Конспект занятия обучение грамоте звуки и буквы. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику.Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).
Ход занятия:
1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»
Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:
Шелестит бумагой,
Хлопает в ладоши,
Режет бумагу,
Рвет бумагу,
играет мячом,
листает книгу
Л: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
Д: Мы слышали звуки.
2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .
Л: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:
Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,
Ы – ы – ы – ревет медведь,
И – и – и – ржет лошадь,
Р – р – р – рычит тигр.
Л: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)
Как воет волк? (у – у – у)
Как звенит комар? (з – з – з)
Как жужжит жук? (ж – ж – ж)
Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?
Д: слова состоят из звуков.
Л: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.
Л: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.
Вы молчите, я молчу,
И палочка молчит.
Предмета палочка коснется –
Сразу слово зазвучит.
Логопед выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Логопед спрашивает, какие звуки услышали.
Л: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек
Слово жук она написала так:
И мы с вами будем обозначать звуки кружочками.
3. Физминутка.
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.
4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.
Л: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?
Логопед выставляет поочереди картинки на доску.
… ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.
Л: А какой последний звук в словах съел Дракоша?
Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….
5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».
Л: Из чего состоят слова?
Д: Слова состоят из звуков.
Л: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?
Сссоооккк
Ннноооссс
Л: какие звуки мы услышали в этих словах?
6. Итог занятия.
Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Закрепление звуков «А», «У»
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».
2. Учить выделять звуки «У», «А» из ряда гласных.
3. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
4. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
Материалы:
Сюжетные картинки «Заблудились в лесу», «Мама укачивает малыша»; символы (карточки) звуков «У», «А»; красный круг, карточки с буквами «У», «А» (из азбуки); палочки; рабочая тетрадь; цветные карандаши; мяч.
– Сядет тот, кто назовет слово на звук «А».
– Сядете тот, кто назовет слово на звук «У».
1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы вспомним звуки и буквы «А», «У».
2 . «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
II . Основная часть.
3 . Игра «Эхо»
– Ребята, отгадайте, какие звуки я хочу произнести. (Логопед беззвучно произносит поочередно звуки «А», «У» .
– Я приготовила для вас задание. Послушайте и назовите первый звук в словах:
ухо аист улитка арбуз аист улица
арка Утро утюг антенна умывальник астра
– Какие это звуки? Это гласные звуки, их можно петь и мы во рту, когда их произносим не чувствуем преграды.
4. Игра «Что лишне?»
– Назовите лишнее слово, то, которое не начинается на звук «А»:
Апельсин, ананас, овощ, арбуз.
Арка, огурец, астра, антенна.
5. Чтение слогов «АУ», «УА»
– Посмотрите на панно, давайте почитаем буквы.
– Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?
– Что получается? (слог)
– Когда кричат «АУ»? (выставить картинку)
– Кто кричит «УА»? (выставить картинку)
(Читаем всегда слева направо.)
6. Работа в тетрадях Коноваленко.
– Прочитайте в своих тетрадях буквы, передвигая указательный палец правой руки от буквы к букве.
Слева направо; парами слева направо;
Сверху вниз; парами сверху вниз.
(Работа в тетради Коноваленко).
– Раскрасьте красным карандашом буквы «А», «У».
7. Игра «Да-нет»
Логопед выставляет на панно картинки, а дети называют их и говорят «Да», если в слове есть звук «У», и «Нет» – если в слове нет звука «У».
8. Игра «Закончи слово»
– Я буду называть первый слог слова, а вы будете произносить все слово целиком:
Фру-кты Апе-льсин Ули-ца
Ана-нас У-ши Ар-буз
9. Игра «Большой – маленький» (с мячом)
– Я буду называть предмет, а вы скажете, как его ласково назвать.
Арбуз – арбузик Апельсин – апельсинчик
Ананас – ананасик Утюг – утюжок
Улитка – улиточка Утка – уточка
10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «У», «А»; сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда)
11. Выкладывание букв «У», «А» из палочек.
12. Напечатайте слоги «АУ», «УА» в своих тетрадях.
Ш. Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, о каких звуках мы говорили на занятии?
– Каким цветом обозначаем эти буквы?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Программное содержание:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»
(подготовительная группа)
Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Ход НОД:
- Организационный момент
В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.
2 . Основная часть
Знакомство со звуком А.
В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.
Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.
Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.
В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!
Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А
Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.
Уточнение артикуляции.
В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.
Губки в спокойном состоянии;
Ротик открыт широко;
Язычок спокойно лежит во рту;
Горлышко «работает».
В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!
В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.
В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.
Упражнения в произнесении звука А.
Игра «Длинный – короткий»
В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.
Игра «Эхо»
В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!
Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…
Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.
Среди звуков, среди слогов, среди слов
Физкультминутка
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
Работа с демонстрируемым материалом
Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.
В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.
Знакомство с буквой А.
В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
Подведение итога НОД.
В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)
Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].
2. Основная часть .
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.
Знакомство со звуком [у]:
Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])
Характеристика звука [у]:
Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].
Когда мы произносим звук [У], то:
губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".
зубки не смыкаются;
звук можно петь, тянуть – ууууу
воздух свободно выходит изо рта.
Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)
Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
волк воет: уууууууууу.
поезд едет: уууууууууу.
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ.
поезд удаляется: УУУУууууу.
в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У
1. Игровое упражнение «Свое место»
Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительную память
Ход игры: продолжить по образцу
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.
5. Игра «Собери грибы в корзинку»
Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.
Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.
Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).
6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»
Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.
Производим звуковой анализ слова Ау.
Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.
Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.
7. Игра «Обведи правильно написанную букву»
Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.
Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.
Публикации по теме:
Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №63 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область: речевое развитие
Тема: мир= звуков
по обучению грамоте
Воспитатель: Вилкова Гульнара Амировна
Уфа – 2017
Тема: Формирование представления о звуках: гласных и согласных
«В мире звуков»
Интеграция: познавательное развитие
Цель:
Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умениедетей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).
Проводить слоговой, звуковой анализ слова.
Развивающие:
Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.
Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.
Формировать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитание активности, инициативы.
Продолжать формировать навыки самоконтроля.
Средства:
Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.
Ход занятия:
Орг. момент
Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.
Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.
Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.
Дифференциация гласных звуков от согласных.
Жили-были гласные звуки и согласные. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким квадратиком вы их обозначаете? (Красным) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь) А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком замке живет согласный мягкий звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым)
Физ.минутка «Аист»
Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»
И – ромашка, игра, сумка, машина
А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.
У – рука, стол, стул, утка.
Игра «один-много».
Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.
Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»
Звук О: оса, коза, облако.
Звук И: ива, йогурт, ирис.
Звук А: арбуз, рак, груша.
Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.
Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»?! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Пальчиковая гимнастика «Мышонок».
Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».