Доклад «Методика преподавания информатики. Анализ учебно-методических комплексов по информатике и умк для подготовки к егэ
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сравнительный анализ программно-методического обеспечения и критерии выбора УМК для обеспечения учебной программы старшей школы Контрольная работа Учителя информатики Бочениной О.В.
2 слайд
Описание слайда:
Согласно приказу от 19 декабря 2012 г. N 1067 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год»
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
Критерии для сравнения Полнота содержания Доступность изложения материала Практико-ориентированный характер заданий для закрепления изученного материала и контроля Наличие программно-методических средств поддержки учебного процесса Электронное сопровождение УМК
5 слайд
Описание слайда:
Макарова Наталья Владимировна Заведующая кафедрой информационных систем и технологий Международного банковского института. Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, д. п. н., к. т. н., действительный член Международной академии наук высшей школы.
6 слайд
Описание слайда:
Под редакцией Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс и 11 класс. базовый уровень Учебник ориентирован на обучение старшеклассников информатике и информационным технологиям на базовом уровне. Приводится теоретический материал по основам социальной информатики, по информационным системам и технологиям. Большое внимание уделяется практикуму по углубленному изучению информационной технологии подготовки текстовых документов в среде MS Word и информационной технологии работы с базами данных в среде MS Access. Состав УМК: учебник, задачник по моделированию, практикум по программированию, методические рекомендации учителю.
7 слайд
Описание слайда:
Методическое пособие состоит из 3 частей «Информационная картина мира», «Программное обеспечение информационных технологий» и «Техническое обеспечение информационных технологий». Под редакцией Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Практикум по программированию на языке Visual Basic является частью учебно-методического комплекта по базовому курсу "Информатика и ИКТ". Его цель - познакомить учащихся с основами объектно-ориентированного программирования в среде Visual Basic. Освоение инструментария среды происходит в процессе решения задач.
8 слайд
Описание слайда:
Гейн Александр Георгиевич Известный педагог, профессор Уральского государственного университета Кандидат физико-математических наук (1980), доцент (1983). А.Г. Гейн – ученый секретарь кафедры алгебры и дискретной математики.
9 слайд
Описание слайда:
В учебнике на базовом уровне основное внимание уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач, в том числе различных математических аспектов, таких, как конечные автоматы, машина Тьюринга, элементы математической логики, вычислительные методы и т.д. Значительное место в учебнике уделено информационному моделированию различных процессов и явлений. Учебники содержат развернутую систему вопросов и заданий, среди которых немало задач, имеющих характер проблемных ситуаций. Навыки в использовании информационных технологий для решения различных исследовательских и практических задач учащиеся получают при проведении лабораторных работ в компьютерном классе. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 10 класс и 11 класс. базовый и профильный уровень
10 слайд
Описание слайда:
Книга для учителя содержит краткое изложение авторской концепции курса информатики, программу курса, изложение общих методических установок авторов учебника, дополнительные дидактические материалы, методические рекомендации по изучению теоретического материала учебника и решению задач, сценарии проведения лабораторных работ, советы по организации дополнительной работы с учащимися по информатике. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. Книга для учителя СОСТАВ УМК: учебник, задачник-практикум 10-11 классы, тематические тесты 10 и 11 для класса, книга для учителя 10 и 11 класс.
11 слайд
Описание слайда:
Угринович Николай Дмитриевич К.п.н., зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования.
12 слайд
Описание слайда:
Учебник ориентирован на преподавание в общеобразовательных учреждениях курса "Информатика и ИКТ" на базовом уровне. В учебнике рассматриваются архитектура компьютера и методы защиты информации, системный подход к моделированию. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Семакин Игорь Геннадьевич Д.п.н., профессор Пермского государственного университета, автор УМК по информатике для 8 - 11 классов и ЦОР по информатике для 8 - 9 классов в Единой национальной коллекции.
15 слайд
Описание слайда:
Содержание учебника опирается на изученный в 7-9 классах базовый курс информатики. Особое внимание авторы уделяют следующим темам: информационные процессы, информационные системы, информационные модели, информационные технологии, системология, социальная информатика и информационные ресурсы. Рассматриваются компьютерные технологии реализации информационных процессов, работы с информационными системами и моделями. Отдельным разделом в учебнике представлен компьютерный практикум. Семакин И.Г. Хеннер Е. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.
16 слайд
Описание слайда:
И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Информатика и ИКТ. 10-11 класс Состав УМК: учебник, практикум, задачник-практикум, методическое пособие для учителя, Электронное сопровождение УМК:
17 слайд
Описание слайда:
Основания выбора УМК Семакина И.Г. Содержание учебников не повторяет, а углубляет, расширяет знания обучающихся по основным разделам стандарта. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности. Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности. Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Состав УМК «Информатика» 2 - 4 класс (ФГОС), автор Матвеева Н. В. и др.
- Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
- Информатика: учебник для 2 класса, ч. 1
- Информатика: учебник для 2 класса, ч. 2
- Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1
- Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2
- Информатика: контрольные работы для 2 класса
- Информатика: методическое пособие для 2 класса
- Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1
- Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2
- Информатика: контрольные работы для 3 класса
- Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1
- Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2
- Информатика: контрольные работы для 4 класса
- Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие
- Матвеева Н. В., Цветкова М. С. «Информатика. Программа для начальной школы», 2-4 классы
Предлагаемая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД. Структура и содержание программы соответствует требованиям к программам отдельных предметов. При разработке учебников учитывались все положения ФГОС. Предлагаемая авторская программа содержит приложения с таблицами. Приложение 1- в части соответствия конкретизированных предметных результатов начального общего образования параграфам учебника и заданиям компьютерного практикума. Приложение 2- в части формирования и развития УУД в рамках достижения метапредметных результатов начального общего образования.
Состав УМК «Информатика» для 3-4 класса Авторы: Могилев А. В., Цветкова М. С.
- Методическое пособие «ФГОС. Информатика. Примерная программа для начальной школы»
- Учебники для 3 и 4 классов
- Рабочие тетради для 3 и 4 классов с электронным приложением «Мир информатики»
- Практическое пособие «Работаем в среде Линукс»
- Учебное пособие «Сборник творческих заданий на основе ИКТ»
- Учебная книга для внеурочной деятельности «Путешествие Робота Вопросика в страну Информатики» в двух частях
- Цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции к темам учебника
- Методическое пособие для учителя
- Онлайн поддержка учителей, использующих учебно-методический комплект
Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч., Ч. 1 Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч., Ч. 2 Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч., Ч. 1 Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч., Ч. 2 Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1 Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. Ч. 2 Информатика. Практикум для 3 класса. Работаем в операционной системе Линукс Информатика. Практикум для 4 класса. Работаем в операционной системе Линукс Информатика: задачник для 3 класса Информатика: задачник для 4 класса Информатика. Творческие задания для 3-4 классов Информатика: методическое пособие для 3-4 классов Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие |
Рабочая программа рассчитана на 70 часов и два года обучения в 3 и 4 классах (1 час в неделю в каждом классе) и разработана в полном соответствии с ФГОС. Рабочая программа предмета информатика обеспечивает решение двух важных задач, поставленных в ФГОС НООО - формирование первичных ИТ - компетенций и развитие алгоритмического мышления у выпускников начальной школы. Курс представлен двумя разделами: «Обработка информации» и «Практика работы на компьютере».
Перспективный состав. УМК «Информатика» для 3-4 класса (ФГОС)
|
Рабочая программа рассчитана на 70 часов и два года обучения в 3 и 4 классах (1 час в неделю в каждом классе) и разработана в полном соответствии с ФГОС.
Важным моментом является введение в учебный процесс «открытых задач», т.е. задач, которые не имеют четких входных данных, точного алгоритма решения и однозначно определенного результата. В соответствии с ФГОС НОО цель данного курса обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей целью ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТкомпетентности). В силу того, что в курсе объединены компьютерные и интеллектуальные технологии работы с информацией, предметные результаты данного курса имеют отношение не только к информатике, но и к другим школьным дисциплинам.
Информатика в начальной школе. (Семенов А.Л., Рудченко Т.А.)
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 1-4 классах в объеме 1 ч/нед в каждом классе. Курс может преподаваться без использования компьютера, однако при наличие компьютерного класса на базе IBM PC или Macintosh рекомендуется проведение занятий с использованием компьютерных инструментальных развивающих сред (ЛогоМиры). Используется в 40% школ.
Основной целью пропедевтического курса информатики "Информатика. Математические основы мышления и коммуникации" является развитие мыслительных и коммуникативных навыков ребенка. В процессе обучения учащиеся познакомятся с формальными языками, предназначенными для описания отношений, утверждений, процессов. Основные базисные объекты информатики - цепочки символов появляются наравне с числами, вводятся отношения "имя - значение", "предписание - процесс выполнения", формируется понятие "правила игры".
Курс «Информатика» Т. А. Рудченко и А. Л. Семенова разработан в полном соответствии с новым Стандартом образования для начальной школы. Курс даёт возможность освоить базовые метапредметные понятия в наглядной графической и телесной форме, усвоить основы информационной культуры, в том числе ИКТ-квалификации при работе с компьютерной составляющей курса. Курс позволяет также формировать у ребят большинство УУД (универсальных учебных действий), заложенных в новый образовательный Стандарт, в частности, многие коммуникативные и регулятивные умения.
Курс реализован в двух вариантах: в четырех и в двух частях. Если на курс отведено два года, то лучше воспользоваться курсом тех же авторов в двух частях — .
- Информатика 1 — знакомство с правилами игры, допустимыми действиями и основными объектами курса) и первое знакомство с цепочками и мешками.
- Информатика 2 — изучение цепочек, мешков, таблиц и приложение этих объектов к решению практических и прикладных задач.
- Информатика 3 — работа с деревьями и программирование простейшего исполнителя.
- Информатика 4 — математические игры, применение деревьев к решению различных задач и обобщение всего изученного материала.
Учебный комплект (каждой из частей) : учебник,рабочая тетрадь,тетрадь проектов, книга для учителя.
Анализ УМК по информатике для младших школьников.Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
требуют обязательного наличия компьютеров,
предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,
уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
не требуют обязательного наличия компьютеров,
проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента,
проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.
Информатика начальной школы накопила за последние годы большой опыт педагогических экспериментов. Этот опыт необычайно пестр. Причина проста: с одной стороны, осознана актуальность раннего информационного образования, с другой – информатизация начальной школы до сих пор остается на уровне школьного компонента. С одной стороны, проектировщики образовательных программ и базовых курсов выражают озабоченность недостаточными информационными познаниями учителей начальной школы, с другой – министерство образования предпринимает лишь очень незначительные усилия в разработке этой предметной области.
Высокая мотивация детей к обучению, хорошее техническое оснащение школы, включая подключение компьютерного класса по выделенному каналу к Интернет, выдвигают определенные требования к учителю информатики: обучение информационно-коммуникационным технологиям уже в начальной школе должно не только помочь приобрести соответствующие навыки, но и показать возможность объединения многих изучаемых предметов, а также дать возможность ребенку максимально реализовать свои творческие возможности.
Ситуация с информатикой в начальной школе – и содержательная, и организационная – носит весьма запутанный характер. Курсов много, материалов много, но уверенности в том, что они содержат всю полноту информации зачастую нет даже у специалистов.
Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том чему и как учить.
Только в начальной школе один учитель ведёт уроки по всем основным предметам. Эта уникальная особенность начальной школы позволяет быть эффективными одночасовым предметам, на которых формируются общеучебные умения и навыки (в частности, умения и навыки анализа информации и представления её в разных формах). Сам факт ведения таких уроков учителем начальной школы можно рассматривать как инструмент переноса этих умений и навыков на базовые предметы.
Существование одночасовых надпредметных курсов стало особенно актуальным после появления в стандартах начального образования раздела «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» и после объявления формирования этих умений и навыков приоритетом обучения в начальной школе. Приведённый в стандарте перечень этих умений и навыков на две трети состоит из умений и навыков работы с информацией.
Кроме того, стандартами по предмету «Технологии» для 3 и 4 классов предписано изучение информационных технологий (при наличии материально-технических возможностей).
С учетом таких трудностей комплект пособий по информатике для начальной школы, кроме стандартного набора книг и рабочих тетрадей для школьника должен содержать пособия для учителя с конкретными поурочными планами, которое показывает учителю актуальность раннего обучения информатике, рассказывает о структуре пропедевтического курса и формулирует главные задачи такого курса, рассказывает о тех методических принципах, которые определяются спецификой информатики как стержнеобразующей дисциплины школьного образования. Также учебно-методический комплекс должен содержать компьютерные программы для детей начальных классов. В пособии должны быть отражены разделы, относящиеся к разным аспектам курса информатики для начальной школы, таким, как структура инструментария (система программных исполнителей и открытые программные системы), активные межпредметные связи, органически опирающиеся на специфику начальной школы, равновесная пропедевтика как алгоритмических, так и технологических направлений дисциплины и т.п. С учетом контингента школьников предлагаются формы занятий: разнообразные игры, инсценировки, турниры, кульминационно завершающиеся компьютеризованными фрагментами уроков.
На сегодняшний день разработаны следующие учебно-методические комплекты:
5. «Информатика» 2-4 класс авторы Матвеева Н. В.,Челак Е.,Конопатова Н. К.
УМК Матвеева Н.В.: Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
УМК Горячев А. В.: Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)».
Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.
УМК Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова: Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" завершает курс по информатике для учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.
Учебник разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
УМК Семенов А.Л., Рудченко Т.А.:
Цель курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры. Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответсвует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей.
Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.
Курс не требует заучивания теории и обязательных домашних заданий - все содержание курса дети усваивают на графических и телесных примерах, в ходе решения задач. Курс не требует обязательного наличия компьютеров в школе, но хорошо интегрируется с занятиями по информационным технологиям.
В МАОУ СОШ № 167 с 2005 года проводится опытно-экспериментальная работа по раннему обучению информатике. Поэтому при выборе УМК и составлении программы изучения информатики и ИТК с 1 по 11 класс определяющими были две замечательные идеи - идея сквозного непрерывного информационного образования и идея раннего обучения информатике, которые наконец-то нашли свое воплощение и из разряда декларируемых постепенно начинает переходить в разряд практических. К учебно-методическому комплекту предъявлялся ряд требований:
1. Изучение информатики должно начинаться с первого класса;
2. Для каждого года обучения должен быть стандартный набор книг и тетрадей для ученика;
3. Методическое пособие для учителя;
4. Пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере;
5. Программа должна обеспечивать непрерывность информационного образования школьников и логически продолжаться курсом информатики средней и старшей ступеней.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворял УМК «Информатика» 1-4 класс авторского коллектива С. Н. Тур, Т. П. Бокучавы.
Структура УМК следующая:
Для первого года изучения информатики предлагается учебник-тетрадь «Информатика» для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере.
Для 2-4 класса предлагается учебник-тетрадь «Информатика» на каждый год для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере.
Учебник-тетрадь позволяют ребенку не только решать задачи, отвечать на вопросы, узнавать интересную и полезную информацию, но и дает возможность развивать у ребенка творческие навыки. Методическое пособие содержит программу курса информатики 1 класса, 2-4 классов начальной школы, тематическое и поурочное планирование, методические разработки для проведения уроков, решения задач и упражнений, дополнительные задания для осуществления индивидуально-личностного развития ребенка, задания для диагностики внимания и памяти, самостоятельные и контрольные работы, рекомендации по использованию компьютерной поддержки уроков и по осуществлению контроля и оценки результатов обучения информатике в начальной школе. Важным моментом является наличие пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере. Работа с компьютером предусмотрена на каждом уроке. Данный учебно-методический комплект позволяет с первых дней в школе привить ребенку навыки работы с компьютером, навыки поведения в кабинете информатике, выработать восприятие информатики как науки, сформировать у ребенка понимание важности предмета.
Эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса: учителя начальных классов, учителя информатики, учеников определяют важную составляющую процесса формирования информационной культуры школьников. Взаимодействие учителей позволило определить темы, которые возможно использовать при интеграции, как практической, так и теоретической составляющих обучения информатике.
При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.
К учебникам нового поколения относят пособия, которые наряду с изданной «твердой копией» книги имеют свою электронную версию, используемую при работе у компьютерного монитора. Проникновение информационных технологий в создание и распространение учебника - его выпуск вместе с непосредственно связанным с ним электронным компакт-диском. В выбранном нами УМК компакт-диск, сопровождающий учебник, является носителем программ и упражнений, которые необходимы в освоении материала учебника, изданного в «твердой» копии.
В 2011 году во время проведения Марафона предметов в Москве в День информатики С. Н. Тур проводила семинар на тему «Обучение информатики в начальной школе». Автор сообщила о том, что УМК «Информатика 2-4 класс» претерпел ряд изменений в соответствии со Стандартом обучения информатики и получил гриф «Допущено Министерством Образования и науки РФ».
адаптация иностранный язык...
Возможности адаптации зарубежных учебных пособий по английскому языку для обучения в российской школе
При обучении иностранным языкам на современном этапе широко используются зарубежные методики и учебники зарубежных авторов и издательств...
Возможности адаптации зарубежных учебных пособий по английскому языку для обучения в российской школе
Издательство «Макмиллан» было основано в 1843 г. и с этого времени выпускает художественную, научную и учебную литературу для изучающих английский язык. Сегодня издательство Macmillan имеет 70 представительств по всему миру, в том числе и в России...
Проведем сравнительный анализ как теоретического материала, так и задачного...
Использование обратной кинематики в программе Adobe Flash CS4
Основным литературным источником информации по программе Adobe Flash CS4 является официальное справочное руководство от создателей программы. Основные минусы этого источника заключаются в том...
Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе
Методика изучения темы "Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв."
Анализ временного государственного стандарта Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. //История, 1996, № 42. выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии...
Методика преподавания темы "Системы счисления" слабослышащим учащимся 10 классов
В связи с проявлением учебных учреждений различного типа, наличием различных учебных программ и школьных учебников, методических пособий и программного обеспечения, у учителя возникает потребность в их оценке, т.е...
Методические особенности подготовки к ЕГЭ по информатике
На сегодняшний день существует огромное многообразие учебно-методической литературы, необходимой учителю для работы, в том числе и УМК по информатике. Каждая школа и каждый учитель в праве выбирать ту линию...
Согласно требованиям государственного стандарта по математике содержание материала, обязательного изучаемого по данной теме в курсе основной школы...
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики
Для анализа учебных пособий учащихся, необходим было изучить учебники Г.Л. Муравьевой, М.А. Урбан "Математика 2" в 2 частях. Так же была проведена беседа с учителем данного класса. Изучая учебник, было выделено: · Учебники красочные, яркие...
Профильное обучение информатике в X-XI классах проводится по следующим учебникам: 1) Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. - М: Просвещение, 2000; 2) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. 10 класс, 11 класс. Систематический курс. - М.: Лаборатория Базовых Знаний...
Разработка наглядного пособия по дисциплине "Технология парикмахерских работ"
Под опытно - поисковой работай, подразумевается метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение эффективности, с постоянной проверкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт...
В системе образования Казахстана в последнее время происходит значительные преобразования. Информатизация нашего образования происходит в виде новых компьютерных кабинетов в школах, доступности всемирной сети Интернет...
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях
Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным...