Не хватает учителей в школе. Российские школы продолжают страдать от нехватки учителей

Случай из жизни почти годичной давности. Устроив 2 ребенка в детский сад, решила выйти на работу. Сколько же можно дома сидеть! Хотелось реализоваться и начать карьеру по специальности - преподаватель иностранных языков.

Пошла я по нашим образовательным учреждениям: лицеям, училищам, институтам... Везде полная укомплектованность. Оставила "на потом" школы. Уверенная на 200 %, что точно найду место преподавателя. А то все твердят, что учителей не хватает.

Удивительно, но от чего-то и школы оказались полностью укомплектованы кадрами! Запомнился прием у директрисы одной школы. Узнав, что я оочень хочу реализоваться по специальности, она только что у виска не покрутила, сказав: "Зачем Вам это надо? У Вас муж есть? Хорошо зарабатывает? Зачем Вам унижаться за копейки? У нас нормальные девочки, у которых есть стремление в жизни, бегут из школ, находят работу высокооплачиваемую. В школах остаются в основном те, кто не может себя найти, кому деваться некуда!" Очень странно... Если все бегут, почему я не могу места себе найти?

После этого директриса позвонила начальнику отдела образования, тут же договорившись о том, чтобы меня приняли - раз уж мне неймется))). И я направилась туда. Милая женщина, начальник отдела образования, внимательно выслушала мои "бредовые" идеи. И с огромным трудом нашла местечко в одной школе - но лишь на период декретного какой-то учительницы.

Думаете, меня с распростертыми объятьями там приняли? Директор сразу дала понять, что она не намерена делиться часами с какой-то девчонкой, то бишь со мной. Собрали комиссию, мне недвусмысленно намекали, что опыта преподавания у меня ноль, прогнали по учебным методикам - целый экзамен, блин! Я приводила доводы о том, что состояние нашего образования такое, что им бы радоваться, что нашелся хоть один желающий работать в школе! Это их зацепило. И, конечно же, они не имели права мне отказать, так как я пришла по направлению из отдела образования .

Итог? Узнав, что я буду получать только МРОТ и ничего более... Я помахала им рукой. Я понимала, что в школе - нищенская зарплата... Ну хотя бы 10-15 тыс. руб))). И еще, оказывается, на свои деньги я должна купить УМК на несколько классов (выходило более 7000 рублей!.). А на " великие" 15 000 руб. я могу рассчитывать, проработав не менее 8-10 лет, получив категорию. Грустно!

В конце концов, семейный совет, то бишь МУЖ, у которого только оклад выше зарплаты учителя с опытом и категориями, постановил - такое унижение нам не нужно!

Я нашла себе работу не по специальности, в абсолютно другой области, без опыта работы, переучилась). И с зарплатой, как будто в школе отработала с десяток лет . Это было счастье!

Мой диплом так и лежит, пылится. Как ни крути, но мне нравится и педагогика, и иностранные языки. Мечтаю открыть в городе специализированный клуб для детей, изучающих английский язык. Но пока это далеко. Впереди - рождение третьего малыша, и, видимо, мне пока не судьба заниматься карьерой.

Так кто твердит, что учителей не хватает, интересно?
И почему "с улицы", с хорошим дипломом не берут специалиста, без опыта, который ГОТОВ развиваться?
Неужели профессия учителя в России настолько... престижная, что критерием устройства на работу является огромный опыт преподавания, а не желание развиваться?

Ответьте мне, пожалуйста!

В российских школах, по данным минобрнауки, не хватает более 17 тысяч учителей. В основном - педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре.

Но эксперты в один голос утверждают: педвузы выпускают гораздо больше специалистов. Вот только в школу идут не более 25 процентов из них. Как подметил народный учитель России, директор Центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский, многие из тех, кто сегодня идет из педвуза в школу, проходят двойной негативный отбор. Как? Очень просто: в "педы" идут далеко не самые успешные выпускники школ, и это подтверждает статистика среднего балла ЕГЭ. А потом в школу приходят далеко не лучшие выпускники педвузов.

Те, у которых мы учимся, называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя, - это высказывание приписывают Гете. На практике лучшими учителями часто становятся люди и вовсе без педагогического образования. Парадокс. Известно, что сейчас минобрнауки вовсю занялось модернизацией педагогического образования. Количество педагогических вузов сократилось, многие из них стали факультетами классических университетов. Руководители образования понимают: с качеством педобразования надо что-то делать. Но вот спасет ли простое слияние?

ЦИФРА: 18 месяцев проводит студент зарубежного педвуза на стажировке в школе

В стране вводится новый стандарт общего образования, который основан на принципиально новых позициях, - говорит ректор Московского городского психолого-педагогического института Виталий Рубцов. - Оказалось, что главная задача учителя теперь не научить своему предмету, хотя эта "функция", конечно, остается важной, но и уметь организовать деятельность детей. Так сказать, включение ученика в процесс создания. До сих пор никто и не думал готовить педагогов к решению таких проблем. Нынешние учителя школ, большинству которых уже сильно за сорок лет, этого не умеют. И если мы сейчас не перестроимся, то и молодые специалисты придут в новую современную школу с несовременными взглядами на профессию.

Вывод Виталия Рубцова: лекционные формы подачи материала должны уступить место давно понятным всему миру практическим занятиям. Будущий учитель должен оказаться в реальной, "полевой" ситуации с детьми, стать "конструктором" учебных ситуаций. Но как учителю "старой" закалки, который сам в школе зачастую занимался "немодной" нынче зубрежкой, перейти на новые образовательные рельсы? Не идти же учиться заново?

Неотъемлемой частью педагогического образования должны стать практические школьные базы. Школа - уже не младший товарищ, а партнер вуза. И уже не школьники идут на подготовительные курсы в вуз, а студенты и даже сами преподаватели идут учиться в передовую школу тому, как работать с детьми. "У нас есть школы, где можно учить педагогов быть адекватными сегодняшнему дню", - уверен Рубцов.

Одна из таких школ - московская 57-я гимназия, где вот уже двадцать лет трудится один из лучших учителей русского языка и литературы, член Общественного совета при минобрнауки Сергей Волков.

Очень трудно в педвузе обучать ремеслу, если оттуда идет работать по специальности от силы четверть выпускников, - говорит Волков. - Представьте, что я пришел преподавать теорию литературы в аудиторию, 75 процентам которой это вообще не нужно. Надо учить не столько тех, кто учится в педвузе, сколько тех, кто уже пришел в "полевые" условия школы!

Лекционные формы подачи материала на уроке должны уступить место практическим занятиям

Сергей Волков поделился опытом коллег из Татарстана. Там тоже аховая ситуация с учителями. По инициативе местного министерства образования, по всем вузам, не только педагогическим, кинули клич: кто хочет работать в школе - приезжайте, мы вам даем дополнительную зарплату в 7 тысяч и полностью оборудованное рабочее место. Желающий выбирает любую школу и раз в три месяца проходит курс тьюторской поддержки.

Я приезжал на встречу с педагогами, которые пришли в школу три месяца назад, - рассказывает Сергей. - У них уже глаза горели, они "рвали" из меня методику. Необходимо обучение учителей на местах в школах. Но для этого должны быть созданы условия.

Еще одна проблема педагогического образования в России - отсутствие мотивации. Зарплаты хотя и повышаются в соответствии с министерскими программами, но все равно недостаточно, а в головах прочно сидит сложившееся в последние 20 лет мнение: в школу идут работать неудачники. Нет мотивации - нет и творческой инициативы. И в такой ситуации даже опытные учителя не будут успевать за новыми веяниями, не захотят учиться.

У нас нет карьеры учителя, - говорит вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. - Нет такой системы повышения квалификации, от которой значительно повышались бы и доход, и статус профессии.

Павел Мрдуляш , советник замминистра образования и науки РФ:

Мы предпринимаем уже не первую попытку реформировать педагогическое образование. Но все прошлые были чисто теоретические или представляли собой набор мероприятий, которые не смогли изменить ситуацию. Сейчас мы пытаемся рассмотреть образование вместе с профессиональной деятельностью, системно. Чисто организационные меры ничего не решают. Допустим, слияние: не очень успешный педагогический вуз входит в состав крупного регионального университета, становится его факультетом. С точки зрения издержек региона и отчетности перед министерством - все замечательно. Вроде как исчез плохой вуз. Все, поставили галочку. Но учить иначе на этом факультете (в бывшем вузе) не будут.

Мы переходим сегодня в школе к компетентностной модели образования. Школьник должен уметь применять знания на практике, в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Нужно уметь осмыслять свой опыт и делать из него выводы. Учитель же, такой, какой он есть сейчас, - человек, который просто передает знания и ставит какие-то учебные, но не практические задачи в классе. Обучать навыкам он не умеет, это в его обычных действиях не предусмотрено. Сегодня нам нужен другой педагог, который соединял бы в себе и тьютора, и психолога.

Вузы до сих пор работают по старым методикам, и психологическое образование преподавателю, как правило, не дается. Но самая больная тема - сколько времени будущий учитель проводит в школе в виде практик, стажировок. Как показывает опыт других стран, у студентов педвузов за весь процесс обучения нарабатывается до 18 месяцев практики "на местах". По сути, два учебных года из четырех педагог-бакалавр проводит в школе. Причем не просто сидит там на уроках, а именно обучается - стажировка организована как учебный процесс. Иначе она просто теряет смысл.

Некоторые наши вузы выпускают педагогов, которые за время учебы в школе вообще не появляются.

В финских вузах уже идет прием документов от абитуриентов. Экзамены начнутся в мае. Самый большой конкурс - 15 и больше человек на место - по традиции ожидается в университеты на педагогические отделения. Профессия учителя в Суоми - это гарантия высококачественного образования и хорошего заработка.

Финны еще сорок лет назад поняли, что школьное образование надо перестраивать. Но, переписав учебники, увеличив срок обучения в младших классах на 2 года (1-6 классы) и даже построив школьные здания по новым проектам, они поняли, что без нового, высокообразованного учителя реформа бесполезна. Как подготовить такого учителя? Эксперты предложили начать с восстановления престижа профессии. Стартовали с увеличения зарплаты. Причем зарплату новичку сделали ниже максимальной всего на 18 процентов. По последним данным, зарплата, например, учителя финского языка на уровне 3 600 евро, то есть 144 тысячи рублей. У преподавателей-предметников старших классов она выше на 500 евро.

Одновременно учителя освободили от рутинной работы. То есть от составления всяких отчетов. Институт школьных инспекторов был и вовсе уничтожен. Аттестацию учителей прекратили. А самому учителю разрешили самостоятельно подбирать учебники, составлять тесты и методику преподавания. Короче говоря, учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, но не во вред ни детям, ни стране.

ЦИФРА: 3 600 евро получают в месяц учителя в Суоми

Создав нормальные условия учителям для работы и жизни, реформаторы быстро убедились, что экспериментировать прежний преподаватель со степенью бакалавра не может. Уровень образования не тот. Научно-исследовательские навыки отсутствуют. И финны начали обучать школьного учителя по-новому.

Во-первых, всю подготовку учителей они отдали университетам. Во-вторых, всех преподавателей, в том числе и начальной школы, обязали учиться в вузе до получения степени магистра. То есть финны одними из первых в Европе увеличили срок учебы на учителя на два года, сделав подготовку педагогов двухступенчатой: три года до получения степени бакалавра, а потом еще два года - до получения магистерской степени.

Кроме предметников и учителей начальной школы университеты начали готовить спецучителей для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением. Такая необходимость была вызвана тем, что каждый четвертый финский ученик не успевает усваивать программу. И шалунов хватает. С ними спецучителя работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю.

Университетское образование сделали обязательным даже для воспитателей подготовительных классов детских садов. Правда, было решено, что с этой работой справятся и бакалавры. Финны ориентировались на рекомендации ученых, которые считают, что 90 процентов мозга и 95 процентов нервных путей ребенка формируется в первые пять лет. Поэтому воспитание ребенка в этом возрасте должно проходить под наблюдением опытных педагогов. По этой же причине самые квалифицированные педагоги работают в начальной школе.

Высокая зарплата, гарантия получить хорошее и к тому же бесплатное образование, возможность реализовать в школе свой талант и фантазию довольно быстро восстановили престиж школьного учителя. Но авторов школьной реформы интересовали не количество, а качество. И они предложили систему отбора, при которой отсеиваются все, кто при поступлении на педагогический факультет мечтает лишь больше о деньгах и почете.

Отбор происходит в процессе собеседования с будущими педагогами. Первое собеседование - во время сдачи вступительных экзаменов. Преподаватель из университета, школьный учитель и муниципальный чиновник, отвечающий за образование, выясняют, для чего абитуриент выбрал этот факультет, что он знает о будущей профессии. И тот, кто аргументированно сможет ответить, получает дополнительный шанс стать студентом.

Учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, экспериментируйте

Второе собеседование проходит с бакалаврами, которые решили продолжать учебу для получения степени магистра. Там ведь опять нужно выдержать конкурс из 4-5 человек на одно место. Ну и, наконец, беседа с работодателем той школы, где новоиспеченный учитель хотел бы работать. В результате всего процентов 30 выпускников проходят удачно этот отбор и трудоустраиваются с первого захода.

Но даже им постоянная работа учителем еще не гарантирована. Сначала надо пройти полугодовой испытательный срок. После это работа почасовиком. Бывают случаи, когда на постоянную работу учитель трудоустраивается лет через десять. Столько приходится доказывать, что он именно тот, которого ждут школа и дети.

Учебная программа делится так: 67 процентов - теории и 33 процента практики. Университеты раз в три года обновляют учебные программы подготовки учителей с учетом запросов времени, мнений работодателей, выпускников и преподавателей. В финском университете требование к студенту мягкое. Посещение лекций - дело добровольное. Но сдавать экзамены по курсу лекций студент обязан.

На жалость преподавателя можно не рассчитывать. И взяток они не берут. Поэтому учить тот или иной предмет все равно придется. Главная цель учебы в университете - научить студента самостоятельно заниматься исследованиями, чтобы он и в школе постоянно искал новые методы преподавания. С этой целью в университете будущий учитель пишет серьезную научную работу на основе своих наблюдений, оценок чужих научных трудов, анализов статистических данных и своих собственных выводов.

То есть учеба идет в тесной связи научной работы с практикой. И в этом сильная сторона системы подготовки учителей для финской общеобразовательной школы.

Каких учителей не хватает сегодня? Что считать поборами в школе, а что - помощью? Какую карьеру сможет сделать педагог? Когда его избавят от бумажной волокиты? На эти и другие вопросы журналистов и читателей газеты вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Дмитрий Викторович, буквально на днях появилась информация, которая взбудоражила педагогическое сообщество. Правда ли, что минобрнауки предлагает педагогам карьерную лестницу и в школе могут появиться разные должности - помощник учителя, учитель-наставник, учитель-методист?

Дмитрий Ливанов: Это предложение, которое мы сделали на основе анализа проблем, существующих в учительской среде. У человека, который приходит работать в школу, а таких, к счастью, у нас все больше и больше, должно быть четкое понимание своих карьерных перспектив. Он должен знать, что если он будет хорошо работать, то его зарплата будет расти, а сам он продвинется по карьерной лестнице. Да, есть перспектива стать завучем, директором, но это, скорее, административная работа, чем педагогическая. И многие учителя-практики, эксперты предлагают разработать систему таких карьерных ступенек именно для педагогов.

Пока никаких решений не принято, мы предложили эту модель для обсуждения. Это касается не только того, как будут называться эти конкретные ступеньки и какими качествами должны обладать люди, чтобы на эти ступеньки встать, но и того, нужна ли такая модель в принципе.

Учитель пишет по 300 отчетов в год. Для того, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, наверное, надо будет писать еще больше бумаг?

Дмитрий Ливанов: Примерно 15-20 процентов запросов в школы поступают с федерального уровня.

Еще примерно столько же - с регионального и муниципального. Остальное приходит из различных контролирующих органов, общественных организаций. Должен быть четкий регламент информационного взаимодействия, который даст ответы на все эти вопросы и не будет создавать дополнительную нагрузку на учителей.

1 сентября распахнут двери 43 тысячи школ. На сегодняшний день не хватает учителей в Иркутской, Архангельской, Калужской, Ленинградской областях. Накануне Дня знаний школы ищут преподавателей начальных классов, математики, физики, русского языка и литературы. Насколько чувствительна кадровая проблема с преподавателями на селе?

Дмитрий Ливанов: Такой серьезной кадровой проблемы, которая была еще несколько лет назад, сейчас нет. Учительских вакансий в школах меньше одного процента: на конец августа не заняты примерно 4 тысячи. Всего в России сегодня почти 1 миллион 50 тысяч учителей и еще примерно 200 тысяч других школьных педработников. Понятно, что процент вакансий небольшой. В основном не хватает кадров в сельских школах. Прежде всего учителей иностранного языка, физики, математики, химии, начальной школы. Поэтому мы сейчас ведем целенаправленную работу для того, чтобы запустить систему целевой подготовки педагогов под конкретное рабочее место. Чтобы у выпускников вузов была обязанность перед работодателем в течение нескольких лет отработать на этом месте. С другой стороны, надо и дальше двигаться по пути повышения престижа, уважения к учительскому труду.

Родители пишут: "Перед новым учебным годом по просьбе школы пришлось потратить 3 - 5 тысяч рублей на рабочие тетради по английскому, атласы, другие учебные материалы". Это считать поборами или нет?

Дмитрий Ливанов: Законодательство четко разграничивает, что должно быть предоставлено школой, то есть государством, и то, что родители должны покупать сами. Полный комплект учебников для каждого школьника - бесплатно. Учебные материалы - контурные карты, рабочие тетради - закупаются родителями. Помню, когда я был школьником, тоже ходил на Кузнецкий Мост в магазин "Педагогическая книга" и покупал там контурные карты. Все мои одноклассники делали то же самое. Здесь ничего нового нет.

По поводу добровольных взносов мы направили в регионы соответствующее письмо. Сейчас каждая школа независимо от того, в каком регионе она работает, сколько там учеников, получает достаточное финансирование. И не только для того, чтобы выплачивать заработную плату учителям, обеспечивать классы всем необходимым, но и чтобы делать необходимый ремонт и так далее. Ни в одном регионе России, ни в одной школе оснований для такого сбора денег с родителей нет.

Много шума вызвала инициатива отменить льготы для студентов колледжей при поступлении в вузы. Останутся льготы или нет?

Дмитрий Ливанов: Ничего в правилах приема для выпускников колледжей меняться не будет. Более того, систему профобразования мы будем поддерживать и развивать. Нам сегодня очень нужны квалифицированные рабочие кадры. Я хочу обратить внимание, что новый федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (5 - 9 классы), на который переходят все пятиклассники с 1 сентября, в качестве обязательного элемента предполагает профессиональную ориентацию. Это специально организованная система знакомства школьников с разными профессиями. Это целый пласт педагогической работы. И многие школы ею уже занимаются. Я считаю, что это также повысит мотивацию школьников к выбору специальностей, которые не требуют высшего образования.

На состоявшемся недавно заседании правительства РФ министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что дефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек, в основном не хватает педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре. При этом он добавил, что дефицит учителей существенно сократился по сравнению с предыдущими годами.

Заявление министра о том, что дефицит педагогов сократился, конечно, радует. Но в то же время тревожит то, что не хватает именно «англичан» и физруков. Никто не сомневается, что для полноценного развития ребенка нужно разностороннее образование, но не зря же несколько лет назад физкультура и иностранный язык стали преподаваться в общеобразовательных школах не по два часа в неделю, а по три. «Физра» - это основа закладки здоровья будущего гражданина, а без «языка» при современной глобализации всего и вся просто никуда.

Да дело даже не в этих предметах. В нашей стране в этом году начался демографический подъем, и в школы пришло большее количество первоклассников по сравнению с предыдущими годами. «С этого года количество первоклассников будет только расти», - считает министр образования и науки. По данным Минобраза, в России действует 102,153 тысячи учебных заведений, в которых обучается свыше 30 миллионов ребят, в новом учебном году в российских школах будет обучаться более 13 миллионов учеников, из них более полутора миллионов - первоклассники. А эти цифры означают, что с годами потребность в предметниках только увеличится! По данным ведущего российского эксперта в области образования Сергея Комкова, нехватка учителей в регионах уже составляет около 40%.

По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Неудивительно, что официально до 70%, а неофициально 90% выпускников педагогических вузов идут работать не по специальности – менеджерами, официантами, экскурсоводами и пр. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. И это при том, что многие из них образование получают за счет бюджетных средств. «Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало».

Следует поправить известного педагога: в большинстве регионов учителям платят копейки. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит». А в это время весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах. У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям».

Еще одним негативным для российских учеников следствием низкой оплаты труда школьного учителя стало практическое отсутствие учителей-мужчин. Как можно на эти мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи? А вот до революции в России в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести. По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

Между тем нехватка преподавательских кадров – общемировая проблема. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Но, тем не менее, развитые и не очень страны пытаются исправить ситуацию, вкладывая в образования достойные средства. Россия же остается одной из самых отсталых стран в области образования. Несмотря на рост инвестиций в образование за 10 первых лет нового столетия, расходы на образование в России составляют лишь 5,5% ВВП по сравнению с 6,3% в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (большинство из них - члены Евросоюза). При этом только 43% всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования. Для сравнения: Куба, открывающая мировую десятку стран с высокими показателями затрат на образование, тратит на образование 13,3%, а Тунис, эту десятку замыкающий – 7,1%.

Вне всяких сомнений, финансовое обеспечение нашего образования оставляет желать лучшего, увеличение зарплат учителям – дело государственной важности. Но есть еще один аспект проблемы. Потерян престиж профессии школьного учителя. Вспомните старые добрые фильмы: «Сельская учительница», «Весна на Заречной улице», не говоря уж о «Большой перемене». В них отражалась действительность, в которой школа была центром общения, а учитель - непререкаемым авторитетом. Теперь - в тех же телевизионных сериалах – пропагандируются совсем другие профессии. Не пойдут молодые специалисты в школу, пока какой-то сопливый первоклашка будет называть свою Первую учительницу презрительно «училка»!

Комментарии 4



Ситуацию с подготовкой учителей государство упустило давно и на всегда.


17 октября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ».

Серьезным изменениям отечественная система образования не подвергалась с послереволюционных времен. За исключением, пожалуй, небольшого новшества, когда в 80-х годах к числу обязательных предметов была добавлена информатика, страна училась по правилам, написанным Луначарским под руководством Троцкого. И вот – свершилось.

Новый закон еще на этапе разработки и общественного обсуждения оброс разного рода слухами и страшилками. Чем только не пугали общественность – говорили, что бесплатными останутся всего три предмета (один из которых физкультура), а за остальное придется платить; утверждали, что школы будут приватизированы и превратятся в частные заведения, а половина педагогов останется без работы.

Так вот – ничего подобного в новом законе нет. По крайней мере, так заявил депутатам министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Более того, новые правила расширяют госгарантии бесплатности образования, а количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Причем теперь право на бесплатное образование за счет государства получают и учащиеся негосударственных учебных заведений. В будущем законе также четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее.

Отдельное внимание в новом законе уделено профессионально ориентированному образованию. Не секрет, что за пределами МКАДа кадровики со слезами на глазах предлагают рабочие специальности молодым людям с дипломами юристов и экономистов. А те соглашаются, потому что при выборе специальности в вузе не учли потребностей рынка труда. Теперь образование «ради корочки» уходит в прошлое. Законопроект обеспечивает доступность и бесплатность среднего профессионального образования для каждого гражданина. В рамках среднего профессионального образования предусматривается подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена. А для организаций-работодателей законом вводится институт целевого обучения, когда предприятия оплачивают обучение специалиста, а затем трудоустраивают его. Это своего рода альтернатива советской системе послевузовского распределения. Предусматривается и интеграция российской системы образования в международную с целью признания дипломов отечественных вузов за рубежом.

Фактически закон устанавливает непрерывную систему образования, включающую в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Вся эта система в совокупности призвана дать возможность каждому человеку повысить свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

Несмотря на то, что в законопроекте учтены более 20 тысяч замечаний и предложений, внесенных педагогами и общественностью за два года его публичного обсуждения, по мнению депутатов он нуждается в доработке и конкретизации отдельных положений. В окончательном варианте законопроект планируется принять уже к концу года, чтобы он заработал с 1 января 2012г.
Источник http://knigazeta.ru/materials/106

«Кадры решают все» - этот известный тезис вновь звучит в связи с обсуждением президентской инициативы «Наша новая школа». О том, каким должен быть учитель в новой школе, размышляет директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский.

В президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» высказана мысль о том, что в школы следует привлекать людей с непедагогическим образованием. Что Вы об этом думаете?

Представить себе повторение ситуации 1990-х годов, когда в школу приходили люди из других областей, давшие ей очень многое для повышения качества образования, я могу лишь отчасти. Да, такие люди будут полезны, но у школы сейчас гораздо меньше возможностей для экспериментирования, чем пятнадцать лет назад. Специалист без педагогического образования, то есть человек незашоренный, став учителем, должен будет соотносить свои взгляды с достаточно жесткими правилами школьной жизни.

Не кажется ли Вам, что сейчас, если в школу действительно пойдут люди, потерявшие работу в результате кризиса, это будет очередной негативный фильтр? Что придут те, кто совсем не состоялся в профессии?

Вопрос в том, какие фильтры поставит школа. Представьте себе учебное заведение, где хронически не хватает кадров, - такое схватится почти за любого. Что может быть хуже для детей? Если у школы есть возможность выбирать из профессионалов и непрофессионалов в зависимости от того, насколько человек соответствует ее духу, стоящим перед ней задачам, - совсем другое дело.

- Каких людей, на Ваш взгляд, не хватает современной школе?

Не хватает мужчин, не хватает людей с разнообразным опытом практической работы, с широкими взглядами. К сожалению, в школу сейчас приходят люди после нескольких негативных отсевов. Первый отсев - при выборе вуза, потому что надо отважиться на получение образование по профессии, считающейся неуспешной. Второй - в самом вузе, когда взрослеющий человек видит, что многие сокурсники отнюдь не собираются работать в школе и не скрывают своего негативного отношения к профессии.

- Как бы Вы охарактеризовали общую ситуацию с кадрами в российских школах?

- Она устойчива. И это не очень хорошо, потому что люди определенного возраста должны с охотой уходить на пенсию и иметь возможность достойно жить на эту пенсию. А на их место с охотой должны приходить молодые, уверенные, что можно достойно жить на предлагаемую зарплату.

С одной стороны, хорошо и правильно, когда профессия педагога выбирается не из-за зарплаты. Но, с другой стороны, государству, планируя огромные объемы занятости в отрасли и устанавливая зарплаты, все-таки надо учитывать альтернативную стоимость школьных работников. Иначе, случись любая материальная проблема в семье, они могут вынужденно уйти. К тому же работающие в школе видят, как оценивается их труд в сравнении с другими отраслями и профессиями.

Сегодня в школу не стоят в очереди представители дефицитных профессий, и выбор кадров оставляет желать лучшего. Впрочем, есть региональное расслоение: в некоторых субъектах Федерации люди охотно идут работать в школу, так как это гарантирует стабильную зарплату и приемлемое социальное положение.

- Каковы, на Ваш взгляд, недостатки существующей системы повышения квалификации школьных учителей?

- С моей точки зрения, не хватает повышения квалификации под задачи завтрашнего дня. Зато с избытком хватает квалификации под задачи дня вчерашнего. Сегодняшнего дня в подготовке учителей нет - ведь им работать в следующем пятилетнем цикле.

Учителям, по большому счету, не хватает важнейших культурно-технологических навыков, связанных с организацией работы в классе, с тем, как по-разному можно выстраивать освоение материала. Ведь можно в одиннадцатом классе строить работу, как в первом, требуя от детей, чтобы они следили за пальцем учителя и усваивали жесткий алгоритм действий. Не хватает осмысленного планирования разнообразных видов деятельности. Пока мы прекрасно умеем планировать лишь изучение содержательных единиц - понятий, определений, доказательств и проч.

- А что нужно взамен?

Нужно ставить и решать самые разные, живые, творческие образовательные задачи. А, например, сложившаяся к 1990-м годам академическая традиция изучения литературы, закрепленная в темах сочинений, программах, методиках, часто требует, чтобы программа была пройдена «от и до», важно все, и попробуйте не сбиться на пересказ, на галоп по верхам! Тут прямой риск быть заваленным, похороненным под «содержательными единицами».

Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...