Оскар уайльд сфинкс без загадки краткое содержание. Мое любимое убийство

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Вацлав Воровский
Wacław Worowski
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Ва́цлав Ва́цлавович Воро́вский (польск. Wacław Worowski , псевдонимы: П. Орло́вский , Шварц , Жозефи́на , Фавн и др.; 15 () октября 1871 года , Москва - 10 мая 1923 года , Лозанна) - русcкий революционер , публицист и литературный критик . Один из первых советских дипломатов . Убит бывшим белогвардейским офицером, швейцарским гражданином М. Конради .

Биография

Родился в дворянской семье обрусевших поляков , очень рано потерял отца. Образование получил в средней школе при лютеранской церкви . В школе писал антиправительственные стихи, выступал с речами на нелегальных собраниях учащихся. В 1890 году поступил на физико-математический факультет МГУ , через год перешёл в Императорское Московское техническое училище , где учился с 1891 по 1897 год . Член студенческого кружка польского землячества.

В революционном движении с 1894 года. В 1895 году женился на Ю. А. Толочко. По случаю коронации высылался в Вологду. В 1897 году был арестован и в 1899 году был выслан в Вятскую губернию . После ссылки жил в эмиграции в Женеве. Примкнул к большевикам, стал сотрудником газеты «Искра ». В 1903 году тайно прибыл в Одессу для подпольной работы. Был связным между большевиками и польскими левыми. В 1905 году приехал из-за границы в Санкт-Петербург , сотрудничал в большевистских газетах и журналах, занимался закупкой оружия для боевых дружин. В 1906 году участвовал в работе IV съезда РСДРП в Стокгольме . После очередной ссылки жил в Москве . В 1915-1916 годах работал в Петрограде на заводе «Сименс-Шуккерт » (современный завод «Электросила»). Занимался литературной критикой и политическими фельетонами . Печатался под псевдонимами «Фавн», «Профан», П.Орловский и др. Впоследствии фельетоны Воровского были собраны отдельным сборником в серии «Литературное наследие » (1960).

13 апреля (н.ст.) 1917 года вошёл наряду с Ганецким и Радеком в состав Заграничного бюро ЦК РСДРП(б) в Стокгольме , сформированного по предложению Ленина (последний находился в городе проездом в Россию). После прихода большевиков к власти - полпред в Скандинавии; в 1919 году (в связи с объявленной Антантой блокадой Советской России) возвратился в Россию. После отъезда Воровского из Швеции на счетах советского представительства в местных банках находилось около 10 млн крон, а на личном счете Воровского - почти 1,8 млн крон. Кроме того, он открыл другие счета в европейских банках под вымышленными именами. Все это предназначалось для поддержки международного рабочего движения .

В 1919 году Воровский вернулся в Россию. Занимал пост заведующего Государственным издательством, являлся одним из инициаторов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] гонений на Российскую православную церковь .

Увековечение памяти

Именем Воровского при советской власти был назван ряд населённых пунктов и улиц в десятках городов СССР . Среди значимых переименований: с 1923 года в улицу Воровского был переименован киевский Крещатик , носивший это имя до 1937 года.

В Москве 11 мая 1924 года во дворе бывшего доходного дома Первого Российского страхового общества установлен бронзовый памятник В. В. Воровскому, сооружённый по проекту скульптора М. И. Каца (установлен на этом месте в годовщину гибели В. В. Воровского) . В связи с установкой памятника и сносом находившейся на углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки Введенской церкви, освободившееся место получило название площади Воровского .

В честь Воровского названы: пограничный сторожевой корабль проекта 1135, береговой охраны ФСБ, находящийся в в/ч 2376 в городе Петропавловск-Камчатский, а также речной пассажирский теплоход дальнего следования проекта 26-37 (списан в 1999 году).

Образ в искусстве

Гибели В. В. Воровского посвящены стихотворение Владимира Маяковского «Воровский » (1923 год).

О последних днях жизни снят художественный фильм «Убит при исполнении » (1977 год).

Памятник Воровскому в Москве фигурирует в автобиографическом романе Ю. Коринца «Привет от Вернера», сам Воровский также является одним из персонажей романа

Напишите отзыв о статье "Воровский, Вацлав Вацлавович"

Примечания

Литература

  • Воровский В. Русская интеллигенция и литература. Харьков, 1923.
  • Воровский В. Литературные очерки. М., 1923.
  • Воровский В. Литературно-критические статьи / Подготовка текста, вступ. ст. и примеч. И. В. Сергиевского . - М.: Гослитиздат , . - 255 с.: портр.
  • Воровский В. Литературная критика. М.: Художественная литература, 1971. - 572 с.
  • Пияшев Н. Ф. Воровский - М.: Мол. гвардия , . - 301 с.: и, п.
  • Вопросы марксистско-ленинской эстетики [: сборник статей] / Под ред. проф. М. Ф. Овсянникова . М.: Изд-во Моск. ун-та , . - 245 с.
  • Прокофьев В. Л. А в России уже весна…: Повесть о Вацлаве Воровском. - М.: Политиздат , 1974. - 463 с., ил. («Пламенные революционеры »)
  • Москва. Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий . - М.: Советская энциклопедия , 1980. - 688 с., ил.
  • Абрамов Алексей. У Кремлёвской стены. - М., Политиздат, 1988. ISBN 5-250-00071-1

Ссылки

  • . На сайте «Хронос » .
Предшественник:
Савинский, Александр Александрович
Список послов СССР и России в Швеции
1919
Преемник:
Керженцев, Платон Михайлович
Предшественник:
Гирс, Михаил Николаевич
Список послов России и СССР в Италии
14 Март 1921- 10 мая 1923
Преемник:
Иорданский, Николай Иванович

Отрывок, характеризующий Воровский, Вацлав Вацлавович

Я стояла совершенно потрясённая, как это было почти всегда после очередного рассказа Севера...
Неужели тот малюсенький, только что родившийся мальчик был знаменитейшим Жаком де Молэй?!. Сколько разных преразных легенд слышала я об этом загадочном человеке!.. Сколько чудес было связано с его жизнью в полюбившихся мне когда-то рассказах!
(К сожалению, до наших дней не дошли чудесные легенды об этом загадочном человеке... Его, как и Радомира, сделали слабым, трусливым и бесхарактерным магистром, «не сумевшим» сберечь свой великий Орден...)
– Сможешь ли рассказать о нём чуть поподробнее, Север? Был ли он столь сильным пророком и чудотворцем, как рассказывал мне когда-то отец?..
Улыбнувшись моей нетерпеливости, Север утвердительно кивнул.
– Да, я расскажу тебе о нём, Изидора... Я знал его много лет. И множество раз говорил с ним. Я очень любил этого человека... И очень по нему тосковал.
Я не спросила, почему же он не помог ему во время казни? В этом не было смысла, так как я заранее знала его ответ.
– Ты – что?!! Ты говорил с ним?!. Пожалуйста, ты ведь расскажешь мне об этом, Север?!. – Воскликнула я.
Знаю, своим восторгом я была похожа на дитя... Но это не имело значения. Север понимал, как важен был для меня его рассказ, и терпеливо помогал мне.
– Только я хотела бы сперва узнать, что стало с его матерью и Катарами. Знаю, что они погибли, но я хотела бы это увидеть своими глазами... Помоги мне, пожалуйста, Север.
И опять реальность исчезла, возвращая меня в Монтсегюр, где проживали свои последние часы чудесные смелые люди – ученики и последователи Магдалины...

Катары.
Эсклармонд тихо лежала на кровати. Её глаза были закрыты, казалось, она спала, измученная потерями... Но я чувствовала – это была всего лишь защита. Она просто хотела остаться одна со своей печалью... Её сердце бесконечно страдало. Тело отказывалось повиноваться... Всего лишь какие-то считанные мгновения назад её руки держали новорождённого сынишку... Обнимали мужа… Теперь же они ушли в неизвестность. И никто не мог с уверенностью сказать, удастся ли им уйти от ненависти «охотников», заполонивших подножье Монтсегюра. Да и всю долину, сколько охватывал глаз... Крепость была последним оплотом Катар, после неё уже ничего не оставалось. Они потерпели полное поражение... Измученные голодом и зимними холодами, они были беспомощны против каменного «дождя» катапульт, с утра до ночи сыпавшихся на Монтсегюр.

– Скажи, Север, почему Совершенные не защищались? Ведь, насколько мне известно, никто лучше них не владел «движением» (думаю, имеется в виду телекинез), «дуновением» и ещё очень многим другим. Почему они сдались?!
– На это есть свои причины, Изидора. В самые первые нападения крестоносцев Катары ещё не сдавались. Но после полного уничтожения городов Алби, Безье, Минервы и Лавура, в которых погибли тысячи мирных жителей, церковь придумала ход, который просто не мог не сработать. Перед тем, как напасть, они объявляли Совершенным, что если они сдадутся, то не будет тронут ни один человек. И, конечно же, Катары сдавались... С того дня начали полыхать по всей Окситании костры Совершенных. Людей, посвятивших всю свою жизнь Знанию, Свету и Добру, сжигали, как мусор, превращая красавицу Окситанию в выжженную кострами пустыню.
Смотри, Изидора... Смотри, если желаешь увидеть правду...
Меня объял настоящий священный ужас!.. Ибо то, что показывал мне Север, не вмещалось в рамки нормального человеческого понимания!.. Это было Пекло, если оно когда-либо по-настоящему где-то существовало...
Тысячи облачённых в сверкающие доспехи рыцарей-убийц хладнокровно вырезали мечущихся в ужасе людей – женщин, стариков, детей... Всех, кто попадал под сильные удары верных прислужников «всепрощающей» католической церкви... Молодые мужчины, пытавшиеся сопротивляться, тут же падали замертво, зарубленные длинными рыцарскими мечами. Повсюду звучали душераздирающие крики... звон мечей оглушал. Стоял удушающий запах дыма, человеческой крови и смерти. Рыцари беспощадно рубили всех: был ли то новорождённый младенец, которого, умоляя о пощаде, протягивала несчастная мать... или был немощный старик... Все они тут же нещадно зарубались насмерть... именем Христа!!! Это было святотатством. Это было настолько дико, что у меня на голове по-настоящему шевелились волосы. Я дрожала всем телом, не в состоянии принять или просто осмыслить происходящее. Очень хотелось верить, что это сон! Что такого в реальности быть не могло! Но, к сожалению, это всё же была реальность...
КАК могли они объяснить совершающееся зверство?!! КАК могла римская церковь ПРОЩАТЬ (???) совершающим такое страшное преступление?!
Ещё перед началом Альбигойского крестового похода, в 1199 году, Папа Инокентий III «милостиво» заявил: «Любой, исповедующий веру в бога, не совпадающую с церковной догмой, должен быть сожжён без малейшего на то сожаления». Крестовый поход на Катар назывался «За дело мира и веру»! (Negotium Pacis et Fidei)...
Прямо у алтаря, красивый молодой рыцарь пытался размозжить череп пожилому мужчине... Человек не умирал, его череп не поддавался. Молодой рыцарь спокойно и методично продолжал лупить, пока человек наконец-то последний раз не дёрнулся и не затих – его толстый череп, не выдержав, раскололся...
Объятая ужасом юная мать, в мольбе протянула ребёнка – через секунду, у неё в руках остались две ровные половинки...
Маленькая кудрявая девчушка, плача с перепугу, отдавала рыцарю свою куклу – самое дорогое своё сокровище... Голова куклы легко слетела, а за ней мячиком покатилась по полу и голова хозяйки...
Не выдержав более, горько рыдая, я рухнула на колени... Были ли это ЛЮДИ?! КАК можно было назвать вершившего такое зло человека?!
Я не хотела смотреть это дальше!.. У меня больше не оставалось сил... Но Север безжалостно продолжал показывать какие-то города, с полыхавшими в них церквями... Эти города были совершенно пустыми, не считая тысяч трупов, брошенных прямо на улицах, и разлившихся рек человеческой крови, утопая в которой пировали волки... Ужас и боль сковали меня, не давая хоть на минуту вдохнуть. Не позволяя шевельнуться...

Что же должны были чувствовать «люди», отдававшие подобные приказы??? Думаю, они не чувствовали ничего вообще, ибо черным-черны были их уродливые, чёрствые души.

Вдруг я увидела очень красивый замок, стены которого были местами повреждены катапультами, но в основном замок оставался целым. Весь внутренний двор был валом завален трупами людей, утопавших в лужах собственной и чужой крови. У всех было перерезано горло...
– Это Лавур (Lavaur), Изидора... Очень красивый и богатый город. Его стены были самыми защищёнными. Но озверевший от безуспешных попыток главарь крестоносцев Симон де Монтфор позвал на помощь весь сброд, какой только смог найти, и... 15 000 явившихся на зов «солдат Христовых» атаковали крепость... Не выдержав натиска, Лавур пал. Все жители, в том числе 400 (!!!) Совершенных, 42 трубадура и 80 рыцарей-защитников, зверски пали от рук «святых» палачей. Здесь, во дворе, ты видишь лишь рыцарей, защищавших город, и ещё тех, кто держал в руках оружие. Остальных же (кроме сожжённых Катар) зарезав, просто оставили гнить на улицах... В городском подвале убийцы нашли 500 спрятавшихся женщин и детей – их зверски убили прямо там... не выходя наружу...
Во двор замка какие-то люди привели, закованную цепями, симпатичную, хорошо одетую молодую женщину. Вокруг началось пьяное гиканье и хохот. Женщину грубо схватили за плечи и бросили в колодец. Из глубины тут же послышались глухие, жалобные стоны и крики. Они продолжались, пока крестоносцы, по приказу главаря, не завалили колодец камнями...
– Это была Дама Джиральда... Владелица замка и этого города... Все без исключения подданные очень любили её. Она была мягкой и доброй... И носила под сердцем своего первого нерождённого младенца. – Жёстко закончил Север.
Тут он посмотрел на меня, и видимо сразу же понял – сил у меня просто больше не оставалось...
Ужас тут же закончился.
Север участливо подошёл ко мне, и, видя, что я всё ещё сильно дрожу, ласково положил руку на голову. Он гладил мои длинные волосы, тихо шепча слова успокоения. И я постепенно начала оживать, приходя в себя после страшного, нечеловеческого потрясения... В уставшей голове назойливо кружился рой незаданных вопросов. Но все эти вопросы казались теперь пустыми и неуместными. Поэтому, я предпочитала ждать, что же скажет Север.
– Прости за боль, Изидора, но я хотел показать тебе правду... Чтобы ты поняла ношу Катар... Чтобы не считала, что они легко теряли Совершенных...
– Я всё равно не понимаю этого, Север! Так же, как я не могла понять вашу правду... Почему не боролись за жизнь Совершенные?! Почему не использовали то, что знали? Ведь почти что каждый из них мог одним лишь движением истребить целую армию!.. Зачем же было сдаваться?
– Наверное, это было то, о чём я так часто с тобой говорил, мой друг... Они просто не были готовы.
– Не готовы к чему?! – по старой привычке взорвалась я. – Не готовы сохранить свои жизни? Не готовы спасти других, страдавших людей?! Но ведь всё это так ошибочно!.. Это неверно!!!
– Они не были воинами, каким являешься ты, Изидора. – Тихо произнёс Север. – Они не убивали, считая, что мир должен быть другим. Считая, что они могли научить людей измениться... Научить Пониманию и Любви, научить Добру. Они надеялись подарить людям Знание... но не всем, к сожалению, оно было нужно. Ты права, говоря, что Катары были сильными. Да, они были совершенными Магами и владели огромной силою. Но они не желали бороться СИЛОЙ, предпочитая силе борьбу СЛОВОМ. Именно это их и уничтожило, Изидора. Вот почему я говорю тебе, мой друг, они были не готовы. А если уж быть предельно точным, то это мир не был готов к ним. Земля, в то время, уважала именно силу. А Катары несли Любовь, Свет и Знание. И пришли они слишком рано. Люди не были к ним готовы...

Вацлав Воровский был известным большевиком-революционером. После установления советской власти он стал видным дипломатом. Воровского убили в Швейцарии во время его поездки на очередную международную конференцию.

Ранние годы

Будущий революционер Воровский Вацлав Вацлавович родился 27 октября 1871 года в Москве. Он был выходцем из обрусевшей семьи поляков-дворян. Мальчик рано остался без отца. Как и многие поляки, он получил начальное образование в школе при церкви. Уже в подростковом возрасте у него проявились задатки революционера. Ученик писал стихи, в которых критиковал царское правительство, и участвовал в нелегальных сходках ровесников.

В 1890 году Воровский Вацлав Вацлавович поступил в МГУ, однако уже через год решил продолжить образование в Императорском московском техническом училище. Студент принимал участие в деятельности польских национальных кружков.

Ссылки и эмиграция

Именно национальный вопрос подтолкнул молодого человека связать свою жизнь с революционерами. Его учеба в училище оборвалась ровно посередине, когда в 1894 году радикального студента выслали в Вологду из-за приближавшейся коронации Николая II и связанных с нею в Москве торжеств. Образование Воровский все-таки получил. В 1897 году он окончил училище, а уже через два года его арестовали и отправили в ссылку в

Отбыв положенный срок, Воровский Вацлав Вацлавович решил эмигрировать. Для революционера это решение было самым логичным. Все лидеры крайних левых партий в то время жили в Западной Европе, ожидая социального взрыва у себя на родине. Воровский обосновался в Женеве. Там он присоединился к большевикам.

Публицист

В партии местом работы Вацлава стала газета «Искра». Он был одним из самых активных и плодовитых ее сотрудников. Успехи в публицистике сделали Воровского заметной фигурой среди большевиков. В 1903 году он получил ответственное партийное задание - организовать подпольную работу в Одессе. Эмигрант прибыл туда нелегально. В городе увеличенным тиражом стала выходить газета «Искра». Революционеры целились в правильном направлении. В многонациональной и кипучей Одессе была хорошая среда для роста недовольства.

Благодаря своей этнической принадлежности Воровский Вацлав Вацлавович эффективно выполнял еще одну функцию, являясь человеком, осуществлявшим связь между левыми польскими организациями и большевиками. Когда в 1905 году началась он перебрался в Санкт-Петербург. В столице Воровский опять проявил себя в качестве эффективного организатора. Он закупал оружие для боевых отрядов, сражавшихся с правительственными войсками в самые напряженные дни кризиса.

Работа в Скандинавии

Когда Ленин ехал в пломбированном вагоне обратно в Россию после многолетнего отсутствия на родине, он решил сделать Воровского членом Заграничного бюро Центрального комитета партии. Эта организация базировалась в Стокгольме. Она должна была налаживать связи с иностранными сторонниками и содержать часть кассы партии. Помимо Воровского, в это бюро вошли и другие большевики-революционеры - Яков Ганецкий и Карл Радек.

Для большевика это был важнейший опыт, который повлиял на весь его дальнейший партийный и жизненный путь. Он еще не был дипломатом, но исполнял многие схожие функции. Работа Воровского в Стокгольме оказалась ненапрасной. Когда в октябре 1917 года его партия пришла к власти в России, он был назначен ее полномочным представителем в Скандинавии.

Однако задержаться в Швеции революционеру удалось ненадолго. В марте 1918 года Ленин подписал с Германией. После этого Антанта расторгла дипломатические отношения с Советской Россией и начала ее международную блокаду. Под ее удар попал и Воровский Вацлав Вацлавович. Биография этого человека представляет собой пример постоянно перемещающегося исполнителя партийных поручений. Вот и теперь ему пришлось покинуть Швецию, чтобы не оказаться арестованным.

Полпред в Италии

Во время гражданской войны Воровский оставался в России. Он вновь занялся знакомым издательским делом, заняв должность главы Государственного издательства. Его способности и таланты вновь понадобились Ленину, когда большевики стали делать первые шаги по выходу из международной изоляции. В 1921 году у Советской России появился полпред в Италии. Им стал Вацлав Воровский. Памятник одному из первых советских дипломатов стоит у бывшего здания Народного комиссариата иностранных дел. И это неудивительно. Воровский стал ярким представителем когорты первых советских дипломатов.

Должность полпреда в Италии была важна еще и потому, что в 1922 году в Генуе прошла знаменитая конференция с участием делегатов РСФСР и стран Антанты. Главой представительства был назначен Георгий Чичерин, который заменил заболевшего и оставшегося в России Ленина. Вацлав Воровский был его правой рукой. На были установлены первые экономические связи между РСФСР (СССР еще не был образован) и странами Европы. К тому моменту стало ясно, что большевики выиграли гражданскую войну. Теперь правительствам стран Антанты не оставалось ничего, кроме как договариваться с новыми кремлевскими обитателями. Воровский на конференции был одним из самых заметных советских дипломатов. Благодаря его стараниям (и стараниям других членов делегации) советскому правительству удалось достичь долгожданной дипломатической победы.

Убийство

В новом 1923 году Воровский отправился в Лозанну в Швейцарии, чтобы принять участие в очередной международной конференции. 10 мая дипломат был застрелен в ресторане местного отеля. Убийцей оказался швейцарский гражданин и бывший белогвардейский офицер Морис Конради. Он потерял семью во время гражданской войны в России и всем своим существом ненавидел большевиков.

Над стрелком начался суд, однако присяжные оправдали его. В качестве защиты адвокаты использовали задокументированные факты зверств во время гражданской войны. Швейцарские власти после оправдательного вердикта ограничились тем, что депортировали убийцу Воровского. Отношениям двух стран это не помогло. Дипломатические контакты между СССР и Швейцарией на время прекратились. Тело Вацлава Воровского после убийства отправили в Москву. Его похоронили на Красной площади.

Памятник стоит во дворе полукруглого здания на Лубянке, напротив Седьмого континента (рядом Лаборатория Персона).
Первое что бросается в глаза это не характерная поза, а потом понимаешь, что памятник в общем весь необычный, да и кто такой Воровский мало кто знает.

Открытие обновленного монумента - событие небольшое: памятник не разрушали и, соответственно, не восстанавливали полностью. Его только очистили, а ремонтировали в основном пьедестал. Да и сам памятник небольшой. И человек с подозрительной фамилией, которому сей памятник поставлен, большого личного следа в истории, в общем, не оставил. Кто такой Воровский, наверно, мало кто ответит, даже из москвичей. И все же мрачноватое сооружение в глубоком и узком дворе серого шестиэтажного дома рядом с Лубянкой и Кузнецким мостом имеет немалую художественную и историческую ценность.

Странный памятник! Черная бронзовая фигура худого бородатого человека в какой-то корявой позе – как бы вприсядку и враскоряк. А под ней – высокий белый, ярко начищенный постамент. На нем, из той же темной бронзы, – большой советский герб и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а под гербом – поясняющая надпись: «Полномочному представителю Р.С.Ф.С.Р. и У.С.С.Р. в Италии товарищу Вацлаву Вацлавовичу ВОРОВСКОМУ, убитому белогвардейцами на посту в г. Лозанне 10 мая 1923 г.»

Именно так – с точками после каждой прописной буквы – писались РСФСР и УССР в 20-е годы. Советские Украина и Белоруссия формально имели свои внешнеполитические ведомства. Хотя, по логике вещей, Воровский должен был бы именоваться послом Советского Союза, - ведь в 1923 году СССР уже был образован. Но табель о рангах менялся постепенно.

И вот эта черная корявая скульптура на белом пьедестале – брутальная откровенность искусства 20-х годов - на фоне вполне классического дореволюционного добротного здания в благородных серых тонах, - почему-то очень впечатляюще смотрится. «Это памятник трагической эпохе, - говорит скульптор-реставратор Юрий Кукс. – И было бы жаль, если бы он исчез. Должен стоять». Хотя реставратор – человек заинтересованный, с ним можно согласиться.

В доме же этом, на площади Воровского, находился Народный комиссариат иностранных дел СССР, а потом - министерство с тем же названием. Вскоре после войны МИД переехал в «сталинскую высотку» на Смоленской площади. Сейчас в бывшем здании НКИД много разных офисов, неплохой выставочный зал, библиотека. Ну и, конечно, - ресторан и суши-бар.

История не оставила достаточной информации о личности Вацлава Воровского. За давностью лет, точно неизвестно, чем он был болен. По слухам, у Воровского был полиомиелит, - так что ходил Вацлав Вацлавович, хотя и без палки, но так вот, враскорячку. Очень тяжелый, однако, физический недостаток. И в наши-то политкорректные времена с таким недугом черта с два пробьешься в дипломаты. Впрочем, вопрос о степени увечности Воровского остается непроясненным. В другие эпохи, скульптор вообще сгладил бы недостаток, - но в двадцатые любили откровенность.

Рожденный в 1871 году в Москве, Воровский был москвичом с польскими корнями: среди его предков имелись участники Варшавского восстания 1863 года. Окончил МВТУ (тогда еще не Бауманское), рано и естественно включился в революционное движение, рано познакомился с Лениным. Кстати, увечный Воровский был женат. Именно под видом свадебного путешествия он в 1892 году выехал за границу для налаживания связей в революционной эмиграции. А в конце 19-го века два года сидел в Таганской тюрьме, где так и не поддался не предложение известного полковника Зубатова о сотрудничестве с охранкой.

Инженер по основной специальности, Воровский также знал много языков и до революции получил известность литературного критика. У букинистов можно найти его критические разборы, где он лихо (и отчасти заслуженно) расправляется с Леонидом Андреевым, Федором Сологубом и рядом других, мало кому знакомых в России писателей (вроде итальянца д’Аннунцио и поляка Пшибышевского).

Но главная историческая роль этого человека в том, что он был одним из ближайших доверенных лиц Ленина, помогал ему организовывать все ключевые партийные съезды РСДРП и налаживать финансирование партии из разных, доселе не проясненных, источников.

Во время Первой Мировой войны Воровский на время вернулся к профессии инженера на военном заводе. Но уж после большевистской революции его дорога была ясна. Как один из немногих по-настоящему образованных большевиков, Воровский направился в дипломатию – создавать благоприятный имидж молодой советской республики за границей. В этом он преуспел, участвовал в организации и работе Генуэзской и Лозаннской международных конференций. И вот там-то, в швейцарской Лозанне, его как раз и убили (в ресторане, но это не суть).

Эмигрантские авторы признавали, что расправа с Воровским – не лучшая веха на пути белого движения. По их свидетельствам, пулю получил один из наиболее привлекательных большевиков, тогда как однозначные негодяи оставались в безопасности. Однако убийцу – белогвардейца с нерусским именем Морис Конради – суд оправдал. Швейцарские присяжные прониклись рассказами о зверствах большевиков, и отношения между СССР и Швейцарией были испорчены надолго.

Если бы не это убийство, при Сталине Воровский наверняка был бы расстрелян своими. Потом его бы реабилитировали, - но уж точно не было бы такого памятника. А тогда, в двадцатые, ему было суждено стать красным мучеником. Памятник делал скульптор Михаил Кац, о котором осталось и вовсе мало сведений.

Кац был личным другом Воровского, сам жил и работал в Италии. «Очевидно, ему заказали сделать Воровского как живого, - полагает Юрий Кукс, - что он и выполнил, спросил: «Похож?» Еще как похож! А вот где выполнялась отливка бронзы и изготовление плит из мраморизованного известняка, точно не известно. Весьма вероятно, что в Италии, а потом везли в Росиию пароходом. Но плиты Кац делал сам, также как и скульптуру. Там, сзади, на одной из плит, вырублена его подпись».

Много советских дипломатов было репрессировано с тех пор. А памятник Воровскому сохранялся очень хорошо. Ничего с ним не делали – вплоть до самого последнего времени. И от времени пострадал не столько памятник, сколько постамент. «Плиты вовремя разобрали: еще немного, и они бы рухнули сами собой, - рассказывает Кукс. – Держались уже на одном честном слове. Года полтора они пролежали в запаснике, пока мы за них не взялись».

В декабре прошлого года Москомнаследие приняло решение о реставрации памятника. Постамент в то время был затянут строительной «зеленой сеткой». В общей сложности, с памятником работало около десяти человек под руководством Юрия Кукса. Плиты тщательнейшим образом чистили, во внутреннем постаменте аккуратно заменяли поврежденные кирпичи. А заодно чистили и саму скульптуру. «Скальпелечком все выполнялось, - рассказывает Кукс. – Много было лакокрасочных наслоений и просто ржавчины. Там, в бронзе явно какие-то железные вкрапления. Работа была кропотливая. Потом всю скульптуру покрывали патиной. И устанавливать плиты назад было, конечно, нелегко. Они по 300-350 кило весят, а двор узкий, пространства мало, никакую технику не используешь. Все на руках носили, и по нескольку раз пришлось укладывать, пока это все подошло».

Остается добавить, что у подножия памятника высажены цветы красного цвета. Смотрится - что ни говори. И выводы каждый, кто интересуется историей, может сделать сам. Но вряд ли демократической России стоит бояться этих уроков истории. Ну, а реставратор Юрий Кукс собирается в ближайшее время заняться «памятником-бюстом» большевику Петру Добрынину у станции метро «Добрынинская». Там тоже постамент от времени сильно разрушился.

Вацлав Вацлавович Воровский. 1871-1923

В центре Москвы перед зданием бывшего Наркомата иностранных дел СССР стоит памятник Вацлаву Вацлавовичу Воровскому. Монумент этот открыт в 1924 году, через год после гибели главы советской делегации в Лозанне. Вацлав Вацлавович запечатлен устремленным вперед, с характерным жестом правой руки, поднятой вверх...

Скульптор удачно изобразил страстного оратора и пропагандиста, вдохновенного трибуна. Но Боровский был и талантливым партийным публицистом. Не случайно В. И. Ленин назвал его одним из главных писателей большевиков 1 . Владимир Ильич высоко ценил достоинства перевода Воровского «Манифеста Коммунистической партии».

Старейший деятель партии И. И. Скворцов-Степанов вспоминал, что Ленин «глубоко любил остроумного, мягкого, культурного, в истинном значении этого слова, Вацлава Вацлавовича. Он знал, что на этого человека можно положиться, что спокойный, мягкий среди друзей, он тверд, неуклонен в стане врагов» 2 . Его пропагандистская деятельность началась в студенческие годы, когда он учился в Московском университете, а затем в Высшем техническом училище. За революционную пропаганду в марксистских кружках, печатание и распространение нелегальной литературы, выступления на рабочих митингах и сходках Воровский не раз сидел в царских тюрьмах и отбывал ссылку, но это не сломило волю молодого революционера, не поколебало его убеждения в правильности избранного пути.

Большевистским пропагандистом Боровский стал под непосредственным влиянием Ленина, с которым познакомился и подружился в 1902 году в эмиграции. Вацлав Вацлавович сотрудничал в «Искре», был ее разъездным агентом. По предложению Владимира Ильича принимал участие в редактировании большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий», а затем, в годы первой русской революции, легальных партийных изданий - «Новая жизнь», «Волна», «Эхо», «Новый луч». Позже активно сотрудничал в ленинской «Правде».

Глубокие знания и убежденность

Узкая, темная камера Таганской тюрьмы. Два шага в ширину, три - в длину. Боровский ходит из угла в угол, о чем-то думает. Звякает ключ, скрипит дверь, входит надзиратель:

На допрос...

Допрос ведет полковник Зубатов.

Что вы можете рассказать о своих товарищах по работе? Дополните вот эту общую картину.- Зубатов протягивает Воровскому сводку показаний тех, кто смалодушничал.

Ну-с, что вы скажете?

Да ничего...- отвечает Боровский.

Что вы можете рассказать о вашей работе в кружке? Кто, кроме вас, вел в нем занятия?

Могу сказать: не на того напали.

То есть,- поперхнулся Зубатов,- как это понимать?

Как хотите...

Вы отказываетесь давать показания?

Да, болтовней я не занимаюсь.

Ах так...- полковник вызвал охрану и передал надзирателю записку, в которой сказано: «карцер».

Однако карцер не сломил волю молодого революционера. Тюремный застенок Боровский использовал для накопления знаний. В одном письме он сообщает: «Читаю Тейлора, изучаю французскую грамматику, и время летит скоро». В другом просит жену достать ему труды Сеченова «Рефлексы головного мозга», Тимирязева «Жизнь растений», Зибера «Д. Рикардо и К. Маркс» и другие.

После II съезда РСДРП Воровский - в числе тех, кто сплотился вокруг В. И. Ленина в борьбе за сохранение и укрепление партии на основе идейных и организационных принципов большевизма. По заданию Ленина в начале 1904 года он выезжает в Одессу, чтобы сплотить местные партийные организации Юга вокруг большевиков и содействовать созыву III съезда РСДРП. Его доклад о II очередном съезде и положении дел в партии в 1904 году издан Одесским комитетом отдельной брошюрой.

В другой брошюре «Совет против партии», на которую В. И. Ленин неоднократно ссылался в своих работах, Воровский разоблачил махинации меньшевиков, направленные на срыв III съезда РСДРП. По Уставу партии Совет РСДРП мог по своей инициативе созвать очередной съезд, чтобы вывести партию из кризиса. Совет же, в основном меньшевистский, тормозил дело, утверждая, что для созыва съезда необходимо не менее половины голосов местных партийных комитетов. Однако, как это показал Воровский, когда большинство местных партийных комитетов высказалось за созыв III съезда РСДРП, Совет партии продолжал всячески препятствовать созыву съезда. Воровский показывает жульнические приемы меньшевистского Совета: «...кружковая политика укрывательства и подтасовки фактов систематически подделывает партийное общественное мнение и искусственно отдаляет день отчета перед партией» 3 .

В борьбе с оппортунистами Воровский выступал горячим сторонником ленинских принципов построения партии. Нам нужна, говорил он, такая партия, в которой рабочая масса видела бы своего признанного вождя и руководителя. Обилие фактов, неопровержимых аргументов - все это убеждало рядовых членов РСДРП в правоте большевиков. После обстоятельных докладов Воровского Одесский комитет, а за ним Екатеринославский и Николаевский приняли резолюции о немедленном созыве III съезда РСДРП, чтобы покончить с расколом в партии.

Позднее, когда вслед за южными комитетами на сторону большевиков встали и другие, Н. К. Крупская писала членам Южного бюро ЦК в Одессу: «...Начинаешь верить, что у нас есть партия, и Россия сумеет отстоять себя» 4 .

В легальной демократической прессе Вацлаву Вацлавовичу удавалось обходить рогатки царской цензуры и выступать пламенным пропагандистом революционной теории и тактики большевиков, разоблачать соглашательскую линию меньшевиков, заигрывавших с либеральной буржуазией и прочивших ее в союзники пролетариату. Воровский напоминал ленинское положение, что у рабочего класса России есть более надежный союзник-крестьянство. «Только в том случае решительная победа русской революции может быть вполне обеспечена,- писал он,- если судьбы ее возьмет в свои руки пролетариат, поднимая и присоединяя к себе крестьянскую массу» 5 .

На III съезде РСДРП Вацлав Вацлавович сделал доклад «Об отношении к либералам», в котором разоблачил либеральную буржуазию, ее тактику проволочек и затягивания революции. Кроме того, он выступал почти по всем важным вопросам повестки дня съезда, вносил поправки и дополнения к проектам резолюций.

Когда Воровский в конце ноября 1905 года вернулся из эмиграции в Петербург, он вошел в состав редколлегии большевистской газеты «Новая жизнь», много и успешно выступал на рабочих митингах и собраниях. Он разъяснял точку зрения большевиков на отношение к Булыгинской думе, которая была обманом народных масс. Вацлав Вацлавович написал брошюру «О Государственной думе». Составленная в форме вопросов и ответов, эта брошюра была рассчитана на рабочих и крестьян. Вот названия глав: «Кто и как выбирает в думу?», «Из кого будет состоять дума?», «Каковы права Государственной думы?», «Что же делать народу?». Ответы были короткие и ясные: так называемая Булыгинская дума - это сплошное лицемерие самодержца российского; по избирательному закону, хитро составленному, простой народ не попадет в думу.

Убедительными фактами Воровский разоблачил ступенчатую избирательную систему. «...Избирательным правом,- писал он,- пользуются только лица, имеющие недвижимую собственность или платящие несколько десятков рублей промыслового или квартирного налога. Это значит, что рабочие, прислуга, мелкие служащие, ремесленники, одним словом, громадное большинство городского населения не имеют права выборов. Право это в городах принадлежит только богатым, только крупной и средней буржуазии» 6 .

Для того чтобы ответить на вопрос: «Из кого будет состоять дума?» - Воровский произвел детальный анализ избирательного закона и подсчитал приблизительный состав будущей думы: «230 помещиков, 101 богатый крестьянин, 78 купцов и фабрикантов и 3 казацких богатея!» 7 А если даже от рабочих и бедных крестьян удастся кого-нибудь избрать, то все равно для трудящихся толку от этого будет мало, ибо дума не имеет права ничего решать, не имеет права издавать законы. «Дума - это игрушечное учреждение, над которым смеется само правительство»,- ответил Воровский на следующий вопрос: «Каковы права Государственной думы?»

Исчерпывающий ответ автор дал и на вопрос: «Что же делать народу?» Действительно, что же надо было делать простому люду - рабочим и бедным крестьянам? «Народу остается только борьба. И он будет бороться. Царь дает народу лицемерную Государственную думу - народ должен ответить вооруженным восстанием. Царь хочет обмануть народ - народ должен прогнать царя. Царь хочет с кучкой богатых угнетать народ - народ должен устроить свое свободное выборное правительство. Долой же царя и его правительство! Да здравствует народная республика!» 8 .

Как известно, Булыгинская дума так и не была созвана, ее смела революционная волна; в дальнейшем большевики стремились всемерно использовать думскую трибуну в целях революционной пропаганды и разоблачения царизма.

Воровский беседовал с читателем просто и доходчиво. Часто он пользовался бытовой, разговорной лексикой: народ привык «тянуть лямку», богатые - «богатеи», кулак- «мироед» и т. д.

Подготавливая к печати брошюру, Вацлав Вацлавович тщательно собирал документальный материал.

В. И. Ленина очень интересовала работа Воровского, последний сообщал своей жене, что Ильич «с любовью роется в моих записях и беседует о деталях. Жаль только, что розыск материалов занимает много времени» 9 .

Такая же основательность во всем: и в подготовке к докладу, и в работе над статьей. Вначале он изучал литературу по теме, потом продумывал и составлял краткий план, названия разделов, потом брался за составление подробного конспекта или чернового варианта статьи. После небольшого перерыва вновь продумывал каждую главу брошюры или раздела доклада, вносил поправки.

В 1908 году прогрессивная общественность России отмечала 25-летие со дня смерти К. Маркса. В связи с этим Воровский в статье «Письмо из Берлина» рассказал, как в Германии откликнулись на годовщину со дня смерти основоположника научного коммунизма. Воровский раскрыл основные положения марксизма. Важные философские мысли Маркса автор перевел на язык, доступный читателю провинциальной газеты «Одесское обозрение», в которой статья была опубликована. Воровский напомнил слова Маркса о том, что в жизни людей «материальным базисом являются экономические отношения, борьба за жизнь, завоевание средств существования» 10 .

Так, на страницах легальной газеты в обстановке жесточайшей реакции Воровский умело пропагандировал основы учения Маркса и Энгельса. Он подчеркивал силу и жизненность революционного учения и вселял надежду на неминуемую победу пролетариата, если он вооружится этим учением. Период затишья, писал Воровский, временный, и скоро опять на улицу пролетариата придет праздник. Чтобы ускорить его приход, рабочему классу необходимо воспользоваться периодом реакции для углубленного изучения марксистской теории.

В годы реакции Воровский вслед за Лениным вел активную борьбу с русскими махистами. Как известно, бывший член ЦК РСДРП А. Богданов отошел в то время от марксистских позиций и стал приверженцем идеалистической философии Маха и Авенариуса. Ее представители создали на острове Капри в Италии так называемую партийную школу, в которой насаждались ревизионистские, антипартийные взгляды. К работе в Каприйской школе старались привлечь и Воровского, но безуспешно.

В. И. Ленин, партия большевиков выступили с резкой критикой махистов. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год) Владимир Ильич нанес сокрушительный удар по русским махистам и их западноевропейским учителям.

В письме Воровскому Ленин извещает его о своей книге и просит разузнать, нельзя ли ее где-нибудь издать. А когда книга вышла в Москве, Воровский опубликовал статью, в которой под видом рецензии на книгу махиста Макса Ферворна рассказал читателям о книге Ленина. Воровский писал, что и в России нашлись последователи Маха и Авенариуса, которые под флагом материализма хотят утвердить субъективизм. «Против этой доктрины,- отмечал он,- выступил недавно один из виднейших теоретиков русского марксизма Ленин с подробной работой: «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии», в которой подвергает самой бичующей критике учение, являющееся реакционным не только по отношению к научной философии и гносеологии Маркса - Энгельса, но даже Канта, чья «вещь в себе» совершенно отрицается Авенариусом и другими и подменивается «комплексом ощущений» 11 .

Далее Воровский изложил основные выводы книги Ленина, выразив полную солидарность с ними. «Ленин в упомянутой уже книге,- писал Воровский,- показал подоплеку этого «новейшего позитивизма», вместо познания реального мира выставившего принцип: «мы ощущаем только свои ощущения». Он показал эту философию, ведущую к солипсизму, как разновидность путаного идеализма, «образец» той эклектической нищенской похлебки, о которой с заслуженным презрением говорил Энгельс. Критика «махизма» представляет особую ценность для России, где целая серия гг. Богдановых, Базаровых, Юшкевичей, Берманов и Ко, ушедших от исторического материализма, вносит хаос в умы читателей, давая под видом марксизма нечто невероятно сбивчивое, путаное и «реакционное» и, выступая якобы против Плеханова, в сущности выступает против Маркса и Энгельса».

Воровский отмечал, что, к сожалению, реакционная философия Маха и Авенариуса и «популярные» писания их учеников оказывают пагубное влияние на русское общество, что это влияние отразилось и в художественной литературе. В частности, автор сослался на роман В. Вересаева «К жизни», где героиня - эмпириомонистка - выражается так: «...нужно только себя слушать... в себя смотреть». Воровский указал на вред пресловутой «новой» философии, основывающейся не на материальности мира, а на «комплексе ощущений», на субъективном идеализме. А это в свою очередь - прямая дорога к поповщине. Там, где идеализм, там и религия. Не трудно было заметить, что философские блуждания в годы реакции, поиски некоей, как писали русские махисты, «третьей линии» в философии вели к богоискательству и богостроительству.

Воровский решительно выступил против нестойких «марксистов», пытавшихся «примирить» Маркса с богом, отстаивал и пропагандировал единственно научное мировоззрение - марксизм.

Страстным пропагандистом идей марксизма-ленинизма Воровский оставался и в годы Советской власти. В период гражданской войны, выполняя большую государственную работу, являясь заведующим Госиздатом, Вацлав Вацлавович активно участвовал в политическом просвещении масс, в организации трудящихся на защиту социалистического Отечества от нашествия белогвардейских орд и иностранных интервентов. В то время Воровский издал ряд интересных работ. Сошлемся на одну из них - брошюру «Послание патриарха Тихона к архипастырям и пастырям церкви Российской». Она вышла в свет в разгар гражданской войны и была направлена против реакционного духовенства, оказывавшего поддержку контрреволюции.

Как известно, патриарх Тихон в 1918 году предал Советы анафеме и призывал с амвона бороться с «извергами рода человеческого», как он называл большевиков. Но увидев, что Советская власть не только не рухнула, а стала укрепляться, Тихон переменил тактику и стал призывать своих пастырей уклоняться от распрей и раздоров. Однако, как показал Воровский, патриарх не перестал быть врагом рабоче-крестьянской власти. Вместо открытого призыва к свержению Советского правительства и поддержке полчищ Колчака, Деникина и других белых генералов патриарх начал давать скользкие и двусмысленные советы.

Воровский разоблачил иезуитскую политику высшего духовенства, которое встречало и провожало полчища Деникина иконами и благословениями, но старалось замаскировать свои враждебные Советской власти действия.

Силу и действенность выступлениям Воровского придавали большевистская правдивость и глубокая идейная убежденность. Вот почему его всегда внимательно читали и слушали рабочие, красноармейцы, студенты.

На передовых позициях идеологической борьбы

Был еще один важный участок идеологического фронта, на котором проявились глубокие знания, обширная эрудиция и яркие способности Вацлава Вацлавовича. Это литература и искусство, где он предстает перед нами как талантливый марксистский критик, искусствовед.

Литература и искусство, как известно, играют огромную роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся. Поэтому Воровский постоянно заботился о том, чтобы рабочая масса получала здоровую духовную пищу. В годы столыпинской реакции, когда в России пышным цветом расцветало декадентство, Вацлав Вацлавович укрылся от «всевидящего ока» царских властей в Одессе, устроившись на службу в одну из частных торговых фирм. В то же время он сотрудничал в местных либеральных газетах, продолжал пропагандистскую деятельность, вместе с другими марксистами боролся против декадентов, которые под флагом «новаторства» и «свободы творчества» протаскивали в искусство и литературу чуждые пролетариату идеи.

Выступив с позиции ленинского принципа партийности литературы и искусства, Воровский высмеял «новаторство» декадентов, разоблачил их показную «свободу творчества». В статье «О буржуазности модернистов» и в памфлете «Мой доклад» Воровский вскрыл классовую сущность модернизма, показал его реакционность. «Нет, господа модернисты,- иронизировал он,- ваша новейшая литература - доподлинный плод буржуазного общества, его гнилой плод, порожденный им и нужный ему для самоуслаждения» 12 .

Мутная волна реакции захлестнула в то время и таких талантливых писателей-реалистов, как Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, И. А. Бунин. В статьях о творчестве этих литераторов критик-большевик показал, что сползание с позиций реализма пагубно сказалось на их творчестве, что, поддавшись влиянию литературной моды, они тратят силы на пустяки, побрякушки для украшения модернистской литературной елки. «Разве не золочением гнилых орехов занимается умный, даровитый художник Куприн,- писал Воровский,- когда пишет свою «Морскую болезнь» - для кого, для чего?..

Разве не завертывает в золоченую бумагу дешевые тульские пряники интересный, талантливый Леонид Андреев, когда сочиняет бутафорского «Царя-Голода»..?» 13

Что же противопоставлял Воровский декадентскому искусству? Он защищал и пропагандировал классическое литературное наследие Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Толстого, Чехова от декадентско-буржуазной критики, всячески популяризировал их творчество. В произведениях писателей-реалистов он особенно выделял свободолюбивый дух, критическую направленность, протест против самодержавного строя, капиталистического рабства - словом, как раз те стороны, которые старались затушевать литераторы-декаденты. Так, критикуя декадентов, пытавшихся превратить революционера-демократа Добролюбова в духовного отца народничества, Воровский писал: «...По духу своего учения, по методу мышления, по глубине анализа Добролюбов ближе к современному марксизму, чем к своим якобы преемникам 70-х и 80-х годов» 14 .

Особенно много внимания Воровский уделил творчеству М. Горького - «буревестника революции». Он защищал свободолюбивые произведения пролетарского писателя от измышлений буржуазных публицистов, объявивших на весь мир, будто художественный талант М. Горького померк. Воровский не раз ссылался на Горького и ставил его в пример в связи с разбором произведений других русских писателей. Критикуя, например, «Деревню» Бунина за то, что в ней автор не отразил революционное брожение крестьян, Вацлав Вацлавович указал на «Лето» Горького, где эти новые революционные силы в крестьянстве уже получили свое художественное воплощение.

В обстоятельной работе «Максим Горький» публицист-ленинец развеял легенду о том, что Горький якобы идеализировал босячество. Опровергая этот миф, пущенный в свет буржуазной критикой, Воровский доказывал, что писатель искал романтически окрашенного героя, и поэтому босяки лишь на время привлекли его внимание.

А вот в пьесе «Мещане», говорил Воровский, писатель уже нашел своего героя и изобразил настоящего борца - Нила, который видит смысл жизни в пролетарской борьбе, верит, что лучшее будущее придет и его надо приближать. В этом герое, указывал критик, и есть частичка писательского идеала, это и есть герой нашего времени.

Особенно много внимания Воровский уделял пропаганде горьковской повести «Мать». Разоблачая «ниспровергателей» таланта М. Горького, Воровский называл повесть «Мать» одним из самых значительных художественных произведений, в котором нарисована широкая картина пробуждения самосознания рабочих и нарастания революционного движения.

Однако Вацлав Вацлавович не ограничивался лишь защитой писателя и пропагандой его творчества. В частности, разбирая повесть «Исповедь», на которой сказалось влияние богостроительской идеологии, Воровский критиковал М. Горького, призывал его вернуться на идейные позиции русского пролетариата, так ярко обозначившиеся в пьесе «Враги» и в повести «Мать».

Борьба Воровского с декадентством проходила под флагом пропаганды ленинского принципа партийности литературы и искусства, защиты реализма и народности в искусстве. Развенчивая буржуазный лозунг «Искусство для искусства», Воровский популяризировал ленинский лозунг «Искусство для народа». Он призывал русских литераторов создавать такие книги, которые бы выражали чаяния миллионных масс. А это означало, что художник должен не только отражать в своих произведениях существенные явления жизни, но и воплощать их в яркой художественной форме. Воровский не раз предостерегал литераторов от серости примитивизма. Произведение, говорил он, лишенное художественных достоинств, не только не будет полезно пролетариату, но может даже нанести ему вред, если будет тускло и серо по форме, ибо таким образом дискредитируется самая благородная идея. «Истинно художественное произведение,- писал Вацлав Вацлавович,- обладает большой живучестью и силой внушения. Они переживают все мимолетные настроения и веяния данной исторической минуты и «сквозь тьму веков» покоряют своей силой грядущие поколения» 15 .

В чем же эстетическая сила истинно художественных произведений?

Истинно художественным произведением, которое способно потрясти зрителя, читателя, слушателя, может быть лишь такое, в котором в диалектическом единстве сочетаются высокоидейное содержание, высокохудожественная форма и эстетическая гармония, красота. Только такие произведения искусства несут эстетический заряд и эмоционально влияют на человека, играют большую воспитательную роль в жизни общества.

Труды В. В. Воровского по вопросам литературы и искусства имели большое значение в идейном и эстетическом воспитании масс, в использовании огромной силы художественного слова в революционном пролетарском движении, в пропагандистской деятельности партии большевиков.

«Красивые узоры мысли»

Февральская буржуазно-демократическая революция застала Воровского в Швеции. Он жил и работал в Стокгольме, помогал большевикам Петербурга поддерживать связь с В. И. Лениным, оказывал материальную помощь русским эмигрантам, возвращавшимся после революции на родину.

За несколько дней до приезда Ленина в Стокгольм в конце марта 1917 года Воровский опубликовал в шведской социал-демократической газете «Политика» статью «Ленин - вождь русской социал-демократии», сопроводив ее портретом Ильича. В этой статье Вацлав Вацлавович информировал общественность Швеции о приезде одного из «замечательных вождей русской социал-демократии». «Самое характерное в этом человеке,- писал он,- неистощимая энергия и его необычайная определенность в принципах, которая помогала ему в годы реакции остаться верным революционной социал-демократии и собрать своих единомышленников вокруг знамени Интернационала» 16 .

Во время пребывания в Швеции Ленин создал там Заграничное бюро ЦК РСДРП, которое возглавил Воровский. Бюро организовало издание на немецком и французском языках «Бюллетеня «Правды»», а в канун Великого Октября приступило к выпуску журнала «Вестник русской революции». Ленин не раз интересовался «Бюллетенем». В письме Заграничному бюро ЦК от 17(30) августа 1917 года он спрашивал: «А бюллетень? Сколько № издано и на каких языках?.. Доставлялся ли бюллетень в Америку, северную и южную? Пишите обо всем этом подробнее» 17 .

Эти большевистские издания благодаря талантливому руководству Воровского сыграли важную пропагандистскую роль. Они снабжали европейские социалистические органы печати правдивой информацией о русской революции, опровергали ложь, которую буржуазная пресса распространяла о партии большевиков и ее вожде Ленине, разоблачали контрреволюционную политику Временного правительства.

Как только свершилась социалистическая революция в России, Заграничное бюро во главе с Воровским призвало рабочих Европы поддержать российский рабочий класс.

В журнале «Вестник русской революции» Воровский опубликовал обращение Заграничного бюро ЦК РСДРП (б) к рабочим и работницам Европы. В нем сообщалось, что русский пролетариат сверг правительство капиталистов и создал свое, новое правительство. «И первым его словом является слово мир!» - говорилось в документе.

В одном из номеров журнала рассказывалось о первых шагах рабоче-крестьянского правительства, о неимоверных трудностях, с которыми оно сталкивалось. Воровский назвал три основных направления деятельности Советского правительства, возглавлявшегося В. И. Лениным:

а) шаги к достижению мира;

б) разрешение земельного вопроса;

в) реформа рабочего законодательства; 18 .

В этом номере журнала Воровский поместил также статью «В. И. Ленин», в которой нарисовал замечательный образ вождя революции. Вацлав Вацлавович отмечал «волевой, твердый характер, который не отступает ни перед каким сопротивлением, не обескураживается никакими неудачами, идет настойчиво и неустанно к своей цели... Именно в таком сильном человеке нуждается теперь русский рабочий класс, если он хочет, чтобы его исторические требования были выполнены...» 19 .

В начале 1919 года Воровский вернулся на родину и был назначен заведующим отделом пропаганды Наркоминдела. Он принял активное участие в подготовке Первого конгресса Коминтерна. В составе делегации РКП (б) Воровский присутствовал на конгрессе и был избран одним из секретарей Исполкома Коминтерна.

В. В. Воровский горячо пропагандировал решения международного форума коммунистов. В статье «Рождение Третьего Интернационала», опубликованной в «Правде», он писал о создании в Москве нового, Коммунистического Интернационала. Почему именно в Москве? Да потому, отвечал Воровский, что «здесь, в Москве, в Советской России, воплотилось в жизнь то новое слово, которое проповедовало несколько поколений социалистов, здесь зародилось новое дело. Отсюда идет свет коммунизма по всему миру, и на этот свет со всего мира стекаются и будут стекаться коммунисты. Вот почему Москва должна была стать очагом нового движения, вот почему именно здесь только мог и должен был состояться первый международный съезд коммунистов и быть создан центр нового, Третьего, Коммунистического Интернационала» 20 .

В 1921 -1923 годах Воровский возглавлял советскую миссию в Италии, был участником Генуэзской и Лозаннской международных конференций. Продолжая свою пропагандистскую деятельность, он разоблачал белогвардейцев и их защитников в лице Н. Бердяева и 3. Гиппиус, выступавших в иностранной прессе со злобными нападками на Советскую Россию. В памфлете «К вопросу о вероятных ангелах-хранителях Красной Армии» Воровский высмеял бесплодные потуги врагов оклеветать армию рабочих и крестьян. Не Красная Армия, писал Воровский, а те темные силы старой России, которые были в стане белых, отличались жестокостью, любыми средствами старались удержать уходящие от них поместья и награбленные богатства.

Много сил и энергии Воровский отдавал разоблачению антисоветской политики буржуазных стран Европы. В ряде фельетонов, опубликованных в «Правде» за подписью «Недоумевающий», он высмеял и разоблачил козни империалистов. Воровский показал, что приглашение советских представителей на Генуэзскую международную конференцию ни в коем случае нельзя считать дружественным актом, что это приглашение вынужденное. Дипломаты стран Антанты, писал он, хотят выиграть сражение за круглым столом, раз не удалось его выиграть на поле брани. Но советские представители стоят на страже интересов своей Родины и сановитым дипломатам буржуазных стран не позволят при этом класть ноги на стол 21 .

«Класть ноги на стол» - это явно образное выражение, и оно не случайно появилось в статье «Недоумевающего». Воровский в совершенстве владел образной манерой изложения, был замечательным стилистом. Мастерство публицистики Воровского отмечали его современники. Видный деятель большевистской партии П. Н. Лепешинский вспоминал: «Тут же раскидывались красивые узоры мысли В. В. Воровского, сотканные из прелестной тонкой иронии. Построенные в литературном отношении большим мастером красивого, образного, но в то же время спокойного и не кричащего пафосом языка, статьи Воровского всегда отличались глубоким, марксистски-выдержанным содержанием, отнюдь не трафаретным и не состоящим из общих мест» 21 .

Литературные и пропагандистские статьи, фельетоны, заметки Воровского пользовались заслуженным успехом у читателей и слушателей не только за их выдержанность, идейную глубину и принципиальность, но и за то, что его мысли были ярко и образно изложены. «Нельзя удивляться поэтому,- вспоминал впоследствии А. В. Луначарский,- что на нас, на всех тогдашних марксистов статьи Воровского сразу произвели впечатление каких-то ярко развернувшихся красивых цветов...» 23 .

Хочется отметить еще одну характерную черту Воровского: умение бороться с идеологическими врагами оружием сатиры.

Часто он выступал под видом «профана», «недоумевающего». Но в дальнейшем выяснялось, что «профан» на голову выше поучающего. Это прием подстановки. С его помощью Воровский разоблачил Петра Струве, некогда считавшегося вождем «легальных марксистов». Воровский высмеивал своих идейных противников и тем, что сравнивал их с уже известными и ставшими нарицательными сатирическими героями литературных произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Крылова, Грибоедова, Чехова.

Немалую роль в сатирической палитре Воровского играла гипербола (преувеличение, заострение образа). Так, монархическое рвение трех ярых черносотенцев соединилось в фельетоне Воровского в мифический образ пса Цербера, стерегущего вход в ад. «У него три головы,- издевался фельетонист:- одна голова Пуришкевича, другая Буренина, третья Меньшикова».

В своей пропагандистской практике Воровский широко использовал народные пословицы, поговорки и крылатые слова, нередко перефразируя их: «Любя отечество- от тюрьмы и высылки не отказывайся», «На левого депутата все потолки валятся».

Воровский неоднократно подчеркивал силу и значение большевистского слова. «Есть ли оружие более меткое и более верное, чем могучее слово?- спрашивал он.- Отказываться от этого оружия... значит не верить в роль и значение того самого «слова», которому служишь».

Какими же путями достигал он этого? Прежде всего, путем освоения терминологии из разнообразной лексики: научной, разговорно-бытовой, военной, церковно-славянской, спортивной, чиновничьей («канцеляризмы»), торгово-промышленной и т. д. Заимствуя слова из разговорно-бытовой лексики, Воровский наделял героев своих фельетонов такими вульгаризмами, что читателю сразу становилось ясно, какая «птица» изображена.

Воровский в дореволюционной России по необходимости прибегал к эзоповской манере письма, к аллегории. Представители монархического черносотенного союза, находившегося под особым покровительством генерал-губернатора Одессы, выведены у Воровского под видом догов. «Манифест Коммунистической партии» он замаскировал именем «Красный катехизис». Благодаря таким приемам он умело проводил через рогатки царской цензуры марксистско-ленинские идеи.

Возглавляя советскую делегацию на международной конференции в Лозанне, В. В. Воровский погиб 10 мая 1923 года от руки наемного убийцы, подосланного Антантой. Погиб солдат революции, ближайший сподвижник Ленина, страстный пропагандист миролюбивой ленинской внешней политики.

Н. Колев

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 22, стр. 280.
2 В. В. Воровский. Статьи и материалы по вопросам внешней политики. М., Соцэкгиз, 1959, стр. 3.
3 В. В. Воровский. Соч., т. I. М., Партиздат, 1933, стр. 235.
4 Ленинский сборник XV, стр. 21.
5 В. В. Воровский. Соч., т. III. М., Партиздат, 1933, стр. 105.
6 В. В. Воровский. Избранные произведения о первой русской революции. М., Госполитиздат, 1955, стр. 148.
7 Там же, стр. 152.
8 Там же, стр. 162.
9 Н. Пияшев. Воровский. М., «Молодая гвардия», 1959, стр. 100.
10 В. В. Воровский. Соч., т. I, стр. 37.
11 «Одесское обозрение», 5 июня 1909 г.
12 В. В. Воровский. Соч., т. II. М., Соцэкгиз, 1931, стр. 352.
13 Там же, стр. 357.
14 Там же, стр. 132.
15 Там же, стр. 397.
16 В. В. Воровский. Статьи и материалы по вопросам внешней политики, стр. 132.
17 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 49, стр. 447.
18 «Вестник русской революции» (на нем. яз.), № 11, 28 ноября 1917 г.
19 В. В. Воровский. Статьи и материалы по вопросам внешней политики, стр. 133, 135.
20 В. В. Воровский. Соч., т. III, стр. 370-371.
21 См. В. В. Воровский. Статьи и материалы по вопросам внешней политики, стр. 203.
22 «Пролетарская революция», 1923, № 3(15), стр. IV.
23 В. В. Воровский. Соч., т. II. стр. XIII.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...