Учим букву е задания. Конспект занятия по обучению грамоте " Буквы Е-Ё"

История изучения внимания - это одна из самых противоречивых страниц в психологии. Многие психологи считают, что внимания нет вообще, а есть только преобладание то одних, то других психических процессов: восприятия, памяти, мышления и т.д. В самом деле, когда человек что-нибудь сосредоточенно рассматривает, - работает его восприятие; когда фантазирует, придумывает что-нибудь, - включается воображение. Может показаться, что для внимания не остается места. Однако во всех этих ситуациях существует примерно одинаковое состояние психики, ее направленность на определенные события и явления действительности. Именно такое особое сосредоточение и есть внимание. Без него невозможно выполнение любой, даже самой простой деятельности.

Внимание не имеет своего специфического продукта. Мы не можем быть заняты вниманием. Результатом внимания является улучшение всякой деятельности.

К.Д.Ушинский: «Внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово учения, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Гальперина П.Я. «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Г.А. Урунтаева под вниманием понимает направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной неуспеваемости детей в школе.

Свойства внимания

Внимание имеет и свои, отличающие его от других психических процессов особенности. Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания – концентрацию, устойчивость, переключаемость, объем, распределение.

Концентрация – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.

Объем – это количество объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одновременном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3-х предметов.

Переключаемость – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода с одного вида деятельности на другой. Это связано с волевым усилием.

Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере двух разных действий одновременно.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное.

При непроизвольном внимании наша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Сильный звук, яркий свет, острый запах – все это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для нас значимыми – факторы внутренние.

Произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно формируется у ребенка только в общении с взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослый, а затем и тех, которые ставятся им самопроизвольно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

Нарушения внимания

1.Маленький объем внимания - невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их.

2.Недостаточность концентрации внимания – трудно сохранять внимание, не отвлекаясь.

3.Недостаточная избирательность - не может сконцентрироваться на нужном объекте, деятельности.

4.Плохая переключаемость – не может переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Плохая распределяемость – не умеет одновременно выполнять несколько дел.

6.Недостаточная произвольность – затрудняется в сосредоточении по требованию.

7.Рассеянность - неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Закон «кризисов внимания »

Следует помнить, что существует закон «кризисов внимания». Суть его заключается в том, что человек может воспринимать устную информацию определенными дозами «квантами». Длительность первой кванты около 12 - 15 минут. Затем наступает небольшое торможение – мозгу нужен отдых хотя бы 1-2 минуты. Это первый кризис внимания. В это время происходит полное отключение внимания, и человек просто перестает воспринимать, что говорится.

Следующая длительность восприятия информации на 2-3 минуты меньше и длится 10-12 минут. Затем наступает второй «кризис внимания». И снова мозгу нужна передышка в2-3минуты.

Третий и последний «кризис внимания» наступает после второго через 8-10 минут. Затем наступает глубокое торможение. Человек мало что воспринимает. Наступает перегрузка, которая проявляется усталостью, сонливостью, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на раздражители.

Это для школьника. Для старшего дошкольника длительность второй и третей «кванты» активности вдвое короче.

Существование кризисов внимания следует учитывать на занятии и в кризисный момент включить в занятие шутку, яркий пример, физкультминутку, упражнение на релаксацию. Во время первого кризиса желательно дать детям активно подвигаться и провести физкультминутку; во время 2-го кризиса предпочтительнее релаксационная пауза, которая дает возможность детям не только подвигаться, но и снять усталость.

Время наступления кризиса внимания зависит от возраста детей. Рассчитать нормативное время планирования проведения физкультминутки или релаксации можно так: длительность занятия по нормам САНПИНа по возрасту разделить на 2; это и будет время проведения первой физкультминутки длительностью 2-3 минуты; оставшееся время снова разделить на 2 – это будет время проведения следующей разрядки. Так для подготовительной группы целесообразно провести первую физкультминутку примерно на 15-18 минутах занятия, вторую – на 24-26 минутах занятия. Конечно, эти цифры приблизительны, и в каждом конкретном случае педагог ориентируется на самочувствие детей и реальную ситуацию.

Для успешного обучения в школе, овладения ребенком учебной деятельностью, уже в детском саду следует формировать у детей элементы учебной деятельности, основанные на внимании:

умение принимать постепенно усложняющиеся инструкции (для развития этого умения - учить расчленять задание на части);

умение удерживать инструкцию на протяжении занятия (дополнительный инструктаж на занятии, повторение ребенком инструкции);

навык самоконтроля.

Развитие внимания

В дошкольном детстве следует направленно формировать все свойства внимания.

Устойчивость внимания – способность длительно сосредоточиваться на чем-либо. Уже у младшего школьника требуется весьма высокий уровень устойчивости внимания: нужно 40 минут слушать учителя, следить за ответами товарищей, работать с учебником. Да и дома нужно сосредоточенно потрудиться, чтобы не слишком долго засиживаться за уроками. Основы же внимания складываются в дошкольном детстве.

Устойчивость внимания у дошкольников можно формировать в самых разных видах деятельности. Им можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку. Если ребенок начинает терять интерес к делу и хочет бросить его, нужно немного изменить задание (перестрой гараж так, чтобы в него вместилась не только маленькая, но и большая машина и т.п.) с тем, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточно долгое время. Дети могут заниматься одним, заинтересовавшим их делом от 10 минут в возрасте 2-3 года до 1-1,5 часов в старшем дошкольном возрасте. Главное, чтобы деятельность была посильной и интересной ребенку.

Устойчивость внимания можно развивать с помощью такого простого упражнения: схематически нарисовать на листе бумаги несколько рядов «пляшущих человечков» 4-5 видов. Например, один человечек, у которого ручки в стороны, а ножки вместе; другой – ножки в стороны, руки вниз; третий – руки и ноги в стороны; четвертый стоит смирно; пятый – руки вверх, ноги вместе. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут просматривать ряды «пляшущих человечков» и отмечать карандашом каких-нибудь только одних человечков, например, которые стоят смирно.

Переключение внимания – способность переходить от одной деятельности к другой. Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры к занятию, от слушания сказки к одеванию на прогулку, от рисования к еде и т.д. И мы прекрасно знаем, как нелегко подчас даются ребенку все эти изменения режимных моментов. На занятиях в детском саду (и тем более в будущем на уроках в школе) от всех детей требуется одновременное и довольно быстрое переключение внимания: они должны переходить от письма к рассказу, от чтения к счету, от работы в тетради к работе с учебником, и далеко не все одинаково хорошо умеют это делать. Помочь дошкольнику в развитии переключаемости внимания помогут несложные игры и упражнения, которые можно выполнять в процессе утренней гимнастики или физкультминутки. В таких упражнениях ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать. Можно проводить с ребенком игру в «троеборье». Например, в течение нескольких минут нужно быстро построить домик из кубиков, нарисовать человечка, рассказать стихотворение. В этих упражнениях следует оценивать темп и качество выполнения заданий.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или даже несколькими предметами и ситуациями. Школьнику приходится одновременно слушать учителя и писать в тетради, рассматривать рисунок на доске и слушать объяснение учителя. От дошкольника требуется умение распределять внимание и во время выполнения заданий на занятии, и в игровой деятельности, если у него несколько партнеров по игре. Например, в настольной игре «Лото» ребенок слушает водящего и следит за тем, есть ли на его карточке называемый водящим предмет. Развивать распределение внимания можно с помощью таких простых упражнений, как одновременный счет двух видов предметов, одновременная сортировка геометрических фигур по двум признакам – цвету и форме и т. д.

Центральная, основная линия развития внимания – это постепенный переход от полного господства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что оно вызывается наиболее новыми, яркими, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. В дошкольном возрасте ребенок уже может довольно долго выполнять какую-либо деятельность, если она интересна ему, не требует никаких внутренних усилий и основывается только на непроизвольном внимании.

Произвольное же внимание требует от ребенка умения сосредоточиться на задании и выполнении его, даже если оно не очень интересно и ново для ребенка. Непроизвольное внимание само по себе не перерастает во внимание произвольное. Формирование произвольного внимания – это особая воспитательная задача. Она решается только под руководством взрослого. Решающую роль взрослого в развитии внимания ребенка ярко подтверждает эксперимент. Проведенный Л.С.Выготским.

Он играл с детьми раннего возраста в прятание предмета. Он прятал орех под одну из стоящих перед ребенком чашек. Дно одной чашки накрывали картонным кружком светло-серого цвета, а другой – темно-серого. Орех в процессе эксперимента всегда прятали под чашку с темно-серым кружком, но дети этого не знали. Если ребенок угадывал, под какой чашкой спрятан орех, он брал его себе. В ходе эксперимента выяснилось, что дети даже после 49-50 проб не могли выявить закономерность, в соответствии с которой прятались орехи. Оказалось, что внимание детей было направлено исключительно на орех. Но достаточно было один раз молча указать на темную картонку, пряча под чашку орех на глазах ребенка, как он сразу же начинал безошибочно решать задачу. Таким образом, указание взрослого направляло внимание ребенка, после чего он сам произвольно направлял свое внимание на нужный для решения задачи признак.

Для развития произвольного внимания ребенка придумано много игр и упражнений.

Игры и упражнения на развитие внимания дошкольников

1.В каждое занятие включайте хотя бы одну игру или упражнение на развитие внимания.

2.Давайте детям задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, сложить картинку из пазлов, нарисовать или наклеить целый лес или сад из множества деревьев, слепить целую тарелочку мелких ягод и т.д.

3.Предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их; задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о».

4.Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами и строго следите за их выполнением.

5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, пересказы произведений и составление рассказов, трудовые поручения в заданной последовательности. План задавайте словесно или с помощью схем, опорных картинок, образцов.

6.Давайтедетям задания на рисование с натуры.

7.Учите сравнивать, анализировать образец и результат своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

8. Давайте задания на рассматривание и нахождение ошибок в нелепых картинках, умышленно составленных с ошибками описаниях, неправильно решенных примерах.

9.Предлагайте детям повторить названные вами несколько слов или чисел в прямом и обратном порядке. Начинайте с 3слов или чисел. Постепенно увеличивайте их количество.

10.Тренируйте внимание детей с помощью упражнений: 10-15 предметов или картинок показывайте ребенку в течение ½ - 1 минуты; накройте предметы или картинки салфеткой; пусть ребенок вспомнит их. (Если ребенок 6-7 лет вспомнит хотя бы 5-7 предметов – это хороший показатель).

11.Пусть ребенок в течение короткого промежутка времени запомнит какое – либо расположение предметов или игрушек на столе и закроет глаза или отвернется. Вы в это время измените порядок расположения предметов или уберите 1-2 из них. Пусть ребенок восстановит прежний порядок или угадает, что вы убрали.

12.В газетах и журналах часто печатаются картинки с заданиями: найти определенное количество различий между двумя картинками. Решайте с детьми эти задания.

13.Развивать концентрацию внимания ребенка можно путем заучивания стихотворения при наличии какого-то звукового раздражителя, например, включенного радио или телевизора.

14.Упражнение «Не ошибись»: взрослый произносит какие-либо слова, ребенок должен, например, хлопнуть в ладоши, если услышит название транспорта (одежды, инструмента и т.д.), если услышит слово с определенным звуком ит.д.

15. «Цифровая таблица»: на листе бумаги вразнобой (можно еще и разного цвета и величины) написать цифры от 1 до10 (20). Пусть ребенок посчитает по порядку, отыскивая и показывая указкой цифры.

16.Дать ребенку предметную симметричную разделенную по вертикальной оси пополам картинку, половина которой раскрашена определенным образом. Предложить раскрасить также другую половину картинки.

17. «Топ – хлоп»: ребенку дается задание на правильную фразу хлопнуть, на неправильную – топнуть. Взрослый в темпе произносит правильные и неправильные утверждения, а ребенок либо топает, либо хлопает, например: зимой расцвели ромашки, в июле выпал снег, картошка растет на елках, авокадо – это фрукт, делать зарядку – полезно для здоровья, медведи – травоядные животные, дятел – это маленькая рыбка и т.д.

18. «Маленький жучок»: лист бумаги расчерчивается на клетки наподобии шахматной доски, из картона вырезается маленький жучок – путешественник; взрослый диктует, в каком направлении и на сколько клеточек нужно переместить жучка, ребенок выполняет действие с жучком, перемещая его в соответствии с заданием взрослого.

19.Ребенку дается задание: послушать сказку и сосчитать, сколько ударов молоточка он услышит. Взрослый читает текст и постукивает молоточком. По окончании текста у ребенка спрашивают, о чем читали и сколько постукиваний молоточка он услышал. Упражнение способствует развитию распределения внимания.

20. «Птица – не птица». Детям читают стихотворение и дают задание хлопнуть, когда они услышат название не птицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи...

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи…

Прилетели птицы: голуби синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки, и спасибо шутке.

21. «Запрещенное движение»: вы выполняете друг за другом поочередно какие-либо движения, ребенок повторяет их за вами. Заранее нужно условиться с ребенком о том, что одно из движений ему выполнять запрещается, например, хлопки или приседания. Неожиданно вы включаете это запрещенное движение в ряд других движений. Как только ребенок повторяет запрещенное движение – он проиграл.

22. «Пожалуйста»: вы договариваетесь с детьми о том, что ваше задание им нужно выполнять лишь в том случае, если к заданию вы будете добавлять слово «пожалуйста». Далее взрослый дает детям задания на различные движения, то добавляя, то опуская слово «пожалуйста». Кто выполнил движение, заданное без слова «пожалуйста», тот проиграл.

23. На развитие внимания направлены широко известные игры: «Съедобное и несъедобное», «Я садовником родился…», «Вам барыня прислала туалет…».

24. «Опиши с закрытыми глазами»: ребенку можно предложить с закрытыми глазами описать часть интерьера группы, внешний вид детей, воспитателя, перечислить, кто из детей пришел уже и т.д.

Несмотря на то, что развитие внимания у детей дошкольного возраста носит... Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или...

Как часто родители первоклашек жалуются, что ребёнок «считает ворон» на уроках, отвлекается при выполнении домашнего задания, не может и минуты усидеть на месте. А он совсем и не виноват! Это им, родителям, нужно было подумать о развитии внимания у малыша ещё до школы.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, указывая на важность воспитания у детей внимания, сравнивал его с дверью в детское сознание, которая должна быть всегда открытой. Это умение сосредотачиваться на нужном объекте не появляется у ребёнка самостоятельно.

Понятие внимания

Внимание – это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Оно обладает рядом свойств.

  1. Объем — характеризуется количеством информации, которую ребёнок может воспринять. Разложите перед малышом 10 предметов или картинок и спрячьте их под куском ткани. Затем откройте их на 3 секунды и снова накройте. Попросите кроху назвать их.
  2. Сосредоточенность — показывает, насколько сильно малыш может сконцентрироваться на объекте. Дошкольникам её нужно развивать, т. к. она ещё совсем мала. Попробуйте выучить стишок или песенку под включённый телевизор.
  3. Устойчивость – умение продолжительное время поддерживать сосредоточенность. Активность шестилеток продолжается всего 10–15 минут, после чего нужно сменить вид деятельности.
  4. Переключаемость – осмысленный переход от одного объекта или занятия на другой. Перевод концентрации внимания происходит осознанно и требует волевого напряжения.
  5. Распределение – возможность выполнения нескольких дел одновременно.

Нарушение каждого из свойств может привести к отклонениям в познавательной деятельности детей.

Однако бывает, что рассеянность и невнимательность малыша вызвана иными причинами:

  • наличие в носоглотке крохи аденоидов, которые мешают носовому дыханию, как следствие появляется дефицит кислорода в мозге;
  • перегрузки, к которым приводит несоблюдение режима, «перенасыщенные» секциями, занятиями выходные дни;
  • особенности воспитания, когда в семье малыша балуют избытком развлечений, освобождают от обязанностей, позволяют откладывать время занятий.

Родителям не стоит требовать внимательности от уставшего или больного ребенка.

Непроизвольное внимание

Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, или непреднамеренно. Главной его особенностью является то, что появляется оно, лишь, когда крохе интересно занятие или предмет. Наглядно, эмоционально, неожиданно – вот, как должно строиться занятие с малышом.

Произвольное внимание

Ближе к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться произвольное внимание. Оно не зависит от развития непреднамеренного и формируется вследствие воздействия взрослых.

Произвольное внимание развивается у детей при необходимости осознанно сосредоточиться на предмете или деятельности. Хоть здесь и играет роль сила воли и самодисциплина, оно также зависит от интересов и ощущений ребёнка.

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание у детей дошкольного возраста возникает в то время, когда волевое усилие переходит в заинтересованность и увлечённость.

Оно обычно самое эффективное и длительное по времени, т. к. ребёнок не напрягается и не утомляется. Например, малыш хочет посмотреть мультфильм, а взрослые просят его помочь накрыть на стол. Вначале крошка занимается этим с усилием воли, выполняя указания родителей, затем он увлекается и в концентрировании внимания нет необходимости, из произвольного оно становится послепроизвольным.

С чего начинается развитие внимания

Несмотря на то, что внимание детей дошкольного возраста носит пассивный характер, возрастающий опыт и знания малыша об окружающем мире позволяют ему многие действия совершать автоматически. В связи с этим совершенствуется распределение внимания, когда чадо может оперировать уже несколькими объектами без волевого усилия.

Тематический материал:

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Отличным средством при этом становится речь. Дети старшего дошкольного возраста часто проговаривают инструкцию вслух при выполнении задания.

Давая указания своему чаду, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.

Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.

Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

  • Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если малышу сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, кроха будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
  • По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда крошка сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
  • В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
  • Подталкивайте малыша на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
  • Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.
  • Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Все познаётся в игре

Трудно переоценить роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Являясь основным видом деятельности малышей, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

«Посмотри на меня»

Во время игры чадо внимательно рассматривает маму и отворачивается. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.

«Зоркий глаз»

Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.

«Сложи пуговку»

Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.

«Маленький корректор»

Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача малыша зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Замечательно, если родитель присоединится, и по сигналу будет работать с таким же текстом. Завершив задание, можно проверить тексты друг друга. Так развивающий эффект игры будет намного выше.

Когда и проверка, и задание даются крохе легко, можно применить хитрость и допустить одну - две ошибки. Если ребенку трудно их обнаружить, не торопитесь с подсказкой. Достаточно лишь ненавязчиво направить малыша фразами типа «По-моему, я ошибся», «Может в этой строке» и т. д., пока кроха найдет ошибку.

Усложняя игру можно:

  • искать несколько букв;
  • отмечать их по-разному;
  • поиграть, кто быстрее.

Поддайтесь и вы увидите, как вкус победы заставит дошколёнка стремиться к совершенствованию своих навыков.

Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.

«Не собьюсь»

Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Крошка считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь. Не забудьте приготовить приз победителю.

«Три задания»

Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.

Упрощенный вариант:

  • подпрыгни три раза;
  • назови домашнее животное;
  • возьми в руки пластмассовый предмет.

Усложненная игра:

  • моргни столько раз, сколько дней в неделе;
  • напиши на бумаге имя на букву «н»;
  • встань рядом с круглым синим предметом.

Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.

«Не пропусти слово»

Взрослый называет малышу набор слов, а он, услышав те, которые обозначают неживые предметы, например, хлопает в ладоши или встает.

Усложните задачу, добавив для «узнавания» еще одно слово (к примеру, растения) и новое действие к нему.

Подобные игры, кроме развития произвольного внимания, расширяют кругозор дошкольника. Замечательно, если к игре присоединится еще несколько ребят. Желание победить и символический приз сделают игру еще увлекательнее.

Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное - несъедобное», «да - нет, черное - белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней малыш по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган.

Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

Старайтесь не упрекать свое чадо за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите крошку и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста во многом остается таким же, как и в предыдущем возраст­ном периоде. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира, с которыми он взаимодействует. Вместе с тем про­должает развиваться и совершенствоваться непроизволь­ное внимание. Характерной особенностью внимания детей рассматриваемого возраста является то, что они остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение вни­мания на него. Поэтому младшие дошкольники редко мо­гут в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.

На самых ранних стадиях развития ребенка его внима­ние привлекается новизной, силой и другими специфиче­скими раздражителями. Позднее внимание начинает при­влекаться такими раздражителями, которые имеют сиг­нальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объекта­ми, связанными с яркими и эмоциональными пережива­ниями.

Основное достижение в развитии внимания в дошколь­ном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид - произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удержи­вать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольных его видов. Вопрос о генезисе и развитии произвольного внима­ния в детском возрасте был поставлен советскими пси­хологами Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Рассмат­ривая природу произвольного внимания, они выявили роль общественно-исторических условий жизни в его происхождении. Каждый человек в процессе своего разви­тия овладевает исторически сложившимися способами организации внимания. Как же это происходит?

Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для ор­ганизации своего внимания, в результате чего оно приоб­ретает произвольный характер.



Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других психологов, решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятель­ности ребенка. Переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к занятиям, нося­щим учебный характер, к выполнению элементарных тру­довых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с правилами, требованиями взрослых, оказывает сущест­венное влияние на развитие сугубо человеческого вида внимания - произвольного.

Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему сред­ства, с помощью которых он впоследствии и сам начинает управлять своим вниманием. Данное положение подтверж­дается игрой-экспериментом в вопросы и ответы по типу игры «фанты с запретами»: «„Да" и„нет" не говорите, бе­лого и черного не берите!» Детям задавались вопросы: «Ходишь ли ты в школу?»; «Какого цвета стол?»; «Лю­бишь ли ты играть?» и др. Ребенок должен был ответить как можно скорее и вместе с тем выполнять инструк­цию: не называть оговоренных цветов; не называть дваж­ды один и тот же цвет и т. д.

Успешное выполнение задания, проведенного в форме экспериментальной игры, требовало от детей постоянного напряженного внимания, и поэтому большинство детей не справилось с ним. Тогда детям предложили набор цвет­ных карточек, которые являлись внешним вспомогатель­ным средством для интенсивного сосредоточения на прави­лах игры. Дети откладывали в сторону карточки, окра­шенные в запрещенные инструкцией цвета, а в процессе игры пользовались оставшимися карточками. Такой cпособ организации игровой деятельности позволил детям успешно справиться с поставленной перед ними задачей.

Кроме таких ситуативных средств, помогающих детям сосредоточить свое внимание на выполнении конкрет­ной задачи, существует универсальное средство его орга­низации - речь.

На более ранних возрастных этапах развития внима­ния взрослые при помощи словесных указаний орга­низовывают внимание ребенка на предстоящей деятель­ности, помогают сформулировать такую инструкцию для себя.

Петухов а Т.В. приводит результаты исследований, где установлены своеобразные приемы, при помощи ко­торых дети организуют свое внимание. Такими приема­ми являются предварительная группировка дидактическо­го материала и планирование своих действий вслух. Ис­следования показали, что устойчивость внимания зави­сит от характера отношения к заданию и от возраста ребенка. Дети младшего возраста (2,5-3,5 года) часто подменяют выполнение заданий игрой-манипулировани­ем с материалами и игрушками. Это первый уровень от­ношения к заданию.

На втором уровне задание принимается частично. Де­ти в возрасте 3,5-4,5 лет в общем принимают постав­ленную задачу, но условия ее частично игнорируют.

Третий уровень отношения к заданию свойствен де­тям 4,5-5,5 лет. Дети этого возраста принимают постав­ленную задачу и охотно ее выполняют. Но к концу дея­тельности они часто теряют задачу, подменяя ее другой. На этом этапе возникают попытки организовать свое вни­мание через постановку добавочных целей. «Кончу это и поиграю с машинкой»,- говорит ребенок сам себе или взрослому.

Четвертый уровень характеризуется тем, что дети (5,5-6,5 лет) полностью принимают задание и стремят­ся выполнить его быстрее и лучше, используя более рацио­нальные способы организации внимания: самоинструкцию, предварительную группировку материала и т. д.

Таким образом, отношение к заданию и сосредото­чение внимания на ходе его выполнения связано с возра­стом ребенка и условиями той деятельности, в процессе которой выполняется задание. Повторяя для себя инструк­цию, т. е. активно используя речь, дети тем самым орга­низовывают свое внимание на выполнении задания.

На протяжении всего дошкольного возраста зна­чение речи для организации внимания ребенка постоянно увеличивается. Так, выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста про­говаривают его в 10-12 раз чаще, чем младшие дошколь­ники.

Таким образом, произвольное внимание в дошкольном возрасте формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Воспитание произвольного внимания является важней­шей задачей дошкольной педагогики и психологии и важнейшим условием подготовки ребенка к обучению в школе.

Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побу­дительной силой, вызывающей послепроизвольное внима­ние, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения.

Ребенку предложили собрать из конструктора машину. В начале работы ему трудно было сосредоточиться на выполнении задания. Через некоторое время он начинает замечать сходство той машинки, которую он делает из деталей конструктора, с настоящей. Это увлекает его, и для дальнейшего выполнения задания уже не требуется волевых усилий. Теперь ребенка трудно оторвать от ра­боты. Внимание его стало послепроизвольным.

Зная условия и возможности перехода произвольного внимания в послепроизвольное, воспитатель должен стремиться сделать сложное и малоинтересное задание занимательным и интересным. Однако при этом необхо­димо помнить слова К. Д. Ушинского, который писал, что, сделав урок занимательным, можно не бояться на­скучить детям, но нужно помнить, что не все может быть занимательным в учении. Непременно есть и скучные вещи. Поэтому необходимо приучать ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,- делать ради удовольствия.

Таким образом, воспитание послепроизвольного вни­мания осуществляется через развитие и воспитание произвольного. С раннего возраста необходимо выраба­тывать у ребенка привычку прилагать волевые усилия для достижения цели, вытесняя посторонние" мысли, ко­торые мешают сосредоточиться.

Как же развиваются основные свойства внимания у детей дошкольного возраста?

Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего до­школьного возраста к старшему. Так, младшие дошколь­ники тратят на рассматривание картинки 6-7 сек., а стар­шие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 сек. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее (А. А. Люблинская).

Длительность сохранения устойчивого внимания у детей дошкольного возраста зависит от значимости для них того или иного материала, тех или иных объектов, той или иной деятельности. Наивысшую значимость представляет деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения известных детям объектов, за­ключающих в себе момент эмоциональной привлекатель­ности и в разных вариантах уже входивших в опыт ре­бенка.

Чувствительность внимания к эмоционально значи­мым явлениям определяется индивидуальными особен­ностями детей и условиями их воспитания. Причем индиви­дуально-типические особенности устойчивости внимания приобретают достаточно выраженный характер только к старшему дошкольному возрасту. В среднем дошколь­ном возрасте эти особенности не проявляются, посколь­ку действия, направленные на организацию внимания, еще не отработаны.

Формы индивидуального реагирования на эмоциональ­но значимые раздражители чрезвычайно многообразны. Так, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешен­ных детей в 1,5-2 раза больше, чем у возбудимых. Исходя из этого, в целях сохранения устойчивости внима­ния детей в заданной деятельности (на занятиях или играх) целесообразно исключить влияние на них сопут­ствующих эмоциональных раздражителей.

Воспитателям хорошо известна быстрая отвлекаемость дошкольников от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, но важном. Это проявление рассеянности. Быть рассеянным - значит не уметь надол­го сосредоточиться на чем-то одном. Причин рассеян­ности несколько, и они совершенно различны.

Необходимо помнить, что отсутствие способностей к длительной и стойкой сосредоточенности даже старших дошкольников - явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности. Одной из причин рассеянности является быстро проявляющееся утомление. Оно может наступать быстро при выполнении трудной и неинтересной работы, требующей длительного сосредоточения.

Причиной рассеянности может быть появление в носо­глотке ребенка аденоидов. Такие дети дышат ртом, у них снижается работоспособность, и весь облик ребенка меняется. Вмешательство врача способствует возвраще­нию ребенку его работоспособности.

Нередко причиной рассеянности дошкольников является недостаточно гибкое, недостаточно переключаемое внимание. Так, просмотрев вечером по телевизору остро­сюжетный фильм, ребенок долго остается под его впечат­лением. Возникшие в создании яркие переживаемые им образы не могут сразу исчезнуть, и ребенок не в состоя­нии полностью сосредоточиться на деятельности, предла­гаемой воспитателем.

Иногда в рассеянности детей повинен сам воспитатель. Если он ведет занятия однообразно, дает детям задания, которые слишком легки для них, не побуждают к актив­ной мыслительной деятельности, то это ведет к рассеян­ности. Если детям скучно, они будут искать увлекатель­ную работу на стороне.

Распределение, переключение и объем внимания у до­школьников (особенно у детей раннего возраста) развиты недостаточно сильно.

Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполня­ются в рамках этого свойства внимания. Чем более зна­чимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, тем легче его совмещать с выпол­нением другого действия. Поэтому дети раннего возраста практически не обладают распределенным вниманием. Де­ти младшего, среднего и старшего возраста способны рас­пределять свое внимание в незначительной степени.

Переключение внимания, так же как и другие свойства, развивается под влиянием обучения и воспитания. В раз­личного рода играх, упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменив­шейся обстановке, формируется переключение внимания.

Объем внимания у детей дошкольного возраста зна­чительно (по сравнению с младенческим и ранним возрас­том) увеличивается. Это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся его самостоятельностью, разнообразием деятельности, в которую он включается.

Увеличение объема внимания не исчерпывается только увеличением количества одновременно воспринимаемых объектов с одинаковой степенью ценности. Изменения касаются и тех объектов, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте их внимание при­влекалось яркими, необычными вещами, то внимание до­школьника довольно часто привлекается внешне ничем не привлекательными объектами. Это свидетельствует о качественно новом уровне развития внимания.

Однако даже такие качественные изменения, происходящие в дошкольном возрасте, все-таки характеризуют объем внимания как очень малый.

Имеющиеся научные данные должны использоваться воспитателем при выборе путей и средств развития внима­ния дошкольников.

§ 3. Пути и средства организации и поддержания внима­ния дошкольников

Для развития внимания детей с успехом могут быть использованы различные игры.

Играя, ребенок живет, действует так, как действуют взрослые, как действуют герои его любимых сказок, рас­сказов и т. д. «Программа воспитания и обучения в детском саду» кроме игр и занятий с детьми раннего возраста пре­дусматривает чтение им небольших сказок, потешек, при­бауток, колыбельных песенок. Все это способствует не только развитию речи, умению слушать, но и стимулирует развитие внимания. Так, например, с детьми от 1 года до 1 года 3 месяцев можно использовать чтение потешки «Сорока, сорока». Занятие проводится с небольшим коли­чеством детей. Воспитательница легко водит своим паль­цем по ладони ребенка и ритмично, нараспев читает:

«Сорока, сорока,

Где была?» -

Кашку варила,

Деток кормила...»

Далее воспитательница берет пальчики ребенка по оче­реди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...» Таким образом она проигрывает потешку с каждым ребенком, который участвует в занятии. Другие дети в это время слушают и следят за действиями воспитательницы.

Это занятие позволяет выработать у ребенка способ­ность не только сосредоточиваться на короткое время, когда воспитательница читает текст потешки непосред­ственно ему, но и на более длительное время, когда по­тешка читается другим.

Для развития слухового внимания у детей младшей группы возможно использование потешек типа «Катя, Катя», «Чики-чики-чикалочки». Развитию переключения внимания, а также объема внимания способствуют игры типа «Маленькие и большие ножки», «Заинька, выходи».

В игре «Маленькие и большие ножки» воспитатель, повторяя текст, несколько раз говорит сначала про малень­кие ножки, а затем про большие ноги. Дети повторяют за ним, чередуя быстрые и медленные движения. В этой игре детям приходится одновременно держать в соз­нании и текст игры, и способ действий, который зависит от текста.

Игра «Заинька, выходи» требует изменения направ­ления движения ребенка после каждого куплета. Меха­низм воздействия на развитие внимания ребенка тот же, что в игре «Маленькие и большие ножки».

Весьма продуктивным для развития внимания является наблюдение детей за птичкой в клетке, за цыплятами, за автомобилем и другими объектами. Это же можно ска­зать и об играх и занятиях с предметами (нани­зывание колец на стержень, построение башенки из ку­биков, собирание, складывание матрешки и т. д.).

В средней группе детского сада развитию внимания способствуют игры типа: «Сколько?». Воспитатель читает детям стихотворение. Затем задает вопросы, касающиеся его содержания: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотников, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей?

Игры на классификацию типа «Что нужно?» также способствуют развитию внимания. К этому типу можно от­нести игры «Накроем стол для гостей» (называется посу­да), «Посадим сад» (называются фруктовые деревья), «Мебель», «Одежда» и т. д.

Произвольное внимание развивают игры, в которых де­ти описывают предмет, не глядя на него, находят в нем существенные признаки, узнают предмет по описанию. Описание предмета, не глядя на него, требует высоко­организованного внимания, хорошо развитых его свойств. К числу таких дидактических игр можно отнести: «Отга­дай-ка», «Магазин», «Радио» и др.

Содержание и характер деятельности, которую орга­низовывает воспитатель дошкольного учреждения, опреде­ляют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которым он работает, а при органи­зации своей работы должен опираться на следующие по­ложения. Чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей группе длительность занятий составляет 10-15 мин., в средней 20-25 мин., в старшей 25-30 мин.

Интеллектуальная активность детей в процессе за­нятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, пси­хологии и гигиены.

Поскольку у детей дошкольного возраста сильнее раз­вито непроизвольное внимание, воспитатель должен опи­раться на него в своей работе. Причем в процессе рабо­ты он должен давать такие задания, которые требуют от детей и произвольного внимания.

Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение дня. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые притупляют интерес детей к работе, снижают их внима­ние.

Рациональное чередование видов деятельности способ­ствует поддержанию устойчивого внимания. Так, напри­мер, после занятий физкультурой, когда дети очень воз­буждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности.

Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкуль­туре), поскольку на последующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. А это, естественно, не будет спо­собствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности.

Нельзя на одном занятии вводить сразу 3-5 новых компонентов.

Рассмотренные виды (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и свойства (устойчивость, распреде­ление, переключение, объем) внимания дошкольника характеризуются рядом специфических особенностей:

1. Ребенок способен сосредоточиться на очень короткое время. Внимание его подвержено значительным коле­баниям.

2. Внимание дошкольника легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает вни­мание ребенка от деятельности.

3 Внимание привлекается ярким, сильным, неожидан­ным раздражителем. Ребенок не в состоянии правильно управлять своим вниманием.

4. Не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состо­янии переключать его по своему усмотрению с одного объекта на другой, т. е. переключение развито слабо.

5. Чем младше дети, тем меньше они могут сосре­доточиваться на словах, с которыми к ним обращается взрослый. Слова взрослого не привлекают их внимания или привлекают частично. Внимание дошкольников легче сосредоточивается на ярких, привлекательных предметах. Слова же взрослого лишь сопровождают наглядно воспри­нимаемые ребенком предметы. Только к среднему и стар­шему дошкольному возрасту слова взрослого приобретают настолько сильное значение, что сами по себе могут при­влечь внимание ребенка.

6. Распределение внимания детей дошкольного возрас­та развивается чрезвычайно слабо. Ребенок практически не в состоянии выполнять два или более видов деятельнос­ти одновременно.

7. Внимание детей дошкольного возраста характеризу­ется небольшим объемом.

8. Правильно выбранные формы и методы работы позволяют воспитателю активно влиять на развитие внимания дошкольников.

Литература

Выготский Л. С. Овладение вниманием. Проблемы развития психи­ки // Собр. соч. М., 1983. Гл. 9. Т. 3 С. 205-238.

Добрынин Н. Ф. Внимание // Общая психология/Под ред. А. В. Пет­ровского. М., 1977. С. 187.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие до­школьников. М., 1984. С. 61-70.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1985.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. Н. Внимание школьника. М., 1987.

Коненко Е. Л. В мире раннего детства. Киев, 1985.

Леонтьев А. Н. Развитие высших форм внимания//Развитие памяти. М.; Л., 1931. Гл. 4. С. 154-180.

Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. С. 183-199.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С. 147-194.

Вопросы для повторения

1. Назовите специфические особенности внимания детей раннего возраста.

2. В чем состоят различия между вниманием детей раннего и до­школьного возраста?

3. Каковы способы управления вниманием дошкольников в процес­се игровой деятельности? учебной?

Практические задания

Наблюдая за дошкольниками в группе, установите: а) индивидуальные различия в развитии основных свойств вни­мания;

б) как влияют различные приемы управления вниманием в процессе игровой деятельности на его поддержание.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое? », выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым . Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным », «Слушай внимательно », «Смотри внимательно ». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

  • значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

Имеет свои этапы развития.

Развитие внимания в младенчестве и раннем возрасте

Предпосылки проявления внимания и первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?», который дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним.

Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3 неделе жизни появляется слуховое сосредоточение при громком звуке, когда новорожденный замолкает и прекращает движения. На 3-4 неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение взгляда ребенка на лице взрослого и слуховое при его разговоре. Он не понимает, что ему говорят, но прислушивается. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к активному бодрствованию. В конце 1 месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители, например, задерживает взгляд на необычном предмете.

Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый. В 2-3 месяца ребенок длительно сосредотачивается на лице матери, а затем на предметах, включенных в контекст общения и совместную со взрослым деятельность. Развитие внимание связано с освоением хватания, удержания и манипулирования предметами. После 6 месяцев рефлекс «что такое?» преобразуется в рефлекс «что с этим можно делать?». Ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки действия с ним. Зарождается ориентировочно-исследовательская деятельность, способность познавать окружающий мир.

В конце года на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя предметами; совершенствуется переключение, например, малыш складывает шарики в коробочку, перенося фокус внимания с одного шарика на другой.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Перемещение в пространстве, расширяя круг внимания малыша, открывает для него новые возможности: теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание. Освоение назначения, функций предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой - совершенствовать свойства самого внимания (распределение, переключение).

Овладевая речью, малыш учится удерживать внимание не только на предметах. Но и на словах, фразах; начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.


При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его значению. Теперь ребенок без наглядной опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказчика. Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного внимания. Слово выступает как средство организации внимания.

Ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, однако он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания.

Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что опрокинул баночку с краской, не реагирует на указания взрослого ее поднять. Кроме того, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, малоустойчиво, как бы сказать по поверхности «порхает». Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машину - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. Как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает внимание к ним.

Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. В целом ребенок становится более сосредоточенным, у него появляется способность распределять внимание между различными предметами и переключается с одного сложного объекта на другой. Основная линия развития внимания в дошкольном возрасте связана с тем, что дети все в большей мере начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы и явления.

Младший дошкольный возраст . Внимание ребенка в младшем дошкольном возрасте непроизвольно и крайне неустойчиво. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока не угасает интерес. Так, интересную для него сюжетную картинку он рассматривает 8 секунд, а самой увлекательной деятельностью, как правило, ребенок способен заниматься не более 10-15 минут. Многие дети не могут сосредоточиться более 5 минут.

Внимание начинает привлекаться такими раздражителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями. Появление нового предмета вызывает переключение внимания. Однако, переключить внимание по требованию взрослого ребенку еще трудно. Также в этом возрасте детям сложно распределить свое внимание между несколькими предметами.

Средний дошкольный возраст . Возрастает устойчивость внимания, которая выражается в том. Что большинство детей может сосредоточенно заниматься какой-нибудь деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) уже в течение 15-20 минут. Игры могут длиться до 30 мин. Увеличивается объем внимания. В игровой ситуации ребенок может действовать с 2-3 предметами, однако вне игры это удается редко. Распределение внимания также возрастает, и связано это с автоматизацией многих действий ребенка. Возросшая устойчивость внимания дает ребенку возможность выполнять под руководством взрослого определенную работу, даже не интересную. Он может не отвлекаться, если понимает, что дело нужно довести до конца, несмотря на появление более привлекательного занятия.

Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики).

Поддержание устойчивости внимания связано с развитием других познавательных процессов и любознательности. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В большей мере она проявляется в игре, при рассматривании картинок, слушании рассказов, сказок. Постепенно уменьшается отвлечение внимания, что свидетельствует о возрастании устойчивости. Во многом развитие внимания связано с освоением новых видов деятельности (игровой, художественной, учебной, трудовой), а также зависит от влияния взрослых людей.

Старший дошкольный возраст. По сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания в этот период возрастает примерно в 2 раза. Игры могут длиться более часа занятия - 30 минут. Ребенок в среднем способен рассматривать интересную картинку около 10 минут. Дети могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой, способны распределять свое внимание между несколькими предметами (например, в их играх задействовано много персонажей и игрушек).

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Это связано с усвоением средств управления им. Если в 3-5 лет основным средством являлось внешняя опора (указательный жест, слово взрослого), то в 6-7 лет - речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано: с развитием речи; пониманием значения предстоящей деятельности; осознанием ее цели; освоением норм и правил поведения; со становлением волевого действия; со способностью сосредотачиваться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.

У старших дошкольников также наблюдаются элементы послепроизвольного внимания, когда они сами возвращаются к той деятельности, которая ранее была объектом произвольного сосредоточения, но заинтересованного своим содержанием.

Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте

Развитие внимания детей во многом определяется правильной позицией педагогов, базирующейся на соответствующих психолого-педагогических знаниях.

Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте:

1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенного режима - важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода в решении этой задачи. Иной раз принципиальная педагогическая позиция негативно отражается на развитии индивидуальности ребенка.

2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

Использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

Проявление активности при познании предмета (его изучение с целью выявления новых свойств и качеств);

Доведение начатых дел до конца;

Рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

Умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности);

Запрет на введение на одном занятии сразу трех - пяти новых компонентов;

Заблаговременное информирование детей о смене деятельности («Поиграй еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать»);

Использование игровых ситуаций и др.

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий (« посмотри», «послушай», «потрогай» и т.д.), педагог помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который в последствии переходит на внутренний план (т.е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор является ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действие и проверяет себя по картинкам. А затем становится способным осуществлять их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Правильная организация различных видов деятельности детей предполагает использование их интересов и желания играть. Благодаря включению игрового элемента у ребенка более активно будет развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.

В целом развитие внимания дошкольника зависит от позиции взрослых. В.А. Сухомлинский образно указывал, что внимание ребенка кажется «пугливой птичкой», которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник». Поэтому более оправданна позиция, когда педагог не только исходит их задач образовательного процесса, но и стремиться понять и проникнуться возрастными и индивидуальными особенностями психического развития его воспитанников. Только в этом случае можно рассчитывать на оптимальное развитие не только внимания, но и всех других психических процессов.

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...