльность, не всегда можно четко определить влияние подобных субъективных характеристик на действительное поведение покупателя. Иными словами, не всегда за высоким уровнем воспринимаемой лояльности следуют повторные покупки. Вместе с тем воспринимаемая лояльность считается более устойчивой характеристикой лояльности, нежели поведенческая, которая может быть следствием определенного стечения обстоятельств, под воздействием которых потребитель делает покупки в данной компании. Кроме того, характеристики воспринимаемой лояльности содержат информацию диагностического и прогнозного характера. Такая информация позволяет получить ответы на вопросы: что вызывает лояльность? как построить лояльность? как изменится спрос на нашу продукцию в будущем? .

Комплексная лояльность (complex loyalty) представляет собой сочетание поведенческой и воспринимаемой лояльности (рис. 5.12).

Рис. 5.12

Абсолютная лояльность - ситуация, при которой сочетается высокий уровень поведенческой лояльности потребителей и воспринимаемой лояльности, - является наиболее благоприятной для компании. Потребителей с абсолютной лояльностью легче всего удержать, это наиболее устойчивая часть клиентской базы. Такие клиенты наименее чувствительны к действиям конкурентов (снижению цен, проведению мероприятий по стимулированию сбыта и т.п.).

Поведение футбольных фанатов, которые подчиняют свой образ жизни любимой команде, - крайний вариант абсолютной лояльности.

Скрытая лояльность - потребитель обладает высоким уровнем эмоциональной лояльности, но либо не покупает, либо покупает продукты компании достаточно редко. Причинами могут быть низкий уровень дохода, отсутствие реальной потребности в данном товаре, физическая недоступность товара и др. Например, потребитель относится с большим уважением к продукции компании "Тойота", однако не умеет водить автомобиль.

Ложная лояльность - потребитель обладает только высоким уровнем поведенческой лояльности, но отсутствует эмоциональная приверженность к марке. Часто он покупает товары компании вынужденно - вследствие отсутствия конкуренции, высоких затрат на переключения, по привычке. Однако потребители данной группы очень неустойчивы и при наличии более благоприятных условий легко переключатся на товары конкурентов. Например, потребитель пользуется услугами конкретного Интернет-провайдера вынужденно, поскольку физически не может подключиться к другому.

Отсутствие лояльности - отсутствует и поведенческая, и эмоциональная лояльности. При этом может быть и отрицательное отношение к товару. Очевидно, что это самая неблагоприятная для компании ситуации. Она аналогична ситуации негативного спроса, в случае которого, как справедливо отмечал Ф. Котлер, легче сменить марку, нежели изменить отношение к бренду.

Главным необходимым условием возникновения лояльности, безусловно, является удовлетворенность клиента (рис. 5.13). При этом существует огромная разница между просто удовлетворенными и полностью удовлетворенными клиентами. Средний уровень удовлетворенности соответствует "зоне безразличия", при которой вероятность повторной покупки определена лишь на 50%. Абсолютно лояльными можно назвать только полностью удовлетворенных клиентов.

Рис. 5.13.

В компании "Ксерокс" в течение полутора лет проводили подробное исследование влияния удовлетворенности своих клиентов на степень их лояльности. В результате было обнаружено, что полностью удовлетворенные потребители в шесть раз чаще совершали повторные покупки, чем просто удовлетворенные. У просто удовлетворенных потребителей остается выбор. Иными словами, когда потребитель просто удовлетворен - этого недостаточно для того, чтобы он стал лояльным. По-настоящему лояльными потребителями можно назвать только полностью удовлетворенных потребителей". Вот почему "Ксерокс" дает гарантии своим клиентам и после совершения покупки в течение определенного времени бесплатно производит замену любого, не устраивающего потребителя оборудования.

Именно полностью удовлетворенные клиенты создают основу для формирования лояльности и достижения долгосрочного успеха компании. Причем, чем сильнее конкуренция на данном рынке, тем ярче проявляется этот эффект.

Лояльностью потребителей называют их образно-положительное отношение к деятельности организации, продаваемым и производимым товарам или оказываемым услугам, персоналу, логотипу, торговой марке, имиджу организации и т.д. Именно благоприятное отношение потребителя к компании или ее продукции и составляет основу стабильности ее продаж. Лояльными называются такие потребители, которые на протяжении довольно долгого времени продолжаются сотрудничать с компанией, покупать ее товары или пользоваться услугами.

Основа лояльности заключается в позитивном опыте, который потребитель получает в процессе покупки или использования определенного товара или услуги. К примеру, если потребитель останется довольным качеством продукции конкретной фирмы, даже при наличии достаточно большого количества конкурентов он с высокой вероятностью вновь воспользуется услугами или приобретет понравившийся товар именно данной торговой марки. Эффект закрепляется, если, замечая источники лояльности клиентов, компания улучшает свою продукцию, оказывает услуги такого же высокого качества, заставляя потребителя приходить вновь и вновь.

Как завоевать лояльность

В настоящее время, когда на рынке присутствует множество однотипных товаров, услуг, сервисов по одним и тем же ценам, главным орудием в конкурентной борьбе становится специальная программа лояльности потребителей. Она актуальна для всех компаний, независимо от сфер их деятельности и объема. Без уникального подхода к продвижению своей продукции и услуг, интересных и выгодных предложений потребителю, спрос на предлагаемый товар постепенно будет падать.

Потребителям и клиентам присуще свойство приходить и уходить, как только они получают, что хотели. Именно поэтому любая фирма, в первую очередь, стремится удержать клиента, не допустить его ухода к конкурентам. Лояльные клиенты всегда ценны в финансовом плане: они покупают товары компании, привлекают новых клиентов, требуют к себе гораздо меньше внимания, поскольку уже знакомы с предложениями и ассортиментом компании, устойчивы к ценовым колебаниям и предпочитают немного переплатить, чем купить товар незнакомого производителя. Компания же в свою очередь должна вознаграждать такую преданность персональным вниманием и первоклассным обслуживанием, предложением подарков, бонусов и скидок, а также учитывать интересы и вкусы покупателя, разрабатывая новые линии товаров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Регулятивно-организационную;

Консультационно-координирующую;

Контрольно-оценочную функцию.

Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов. Наиболее эффективной системой оценивания в проектной деятельности является критериальное оценивание. Как правило, применение критериального оценивания позволяет объективно разрешить все споры, если они возникают, относительно полученных отметок. Результаты критериального оценивания проекта показывают учащемуся не только общий итог - отметку, но и те баллы, которые он получил по каждому критерию.

Перечень критериев оценивания проектов:

постановка цели, планирование путей её достижения;

постановка и обоснование проблемы проекта;

глубина раскрытия темы проекта;

разнообразие источников информации, целесообразность их использования;

соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта;

анализ хода работы, выводы и перспективы;

соответствие требованиям оформления письменной части;

качество проведения презентации;

качество проектного продукта.

Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности.

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.

Современный подход к вопросу классификации проектов, ссылаясь на исследование Е.С. Полат , прежде всего, определяется рядом общедидактических принципов.

Рассмотрим таблицу классификации современных проектов.

Как показывает данная таблица, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.

Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться бальная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

Проект - это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Выводы к главе 1

Таким образом, содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере предыдущих, более простых проектных заданий. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении - знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности.

Ведущие положения проектной методики основаны:

На учете особенностей личности учащихся;

На связи идеи проекта с реальной жизнью;

На изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;

На значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

На значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком.

Проектная методика является:

Альтернативным подходом в современной системе образования;

Новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.

Глава 2. Обучение монологическому высказыванию на английском языке с использованием метода проектов на среднем этапе обучения английскому языку

2.1 Технология использования проектной методики в обучении монологическому высказыванию в 8 классе

Автор данного исследования предлагает рассмотреть работу над проектами на примере модели, предлагаемой Ваулиной Ю.Е., Эванс В., Дули Д. в учебном пособии “Spotlight English” (Английский в фокусе) для 8 класса.

Учебно-методический комплект Spotlight - совместное издание издательства «Просвещение» и британского издательства Express Publishing. В отличие от других совместных проектов российских и зарубежных издательств по созданию учебников английского языка для российских школ, Spotlight не является адаптированной к российским условиям версией международного курса - в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для среднего общего образования. Это обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.

Поскольку учебно-методический комплект Spotlight является совместным продуктом отечественных и западных авторов, он отвечает требованиям Европейских стандартов (Common European Framework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком).

УМК базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, дает возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо-/ межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности.

Главные цели курса соответствуют зафиксированным в стандарте основного общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитие готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владение ключевыми компетенциями, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.

Обучение говорению в 8 классе опирается на умения и навыки говорения, сформированные ранее. На данном этапе следует стремиться к формированию у учащихся гибких и вариативных умений говорения, поощрять школьников проявлять способность и готовность к варьированию и комбинированию языкового материала, ориентируясь на решение конкретных коммуникативных задач.

Предполагается, что проектные задания выполняются учениками индивидуально, в парах или небольших группах; все они связаны с поиском и презентацией на английском языке дополнительного материала, что очень полезно при переходе к старшему этапу обучения и готовит учащихся к самостоятельной работе. Для среднего этапа обучения предпочтительными являются проекты краткосрочные (2-3 урока) с открытой координацией, когда координатор проекта участвует в проекте, в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече с каким-то официальным учреждением, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные и т.д.).

Учащиеся 8 класса могут выполнять следующие типы проектов:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: творческие, ролево-игровые, информационные;

По предметно-содержательной области: моно проекты;

По характеру координации проекта: с открытой, явной координацией;

По характеру контактов: внутренние, или региональные;

По количеству участников проекта: личностные (индивидуальные), парные, групповые;

По продолжительности проекта: краткосрочные.

Выполнение проекта по иностранному языку можно оценить по следующим параметрам:

контроль над уровнем овладения языковым материалом;

оценка сформированности внутренней мотивации учащихся;

измерение степени развития внутриколлективных взаимоотношений в группе учащихся.

2.2 Поэтапная разработка совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектом

При поэтапной разработке учителем работы над проектом в целях создания личностно-ориентированной ситуации воспитания для каждого ученика, он также должен помнить о создании условий для развития мотивации учения, дифференцированном подходе к учащимся, о развитии рефлексии и автономии учащихся.

Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.

Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Он также важен и для самого учителя, так как именно на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах учеников, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.

Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а также сами учащиеся. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды.

Введение темы проекта, ее обсуждение способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых средств и т. д. При этом основными видами речевой деятельности на этом этапе выступает аудирование и говорение.

Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

На данном этапе учащиеся участвуют в определении целей и задач учения, в планировании видов взаимодействия и выбора видов деятельности, запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают ее из различных источников, консультируются друг с другом, с учителем, высказывают свое отношение к выполняемым заданиям -- принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности. Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, ее основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или же каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий типа «выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения», а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы.

При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, создании анкет для опросов, карт, диаграмм, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы.

Конечно, самый главный и интересный этап -- это презентация проекта. Оттого, как он пройдет, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего. Несмотря на то, что каждая группа решает самостоятельно, как представить результат своей работы, как распределить роли, учитель должен знать, кто, что будет делать, и продумать степень участия каждого в заключительном уроке, создавая условия каждому для личностной самореализации.

Презентация проекта важна для самосознания каждого участника группы. Выступление перед одноклассниками, приглашенными гостями дает возможность каждому ученику публично проявить себя. Выступая с докладом, школьники учатся правильно держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнителей проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.

Конечный продукт может быть представлен не только в виде доклада: учащиеся могут сделать постеры с подписями на английском языке, стенную газету, раздаточный материал, комментируя сделанное тоже на иностранном языке, показать и прокомментировать видеоматериал, создать презентацию с помощью программы PowerPoint либо базу данных, сайт в Интернете, разыграть ролевую игру, принять участие в озеленении своего района и т. д.

Во время презентации оставшаяся часть класса делает записи. Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, делают свои предложения, используя иностранный язык как средство общения.

Безусловно, непросто научиться дискутировать, корректно высказывая свое мнение. В начале работы с классом может возникнуть ситуация, когда никто не захочет что-либо сказать, прокомментировать.

Учитель должен быть к этому готов. Для начала он сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная его цель -- включить в обсуждение учащихся. На итоговом занятии учитель поощряет тех, кто хорошо потрудился, отмечает, что сделана большая работа; в случае если он не согласен с позицией ученика, надо выразить это крайне деликатно.

Неприемлем здесь авторитарный стиль разбора ошибок, негативное комментирование при всем классе, ибо учитель является для ученика тем эталоном культуры, в которую он должен войти сам как личность. Выразить свое отношение к ошибкам учитель может и должен после, индивидуально, проанализировав совместно с учеником сложившуюся ситуацию. Такое поведение учащийся, несомненно, оценит, и это будет способствовать развитию таких качеств, как тактичность, толерантность.

После общей презентации учитель обсуждает с учениками их мнение о работе над проектом, говорит с ними о трудностях и пожеланиях на будущее. Важно, чтобы школьники проявляли самокритичность, умение видеть себя со стороны. В ходе рефлексии проекта может оформиться новый замысел, который приведет к новому проекту.

Таким образом, применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, возможность реального общения на изучаемом языке, позволяет разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего, при чём обеспечивается оптимальные условия для речевых умений, т.к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и как средством общения.

2.3 Реализация проекта «Sports» в 8 классе

Планируемый результат: учащиеся готовят сообщения о различных видах спорта, подбирают иллюстрации или готовят презентации в Power Point, а затем выступают с сообщениями.

Тип группы: 4-5 участников. Время работы: 4 урока.

Работа над проектом:

Первый этап.

На начальном этапе (организационном) очень важно сформулировать тему и конечную цель проекта. Поэтому для подготовки и проведения проекта необходимо:

разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

обсудить план мультимедийной презентации и план выступления учащихся;

выбрать оптимальную форму презентации результатов;

составить и обсудить примерный план работы.

Учитель в скрытом виде выдвигает проблему, которую нужно выявить, сформулировать. Учащимся предлагается поразмышлять над следующими высказываниями:

Sport makes us healthy and strong;

Which of the sports are water sports?

Do you prefer team or individual sports?

Задача учителя - раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению. Выслушав ответы учеников, учитель должен дать справку о различии в употреблении глаголов play, do, go с названиями видов спорта. Например, play ice hockey, do aerobics, go windsurfing.

Лексические трудности при выполнении упражнений снимаются учителем посредством перевода незнакомых слов, которые даны на доске: scuba diving, jogging, cycling и т.д.

Во время обсуждения учитель подсказывает учащимся необходимую лексику. Далее учащиеся делятся по 4-5 человек. Желательно, чтобы в каждой группе были хорошо- и слабоуспевающие учащиеся. Разумеется, следует учитывать и психологическую совместимость детей.

Соотнести названия различных видов спорта с глаголами play, do, go. Образец:

Ice hockey, cricket, tennis…

Aerobics, karate, gymnastics…

Swimming, scuba diving, javelin throwing…

Ответить на вопросы: Do you do any sport in your free time? How often? How long have you been doing it? В своём ответе учащиеся должны использовать следующие фразы:

All the time - I usually … twice a week / quite often - maybe once every two weeks / not very often - maybe three times a year / no, hardly ever - I can"t remember the last time I went

Quite a long time - about nine or ten years / not very long - only about a month / quite a long time - about six or seven months

Выбрать один из видов спорта (sandboarding, zorbing, ice climbing, underwater hockey), описать снаряжение, необходимое для него и правила/технику выполнения. Затем учащиеся должны описать выбранный вид спорта однокласснику, который, в свою очередь, должен угадать описанный вид спорта.

A helmet, rope, boots

Swing an axe into the ice above your head and pull yourself up on it

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

У учащихся исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге учащийся приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Третий этап. Презентация проекта.

Проектом может служить работа (как индивидуальная, так и групповая) над презентацией или слайд - фильмом с помощью программы Power Point. Защита проекта всегда должна сопровождаться устным высказыванием учеников.

Результат работы над проектом “Sports”

Контроль навыков письма

Магдалина Г.

Никита М.

Наташа С.

Динара Х.

Низкий уровень - 36%.

Средний уровень - 36%.

Высокий уровень - 28%.

Работа над данным проектом показала, что не все учащиеся класса умеют осуществлять монологическое высказывание при использовании проектной методики. Недостаточный лексический запас, неумение логично построить высказывание - слабые стороны учащихся, над которыми необходимо работать.

2.4 Подготовка и реализация проекта «Mascots» в 8 классе

С целью формирования умений монологической речи у учащихся 8 класса необходимо было провести серию уроков. Рассмотрим фрагменты нескольких уроков.

Тема: Unusual sports.

Во время проведения данного урока учащиеся класса работают в парах и выполняют различные задания:

Учащимся предлагается рассказать партнёру о том, как он проводит своё свободное время. Which of the following do you enjoy doing in your free time? Tell your partner. (playing a musical instrument/listening to CDs/going to art galleries/eating out/designing your own clothes, etc) For example, I haven"t got much free time, but I enjoy reading magazines or going to the cinema when I can.

Далее учитель задаёт учащимся вопрос: Are you fond of going in for sports? Учащиеся по очереди отвечают: Yes, I am fond of basketball / football / tennis, etc. Учитель подводит учащихся к теме урока: Let"s speak about unusual sports. What are they? Учащиеся совещаются и перечисляют необычные виды спорта: zorbing, scuba diving, ice climbing.

Затем учитель предлагает учащимся подумать над вопросом: Why might someone want to do an unusual sport? Задача учащихся - подумать над данным вопросом в течение нескольких минут, а затем высказаться, работая в парах.

На следующем этапе урока учащиеся выполняют мини-проекты. Каждая пара учащихся выбирает необычный вид спорта и готовит сообщение с опорой на план:

Name of the sport.

Advantages and disadvantages of the sport.

При подготовке сообщений учащиеся используют материал, предложенный учителем. Далее включается слайд-шоу и учащиеся выступают с сообщениями, после чего учитель задаёт каждой паре учащихся вопрос: Why might someone want to do this unusual sport?

На завершающем этапе подводятся итоги урока и рефлексия.

Данный урок способствовал формированию у учащихся представлений о работе над проектом, стимулировал монологические высказывания и служил средством повышения мотивации к изучению английского языка.

Тема: Sports in Russia and in English-speaking countries.

В начале урока учащиеся делятся на 4 группы. Заинтересованность учащихся в работе на данном уроке обеспечивается созданием ситуации межкультурного общения: каждая группа учащихся является представителями спортивных организаций из России, Великобритании, США, Австралии. Задача каждой группы - создать проект, рассказывающий об организации спортивной жизни в их стране по следующему плану:

1. The country"s policy in the field of sport.

2. Popular sports.

3. Great sport events.

4. Famous sportsmen.

При разработке проектов учащиеся использовали литературу, предложенную учителем. Каждый ученик работал над определённым вопросом. При необходимости учитель помогал учащимся подобрать необходимый материал, выбрать самую ценную и интересную информацию. Для того, чтобы учащиеся не испытывали затруднений при защите проектов, учитель посоветовал каждому ученику использовать словарь при работе над сообщением, а затем составить краткий план своего выступления. Учащиеся довольно легко справились с данным заданием, при защите проектов учащиеся практически не испытывали трудностей.

Тема: Sport in my life.

Над данным проектом учащиеся работали индивидуально. Задача учащихся - рассказать о роли спорта в их жизни. В начале урока каждый учащийся должен ответить на вопрос Why do people exercise? For example, people exercise because sport develops character and quick thinking.

What is sport for you?

Why do you exercise?

What kinds of sport are you fond of? Why?

What would you do / How would you feel, if you were a champion?

В работе над данным проектом учащиеся совершенствуют лексические навыки и умения по теме “Sports”, грамматические навыки по теме “Conditionals”. Реализация данного проекта способствует развитию творческих способностей учащихся. При защите проектов каждый учащийся рассказывает о роли спорта в его жизни, что способствует дальнейшему формированию умений монологической речи.

Проведение серии уроков с использованием проектной методики способствовало формированию умений монологической речи у учащихся 8 класса. Результатом проведённой работы явился проект “Mascots”.

Тип проекта: творческий моно проект с открытой координацией.

Планируемый результат: учащиеся находят информацию о различных спортивных символах, подбирают иллюстрации, а затем выступают с сообщениями.

активизировать изученный лексико-грамматический материал по теме “Sports”;

развивать коммуникативные умения учащихся, критическое мышление, творческие способности учащихся;

формировать навыки исследовательской деятельности;

воспитывать интерес к учебно-познавательной деятельности на иностранном языке; развивать умение учебного сотрудничества при выполнении проектов.

Тип группы: 2 участника.

Время работы: 2 урока.

Работа над проектом:

Первый этап.

На начальном этапе (организационном) очень важно сформулировать тему и конечную цель проекта. Выбор темы проектной работы связан с содержанием материала учебника “Spotlight English” - заключительная часть раздела “Sports” - “Mascots”. Работа по данной теме способствует также углублению знаний учащихся о культуре своей страны и страны изучаемого языка.

Второй этап. Выполнение проекта.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом - это сбор информации - обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Лексические трудности при выполнении упражнений снимаются учителем посредством беспереводной семантизации - соотнесение незнакомых слов с их значениями. Например, wanders - walks around.

Над данным проектом учащиеся работают в парах.

Учащимся даются такие задания как:

Прослушать аудиозапись и ответить на вопросы: What images come to mind? Where are you? What is happening? What are the people around you doing?

Описать картинки, используя вопросы: Which English football teams do these mascots belong to? What are the mascots` names? Данному виду работы предшествует чтение текста о символах английских футбольных команд.

Выбрать один из символов английских футбольных команд и описать его партнёру. Учащиеся могут использовать следующий план:

Name of the mascot.

Football team it belongs to.

Appearance of the mascot.

Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц.

На данном этапе продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки письменной речи на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком.

Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сообщению.

Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт. После каждого урока (закрепления лексики, работы с текстом, высказываний и т.д.) учащиеся отправляют в свою «копилку» необходимую информацию.

Система оценки проектов

Итак, тема выбрана, состав группы определён, работа идет полным ходом: консультации, поиск информации, рождение идеи, разработка, завершение, оформление. Затем и встаёт вопрос об оценке проекта. Особую важность представляет проблема оценивания результатов проектирования. Оценивание -- это имитация профессиональной экспертизы. В то же время нужно принять во внимание, что оценивание результатов творческой деятельности всегда сложно.

Многие проблемы снимает защита проектной работы. Это самый напряжённый этап проектирования -- подготовка и выход на публичную защиту творческой работы.

Для большей стимуляции волевых качеств школьников нужно ввести дух соревновательности -- устроить конкурс, олимпиаду проектов, выставку лучших работ, на которую можно пригласить и родителей. В результате у учащихся повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в этот сложный период становления их личности.

Оценивание проекта и его защиты проводится по десяти критериям.

Критерии оценивания выполненных проектов:

аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

объём и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта;

аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений;

качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

Оценка защиты выполненного проекта:

качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убеждённость;

объём и глубина знаний по теме, эрудиция;

культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории;

ответы на вопросы: полнота,

аргументированность, убедительность, дружелюбность;

деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Третий этап. Презентация.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм.

Учащиеся сами набирают тексты своих сообщений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.

Выступление перед аудиторией вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести её до слушателей. Работа над презентацией развивает ответственность за решение, пространственное воображение, объёмное видение проекта, умение работать в группе.

не следует опасаться “рабочего” шума в процессе работы над проектом;

при оценке проекта необходимо обратить внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальности учащихся при выполнении проекта.

Результат работы над проектом “Mascots”

Контроль навыков монологической речи

Контроль навыков письма

Защита проектов (устное речевое высказывание)

Магдалина Г.

Никита М.

Наташа С.

Динара Х.

Низкий уровень - 14%.

Средний уровень - 43%.

Высокий уровень - 43%.

Сравнив результаты диагностики после проведения двух проектов, можно сделать вывод, что применение проектной методики явилось эффективным средством при обучении монологическому высказыванию на среднем этапе обучения английскому языку.

Выводы к главе 2

На основе анализа педагогической практики и собственного опыта проведения учебных проектов на среднем этапе обучения английскому языку можно сделать вывод, что участие в создании проектов повышает уровень практического владения английским языком, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность.

В целом, проектная работа, проведенная по теме “Sports”, способствовала укреплению языковой и речевой базы учащихся, обогащению их словарного запаса, развитию коммуникативных умений. Школьникам была представлена возможность говорить о том, о чем они думали, о том, что они хотели рассказать о различных видах спорта.

Участие в проекте “Mascots” дало возможность учащимся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме, рассказывая о символах спортивных команд. Ученики принимали участие в исследовательской работе в процессе добывания знаний и их применения в различных иноязычных речевых ситуациях.

Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода.

Заключение

В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики на уроках английского языка на среднем этапе обучения можно сделать следующие выводы.

Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлена очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

сделать преподавание проблемно-ориентированным;

шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

усилить степень автономии учащихся;

пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Анализируя собственной опыт разработки и проведения системы учебных занятий с использование проектной методики, следует отметить, что применение метода проектов достаточно результативно на среднем этапе обучения английскому языку, т.к. сущность проектной методики при этом отвечает основным психологическим особенностям учащихся, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрывать их личность.

Использование проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;

имеют практическую возможность применить навыки, полученные на урока;

понимают необходимость междисциплинарных связей.

Однако, при работе по методу проектов необходимо помнить и о существующих трудностях со стороны учащихся - языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей.

Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью. Иностранный язык при этом выступает средством познания, нового и интересного общения, способствует диалогу культур с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

Проведенное исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы и предполагает её дальнейшее изучение.

Список использованной литературы

1. Английский в фокусе. Spotlight English: учебник для 8 класса [Текст] / Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Д., Подоляко О.Е. - Просвещение, 2008. - (Учебники и учебные пособия).

2. Байдурова, Л.А., Шапошникова, Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам [Текст] / Л.А.Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 1. - с. 5-11.

3. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы [Текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - с. 11-15.

4. Дьюи, Дж. Школа и общество [Электронный ресурс] / Дж. Дьюи // Избранные труды классиков научной педагогики. - Режим доступа: http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Dewey/_02_Dewey_J_The_School_and_Society.htm.

5. Куклина, С.С. Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе [Текст] / С.С.Куклина // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 3. - с. 6-13.

6. Крылова, Н. Проектная деятельность школьника и педагога [Текст] / Н. Крылова // Народное образование. - 2005. - № 7. - с. 105-111.

7. Лебедева, Т.И. Современная методика обучения устному и письменному общению на иностранном языке [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов 3-5 курсов педагогических колледжей по специальности 050303 Иностранный язык / Т.И. Лебедева. - Ульяновск, 2008. - 168 с.

8. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студентов педагогических колледжей [Текст] / под ред. В.М. Филатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.

9. Настольная книга учителя иностранного языка: справ.-метод. пособие [Текст] / Сост. В.В. Копылова. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 446 с. - (Настольная книга).

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.]. - М.: Академия, 2000. - 272с.

11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - 460с. - (Основы наук).

12. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - с. 4-11.

13. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - с. 3-10.

14. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - с. 3-9.

15. Равкин, З.И. Метод проектов [Текст] / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т. - М., 1993. - Т.1. - с.567-568.

16. Современные теории и методики обучения иностранным языкам [Текст] / под общ. ред. Л.М. Фёдоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Экзамен, 2004. - 320с.

17. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс [Текст]: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238, с.

18. Соловова, Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учётом современных тенденций обновления содержания образования [Текст] / Е.Н. Соловова // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - с. 8-11.

19. Стандарт начального и среднего общего образования по иностранным языкам [Текст] // Вестник образования. - 2004. - № 12. - с. 43-48, 99-107.

20. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 256с. - (В помощь учителю).

21. Телекоммуникационные проекты в обучении английскому языку [Текст] / С.А. Резцова // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. - М.: Экзамен, 2006. - с. 243-245.

22. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка [Текст] / О.В. Теслина // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - с. 41-46.

23. Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому зыку [Текст] / Н.В. Туркина // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - с. 46-48.

24. Фроликова, Е.Ю. Необходимость совершенствования обучения монологическому высказыванию на английском языке в школе и вузе [Текст] / Е.Ю. Фроликова // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 2. - с. 15-20.

25. Шамшурина, Т.М. Создание проекта «Идеальное государство» [Текст] / Т.М. Шамшурина // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 7. - с. 35-37.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История и современное состояние методики обучения говорению как виду речевой деятельности. Использование электронной презентации при обучении монологическому высказыванию. Виды упражнений, направленных на развитие монологической речи школьников.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Индивидуально-возрастные особенности старшеклассников. Лингвистическая характеристика устной речи и приемы обучения монологическому высказыванию. Использование зрительных опор на уроках французского языка. Речевые упражнения на основе печатного текста.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2011

    Индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах. Средства и приемы обучения монологическому высказыванию, контроль как средство определения уровня его сформированности. Пути использования зрительных опор на уроках французского языка.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Теоретические основы обучения говорению на английском языке. Особенности говорения на иностранном языке как вида речевой деятельности. Монолог как одна из форм говорения. Система упражнений для обучения детей иноязычному монологическому высказыванию.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Иностранный язык как специфический учебный предмет, его отличительные признаки и характеристики. Анализ трудностей изучения иностранного языка, его методические основы. Говорение как вид речевой деятельности, его роль в обучении английскому языку.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие метода проектов, типология и классификация. Определение условий обучения английскому языку на основе проектной деятельности на среднем этапе обучения; разработка методических рекомендаций; особенности организации и требования к использованию.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2011

    Грамматика как аспект в обучении английскому языку, ее компоненты и подходы к изучению. Формирование и развитие грамматических навыков в английском языке на среднем этапе обучения. Основные способы решения проблем развития грамматических навыков.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Методы обучения устной речи учеников среднего звена. Говорение как вид речевой деятельности. Различные классификации видов наглядности. Разработка упражнений для обучения устной речи по английскому языку с использованием видео- и аудиоматериалов.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2014

    Роль песен и музыки, используемых в качестве музыкально-образной наглядности в процессе обучения английскому языку. Основные компоненты содержания обучения аудированию и говорению на основе аутентичного песенного материала. Методические разработки уроков.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Коммуникативный метод обучения. Динамика развития умений письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку при использовании системы упражнений в рамках коммуникативного метода. Психолого-педагогическая характеристика учащихся.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...