Автоматизация звука с в словосочетаниях конспект. Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях
Оргмомент
Релаксационные упражнения. Психогимнастика.
«Чудесные превращения».
Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.
Развитие слухоречевого внимания.
Хлопни в ладоши, если услышишь слова - названия посуды.
Развитие мелкой моторики
Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.
Воду в чайник наливаем
И заварку засыпаем.
Сахар ложечкой берем
И вареньице кладем.
Будем пить чаек горячий
У себя в саду на даче.
Е. Еголаева
Массаж или самомассаж
Мимические упражнения
Выразите огорчение: разбили чашку.
Артикуляционные упражнения
Упражнения для мышц шеи
«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Жуем твердую морковь».
Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Покажите, как грызет морковку зайка.
Упражнения для щек и губ
«Пузатый самовар».
Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.
Надувание обеих щек одновременно.
Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».
Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.
Упражнения для языка
«Поднос».
Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.
«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.
«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.
«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.
«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».
Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса
«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.
«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.
Какой сок ты будешь пить?
В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )
Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».
Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка
Вносится игрушка Незнайка.
Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.
Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )
Определение позиции звука [с].
Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?
Звуковой анализ слова миска.
Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.
Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.
Синтез слова стакан.
- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. ) «Разбросайте» звуки словасок. Составь словосок из букв.
Согласование существительных с прилагательными
Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. ) Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).
Падежное управление
«Подскажи слово в чистоговорке».
Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).
Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).
Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).
Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).
Словообразование
Я учу свою сестренку:
Масло я кладу в масленку,
В чайник чай я наливаю.
И про соль, конечно, знаю:
Я насыплю соль в солонку -
Не просыпать бы тихонько.
Мама кофе очень любит,
Для него кофейник служит.
А для супа - супница,
Знаю все, я - умница.
А детки догадаются,
Как это называется?
Н. Нищева
«Подбери слову пару».
Выкладываются картинки с изображением продуктов (салат, суп, сухари, сок, соус, соль, масло, сахар).
Незнайка спрашивает, куда можно положить или налить эти продукты? Сахар - в... (сахарницу ). Соус - в... (соусник ). Салат - в... (салатницу ), суп в... (супницу ), сухари - в... (сухарницу ), мясо в... (кастрюлю ), сок в... (стакан ).
Куда положить салфетки? Салфетки - в... (салфетницу ).
Развитие пространственного восприятия и памяти
Выполнение заданий.
Поставь стакан рядом с термосом, тарелку - между ложкой и вилкой. Где стоит термос?
Выполнение аналогичных заданий с использованием наречий и предлогов перед, справа, слева, за.
Игры «Что где стояло?», «Что изменилось?».
Итог занятия
Какой звук вы повторяли? Вы очень старались, мне и Незнайке понравилось, как вы красиво произносили звук [с].
Представляю вам конспект индивидуального логопедического занятия из опыта работы. При подготовке и проведении индивидуального занятия важно поддерживать у ребенка положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. Это достигается использованием игровых заданий и упражнений, сюрпризных моментов, системой поощрений, которые наглядно отражены в моем конспекте «Автоматизация звука (С) в слогах и словах». Буду рада, если форма и организация данного логопедического занятия облегчит кому-нибудь работу по автоматизации данного звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука (с) в слогах и словах»
Цели:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (С).
- Упражнять в правильном произнесении звука (С) в слогах и словах.
- Продолжать учить определению наличия звука в слове.
- Развивать внимание, слуховую память, мимическую и мелкую моторику.
Оборудование:
Конверт с письмом от Снеговика, листы белой бумаги А4; снежинки, подвешенные на веревочке, для выработки целенаправленной воздушной струи; набор снежинок (с изображением разнообразных предметов со звуком (С) и в названии и без него с обратной стороны), снежинки – пиктограммы «Грусть», «Радость», «Удивление»; картинка-раскраска снеговика.
Ход индивидуального логопедического занятия
Организационный момент
Логопед: Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем. Да тут загадка:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Ты догадался, кто написал письмо?
Ребенок: Снеговик.
Логопед: Правильно, а еще снеговичок прислал тебе задания. Если ты их правильно постараешься выполнить, тебя ждет приз.
Основная часть
Первое задание на разминку:
Улыбнись, покажи какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»).
А теперь покажи язычок, плоский, как лопата (упражнение «Лопата»).
Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»).
А теперь подуй на снежинки, изобрази «метель».
Давай покатаемся с горки (упражнение «Горка», «Снеговик летит с горки»).
Оставь язычок за нижними зубами, зубы сомкни, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Почувствуй тыльной стороной ладони какой холодный, как будто по снегу идешь, и он скрипит. Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук (С) в конце каждого моего слова: но…, мы…, ле…, ква…, наве…, какту…, подно… .
Ребенок договаривает каждое слово звуком (С) и при этом делает шаг.
Посмотри, как много кругом снега! Давай поиграем в снежки. Скомкай из бумаги снежок и брось его произнося: АС!
Делай следующий снежок: ИС, ЫС, УС, ОС, ЭС.
Посмотри, с неба снежинки падают. Попробуй их хлопком поймать. Но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук (С).
Санки, шуба, снег, зима, коньки, снегопад, занос, лыжи…
А снег все идет и идет. Посмотри, какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?
Ребенок: Грустная.
Логопед: Покажи, какая она грустная (Мимика ребенка). Она грустная, потому что потеряла своих снежинок-подружек. Давай поможем им всем вместе собраться. Вот они снежинки, на обратной стороне каждой нарисовано слово. Нам нужно отобрать только те, в названии которых мы слышим звук (С), называй слово — отбирай снежинки (санки, сапоги, самокат, самовар, усы, весы, косы, бусы).
Логопед: Увидела снежинка, как много у нее подружек и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи, как она улыбнулась.
(Выполнение инструкций из 3 – 4 действий)
У нас осталось последнее задание. Снеговик просит тебя взять снежинки, в которых прячутся слова со звуком (С) , встать из-за стола, подойти к шкафу и положить их в синию коробку. Молодец!
Итог занятия
Логопед: Я вижу, сегодня на занятии ты очень старался, обязательно напишу снеговику ответное письмо, в котором расскажу о твоих успехах. Какой тебе сегодня звук помогал на занятии?
Ребенок: С-с-с.
Логопед: Умница! За это наш знакомый снеговик дарит тебе свой портрет – раскраску.
Кучер Людмила Николаевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №1995
Оксана Булавская
Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука [С]
Тема : «Автоматизация звука [с] » .
Цель :
Создавать условия для формирование правильного артикуляционного уклада звука «с»
Задачи :
Закреплять правильную артикуляцию звука [с] .
Расширять словарь ребенка.
Развивать фонематический слух, внимание, мышление,
Оборудование : зеркало, картинный материал, тексты.
Ход занятия:
Здравствуй! Меня зовут Оксана Олеговна, а тебя как зовут?Какое у тебя сегодня настроение?
Садись, пожалуйста, поудобнее.
Мне передали письмо и сказали открыть на занятии . Давай узнаем, что же в этом письме? Открываем конверт.
Но что это? Какие-то картинки. Что же они означают?
Правильно, это упражнения для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Сегодня мы будем с тобой продолжать правильно произносить звук «С» в тексте. А помогут нам сегодня интересные задания в этом конверте.
Возьми в руки зеркало, давай улыбнемся зеркалу.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «сссс» скажи
Свой заборчик покажи!
Артикуляционный уклад :
Молодец, у тебя все получается.
Когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?
Правильно, когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.
Губы принимают какую форму : круглые или в улыбке?
Зубы сомкнуты или разомкнуты?
Молодец, зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка.
Посмотри в зеркало.
Давай дадим характеристику звуку С .
Какой это звук гласный или согласный? Твердый или мягкий?
Закрепление произношения звука в слогах :
Повтори слоги со звуком «С» , собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца :
Са-Са-Са-Са-Са
Со-Со-Со-Со-Со
Су-Су-Су-Су-Су
Сы-Сы-Сы-Сы-Сы
Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ
Ас-Ас-Ас-Ас-Ас
Ос-Ос-Ос-Ос-Ос
Ус-Ус-Ус-Ус-Ус
Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс
Эс-Эс-Эс-Эс-Эс.
У нас в конверте еще лежат круги, я тебе предлагаю
отложить круги, когда услышишь звук «С» :
Апельсин
Телевизор
Молодец. А теперь, посчитай и назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» .
Давай посмотрим, какие еще интересные задания нам приготовил этот конверт.
Посмотри, перед тобой лежит схема, и я предлагаю вместе со мной составить маленький рассказ.
Молодец, ты справился с заданием звук «С» был во всех словах хорошо произнесен.
Итог :
Давай вспомним, что мы делали на сегодняшнем занятии . С каким звуком работали ?
Публикации по теме:
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепление правильного произношения звука [Р. ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Коррекционно-образовательные задачи:.
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и предложениях» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л ]в словосочетаниях и предложениях на основе сюжета.
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в связном тексте Цель: автоматизация звука Р в словах и в тексте. Задачи: Коррекционно- образовательные: 1. Закреплять правильное.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’] Тема: звук Л, звуки С-СЬ. Задачи: I---автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях; –развивать фонематическое восприятие в работе.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р». Задачи Коррекционно-образовательные -Закреплять понятия о звуке.
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [с]
Тема: Звук [с]. (Этап автоматизации.)
Логопедическое заключение: Фонетическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
Возраст: 4 года
Цели:
Образовательные:
Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];
Закрепление навыка правильного произношения звука [с] по подражанию;
Коррекционно-развивающие:
Развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [с];
Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;
Закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [с];
Автоматизация навыка произнесения звука [с] в словах;
Развитие навыка координированных движений пальцев рук при выполнении серии упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;
Развитие навыка продуктивного восприятия в рамках занятия.
Оборудование:
Игрушка "Собака Сайка", игрушка "Бабочка на цветке", поощрительная наклейка
Ход занятия
п/п
Этап занятия
Орг. момент
Здравствуй! Я рада тебя видеть.
Ну что, начнем наше занятие?
Посмотри, кто к нам пришел! Кто это? Это собачка. А как зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Нашу собачку зовут Сайка. Представься Сайке, ей интересно, с кем она сегодня будет играть.
Артикуляционная гимнастика
Давай, сделаем зарядку для язычка. Как ты думаешь, чем он будет сейчас заниматься?
Для чего нужно делать зарядку язычку?(чтобы он был послушным и правильно произносил звуки )
1. «Улыбка»
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
2. «Трубочка»
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. «Заборчик»
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы-осторожно-
Закрываются надежно.
4. «Хоботок»
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он.
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть.
5. «Качели»
Он окно не закрывает,
Книзу кончик опускает.
Язычок не устает:
Тянется теперь вперед.
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко.
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает.
6. «Лопаточка»
Язычок чуть-чуть устал.
Он спокойно полежал.
7. «Горка»
Ловко сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик.
Пальчиковая гимнастика
Киска в норку пробралась,
На замочек заперлась,
В дырочку она глядит
За забором пёс сидит.
Дыхательная гимнастика
Игра "Бабочка"
Сайка к нам пришла
Бабочку свою привела
С бабочкой ты поиграй
И дыханье развивай
Посмотри, наша бабочка сидит на цветке. Сдуй бабочку с цветка. Выдыхай плавно, не надувай щеки.
Физ.минутка
Мы подуем высоко: С-С-С
(Произнося звуки, ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх )
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает )
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется,наклоняется вперед, вытянув руки )
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту )
Как здорово, ты умеешь дуть!
Артикуляционный образ звука
Какое положение занимают губы? Они растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
Автоматизация звука
Подуй, как ветерок. С-С-С
Подуй, как чайник. С-С-С
Подуй, как насос. С-С-С
Давай споем нашу песенку:
СА-СА-СА
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ
СЫ-СЫ-СЫ
Какая красивая песенка у нас получилась!
Помнишь, мы с тобой учились говорить шепотом? Давай еще раз попробуем.
[А] шепотом [О] шепотом [И] шепотом [С] шепотом
[А] громко [О] громко [И] громко [З] громко
Развитие фонематического слуха
Я назову слово, а ты определи, есть ли в нем звук [с]
Светофор, стул, пенал, пылесос, лиса, кресло, рамка, краски, кастрюля, глобус, велосипед, сок, ручка, стол, слон.
Автоматизация в чистоговорках
Ты представляешь, нашу Сайку укусила оса.
Теперь она с осой не дружит.
А мы с тобой должны их помирить.
Слоги все мы повторим,
Ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.
Образование формы существительных в единственном и множественном числе
«Один-много»
У Сони-стул; у Сани-... (стулья)
У Сони-стол; у Сани-...(столы)
У Сони-сапог; у Сани-...(сапоги)
У Сони-сумка; у Сани-...(сумки)
У Сани-супы; у Сони-...(суп)
У Сани-слоны; у Сони-...(слон)
У Сани-собаки; у Сони-...(собака)
У Сани-сыры; у Сони-...(сыр)
Итог занятия
Что тебе больше всего понравилось?
С кем ты сегодня играл?
Как зовут Собачку?
Оценивание
Ты сегодня хорошо занимался! И заслужил наклейку!
Домашнее задание
Домашнее задание, будет тебя ждать в твоей тетради.
Цель: автоматизировать звук [с] в середине слова.
Задачи: образовательные:
Продолжать работу по развитию мышц артикуляционного аппарата;
Автоматизировать звук [с] в словах в интервокальной позиции;
Продолжать учить слышать и выделять звук [с] в словах в интервокальной позиции;
Упражнять в отгадывании загадок путем выделения существенных признаков;
Упражнять в образовании существительных родительного падежа единственного и множественного числа посредством игры «чего не стало?»;
коррекционно-развивающие:
Активизировать мыслительную деятельность на основе игры «закончи предложение»;
Развивать зрительное восприятие и конструктивный праксис посредством сбора разрезной картинки;
воспитательные:
Воспитывать усидчивость, любознательность.
Оборудование: игрушка - лиса Алиса, коробочка - посылка; предметные картинки: бусы, весы, лиса, коса, колёса, оса, песок, носы, часы, усы, маски, волосы.
Ход занятия.
1. Сегодня к нам в гости пришла лиса Алиса. Давай покажем ей, какие
упражнения умеет делать твой язычок.
Артикуляционная гимнастика: «трубочка», «улыбочка», «забор», «почистим зубки», «сердитая кошка», «ветерок».
2. А сейчас научим Алису произносить звук [с]. Губы улыбаются, зубы заборчиком, язык упирается за нижние зубы, струя воздуха проходит по середине языка.
3. А теперь Алиса будет называть тебе разные слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [с]:
лиса - коза - писатель - читатель - кусок - лоток - лесок - мазок.
4. Лиса Алиса получила посылку, давай посмотрим, что там. В посылке столько разных картинок! Назови, пожалуйста, что здесь нарисовано (бусы, весы, лиса, коса, колеса, оса, песок, носок, часы, усы, волосы). Где стоит звук [с] во всех этих словах? (В середине слова .)
5. Алиса любит играть в игру «доскажи словечко». Поиграй с ней.
Ко(са ), колеё(са ), пе(сок ), ве(сы ), ко(сы ), бу(сы ), воло(сы ), но(сы ).
6. Алиса загадает тебе загадки. Попробуй их отгадать! (С опорой на картинки.)
День и ночь ходят, а с места не сходят. (Часы .)
Согнута в дугу,
Летом - на лугу,
Зимой - на крюку. (Коса .)
Четыре братца вместе по одной дороге бегут,
А друг друга никак не догонят. (Колёса .)
Рыжая плутовка
Кур ворует ловко. (Лиса .)
7. А теперь Алиса поиграет с тобой в игру «чего не стало?». Посмотри
внимательно на картинки, чего не стало? (Картинки: оса, коса, весы, усы, носы, маски.)
8. Послушай, что тебе расскажет Алиса… (Игра «закончи предложение» с опорой на картинки.)
Вчера меня в нос укусила … (оса ).
В лесу живет хитрая, рыжая… (лиса ).
У Сони красивые длинные … (волосы ).
У дедушки седые … (усы ).
У мамы новые красные … (бусы ).
В песочнице сухой … (песок ).
У машины четыре (колеса ).
10. Посмотри, Алиса принесла тебе две картинки. Одна целая, а вторую кто-то разрезал на кусочки. Собери ее, пожалуйста. (Разрезная картинка «Лисы».)
Молодец! Справился с трудными заданиями, лиса Алиса дарит тебе картинку.
11. Итог занятия. Какие задания выполнял? Какие задания больше всего понравились? Оценка деятельности ребенка на занятии.