Основные пути привлечения родителей к жизни класса. Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства
Светлана Рудина
Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства
"Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства " (Нетрадиционные формы работы с родителями )
Свое выступление я хочу начать с фразы : ”Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”, - так говорил Макаренко.
И нам, как воспитателям, очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду , но и в семье. Ведь семья – это счастье и любовь в доме.
У себя в группе мы используем такие нетрадиционные формы работы с семьёй, как фото вернисажи, коллажи, проектный метод.
Так, например, проектный метод работы с семьёй у нас начался сразу же после того, как все ребята поступили к нам в среднюю группу, и назывался первый проект ”Моя семья”. (Слайд 2)
В этом проекте ребёнок c помощью родителей рассказал о своих близких : маме, папе, бабушках, дедушках, сёстрах и братьях, о том, чем семья любит заниматься, какие существуют в семье традиции. Как следствие возникла потребность создания генеалогического древа семьи. (Слайд 3) Ребята представили свою родословную по-разному. Очень приятно, что многие семьи знают свои корни аж с 1892 года. За эти два года было сделано много проектов детьми и родителями . Конечно – это больше чем проект, это передача опыта семьи другим семьям. В проекте “Моё любимое домашнее животное” (Слайд 4) – ребята рассказали о своих домашних питомцах : как они появились дома, как придумывали кличку животному, как за ним ухаживают. Ребята рассказали не только о своих питомцах, но и о питомцах родных и близких друзей. После проведённых летних и зимних каникул, ребята поделились своими впечатлениями в проектах ”Как я провёл лето” (Слайд 5, ”Как мы отдыхаем зимой”, “Как я провёл зимние каникулы”(Слайд 6) . Где только не побывали наши малыши! Чем только ребята и родители охотно не увлекаются и не занимаются. Кто–то летом отдыхает на даче, кто-то любит ходить в лес за грибами, а ещё у нас дети любят путешествовать по разным странам. Зимой дети и родители так же проводят время с пользой : горные лыжи, санки, коньки, походы в лес, где вместе с папой можно рассмотреть следы лесного жителя, отдых в южных странах. Очень приятно смотреть фотографии, на которых запечатлены счастливые моменты семейной жизни . В проекте ”Я - путешественник” (Слайд 7) ребятам было предложено написать в какую страну они хотят отправиться путешествовать, каким видам транспорта они воспользуются, что они там хотят увидеть, какие сувениры привезут. Благодаря этому проекту многие родители запланировали следующее своё путешествие в ту страну, куда мечтает попасть их ребёнок и да же разработали маршрут своего путешествия. Последний проект был сделан к неделе психологии ”Познакомьтесь – это я”. (Cлайд 8) Родителям было предложено в проекте отразить следующие моменты. Что означает имя вашего ребёнка, почему его так назвали, чем ребёнок увлекается, что любит делать, кушать и т. д. Было очень приятно, что родители с огромным удовольствием и творчески подошли к работе. Очень многие родители представили свой проект с фотографии маленького малыша, которому 2-3 дня отроду, а некоторые начали знакомство с ребёнком, когда ещё он был в животе у мамы. Одна мама даже написала, что чувствовал малыш в те или иные моменты, когда он был ещё в животе, что он любил слушать, есть. Очень многие родители заканчивали своё знакомство с ребёнком фразой, что их ребёнок самый умный, любимый, желанный. И это очень приятно – ведь наша цель была именно такова, что при создании этого или другого проекта родители , так или иначе акцентируют внимание на ценности незабываемых мгновений детства , а еще, самое главное, происходит укрепление позитивных, внутри семейных отношений.
В группе стали традиционными тематические фото выставки к 23 февраля ”Мой папа”, к 8 марта ”Моя мама”. В средней группе на фотовыставке были представлены фотографии маленьких пап и мам, а уже в старшей группе (Слайд 9) на фотографии каждый ребёнок был представлен со своим родителем , а ещё в качестве сюрприза каждый малыш немного рассказал о маме и папе. Некоторые родители сделали для себя открытие, услышав из уст ребёнка о некоторых моментах семейной жизни . Для нас воспитателей, большую ценность имеет фотогазета ”Семья”, посвящённая недели психологии. (Слайд 10) В этой газете на фотографиях запечатлены самые трепетные отношения семьи : любовь, счастье, забота, нежность, опора. Приятно, что родители откликаются на просьбу принести фотографии , многим пришлось их даже распечатать, т. к. в наше время все архивы хранятся в электронном виде.
Очень любят ребята с родителями мастерить открытки . 9 мая, Новый год, День рождение – как в такой день оказаться без открытки. Так на День рождения детского сада , (Слайд 11) ребята с родителями смастерили открытки , а в этих открытках написали пожелания детскому саду в его юбилей . На Новый год ребятам было предложено в своих открытках написать пожелания Деду Морозу. (Слайд 12) Ребята, вместе с родителями , пожелали Деду Морозу здоровья, счастья, успехов, удачи в новом году. Не забыли попросить и подарки для себя и своих близких. Очень хочется надеется, что во многих семьях станет традицией под Новый год писать всем вместе письмо Деду Морозу. А какой Новый год без ёлки, но мы пошли дальше и предложили каждой семье смастерить свою Новогоднюю ёлочку. Каких только красавиц не было : и из кофейных зёрен, и из нитей, из ткани, бумаги, конфет, мишуры, и даже ёлка в банке с глицерином. С какой любовью дети вспоминали как они по вечерам, сидя в кругу семьи, мастерили свои новогодние поделки. Ни это ли Новогоднее чудо! Как редко теперь семья собирается вместе. Именно в такие моменты взрослые и дети становятся одним единым организмом , одним целым миром. (Слайд 13) , (Слайд 14)
И в завершении я хочу закончить своё выступление ещё одной фразой, сказанной Макаренко : ”Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни , даже тогда, когда вас нет дома”. (Слайд 15)
Одна из серьезных проблем современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе: непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводов; конфликтность отношений между членами семьи; малодетность (1-2 ребенка); падение авторитета родителей; расширение безнадзорности как социального явления; подростковая преступность; детская и подростковая наркомания.
Задачи: –Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. –Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с постепенным, системным, поэтапным формированием у учащихся традиционных для российской семьи ценностей. –Формирование уклада школьной жизни, основанного на принципах соборности*, со=бытийности**. –Повышение педагогической, психологической, юридической, медицинской компетентности родителей. –Разработка методики работы с различными категориями и типами семей. –Разработка и внедрение методик работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, воспитывающими одаренного ребенка, ребенка инвалида. –Организация непрерывного педагогического воздействия по формированию мировосприятия, миропонимания, мировоззрения ребенка с раннего детства до завершения образования и вступления в самостоятельную жизнь. –Анализ эффективности создаваемой воспитательной модели.
Современный русский человек унаследовал от своих предков любовь к соборности, только чаще сейчас вместо слова «соборность» употребляются более нейтральные слова, как солидарность, единение, сотрудничество и другие. Основные компоненты соборности: любовь, сострадание и уважение к ближнему, стремление к решению проблем сообща, взаимопомощь, следование морально-нравственным традициям. *Соборность в обучении и воспитании означает единение вокруг общего дела, направленного на помощь нуждающемуся или на благо общего дела»
**«Со–бытие» означает то, что произошло, факт общественной или личной жизни.2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Производные от этого понятия «со– бытийный» и «со–бытийность» означают насыщенность событиями, особую событийность жизни детей. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как со-бытие. Событие-это момент педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно ориентированная встреча Взрослого и ребенка. «Наше дело вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы нам было каждый день интересно вместе» такова первая формула «краткосрочных замыслов». CINEMA – технология в своей основе заключает проживания и переживания. Это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе.
Гипотеза программы Гипотеза программы заключается в предположении, что школа может стать духовно- нравственным и культурным центром, направленным на возрождение традиций российской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов и обеспечит гармоничное воспитательное воздействие педагогов и родителей на личность ребенка.
Основополагающая концептуальная идея воспитательной деятельности: Школьный уклад должен составлять живое полноценное внутреннее органическое единство школы, чтобы воспитать полноценного, цельного, творческого, не ущербного человека, который был бы здоров и телесно, и душевно, и духовно. Усилия школы устремлены к реализации этой идеи.
Концепция желаемого будущего состояния школы Школа – духовно-нравственный центр микрорайона, в котором: созданы условия для обучения, воспитания и развития каждого ученика в соответствии с его природными задатками, способностями, состоянием здоровья; организовано разноуровневое, дифференцированное обучение, позволяющее достичь уровня информационности и функциональной грамотности, отвечающей современным требованиям; обеспечивается духовно-нравственное становление и социальное взросление ребенка в совместной детско-взрослой общности, основанной на заботе, любви, доверии и уважении; создана благоприятная психологическая среда, позволяющая предупреждать социальное одиночество и предоставлять возможность для реализации ребенка в различных социально-полезных сферах деятельности; оказывается адресная психолого –педагогическая помощь семьям, направленная - на укрепление ее воспитательных функций.
Формы взаимодействия: Управляющий Совет школы; Попечительский совет; Совет профилактики; - родительские комитеты школы и классов; - родительское собрание; - родительский лекторий; - тематические конференции по обмену опытом воспитания детей; - презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации; - вечера вопросов и ответов; диспуты, дискуссии; семейные гостиные; школа семейной духовной культуры; - индивидуальные тематические консультации; - посещения на дому; родительские рейды; телефонная служба «Учитель-родитель-школа»; встречи родительской общественности с руководством школы.
Ожидаемый результат Базисными чувствами практических отношений должны стать: взаимопонимание, взаимопомощь, взаимозабота, взаимоотдача, отношение доверия и любви. Указанные отношения создают органическое свободное единство между людьми, именуемое созвучием, соцветием, основанное на сочувствии, совести, солидарности.
ШКОЛА Детско-спортивная школа СОЦИУМ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ДЮЦ Калининградский областной институт развития образования КОИРО ООО «Издательство «Академкнига/Учебник» Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии краеведения и туризма» ГАОУ ДОД КОДЮЦЭКТ КРОО «Экозащита!- Женсовет»
КЛАССНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Сотрудничество наше – Не просто лишь слова. Помочь решить проблему Готовы мы всегда. Мы не навяжем мнение, И не дадим рецепт, Но тот, кто хочет слышать, Всегда найдёт ответ. Мы в формах самых разных – И в шутку, и всерьёз – Доступно разъясним вам Волнующий вопрос.
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ПЕДСОВЕТОВ И ОТКРЫТЫХ УРОКАХ Непременно знать родители должны, Что каждый ребёнок личность особая, И чем больше способны в неё мы вложить - Тем отдача будет весомее. И чтобы цель нашу общую реализовать, Родителям в уроке участие предложили принять. Ведь здесь мы едины: родители – первейшие и лучшие соратники учителя.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ К Вашим услугам в любую погоду Помощь психолога и соцпедагога. Помогут, подскажут, направят, поймут И выход всегда непременно найдут. Психологические тренинги для родителей и детей. Решение трудных жизненных проблем за круглым столом с социальным педагогом.
Побыть в кругу семьи – счастливый случай, И кто здесь побывал, действительно, везучий. Любой вопрос, любую ситуацию На равных обсуждали не напрасно мы. Так много нового нам довелось узнать, И лучше стали мы друг друга понимать. Ну, а в финале – победителям награда, И радость от того, что мы просто рядом. СЕМЕЙНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Нам хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ваш ребёнок – это ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным. Мы – школа, учителя – тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, творчески активной и социально зрелой личностью.
ПРОГРАММА
проведения единого методического дня
по теме: «Точки изменений – промежуточный итог»
Мероприятие |
Ответственный |
||
Встреча участников ЕМД |
Администрация МАОУ Вагайская СОШ |
||
Приветствие участников ЕМД |
Директор школы Володин Е.В. Зам. директора УВР Новикова М.В. |
||
Работа секционных площадок |
|||
1.Трансформация урока |
Акбашева Т.П., Володин Е.В. |
||
2. Проектирование среды развития |
Абдулаева Т.В., Мирошкина Л.Г., Коротаева И.А. |
||
3. «Scratch». Внеурочная деятельность. |
Мороз Н.Г., Новикова М.В. |
||
Кофе — брейк |
|||
12.40-13.00 |
Подведение итогов ЕМД |
12 января 2018 года на базе МАОУ Вагайская СОШ состоялся единый методический день по теме: «Точки изменений – промежуточный итог». Все педагоги работали на трёх секциях «Трансформация урока», «Проектирование среды развития», «Scratch» Внеурочная деятельность».
Первая точка изменений – это урок . Исходя из запросов общества и государства, он постоянно меняется, совершенствуется, трансформируется. Современный урок, занятие должны включать в себя образовательное общение с детьми в течение всего дня; развитие детской инициативы; развитие детей через интеграцию предметов, «живые» форматы проведения уроков, занятий в разнотрансформируемом пространстве, в т.ч. на производстве. И на первой секции педагоги трёх школ показали лучшие уроки, которые прошли в течение первых двух четвертей согласно реестра интегрированных уроков.
Вторая точка изменений – это проектирование среды развития. Школьная предметная среда претерпевает изменения. Образовательные акценты предметной среды меняются в соответствии с тематикой текущего периода и событиями, которые происходят в жизни. Весь образовательный процесс должен быть построен на событийном проживании всеми участниками (учащимися, сотрудниками, родителями). В планы воспитательной работы вносим изменения, касающиеся развития культурных практик. Меняем подходы к внеурочной деятельности. На второй и третьей секциях педагоги обменялись мнениями, как среду сделать по-настоящему развивающей и образовательной.
Решение ЕМД:
- В свете модернизации современного образовательного процесса активно использовать в своей практике трансформацию урока в разных её интерпретациях с целью повышения качества обучения (постоянно, все педагоги)
- Внести изменения в планы воспитательной работы с учётом составленных календарей школьных событий, атласа идей вовлечения родителей в жизнь школы, карт культурных практик, отражающих добровольное волонтёрское движение (3 неделя четверти, кл. руководители)
- Шире использовать развивающие программы в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса постоянно, все педагоги).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь. Здоровье сберегающая среда
Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь
Атлас идей вовлечения родителей в школьную жизнь 1-3 класс
Атлас идей вовлечение родителей в волонтерскую деятельность (социокультурная среда)
Календарь школьных событий для 5-11 классов (социокультурная среда к Году волонтёра и добровольца)
Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.
Во-первых , процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.
1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.
В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.
Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.
3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.
Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.
Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.
Во-вторых , придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.
Например: Вместе с детьми оформляли стенгазеты, организовали группу ребят для дополнительного изучения английского языка, учили девочек азам балета, стали посещать музыкальный театр “Пьеро” в детско-юношеском центре и добились хороших результатов. В течение учебного года мы провели:
1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина, Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только детей, но и родителей.
2. Экскурсию в город Архангельск, организованную родителями:
- Поездка в усадьбу Плотниковой.
- Поездка в школу народных ремёсел Бурчевского.
3. Семейный вечер в Детском юношеском центре.
4. Новогодний вечер.
5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и учитель.
3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.
Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не полный набор правил.
За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.
К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап , когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего – 1-й класс! Так мамочки из 9 человек организовали ансамбль. С песней “Наши дети” они выступали на областном семинаре и с удовольствием исполнили эту песню для родителей будущих первоклассников на Дне открытых дверей.
Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Сейчас я буду говорить только о городских конкурсах.
- Мы стали лауреатами конкурса “Поющий класс”.
- Заняли первое место в конкурсе работ по “правильному питанию”. Эти семейные шедевры украшают нашу столовую.
- Дали открытые уроки для учителей школы, города, области. Жизнь в классе бурлит.
Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю, кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького человека сердце и душу.
Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.
1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и
родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье,
проведение диагностики, посещение квартир
учащихся.
3. Организация работы с родительским активом,
постепенное вовлечение всех родителей в дела
класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия
со стороны классного руководителя и
администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений.
Полученные сведения помогают проводить
родительские собрания, групповые и
индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и
социальным педагогом школы. При совместной
работе идет корректировка воспитания в семьях
отдельных учащихся, обращается внимание на
трудности, не забываем развивать одаренных
детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать
самостоятельно. Идет взаимодействие с
внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации
школьной жизни детей на следующий учебный год.
Какова же результативность этой работы?
– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Аактивная деятельность родительского комитета.
А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.
– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.
Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!