Проект психолого - педагогической помощи детям с проявлением гиперактивности (сдвг) в старшем дошкольном возрасте. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу Что такое гиперактивность

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ГОГИЧЕСКИЕ ПЕДПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Выполнил:

Студент _2_ курса, _4_ семестр

Муратова Жанна Каиржановна

Тюмень, 2012

Тема:

Особенности взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми.

Цель:

Обеспечить социально-психологические условия успешной адаптации, реабилитации и личностного роста гиперактивного ребенка и его ближайшего окружения в образовательной среде.

Задачи:

    Своевременное выявление детей с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью.

    Организация и практическая помощь специалистам ДОУ в построении коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми.

    Содействие полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе.

    Оказание информационной, консультационной и методической помощи родителям, педагогам, психологам.

Формы и методы работы:

    Мониторинговые исследования детей с синдромом гиперактивности.

    Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

    Обучение педагогов ДОУ и родителей навыкам эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми.

    Оказание методической помощи педагогам-психологам ДОУ в диагностике и построении коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми.

  1. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу Что такое гиперактивность?

"Гипер...” - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенный, деятельный”.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они - необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6-7 лет.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется два основных подхода: медицинский и психологический .

Психологический подход учитывает особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблемы общения со взрослыми и свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации движения. Диагностика проводится по 3 параметрам

    Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития учебных навыков.

    Двигательная расторможенность и импульсивность.

    Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.

Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развития произвольных движений А. Р. Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)

Монина Г. Б. , Лютова-Робертс Е. К. , Чутко Л. С.

От издателя:

Проблема гиперактивности детей очень современна, актуальна и междисциплинарна. Это одна из первых попыток реализации комплексного подхода к гиперактивным детям не только на уровне теории, но и на уровне ее практического решения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов.
В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей: распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); признаки заболевания и сопутствующие расстройства; диагностика и различные методы лечения СДВГ. Приведены программа тренинга для родителей и детей, обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Даны рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.

Содержание:
Глава 1 Основные сведения о СДВГ 3
1.1. История вопроса 3
1.2. Распространенность заболевания 4
1.3. Причины заболевания 6
1.4. Признаки заболевания 10
1.5. Диагностика СДВГ 23
1.6. Основные подходы к лечению СДВГ 30
Глава 2. Психотерапия и психокоррекция детей с СДВГ 34
2.1. Мультмодальный подход к решению проблем детей и подростков с СДВГ 34
2.2. Выбор методов психокоррекции детей и подростков с СДВГ 37
Игровая психотерапия 38
Песочная терапия 41
Арттерапия 42
Музыкотерапия 44
Нарративная психотерапия 46
Бихевиоральная терапия 47
Гештальт-терапия 49
Интегративная терапия 50
Семейная и родительская терапия 52
Глава 3. Особенности обучения и воспитания детей и подростков с СДВГ 56
3.1. Основные принципы обучения детей и подростков с СДВГ 56
Что такое истинная индивидуализация 62
Переход учащихся к саморегуляции, самоиндивидуализации. 64
3.2. Специфика обучения учащихся c СДВГ 66
Повышение учебной мотивации. 66
Развитие познавательной сферы 70
Упражнение "Три канала" 70
Упражнение "Корректурная проба" 72
Упражнение "Заголовки" 73
Упражнение "Алгоритм" 74
Упражнение "Рефлексия" 76
Переход к саморегуляции деятельности и самоконтролю 77
Снижение уровня негативных эмоциональных проявлений относительно процесса обучения, уровня школьной тревожности 79
3.3. Ребенок с СДВГ в детском дошкольном учреждении 81
3.4. Общие принципы воспитания ребенка с СДВГ в семье 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
ЛИТЕРАТУРА 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 122

The file will be sent to selected email address. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you"ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses. Read more .


You can write a book review and share your experiences. Other readers will always be interested in your opinion of the books you"ve read. Whether you"ve loved the book or not, if you give your honest and detailed thoughts then people will find new books that are right for them.

Рецензент: Ю. С. Шевченко - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования; Т. В. Тулупьева - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и педагогики Северо-Западной академии государственной службы Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 186 с. ISBN 5-9268-0570-8 Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей. Рекомендовано редакционно-издательским советом СПбГиПСР ОГЛАВЛЕНИЕ Вступление Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СДВГ История вопроса Распространенность заболевания Причины заболевания Признаки заболевания. Диагностика СДВГ Основные подходы к лечению СДВГ Глава 2 ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ 2.1. Мультимодальный подход к решению проблем детей и подростков с СДВГ 2.2. Выбор методов психокоррекции детей и подростков с СДВГ Игровая психотерапия Песочная терапия Арттерапия Музыкотерапия Нарративная психотерапия Бихевиоральная терапия Гештальттерапия Интегративная терапия Семейная и родительская терапия Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С СДВГ 3.1. Основные принципы обучения детей и подростков с СДВГ. Что такое истинная индивидуализация Переход учащихся к саморегуляции, самоиндивидуализации 3.2. Специфика обучения учащихся с СДВГ Повышение учебной мотивации Развитие познавательной сферы Переход к саморегуляции деятельности и самоконтролю. ... Снижение уровня негативных эмоциональных проявлений относительно процесса обучения, уровня школьной тревожности Ребенок с СДВГ в детском дошкольном учреждении Общие принципы воспитания ребенка с СДВГ в семье.... Заключение ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Методические указания по составлению коррекционной программы для работы с гиперактивными детьми Приложение 2. Коррекиионная программа для работы с гиперактивными детьми Приложение 3. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся Приложение 4. Правила для родителей и воспитателей по взаимодействию с гиперактивными детьми Приложение 5. Методические указания по проведению тренинга для родителей с детьми Приложение 6. Программа тренинга для родителей с детьми... ВСТУПЛЕНИЕ Синдром дефицита внимания с гиперактивностью впервые был описан почти сто лет назад и до сих пор продолжает привлекать внимание специалистов разных отраслей науки и практики. Все чаще и чаще представители различных профессий - медики, психологи, педагоги и другие специалисты - обращаются к этой теме. По данным И. П. Брязгунова, ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 статей и книг. Однако, несмотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания помощи детям и подросткам все еще остается нерешенной, и одна из причин этого - отсутствие комплексного подхода среди специалистов разных областей. Г. Леви считает, что медики не читают психологической литературы, психологи - медицинской, а для родителей и педагогов специальная литература с обилием различных подходов и направлений зачастую оказывается сложной. А между тем практика показывает, что как у психологов, так и у врачей существует острая потребность во взаимообмене накопленной за десятилетия информацией. Имеющиеся в литературе данные о взаимодействии с людьми, которым поставлен диагноз СДВГ, касаются преимущественно детей 6-11 лет. Как правило, за кадром остаются и дети раннего возраста, и подростки, и взрослые. Авторы данной работы рассматривают вопрос об особенностях проявления синдрома дефицита внимания в более широком возрастном аспекте. К сожалению, до сих пор остается много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений СДВГ. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром, наблюдать за ребенком на протяжении многих лет, адаптировать его к современному обществу и дать ему хорошее подходящее образование. К этому стремятся и родители, которые обращаются за помощью к профессионалам. Наша книга - одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и ее практического применения. В данной работе представлен опыт врачей, психологов, педагогов. Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СДВГ 1.1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА Вопросы изучения гиперактивности у детей волновали врачей и педагогов с середины XIX века. В 1845 г. немецкий врач Heinrich Hoffman в поэтической форме описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Филлип». Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала XX века. / С. Маврин, Е. Хохлова// Детский сад от А до Я. Научно- методический журнал. - 2007. - №3 (27) - С. 13 - 20.

Мурашова, Е.В. Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. - Екатеринбург, 2006. – 176 с. - ISBN 5–9757–0001–9

Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психологическая помощь/ Г.Б. Монина, Е.К. Лютова - Робертс, Л. Чутко. - СПб.: Речь, 2007. – 186 с. - ISBN 5–9268–0570–8

Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных/ А.Д. Наследов. - Издательство: Речь, 2004. - 380 с. - ISBN 5–9268–0275–7

Пасечник, Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома? / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 89 - 95.

Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания гиперактивностью / О.И. Политика. - СПб.: Речь. - 2008. – 208 с. - ISBN 5–9268–0331–4

Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть? / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание. - 2007. - №1 - С. 88 - 85.

Петроченко, М. Проблемы психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью /М. Петроченко// Актуальные проблемы психологического знания . - . - № 1 - С. 37-41.

Перегуда, В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: Автореферат диссертации канд. психол. Наук. Москва, 1994 г. - 26 с.

Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О.И. Романчук/ Пер. с украинского. - М.: Генезис, 2010. - 336 с. - ISBN 978–5–98563–204–0

Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2010. - 348 с. - ISBN 5–9268–0341–1

Семенова, И.С. Психолого - педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка / И.С. Семенова//Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №7. - С. 33 - 37.

Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещенного онтогенеза / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2010. – 474 с. - ISBN 978–5–98563–228–6

Серебренникова, О.Д. Особенности социального развития детей 6 - 8 - летнего возраста, воспитывающихся в семье и детском доме /О.Д. Серебренникова// Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 108 - 116.

Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки. Издательство. СПБ: Речь, 2000. - 220 с. - ISBN 5–9268–0010–2

Скворцов, И.А. Новые подходы к комплексной стимуляции статико – моторного и психоречевого развития детей с поражением центральной нервной системы / И.А. Скворцов, Т.Н. Осипенко// Проблемы детской неврологии. - Казань, 1991. - С. 45 - 47.

Таношенк, Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим людям / Н.И. Таношенк// Психолог в детском саду. - 2005. - №4. - С. 36 - 42.

Тищенко, Ю.В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка / Ю.В. Тищенко, М.В. Иванков // Психолог в детском саду. - 2005. - №2 - С. 99 - 112.

Трошин, В.Д. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста / В. Д. Трошин, А.М. Радаев, О.В. Халецкая, Г.М. Радаев//Педиатрия. - 1994. - №2. - С. 72 - 75.

Уэндер, П. синдром нарушения внимания с гиперактивностью / П. Уэндер, Р. Шейдер// Психиатрия/ Пер. с англ. - М.: Практика, 1998. – 485 с.

Федоренко, Е. Ресурсы работы с гиперактивными детьми / Е. Федоренко// Народное образование. - 2009. - №7. - С. 189 – 196.

Халецкая, О.В. Минимальная дисфуекция мозга в детском возрасте / О.В. Халецкая, В.Д. Трошин// Журн. неврол. и психиатр. Им. Корсакова. - 1998. - Т. 8 . - №9 - С. 4 - 8.

Чередникова, Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т.В. Чередникова. - Спб.: Речь. - 2007. - 304 с. - ISBN 5–9268–0304–7

Чухланцева, В.В. Анализ результатов экспериментальной методики коррекции психофизического состояния и эмоционально-поведенческой сферы детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / В.В. Чухланцева// Вестник спортивной науки . - . - № 1 . - С. 63 - 65.

Шевченко, Ю. Развивающие игры для гиперактивных детей / Ю. Шевченко, М. Шевченко// Обруч. - 2000. - №1. - С. 8 - 10.

Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: Педагогика. - 1998. – С. 26. / А. Ярыгина// Дошкольное воспитание . - . - № 3 - C. 76 - 80.


Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...