Воспитание детей в группе продленного дня. Методическая разработка занятия В ГПД

Как показывает статистика суицидов, мужчины чаще кончают жизнь . Однако количество попыток суицида по статистике у женщин намного больше. Прекрасная половина человечества пытается расстаться с жизнью в 4 раза чаще мужчин, но выбирает менее жесткие методы.

Суицид как явление

Каждый человек, хоть раз в жизни задумывался о бессмысленности дальнейшего существования. Воплотить свои мысли в конкретные действия решили единицы. В чем причина подобных поступков? Суицидальное поведение изучается психиатрией. Существуют критические периоды в жизни, когда человек более уязвим:

  • подростковый период . Как показывает статистика суицидов среди подростков, им чаще других присущи импульсивные решения;
  • женщина после (послеродовой психоз);
  • кризис среднего возраста (после 40 лет);
  • выход на по возрасту или состоянию здоровья.

Помимо кризисных периодов существуют ситуативные явления. Подвержены следующие категории граждан:


  • люди, пережившие сильное эмоциональное потрясение ( близкого родственника, супруга);
  • люди, получившие травму, отразившуюся на здоровье (потеря ноги, слепота);
  • пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми , ;
  • пациенты с некоторыми психиатрическими заболеваниями.

Почему подростки расстаются с жизнью


Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Гормональные перестройки идут вместе с социальными. Непропорциональный рост частей тела, прыщи на лице, повышенное потоотделение – и из милого ребенка, юноша или девушка превращается в «гадкого утенка». В этот период появляется интерес к противоположному полу, и вчерашний ребенок с ужасом смотрит на себя в зеркало, наблюдая «деформации», которые произвела с ним природа.

Ощущение собственного физического несовершенства – первый опасный момент для подростка. Родители заботятся о маленьком ребенке, запрещая или разрешая ему те или иные действия. Для младенца и младшего школьника – родители некие сверхсущества, почти боги. Авторитет родителей непререкаем и понятен малышу. Подросток – уже социальная особь, направленная инстинктами на поиск партнера и группы для самоидентификации.

Как и в природе, молодой человек должен занять свое место в группе и создать пару для продолжения рода. Происходит психологическая сепарация с родителями (разделение). Авторитет родителей заменяется авторитетом группы – это второй опасный момент. Далее, идет жажда приключений. Желание попробовать все, испытать новые ощущения.

Эти три фактора влияют на поведение подростка. Они могут подпитываться родителями или сглаживаться, не допуская крайних проявлений.

Смертельно опасные игры

Уязвимость «маленьких взрослых» для разного рода сект и суицидальных игр приводит статистика суицидов «Синий кит» – за два первых месяца 2017 года 20 подростков в России совершили самоубийство. Это модное среди молодежи увлечение распространяется в социальных сетях и преподносится как игра. Неизвестные кураторы выбирают подростков, подключают их к игре, состоящей из 50 заданий, которые связаны с физическим повреждением или психологическим стрессом (нанесение ран на руках и просмотр ужасов, а также роликов суицидального направления).

Последнее задание приказывает покончить жизнь самоубийством предложенным способом. Статистика суицидов особо выделяет прыжки с крыши дома. Преступники манипулируют подростков сознанием с применением НЛП технологий. К концу «игры» маленький человек не в состоянии отказаться от выполнения последнего задания.

Действия родителей должны быть направлены на уменьшение опасностей от факторов риска:

  1. Недовольство собственной внешностью . Ранимость подростка, как показывает статистика детских суицидов, способна привести к необратимым последствиям. Крайней ошибкой являются насмешки над внешними данными ребенка. Недопустимо высмеивать длинный нос, большие уши, сутулость и другие признаки несформировавшегося тела. В качестве поддержки полезно найти фотографии знаменитостей с подобными «дефектами» и объяснить ребенку индивидуальность красоты каждого отдельного человека.
  2. Падение авторитета родителей в глазах ребенка . Изменение отношений с родителями в подростковом возрасте – естественный процесс, часть взросления личности. Попытка запретить и переломить волю подростка является ошибкой. Также не конструктивно и потакание всем прихотям подросшего человека. Авторитарное давление необходимо перевести в сотрудничество. Единственный способ оказывать влияние на еще не окрепшую личность – выстраивание доверительных отношений с подростком. Только так можно узнать, что происходит в жизни ребенка и дать совет, а то и уберечь от неоправданных шагов.

Самоубийства подростков в России

По данным ВОЗ статистика суицидов среди подростков демонстрирует уменьшение количества жертв по годам. Однако идет увеличение численности суицидов несовершеннолетних. Статистика показывает, что только в 2012 году 7631 тысяч молодых людей свели счет с жизнью. Основная причина – уменьшение количество , за счет чего увеличивается процент суицидов.

Причины подросткового суицида по статистике:

  • в семье;
  • воздействие психоактивных веществ ( , ):
  • суициды из-за любви. Статистика отмечает влияние этой причины на молодых людей 15–16 лет;
  • проблемы в отношениях со сверстниками, когда молодой человек чувствует себя изгоем;
  • денежные проблемы;
  • страх перед будущим.

ЕГЭ как катализатор самоубийств

Переход с выпускных экзаменов на сдачу стал дополнительным фактора стресса, провоцирующим суицид молодежи. Статистика говорит, что в 2015 году в России произошло 380 попыток покончить с собой среди школьников 17 лет. Часть попыток привела к желаемому результату.

Было бы неэтично говорить, что самоубийства школьников полностью связаны со сдачей экзаменов, но степень контроля и отстранения от сдачи выпускных экзаменов, часто является катализатором для молодых людей. К явным суицидам из-за ЕГЭ статистика относит следующие случаи:

Нацеленность на сдачу ЕГЭ закладывается еще в начале процесса обучения, давление педагогов на родителей и детей, раздувает истерию перед сдачей экзамена. Существующая статистика суицидов школьников свидетельствует о появлении нового порога в сознании учащихся – «быть или не быть», «жить или не жить», «сдать или не сдать».

Учитывая строгость отбора и почти тюремную дисциплину при сдаче ЕГЭ, классному руководителю нужно проводить родительское собрание, посвященное разумному отношению к детям, стремящимся получить достойное .

Способы ухода из жизни

Как показывает статистика, способы суицида разнятся. Часто это зависит от места проживания человека. Статистика суицидов в России выделяет такой способ ухода из жизни как поглощение уксусной эссенции. Ужасно мучительный способ. Он на 100% приводит к тяжелейшей в случае спасения. Такой же вид изощренной пытки предпочитают «обманутые» жены.

Статистика суицидов РФ показывает, что 71% самоубийц предпочитают вышеупомянутый способ, отравление медикаментами и газом, а также средствами бытовой химии («Белизной»). 28% – наносят себе телесные повреждения. В мире самоубийцы большей частью пополняют статистику суицидов через повешение. Дополнительные способы:

Принято считать, что многие – скрытые самоубийства. На диаграмме представлена статистика суицидов по возрасту с распределением по странам мира. Статистика суицидов в Европе и США имеет средние показатели, которые распределены равномерно по возрастам. При этом наблюдается некоторый всплеск к концу жизни, когда тяжелобольные люди избирают добровольный уход из жизни. В России всплеск самоубийств у мужчин – приходится на кризис среднего возраста.

Самоубийцы в армии

Даже в мирное время армейская служба иногда приводит к гибели солдат. В России статистика суицидов в в 2011 году составила 119 человек, в число которых входили как призывники, так и контрактники. Основными причинами были неуставные отношения и вести из дома.

Данные по самоубийствам Росстат

Как показывает статистика суицидов Росстата, кривая самоубийств за 2016 год имеет самые низкие показатели (кроме августа, в котором количество ушедших из жизни превысило показатели 2015 года). По сравнению с периодом 2010–2014 года отмечается тенденция к снижению зафиксированных случаев ухода из жизни.

Если смотреть по , то статистика суицидов в Башкирии на очень высоком уровне. В 2016 году здесь зафиксирован 1131 случай ухода из жизни. Для сравнения в Ингушетии – только 1 человек закончил жизнь самоубийством.

Статистика суицидов в Бурятии демонстрирует рост число самоубийств среди подростков на 70%. Из 90 попыток свести счеты с жизнью – 29 случаев были успешны.

Ситуация с самоубийствами в мире

Высокие показатели демонстрирует статистика суицидов в Японии. В 2013 году с жизнью расстались 27 283 человека, что в 6,2 раза больше, чем пострадало в ДТП. Причинами является высокая социальная ответственность жителей страны восходящего солнца и традиционное уважение к культуре самураев.

В отличие от Японии статистика суицидов в Норвегии менее пугающая. Страна находится на 80 месте в мире по количеству самоубийств.

Основной причиной суицидов является депрессия. Стабильная и спокойная жизнь норвежцев понижает стрессоустойчивость. Сильное эмоциональное потрясение может заставить человека расстаться с жизнью.

Украина занимает первое место среди европейских стран по количеству самоубийств. Последнее время этот вид ухода из жизни наблюдаются среди военнообязанных. Статистика суицидов в Украине показывает, что из 256 граждан, участвующих в боевых действиях – 63 человека покончили жизнь самоубийством.

В 2016 году статистика суицидов в Беларуси показала резкий скачок. Если в 2015 году расстались с жизнью 1394 человека, то годом позже данные составили – 2042 человека. Такая закономерность статистики суицида в РБ отмечалась до 2012 года, после чего пошел резкий спад самоубийств. Сегодня увеличение показателей наблюдается в самых благополучных районах Белоруссии (Минске и Витебской области). При этом форма суицида увеличилась за счет случаев с высоты.

Статистика суицидов среди детей и подростков выводит Казахстан на второе место в мире. В 2015 году из 4000 самоубийц – 201 подросток и 485 детей пытались покончить с собой. С января по апрель 2016 года было зафиксировано 200 смертей несовершеннолетних, самостоятельно расставшихся с жизнью.

Как показывает статистика суицидов в мире более благополучна ситуация в Египте, Греции и Италии. Здесь число самоубийств не превышает 10 человек на 100 000 населения. Немного хуже ситуация в США и Австралии (от 10 до 20 человек), в третьей группе (свыше 20 человек) страны Прибалтики, Венгрия.

Страх перед экзаменами и низкие оценки, полученные по результатам ЕГЭ, не раз становились причиной суицида выпускников, и версия о связи самоубийства с экзаменом часто выдвигалась следствием даже при отсутствии предсмертной записки.

2010 г.

2 июня на севере Москвы, в доме 4 на Пулковской улице, школьник покончил жизнь самоубийством , выпрыгнув из окна. Он спрыгнул с седьмого этажа и разбился насмерть. По предварительным данным, 16-летний школьник не сдал накануне ЕГЭ.

27 мая в селе Новая Покровка Семилукского района Воронежской области повесился 18-летний выпускник средней школы Алексей Шмаков. По итогам проверки Генпрокуратура РФ распространила заявление, согласно которому юноша не выдержал сильного нервного напряжения перед сдачей ЕГЭ по русскому языку 31 мая 2010 г. В середине мая школьник неудачно сдал пробный экзамен, после чего "замкнулся в себе и сильно переживал случившееся". Позже информация о связи самоубийства с ЕГЭ была опровергнута .

В апреле в селе Спицевка Грачевского района Савропольского края застрелился из охотничьего ружья ученик 11 класса. По словам родственников, он в последние дни был в подавленном состоянии из-за провала по пробному ЕГЭ и неприятностей в семье. Мальчик оставил предсмертную записку, в которой было написано "Без меня вам будет проще".

(Комсомольская правда на Северном Кавказе (Ставрополь), 14.04.2010)

2009 г.

В мае ученик 11 класса средней школы селения Бут-Казмаляр Магарамкентского района Дагестана Альберт Расулов пытался повеситься, опасаясь, что не сможет сдать ЕГЭ .

Как стало известно, Альберт Расулов решился на суицид под психологическим давлением одноклассников. Те уверяли его, что он не сдаст ЕГЭ, если не преподнесет подарков учителям, как это сделали их родители. После этого школьник (который, кстати, учится "на отлично") попытался повеситься, однако его успели спасти.

В феврале московская школьница Лида Очковская покончила жизнь самоубийством из за того, что "подвела класс" при сдаче экзамена. Инцидент произошел в Московской гимназии №1573. Прямо перед Новым годом школьникам предстояло сдать пробный ЕГЭ по английскому языку. Во время экзамена у девочки нашли шпаргалку. В итоге весь класс был отправлен на пересдачу. Одноклассники пригрозили ей бойкотом. На следующий день Лида отправилась в аптеку и купила таблеток. Через два дня, проведенных в коме, девочка умерла.

В Паласовском районе Волгоградской области 17‑летняя школьница-хорошистка, получив низкий балл на экзамене, вскрыла себе вены . А другая выпускница, претендующая на золотую медаль, готовясь к экзамену, для успокоения выпила 30 таблеток транквилизатора.

2008 г.

В октябре 2008 г. в поселке Илеза Устьянского района (Архангельская область) 15-летняя девушка покончила жизнь самоубийством из-за боязни не сдать выпускные экзамены. Девушка очень переживала, что из-за болезни пропустила много уроков и не сможет закончить школу.

10 июня 2008 г. в деревне Березник Вологодской области 15-летняя школьница покончила жизнь самоубийством после того, как обнаружила ошибку, допущенную ею при сдаче единого муниципального экзамена по математике . Погибшая входила в список ста лучших учащихся России.

13 мая 2008 г. в Якутии покончил жизнь самоубийством выпускник 11 класса. По версии прокуратуры, причиной суицида школьника - ученика выпускного класса стала стрессовая ситуация накануне выпускных экзаменов . Его и еще двух выпускников не допустили к сдаче ЕГЭ из-за задолженностей.

2007 г.

В Саратовской области два молодых человека свели счеты с жизнью, испугавшись экзаменов. В Ртищеве родители 16-летнего Андрея Чувилова нашли сына мертвым в коридоре своей квартиры. Школьник повесился на трубе отопления, привязав к ней шнурок от ботинок. В кармане подростка нашли предсмертную записку: "Мама и папа, я боюсь, что не смогу сдать эти экзамены. Не хочу, чтобы вам за меня было стыдно".

Второй случай произошел в Хвалынске. 19-летняя студентка ПУ-71 Оксана Рыбакова повесилась в своей комнате на ремне, оставив записку: "Я не хочу жить, потому что не смогу сдать экзамены. Не хочу, чтобы меня ругали, не хочу выслушивать упреки. Есть еще один повод, но я никому о нем не скажу. Пусть об этом знают только два человека".

("Зеркало информ" (Саратов), 27.06.2007)

2006 г.

В мае в Тункинском районе (Бурятия) повесилась девочка, которая оставила после себя записку: "Не хочу сдавать я это ЕГЭ" . Избежать тестирования было невозможно, страх перед новой формой организации экзаменов был настолько велик, что девочка пошла на крайность.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Егорова Людмила Дмитриевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ "Амурская сош"
Населённый пункт: с.Амур, Усть-Коксинский район, Республика Алтай
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Развивающее занятие по математике в ГПД
Дата публикации: 27.02.2017
Раздел: начальное образование

Развивающее занятие в группе продленного дня 1-класс

Форма работы: фронтальная. групповая

Методы: наглядно-практические.

Цели занятия:

Развивать логическое мышление, ассоциативную память, слуховую

память, пространственное восприятие, внимание, совершенствовать

воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность и трудолюбие, умение работать в

Оборудование: ручка, фломастеры, карточки с заданием, цветные

карандаши, карточки для игры «муха», фигурка Винни пуха, цветные

Ход занятия

1. Оргмомент. Стихотворение с движениями «Сорока долго думала…»

2. Разминка.

1. Сколько хвостов у двух ослов?

2. Бублик разрезали на три части.

Сколько сделали разрезов?

3.Батон разрезали на три части.

Сколько сделали разрезов?

4.Задумали число. Когда его увеличили на один, стало три.

Какое число задумали?

5.Столовая принадлежность с четырьмя зубцами?

6.Домашняя птица, про которую говорят: надулся как…..

7.Сколько ушей у трех мышей?

3. Развивающие задания.

Задание 1. Игра «Муха» (Способствует активизации процессов восприятия

и внимания, настраивает на работу)

Задание 2.

Рассмотрите рисунки. Догадайтесь, о ком ид

Не в юбке, не в штанишках, не птица.

(На доску вывешивается фигурка героя)

Задание 3.

Сегодня Винни у нас в гостях и просит вашей помощи. У него теперь 4

шарика, но чтобы подняться в воздух, он должен расположить их в определ

порядке. Давайте ему поможем. Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар

был между синим и красным, а красный был рядом с зел

Давайте проверим. Расположите шарики на доске в нужном порядке.

Задание 4 . «Что здесь лишнее?»

(На доске слова) Сорока, ласточка, муха, страус.

Задание 5

конкурс «Логические задачи»

Дети оставили в коридоре 6 сапог. Сколько пришло детей?

2. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Люба. Сколько детей у мамы?

Что едят крокодилы на Северном полюсе?

Кто громче мычит петух или корова?

Какого цвета волосы у Колобка?

Фрукт, который обожает боксёр.

В аквариуме 9 рыбок. Сколько нужно купить еще аквариумов, чтобы в

каждом было по 3 рыбки?

Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы

видим 9 хвостиков?

Вера и Глаша пекли пирожки: кто-то с капустой, кто-то с яйцом. У Глаши не

было пирожков с яйцом. Кто пёк пирожки с капустой?

4.Физминутка «Веселые человечки»

Задание 6

Скопируй рисунок по точкам

Задание 7 Упражнение на развитие слуховой памяти.

Игра «Что изменилось».

Перед ребенком выкладывают 7-10 картинок, игрушек или предметов, дают

время на запоминание, затем ребенка просят отвернуться и убирают 1-2

картинки (игрушки, предмета). Ребенок должен назвать, что изменилось.

Задание 8 Игра «Лабиринт»

Задание 9 на развитие воображения «Дорисуй»

5 .Итог занятия : что больше всего вам понравилось сегодня на занятии

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса.

«Калейдоскоп русских народных сказок».

Цель: Развить читательский интерес, расширить знания о богатстве устного народного творчества воспитывать нетерпимость к человеческим порокам -жадности, лжи, лени и т.д.;

способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Оборудование: мультимедиа проектор; презентация; выставка рисунков; элементы костюмов для инсценировки сказки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к Русской народной сказке. Вы вспомните названия сказок, любимых героев, примете участие в веселых конкурсах.

А теперь давайте поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.

1.Приветствие.
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперед)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять, (дети берутся за руки)
Будем дружно мы играть,
В сказку мы хотим попасть.
(Дети садятся на свои места)

Дети расаживаются под мелодию «В гостях у сказки».
2. Сообщение темы
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают.
Сказки – ложь, да в них намек.
Добрым молодцам урок.

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок!
Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они к нам пришли из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а в скором вы сами будете их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, полный тайн и приключений!

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я помогу вам вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями некоторых сказок!
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
II .Основная часть.

Задание №1 «Смотри не зевай и загадку отгадай»
Героев сказок много,
Их всех не перечесть.
Ребята, угадайте,
О ком веду я речь?
1.По дороге в лес катился,
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой.(«Колобок»)
2. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.(«Гуси – лебеди»)
3.Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.(«Теремок»)

4. Всем известна на Руси,

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же эти

Маленькие дети?" (Семеро козлят)

5. Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

6. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

А он того не ведая несет ее домой.

Ну, отгадал загадку тогда скажи ответ,

Названье этой сказки ….(Маша и медведь.)

2. «Найди ошибки художника».

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации к сказкам и найдите ошибки, которые допустил художник.

Дети :

Лягушка Путешественница

Курочка Ряба

Лиса и волк

- Петушок и бобовое зернышко

3.Инсценировка сказки «Теремок».

4.Вопрос -ответ

Я буду вам задавать вопросы а вы будете отвечать на него.

1.Кто разрушил теремок? (медведь)

2.Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

3.Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (печку)

4.Кто попил воды и стал козленочком? (Иванушка)

5.Кто первый нашёл теремок? (Мышка)

5.Инсценировка сказки «Бычок смоляной бочок»

А сейчас ребята подготовили для вас сказку.

6. Игра «Собери сказку».

Я предлагаю вам поиграть в игру собери сказку. На столах у вас лежат квадраты из них вы должны собрать сказку. И разукрасить её.

Подведение итогов:

Ребята, вот и подошло к окончанию наше путешествие. Сегодня мы с вами еще раз побывали в гостях у самых известных русских народных сказок. Ребята, а что самого замечательного в сказках? (В сказках добро всегда побеждает зло).

А в обыденной, повседневной жизни нужно ли относится к людям по – доброму? В жизни тоже добро всегда побеждает зло.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Мне было приятно и интересно с вами. А те рисунки, которые вы сегодня сделали, возьмите не память о нашей сегодняшней встрече. Спасибо всем.

В сказке можно покататься на луне,

И по радуге промчаться на коне.

Со слоненком подружиться,

И поймать перо жар – птицы……

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школадетский сад №42

Воспитатель группы продленного дня

Колесникова Ирина Анатольевна

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Контингент учащихся

Обучающиеся первых классов.

Дата проведения

23.11.2017 г.

Место проведения

Классная комната

Участники мероприятия

Воспитатель ГПД;

Обучающиеся.

Место мероприятия в системе воспитательной работы

Плановое занятие по развитию познавательных навыков.

Форма проведения

Занятие - путешествие по лесу

Структура урока

Применение знаний, умений и навыков.

Тема

«Муравьи – друзья леса»

Цель

Формирование интеллекта учащихся через развитие познавательных психических процессов;

Расширение кругозора детей в области познания образа жизни муравьев, роли муравьев в жизни леса и воспитание бережного отношения к муравьям

Планируемые универсальные учебные действия

Предметные УУД:

Выполняют разнообразные задания, направленные на развитие познавательных процессов и интересов личности;

Приводят самостоятельные примеры.

Личностные УУД:

Дают самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Учатся формировать правильное представление о личностных качествах культурного человека: доброте, терпимости, ответственности.

Регулятивные УУД:

Определяют и формулируют цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;

Формулируют тему занятия;

Устанавливают самостоятельно последовательность действий на занятии;

Планируют своё действие в соответствии с заданным алгоритмом;

Оценивают правильность выполнения действия после его завершения с учётом совершенных ошибок;

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь других;

Умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Совместно договариваются о правилах поведения и общения друг с другом, в том числе – в ситуации столкновения интересов.

Познавательные УУД:

Умеют ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже изученного;

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя энциклопедические ресурсы и фоновые знания;

Умеют осуществлять логические операции сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий.

Задачи воспитателя

Формировать новые способы действий;

Развивать любознательность к явлениям природы;

Обучать работе по алгоритму;

Развивать рациональное мышление, произвольное внимание, наглядно-действенного мышления, выразительность речи и умение аргументировать;

Развивать эмоциональную сферу через воспитание чувства сопричастности к жизни природы и общества;

Устанавливать связь с жизненным опытом ребенка;

Воспитывать культуру поведения при работе в группе, в паре.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык, география, изобразительное искусство.

Ресурсы

Презентация занятия;

Иллюстрации, сюжетные картинки леса, муравья;

Конверт с текстами

Книжки – малышки по теме

Дидактический материал на доске;

Простые. цветные карандаши

Организация пространства

Работа в малых группах, в парах, индивидуально.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ:

Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.

Добрый день, мои хорошие! Рада видеть вас сегодня! Нас ждет интересное познавательное путешествие! Вы готовы узнать много нового? (дети отвечают хором) Создадим хорошее настроение и почитаем наше любимое стихотворение. (дети читают наизусть 2 хорошо известных им стихотворения, сопровождая чтение – анимацией)

«Ты направо повернись,

Другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой,

Покачай головой,

Руки кверху подними,

И похлопай: Раз, два, три!»

«Две ноги – шагать и топать,

Две руки – писать и хлопать,

Два зрачка – смотреть вперед,

Нос – чтоб нюхать…

Ну а рот – чтобы есть, болтать, смеяться

И хихикать, и шептаться,

И почаще улыбаться».

Молодцы, а теперь сядем за парты и улыбнемся друг другу.

C егодня нам с вами предстоит много говорить. Чтобы речь наша была ясной, четкой, красивой - вспомним и проговорим наши любимые скороговорки. Я начинаю, а вы продолжайте хором!

Гусь купил…. себе гармошку, но дырявую немножко, хорошо гармошка пела по-гусиному шипела. Шшшшшш…

Тощий немощный…..Кощей тащит ящик овощей

25 профессоров….изучали комаров и просили комаров не кусать профессоров

Молодцы! Мы готовы к успешной работе!

    Формулирование темы занятия. Постановка цели.

    Формулирование темы

Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите в нашем классе? (Ответ детей) Да, вокруг нас красивые разнообразные деревья, Как вы думаете, где мы с Вами оказываемся? (Ответ – в лесу ) Мы с Вами совершаем (заочное) путешествие в лес. Общение с природой доставляет нам радость.Мы восхищаемся животными, растениями но особенно нам нравится наблюдать за жизнью мелких насекомых. Согласны? (ответ детей) Отгадайте мою загадку об одном месте леса

Город, в котором жильцов миллион,

Город, в котором всего один дом.

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нём всегда друг на друга (муравейник с муравьями). Поднимите руки, кто хоть раз останавливался у муравейника ?

Давайте хором назовем тему «Муравьи - друзья леса»

    Постановка цели

Дети высказывают свои предположения относительно путешествия и цели визита в муравейник:

Д 1 Вспомнить известные факты о муравьях;

Д 2 :Узнать, как они живут; размножаются, любят ли они трудиться

Д 3 : Узнать, кем они работают

Д: Чем они полезны для людей и для леса

Воспитатель корректирует ответы первоклассников и формулирует цель занятия.

Верно, сегодня мы будем учиться пользоваться ранее полученными знаниями и умениями и, конечно, узнаем новое о жизни муравьев!

Какие качества ученика вам потребуются? (ответ детей)

- внимательность;

- находчивость;

- фантазия;

-умение ориентироваться в пространстве;

- аккуратность.

Молодцы и, конечно, хорошее настроение! Давайте нарисуем наше настроение и возьмем с собой, как талисман. Дети рисуют талисман-настроение и прикрепляют его на столах. На слайде – талисман-настроения. У каждого на парте – свой талисман.

    Повторение сформированных умений и навыков

    Актуализация знаний

Я вижу у вас хорошее настроение, ведь впереди дорога, полная открытий. Давайте проверим, что вы уже знаете о муравьях! В мини группах обсудите ответы на вопросы! Воспитатель зачитывает вопрос, дети обсуждают, отвечают, затем – слайдовая анимация правильных ответов.

Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (сухие веточки, палочки, травинки, земля, мох)

Каких муравьев вы знаете? (черные, рыжие, красные)

Что они любят делать? (трудиться, запасться пищей, помогать своей семье)

Чем они полезны для человека ? (лечат, помогают в садоводстве)

Чем питаются муравьи? (практически все личинки, семена, сок деревьев, сахар, мед)

Кто главные враги муравья? (муравьеды, птицы, и даже медведи)

Почему муравьев называют «санитарами леса»? (они поедают вредных насекомых, опыляют цветы, повышают плодородие почвы)

После каждого верного ответа – на слайде появляется картинка и комментарий.

Закончите мое стихотворение

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей

Кто строитель - ____? (ответ - муравей)

Давайте его нарисуем по клеточкам

2) Графический диктант

Каким правилам нужно следовать, чтобы прийти к верному ответу? С чего начнете работу? Как будете действовать? Что вам пригодится для работы?

Дети прогнозируют свои возможности. На слайде – 3 правила работы.

1) Абсолютная тишина.

2) Внимательно слушать инструкции.

3) Двигаться строго по клеточкам.

Учащиеся пишут графический диктант.

Графический диктант.

Начальная точка 1. Пять клеточек вниз. Две клеточки направо. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки налево. Пять клеточек вниз. Четыре клеточки направо. Две клеточки вниз. Три клеточки наискосок налево вниз. Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вверх и две направо.

Начальная точка 2.

Пять клеточек вниз. Две клеточки налево. Одна клеточка вниз. Четыре клеточки направо. Пять клеточек вниз. Четыре – налево. Две вниз. Три наискосок направо вниз. Четыре вниз. Две направо. Одна вниз. Две налево.

Как вы думаете, каким образом можно оживить нашего муравья?(Дети предлагают раскрасить муравья и нарядить его. Работа в малых группах. Звучит тихая музыка .)

Теперь вспомним Азбуку хороших и красивых слов и опишем нашего муравья

заботливый;

запасливый

здоровый

Буква «К»

красный, красивый,

Буква «М»

мирный,

Буква «С»

смелый, сильный;

Буква «Т»

трудолюбивый;

талантливый

Буква «У»

умный;

Буква «Я»

яркий.

(обмен идеями)

Как много слов вы подобрали! Давайте оформим наше изображение (дети по очереди выходят к доске и прикрепляют на доску заранее подготовленные характеристики муравья.)

На доске получается кластер прилагательные оформляются сверху.

У меня для вас есть еще интересная информация о муравьях. Как вы думаете, у них есть профессии? Какие? (дети отвечают)

Давайте расширим нашу схему. (кластер заполняем снизу) Выходите к доске и приклеивайте еще описания. (Дети приклеивают веточку и зачитывают роль - муравья и дают комментарий, что именно делает такой муравей)

Няньки - ухаживают за куколками и личинками

Строители – строят и ремонтируют муравейник

Сторожа – смотрят и охраняют муравейник

Солдаты - защищают

Врачи – отгрызают конечности больным

Пастухи – пасут тлей

Теперь запишите в своей тетради рядом с графическим рисунком самые важные для вас характеристики муравья и озвучьте мне! Работаем в парах.

    Этап формирования новых знаний.

Один муравей прислал нам посылку, в которую положил интересный текст, чтобы вы узнали больше о жизни муравьев. Давайте прочитаем послание от муравья.

    Работа с текстом «История о муравьях»

Детям раздается текст «История о муравьях». Воспитатель использует личностно-ориентированный подход

текст целиком (кто читает прекрасно)

- текст адаптированный (в упрощенном варианте – кто читает похуже)

-текст из 5 -10 предложений (кто читает по слогам) Воспитатель дает время на прочтение текста.

Сначала прочитайте тихонько каждый для себя, а затем – вслух, но так, чтобы не мешать соседу по парте (дети читают)

Теперь давайте почитаем вслух

    Работа над прочитанными

Давайте обсудим, что вы уже знали, что стало новым и что вы не поняли. Предлагаю вам как очень взрослыми поработать по-новому поставить значки в текстах. (дети ставят значки в текстах, на доске визуализация обозначений)

˅ знали (рабочие муравьи сами делают всю работу)

+ новое, не знали (муравьи «говорят «усиками»)

? не поняли (почему гибнут крылатые самцы?)

Давайте поделимся своими знаниями в парах. Дети обсуждают в парах новую и старую информацию по прочитанному.

    Физкультминутка

Давайте немного отдохнем! Проводится пальчиковая игра (с ускорением)

Муравейник на поляне ночью крепко-крепко спит (руки в замке)

А как солнце заиграет - муравьишки выбегают (хлопаем и шевелим пальчиками)

Лапками перебирают и головками качают .

Муравьишек ровно пять, 1-2-3-4-5 (считаем пальчики)

Очень дружные они. Ты дружок их береги. (гладят ладошки).

    Творческое применение знаний и умений

Подводим итог всему сказанному. Используем графический рисунок муравья и прочитанное послание. Составляем мини рассказ из семи главных предложений. Дети составляют рассказ в мини группах.

Давайте все вместе сочиним белый стих о муравье Называется он - синквейн! Каждая группа будет называть мне по несколько слов!

1 группа: Назовите 3 прилагательных. Какой он муравей? (дети называют мудрый, заботливый, смелый)

2 группа Назовите 3 действия. Что он делает? (защищает, помогает, сторожит)

3 группа Закончите начало фразы. Ростом …. (маленький) – делом …. (удаленький)

Что у нас получилось? На доске текст синквейна

Муравей

мудрый, заботливый, смелый

Защищает, помогает, сторожит

Ростом маленький – делом удаленький

    Рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Наше путешествие подошло к концу.

В: Давайте посмотрим на ваших красивых, ярких муравьишек. Прочитайте мне по очереди, что у вас написано рядом с его картинкой (дети по цепочке читают)

Я вижу, вы все довольны . Рада! Тогда дополните предложения.

На слайде начало предложения, дети дополняют ответ.

- Я рад, что ….. ( у меня все получилось)

- Я смог….. ( написать графический диктант)

- Я повторил… ( профессии муравьев)

- Я узнал как…..( живут муравьи)

В: Кто из ребят больше всех, на ваш взгляд, нам помогал на занятии? Дети отвечают.

Мы покидаем наш Лес!

Я восхищена вашей работой и тем, как вы научились самостоятельно добывать знания и познавать новое!

Давайте завершим наше путешествие бодрым стихотворением

На слайде – украшенный муравей и текст стихотворения .

«Жили-были мураьишки:

Пик, Пак, Пок.

Хорошо и дружно жили,

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром очень ловко

Пик, Пак, Пок,

Шли они на тренировку,

Пик, Пак, Пок,

Потрудились они славно,

Пик, Пак, Пок,

Очень долго и исправно,

Пик, Пак, Пок.

Много бревен натаскали,

Пик, Пак, Пок,

Много пищи отыскали

Задачи:

(1) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

(2) создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Планируемые результаты УУД:

отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Умеют слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    формулирование темы занятия;

    установка тематических рамок;

    уточнение направлений деятельности по ходу занятия;

    определение цели занятия;

    выявление места и причины затруднения.

Планируемые результаты УУД:

Познавательные УУД ).

В ходе работы в малой группе дети учитывают мнения и позиции других детей, учатся обосновывать собственную позицию.

(Коммуникативные УУД ).

Умеют слушать и понимать речь других, обсуждать информацию в группах. (Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    закрепление, коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

Планируемые результаты УУД:

( Регулятивные УУД ).

Умеют проговаривать последовательность действий на занятии. (Регулятивные УУД ).

Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД ).

Умеют оформлять свои мысли мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    выявление места (шаг, операция) и причины затруднения;

    коррекция обнаруженного затруднения;

Планируемые результаты УУД:

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием различных источников. (Познавательные УУД ).

Умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Коммуникативные УУД ).

Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий.

( Регулятивные УУД ).

Дети, работая в малой группе, могут планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, обращаться к различным источникам. (Познавательные УУД ).

Задачи:

    реализация цели занятия;

    выполнение пошаговых действий;

    коррекция учащимися своих ошибок, формирование умения правильно применять полученные знания;

    фиксация во внешней речи причины затруднения.

Планируемые результаты УУД:

Знают, что такое антонимы, фразеологизмы, умеют верно определить семантический ряд слов (Предметные УУД ).

Умеют структурировать знания, сравнивать объекты, находить лишнее (Познавательные УУД ).

Производят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий.

( Регулятивные УУД ).

Умеют планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Коммуникативные УУД ).

Формируют интерес к познавательной деятельности.

(Личностные УУД).

Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД ).

Умеют работать по коллективно составленному плану.

( Регулятивные УУД ).

Регулятивные УУД).

Формируется интерес к творческой деятельности. (Личностные УУД).

Нравственно-этическое оценивание.

( Личностные УУД).

Задачи:

    организация усвоения сформированного учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

Планируемые результаты УУД:

Умеют проговаривать последовательность действий на занятии (Регулятивные УУД ).

Коммуникативные УУД ).

Формируется интерес к познавательной деятельности.

(Личностные УУД).

Задачи:

    организация отработки навыка самостоятельной работы.

Планируемые результаты УУД:

Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД ).

Задачи:

    организация рефлексии и самооценки первоклассниками собственной учебно-познавательной деятельности.

Планируемые результаты УУД:

Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Формируется способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

(вариант для прекрасно читающих детей – повышенный уровень)

Муравьиную кучу видел каждый. Но не все знают, что это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Перед дождём муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят иногда погреть белые муравьиные «яйца». Эо не яйца, а куколки, из них выходят взрослые муравьи. Из яиц, которые откладывает самка, или «царица», вылупляются белые личинки, они похожи на червячков. Рабочие муравьи кормят их питательной массой, а потом личинки превращаются в куколок. Куколка лежит в коконе и очень похожа на взрослого муравья, только она белая и неподвижная. В зависимости от пищи, которую получила личинка, из куколки вылупляется или рабочий муравей - недоразвитая самка, или крылатые самцы и самки. Век крылатых самцов недолог. Поднимутся они в воздух блестящим роем, а потом спустятся на землю - и погибнут. А самки сбрасывают крылья и до конца жизни поселяются в глубине муравейника, откладывают яички.

Рабочие муравьи делают всю работу в муравейнике: строят, запасают пищу, защищают. У некоторых видов муравьев есть «солдаты» -крупные муравьи с сильными челюстями. А есть муравейники, где живут муравьи, решительно друг на друга непохожие, например большие чёрные и маленькие рыжие. Оказывается, чёрные ограбили чужой муравейник, утащили к себе куколок, вывели рыжих муравьев и превратили их в своих «рабов».

У муравьев есть особенность. Например, встретятся сытый и голодный и «поговорят» усиками. И сытый отрыгнёт из желудка питательную каплю, а голодный её слизнёт. Так муравейник в целом всегда обеспечен пищей равномерно. Муравьи приспособились «доить» зелёных тлей. Они даже «пасут» этих тлей, а потом слизывают их сладкие выделения.

Человеку муравьи - друзья: они спасают лес. Подсчитали, что муравьи за 12 часов принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожат около миллиона этих вредителей! Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый. Люди теперь начали даже «переселять» часть муравейника в «больные» леса. Если взять и аккуратно снять часть муравьиной кучи, положить в мешок и высыпать потом на сухом месте с южной стороны дерева, муравьи быстро наладят «хозяйство», а в старом муравейнике починят то, что осталось.

ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

(вариант для читающих неплохо – средний уровень)

Муравьиная куча – это верхний этаж муравейника. Главная часть- глубоко под землей. Перед дождём муравьи закрывают входы-выходы, а в хорошую погоду выносят погреть муравьиные «яйца», куколки, из которых выходят взрослые муравьи. Самка - царица вылупляет белые личинки из яиц. Куколка в коконе - белая и неподвижная. Из нее вылупляются или рабочий муравей - или крылатый. Крылатые самцы живут мало, после полета они гибнут.

Рабочие муравьи строят, запасают пищу, защищают. Есть «солдаты» - крупные муравьи с сильными челюстями. А есть большие чёрные и маленькие рыжие муравьи. Чёрные муравьи превращают рыжих муравьев в своих «рабов».

Когда сытый муравей встречает голодного, они «говорят» усиками. Сытый отрыгивает из желудка питательную каплю, а голодный её слизывает. Муравьи «доят» зелёных тлей, а потом слизывают их сладкие выделения.

Муравьи - друзья человека: они спасают лес, за 12 часов они могут принести в муравейник 33 тысячи гусениц. Вот почему лес здоровый там, где много муравейников. Если взять и аккуратно снять часть муравьиной кучи, положить в мешок и высыпать потом на сухом месте с южной стороны дерева, муравьи быстро наладят новый муравейник.

ИСТОРИЯ О МУРАВЬЯХ

(вариант для читающих по слогам – низкий уровень)

Главная часть муравейника - глубоко под землей. Взрослые муравьи. выходят из муравьиных «яиц»- куколок. Куколка в коконе - белая и неподвижная. Из нее вылупляется или рабочий муравей - или крылатые муравьи. Крылатые самцы живут мало, после полета они умирают.

Рабочие муравьи строят, запасают пищу, защищают. Есть «солдаты» -крупные муравьи с сильными челюстями. Есть муравейники, где живут большие чёрные и маленькие рыжие муравьи.

Когда сытый муравей встречает голодного, они «говорят» усиками. Сытый отрыгивает из желудка питательную каплю, а голодный её слизывает. Муравьи также слизывают сладкие выделения зелёных тлей.

Муравьи - друзья человека. Много муравейников – здоровый лес.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....