Доклад «Методика преподавания информатики. Анализ учебно-методических комплексов по информатике и умк для подготовки к егэ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сравнительный анализ программно-методического обеспечения и критерии выбора УМК для обеспечения учебной программы старшей школы Контрольная работа Учителя информатики Бочениной О.В.

2 слайд

Описание слайда:

Согласно приказу от 19 декабря 2012 г. N 1067 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Критерии для сравнения Полнота содержания Доступность изложения материала Практико-ориентированный характер заданий для закрепления изученного материала и контроля Наличие программно-методических средств поддержки учебного процесса Электронное сопровождение УМК

5 слайд

Описание слайда:

Макарова Наталья Владимировна Заведующая кафедрой информационных систем и технологий Международного банковского института. Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, д. п. н., к. т. н., действительный член Международной академии наук высшей школы.

6 слайд

Описание слайда:

Под редакцией Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс и 11 класс. базовый уровень Учебник ориентирован на обучение старшеклассников информатике и информационным технологиям на базовом уровне. Приводится теоретический материал по основам социальной информатики, по информационным системам и технологиям. Большое внимание уделяется практикуму по углубленному изучению информационной технологии подготовки текстовых документов в среде MS Word и информационной технологии работы с базами данных в среде MS Access. Состав УМК: учебник, задачник по моделированию, практикум по программированию, методические рекомендации учителю.

7 слайд

Описание слайда:

Методическое пособие состоит из 3 частей «Информационная картина мира», «Программное обеспечение информационных технологий» и «Техническое обеспечение информационных технологий». Под редакцией Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Практикум по программированию на языке Visual Basic является частью учебно-методического комплекта по базовому курсу "Информатика и ИКТ". Его цель - познакомить учащихся с основами объектно-ориентированного программирования в среде Visual Basic. Освоение инструментария среды происходит в процессе решения задач.

8 слайд

Описание слайда:

Гейн Александр Георгиевич Известный педагог, профессор Уральского государственного университета Кандидат физико-математических наук (1980), доцент (1983). А.Г. Гейн – ученый секретарь кафедры алгебры и дискретной математики.

9 слайд

Описание слайда:

В учебнике на базовом уровне основное внимание уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач, в том числе различных математических аспектов, таких, как конечные автоматы, машина Тьюринга, элементы математической логики, вычислительные методы и т.д. Значительное место в учебнике уделено информационному моделированию различных процессов и явлений. Учебники содержат развернутую систему вопросов и заданий, среди которых немало задач, имеющих характер проблемных ситуаций. Навыки в использовании информационных технологий для решения различных исследовательских и практических задач учащиеся получают при проведении лабораторных работ в компьютерном классе. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 10 класс и 11 класс. базовый и профильный уровень

10 слайд

Описание слайда:

Книга для учителя содержит краткое изложение авторской концепции курса информатики, программу курса, изложение общих методических установок авторов учебника, дополнительные дидактические материалы, методические рекомендации по изучению теоретического материала учебника и решению задач, сценарии проведения лабораторных работ, советы по организации дополнительной работы с учащимися по информатике. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. Книга для учителя СОСТАВ УМК: учебник, задачник-практикум 10-11 классы, тематические тесты 10 и 11 для класса, книга для учителя 10 и 11 класс.

11 слайд

Описание слайда:

Угринович Николай Дмитриевич К.п.н., зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования.

12 слайд

Описание слайда:

Учебник ориентирован на преподавание в общеобразовательных учреждениях курса "Информатика и ИКТ" на базовом уровне. В учебнике рассматриваются архитектура компьютера и методы защиты информации, системный подход к моделированию. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.

13 слайд

14 слайд

Описание слайда:

Семакин Игорь Геннадьевич Д.п.н., профессор Пермского государственного университета, автор УМК по информатике для 8 - 11 классов и ЦОР по информатике для 8 - 9 классов в Единой национальной коллекции.

15 слайд

Описание слайда:

Содержание учебника опирается на изученный в 7-9 классах базовый курс информатики. Особое внимание авторы уделяют следующим темам: информационные процессы, информационные системы, информационные модели, информационные технологии, системология, социальная информатика и информационные ресурсы. Рассматриваются компьютерные технологии реализации информационных процессов, работы с информационными системами и моделями. Отдельным разделом в учебнике представлен компьютерный практикум. Семакин И.Г. Хеннер Е. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.

16 слайд

Описание слайда:

И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Информатика и ИКТ. 10-11 класс Состав УМК: учебник, практикум, задачник-практикум, методическое пособие для учителя, Электронное сопровождение УМК:

17 слайд

Описание слайда:

Основания выбора УМК Семакина И.Г. Содержание учебников не повторяет, а углубляет, расширяет знания обучающихся по основным разделам стандарта. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности. Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности. Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.

Состав УМК «Информатика» 2 - 4 класс (ФГОС), автор Матвеева Н. В. и др.

  • Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя
  • Информатика: учебник для 2 класса, ч. 1
  • Информатика: учебник для 2 класса, ч. 2
  • Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1
  • Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2
  • Информатика: контрольные работы для 2 класса
  • Информатика: методическое пособие для 2 класса
  • Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1
  • Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2
  • Информатика: контрольные работы для 3 класса
  • Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1
  • Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2
  • Информатика: контрольные работы для 4 класса
  • Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие
  • Матвеева Н. В., Цветкова М. С. «Информатика. Программа для начальной школы», 2-4 классы

Предлагаемая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД. Структура и содержание программы соответствует требованиям к программам отдельных предметов. При разработке учебников учитывались все положения ФГОС. Предлагаемая авторская программа содержит приложения с таблицами. Приложение 1- в части соответствия конкретизированных предметных результатов начального общего образования параграфам учебника и заданиям компьютерного практикума. Приложение 2- в части формирования и развития УУД в рамках достижения метапредметных результатов начального общего образования.

Состав УМК «Информатика» для 3-4 класса Авторы: Могилев А. В., Цветкова М. С.

  • Методическое пособие «ФГОС. Информатика. Примерная программа для начальной школы»
  • Учебники для 3 и 4 классов
  • Рабочие тетради для 3 и 4 классов с электронным приложением «Мир информатики»
  • Практическое пособие «Работаем в среде Линукс»
  • Учебное пособие «Сборник творческих заданий на основе ИКТ»
  • Учебная книга для внеурочной деятельности «Путешествие Робота Вопросика в страну Информатики» в двух частях
  • Цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции к темам учебника
  • Методическое пособие для учителя
  • Онлайн поддержка учителей, использующих учебно-методический комплект

Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч., Ч. 1

Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч., Ч. 2

Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч., Ч. 1

Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч., Ч. 2

Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1

Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. Ч. 2

Информатика. Практикум для 3 класса. Работаем в операционной системе Линукс

Информатика. Практикум для 4 класса. Работаем в операционной системе Линукс

Информатика: задачник для 3 класса

Информатика: задачник для 4 класса

Информатика. Творческие задания для 3-4 классов

Информатика: методическое пособие для 3-4 классов

Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие

Рабочая программа рассчитана на 70 часов и два года обучения в 3 и 4 классах (1 час в неделю в каждом классе) и разработана в полном соответствии с ФГОС. Рабочая программа предмета информатика обеспечивает решение двух важных задач, поставленных в ФГОС НООО - формирование первичных ИТ - компетенций и развитие алгоритмического мышления у выпускников начальной школы. Курс представлен двумя разделами: «Обработка информации» и «Практика работы на компьютере».

Перспективный состав. УМК «Информатика» для 3-4 класса (ФГОС)

  • Информатика. УМК для начальной школы: 3-4 классы. Методическое пособие для учителя
  • Информатика: учебник для 3 класса, ч. 1
  • Информатика: учебник для 3 класса, ч. 2
  • Информатика: учебник для 4 класса, ч. 1
  • Информатика: учебник для 4 класса, ч. 2
  • Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч. 1
  • Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2
  • Информатика: практикум для 3 класса
  • Информатика: практикум для 4 класса
  • Информатика: методическое пособие для 3 класса
  • Информатика: методическое пособие для 4 класса
  • Информатика. Программа для начальной школы: 3-4 классы
  • Введение в информатику: комплект плакатов и методическое пособие
  • Бородин М. Н., Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие

Рабочая программа рассчитана на 70 часов и два года обучения в 3 и 4 классах (1 час в неделю в каждом классе) и разработана в полном соответствии с ФГОС.

Важным моментом является введение в учебный процесс «открытых задач», т.е. задач, которые не имеют четких входных данных, точного алгоритма решения и однозначно определенного результата. В соответствии с ФГОС НОО цель данного курса обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей целью ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТкомпетентности). В силу того, что в курсе объединены компьютерные и интеллектуальные технологии работы с информацией, предметные результаты данного курса имеют отношение не только к информатике, но и к другим школьным дисциплинам.

Информатика в начальной школе. (Семенов А.Л., Рудченко Т.А.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, предназначена для обучения в 1-4 классах в объеме 1 ч/нед в каждом классе. Курс может преподаваться без использования компьютера, однако при наличие компьютерного класса на базе IBM PC или Macintosh рекомендуется проведение занятий с использованием компьютерных инструментальных развивающих сред (ЛогоМиры). Используется в 40% школ.

Основной целью пропедевтического курса информатики "Информатика. Математические основы мышления и коммуникации" является развитие мыслительных и коммуникативных навыков ребенка. В процессе обучения учащиеся познакомятся с формальными языками, предназначенными для описания отношений, утверждений, процессов. Основные базисные объекты информатики - цепочки символов появляются наравне с числами, вводятся отношения "имя - значение", "предписание - процесс выполнения", формируется понятие "правила игры".

Курс «Информатика» Т. А. Рудченко и А. Л. Семенова разработан в полном соответствии с новым Стандартом образования для начальной школы. Курс даёт возможность освоить базовые метапредметные понятия в наглядной графической и телесной форме, усвоить основы информационной культуры, в том числе ИКТ-квалификации при работе с компьютерной составляющей курса. Курс позволяет также формировать у ребят большинство УУД (универсальных учебных действий), заложенных в новый образовательный Стандарт, в частности, многие коммуникативные и регулятивные умения.

Курс реализован в двух вариантах: в четырех и в двух частях. Если на курс отведено два года, то лучше воспользоваться курсом тех же авторов в двух частях — .

  • Информатика 1 — знакомство с правилами игры, допустимыми действиями и основными объектами курса) и первое знакомство с цепочками и мешками.
  • Информатика 2 — изучение цепочек, мешков, таблиц и приложение этих объектов к решению практических и прикладных задач.
  • Информатика 3 — работа с деревьями и программирование простейшего исполнителя.
  • Информатика 4 — математические игры, применение деревьев к решению различных задач и обобщение всего изученного материала.

Учебный комплект (каждой из частей) : учебник,рабочая тетрадь,тетрадь проектов, книга для учителя.

Анализ УМК по информатике для младших школьников.

Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и должно решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики. К основным целям общего начального образования относятся:

    развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

    воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

    освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

    сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В то же самое время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:

    освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

    овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

    приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:

    требуют обязательного наличия компьютеров,

    предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,

    уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.

Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

    не требуют обязательного наличия компьютеров,

    проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента,

    проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.

Информатика начальной школы накопила за последние годы большой опыт педагогических экспериментов. Этот опыт необычайно пестр. Причина проста: с одной стороны, осознана актуальность раннего информационного образования, с другой – информатизация начальной школы до сих пор остается на уровне школьного компонента. С одной стороны, проектировщики образовательных программ и базовых курсов выражают озабоченность недостаточными информационными познаниями учителей начальной школы, с другой – министерство образования предпринимает лишь очень незначительные усилия в разработке этой предметной области.

Высокая мотивация детей к обучению, хорошее техническое оснащение школы, включая подключение компьютерного класса по выделенному каналу к Интернет, выдвигают определенные требования к учителю информатики: обучение информационно-коммуникационным технологиям уже в начальной школе должно не только помочь приобрести соответствующие навыки, но и показать возможность объединения многих изучаемых предметов, а также дать возможность ребенку максимально реализовать свои творческие возможности.

Ситуация с информатикой в начальной школе – и содержательная, и организационная – носит весьма запутанный характер. Курсов много, материалов много, но уверенности в том, что они содержат всю полноту информации зачастую нет даже у специалистов.

Учитель информатики, работающий в начальной школе, сталкивается с рядом трудностей как методического так и психолого–педагогического характера. Проблема заключается в том чему и как учить.

Только в начальной школе один учитель ведёт уроки по всем основным предметам. Эта уникальная особенность начальной школы позволяет быть эффективными одночасовым предметам, на которых формируются общеучебные умения и навыки (в частности, умения и навыки анализа информации и представления её в разных формах). Сам факт ведения таких уроков учителем начальной школы можно рассматривать как инструмент переноса этих умений и навыков на базовые предметы.

Существование одночасовых надпредметных курсов стало особенно актуальным после появления в стандартах начального образования раздела «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» и после объявления формирования этих умений и навыков приоритетом обучения в начальной школе. Приведённый в стандарте перечень этих умений и навыков на две трети состоит из умений и навыков работы с информацией.

Кроме того, стандартами по предмету «Технологии» для 3 и 4 классов предписано изучение информационных технологий (при наличии материально-технических возможностей).

С учетом таких трудностей комплект пособий по информатике для начальной школы, кроме стандартного набора книг и рабочих тетрадей для школьника должен содержать пособия для учителя с конкретными поурочными планами, которое показывает учителю актуальность раннего обучения информатике, рассказывает о структуре пропедевтического курса и формулирует главные задачи такого курса, рассказывает о тех методических принципах, которые определяются спецификой информатики как стержнеобразующей дисциплины школьного образования. Также учебно-методический комплекс должен содержать компьютерные программы для детей начальных классов. В пособии должны быть отражены разделы, относящиеся к разным аспектам курса информатики для начальной школы, таким, как структура инструментария (система программных исполнителей и открытые программные системы), активные межпредметные связи, органически опирающиеся на специфику начальной школы, равновесная пропедевтика как алгоритмических, так и технологических направлений дисциплины и т.п. С учетом контингента школьников предлагаются формы занятий: разнообразные игры, инсценировки, турниры, кульминационно завершающиеся компьютеризованными фрагментами уроков.

На сегодняшний день разработаны следующие учебно-методические комплекты:

5. «Информатика» 2-4 класс авторы Матвеева Н. В.,Челак Е.,Конопатова Н. К.

УМК Матвеева Н.В.: Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.

УМК Горячев А. В.: Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)».

Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.

УМК Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова: Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" завершает курс по информатике для учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.

Учебник разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.

УМК Семенов А.Л., Рудченко Т.А.:

Цель курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры. Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответсвует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей.

Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.

Курс не требует заучивания теории и обязательных домашних заданий - все содержание курса дети усваивают на графических и телесных примерах, в ходе решения задач. Курс не требует обязательного наличия компьютеров в школе, но хорошо интегрируется с занятиями по информационным технологиям.

В МАОУ СОШ № 167 с 2005 года проводится опытно-экспериментальная работа по раннему обучению информатике. Поэтому при выборе УМК и составлении программы изучения информатики и ИТК с 1 по 11 класс определяющими были две замечательные идеи - идея сквозного непрерывного информационного образования и идея раннего обучения информатике, которые наконец-то нашли свое воплощение и из разряда декларируемых постепенно начинает переходить в разряд практических. К учебно-методическому комплекту предъявлялся ряд требований:

1. Изучение информатики должно начинаться с первого класса;

2. Для каждого года обучения должен быть стандартный набор книг и тетрадей для ученика;

3. Методическое пособие для учителя;

4. Пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере;

5. Программа должна обеспечивать непрерывность информационного образования школьников и логически продолжаться курсом информатики средней и старшей ступеней.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворял УМК «Информатика» 1-4 класс авторского коллектива С. Н. Тур, Т. П. Бокучавы.

Структура УМК следующая:

    Для первого года изучения информатики предлагается учебник-тетрадь «Информатика» для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств для проведения занятий на компьютере.

    Для 2-4 класса предлагается учебник-тетрадь «Информатика» на каждый год для ученика, методическое пособие по информатике для учителя; пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере.

Учебник-тетрадь позволяют ребенку не только решать задачи, отвечать на вопросы, узнавать интересную и полезную информацию, но и дает возможность развивать у ребенка творческие навыки. Методическое пособие содержит программу курса информатики 1 класса, 2-4 классов начальной школы, тематическое и поурочное планирование, методические разработки для проведения уроков, решения задач и упражнений, дополнительные задания для осуществления индивидуально-личностного развития ребенка, задания для диагностики внимания и памяти, самостоятельные и контрольные работы, рекомендации по использованию компьютерной поддержки уроков и по осуществлению контроля и оценки результатов обучения информатике в начальной школе. Важным моментом является наличие пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия» для проведения занятий на компьютере. Работа с компьютером предусмотрена на каждом уроке. Данный учебно-методический комплект позволяет с первых дней в школе привить ребенку навыки работы с компьютером, навыки поведения в кабинете информатике, выработать восприятие информатики как науки, сформировать у ребенка понимание важности предмета.

Эффективное взаимодействие всех участников учебного процесса: учителя начальных классов, учителя информатики, учеников определяют важную составляющую процесса формирования информационной культуры школьников. Взаимодействие учителей позволило определить темы, которые возможно использовать при интеграции, как практической, так и теоретической составляющих обучения информатике.

При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.

К учебникам нового поколения относят пособия, которые наряду с изданной «твердой копией» книги имеют свою электронную версию, используемую при работе у компьютерного монитора. Проникновение информационных технологий в создание и распространение учебника - его выпуск вместе с непосредственно связанным с ним электронным компакт-диском. В выбранном нами УМК компакт-диск, сопровождающий учебник, является носителем программ и упражнений, которые необходимы в освоении материала учебника, изданного в «твердой» копии.

В 2011 году во время проведения Марафона предметов в Москве в День информатики С. Н. Тур проводила семинар на тему «Обучение информатики в начальной школе». Автор сообщила о том, что УМК «Информатика 2-4 класс» претерпел ряд изменений в соответствии со Стандартом обучения информатики и получил гриф «Допущено Министерством Образования и науки РФ».

адаптация иностранный язык...

Возможности адаптации зарубежных учебных пособий по английскому языку для обучения в российской школе

При обучении иностранным языкам на современном этапе широко используются зарубежные методики и учебники зарубежных авторов и издательств...

Возможности адаптации зарубежных учебных пособий по английскому языку для обучения в российской школе

Издательство «Макмиллан» было основано в 1843 г. и с этого времени выпускает художественную, научную и учебную литературу для изучающих английский язык. Сегодня издательство Macmillan имеет 70 представительств по всему миру, в том числе и в России...

Проведем сравнительный анализ как теоретического материала, так и задачного...

Использование обратной кинематики в программе Adobe Flash CS4

Основным литературным источником информации по программе Adobe Flash CS4 является официальное справочное руководство от создателей программы. Основные минусы этого источника заключаются в том...

Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе

Методика изучения темы "Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв."

Анализ временного государственного стандарта Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. //История, 1996, № 42. выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии...

Методика преподавания темы "Системы счисления" слабослышащим учащимся 10 классов

В связи с проявлением учебных учреждений различного типа, наличием различных учебных программ и школьных учебников, методических пособий и программного обеспечения, у учителя возникает потребность в их оценке, т.е...

Методические особенности подготовки к ЕГЭ по информатике

На сегодняшний день существует огромное многообразие учебно-методической литературы, необходимой учителю для работы, в том числе и УМК по информатике. Каждая школа и каждый учитель в праве выбирать ту линию...

Согласно требованиям государственного стандарта по математике содержание материала, обязательного изучаемого по данной теме в курсе основной школы...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Для анализа учебных пособий учащихся, необходим было изучить учебники Г.Л. Муравьевой, М.А. Урбан "Математика 2" в 2 частях. Так же была проведена беседа с учителем данного класса. Изучая учебник, было выделено: · Учебники красочные, яркие...

Профильное обучение информатике в X-XI классах проводится по следующим учебникам: 1) Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. - М: Просвещение, 2000; 2) Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. 10 класс, 11 класс. Систематический курс. - М.: Лаборатория Базовых Знаний...

Разработка наглядного пособия по дисциплине "Технология парикмахерских работ"

Под опытно - поисковой работай, подразумевается метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение эффективности, с постоянной проверкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт...

В системе образования Казахстана в последнее время происходит значительные преобразования. Информатизация нашего образования происходит в виде новых компьютерных кабинетов в школах, доступности всемирной сети Интернет...

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным...

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...