Правильно писания. Как научиться писать грамотно: полезные советы взрослым и детям

Рукописные тексты становятся пережитком прошлого. Даже большинство школьных заданий на дом выполняются на компьютере, сбрасываются на «флэшку» и сдаются в цифровом виде. И именно поэтому вопрос о том, как научиться писать красивым почерком становится все более актуальным — отсутствует опыт, тренировка создания рукописных текстов. Накладывает свой отпечаток на качество почерка и бешеный ритм жизни, природная лень. На самом деле, решение проблемы есть и оно очень простое. Следуйте инструкции, занимайтесь регулярно, и ваш почерк станет понятным, четким и красивым.

Инструкция

Для занятий необходимо приготовить инструменты: две тетради в косую линию, как у первоклашек, две обычных тетради для письма, авторучку, которая удобно «ляжет» в руку и не будет причинять дискомфорта при занятиях. Паста (чернила) должны выходить из-под шарика стержня легко, но не «мазать» бумагу. Психологический комфорт на таких занятиях — один из главных залогов успеха. Специалисты рекомендуют во время уроков включать любимую медленную музыку, распылять в комнате приятные, не резкие ароматические средства. Важно понимать, что уроки должны доставлять удовольствие, а не вызывать раздражение. Только такой подход обеспечит отличный результат в короткие сроки.

На втором этапе необходимо проанализировать, какие именно проблемы есть с почерком. Перепишите небольшой текст, примерно в половину тетрадной страницы. Просмотрите внимательно каждую букву и сочетания букв, выделите те, что выглядят особенно коряво и неряшливо, понять которые другому человеку будет сложно. Проблемные «моменты» нужно выписать в другую тетрадь — каждый на отдельную страницу. Переносить их нужно не так, как вы обычно пишете, а так, как они должны быть написаны, в соответствии с правилами каллиграфии. В любой библиотеке вы можете найти учебники по каллиграфии, ну, а если лень посещать их, то можно найти руководства в сети и скачать их. Большинство из онлайн книг такого типа предоставляются пользователям бесплатно.

Первые занятия по каллиграфии не должны быть долгими. Достаточно писать в подготовленной тетради по несколько символов на каждой странице. Для некоторых проще осваивать сначала одну букву или сочетание букв, а потом уже приступать к следующей странице в подготовленной самостоятельно прописи. Начинать занятия нужно в тетради «в косую» линию. Такая разлиновка дисциплинирует, учит сохранять необходимый наклон букв и делать их одинаковыми по размеру. Переходить к следующему этапу можно только тогда, когда вы будете уверено вырисовывать четкие и понятные знаки, соответствующие правилам каллиграфии. В качестве эксперимента можно переписывать небольшие тексты или предложения в тетрадь с обычной разлиновкой или на лист без разметки. Но торопиться не стоит, лучше проявить терпение, тогда результат будет таким, как ожидалось и хотелось.

Очень важна в период занятий по корректировке почерка специальная гимнастика для рук и пальцев. Ее главная задача — сделать пальцы пластичными, чуткими и крепкими. Специалисты по каллиграфии рекомендуют следующие упражнения:
круговые вращения кистями,
сгибание сустава запястья,
ритмичное сжимание и разжимание кулака,
круговые движения пальцами,
«замочек»,
веерообразные движения.
Полезно рукоделие, собирание картинок из пазлов и конструкторов из мелких деталей. Лучше выбирать те модели пазлов и головоломок, которые состоят из большого количества деталей. Для занятий с ними можно отвести отдельный уголок в доме, и не забрасывать дело, пока оно не окончено. Это дисциплинирует и развивает усидчивость, помогает избавиться от стресса.

Научитесь оценивать свой труд, ставить себе «отметки», как в школе, но делайте это объективно, без жалости к себе и самолюбования. Будьте максимально строги — если хотя бы одна буква в работе получилась корявой или вышла «из строя», снижайте оценку на один бал. А если не получается, попросите кого-то из близких просмотреть написанный текст, указать на ошибки в плане каллиграфии. Будет просто отлично, если вам поможет человек, который и сам умеет писать красиво, но не будет бояться обидеть вас объективной оценкой. Ругать себя не нужно, важно найти стимул, научиться воспринимать критику как руководство к действию, трамплин для достижения новых вершин. Разбор ошибок должен фиксироваться — неудачные буквы нужно переносить на начало новой страницы в тетради.

После того, как у вас стали получаться красивые буквы и сочетания букв, можно переходить к более длинным предложения и текстам. На начальном этапе писать их нужно в тетради «в косую линию». Это позволит сохранить результаты при переходе на новую ступень занятий. Переписывать нужно небольшие тексты или отдельные предложения, фразы. Полезно начать учитывать время, затраченное на написание определенного количества строк или слов. Лучше учитывать строки, так как слова имеют разные объемы. Еще один вариант увеличить скорость письма — ставить таймер. В качестве счетчика времени можно использовать и любимую музыкальную композицию. Но спешка не должна сказываться на качестве, и если почерк искажается, значит спешить пока рано. Необходимо продолжать оценивать свой труд, делать это без поблажек и скидок на скорость и время.

Важно не только достичь хороших результатов, но и сохранить их. Даже если вы научились писать красиво, это не должно стать поводом для отказа от регулярных занятий каллиграфией и гимнастикой для рук. Не хватает времени? Выделяйте полчаса для этого во время работы, но не заимствуйте время, отведенное на отдых, обед — это будет раздражать. Если ваша профессия связана с письмом авторучкой, выполняйте задачи так, чтобы не нанести ущерб, не свести свои старания к нулю. Заполняйте рабочие бумаги медленно, уделяя внимание каждой букве и слову. Это станет еще одним стимулом к успеху, но самое главное — не срываться на свой обычный корявый почерк. Приступая к каллиграфии, настройте себя на позитив, осмыслите, что это не на один день, что впереди долгий путь, который обязательно даст хороший результат.

Красивый почерк ценился во все времена. Счастливые обладатели каллиграфического почерка могли получить работу, недоступную для тех, кто плохо пишет. И даже сейчас, когда обычную ручку постепенно вытесняет компьютерная клавиатура, красивый почерк не утратил своего значения. Близким людям приятно получить весточку, написанную именно вашей рукой. И разные документы все равно приходится заполнять вручную достаточно регулярно.

Вам понадобится

Инструкция

Оцените свой почерк и определите его недостатки. Честно ответьте себе на вопрос, достаточно ли он разборчив, ровно ли вы пишете буквы и их элементы. Подумайте также о том, какой бы почерк вы хотели. Возможно, придется освоить новые элементы букв. Лучше это сделать сразу, переучиваться несколько раз совершенно незачем.

Обучение каллиграфии мало чем отличается от обучения письму первоклассника. Достаньте прописи. Их можно купить или скачать из интернета и распечатать. Попробуйте ту же последовательность, по которой раньше обучали детей. Позаботьтесь о правильной позе. Сядьте прямо, положите лист немного наклонно, возьмите правильно карандаш.

Напишите несколько строчек прописей остро отточенным простым карандашом. Представьте, что вы только учитесь писать. Старайтесь писать все элементы ровно, точно соблюдая пропорции и наклон. Если вы контролируете процесс, достаточно будет одного или двух занятий письма карандашом.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").
  4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").
  5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").
  6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").

  8. И, наконец, "неаккуратность" в тетради:

  9. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.
  10. "Съезжает" со строчек к концу предложения.
  11. Переносит слова неправильно.
  12. Часто не делает пробелов между словами.
  13. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Обсуждение

Способность писать грамотно даётся от природы, как способность к математике, физике. Конечно, развивать грамотность можно и нужно, но какой же это труд для ребёнка! Есть дети, которые при изучении темы говорят, что все легко и просто, единицы даже утверждают, что уже проходили этот материал в прошлом году, хотя это совсем не так:) И есть те, кто сидит с отсутствующим взглядом, хоть разбейся!, а на математике щелкает задачи, неграмотно записывая пояснения и ответ!

04.11.2017 12:44:38, Inna47

Может, это и хорошо, что всему мы находим объяснение. Но ведь раньше всех этих умных слов не было. А людей грамотных у нас хватало. Я до 10-го класса писала с ошибками. Хотя читать очень любила. И вдруг стала как бы чувствовать язык. Очень помогло то, что моя мама работала в ИТАР-ТАСС в начале корректором. Им давали огромные рулоны с текстами, которые потом редактировались редакторами. А задача самих корректоров была в том, чтобы проверять орфографические ошибки и ошибки в пунктуации. Так вот, мама просила меня читать, а сама на копии правила ошибки. Разумеется, находя ошибку, она меня останавливала, и мы ее исправляла. Там у них еще специальные были обозначения. Например, подчеркнуть снизу букву два раза - это поменять маленькую букву на заглавную. В итоге я совсем незаметно сама стала искать ошибки и очень радовалась, когда находила их.
Еще одно - все твердят - ребенка надо заинтересовать. Да, мне было интересно. Но это было УЖЕ 10 класс. На тот момент я даже не понимала, что мне интересно. Найти подход даже к своему ребенку очень сложно. И главное, что нам мешает - наше желание. Мы так хотим, чтобы наши дети читали и правильно писали, что не терпим их возражения. И, разумеется, встречаем отпор.

Статья хорошая.
Другой вопрос, как заставить ребенка заниматься по всем этим полезным пунктам??
Я долго искала какую-то игру, или книжку-развивалку, чтобы был интерес заниматься. Нашла "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Наберите поиском, очень полезная штука!

19.10.2013 22:58:58, Швабрмания

Бороться с дисграфией сложно, но можно и нужно,
если бы еще учителя -как специалисты, хоть немножко помогали её вовремя обнаружить и знали ЧТО подсказать....
Из опыта борьбы с дисграфией, 1-4 части ДНЕВНИКА
[ссылка-1]

Наша страна, тихонько, приближается к воспитанию моно людей. Человек разбирающийся в одной области знаний, далёк от другой, даже похожей и близкой. Мой старший сын, обучаясь в одной из лучшей школе города и имея, как выяснилось в 4-м классе, дизграфию, занимался с учителями-репетиторами начаная с 1 класса, ни одна из 3 не понимала в чем проблема ребёнка... Второй ребёнок пошёл в 1 класс, уже занимаясь, с одним из ведущих специалистов логопедии (преподавателем пед.ВУЗа), было выявлено, дизграфии нет... ,сейчас он во втором классе, русский твёрдая 3...А причина 35 человек в классе, всем трудно и детям, и учителю. Предлагаю, прекратить гонку за образованием, ну хоть чуть-чуть, дать детям психологически облегчённое детство, ну и перестанем вытягивать из родителей деньги, ставя такому кол-ву семей этот диагнноз

17.12.2011 11:04:30, Добрый день!

Ну хоть какие-то советы, хорошая статья

Хорошая статья!

Боже мой! Можно не знать правила русского языка и писать грамотно, а можно знать и писать кое-как. Правила и грамотность - вещи разные. Вначале разработают интенсивную школьную программу, набитую правилами и исключениями, а потом удивляются, что грамотно не пишут. Так ведь не учили же этому!

Комментировать статью "Как научить ребёнка писать без ошибок?"

дисграфия. Писать диктанты ребенку с дисграфией, да еще даже не школьнику - это мучительство. Первые 2 класса были тяжелой работой, пришлось отказаться от части доп. занятий. Как научить ребёнка писать без ошибок? У меня у кровной дисграфия и дислексия.

Обсуждение

В Москве можно проверить на дислексию/дисграфию в институте коррекционной педагогики на Погодинской улице

в таких случаях я не понимаю только одно: а как вы дожили до 3 класса без каких-либо сомнений и мучений?
Дисграфия - это ж сразу и сильно! Понятно, что что-то не так.
А если проявления чуть-чуть то это вариант нормы, имхо, кто идеален и полностью здоров?:)

Если по делу, то, имхо, разбираться дисграфия ли (специалисты легко вычисляют "своих") и какой именно вид. При акустической, например, как раз легче письменный язык дается (даже если и с ошибками), чем устный

Как научить ребенка писать?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Пишет буквы, как сказала учитель, хуже всех в классе. Я уже набрала кучу прописей в магазине, пишем с ней. Теперь таким детям ставят диагноз " дисграфия ". Как научить ребенка красиво и грамотно писать?

Обсуждение

Всем большое спасибо, сегодня купили специальную ручку. Дочь сказала, что в классе многие дети именно такими пишут. Даже старшая такую же попросила. Посмотрим в выходные, как ей писать будет.

Это к вопросу о нужности/не нужности подготовок к школе, на самом деле...

Учительница против того, чтобы учил кто-то другой, скорее всего, из-за различий в "правильнописании". Встречалась с программой, где учат писать буквы совсем не так, как нас учили, не с той стороны палочки начинают писать, не так соединения букв образуются... Я бы попросила учительницу порекомендовать прописи, возможно, для "5-6 лет", соответствующие вашей программе.

Есть насадки на ручку, способствующие правильному захвату, посмотрите по ссылке, типа таких.

Еще вот тренажер для пальчиков есть, Яське нравилось:) http://www.planetasp.ru/images/zakup/229/190/1/r308413.jpg

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Обсуждение

на общих оснваниях.Но у нас и школа обычная-ни о каких диктантах на 10 строчках речи нет(не говорю,что это хорошо),несмотря на 4й класс, и учительница лояльна-если бы мой сын учился у моей первой учит-цы,то с его поччерком и видом тетрадей он ни в жизнь бы ни одной 4 не получил.А вот по англ.- там да,все что устно- "5",все что письменно- "2":-((и ничего не сделать...

Мою дочь оценовают на общих основаниях, но она не возражает. Другое дело, что ее в школе не мурыжат и не заставляют по 3 часa переписывать. С ошибками учительница отправляет обратно, да, исправлять. Иногда подчеркивает места, где ошибки, чтобы дочь сама исправила их и получила бы шанс на более высокую отметку. Но я спокойно отношусь к оценкам за язык: лучше, чем было и ладно. Главное для меня - чтобы дочь старалась и постепенно прогрессировала.

Свою я бы категорически не разрешила держать после уроков по 3 часа тем более, что просто переписывание малоэффективно. Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной грамматической форме или переделать уже имеющееся предложение. Вот их моя выполняет хорошо, от ошибок копирования мы уже практически избавились. На их основе тоже можно аттестовывать, и в среднем получить неплохую оценку. Плевать, что за диктанты формально двойка.

Ребенку сказать не нервничать, сконцентрироваться на том, что получается лучше. Я бы договорилась с учительницей, чтобы она использовала и другие методы аттестации ТОЖЕ наравне с заслуженными двойками за диктант. Если у него хорошая память, он вполне сможет выучить правило и ответить на уроке - вот уже и не двоечник. У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с пространственной ориентацией и амбидекстр, похоже. Ну, занимаемся и воспитываем философский подход к жизни. В вашей ситуации я бы еще подналегла на освоение компа, научите его быстро печатать, в будущем пригодится.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Обсуждение

У меня трехязычный дисграфик. Я бы погодила впадать в шок. Вполне может быть, что все обойдется. Не думаю, что из-за англ. она будет хуже писать по-русски. Скорее всего будут те же типичные ошибки, а по мере компенсации дисграфии в русском, если вы специально занимаетесь, вы увидите аналогичный прогресс в иностранном. У моей дочери примерно так и было. Я боялась, что на каждом языке нам придется начинать все снова-здорово, однако она как-то переносит навыки из языка в язык без доп. занятий. Возможно, было вам бы безопасней начать второй язык попозже, чтобы дать ребенку побольше времени скомпенсироваться, но, может быть, они не будут так уж много писать на англ. прямо с первого года обучения. А в устном языке Ваша девочка вполне может быть успешна.

Моему дисграфику английский почему-то дается на порядок легче:) Так что может и ничего:)

Дисграфия у подростка. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. А писал... слова писал пропуская все гласные, одни сплошные мелкие крючки, незамкнутые все "круглые" буквы. И сейчас пишет не то, чтобы абсолютно грамотно, но уже читаемо.

Обсуждение

Я искала на сайте логопед.ру. Нашла буквально в соседнем доме женщину,она правда не учитель русского а в первой половине дня работает логопедом в школе.Стоит занятие 1000 руб за полтора часа,два раза в неделю.Она действительно с моей еще быстренько проходит ее школьную программу,помимо основных занятий.Посмотрите по своему району там.

09.11.2010 12:29:24, Линдaaa

Посмотрела, вы в СВАО живете, найдите ближайший к дому центр медико-педагогической помощи детям. Там очень хорошие специалисты. У меня ребенок занимается с логопедом тоже по поводу дисграфии в центре "Участие" на Ленской. Занятия как бы и логопедические и одновременно подтягивают ребенка по русскому языку, повторяют правила правописания и прочее. Меня логопед сразу же на первом занятии попросила принести учебник по русскому языку, чтобы ей ориентироваться в программе, которую проходит ребенок. Занятия бесплатные.

дисграфия. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Писать диктанты? Он пишет просто абру-кадабру, что сам прочитать потом не может. У меня сыну сейчас почти 18 в школе хлебнули по полной, тогда в началке еще и не смогла найти грамотного специальста:(У нас была...

Обсуждение

У меня сыну сейчас почти 18 в школе хлебнули по полной, тогда в началке еще и не смогла найти грамотного специальста:(У нас была дисграфия и дизлексия на фоне скрытой леворукости. Кстати проверьте, так как это не всегда видно сразу, а усложняет процесс. Сейчас оглядываясь назад могу посоветовать прекратить занятия через истерику, они не дадут ничего, только оттолкнете назад. Там ведь еще включается психология ты тратишь огромное количество сил, а результата может и не быть, он выстрелит потом, но ребенку хочется видеть сейчас плод своих и ваших трудов. Плюс систиматика, если оставили все на 2-3 месяца практически всегда откат назад почти в начало. Сейчас только читать много, но по очереди, вы страницу -он обзац, ему действительно тяжело читать. В дальнейшем надо учитывать, что при более медленной диктовке, чем это происходит общим потоком, он будет писать на 1 балл выше, чем со всеми. Это если сможете договориться с учителем, что бы тот потом продиктовывал отдельно после уроков. Опять же для того что бы не отбить охоту у ребенка.

Обсуждение

Вообще, для самостоятельных занятий хорошо использовать CD по русскому языку из серии "Семейный наставник". Как раз эта серия начинается со второго класса. Достоинством этой программы является то, что она ориентирована на индивидуальный подход - работаешь над тем, что у тебя не получается (есть диагностические, коррекционные задания, объясняющие материал, экзаменационные, звуковые диктанты с последующей проверкой). Серия сделана до 7 класса (на каждый класс свой CD).
Если в начальной школе это достаточно эффективное средство, то уже в шестом классе эффективность использования падает (объем большой, и отрабатывать отдельно каждое правило - тратить в пустую время).
Поэтому сейчас мы занимаемся по книге Н.Б. Самсонова "Как повысить грамотность: Система занятий по орфографии и пунктуации для учащихся 8-11 классов / Под ред. П.А. Леканта".- М.: ЦентрКом,2001. Покупала книгу в самом издательстве (т. 973-20-64). Достоинство книги - индивидуальный подход (возможность определить свой уровень грамотности и в зависимости от него определить порядок отработки ошибок, все орфограммы сведены в единую орфографическую таблицу, и что самое главное даны схемы рассуждений в сложных правилах).

, – научиться грамотно писать без ошибок. Эта задача остро стоит как перед школьниками, страдающими от неудовлетворительных оценок по русскому языку (и со страхом ждущими сдачи ), так и перед взрослыми, испытывающими комплексы по поводу своей безграмотности.

Для того, чтобы бороться с ошибками, необходим точный порядок действий. пытается справиться с ними при помощи повторения правил традиционной грамматики. Однако огромный корпус правил (с бесчисленными исключениями и прочими «оговорками») невозможно использовать на практике. Никто из грамотных людей не вспоминает правила в момент письма. Более того, ряд школьных правил составлен так, что в спорных ситуациях неминуемо приведет к ошибке.

Алгоритмы, используемые в методике Натальи Романовой «БЕЗ ПРАВИЛ», служат для принятия мгновенного, единственно верного решения в момент письма. Они не имеют ничего общего с мнемоническими или другими сомнительными учебными практиками. Алгоритмы Школы грамотности Романовых – это выработка правильного порядка действий при письме: 1) увидеть трудность 2) принять мгновенное решение под контролем алгоритма. Когда в результате тренировочных задач использование алгоритма станет автоматическим, учащийся гарантированно будет писать без ошибок.

Традиционная грамматика рассматривает любую ситуацию на письме, как трудность. Школьные учителя никак не классифицируют ошибки учащихся. В действительности ошибки делятся на главные (наиболее частотные у всех безграмотных людей) и второстепенные (достаточно редкие, несистемные). На первых же занятиях в Школе грамотности Романовых снимается вредный школьный дуализм «слитно-раздельно», порождающий колоссальное количество системных ошибок учащихся. Многолетний анализ тысяч вступительных тестов учащихся показывает, что позиция «раздельно» не требует контроля. И это не единичный случай – в школьной программе есть огромное количество пунктов, где трудность надумана и не требует никакой проработки.

Хотелось бы отметить один любопытный момент – при наборе этой таблицы в редакторе «Word» автоматическая проверка ошибок подчеркивает красным все ошибки, кроме ошибок из правого верхнего квадрата (ошибки типа «вернусь на утро», «наелся до сыта»)! А ведь это самые распространенные ошибки как учащихся, так и взрослых людей! Так что на помощь компьютера при написании текстов рассчитывать не приходится.

То же самое касается и пунктуационных ошибок. Существует большое количество пунктуационных ошибок, порожденных невнятностью формулировки школьных правил (системные ошибки на запятые вокруг союза «и», ошибки при применении правил на «причастный оборот).

Школа грамотности Романовых с 1992 г. анализирует тексты, написанные учащимися до обучения, и постоянно производит улучшение программы в сторону решения реальных проблем и трудностей. В отличие от традиционных курсов русского языка, мы работаем, зная нашего «врага» – системные ошибки при письме – в лицо. Это позволяет нам эффективно обучать учащихся всех возрастов писать без ошибок и готовить их к сдаче экзаменов ЕГЭ и .

Мы с уверенностью можем сказать, что все проблемы с русским языком одинаковы, и мы знаем, как их решать.

Грамотность в написании любых деловых бумаг или обычных текстов – это показатель образованности человека. Сейчас люди больше печатают, чем пишут, поэтому задумываются о грамотности нечасто. Достаточно просто воспользоваться программой правописания и компьютер сразу подчеркнет неверное написанное слово и можно одной клавишей исправить ошибку.

Вот из-за этого у многих бывают неприятные ситуации. Когда они устраиваются на работу и заполняют длинные анкеты от руки, к чему очень часто начали прибегать работодатели, человек неожиданно осознает, что неуверен в правильности написания какого-то слова. Одну ошибку работодатель посчитает досадной оплошностью, а 3-6 грамматических или стилистических ошибок могут быть решающим фактором для того, чтобы их анкета попала в папку не принятых на работу.

Уровень грамотности важен не только для устройства на работу. Записка с ошибками, которую вы оставляете соседу или коллеге, может показать вас не с лучшей стороны. Если он хорошо вас знает, то ничего не скажет, но сделает для себя определенные выводы. И это еще досаднее если вы имеете диплом, а то и два, о высшем образовании.

«Встречают по одежке» — это только поговорка. В деловой современно жизни от человека ожидают намного больше, чем просто грамотность, она должна быть безупречной.

Преимущества употребления кофе

Десять привычек, которые делают людей хронически несчастливыми

Влюблен ли в вас мужчина: 10 признаков

Если вы видите, что вы недостаточно грамотно пишите, не нужно отмахиваться от этой проблемы, поскольку она просто решается.

Чтобы научиться безошибочно писать, необходима последовательность в действиях. Начинайте с самого легкого – с орфографии . Также стоит больше читать . Только подходить к этому необходимо ответственно. Во-первых, читайте только хорошую литературу , которая сможет помочь «убить сразу двух зайцев» — проникнуться многообразием и красотой метафор и увидеть, как нужно писать слова. Поэтому лучшим выбор для вас будут произведения классиков. К примеру, Пушкин, Тютчев, Куприн, Пришвин. Можете выбирать произведения, которые легко читаются и воспринимаются.

Привычки которые сделают вас счастливым

Что случится если долго смотреть в глаза человеку

15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевно

Помните, что читать в дороге – в автомобиле, поезде, метро – особенно, если вы любите бульварное чтиво или желтую прессу, никакой пользы вам не даст. В этой литературе очень часто встречаются стилистические и грамматические ошибки, и только в некоторых случаях может быть образцом красивой и грамотной речи.

Читайте стоящую литературу от 30 до 40 минут в день, а лучше – ежедневно 1-2 часа. Но этого не достаточно. Ту информацию, которую получила память от чтения, нужно обязательно закрепить. В этом вам поможет письмо. Чаще оставляйте письма и записки близки и друзьям. Расскажите им о вашей проблеме и попросите их внимательно читать все написанное вами, а затем указывать на допущенные ошибки.

Если вы будете серьезно относиться к делу, то уже через 2-3 месяца упражнений в письме и чтению ваша грамотность возрастет. Это такой навык, который нужно постоянно подкреплять, до тех пор, пока он не дойдет до автоматизма. Дабы процесс пошел быстрее и легче, можете всегда под рукой держать орфографический словарь.

Но то, что УчиЭто описал выше, является не единственным способом обучиться грамотному письму. Второй вариант – это изучения правил пунктуации и правописания. Если вы решили выбрать этот вариант, то лучше всего привлечь педагога или человека, который идеально владеет данными знаниями.

Практика показала, что у тех взрослых, которые в детстве много писали, читали и серьезно занимались в школе русским языком и литературой, нет проблем со стилистикой и грамматикой. Поэтому лучше прививать навыки грамотного письма со школьного возраста.

К большому сожалению, современная молодежь не всегда преуспевают в этом вопросе. Это значит, что момент для обучения был упущен, а теперь придется исправлять это.

Начать можно с того же, что и взрослые – больше писать и читать . Перед покупкой книжки ребенку изучите ее на предмет ошибок. Приобретайте только качественные книги, с яркими и красивыми рисунками, которые заинтересуют ребенка и побудят начать читать эту книгу.

Пытайтесь как можно чаще тренировать ребенка в правописании. Пускай он переписывает тексты, аа вы постепенно будете усложнять их. Проводите диктанты. Больше включайте слова, которые ребенку трудно написать. Если ему трудно их правильно писать, пускай пропишет их парочку раз на отдельном листе. Проводите также диктанты из отдельных слов, в которых на три-четыре знакомых слова будет два незнакомых.

Поищите в мировой паутине тесты на грамотность , которые помогут ребенку не только узнать его уровень, но и улучшать его постепенно.

Старайтесь чаще говорить детям, что люди, умеющие грамотно писать и красиво говорить, имеют намного больше шансов получить хорошее образование и престижную работу, чем безграмотные сверстники.

В наше время без грамотности – как без рук. И даже несмотря на наличие «умных» машин – компьютеров, которые и ошибки заметят, и подскажут, где слово неверно напечатано, в определенный момент времени человек понимает, что он, к сожалению, совсем «не дружит» с грамматикой. Тут-то он и начинает «посыпать голову пеплом», сожалея о том, что плохо учился в школе и поэтому сейчас не может получить вожделенную должность с хорошим окладом.

Или, бывает, что перешагнув тридцатилетний рубеж, человек открывает в себе талант сочинительства. И опять препятствие: мысли есть, идей – миллион, а выразить все это словами не получается.

Или, к примеру, очень хочется написать романтическое послание объекту своей любви, и опять загвоздка: а как писать « я чуСтвую любовь» или «Я чуВствую», «нЕобыкновеННый» или «нИАбыкновеНый»?

Как не крути, а человек, не умеющий грамотно, логично и красиво выражать свои мысли, никогда не сможет:

  • Знаменитым писателем или журналистом;
  • Произвести впечатление на окружающих;
  • Добиться успеха в ;
  • Стать «душой компании»;
  • Сделать карьеру и т.д. Можете сами дополнить список еще несколькими пунктами.

Но лучше поздно, чем никогда! Если даже так сложились обстоятельства, что уроки русского языка и литературы были не самыми главными в вашей школьной жизни – не беда. Совершенствоваться никогда не поздно, поэтому начинаем изучать, как научиться писать без ошибок взрослому человеку и .

Чтение

Скучно? Не интересно? А что поделаешь, батенька, это непременное условие. Прочитайте роман Толстого, отвлекитесь на Донцову. Затем Шекспира, а после наградите себя Устиновой. Так и чередуйте. Читать нужно много. И не от случая к случаю, а каждый день. Человеческий мозг устроен так, что визуально он запоминает правильное начертание букв и написание слов. В подсознании откладываются запятые, точки и двоеточия. Даже не зная ни одного правила, можно писать грамотно.

Письмо

Кроме чтения, которое, конечно, поможет в правильном выражении своих мыслей, нужно еще и писать.

Заведите дневник, где просто описывайте прошедший день, планы на будущее, свое отношение к этому дню и людям, которые в нем присутствовали. Пишите ежедневно. И пользуйтесь орфографическим словарем. Лучше бумажным, а не электронным, так лучше запоминается.

Еще заведите блокнотик, куда записывайте слова, вызывающие у вас затруднения. И вслух их проговаривайте. Старайтесь использовать эти слова в своих сочинениях – до тех пор, пока их написание не будет происходить автоматически.

Пусть кто-нибудь из членов вашей семьи, друг или знакомый поможет вам – диктанты очень хорошо развивают грамотность. Возьмите любой небольшой текст художественного направления, и пишите под диктовку. Затем проверьте ошибки и… пишите еще раз.

Терпение и упорство – только эти два качества могут научить писать без ошибок взрослого человека.

Учебники

Да, без них, к сожалению, ничего не выйдет. Если писать правильно слова вы сможете научиться, только читая и заполняя дневник, то расставлять знаки препинания – это уже другая история. Все эти многоточия, прямая речь, точка с запятой, тире и дефис – «темный лес» для того, кто никогда не заострял на этом внимания.

Пора начать понимать разницу между косвенной и прямой речью, узнать, когда нужно ставить двоеточие, а когда – тире. Так что, учебники русского языка класса с шестого должны «поселиться» на вашем рабочем столе.

Будет неплохо, если у вас есть человек, способный проверять ваши записи на наличие ошибок. Если такового не имеется, то можно воспользоваться онлайн-проверкой, в сети много программ, проверяющих грамотность. Но они не всегда дают полный отчет об ошибках.

Окружение

Уже давно замечено, изучено и доказано, что нас «делает» наше окружение. Хочешь стать успешным – общайся с успешными людьми. Хочешь стать умным – общайся с учеными и инженерами. Хочешь стать стильным – введи в свой круг общения людей с хорошим вкусом, дизайнеров, художников, артистов. Хочешь и командный голос – ищи соответствующее общество. Спустя несколько месяцев будут заметны изменения.

Меняйте окружение, если оно «тормозит» вас, не давая развиваться. Меняйте тех, кто не понимает вас и насмехается. Пересмотрите свой круг общения и без сожаления рвите все связи с теми, кто в вас не верит.

Курсы

Если самому заниматься тяжело или лень, то можно записаться на курсы русского языка. С преподавателем обучаться гораздо легче, чем самостоятельно. Да и результаты будут заметны быстрее.

Если вы уже приняли решение развить свою грамотность – начинайте это делать немедленно. Возьмите книжку или напишите свое первое письмо самому себе, где укажите, каким человеком вы станете через три месяца. Уберите это письмо в самый дальний ящик письменного стола и забудьте о нем. Достанете его позже, тогда, когда станете настоящим мастером слова – письменного и разговорного.

Начинайте сейчас, и, кто знает, может всего лишь через год мир всколыхнет новое имя в жанре художественного слова – ваше.

Изображение: kdinuraj (flickr.com)

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...