Можно ли исправит речь у взрослого человека. Исправляем дефекты речи: правильная постановка звука

В своей работе портные часто сталкиваются с изъянами посадки изделий. Мы уже давали вам рекомендации по устранению неточностей посадки юбок и брюк, а сегодня подробно рассмотрим причины возникновения дефектов посадки плечевых изделий.

Правильная посадка плечевых изделий – будь то платья, жакеты или пальто, в первую очередь определяется сбалансированностью основных швов – плечевые швы должны соответствовать линиям плеча, боковые – линии бока, талевый шов должен располагаться точно по талии (за исключением изделий с заниженной или завышенной талией). Само изделие должно сидеть по фигуре так, чтобы в первую очередь обеспечить комфорт движений его обладательнице. На изделии не должно образовываться ненужных заломов или складок, а в случае их наличия, подобные и все прочие дефекты должны быть устранены в процессе примерок.

В каких случаях на изделии могут возникать складки и заломы?

ВАЖНО! В данном случае речь идет о дефектах посадки, а не о складках, предусмотренных фасоном изделия.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Горизонтальные складки могут возникать если деталь изделия имеет слишком большую излишнюю длину в вертикальной направлении или же недостаток ширины в горизонтальной направлении. В первом случае характер складок будет мягким, свободным, во втором – складки будут образовываться за счет горизонтального натяжения ткани.

Вертикальные складки с точностью до наоборот: возникают при излишней ширине детали в горизонтальном направлении или недостаточной ее длине в вертикальном.

Наклонные складки могут возникать в результате укорачивания, удлинения или заужения детали по одной из сторон.

Устранить большинство таких дефектов лучше при предварительных примерках на пробнике изделия. Если же по каким-то причинам вы не планируете шить пробник, рекомендуется сделать увеличенные припуски на швы по среднему шву спинки, плечевым швам, проймам, припускам по низу изделия.

Узкая спинка

При таком дефекте образуются горизонтальные складки в области спинки, ткань натянута, изделие сковывает движения.

Рис. 1. Узкая спинка

Как исправить?

Дефект устраняется за счет припуска по среднему шву спинки. Распустите средний шов и увеличьте ширину спинки на требуемое расстояние. Чтобы ширина спинки не увеличилась по талии и бедрам, заузьте спинку по боковому шву от линии проймы до низа.

Обязательно проконтролируйте вырез горловины спинки, он не должен увеличиться, поскольку может возникнуть другой дефект – воротник будет отставать от шеи.

Рис. 1а. Устранение дефекта узкая спинка

Широкая спинка

При таком дефекте возникают горизонтальная складка вдоль спинки, явно виден излишек ткани.

Рис. 2. Широкая спинка

Как исправить?

Распорите средний шов спинки и уберите лишнюю ткань в шов. Возможно, также потребуется корректировка линии проймы (при слишком широкой спинке). При незначительном излишке ткани может помочь сутюживание ткани по спинке.

Рис. 2а. Устранение дефекта широкая спинка

Такой дефект может возникать из-за нарушения баланса изделия, несоответствия угла наклона плеча фигуры заказчицы углу наклона плечевого шва по выкройке. Требуется корректировка наклона плечевого шва.

Рис. 3. Косые складки по пройме спинки

Рис. 4. Косые складки по пройме переда

Как исправить?

Необходимо скорректировать линию плеча спинки. Для этого определите значение, при котором складки исчезают, опустив плечо спинки. Скорректируйте наклон плеча спинки. Аналогичным образом скорректируйте наклон плеча переда (рис. 4а).

Если подобный дефект возникает в результате несимметричности фигуры (есть различия правого и левого плеч по высоте), можно воспользоваться подплечником или увеличить толщину одного из них.

Рис. 3а. Корректировка наклона плеча спинки

Рис. 4а. Корректировка наклона плеча переда

В случае, если фигура имеет прямые плечи, может возникнуть обратная ситуация, при которой потребуется поднять плечо переда и спинки (рис. 4б). Также может потребоваться корректировка глубины проймы (см. рис. 4а).

Рис. 4б. Корректировка наклона плеча переда при прямых плечах

Наклонные заломы у боковых швов

Заломы образуются от боковых швов, ткань как бы накатывает, налицо излишек ткани в области бока. Такой дефект может возникнуть в результате ошибок при построении лекал. Исправить его следует на пробнике изделия, затем внести изменения в выкройки (рис. 5а-6а).

Рис. 5. Наклонные заломы у боковых швов спинки

Рис. 6. Наклонные заломы у боковых швов переда

Как исправить?

Заложите горизонтальную складку по боку cпинки ниже линии проймы. Сведите складку к центру спинки. Разметьте линию складки мелком, разрежьте по намеченным линиям и скорректируйте деталь выкройки. Заложите складку по переду на требуемую глубину, сведите ее к центру полочки. Скорректируйте лекала и еще раз произведите примерку.

Рис. 5а-6а. Устранение косых заломов по спинке и переду и корректировка выкройки

Полы изделия расходятся книзу

При таком дефекте полы расходятся книзу ниже линии груди, при этом могут появляться косые заломы.

Рис. 7. Полы изделия расходятся книзу

Как исправить?

Опустите линию плеча полочки на требуемую высоту, чтобы полы не расходились. Скорректируйте выкройку, при необходимости также скорректируйте линию проймы.

Подобный дефект может возникать и по причине неправильно выполненной ВТО ткани – пола может быть растянута. В этом случае ситуацию может исправить сутюживание вдоль борта по длине.

Рис. 7а. Устранение дефекта расходящихся пол

Полы заходят друг на друга

При таком дефекте полы заходят одна на другую под углом, изделие искажено, нет совмещения по линии середины переда.

Рис. 8. Полы заходят друг на друга

Как исправить?

Исправить этот дефект можно за счет увеличенных припусков по плечевым швам. Метку втачивания воротника необходимо передвинуть на соответствующую длину. Проведите новую линию плеча. После корректировки произведите примерку и проконтролируйте линию низа и глубину проймы.

Рис. 8а. Полы заходят друг на друга — устранение дефекта

Короткая спинка

Возникают вертикальные заломы, дискомфорт в области спинки, линия талии и линия низа изделия вздернуты вверх.

Рис. 9. Короткая спинка

Как исправить?

Разрежьте выкройку ниже линии проймы и раздвиньте на необходимую длину. Если вы уже выкроили изделие, и у вас достаточно ширины припусков по плечевым и талевому срезу, можно перестроить спинку, удлинив по мерке.

Рис. 9а. Устранение дефекта «короткая спинка»

Длинная спинка

При таком дефекте возникают горизонтальные складки, линия талии ниже, чем следует.

Рис. 10. Длинная спинка

Как исправить?

Разрежьте выкройку ниже линии проймы и наложите разрезанные детали друг на друга на требуемую длину. Можно также укоротить спинку снизу, перестроив линии середины и бока спинки.

Рис. 10а. Устранение дефекта «длинная спинка»

С , З , СЬ , ЗЬ , Ц

Во время произ не сения согласных звуков С, З межзубное р ас стояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующ ег о за С или З гласного. Положение яз ы к: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края пр иж аты к верхним зубам, посередине яз ыка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воз д ух идет к передним зубам. При м яг ких СЬ , ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сил ьн о упирается в резцы. З вук Ц образуе тс я от сочетания Т и С , произносится слитно.


Дефекты свистящих зв уков имеют такие разновидности:

1. Шепелявость . Когда кончик языка нахо
ди тся между зубами. Для исп ра влении этого дефекта надо кончик языка опустить за н иж ние резцы и прижать к ним. Зубы при этом с бл изить. Следите, чтобы гласные после С , З , Ц не произносились скв оз ь зубы. Также, для исправления ше пелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на ко нч ик языка. Задвиньте язык за ни жн ие резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для пр ох ода воздуха.

2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С , З , Ц произ но сятся при подтягивании ни ж ней губы к верхним зубам. Для исправления на до оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив н иж ние зубы и произносить звук в этом положении.

3. Сигматизм призубной - звуки
С , З , Ц пр ои зносятся тупо, без характерного с ви ста. В этом положении кончик языка находится между нижними и ве рхними зубами, спинка не обр аз ует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправл ен ия этого дефекта надо, при пом о щи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опу сти ть кончик языка за нижние пер ед ние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по же л обку, производя характерный свист.

4. Сигматизм шипящий - когда ко нчи к языка либо оттянут от нижних зубов, а с пин ка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка под н ят к альвеолам и поэтому вме ст о свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой де фе кт надо не напрягать язык и оття ну ть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С , З , Ц , при эт о м прижимайте кончик язы ка к нижним зубам. Также для исправления упо мя нутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С , З , Ц и пословицами, поговорками .

Дефекты речи при произнесении Ш , Ж , Ч , Щ

При произ не сении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. З уб ы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: при по днят за альвеолами верхних перед ни х зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Б ок овые края языка прижимаются к верхним зубам. И но гда у дикторов наблюдаются отклонения от но рм альной установки артик. аппарата. Это случа е тся, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут н аз ад. В некоторых же сл у чаях диктор либо очень сильно выдвигает губы в пе ред (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает г уб ы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, яз ык хоть и поднят, но прижимается или к альве ол ам, или к твердому нёбу, чего быть не д ол жно.

Для испра в ления дефекта при произнесении Ш , Ж надо постараться доб иться абсолютно правильной установки этих зв уко в и тренироваться на скороговорках и посл ов ицах для звуков Ш , Ж . Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З . Н ад о выдвинуть губы вперед, кончик языка по дн ять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. пр ед лагается положение нормальной установки Ш и Ж . Но при этом произносить СА , ЗА . В результате получатся пра ви льные звуки.

Звук Ч – сложный, . Он обра
з уется путем слитного произношения с мя гченных ТЬ и ШЬ . При пр оиз несении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, че м при Ш . Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижи мае тся к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не ср азу удается добиться правильного звучания Ч , предлаг ае тся, прижимая кончик языка к началу т вё рдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получ и тся правильный Ч . Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч .

О дефекте речи у детей

Дефекты речи у детей наиболее часто наблюдаются в возрасте до 5-6 лет. Это именно тот период, когда ребенок пытается выразить словами свои мысли. Часто дефекты речи проходят самостоятельно к 6 годам . Однако порой неправильная речь ребенка требует помощи специалиста, и очень важно, чтобы родители во время обратились за такой помощью. Несвоевременная корректировка речи малыша может стать причиной наличия дефектов речи и в подростковом возрасте, а также и во взрослой жизни.

Среди дефектов речи у детей выделяют следующие:

  1. Дислалия — нарушение в произношении слов, т.е. наличие фонетических дефектов, при этом у ребенка хороший слух и словарный запас;
  2. Дизартрия — неправильное произношение слов из-за незрелости работы нервной системы;
  3. Дисфония — патологические изменения голосового аппарата приводят к неправильной фонации;
  4. Ринолалия — изменение тембра голоса, вызванное наличием дефектов в речевом аппарате;
  5. Логоневроз (заикание) — характеризуется повторением, затягиванием при произношении звуков и слов. Речь у таких детей прерывистая, с паузами и запинками;
  6. Мутизм — остановка речевого развития малыша. Мутизм характеризуется либо полным прекращением общения ребенка, либо его молчанием в протест на какие-то определенные обстоятельства, поступки, людей;
  7. Афазия — из-за наличия локализованного поражения головного мозга у дитя наблюдается полная или частичная утрата речи.

Существуют и другие дефекты речи у малышей . Даже если Вам и удалось самостоятельно определить, какой именно дефект речи у дитя, не стоит заниматься исключительно самолечением. Исправление дефектов речи, корректировка речи будет качественной и эффективной, если этим займется профессионал. При наличии дефектов речи у ребенка, следует вместе с ним записаться на консультацию к врачу-логопеду.

Причины дефекта речи у детей

Причины дефектов речи у детей совершенно разнообразны. Так, немаловажной причиной является неправильная речь родителей при общении с ребенком. Излишнее сюсюканье, неправильное произношение слов взрослыми при обращении к малышу приводит к тому, что ребенок копирует такое произношение. Родители являются примером для подражания для малыша еще с малых лет. То, как Вы говорите, какие фразы и слова употребляете, а также настолько четкое у вас звукопроизношение — от этого и зависит правильность речи ребенка. Не забывайте об этом, иначе причиной выявленных дефектов речи у дитя можете оказаться и Вы сами.

К другим причинам возникновения дефектов речи у ребенка относятся:

  • Врожденные патологии со стороны речевого аппарата;
  • Переживание ребенком стрессовых ситуаций, частые эмоциональные перенапряжения и психические травмы;
  • Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания, поражающие речевой аппарат;
  • Невнимательность родителей к малышу. Когда родители прерывают рассказ ребенка, недослушивают его мысли до конца, не следят за правильностью речи и звукопроизношением малыша, они провоцируют то, что ребенок старается говорить бегло, не обращая внимания на правильность произношения слов. Это и приводит к появлению дефектов в речи.

Исправление дефекта речи у детей

Исправление дефекта речи у детей осуществляется на высшем уровне в нашем детском лечебно-диагностическом центре «Колыбель Здоровья». В нашей клинике работают лучшие логопеды-дефектологи, которые быстро, качественно и эффективно проведут корректировку речи малыша.

Логопед-дефектолог — это врач, занимающийся коррекцией речи малыша . Логопед-дефектолог занимается созданием всесторонней оценки речи у ребенка. Такой специалист владеет методикой коррекции устной и письменной речи, а кроме того располагает знаниями по неврологии, аномалии органов слуха и речи, психопатологии. Все это в комплексе позволяет быстро диагностировать проблему или дефект речи дитя, а также с легкостью устранить ее курсом индивидуального лечения. Специалисты, работающие в клинике «Колыбель Здоровья» находят персональный подход к каждому ребенку.

Между врачом и ребенком создается дружеский контакт, что способствует более быстрому и легкому устранению дефекта речи.

В лечении имеющихся дефектов речи у детей большое значение имеет устранение причины, которая повлияла на появление данных нарушений. Следует создать спокойную, благотворную обстановку вокруг ребенка, отгородить его от стрессов и эмоциональных переживаний, а окружить любовью родителей и спокойствием в семье. Также важным является и поддержка со стороны родителей. Не давите на ребенка, если он делает какие-либо ошибки, а помогайте ему и верьте в его успехи! Такой подход со стороны родителей поможет малышу еще быстрее справиться с дефектами речи.

Поддержка родителей, а также квалифицированная и профессиональная помощь логопеда-дефектолога детского лечебно-диагностического центра «Колыбель Здоровья» помогут ребенку избавиться от любых дефектов речи. Помощь опытных врачей нашей клиники приведет к высочайшему успеху и скорейшему выздоровлению Вашего чада!

Логопеды-дефектологи нашего центра

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

«А как вас зовут?» — спросил один из членов приемной комиссии Школы-студии МХАТ. Выдержав паузу, молодой человек по имени Юрий ответил: «Куценко. Гоша…"

Причиной заминки стало нежелание демонстрировать комиссии дефект своей речи. Абитуриент понимал, что взрослого человека, который не умеет чисто выговаривать звук« р», вряд ли примут в школу-студию. Но его взяли. Более того, именно благодаря этому дефекту речи и родился актер, которого все знают как Гошу Куценко, даже теперь, когда его логопедическая проблема далеко в прошлом.

Эта история со счастливым концом, но, к сожалению, таких не так уж много. Большинство взрослых людей стесняются своих речевых расстройств и даже не пытаются по мере возможности изменить ситуацию. А ведь решить« детские» проблемы, которые не по-детски отравляют жизнь, часто бывает проще, чем кажется, достаточно только обратиться к специалисту.

Дислалия

ЧТО ЭТО?
К дислалии относят стойкие нарушения произношения, выражающиеся в искажении звуков, их заменах или полном отсутствии. Грассирующий звук« р», межзубный« с» или произнесение« в» вместо« л» — это все дислалия.

КТО ВИНОВАТ?
У взрослых причиной дислалии могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата(укороченная подъязычная связка, неправильный прикус, высокое небо) или общий тонус его мышц, а также неправильный выбор артикуляции.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Компенсаторные возможности организма позволяют получать один акустический эффект разными путями. Иными словами, логопед поможет добиться правильного звукопроизношения даже при аномальном строении речевого аппарата. Правда, в этом случае потребуется также помощь хирурга и ортодонта. Если же органических нарушений в строении органов речи нет, тебе предложат комплекс артикуляционной гимнастики. Она поможет овладеть движениями, необходимыми для правильного произношения звука, с которым ты не справляешься. Когда навыки сформируются, придет черед тренировочных упражнений — они учат автоматизировать звук и включать его в речь. Приготовься подружиться с чистоговорками и гимнастикой для губ и языка.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Александр Вертинский, Гоша Куценко, Уинстон Черчилль, Иосиф Бродский, Олег Даль, Сильвестр Сталлоне.

Дислексия и дисграфия

ЧТО ЭТО?
Эти две проблемы — нарушение чтения и письма — часто появляются вместе, или одно расстройство влечет за собой другое. Для обозначения нарушения чтения используются термины« алексия»(при полном отсутствии умения читать) и «дислексия»(при частичном расстройстве процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся ошибках); по аналогии специфическое и стойкое нарушение письма называют дисграфией, а полную неспособность им овладеть — аграфией.

КТО ВИНОВАТ?
Люди, страдающие дислексией , с трудом опознают буквы. Им сложно соотносить букву и звук, который она передает на письме, сливать их в слоги, а затем в слова. Дисграфика же можно узнать по смешениям, пропускам или вставкам лишних букв и искаженному написанию последних. И в том и в другом случае иногда встречается явление« зеркальности»: чтение или письмо справа налево.
У людей, страдающих дислексией и дисграфией, нормально развит интеллект. Более того, наличие у человека подобных расстройств порой считается признаком гениальности! Причины возникновения этих дефектов колеблются в зависимости от особенностей в развитии полушарий мозга до леворукости, и в точности их назовет только специалист на приеме.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Коррекцию дисграфии и дислексии следует доверять исключительно логопеду. Тебе порекомендуют упражнения на развитие речевого слуха и анализа. Также необходимо пройти обследование у невролога, оториноларинголога и окулиста.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Альберт Эйнштейн, Киану Ривз, Дастин Хоффман, Том Круз, Уолт Дисней, Владимир Маяковский.

Заикание

ЧТО ЭТО?
Заикание относят к нарушениям темпа и ритма речи, возникающих из-за судорог мышц речевого аппарата. Происходит« застревание» на отдельных звуках и непроизвольное их повторение. Также нарушается дыхание, словесное ударение и интонация.

КТО ВИНОВАТ?
Причинами заикания могут быть как психические травмы или невротические расстройства, так и органические поражения головного мозга. Леворукие люди, которых усердно переучивали в детстве, тоже в группе риска по этому дефекту речи. Если заикание носит невротический характер, то оно усиливается, когда человек беспокоится.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Справиться с заиканием самому чрезвычайно сложно, необходима помощь специалиста. Чаще всего для избавления от этого недостатка логопедических занятий мало, необходим комплексный подход: психотерапия, физиотерапия, медикаментозное лечение. Что касается непосредственно работы над речью, то врач посоветует упражнения, которые по максимуму уменьшат речевую судорожность, а также предложит занятия логопедической ритмикой и, может быть, даже пением, потому как давно замечено благотворное влияние этого вида деятельности на речевое дыхание.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Мэрилин Монро, Льюис Кэрролл, Жерар Депардье, Чарльз Дарвин, Роберт Рождественский, Наполеон.

Акцент

ЧТО ЭТО?
Особенность произношения, проявляющаяся в отступлении от нормы. Конечно, этим никого не удивишь, но, согласись, не слишком приятно чувствовать себя иностранцем, если живешь в стране уже не первый год.

КТО ВИНОВАТ?
Каждый язык специфичен: например, в русском межзубное произношение звука« з» считается поводом для похода к логопеду, а в английском не стоит и пытаться прочитать сочетание th как звонкое русское« з». То же самое и с другими звуками, в том числе и гласными. Естественно, что у носителя языка возникают привычные артикуляционные уклады, которые изменить тем сложнее, чем старше человек.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Необязательно обращаться к логопеду, чтобы избавиться от акцента, можно попытаться сделать свою речь чистой и самому. Для начала необходимо свести к минимуму разговоры на родном языке и сосредоточиться на том, который« омрачен» акцентом. Также надо все время осознанно контролировать речь. В этом помогут аудионосители — записывай на них свой голос с целью самоконтроля. И не забывай, что чувство ритма и чистота речи очень сильно связаны. Поэтому больше пой и слушай песни на изучаемом языке.

В ОДНОЙ ЛОДКЕ
Михаил Горбачев, Эдита Пьеха, Ингеборга Дапкунайте, Арнольд Шварценеггер, Пенелопа Крус.

Проговори проблему

Артикуляционная гимнастика — это результат различных комбинаций базовых упражнений. Но если ты просто хочешь придать речи большую четкость и плавность, можно воспользоваться нашими советами:
медленно открой рот, подержи его открытым и медленно закрой;
вытяни сомкнутые губы вперед, будто готовишься сказать« у»(это называется« хоботок»), а затем широко открой рот, как будто произносишь звук« а».
вытяни губы« хоботком», а затем широко открой рот, как при звуке« и»;
открой рот, подними язык на верхнюю губу, а затем опусти на нижнюю;
открой рот и двигай языком влево и вправо, как маятником, стараясь не касаться губ;
широко открой рот, оближи верхнюю, а затем нижнюю губу(если логопед работает с ребенком, он просит его« слизать варенье»);
широко открой рот и коснись языком попеременно верхних и нижних резцов, а затем неба;
положи расслабленный язык на нижнюю губу и похлопай по нему верхней(это упражнение логопеды называют« накажи непослушный язычок», оно пользуется невероятной популярностью и среди профессионалов, и среди пациентов. Выполняя его, нужно дать себе волю и говорить« пя-пя-пя» — веселье гарантировано).
Артикуляционную гимнастику для общего развития выполняют каждый день по 3−5 мин. В более сложных случаях число подходов возрастает до четырех, но частоту занятий определяет логопед.

Друг и врач

О чем нужно помнить, обращаясь к логопеду
1. ОН НЕ СТАНЕТ НАД ТОБОЙ СМЕЯТЬСЯ. Поверь, в его практике наверняка встречались куда более сложные и запущенные случаи, чем твой.
2. ТЕБЕ НЕЧЕГО СТЫДИТЬСЯ. Ты взрослый человек, который хочет улучшить качество не только своей речи, но и жизни. Что в этом плохого? Многие известные актеры и телеведущие, даже не имеющие явных проблем с речью, занимаются с логопедом и не стесняются говорить об этом в интервью.
3. ВЫ ОДНА КОМАНДА. Логопед не меньше заинтересован в положительном результате занятий и сделает все, что от него зависит, чтобы тебе помочь. Не забывай только, что и ты должна ему помогать.
4. У ТЕБЯ ЕСТЬ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ, И ИМЯ ЕМУ — ОСОЗНАННОСТЬ. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем обучать чему-то с нуля. Но ребенку часто сложно понять, зачем его регулярно приводят в кабинет к незнакомой тетеньке, которая заставляет делать язык« чашечкой» или показывать, как« киска сердится». Взрослый же прекрасно знает, к какому результату стремится.
5. ЕСЛИ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ ИЛИ НОВАТОРСКИЕ МЕТОДЫ ТВОЕГО ЛОГОПЕДА, лучше найти другого специалиста. Часто бывает так, что в корне нарушения речи лежат психологические проблемы, которые лучше не усугублять.

Екатерина Сметанина, логопед

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье


Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи



Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений
  • неустойчивого
  • отклонений в проявлении


Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...