Материал семинара по географии в школе. Областной научно-практический семинар учителей географии

Современная инфраструктура на уроках географии -

условие успешной социализации школьников.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе так: «Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.).

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.

Главная задача школьного образования - дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Для этого определены ключевые направления развития общего образования:

  1. обновление образовательных стандартов;
  2. система поддержки талантливых детей;
  3. развитие учительского потенциала;
  4. современная школьная инфраструктура (мы обсудим последние 2 направления).

Для создания такой модели выпускника должны произойти существенные изменения и в инфраструктуре обеспечения образовательной деятельности.

Современная инфраструктура школы - совокупность всей материально-технической и методической базы, всех служб школы, а так же связей с организациями обеспечивающих необходимые условия для деятельности школы в целом.

Выделяются составляющие современной инфраструктуры. Это материальная, методическая и организационная составляющие, которые требуют детального рассмотрения каждой из них:

Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий обучения и воспитания. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно спланировано, не должно содержать рисков для здоровья.

Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. Для этого обеспечено наличие доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, используется личностно-ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.

Неотъемлемой частью методической составляющей инфраструктуры школы является кабинет учителя.

Сегодня урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не может дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий, для этого необходимо соответствующее техническое оснащение кабинета.

Учебный кабинет 21 века - это современный дизайн, эргономичная здоровьесберегающая мебель, новейшее оборудование, наглядные пособия, интернет.

Облик кабинета, наличие методического и дидактического материала зависят не только от возможностей школы, но и от желания и способностей самого учителя-предметника.

При работе с новым кабинетным оборудованием предметник испытывает нехватку мультимедийных дисков, полной коллекции интерактивных материалов или отсутствие компьютерной техники.

Получив школьный кабинет географии я перестала считать эти проблемы актуальными. В моем кабинете географии реализованы технические вопросы. Имеется рабочие место преподавателя: ПК; экран находящийся рядом с магнитной доской; мультимедийный проектор. Для учителя это местонахождение очень удобно тем, что он во время демонстрации не отворачивается от учащихся, а видит перед собой всех учащихся и не отвлекает их внимание. Концентрация на учебный материал полная. На этом же рабочем месте установлен лазерный принтер и дистанционный модем для подключения к локальной сети Интернет, школьная метеостанция.

Для построения оптимального процесса обучения мною выстроена система преподавания, сочетающая различные формы обучения, которые, опираясь на ИКТ и описанный выше кабинет географии, решает следующие важнейшие педагогические задачи:

1) активизацию учебного процесса;

2) оптимальное распределение учебного времени;

3) дифференцированный подход к учащимся;

4) оптимальный выбор методов обучения;

5) построение системы уроков и урока.

Использование новых технических средств обучения дает колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Школьная метеостанция позволяет укреплять практические навыки наблюдения за погодой и активизировать процесс обучения.

Интерактивные карты (62) позволяют реализовать деятельно практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения - картографические.

При работе с интерактивной картой можно:

  1. приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  2. наносить надписи и рисунки;
  3. совмещать ряд карт, что позволяет выявлять обозначения, упрощая карту, делая ее более наглядной;

На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

Использование интерактивных карт на уроках географии в 6-11 классах позволяет повышать информационную культуру учащихся, способствует приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по географии.

На уроках географии в 6-11 классах мною активно используется библиотека электронных наглядных пособий, информационные диски, которые позволяют повысить эффективность изучения нового материала.

Мною и учащимися классов создана «личная» медиатека по основным темам курса географии. Учебный материал представлен в форме уроков и содержит большое количество мультимедийных компонентов: видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, качественные фотографии и иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы. Логика, оформление и содержание компьютерных материалов предназначаются для рациональной организации учебного процесса. Эта медиатека значительно облегчает усвоение основного материала по курсу географии.

Вместе с тем, на мой взгляд, результатом использования информационных технологий в учебном процессе является не медиатека, выполненная учащимися, под моим руководством, а те знания, умения и навыки, которые они приобрели при выполнении творческих работ. Информационные технологии в образовании, в первую очередь, необходимо использовать как средство управления индивидуальной самостоятельной познавательной деятельностью учащихся или как средство выполнения творческих работ: самостоятельно или группами, например в исследовательской деятельность, которой я активно занимаюсь с 2006 года. результаты.

Своевременное корректирование и улучшение условий кабинета географии позволяет осуществить принцип психологической комфортности школьников. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников и даёт существенно заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности ученика и приносит результат. Так, например: сайт «Мой Маныч» Савченко Василия отмечен Дипломом 1 степени в муниципальном конкурсе информационных технологий в 2008 году и дипломом 2 степени в муниципальном конкурсе «Зеленая планета 2009», а а электронное приложение к уроку в среде Power Point Буханцева Сергея «Япония» отмечено дипломом 1 степени в 2010 году.

Помимо учебной деятельности использование компьютера требует от учителя детального применения здоровьесберегающих технологий на уроке.

Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей и педагогов и предполагает создание интегрированного пространства образования для разных категорий детей..

Формирование школьной инфраструктуры должно быть направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личных потребностей детей, реализацию деятельностно-компентностного подхода.

Хочу обратить внимание на то, что ученику совсем не важен возраст педагога. Мы должны учить в современной школе современными методами, если хотим получить хороший для общества результат в виде компетентного выпускника. Для достижения желаемого результата учитель не должен бояться быть в роли ученика. До тех пор, пока учитель не сможет на своем опыте убедиться в необходимости использования и в практической ценности ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, компьютер и новейшие технологии будут рассматриваться им как нечто чужеродное. Учителю не всегда хватает практических навыков работы с компьютерными программами. Для развития учительского потенциала можно использовать ряд дистанционных курсов, например образовательного портала «Мой педагогический совет».

Педагоги школы принимают активное участие в различных конкурсах, являются членами школьных интернет-сообществ:

Образовательный портал «Мой педагогический совет»;

Педагогический клуб «Первое сентября» с которым я сотрудничала в образовательном проекте «Открытый урок».

Учителя и учащиеся нашей школы используют на уроках различные программы: обучающие, контролирующие (тесты), а также электронные учебники, справочники. Это позволяет делать урок интересным и увлекательным, способствует увеличению объёма полученной информации, качественному усвоению материала.

Использование ИКТ во всех сферах образовательного процесса уже сегодня стало стандартом в нашей школе. Так в этом учебном году был создан и начал свою работу информационный сайт, который позволил мобильно информировать учащихся и их родителей о происходящих событиях.

Новые подходы к обучению в рамках национального проекта «Образование» потребовали создания в школе специализированного кабинета, который стал школьным мадиацентром., используемый как педагогами, так и учащимися.

В связи с тем, что в школе поэтапно идет работа по информатизации, проводится работа по подготовке учителей к использованию современных информационных технологий. Именно поэтому кабинеты начальных классов и предметные кабинеты среднего и старшего звена обеспечены доступом в Интернет, а административные компьютеры объединены в локальную сеть. Благодаря Национальному проекту «Образование» материальная база школы существенно укрепилась.

Использование компьютеров создаёт объективные условия для более глубокого и качественного усвоения учебного материала, повышает общую культуру учащихся, позволяет применить более эффективные организационные формы и методы. Все учителя, желающие использовать новые технологии в своей работе, получают эту возможность. Силой новое не привьёшь. Поэтому оснащённость того или иного кабинета, зависит в большей степени от желания педагога использовать новые технологии.

Многое ещё можно было бы рассказать, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Мы принимали в прошедшие годы семинары и другие мероприятия разного уровня и всегда будем рады принять гостей.

В заключение хочется поздравить всех с новым учебным годом. И хочется, чтобы новый год, год учителя, как и все последующие, прошёл под лозунгом «За словом идёт дело». А крепче учительского слова ничего не должно быть .


Конечно, многие из нас уже почти привыкли к тому, что разнообразные новшества в образовательном мире не всегда вызывают позитивные эмоции, хотя, по идее, и направлены на вроде как улучшение чего-либо. И как тут не вспомнить:
"Не надо делать мне как лучше,
Оставьте мне как хорошо! "
Но... некоторые новости вызывают такое огромное количество ответных вопросов, что просто диву даёшься - почему Он с экрана во всеуслышание призывает к одному, а на местах, в регионах, на деле получается совсем другое? Это так, присказка, которую вроде бы как ничего и не предвещало, но ровно до вчерашнего семинара-совещания учителей географии Краснодара совместно с преподавателями КубГУ.
Впрочем, обо всём по порядку...

Я очень рада, что звёзды важных-неотложных дел сложились таким образом, что моё присутствие на совещании в школе №35 стало возможным. Школа - знакомая, актовый зал - вместительный, присутствующие - замечательные коллеги:

Вместе с ними мы рассматриваем подготовленные для нас материалы о Всероссийском географическом диктанте,

Интересуемся новинками методической литературы,

Пополняем свои личные библиотечки учителя географии...

Постепенно в зале собираются специально приглашённые учителя географии из 50 городских школ, тьюторы и все желающие учителя географии города Краснодара.

И вот в назначенное время начинается наш семинар:

Наталья Маратовна Овсянникова - главный специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, приветствует собравшихся и открывает наше совещание.

Мы познакомились с планом работы на сегодня:

А я опять улыбаюсь)))) Как и в прошлом плане августовского совещания, меня там вроде как нет, а я есть!)))) Вот что значит, в последний момент разрешить ситуацию.))))

А Наталья Маратовна рассказывала нам серьёзные вещи, грустные - о результатах ОГЭ-2017 по географии. К сожалению, есть некоторые школы в городе (их представителей приглашали по особому списку!), где учащиеся показали очень низкие результаты, очень много не просто "3", но с низким пороговым значением... Наталья Маратовна ещё раз подробно объяснила, какими способами учителя могут получить помощь и поддержку по подготовке своих учеников к ОГЭ. А я смотрела на листик с регистрацией и недоумевала - 50 школ пригласили, а пришли представители только 24 из них. Странно...

Тем временем Наталья Маратовна перешла к ЕГЭ, она напомнила о структуре экзаменационной работы, познакомила с КИМами, и особо пояснила для молодых коллег, что учитель должен не только с учеником прорешать демоверсию, но и внимательно с карандашом в руках просмотреть кодификатор, выяснить все возможные варианты вопросов и темы, по которым они составлены !
Наши кубанские 13095 выпускников 11 классов составили около 2% всех выпускников России. И более 9% сдававших ЕГЭ по географии не перешли порог успешности. Мы увидели те темы, которые вызвали наибольшие затруднения у сдававших ЕГЭ по географии в 2017 году:
-- о Китае,
-- о специализации стран в международном разделении труда,
-- о населении мира,
-- о металлургии и химической промышленности России.
Это номера вопросов: 1, 2, 7, 8, 9, 10, 20, 26.
Учителя должны понимать, где чаще всего ошибаются дети, чтобы уметь предвидеть эти ошибки!
Очень жаль, что в этом году нет ребят со 100б. по ЕГЭ, только 2 человека в городе получили результат более 90б.
И как вывод, пожелание Натальи Маратовны всем участникам совещания:
"Не надо "вариться в собственном соку" с трудностями, зовите на помощь, приходите в КНМЦ, я и тьюторы всегда готовы помочь!"

Наталья Маратовна пригласила в президиум присутствующих преподавателей КубГУ.
Первой выступала Вера Владимировна Миненкова - зав.кафедрой экономической, социальной и политической географии КубГУ.

Она напомнила нам о проводимых воскресных лекциях для школьников в КубГУ, рассказала о выездных встречах преподавателей вуза с учителями географии края, рассказала о прошедшей недавно встрече в СОШ №31. Также показала брошюру - куда принимают на географическом факультете с ЕГЭ по географии, поделилась последними новостями , которые лично у меня вызвали много вопросов...
1. С середины ноября перестают существовать по отдельности Географический и Геологический факультеты КубГУ !
2. В результате реорганизации вуза появится новое подразделение в его составе - Институт географии, геологии, туризма и сервиса (могла чуть не так запомнить, но смысл верный!).
3. На специальности бывшего Геологического факультета с 2018 года не будут принимать с ЕГЭ по географии. Географию заменит физика!
И тут учителя зашумели.... Кааак? На геологию - физика? И когда об этом станет известно официально? Ведь множество детишек уже готовятся, сколько времени потрачено, сил и не только вложено именно в подготовку по географии! Переживали учителя - это ж как так получается - Президент призывает уделить внимание предмету География, а в итоге...? Но было видно, что Вере Владимировне и самой тяжело даётся этот разговор... Учителя предложили пойти в КубГУ, узнать, разъяснить, поговорить...

Вера Владимировна рассказала о факультете, напомнила, что можно учась на Географии, получить за 40-45 тыс.руб. за два года дополнительную специальность экскурсовода, преподавателя, менеджера курортного дела и туризма.
Было интересно узнать, что в вузе продолжается целевой приём студентов. Не надо стесняться, надо спрашивать. Кстати, заявки на целевое обучение принимаются до 10 апреля. И к 20 мая уже есть точное количество "целевиков". В последние годы Москва на 100% удовлетворяет запросы на целевое обучение по всем специальностям кроме юриспруденции и экономики - на них постоянно сокращается квота. И те ребята, которые уже учатся по целевым направлениям, отличные студенты, очень яркие, активные, талантливые.

Завершила Вера Владимировна своё выступление словами о нашей общей цели - популяризации географической науки. Были ли вопросы? О, да......, о замене географии на физику..............

Следующим выступал Дмитрий Александрович Комаров - к.г.н., доцент кафедры геоинформатики КубГУ.

Он ещё раз напомнил о структуре ЕГЭ по географии,

А потом перешёл к самым проблемным заданиям. И действительно, посмотрите, % - это процент ответивших ВЕРНО.

Задание №4 - одно из недавно появившихся в КИМах.

В последнее время идут обсуждения об увеличении количества подобных заданий.

Удивительно:

Вот вроде бы такое простое задание.


Но дети часто путаются, выбирают мало верных ответов или вообще только 1 ответ...

Задание №30 так похоже на №20 в ОГЭ...


А задание №32 введено ещё в 2006 году. На сегодняшний день существует множество его разновидностей, а в этом году усложнение и так одного из самых сложных заданий ЕГЭ - теперь там будут не только часы, но и минуты.

Много вопросов было задано Дмитрию Александровичу про новые методические материалы для подготовки к ЕГЭ. Будет ли новая брошюра? Да, будет!


Анатолий Валерьевич Погорелов - зав.кафедрой геоинформатики КубГУ, рассказал о проблемах географии вообще и географической науки в частности.

Он сожалел, что мало профессионально географически образованных людей на руководящих должностях. А лично я в этом вопросе с ним не совсем согласна... Есть пример руководителя географа.........
Анатолий Валерьевич рассказал, что в 2017 году ЕГЭ по географии сдавали около 100 учащихся, а это очень мало. Учителя должны не только повлиять на количество сдающих ЕГЭ, но качественно их готовить.А мы тем временем подключаемся к вебинару про электронные формы учебников...

Для учителей есть пробный бесплатный период ознакомления с учебниками...

Елена Ивановна Шапарева поблагодарила Анатолия Валерьевича Погорелова за потрясающую встречу с ребятами, которая недавно прошла в СОШ №31.

А он пригласил всех ребят 12 ноября в 14-00 на День открытых дверей в КубГУ , сначала будет общая встреча в актовом зале, а потом ребята смогут побывать на тех факультетах, которые их заинтересовали.

Чуть напомню:
1. Географический диктант я писала в 2015 году онлайн Очень хочется увидеть как можно больше знакомых лиц педагогов 3 и 26 ноября!))))) Завершилось совещание работой городского актива учителей географии и тьюторов по составлению планов и графиков работы методического объединения учителей географии города.

Рада, что могла помочь молодой коллеге - отправила ей по электронной почте памятку для родителей по подготовке ребёнка к ОГЭ по географии. Если кому-то нужно тоже - пишите свою электронную почту, вышлю...
Вот такое у нас было совещание - продуктивное, интересное, насыщенное, полезное, но... у меня осталось ощущение некой недосказанности и обиды за географию как науку, непонимания грядущих изменений. Это я про слова об объединении Географического и Геологического факультетов, замене ЕГЭ по географии на физику при поступлении на специальности Геологического факультета...

Коллеги, а что Вы об этом думаете?

Вот как так получается с географией?
Почему в 9 классе дети массово сдают географию, она им интересна. А потом? Что, быть ей "элитарной" наукой, которую изучают так, для удовольствия, если мало куда нужна при поступлении...? А я теперь думаю - а вдруг вообще географию из школ уберут - неужели мы к этому идём? Зачем тогда вообще привлекать к ней внимание диктантами, деятельность всероссийских общественных организаций?

P.S.
Как давно делаю, ссылку на данный пост как и другие сообщения географической тематики, я сброшу в группу WhatsApp учителей географии города Краснодара . Знаю, что многие коллеги прочитают, ведь потом лично при встрече говорят об этом, благодарят... И сегодня хотелось бы предложить всем оставить свой отклик.
Сделать это просто:
- Нажмите на стрелку-треугольник рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя.
- Нажмите "Продолжить" и напишите свой отклик.
- Далее нажмите "Публикация".
Появится текст, сообщение на модерации, значит, Ваш комментарий обязательно появится в блоге!

«Педагогические технологии для образования старшеклассников в условиях перехода на новые ФГОС»


Отличие традиционного урока от активного

Параметры сравнения

Формирующая парадигма

Цель обучения

Развивающая парадигма

Передача знаний, умений, навыков

Интегрированная характеристика

Развитие способности ученика

«Делай, как я» (работа по образцу)

Характер и стиль взаимодействия учитель - ученик

Формы организации работы

«Делай, я с вами» (педагогическое сопровождение)

Фронтальная, индивидуальная

Методы обучения

Групповые, диалоговые, коллективные

Репродуктивные

Продуктивные. Использования субъективного опыта


Параметры сравнения

Формирующая парадигма

Способы усвоения

Узнавание, понимание, применение.

Позиция учителя

Развивающая парадигма

Носитель информации, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний, хранитель норм и традиций.

Позиция ученика

Создание ситуации успеха. Анализ, синтез, оценка.

Исполнитель, не реализующий познавательные интересы в полном объеме

Организатор сотрудничества, консультант, тьютор, управленец, помощник.

Деятель, реализующий познавательный интерес через исследовательскую, проектную деятельность. Самостоятельно осуществляет выбор содержания и способов учения.


В центре современного образования - личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы, приёмы развивающих и личностно – ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Главным на занятии становится приобретение знаний через выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла.


Элементы инновационных педагогических технологий, используемых на уроках в лицее:

- личностно - ориентированного обучения; - учебного проектирования; - информационно –коммуникативного обучения;

- исследования;

- проблемного обучения; - критического мышления.


Технология развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умения применять взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Структура урока в рамках технологии критического мышления .

Основа технологии – построение урока по определенному алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызова, осмысления и рефлексии. Только соблюдение технологических стадий способствует достижению желаемого результата.

Базовая модель трех стадий.

I стадия - вызов

II стадия – осмысление (реализация смысла)

Перед учителем стоит задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. На этой стадии делаются прогнозы, определяются цели чтения или исследования.

III стадия – рефлексия (размышление)

Идет непосредственная работа с информацией, причем приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания.

Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.


Обучение в технологии развития критического мышления .

Постановочное занятие Диагностическая цель

Мотивация – зачем?

Что хочу знать? Что я знаю?

Интересно, знаю

Как буду использовать?

Что еще хочу узнать?

Домашнее задание

Буду использовать Знаю Что еще хочу узнать?


Соответствие стадий урока и технологических приемов.

Стадии урока

Приемы, используемые на стадии урока

Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм», таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник.

Осмысление

Бортовой журнал, взаимообучение, двухчастный дневник, дискуссия, зигзаг, «лови ошибку», «маркировка текста» (инсерт), составление кластера, многоуровневая рефлексия, «оставь за мной последнее слово», работа с повествовательным текстом (чтение со стопами), таксономия вопросов, трехчастный дневник

Рефлексия

Бортовой журнал, десятиминутное сочинение, кубик, «шляпы» мышления, зигзаг, многоуровневая рефлексия, пятиминутное эссе(резюме), разработка для самостоятельного задания, синквэйн, трехчастный дневник

«Мы учимся, когда мы что-то делаем», - под таким девизом 30 октября 2018 года состоялся практический семинар для учителей географии образовательных организаций Ярославской области «Изменения в структуре и содержании регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии».

Около 40 учителей географии из 36 образовательных организаций Ярославской области, а также студенты 5 курса ЯГПУ им. К.Д. Ушинского приняли активное участие в данном мероприятии.

Об изменениях в структуре и содержании регионального этапа ВсОШ рассказала Нургаязова Маргарита Вячеславовна, педагог-организатор отдела конкурсных мероприятий ГОУ ДО ЯО ЯРИОЦ «Новая школа». Особое внимание было уделено вопросу о порядке проведения состязательных туров, а также описанию заданий теоретической, практической и тестовой частей.

В практической части семинара учителям было предложено разделиться на творческие группы. Оказавшись в роли участников регионального этапа ВсОШ по географии, они смогли познакомиться с особенностями решения географических задач.

В специфике задания теоретической части олимпиады на знание природно-климатических особенностей территории земного шара, номенклатуры физико-географических объектов, а также на знание географических координатпомогала разбираться Георгица Ирина Михайловна, заведующий кафедрой физической географии ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат географических наук.

Под руководством Базуновой Людмилы Валентиновны, старшего преподавателя кафедры физической географии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, участники семинара пошагово разобрали задание теоретической части олимпиады, ориентированное на знание структуры и географии железнодорожного транспорта РФ, характеристик и особенностей грузопотоков.

В связи с тем, что у участников олимпиады возникают большие затруднения при выполнении второй части, которая состоит из заданий практической направленности, на семинаре была предложена работа с практической частью олимпиады. Были разобраны задания, связанные с проверкой топографических знаний и умений, а также с умениями и навыками работы с картографической и статистической информацией. В процессе работы Жихарев Алексей Михайлович, доцент кафедры физической географии ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат географических наук, очень подробно отвечал на вопросы участников семинара.

В каждой творческой группе вниманию участников представлялась система оценивания заданий олимпиады.

В течение работы семинара каждый из присутствующих смог поработать во всех трех творческих группах.

Участники семинараназвали мероприятие информативным, полезным и актуальным.

12 мая 2016 года на базе МБОУ Оловяннинская СОШ №1 состоялся семинар учителей географии образовательных организаций Оловяннинского района. В работе семинара приняли участие 12 педагогов из 9 образовательных учреждений.

Программа семинара была посвящена теме: «Краеведение как интегративный ресурс гуманитарного и естественнонаучного образования в формировании социальной идентификации личности».

Семинар прошел на высоком профессиональном уровне, дан большой объем информации. Программа семинара была очень насыщенной и интересной. Все участники его оценили на отлично, отметив практическую ценность и четкую организацию.

Своим опытом работы поделились в мастер-классах педагоги: Ю.В. Шагеева (учитель географии) – продемонстрировала урок географии в 8 классе на тему: «Особо охраняемые природные территории России»; совместно с Нестеровой М.В. – заместитель руководителя по учебной работе, показали с участием учащихся внеурочную деятельность «Реализация исследовательской деятельности учащихся по краеведению», где учащиеся ознакомили участников семинара со своей работой, над которой они работали на протяжении 3 лет, в рамках внутришкольной программы, а именно, коллекция древних животных (игрушечные), коллекция горных пород, сбор воды с разных источников России, сбор и хранение материалов с начала функционирования образовательной организации.

Позже внимание учителей географии заняли учащиеся МБОУ Оловяннинская СОШ №1, где рассказали о своих многочисленных и приносящих отличный результат научных работах на муниципальном, краевом и Всероссийском уровнях.

Продолжили семинар Филиппова В.А. – учитель русского языка и литературы, Шагеева Ю.В. – учитель географии, тема доклада была «Краеведение как интегративный ресурс гуманитарного и естественнонаучного образования в формировании социальной идентификации личности» в докладе говорилось, что социализация это важнейший компонент в развитии подрастающего поколения, Оловяннинской СОШ №1 он реализуется через программу краеведения. В учреждении краеведение проходит в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Дети участвуют в научно-исследовательских мероприятиях, создают коллекции из разных природных пород, участвуют в походах по району и выезжают за пределы района для участия в научных конференциях.

В заключении выступила Дондокова Б.С. – заместитель председателя МКУ РКО и ДМ с вопросом внедрения ФГОС в учебный предмет «География». Напомнила учителям географии о том, что предмет география ведется как отдельный предмет и в него не должны входить дополнительные курсы. Также напомнила о Федеральном Законе об образовании 1992 года, где указывается, что образование проходит через всю жизнь, основная цель педагогов должна быть научить умению учиться, научить детей находить для работы необходимый материал. Баирма Соктоевна предложила педагогам Оловянниской СОШ №1 издать какой–либо продукт своей деятельности, продумать результат по завершении своей программы.

К.А. Бекетова представила педагогам необходимую информацию по внеурочной деятельности по географии в рамках перехода на ФГОС ООО. Указала на формы по реализации ФГОС ООО, через литературно-музыкальные композиции и через внеурочную деятельность, т.к. внеурочная деятельность заполняет пробелы в урочной деятельности.

Завершила семинар учителей географии Нестерова Марина Владиславовна, проведя самоанализ данного мероприятия и поблагодарив участников семинара.

Участники семинара выразили пожелания организаторам проводить обучение и обмен опытом чаще, оставив в анкетах предложения по тематике семинаров.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...