Методы педагогического исследования в схемах таблицах. Понятие о методологии педагогики

  • 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
  • 3. Социальные и профессиональные функции учителя
  • 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
  • Тема 1.3
  • 1. Сущность и структура педагогической деятельности
  • 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
  • 3. Профессиональная компетентность педагога
  • 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
  • Тема 1.4
  • 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
  • 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
  • 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
  • Тема 1.5
  • 2. Педагогика как наука и учебный предмет
  • 3. Основные категории педагогики
  • 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
  • 5. Система педагогических наук
  • Тема 1.6
  • 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
  • 2. Конкретно-научные методологические подходы в педагогике
  • 3. Организация педагогического исследования
  • 4. Методы педагогического исследования
  • 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
  • Тема 1.7
  • 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
  • 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
  • 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
  • 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
  • Тема 1.8
  • 1. Развитие личности как педагогическая проблема
  • 2. Факторы развития личности
  • 3. Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
  • 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся педагогическом процессе
  • 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
  • Тема 1.9
  • 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
  • 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
  • 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная: характеристика педагогического процесса
  • 4. Закономерности педагогического процесса
  • 5. Принципы педагогического процесс а и правила их реализации
  • Тема 1.10
  • 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
  • 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
  • 3.Цели образования в современной школе
  • 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
  • Тема 1.11
  • 2. Структура содержания образования
  • 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
  • 5. Документы, определяющие содержание образования
  • Тема 1.12
  • 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
  • 3. Закономерности и принципы обучения
  • 4. Деятельность учителя в процессе обучения
  • 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
  • 6. Виды обучения, их характеристика
  • Тема 1.13.
  • 2. Классификация методов обучения и воспитания
  • 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
  • 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
  • 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
  • 6. Критерии выбора методов обучения
    • 4. Методы педагогического исследования

    Методы педагогического исследования - способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

    Принципы отбора методов исследования:

      Использование разнообразных, взаимодополняющих методов исследования; длительные наблюдения; неоднократная проверка результатов исследования с соблюдением статистических (социологических) норм.

      Соответствие методов исследования существу изучаемого явления, а также возможностям воспитуемых и самого исследователя.

      Недопустимость использования методов исследования, противоречащих нормам морали или способных нанести вред участникам исследования.

    Существует несколько классификаций методов педагогического исследования. Мы остановимся на общепринятой классификации. Методы педагогического исследования подразделяют на обще научные и конкретно-научные.

    К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

      общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);

      социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);

      социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);

      математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

    К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

    Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др. Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

    К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами, которые при меняются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

    Охарактеризуем основные методы педагогических исследований. Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его научная проблема разработана в научной литературе. Для этого он изучает труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы; современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы; периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу; учебники и методические пособия и т. д. При этом, исследователь осуществляет методы сравнительно-исторического и причин наследственного анализа. Может применяться также метод моделирования - наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т. п.

    Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями. Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование - краткое, лаконичное изложение основного содержания источника; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов - кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника. Применяются также такие методы, как конспектирование - более детальное изложение основных идей источника с выделением его главных положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т. д.); реферирование - сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.

    Для изучения реального педагогического процесса (педагогического опыта) как в естественных, так и в специально измененных (педагогический эксперимент, опытная проверка выводов исследования) условиях применяются, как указывалось выше, практические (эмпирические) методы.

    Основной из них - наблюдение -- организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений. Цель наблюдения - накопление фактов и образование первоначальных представлений об определенном педагогическом явлении. Оно может быть включенным (наблюдатель сам является непосредственным участником процесса воспитания или обучения) и невключенным (опосредованным, наблюдением «со стороны). Объектами наблюдения могут быть: деятельность группы учащихся или отдельного ученика в процессе обучения или воспитания; взаимоотношения учащихся между собой или с педагогом; действия детей в конкретной ситуации; деятельность учителя на уроке и т. д.

    Этапы наблюдения: а) определение цели и задач наблюдения («Для чего наблюдать?»); б) выбор объекта, предмета наблюдения («Что наблюдать?»); в) выбор способа наблюдения («Как наблюдать?»); г) выбор способов регистрации наблюдаемого («Как вести записи?»); д) обработка и интерпретация полученной информации («Каков результат?»).

    Наиболее распространенными являются методы письменного или устного опроса. К ним относятся: исследовательская беседа, интервьюирование, анкетирование. С их помощью изучают отношения, мотивы, намерения, мнения, оценочные суждения учащихся, педагогов, родителей и других участников педагогического процесса.

    Так, анкетирование - письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов (анкет). Анкеты могут быть открытыми (предполагают ответ на вопрос), закрытыми (выбрать ответ из ряда предложенных) и смешанными. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми.

    Метод анкетирования позволяет в сравнительно короткий срок получить большое количество информации, которую можно подвергнуть количественному анализу с помощью статистических методов с использованием вычислительной техники. Количественные данные, полученные путем анкетирования, затем дополняются качественным анализом.

    Исследовательская беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленному плану. Это наиболее эффективный метод для выявления мотивов поведения, ценностных ориентаций, чувств, переживаний опрашиваемого. До беседы необходимо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы. Вместе с тем в процессе беседы желательно не заглядывать в опросник. Для эффективного применения этого метода важно установить дружеские, доверительные отношения с собеседником, проявлять к нему уважение, тактичность. Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда непосредственное общение исследователя с изучаемым. Вместе с тем собеседник может скрыть свои истинные мысли и переживания и ввести исследователя в заблуждение. Интервьюирование - разновидность беседы. Это метод, более ориентированный на выяснение оценок, позиции опрашиваемого. Интервью проводится по заранее подготовленным вопросам, ответы на которые записываются.

    К методам опроса тесно примыкают методы обобщения независимых характеристик, написаниe сочинений. В первом случае идет речь о получении характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Информация, поступившая из разных источников обрабатывается. Например, изучая личность ученика, исследователь получает сведения о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников и других. Во втором случае группа людей пишет сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Затем сочинения анализируются и обобщаются.

    Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, а также коллективную выработку путей и средств преодоления обнаруженных недостатков.

    В педагогических исследованиях довольно часто применяют методы оценивания: рейтинг и самооценку. Рейтинг - метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые-педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.

    Самооценка предполагает оценку индивидом своих достижений, личностных качеств, действий, поступков по определенным параметрам. При этом также устанавливается шкала оценок в баллах или других количественных показателях.

    Конкретный материал об интересующих исследователя процессах и явлениях можно собрать, анализируя педагогическую (школьную) документацию, а также результаты разных видов деятельности учащихся. Так, изучение школьной документации даст объективные данные об организации педагогического процесса в школе, а изучение (анализ, оценка) письменных, графических, контрольных, творческих и других видов работ учащихся позволит получить сведения об уровне обученности и воспитанности учащихся, о работе учителя, поможет выявить различные интересы детей, особенности их мышления, суждений, оценок, уровень сформированности учебных умений и т. д.

    Достаточно распространенным методом исследования является педагогическое тестирование, которое позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. В самом общем виде тест (от англ. test - испытание, исследование, проверка) - это объективное и стандартизированное измерение знаний, умений, навыков, уровня развития личностных характеристик испытуемого. В зависимости от назначения выделяют тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и другие.

    Обычно в педагогической практике тестирование выполняет функции контроля знаний, диагностики или прогноза развития индивида. Инструментом же исследования оно выступaeт в последних двух случаях. Проективные методы - это разновидность тестирования. Испытуемому предлагается высказаться о своих возможных действиях, поступках в той или иной ситуации. Суждения анализируются исследователем.

    Все методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга.

    Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и совершенствование методов ее исследования.

    В настоящее время педагогические исследования осуществляют­ся с помощью целой системы разнообразных методов. К ним отно­сятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школь­ной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, соци­ологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компе­тентных оценок), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущ­ность этих методов.

    Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется практически в процессе любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследовате­ля их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фак­тического материала, относящегося к педагогической работе. К примеру, ученый присутствует на уроке и замечает, что, когда учи­тель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Но даже при этом одни ученики ведут себя активно, стре­мятся отвечать на вопросы учителя, дополняют ответы своих това­рищей, сами ставят вопросы, чтобы глубоко вникнуть в содержание урока, и т.д. Другие же отличаются пассивностью, невнимательнос­тью. Когда учитель задает им вопросы, они испытывают затрудне­ния и не в состоянии на них отвечать. Наблюдение этих явлений позволяет исследователю делать выводы о том, что усвоение мате­риала во многом зависит от того, какое внимание проявляют уча­щиеся на уроке, как они относятся к объяснению учителя.

    Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясня­ет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Если, например, взять приведенные выше факты о различ­ном поведении учащихся на уроке, то собственное суждение о причи­нах этих явлений исследователю целесообразно сопоставить с мнени­ем учителя и выяснить, почему в одних и тех же условиях школьники по-разному ведут себя на уроке. Станет понятным, что внимание уча­щихся при восприятии нового материала зависит не только от качест­ва и эмоциональности его изложения учителем, но, очевидно, и от их внутреннего отношения к его изучению, которое в свою очередь может быть связано в данный момент с какими-то негативными пере­живаниями или с неспособностью некоторых учащихся осмысливать то, что объясняет учитель... Все это позволяет более основательно ра­зобраться в изучаемых вопросах и подойти к тем или иным теорети­ческим выводам, установить научную истину.



    Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащих­ся. При исследовании многих педагогических явлений большое зна­чение имеет изучение школьной документации и продуктов дея­тельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки зна­ний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения. Знакомство с читательскими формулярами учащихся в школьной библиотеке дает представление о том, как они читают, какие у них интересы в выборе литературы и т.д. Просмотр тетра­дей для домашних работ позволяет исследователю изучить качество и содержание домашних заданий, отношение учащихся к их выпол­нению. Вполне понятно, что все это учитывается при разработке тех или иных вопросов школьного обучения и воспитания.

    Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. ех-perimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или пред­положение находит свое подтверждение на практике, исследова­тель делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

    В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

    Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале иссле­дования и имеет своей задачей выяснение состояния дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме. Он осуществляется с помощью раз­личных методик, в частности, проведения бесед с учителями и уча­щимися по тем или иным вопросам. По этим же вопросам можно провести анке­тирование, наблюдение, анализ и т.д.

    Если исследователь установил, что эта проблема является узким местом в работе школы, он приступает к следующему этапу исследова­ния и проводит созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные методичес­кие меры по решению исследуемой проблемы. Иначе говоря, он создает новую психологическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состоя­ние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективны­ми, а гипотеза подтверждается, полученные данные подвергаются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые вы­воды о методике организации этой работы.

    Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является про­верка полученных выводов и разработанной методики в массовой практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апро­бированной методики в работе других организаций. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает получен­ные результаты, которые и становятся теоретическим и методичес­ким достоянием педагогики.

    Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А.Ф. Лазурский (1874-1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

    Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики рабо­ты лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empirio – опыт), т.е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным ме­тодическим улучшениям, которые зачастую не были известны в пе­дагогике и носят инновационный характер. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая осно­ва, они так и останутся достоянием одиночек.

    Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок). Рассмотренные выше методы исследо­вания при всех их достоинствах обладают одним недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно репрезентативно­го (представительного) характера, так как относятся к небольшому числу школ и учащихся. Между тем нередко возникает необходи­мость провести массовое изучение тех или иных вопросов. Когда, например, нужно выяснить, как используют школьники свободное время, правомерно провести анкету и предложить им ответить на несколько специально разработанных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить боль­шое количество учащихся.

    Рейтинг (оценивание) – это такой метод исследования, когда ис­пытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение уча­щихся. Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других ка­честв учащихся дается компетентными лицами (учителями, класс­ными руководителями, администрацией школы и т.д.). На основа­нии этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.

    Теоретический анализ педагогических идей. Этот метод позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обу­чения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов ис­следования.

    Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего же его изучения применяется вся совокупность рассмотренных мето­дов исследования.

    Теории и гипотезы - вот арена для человеческого ума,

    а факты есть только необходимый фундамент.

    М.И. Демков

    Любое педагогическое исследование является вкладом в обоснование практической педагогической деятельности. Педагогический процесс - очень сложное, многофакторное явление. Для исследования различных его сторон специально организуется эксперимент, который носит комплексный характер, так как предполагает использование методов исследования, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

    Под методом , по определению, утвердившему в педагогике, следует понимать способ достижения определенных результатов в познании и практике или же прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, исходящего из знания закономерностей развития объективной реальности исследуемого явления или процесса. Знание методов имеет огромное практическое и эвристическое значение, так как ориентирует исследователя, помогает ему наметить путь движения от известного к неизвестному, от общего к частному, от единичного к всеобщему.

    Методы педагогического исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

    Методы исследования разделяются на эмпирические («эмпирический» - дословно - «воспринимаемый посредством органов чувств») и теоретические .

    Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

    Различают частные специальные методы, которые применяются в предметах одной или нескольких смежных наук, и общие философские методы, в которых отражены наиболее общие законы бытия.

    Диалектический метод, выявление и разрешение противоречий, построение гипотез принято называть методами познания . А такие методы, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, т.е. основные мыслительные операции, - методами теоретического исследования .

    Исследователи разделяют эмпирические методы исследования на две группы:

    1. Рабочие, частные методы . К ним относят изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (письменный и устный); метод экспертных оценок; тестирование.

    2. Комплексные, общие методы , которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.


    К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция , дедукция, сравнение, абстрагирование , обобщение, конкретизация и моделирование.

    Анализ - это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков.

    Синтез - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез - не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.

    Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение - это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.

    В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений:

    Сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения);

    Однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т.д.);

    Сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).

    Абстрагирование - одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

    Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане - в абстракции. Например, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

    Конкретизация - процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь сначала образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Гегель).

    Обобщение - выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.

    Индукция и дедукци я - логические методы обобщения полученных эмпирических путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный - от общего к частному выводу.

    Метод остатков - один из методов установления причинной связи явлений природы. Эта схема иллюстрируется правилом, согласно которому, если вычесть из данного явления природы ту его часть, о которой известно, что она есть следствие известных причин, то останется та его часть, которая является следствием остальных невыясненных обстоятельств.

    Метод принципов - метод, который основан на аксиоматическом предположении, что любая теория в данной теории есть развитие одного из принципов этой теории.

    Метод проб и ошибок - эвристический поиск решения какой-либо задачи в пространстве возможных решений, где выбор осуществляется наугад, со «слепой пробы», пока одна из проб не приведет к результату.

    Метод исследования причинных связей - простейший логический метод установления причинных связей между причиной и следствием. Целью этого метода является доказательство того, что предшествующее явление является причиной последующего.

    Известны также методы сходства и различия , метод сопутствующих изменений, метод таблицы истинности, экспертных оценок, математического моделирования и др.

    Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования и логике его развития; способам определения причинно-следственных зависимостей, источникам используемой и накапливаемой информации, обработки и анализа данных исследования и другим основаниям.

    По цели исследования можно выделить методы теоретического поиска и методы выявления путей совершенствования практики. В этом случае условно выделяют методы теоретические и практические. Но, как правило, эти методы применяются во взаимосвязи при некотором превалировании тех или иных из них на соответствующем этапе научного поиска.

    По источникам информации методы исследования можно разделить на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. В свою очередь, методы анализа реального процесса подразделяются на методы его изучения в естественных условиях и методы изучения в специально измененных условиях в соответствии с целями исследования и его гипотезой.

    К методам изучения процесса в естественных условиях относятся наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, продуктов учебной и преподавательской деятельности, опыта работы образовательного учреждения и др. К методам изучения процесса в практико-измененных условиях можно отнести методы педагогического эксперимента и опытной проверки.

    Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

    Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным наблюдением за ходом педагогического явления практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям.

    Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость, зафиксированная в формах оценок, темпов усвоения учебной информации, объемов усвоенного материала. Сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

    Различают несколько видов наблюдений. Наряду с непосредственным и опосредованным наблюдением выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Сплошными наблюдениями охватываются процессы в целостном виде от начала и до конца. Дискретные наблюдения представляют собой пунктирную, выборочную фиксацию тех или иных изучаемых явлений, процессов. Наблюдение может быть нейтральным, когда ученый ведет его, не включаясь в реальную деятельность.

    Наблюдение с позиции руководителя педагогического процесса предполагает, что исследователь сам участвует в процессе, сочетая практические задачи с исследовательскими. И, наконец, включенное наблюдение предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

    К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят открытое и конспиративное наблюдение . Первое означает, что испытуемым известен факт их подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает скрытое отслеживание действий испытуемых. Разница между ними состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников педагогического взаимодействия в условиях свободы от глаз наблюдателя.

    Кроме того, существуют такие виды наблюдения , как лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращение к прошлому). При лонгитюдном наблюдении исследователь изучает какое-либо явление в течение продолжительного времени (например, изучаются педагогические условия обучения одаренных детей в лицее с 1-го по 11-й класс), а при ретроспективном - движение к получению фактов идет в обратном направлении. Как и любой метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.

    Достоинством наблюдения является возможность изучения предмета в целостности, естественном функционировании, многоаспектных связях и проявлениях.

    Недостатки наблюдения проявляются в том, что этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; избегать ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

    Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Эти методы применяются в социологии , политологии , демографии и других науках. В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

    Беседа в качестве метода научного исследования позволяет выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам, явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было выявлено при наблюдении.

    К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариантов вопросов, включая вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и др. беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записи ответов собеседника.

    К методу исследовательской беседы близок метод интервью. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих испытуемых к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых.

    Анкетирование представляет собой метод сбора первичных данных. Основным инструментом этого метода является анкета, содержание которой планируется и отвечает поставленным целям. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется исследователем при непосредственном общении его с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете.

    Известны три типа анкет: открытая - содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого; закрытого типа - на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы; смешанная - содержит элементы анкет первого и второго типа.

    Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. Способ построения анкет может быть обычным и градуированным (шкальным). При ответе испытуемого по градуированной анкете необходимо выбрать один из ответов и отметить его в соответствующей графе.

    Особое место в системе методов исследования занимает тестирование . Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

    Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

    Моделирование представляет собой метод познания объекта на моделях. Метод моделирования широко применяется в педагогике при проведении так называемого мысленного эксперимента.

    Модель - это схематическое воплощение в действительности идеального состояния процесса или явления, которое изучается.

    Построение системы-модели изучаемого процесса или явления имеет определенные стадии, этапы.

    Например, при изучении личности оно включает:

    1) диагностику личности и социума;

    2) выявление ведущих факторов, влияющих на сознание личности (традиции, образ жизни в семье, национальные нравы и обычаи и т.п.);

    3) регулирование межличностных отношений и сферы общения;

    4) коррекцию развития с помощью изменения социальных влияний и условий.

    Как метод исследования моделирование применяется в рамках создания новых воспитательных и дидактических систем. Модель сама становится методом исследования, когда включает в себя совокупность нормативных требований, которые реализуются в рамках определенной организаторской деятельности в интересах ее реформирования.

    Педагогический эксперимент - преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

    Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

    В обобщенном смысле педагогический эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы. По масштабу различают глобальные , т.е. охватывающие значительное число испытуемых эксперименты, локальные и микроэксперименты , проводимые с минимальным числом участников.

    Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях.

    Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

    Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент - это активное формирование какой-либо установки.

    К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен исключить любой риск для здоровья его участников; во-вторых, нельзя проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

    К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогов.

    М.Н. Скаткин выделял два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

    Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

    Новаторство представляет собой деятельность по внесению прогрессивного в существующие системы, процессы.

    По способу обработки и анализа данных исследования выделяют методы качественного анализа и количественной обработки результатов (статистический или нестатистический). Чаще всего эти методы применяют во взаимосвязи, так как количественные методы не исключают необходимости качественного анализа результатов эксперимента.

    Шкалирование - это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность изобразить в виде шкалы, например, качества личности. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом .

    К методам педагогического исследования относится также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов исследования уровня обучения и воспитания учащихся и совместная выработка средств преодоления недостатков.

    В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, позволяющий установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому его называют также методом структурного анализа коллектива.

    Особое место занимают математические методы и методы статистической обработки результатов исследования.

    Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы исследователя, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

    Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа определить свой оптимальный комплекс методов.

    Методы педагогического исследования

    Таблица 10

    Методы педагогического исследования

    Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать всœе аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. К примеру, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные (см. таблицу 10.).

    1. Методы организации исследования - комплексный -- как совокупность методов, направленных на изучение педагогического объекта как системы; - сравнительныйобеспечивает изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения; - лонгитюдныйнаправлен на выявление изменений в течение длительного времени.
    2. Методы сбора данных Эти методы направлены на изучение педагогического опыта - выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; - педагогическое наблюдение; - самонаблюдение, самоанализ; - беседа и интервьюирование; - анкетирование; - педагогический анализ ситуаций и фактов; - педагогический консилиум (групповой экспертный анализ)как обсуждение и принятие коллективного решения; - экспертные оценки; - анализ педагогической документации; - анализ и оценка результатов учебной деятельности(выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); - педагогическое тестирование(контрольный опрос, контрольная работа͵ замер времени выполнения действий, определœение умений и личностных качеств по обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям); - педагогический эксперимент; - сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определœенной проблеме и сравнение его с отечественным); - праксиметрические методы(хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).
    3. Методы обработки данных - математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); - качественные(теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).
    4. Методы интерпретации и оценки данных - теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на базе существующей теории, концепции); - сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями); - каузальный(констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений); - структурный (выявление структурных элементов); - системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций); - генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций); - факторный (определœение факторов, их роли и влияний); - апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

    Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (к примеру, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов.

    Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:

    Опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

    Активное воздействие исследователя на педагогическое яв­ление;

    Измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

    Неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

    Выделяют 4 этапа эксперимента:

    - теоретический постановка проблемы, определœение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

    - методический - выработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

    - собственный эксперимент – проведение серии опытов (созда­ние экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опы­том и измерение реакций ʼʼиспытуемыхʼʼ);

    - аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

    По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, к примеру, того или иного метода обучения). Чаще всœего используется естественный эксперимент. Он должна быть длительным или кратковременным.

    По конечным целям эксперимент делится на констатирующий , устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий, формирующий), когда проводится целœенаправленная его организация для определœения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

    Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

    Вопросы и задания для самопроверки

    1. Раскройте сущность понятия методологии педагогической науки.

    2. Каковы функции методологии педагогики?

    3. Каково методологическое обеспечение инновационных процессов в педагогике?

    4. Назовите и охарактеризуйте основные методологические принципы в педагогике.

    5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования.

    6. Какие методы используются для анализа педагогического опыта?

    7. Каковы особенности проведения педагогического эксперимента?

    Методы педагогического исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы педагогического исследования" 2017, 2018.

    Теории и гипотезы – вот арена для человеческого ума,

    а факты есть только необходимый фундамент.

    М.И. Демков

    Любое педагогическое исследование является вкладом в обоснование практической педагогической деятельности. Педагогический процесс – очень сложное, многофакторное явление. Для исследования различных его сторон специально организуется эксперимент, который носит комплексный характер, так как предполагает использование методов исследования, взаимодополняющих друг друга и предназначенных для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

    Под методом , по определению, утвердившему в педагогике, следует понимать способ достижения определенных результатов в познании и практике или же прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, исходящего из знания закономерностей развития объективной реальности исследуемого явления или процесса. Знание методов имеет огромное практическое и эвристическое значение, так как ориентирует исследователя, помогает ему наметить путь движения от известного к неизвестному, от общего к частному, от единичного к всеобщему.

    Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

    Методы исследования разделяются на эмпирические («эмпирический» – дословно – «воспринимаемый посредством органов чувств») и теоретические .

    Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного знания к конкретному, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

    Различают частные специальные методы, которые применяются в предметах одной или нескольких смежных наук, и общие философские методы, в которых отражены наиболее общие законы бытия.

    Диалектический метод, выявление и разрешение противоречий, построение гипотез принято называть методами познания . А такие методы, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, т.е. основные мыслительные операции, – методами теоретического исследования . Исследователи разделяют эмпирические методы исследования на две группы:

    1. Рабочие, частные методы . К ним относят изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (письменный и устный); метод экспертных оценок; тестирование.

    2. Комплексные, общие методы , которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.

    К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

    Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят во всякое научное исследование и, как правило, образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков.

    Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования. Любой процесс образования понятий основывается на единстве процессов синтеза и анализа. Эмпирические данные, получаемые в том или ином исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в функции взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, а также в функции объединения конкурирующих теорий. Существенную роль синтез играет в эмпирическом исследовании.

    Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами. В педагогических исследованиях применяются, как правило, три вида сравнений:

    · сравнение педагогических явлений по одному признаку (например, успеваемости учащихся в контрольных и экспериментальных классах после экспериментального обучения);

    · однородных педагогических явлений по нескольким признакам (например, знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных классов по скорости, прочности усвоения знаний, умению творчески их использовать и т.д.);

    · сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (например, уровня навыков чтения у учащихся по годам обучения).

    Абстрагирование – одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

    Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств объекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленном плане – в абстракции. Например, геометрическая фигура тела сама по себе реально не существует и от тела отделиться не может. Но благодаря абстрагированию она мысленно выделяется, фиксируется, например, с помощью чертежа и самостоятельно рассматривается в своих особых свойствах. Одна из основных функций абстрагирования заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

    Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Исследователь сначала образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Гегель).

    Обобщение – выделение в явлениях общих черт, т.е. подведение итогов исследования.

    Индукция и дедукци я – логические методы обобщения полученных эмпирических путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, а дедуктивный – от общего к частному выводу.

    Метод остатков – один из методов установления причинной связи явлений природы. Эта схема иллюстрируется правилом, согласно которому, если вычесть из данного явления природы ту его часть, о которой известно, что она есть следствие известных причин, то останется та его часть, которая является следствием остальных невыясненных обстоятельств.

    Метод принципов – метод, который основан на аксиоматическом предположении, что любая теория в данной теории есть развитие одного из принципов этой теории.

    Метод проб и ошибок – эвристический поиск решения какой-либо задачи в пространстве возможных решений, где выбор осуществляется наугад, со «слепой пробы», пока одна из проб не приведет к результату.

    Метод исследования причинных связей – простейший логический метод установления причинных связей между причиной и следствием. Целью этого метода является доказательство того, что предшествующее явление является причиной последующего.

    Известны также методы сходства и различия , метод сопутствующих изменений, метод таблицы истинности, экспертных оценок, математического моделирования и др.

    Методы педагогических исследований можно классифицировать по цели исследования и логике его развития; способам определения причинно-следственных зависимостей, источникам используемой и накапливаемой информации, обработки и анализа данных исследования и другим основаниям.

    По цели исследования можно выделить методы теоретического поиска и методы выявления путей совершенствования практики. В этом случае условно выделяют методы теоретические и практические. Но, как правило, эти методы применяются во взаимосвязи при некотором превалировании тех или иных из них на соответствующем этапе научного поиска.

    По источникам информации методы исследования можно разделить на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. В свою очередь, методы анализа реального процесса подразделяются на методы его изучения в естественных условиях и методы изучения в специально измененных условиях в соответствии с целями исследования и его гипотезой.

    К методам изучения процесса в естественных условиях относятся наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, продуктов учебной и преподавательской деятельности, опыта работы образовательного учреждения и др. К методам изучения процесса в практико-измененных условиях можно отнести методы педагогического эксперимента и опытной проверки.

    Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

    Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным наблюдением за ходом педагогического явления практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость, зафиксированная в формах оценок, темпов усвоения учебной информации, объемов усвоенного материала. Сама познавательная активность учащихся поддается регистрации опосредованно.

    Различают несколько видов наблюдений. Наряду с непосредственным и опосредованным наблюдением выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Сплошными наблюдениями охватываются процессы в целостном виде от начала и до конца. Дискретные наблюдения представляют собой пунктирную, выборочную фиксацию тех или иных изучаемых явлений, процессов. Наблюдение может быть нейтральным, когда ученый ведет его, не включаясь в реальную деятельность.

    Наблюдение с позиции руководителя педагогического процесса предполагает, что исследователь сам участвует в процессе, сочетая практические задачи с исследовательскими. И, наконец, включенное наблюдение предполагает включение исследователя в структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в роли последних.

    К разновидностям научных наблюдений в педагогике относят открытое и конспиративное наблюдение . Первое означает, что испытуемым известен факт их подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает скрытое отслеживание действий испытуемых. Разница между ними состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников педагогического взаимодействия в условиях свободы от глаз наблюдателя.

    Кроме того, существуют такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращение к прошлому). При лонгитюдном наблюдении исследователь изучает какое-либо явление в течение продолжительного времени (например, изучаются педагогические условия обучения одаренных детей в лицее с 1-го по 11-й класс), а при ретроспективном – движение к получению фактов идет в обратном направлении. Как и любой метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.

    Достоинством наблюдения является возможность изучения предмета в целостности, естественном функционировании, многоаспектных связях и проявлениях.

    Недостатки наблюдения проявляются в том, что этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц; избегать ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

    Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Эти методы применяются в социологии, политологии, демографии и других науках. В педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

    Беседа в качестве метода научного исследования позволяет выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам, явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было выявлено при наблюдении. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариантов вопросов, включая вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и др. беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записи ответов собеседника.

    К методу исследовательской беседы близок метод интервью. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих испытуемых к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых исследователем у испытуемых.

    Анкетирование представляет собой метод сбора первичных данных. Основным инструментом этого метода является анкета, содержание которой планируется и отвечает поставленным целям. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется исследователем при непосредственном общении его с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете.

    Известны три типа анкет: открытая – содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого; закрытого типа – на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы; смешанная – содержит элементы анкет первого и второго типа.

    Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. Способ построения анкет может быть обычным и градуированным (шкальным). При ответе испытуемого по градуированной анкете необходимо выбрать один из ответов и отметить его в соответствующей графе.

    Особое место в системе методов исследования занимает тестирование . Тест (от англ. test – проба, испытание) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

    Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

    Моделирование представляет собой метод познания объекта на моделях. Метод моделирования широко применяется в педагогике при проведении так называемого мысленного эксперимента.

    Модель – это схематическое воплощение в действительности идеального состояния процесса или явления, которое изучается.

    Построение системы-модели изучаемого процесса или явления имеет определенные стадии, этапы. Например, при изучении личности оно включает:

    1) диагностику личности и социума;

    2) выявление ведущих факторов, влияющих на сознание личности (традиции, образ жизни в семье, национальные нравы и обычаи и т.п.);

    3) регулирование межличностных отношений и сферы общения;

    4) коррекцию развития с помощью изменения социальных влияний и условий.

    Как метод исследования моделирование применяется в рамках создания новых воспитательных и дидактических систем. Модель сама становится методом исследования, когда включает в себя совокупность нормативных требований, которые реализуются в рамках определенной организаторской деятельности в интересах ее реформирования.

    Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

    Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

    В обобщенном смысле педагогический эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы. По масштабу различают глобальные , т.е. охватывающие значительное число испытуемых эксперименты, локальные и микроэксперименты , проводимые с минимальным числом участников.

    Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях.

    Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента).

    Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формирование какой-либо установки.

    К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он должен исключить любой риск для здоровья его участников; во-вторых, нельзя проводить эксперимент с заведомо отрицательным результатом.

    К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогов.

    М.Н. Скаткин выделял два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

    Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.

    Новаторство представляет собой деятельность по внесению прогрессивного в существующие системы, процессы.

    По способу обработки и анализа данных исследования выделяют методы качественного анализа и количественной обработки результатов (статистический или нестатистический). Чаще всего эти методы применяют во взаимосвязи, так как количественные методы не исключают необходимости качественного анализа результатов эксперимента.

    Шкалирование – это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность изобразить в виде шкалы, например, качества личности. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом .

    К методам педагогического исследования относится также метод педагогического консилиума, т.е. обсуждение результатов исследования уровня обучения и воспитания учащихся и совместная выработка средств преодоления недостатков.

    В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, позволяющий установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому его называют также методом структурного анализа коллектива.

    Особое место занимают математические методы и методы статистической обработки результатов исследования.

    Математические и статистические методы используются в педагогике для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы исследователя, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

    Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа определить свой оптимальный комплекс методов.

    Последние материалы раздела:

    Кир II Великий - основатель Персидской империи
    Кир II Великий - основатель Персидской империи

    Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
    Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

    Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

    Николай Некрасов — Дедушка: Стих
    Николай Некрасов — Дедушка: Стих

    Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...