Центр детского творчества котельниково волгоградской области. Общение педагога с воспитанниками

Когда пришло время выбирать профессию , я сказал старшей сестре: «Хочу быть как ты». Она не отговаривала. В селе профессия учителя все еще ценится. По крайней мере, это стабильный заработок.

Семейные ужины в нашей семье – это всегда педсовет. Моя жена, четыре ее сестры и две моих — тоже учителя. За 20 лет работы в педколлективе пришлось привыкнуть к женскому доминированию.

Педагоги каждый год обязаны сдавать справку о несудимости. Меня это убивает.

«Какой ты учитель, если не читаешь «Акмолинскую правду» , — обычно упрекают заинтересованные люди, требуя подписаться на областное издание. — А что в ней читать-то?

Два педагогических диплома (историк и учитель начальных классов) удваивают шансы иметь достойную зарплату, но не гарантируют. Важно научиться конкурировать с коллегами в борьбе за преподавательские часы, особенно если работаешь в сельской школе.

В женском коллективе невольно становишься участником склок и интриг. К этому невозможно привыкнуть.

Женщины — большие прагматики. Они просчитывают стратегию поведения как минимум на 10 шагов вперед, а то и на несколько лет. С каждым годом часов у меня становилось все меньше. Я очень часто уступал.

Лучше не говорить напрямую о своих желаниях и сделать все по-своему.

Мне все время приходится доказывать , что я не хуже других.

Учитель обязан выполнять разные, далекие от его профессиональных обязанностей функции. Например, провести подворный обход и пересчитать пенсионеров, собрать какие-то подписи или узнать количество голов скота. Это издержки профессии. Нам приходится с ними мириться.

Создание учебников в Казахстане – это прежде всего бизнес.

Все-таки нужно было оставить все лучшее , что было в советских методиках преподавания, особенно в математике.

Когда меня представили в качестве классного руководителя в городской школе, многим родителям учеников это показалось странным, некоторым – забавным. Через пару недель родители детей из параллельных классов стали просить перевести их малышей в мой класс. А у меня и так 35 человек. Некоторые считают, что мужчина-педагог работает по-особенному.

Грань между сельскими и городскими детьми давно стерлась. Впрочем, сельские дети более доверчивые.

Учитель только учит, но помочь ребенку учиться должны родители. К сожалению, не все это понимают.

Чтобы нормально зарабатывать, учителю приходится работать не меньше 14 часов в сутки. Существенную прибавку к зарплате в городе обеспечивает репетиторство. В селе этого нет.

Когда я пришел на собеседование в один из репетиторских центров, меня приняли за педофила. Пришлось показывать дипломы. Практика в школе увеличивает шансы найти подработку с хорошей зарплатой.

Иногда в работе приходится проявлять мужской характер. Одна из заботливых родительниц хотела заставить меня преподавать по методике, которая казалась ей более эффективной. Попытки объяснить, что моя методика не хуже, не принесли результата. В итоге мне пришлось дать понять, что «я здесь хозяин» — стукнуть по столу, образно говоря. И тогда она быстро все поняла.

Дети копируют поведение взрослых, причем делают это с невероятной точностью.

Материальный достаток – самое меньшее, что могут дать родители своим детям. Большинство малышей испытывают недостаток внимания, особенно мужского.

Метод сюсюканья давно не работает. С современными детьми нужно разговаривать деловым языком. Они гораздо умнее, чем кажется нам, взрослым. Сейчас очень много умных детей.

Некоторые родители заменяют родительскую ласку материальными благами, и это сразу видно.

Когда родители учеников дарят подарки , это приводит меня в замешательство. Кто-то должен объяснить людям, что учитель должен хорошо выполнять свою работу не ради презентов.

Впервые мне преподнесли подарок , когда я решил индивидуально позаниматься с мальчиками из ингушской семьи, которых в школе третировали только потому, что они плохо знали русский язык. Родители этих детей очень обрадовались и подарили мне рубашку. Они сделали это абсолютно искренне. Я не посмел отказаться.

В педагогике остаются единицы. Из 30 моих сокашников только пятеро работают в школе.

Поднять имидж педагога можно только хорошей зарплатой и доступным соцпакетом. Я где-то читал, что в одном из американских штатов учителям дают годовой отпуск для путешествий через каждые 7 лет.

Я много раз хотел уйт и из профессии из-за низкой зарплаты, но так и не решился. Очень люблю учить детей. Может, это и есть призвание?

Записала Анар Бекбасова

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этический кодекс педагога.

Раздел 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Источники этики педагога ДО.

Нормы этики педагога устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норма международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской педагогики.

Принципы этики педагога ДО..

При осуществлении своей деятельности педагог ДО руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.

ЦЕЛЬ. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить педагогов-психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Нормами Профессионального кодекса педагога ДО руководствуются в своей деятельности все педагоги, работающие с дошкольниками.

Цель кодекса – определить основные формы профессиональной этики в отношениях педагога с дошкольниками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Миссия педагога заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и будущем.

Раздел 2.

Личность педагога ДО.

2.1. Педагог ДО должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.

2.2. Педагог ДО не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Педагог ДО дорожит своей репутацией.

2.3. Педагог ДО должен быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Педагог ДО не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Педагог ДО соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Педагог ДО является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой педагога ДО не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Педагог ДО должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество ДО (помещение, мебель и др.), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3.

Взаимоотношения педагога с воспитанниками.

3.1. Педагог ДО выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Педагог ДО в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Педагог ДО является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

3.4. Требовательность педагога ДО по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5.Педагог ДО выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Педагог ДО должен стремиться к повышению мотивации обучения и воспитания у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагогу ДО следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Педагог ДО справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не допуская заниженного оценочного суждения.

Взаимоотношения педагога ДО с педагогическим сообществом.

3.12. Педагоги стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации ДО.

3.13. Педагогов объединяет взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Педагог имеет право выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога ДО, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Педагог ДО имеет право на поощрение от администрации ДО. Личные заслуги педагога не должны оставаться в стороне.

3.17. Педагог имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ДО. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Педагог ДО в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с педагогом-психологом, медсестрой, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья воспитанников.

Взаимоотношения педагога ДО с родителями воспитанников.

3.21 Педагоги ДО должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников.

3.22. Педагог ДО консультирует родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников.

3.23. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей – о детях.

3.24. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения педагогов ДО с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями ДО.

Взаимоотношения педагога с обществом и государством.

3.26. Педагог ДО не только воспитывает и обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.

3.27. Педагог ДО старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Педагог ДО понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Раздел 4.

ПРИНЦИПЫ. Основные этические принципы деятельности педагога.

Этические принципы призваны обеспечить :

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми педагоги вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, участников исследований и др. лиц;

Сохранение доверия между педагогом и людьми.

Основными этическими принципами являются:

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип профессиональной кооперации.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования.

1. Принцип конфиденциальности.

  1. Информация, полученная педагогом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов.
  2. Лица, участвующие в исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
  3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

2. Принцип компетентности

  1. Педагог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
  2. Педагог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы.

3. Принцип ответственности

  1. Педагог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом за свою профессиональную деятельность.
  2. Проводя исследования, педагог заботится о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
  3. Педагог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он педагогическую работу сам или она идет под его руководством.
  1. Педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на педагогические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
  2. Педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

4. Принцип этической и юридической правомочности

  1. Педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению педагогической деятельности.
  2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
  3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения педагога с субъектами образовательного процесса.

5. Принцип профессиональной кооперации

  1. Работа педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
  2. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы образования.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования

  1. В процессе профессиональной деятельности педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
  1. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
  2. В ходе обследования педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Раздел 5.

ОБЯЗАННОСТИ

1 Кодекс деловой этики педагога устанавливает принципы и нормы поведения работников детского сада, определяет правила взаимоотношений внутри ДОУ, а также взаимоотношений с родителями, органами власти, юридическими и физическими лицами.

2. Положения настоящего Кодекса разработаны с учетом миссии и ценностей учреждения.

К ценностям (обязанностям) педагога относятся : открытость, поддержка и сотрудничество.

Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер.

Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер.

Для педагогов характерно постоянный поиск партнеров и выстраивание профессиональных взаимовыгодных связей.

Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.

Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами., поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.

Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.

Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются равноценными и уникальный опыт каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.

Здоровье. Здоровье – мы понимаем как, гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

Профессионализм и высокое качество образовательных услуг.

Педагоги ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

3. Принципы, нормы и правила, установленные настоящим Кодексом, имеют общий характер и могут получить свое развитие и детализацию в стандартах служебного поведения, правилах внутреннего распорядка и других внутренних документах учреждения.

4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех должностных лиц и других работников учреждения.

5. Должностные лица и другие работники учреждения в своей служебной деятельности должны быть добропорядочны и честны, обязаны соблюдать правила деловой этики, установленные настоящим Кодексом, иными внутренними документами учреждения, а также являющиеся общепринятыми.

Конфликт интересов

Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту личных интересов и интересов учреждения

использование имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной выгоды;

других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для учреждения последствиям.

В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении ситуации к своему непосредственному руководителю. При невозможности разрешения конфликта интересов непосредственным руководителем, сотрудник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.

Порядок присоединения к Кодексу деловой этики.

Сотрудники учреждения, присоединившиеся к настоящему кодексу, принимают на себя добровольные обязательства применять изложенные в нем нормы и принципы деловой этики в своей повседневной практике, добиваться признания их частью деловой культуры организации.

Меры, принимаемые к нарушителям правил и норм деловой этики

Нарушение правил и норм деловой этики, содержащихся в настоящем Кодексе, иных внутренних документах учреждения, или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения меры стимулирующего характера (премии), не повышения в должности, рассмотрения информации о нарушении на собрании трудового коллектива и принятия иных мер к нарушителю.

Качество реализации кодекса деловой этики будет обсуждаться в рамках общего собрания коллектива и отслеживаться через систему обратной связи (анкетирование).

Раздел 6.

Заключительные положения

Коллектив учреждения утверждает настоящий Кодекс, вносит в него изменения и дополнения, а также определяет основные направления реализации настоящего Кодекса.

Текст настоящего Кодекса размещается на сайте учреждения и должен находиться во всех подразделениях учреждения в виде отдельного издания.

Информация о настоящем Кодексе и практике его соблюдения раскрывается в годовом отчете учреждения.

При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что педагог должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса педагога ДО, и ознакомить педагога с содержанием указанного кодекса.

Нарушение положений кодекса педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ДО, а при необходимости – более профессиональной организацией.


В современных условиях при модернизации системы образования большое внимание уделяется личности в образовательном процессе.

Главными участниками в учебно-воспитательном процессе выступают учитель и ученик.
Одним из важных аспектов деятельности психологической службы в нашей гимназии является изучение личности учителя и его образа жизни.

Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления, т. е. по мере овладения профессией происходит «реконструкция деятельности учителя, уменьшается ее напряженность. Но с повышением уровня мастерства в учебной работе происходят большие перемещения в различных видах деятельности…» .

Профессионализм учителя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Поэтому одной из важных характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

В процессе овладения профессией формируются не только профессионально-важные качества, но и профессиональные деформации. В широком смысле профессиональная деформация – это некий след, который профессиональная деятельность накладывает на человека, занимающегося этой деятельностью.

Профессия педагога оказывает большое влияние на его личность и образ жизни. Изучение личности и образа жизни педагогов необходимо для более эффективной подготовки специалистов, помощи им в адаптации к профессии. Полученные данные можно использовать при консультировании учителей, а также для оптимизации деятельности педагогов.
Нами было проведено исследование с учителями, целью которого являлось изучение профессионального образа жизни педагогов (т.е. как педагогическая деятельность влияет на образ жизни учителей).

Образ жизни – понятие, введенное В.П. Серкиным , определяющее всю совокупность деятельностей (как интегративной характеристики активности), которые человек актуально реализует как субъект индивидуальной деятельности или в которые «включен» (субъектом которых являются общество, группа) в течение определенного жизненного периода, этапа или цикла .

В исследовании приняли участие учителя со стажем педагогической деятельности до 3-х лет («неопытные» учителя – 20 чел.) и учителя со стажем работы более 15 лет («опытные» учителя – 20 чел.). Мы предположили, что педагоги имеют специфически профессиональный образ жизни и с увеличением опыта педагогической деятельности эта профессиональная специфичность усиливается.

В результате можно представить следующие результаты.

1. Данные, полученные с помощью анкеты мы интерпретировали, исходя из выделенных критериев описания образа жизни: «доход», «проведение досуга», «семейное положение», «профессионально-значимые личностные качества», «профессиональные деформации», «взаимоотношения в семье и с друзьями».

По критериям «доход», «досуг» различий не обнаружено. Сходство по этим критериям обусловлено тем, что профессия педагога малооплачиваема, не зависимо от стажа работы. А на выбор форм и места проведения досуга педагогическая деятельность влияет у всех учителей, так как сама профессия предъявляет много требований к педагогу. Учитель должен быть примером для учеников. И во многом при выборе форм и места проведения досуга учителя ориентируются на такой отдых, чтобы не встретить учеников или их родителей. Также учитель планирует свой отпуск на лето, когда у учащихся каникулы.

Различия обнаружены по следующим критериям.

«Семейное положение» . Часто у учителей семейная (личная) жизнь не складывается из-за работы. Это ярко отражается на опытных учителях: 55% разведены или вообще не состояли в браке. Это обусловлено тем, что профессия стоит на первом месте и занимает очень много времени.

«Профессионально-значимые личностные качества» . Учителя выделяют такие профессионально-важные качества (встречающиеся не менее двух раз), как: терпимость, любовь к детям, ответственность, трудолюбие. При этом стоит отметить, что данные качества больше представлены у опытных учителей. Из чего можно сделать вывод, что профессионально – важные качества развиваются в процессе накопления опыта.

«Профессиональные деформации ». Развитие профессионально-важных качеств (профессионализм) тесно связан с профессиональными деформациями. У учителя также происходят и профессиональные деформации его личности (пятый критерии описания образа жизни). Здесь происходит перенос форм профессионального поведения в другие сферы жизни. Это подтверждают и данные наблюдения и бесед: учителя ведут себя на улице, дома так же, как обычно ведут себя на работе.

Сами «опытные» учителя отмечают, что профессия влияет на их взаимоотношения в семье и с друзьями (шестой критерий описания образа жизни): они не всегда могут переключиться и общаются с близкими, как на работе (переносят стиль общения на работе в семью), следят за своей речью и речью окружающих, общаются на учительских тонах, часто говорят о работе.
Именно перечисленные выше особенности: перенос форм профессионального поведения и стиля общения в семью, – могут повлиять на семейные разлады. Психологи здесь могут помочь педагогам научиться абстрагироваться от проблем школьной жизни, чтобы не переносить стиль общения с учащимися в семью.

На «неопытных» учителей профессия еще не наложила такой отпечаток. Они указывают позитивное влияние профессии на взаимоотношения с окружающими (например, более высокий статус в семье). «Неопытные» учителя не испытывают таких трудностей с переключением с педагогической деятельности на другие виды деятельностей, как «опытные» учителя.

Учителя указывают некоторые специфические особенности педагогической деятельности (встречающиеся не менее двух раз): авторитарность, правильность, эмоциональные и физические нагрузки, постоянное напряжение, стиль поведения и общения. Так же все «опытные» учителя отмечают, что профессия учителя «затягивает». Профессия учителя настолько изменяет структуру его личности, что меняется отношение и ко всему происходящему в мире. У большинства «опытных» учителей в процессе работы поменялось мировоззрение, отношение к людям.

Так же работа учителя забирает большие энергетические запасы, что приводит к тому, что учитель становится раздражительным, вспыльчивым. Возможно, это также является причиной неудач в семейной жизни учителя. Задачей психолога является помочь учителю справиться со стрессовыми ситуациями, эмоциональными перегрузками, научить управлять собственным эмоциональным состоянием.

Так же критерием описания образа жизни является «общение ». Влияние педагогической деятельности проявляется в темах общения со знакомыми и круге общения. Для большинства «опытных» учителей наиболее частыми темами общения являются работа и дети. А большинство друзей – учителя. Т.е. мы можем сказать, что коммуникативный уровень образа жизни опытных учителей подчинен уровню практической деятельности. Круг общения учителей, круг людей, с которыми он проводит досуг, обсуждает, планирует во многом определяется кругом его коллег, а темы общения – кругом профессиональных проблем. У «неопытных» учителей такой связи не выявлено. Таким образом, коммуникативный слой образа жизни «опытных» учителей сильно детерминирован проблемами профессиональной деятельности.

Таким образом, существуют специфические особенности образа жизни учителя. А так же влияние профессии на различные характеристики образа жизни «опытных» и «неопытных учителей» различно, т.е. можно сказать, что с увеличением педагогического опыта усиливается профессиональная специфичность образа жизни.

2. Также в нашем исследовании использовалась методика Семантический дифференциал . Полученные данные обрабатывались методом семантических универсалий (Е.Ю. Артемьева). Полученные результаты были сведены в таблицы.

Таблица 1

Результаты, полученные с помощью метода семантических универсалий опытных и неопытных учителей

«Опытные» учителя

«Неопытные» учителя

Характеристика

Характеристика

напряженный

открытый

ответственный

понимающий

уважительный

рациональный

дружеский

нравственный

нравственный

положительный

демократичный

истинный

уважительный

достойный

достойный

дружеский

положительный

осмысленный

миролюбивый

понимающий

насыщенный

ответственный

бодрый

счастливый

компромиссный

истинный

миролюбивый

альтруистичный

подвижный

настоящий

интересный

Жирным шрифтом выделены различия.

Из таблицы видно много совпадений в оценке своего образа жизни «опытными» и «неопытными» учителями. Сходство обусловлено самой методикой . А также тем, что уже в первые годы работы учителем, профессиональная деятельность значительно влияет на жизнь педагога. Так же сама профессия обязывает учителя к особому стилю поведения: учитель должен быть примером для всех, поэтому старается вести положительный образ жизни, понять детей, проявляет доброту. Это необходимые для педагогической деятельности личностные качества. Уже в первые годы работы в школе у учителей проявляются такие качества как нравственность, правильность. Также можно отметить специфический стиль общения учителей: профессиональная деятельность требует проявлять уважительность, понимание, доброжелательность, заботу об учащихся.

Так как мы сравниваем образ жизни «опытных» и «неопытных» учителей, то для нас более информативным является наличие различий. В универсалию первой группы («опытные» учителя) входят качества, описывающие их образ жизни как наполненный (1,12,19,20), активный (13,18), открытый людям (14,16), правильный (осмысленный) (4,10). В универсалию второй группы («неопытные» учителя) входят качества, характеризующие их образ жизни как беззаботный (11,13) и невластный (1,6). Можно сказать, что образ жизни опытных учителей более осмыслен, а «неопытные» учителя оценивают свой образ жизни как более легкий, беззаботный. Складывается впечатление, что у «неопытных» учителей более легкий взгляд на жизнь. Их образ жизни отличается некоторой поверхностью (легкостью поведения). Образ жизни «опытных» учителей более насыщен, активен, осмыслен.

Различия между характеристиками двух групп обусловлены тем, что в процессе выполнения деятельности, у человека постепенно формируются особые качества и черты, присущие представлениям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления. Эти качества больше представлены у «опытных» учителей. Говоря словами А.Н. Леонтьева, деятельность конституирует, т.е. выстраивает психическую структуру человека. Это подтверждают и данные анкеты.

Также стоит отметить, что количество характеристик в универсалии и их вес у опытных учителей больше. В связи с этим можно говорить, о том, что «опытные» учителя более сплоченно оценивают свой образ жизни, чем «неопытные» учителя. Сплоченность обусловлена опытом одинаковой деятельности.

3. Так же для данного исследования был использован ассоциативный эксперимент .

Полученные результаты сведены в таблицы.

Таблица 2

Данные по ассоциативному эксперименту группы опытных учителей

«Опытные» учителя

Моя
работа

Отдых

Семья

Сын, дочь

Трудности

Телевизор

Путешествия

Усталость

Сын(дочь)

Взаимопонимание

Лес (сопка)

Родители

Творчество

Таблица 3

Данные ассоциативного эксперимента группы неопытных учителей

«Неопытные» учителя

Моя работа

Отдых

Моя семья

Родители

Телевизор

У «опытных» учителей большая сплоченность в ассоциациях на стимул «Моя работа». На первом месте у «опытных» учителей на данный стимул стоят чувства, а у «неопытных» работа ассоциируется с предметом профессии. Для «опытных» учителей работа эмоционально-значимее, чем для «неопытных».

Таким образом, для «неопытных» учителей работа больше ассоциируется с детьми, коллегами, т.е. участниками учебного процесса. А у «опытных» учителей работа больше ассоциируется с чувствами, вызываемыми работой, а потом уже предметом педагогической деятельности.

На стимул «отдых» в обеих группах присутствуют достаточно схожие ассоциации. Такое сходство ассоциаций, обусловлено тем, что отдых для нас всегда связан с чем-то приятным. И многие люди отдыхают одинаково: проводят время с друзьями, семьей или смотрят телевизор. Для всех учителей отдых ассоциируется с летом, вероятно, потому что отпуск учителя практически всегда приходится на летние каникулы. Но существуют и различия в ассоциациях «опытных» и «неопытных» учителей на данный стимул. Для «неопытных» учителей отдых ассоциируется с весельем. У «опытных» учителей ассоциации на данный стимул связаны со спокойным проведением досуга. У «опытных» учителей отдых меньше связан с общением, чем у «неопытных».

На стимул «Моя семья» в группе «неопытных» учителей выявлены ассоциации, характеризующие состав семьи и одна ассоциация, характеризующая отношения. У «опытных» учителей семья больше ассоциируется с чувствами, чем у «неопытных». Это может быть связано с возрастными особенностями.

В целом стоит отметить, что в ассоциативные семантические универсалии на все стимулы у «опытных» учителей больше ассоциаций, чем у «неопытных», что говорит о большем сходстве (единстве) ассоциаций у «опытных» учителей

Таким образом, «опытные» учителя более сплоченно оценивают свой образ жизни, чем «неопытные» учителя. Сплоченность обусловлена опытом одинаковой деятельности, т.е. идет одинаковый процесс конституирования.

Из всего выше сказанного, можно судить о различиях образа жизни «опытных» и «неопытных» учителей.

У учителя существуют специфические циклы его профессиональной деятельности. Он планирует свою деятельность на неделю, четверть, учебный год. От профессиональной деятельности учителя зависят другие формы его деятельности. Учитель, как правило, планирует отпуск на лето, когда у детей каникулы. Стоит отметить, что учителям из-за работы не хватает времени для общения с друзьями (данные анкеты). «Опытные» учителя менее ориентированы на общение во время отдыха. Это обусловлено тем, что у них более устоявшаяся группа общения и форма проведения досуга (для них более важен отдых возле телевизора или сон, чем веселье). Также «опытные» учителя хронически больше устают от общения, чем «неопытные».

Профессиональная занятость влияет на все сферы жизни профессионала и его близких. У учителей мало времени для воспитания своих собственных детей и для общения с друзьями. Особенно сильно это проявляется у «опытных» учителей. Что подтверждают данные анкеты и беседы. У «опытных» учителей общение больше подчинено их профессиональной деятельности.

Каждый учитель не просто ведет уроки, но также готовится к ним, при этом каждый класс требует своей подготовки. Все это влияет на семейную жизнь учителя, так как уходит много сил и времени на школу, на свою семью времени остается мало. Особенно сильно это влияние проявляется у опытных учителей (что показывают данные анкеты и беседы). Из наблюдений, анкеты и бесед мы можем судить о трудностях с переключением с профессиональной деятельности на другие виды деятельности у опытных учителей. Также стоит отметить, что «опытные» учителя относятся к своей работе более напряженно, чем «неопытные» (об этом свидетельствуют результаты, полученные с помощью ассоциативного эксперимента, семантического дифференциала, наблюдения). Они более «озабочены» проблемами школьной жизни, как показывают данные наблюдения и бесед.

Подводя итог, можно сказать, что «опытные» учителя более профессионально деформированы. Но также у них более развиты профессионально-важные качества (данные анкеты).

Некоторые различия в образе жизни опытных и неопытных учителей обусловлены возрастными различиями, но мы не можем проконтролировать данную переменную (возраст), т.к., как правило, опыт и возраст разделить очень трудно: обычно «опытные» учителя более старшего возраста, чем «неопытные».

Таким образом, полученные данные подтверждают наше предположение о том, что существуют различия в образе жизни «опытных» и «неопытных» учителей и что с увеличением опыта педагогической деятельности профессия оказывает все большее влияние на жизнь учителя.

Проведенное исследование показывает, что чем больше стаж педагогической деятельности, тем более профессионально специфичным становится образ жизни учителей, тем более профессионально-деформированными становятся педагоги, профессия все больше начинает влиять на непрофессиональную жизнь учителей. Данные, полученные в исследовании ярко свидетельствуют о том, что с учителями необходимо проводить индивидуальную и групповую работу.

Психологической службой нашей гимназии проводится работа с педагогами в различных направлениях:

  1. Диагностическая. На данном этапе мы проводим исследования в различных направлениях, диагностируем степень профессионального сгорания педагогов, их личностные особенности и т.д.
  2. Просветительская. Выступая на педагогических советах, психологи нашей службы дают рекомендации педагогам, как лучше справляться со стрессовыми ситуациями, эмоциональными перегрузками, по управлению собственным эмоциональным состоянием.
  3. Коррекционно-развивающая. По результатам диагностики проводятся тренинги различной направленности, коррекционные занятия, на которых мы учим педагогов «оставлять работу на работе» (не переносить работу в личную жизнь), работаем в рамках профилактики профессионального выгорания учителей, учим педагогов пользоваться релаксационными техниками и т.д.

Данная работа необходима, так как только здоровый учитель может обучить и воспитать здорового учащегося. От эмоционального состояния учителя зависит и сам образовательный процесс. Если учитель раздражен, плохо себя чувствует, устал, то и качественной передачи знаний не получится. Соответственно, чтобы повысить качество образования необходимо, чтобы в образовательном процессе участвовали здоровые участники.
Таким образом, изучение личности педагога, педагогического коллектива является необходимым условием для дальнейшей работы с учителями, которая повысит эффективность педагогической деятельности специалиста.

По результатам проведенного исследования нашей службой были разработаны некоторые рекомендации и созданы брошюры. Пример одной из них мы представляем в данной статье.

Учителю на заметку

Дорогие учителя! Помните, что…

  1. Ваши близкие и друзья не являются Вашими учениками.
  2. Вы являетесь не только учителем, но и матерью (отцом), женой (мужем), подругой (другом) и т.д.
  3. При отдыхе в общественном месте Вы не учитель, Вы такой отдыхающий, как и все остальные.
  4. Невозможно сделать всех дел. Выделите …
  5. Необходимо посвящать некоторое время Вашему любимому увлечению. Это может быть совместное увлечение для всей семьи – тогда Вы не только получите удовольствие от любимого занятия, но и проведете время с семьей.

Список используемых источников

1. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Изд-во Ленинградского Ун-та, 1967.-176с.; 71.
2. Серкин, В.П. Образ мира и образ жизни. – Магадан, 2005. – 331 с.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Котельниковского муниципального района Волгоградской области

Утверждено

Директор МКОУ ДОД ЦДТ

В.В. Гаврилов

Принято на Педагогическом совете

МКОУ ДОД ЦДТ

Протокол от «_10 _»_01 _2014г. 3

Моральный кодекс педагогов

МКОУ ДОД ЦДТ

г. Котельниково 2014

Моральный кодекс педагогов

  1. Общие положения

Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.

Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

Целями Кодекса являются:

установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.

Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

  1. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими

трудовых обязанностей

При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и

гражданами, призваны:

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально--психологического климата для эффективной работы.

Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.

Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

  1. Ответственность за нарушение положений Кодекса

Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.

Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ

  • Личность педагога

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерно самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

  • Ответственность

1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

2. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

  • Авторитет, честь, репутация

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

3. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

7. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

8. Педагог дорожит своей репутацией.

  • Взаимоотношения с другими лицами:

Общение педагога с воспитанниками

1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

6. При оценке достижений воспитанников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости.

7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

10. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам свои взгляды.

Общение между педагогами

1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в образовательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В образовательных учреждениях не должно быть места сплетням.

5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, не обидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

7. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

Взаимоотношения с администрацией

1. Образовательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

2. В образовательном учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель образовательного учреждения.

3. Администрация образовательного учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

6. Оценки и решения руководителя образовательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации.

7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. Руководитель образовательного учреждения, который не может совладать с острыми и затянувшимися конфликтами, должен подать в отставку.

9. Образовательное учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель учреждения должен подать в отставку.

Отношения с родителями и опекунами воспитанников

1. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

2. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами образовательному учреждению.

  • Взаимоотношения с обществом

1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

2. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

3. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

  • Академическая свобода и свобода слова

1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

2. При отборе и передаче информации воспитанникам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о местной, региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

5. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд образовательного учреждения.

  • Использование информационных ресурсов

Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество образовательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

  • Личные интересы и самоотвод

1. Педагог и руководитель образовательного учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

  • Подарки и помощь ОУ

1. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2. В некоторых случаях, видя уважение со стороны учеников, их родителей или опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.

3. Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога 3) достаточно скромны, т.е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

4. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

5. Руководитель образовательного учреждения или педагог может принять от родителей воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную образовательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

  • Прием на работу и перевод на более высокую должность

1. Руководитель образовательного учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности.

2. Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.

3. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность

Правила обучения, касающиеся учителя, оставили после себя многие выдающиеся учителя в истории мировой педагогики. Эти правила, как правило, были руководством в жизни и самих этих учителей. Они именно примером собственной жизни учили последующие поколения нравственным канонам человечности. Таким выдающимся гражданином своей страны и всего мира был и Адольф Дистервег (1790–1866) – немецкий педагог, либеральный политик, преподававший математику и физику, служил директором учительской семинарии. Стремился объединить немецкое учительство: открыл в Берлине 4 учительских общества в 1831-41 гг., его избрали председателем «Всеобщего немецкого учительского союза» в 1848 г. Он выпускал педагогический журнал,боролся с реакционными законами по образованию, до конца жизни активно участвовал впрогрессивной общественной и педагогической деятельности. Написал в 1835 году свою главную книгу «Руководство к образованию немецких учителей» - произведение, не потерявшее своей актуальности и значимости для педагогов и по сей день. В этой работе педагог оставил свод правил для учителей, который гласит:

«I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

1.1.Обучай природосообразно!

1.2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

1.3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

1.4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

1.5. Обучай наглядно!

1.6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

1.7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

1.8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

1.9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

1.10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

1.11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

1.12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

1.13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

2.1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2.2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

2.3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!


2.4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

2.5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

2.6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

2.7. Связывай родственные по содержанию предметы!

2.8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

2.9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

2.10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

2.11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

3.1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

3.2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3.3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

4.1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать её своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной.

4.2. Обучай энергично!

Мне много раз случалось задумываться над тем, в чём собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах её недостаёт. Я нашёл источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечёткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

4.3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Говорить самому (т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощимого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотречения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко – мы хорошо это знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние обосновывают свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперёд слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но действительно ли ученики подвигаются вперёд только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслуживают даже опровержения.

Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идёт о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то, во всяком случае, неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью – самые худшие из всех.

У ученика должно войти в привычку всё, что он слышит и учит, выражать мысленно про себя в правильных предложениях, хотя бы от него и не требовалось передачи их вслух. Я знал одного учителя, который за несколько часов преподавания не говорил и десяти предложений, ученики же наоборот – сотни их. То был настоящий учитель. Вредная привычка – заговаривать учеников до одури, обрекать их на вечное слушание. Они должны, конечно, научиться внимательно слушать, и они учатся этому во многих наших школах при живом увлекательном преподавании. Но правильная речь самих учеников важнее этого; она также бесконечно важнее, чем правильное писание.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчётливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

4.4. Никогда не останавливайся!

Недостаточно только помнить пословицу: «Остановка - шаг назад». К этому надо добавить, что лишь до тех пор являешься способным начать образование другим, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.

Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершённым. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их вдохновении, а это вдохновение зависит от самодеятельности вдохновляющего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, при условии, если его обучение действительно является вдохновением других и вместе с тем самовдохновением».

Другим выдающимся педагогом, оставившим для учителей правила для руководства в жизни, был великий педагог Януш Корчак, который говорил: «Детей нет, есть люди». Пример его собственной жизни является образцом для подражания для всех педагогов настоящего и будущего.

Генрик Гольдшмидт (Януш Корчак) родился 22 июля 1878 года. Его отца, известного варшавского адвоката, звали Юзеф Гольдшмидт, мать - ЦецилияГембицкая. Они оба были из давно ассимилированных в польское общество еврейских семейств, поэтому никогда не говорили о своем происхождении, и Генрик не знал ни идиша, ни иврита. Он получил хорошее воспитание и рос преданным патриотом своей страны. Генрик учился на медицинском факультете Варшавского университета с 1898 по 1903 годы.

Как Януш Корчак он становится известным, благодаря своим замечательным произведениям: «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Король Матиуш I» (1923), «Как любить ребёнка» (1914), «Право ребёнка на уважение» (1929) и другим.

Корчак начал работать врачом в 1903 году в маленькой варшавской детской больнице, где проявилась его тяга к детскому воспитанию. С начала 10-х годов XX столетия он начинает работать в приюте для еврейских сирот, с которым он был связан до конца своей жизни.

В детском доме существовала система самоуправления, служившая самовоспитанию, воспитанию самостоятельности, справедливости. Воспитатель же по этой системе был помощником для детей. Действовали стенгазета, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, доска для контактов с детьми, совместные заседания, товарищеский суд (для него Корчак составил кодекс воспитания). Дети могли подавать в суд не только друг на друга, но и на взрослых. В предисловии к «Кодексу товарищеского суда» Корчак написал:

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».

В суде соблюдалась свобода высказывания, судьями были дети, которых сами же и выбирали в обстановке полной гласности. Воспитатель при этом выполнял роль секретаря с правом совещательного голоса. Судебный совет составлял основу для Совета самоуправления, который исполнял функции и законодательного, и исполнительного органа суда. Он разрабатывал принципы для регулирования жизни Дома сирот. Совет включал в себя десять детей и воспитателя в роли секретаря и председателя.

Совет принимал решения, которые касались и всего коллектива, и отдельных групп воспитанников. Решения носили временный или бессрочный характер. Совет выполнял свои воспитательные функции через комиссии по проблемам (например, комиссия по проверке чистоты учебников и тетрадей), контролю и указаниям которых подчинялись все дети.

Затем Совет превратился в исполнительный орган, когда стали избирать детский сейм, который находился на вершине системы детского самоуправления и состоял из 20 депутатов. Сейм избирался путем всеобщего голосования один раз в год. В его задачи входило принятие или отклонение решений Совета самоуправления, а также установление знаменательных дат и праздников в жизни Дома, присвоение наград и т.д. Позже Сейм даже принимал участие в принятии решений о приёме и отчислении воспитанников.

Органы самоуправления занимались решением и конкретных задач (поддержание чистоты и порядка, организация концертов, спектаклей и т.д.), и постоянных задач (организация работы, охрана собственности и т.д.).

Однако, самоуправление, несмотря на большие полномочия, не могло отменить деятельность самих воспитателей, которые входили в состав Педагогического совета, несшего ответственность за цели и результаты обучения, опеку над детьми, программу воспитательной работы, организацию жизни в Доме и развитие каждого воспитанника.

Кроме этого, реформы Януша Корчака включали в себя и введение широкой системы мелкой стимуляции и мотивов к самовоспитанию. К примеру, шкаф находок, почтовые ящики, списки благодарностей и извинений, нотариальная контора, «списки драк», «списки раннего вставания» и «плебисциты доброты и антипатии», через которые воспитанники давали оценку друг другу, тем самым, учреждая категории «гражданства».

Януша Корчака можно характеризовать как великого экспериментатора, отрицавшего любую догматичность и замкнутость любойсистемы.

Когда началась Вторая Мировая война, немцы создали гетто в Варшаве, в которое в 1940 году переселили и Дом сирот. На территории Польши началось планомерное истребление еврейского населения.

С зелёным флагом, символом надежды, расцвета, роста, в знак немого протеста против ужасов фашизма 5 августа 1942 года дети заходили в вагон очередного состава, отправлявшегося от Гданьского вокзала в лагерь смерти Треблинка. С ними находился и Януш Корчак, который мог спастись, поскольку ему предлагал спасение немецкий офицер на вокзале, который в детстве читал его книгу «Банкротство юного Джека» и узнал писателя. Великий Януш Корчак сказал ему: «Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!». И дверь захлопнули, а доктор Януш Корчак и его воспитанники погибли в лагере смерти Треблинка.

Жизнь Корчака является примером жертвенности, с которой связывали профессию учителя все выдающиеся классики педагогики от Сократа до Сухомлинского. Это планка, которую установили настоящие Учителя, и каждый учитель может задать себе вопрос: «А готов ли я к этому?» Тот Учитель, которого ждут ученики, так или иначе всегда жертвует, в той или иной степени отдавая частичку себя детям.

Педагогическое наследие Я. Корчака содержит также 10 заповедей воспитания:

«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека-это его встречи с детьми.

Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок-это праздник, который пока с тобой».

Полезными для учителей могут быть определенные правила жизни, оставленные Корчаком:

«1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.

2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним.

3. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.

4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтоб ты мог выиграть.

5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

6. Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей...»

Система пари, как способ познать себя, демонстрирует мудрость воспитательного подхода Януша Корчака и также может быть добавлена в копилку любого учителя. В своей книге «Как любить ребёнка» Я. Корчак так описывает победу воспитанника по системе пари:

«Помню последнюю победу одного мальчика. Он стоял на лестнице. Другой мальчишка мчался по лестнице вниз, пихнул его, этот того. Но тот вспетушился и дал сдачи. А мой покраснел, насупил брови, закусил губы, сжал кулаки... Это длилось какое-то мгновение. И вдруг ринулся вниз прямо во двор. Там он долго стоял и ждал, когда успокоится.

Когда пришёл срок нашему пари, он сказал улыбаясь:

Чуть не проиграл, на волосок был от драки!

Мальчик этот уже взрослый и говорит, что благодаря пари, он отучился драться.

Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с пятьдесят. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по пятидесяти и более. Дело тут не в конфетках, а в победе.

Спорят о том, что будут вставать сразу, как проснутся, умываться как следует, не опаздывать к столу, читать по пятнадцать минут в день; что не будут выскакивать с ответами в школе, стоять в углу, забывать, терять, лезть, приставать, надоедать, давать прозвища, болтать; что будут переписывать старательно по пяти строчек в день и чистить зубы. Что будут или не будут что-либо делать.

От вранья трудно отвыкнуть. Тот, кто часто врёт, начинает с четырнадцати раз в неделю (по два раза в день).

Да, но кто проверяет, что без обмана? Никто, ведь чтобы выиграть, можно оговорить любое число.

На прошлой неделе ты оставлял за собой право соврать четырнадцать раз, а на этой семь. Не мало ли?

А трудно тебе не врать?

Сначала было очень трудно».

При этом необходимо отметить, что для того, чтобы эта система пари реально работала, важно доверие учеников к учителю и собственный правдивый образ жизни педагога…

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...