Психология возрастных кризисов (ранняя зрелость, середина жизни, поздняя зрелость). Мотивы вступления в брак

Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия.
Все что происходит с нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы,-все влияет на нас. Эти события являются вехами в нашей жизни. Однако степень развития определяется изменениями личности в эти переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий.
Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей:работа, положение в обществе, семья и социальные роли.
Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент?
Внутренний аспект появляется там, где разрушающие силы начинают выводить человека из равновесия, сигнализируя о необходимости изменения и продвигая его к новой опоре на следующей ступени развития.

В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:
Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измерение: наше восприятие времени-достаточно ли у нас времени или мы чувствуем его нехватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.
Анализ жизни взрослого человека достаточно сложен. Как в детстве, каждый шаг не только ставит перед нами новые задачи развития, но и требует отказа от тех способов решения, которыми мы пользовались до сих пор. Вот так можно кратко описать пути развития.

Ранняя зрелость.

Психолог Левинсон выделил 4 задачи развития человека в возрасте от 17 до 35 лет:

1) увязать мечту с реальностью (часто мечта разорвана с реальностью);

2) обрести наставника, который поможет продвижению в карьере, передаст мастерство, перейти от отношений типа "родитель-ребенок" к отношениям типа "взрослый-взрослый";

3) научиться строить близкие отношения с людьми, научиться общаться;

4) построить карьеру. Если говорить о карьере, то выделяют два этапа:

1. этап начинаний, примерно до 25 лет, характеризуется выбором и освоением профессии, частой сменой работы.

2. этап упрочения карьеры. Человек пытается утвердиться. Считается, что в течении 7-10 лет он кардинально не меняет вид деятельности. В современном мире ситуация меняется, в связи с изменением мотивации (условия работы, зарплата встает как главная задача).

Интеллект человека достигает психофизиологического пика, большую роль оказывают социальные и культурные аспекты.

Выделяют два фактора, влияющие на интеллект:

1) одаренность человека долго сохранять интеллектуальную способность;

2) образование, особенно высшее и дополнительное. Когда человек учится, развивается высокоинтеллектуальная деятельность.

Качественные особенности интеллекта:

1. интеграция разных типов мышления (у взрослого объединяются все виды мышления: логическое, теоретическое, практическое). У каждого человека более развит тип мышления, соответствующий его роду деятельности.

2. неравномерное развитие вербальных и невербальных функций. Невербальные функции: образное мышление, образная память ухудшается после 35 лет. Вербальные функции (логическое мышление, память) продолжают развиваться, достигают своего максимума после 40-45 лет.

3. интеллектуальная мудрость-человек отходит от жестких логических схем, начинает рассматривать ситуацию разносторонне.

В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет (усл.)

Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.

Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.

Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)

Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.

Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.

Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм. Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)

Признаки эмоционального сгорания:

1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.

2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.

3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.

Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.

Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.

Кризис середины жизни (усл. около 40 лет).

С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).

Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).

В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.

Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.

Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.

Психология поздней зрелости (55-60 лет)

Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.

Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.

Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.

Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.

Развиваются компенсаторные возможности, например, организация деятельности (что-то записывается на память, вспомогательные средства).

В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.

Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.

Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.

По Маслоу потребность в безопасности встает на первый план, люди живут сиюминутными желаниями.

Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:

1) старость как продолжение активной жизни;

2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.

3) недовольство своей жизнью -депрессия.

4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).

Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.

этап: ранняя зрелость (от 20ти до 40 лет).

Ранняя зрелость -- это тот период, когда мы способны достичь пика физической деятельности. После 30ти лет физические возможности человека начинают медленно, но заметно идти на убыль, хотя до 40 лет уровень физических возможностей взрослых продолжают оставаться чрезвычайно высоким.

Физическое развитие в ранней зрелости обычно влечет за собой более зрелые формы сексуального поведения и сексуальных отношений, чем в юности. Кроме этого, в этот период репродуктивность обоих полов находится на пике своего развития.

Когнитивное развитие, по данным исследований, не заканчивается вместе с юностью, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие способности взрослых меняются и каким образом. Развитие диалектического мышления, ответственности и обязательности, гибкое использование интеллекта и развивающиеся смысловые системы -- только некоторые из описанных когнитивных достижений, характерных для ранней зрелости.

Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг (а) или родитель) и Я как работника. Все эти системы взаимосвязаны и претерпевают изменения как под влиянием различных событий и обстоятельств, так и в результате взаимодействия с более широким социальным окружением.

Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней зрелости -- установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности -- непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с супругом или с супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Те, кто неспособен сформировать близкие отношения в период ранней зрелости, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

Важным контекстом развития взрослых являются семьи. Хотя семья

обычно считается владением женщины, мужчины тоже считают свои семейные роли важными касательно формирования своей идентичности и обеспечения эмоционального единства.

Работа может определять наш социальный статус, уровень доходов, престиж, распорядок дня, наши социальные контакты и возможности личного развития. Для человека работа означает либо просто способ зарабатывания денег, либо что-то большее, помогающее развиваться. Большое значение в этом случае играют дружеские отношения с коллегами.

Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или выбравшими холостую жизнь, стремятся к близким отношениям с другим человеком. Близость -- неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Согласно 3-компонентной теории любви Стернберга, любовь имеет 3 составляющих:

1. Интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Близость имеет несколько различных проявлений. Нам хочется сделать жизнь любимых лучше, мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами.

2. Страсть -- относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Половые потребности здесь очень важны, но не являются единственным видом наличествующих мотивационных потребностей. Иногда близость вызывает страсть; в других случаях страсть предшествует близости; иногда страсть не сопровождается близостью, а близость -- страстью.

3. Решение/обязательство -- эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого; долговременный аспект -- в обязательстве сохранять эту любовь.

Близость может разрушаться негативными чувствами, особенно гневом и раздражением. Кроме того, близости мешает страх быть отверженным, отсутствие искренности, случайный секс, придуманная любовная игра и садистическая правдивость.

Процесс образования пары -- обычное явление в жизни взрослого человека, который часто оканчивается вступлением в брак. Выбор брачного партнера может быть обусловлен различными причинами: влечением к родителям противоположного пола, влечением к кому-то, чьи качества дополняют собственные качества человека. Само собой, что самым желательным является тот выбор, в основе которого ляжет тщательный анализ достоинств и недостатков потенциального супруга, производимый в процессе ухаживания.

Парам, начинающим совместную жизнь после свадьбы, приходится решать задачи определения своих ролей, не полагаясь при этом на социальные установки. Молодожены должны приспособиться к своим различающимся потребностям в независимости и единстве, разумно распределить между собой домашние обязанности, научиться уважать индивидуальность друг друга и выходить из конфликтных ситуаций

Если же люди просто решили жить вместе, сожительство может быть, а

может не быть похожим на брачные отношения -- в зависимости от конкретной пары. В принципе, неоформленная в установленном порядке совместная жизнь порождает проблемы, подобные тем, которые возникают у молодоженов плюс осуждение со стороны общества.

Но есть и люди, выбирающие одинокий образ жизни, стремясь к большей автономии и свободе. Те же, кто остается один после прекращения длительных близких отношений, развода или смерти супруга (супруги), часто испытывают эмоциональное потрясение и долго не могут оправиться.

В ранней зрелости многие люди становятся родителями. Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны супругов, возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным статусом. В отличие от супружеских отношений, человек чаще всего продолжает исполнять роль и обязанности родителя даже тогда, когда обстоятельства жизни меняются.

Появление ребенка становится причиной многих стрессов и трудностей. Часто после рождения ребенка в семьях начинаются конфликты и разногласия. Кроме того, удовлетворение запросов растущих детей может стать для родителей трудной задачей. Особенно трудно приходится родителям, воспитывающих детей в одиночку. Многие отцы-одиночки испытывают те же трудности, что и матери-одиночки. Родителям-одиночкам бывает трудно сохранить круг своих друзей и получить эмоциональную поддержку. Это является для них еще большей стрессовой ситуацией.

Профессиональный цикл человека начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все время, в течение которого человек занимается выбранным делом и прекращается с выходом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и негативных событий, влияющих профессиональную карьеру человека. На выбор человеком профессиональной карьеры влияет множество различных факторов; этот процесс начинается еще в детстве. Для успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. Очень важна здесь роль наставника, помогающего молодым работникам в приобретении мастерства и уверенности в себе. После того, как работники адаптируются в своей профессиональной среде, они вступаю в период сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение, а иногда делают карьеру.

Одной из главных проблем ранней зрелости является успешное совмещение работы и семейных обязанностей, что удается не каждому. Те же, кому это удается, достигает большей гармонии на пути личностного развития.

Период ранней взрослости, как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме. Прежде всего они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее. Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения. Кроме нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности. К ненормативным относятся события, случившиеся совершенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, любимого, потеря работы и т. д. Подобные события зачастую побуждают молодого человека к неадекватным поступкам, которые в свою очередь могут коренным образом изменить последующую жизнь. С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств -- усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности.

Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний (Левинсон, 1978). Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами и надеждами, большинство которых сложилось еще в юношеский период. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.

Мечта -- это положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее, которая присуща практически всем людям. Строя планы на будущее, большинство молодежи не отдают себе отчет в том, что реальное будущее -- это не будущее вообще, а будущее определенным образом построенного настоящего. Мечта лишена непосредственного побуждения. В связи с этим очень часто мечты о взрослых достижениях слабо связаны с реальностью. Мечтой может быть конкретная цель. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл -- все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся в стадии становления. Цели, которые ставят перед собой молодые люди, часто бывают либо нереальными, либо фиктивными -- их соотнесенность с реальностью трудно, а иногда и невозможно проверить или подтвердить. Часто они определяются непомерным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители. В этом случае установка типа «Главное -- высшее образование, а какое -- не важно» или «Не получилось у меня, получится у моего ребенка» подменяет реальность нереализованными мечтами других людей. Результатом такого выбора жизненного пути зачастую становится разочарование и потеря смысла жизни, а мечта о взрослых достижениях может так и остаться фантазией. Подобная мотивационная установка является достаточно распространенной (Gould R., 1978). В возрасте 22--28 лет молодые взрослые исходят из ложной посылки, которая отражает несовершенство и зависимость от родителей формирующейся системы ценностей, взглядов и убеждений: «Успеха можно достичь, если идти по пути родителей и проявить при этом силу воли и упорство. Но если я потерплю крах, окажусь в тупике, устану или просто не справлюсь, они вмешаются и укажут мне правильный путь». Чтобы побороть это представление, молодой мужчина или женщина должны полностью взять на себя ответственность за свою жизнь, отказавшись от ожидания постоянной помощи со стороны родителей. Это подразумевает нечто большее, чем освободиться от власти родителей. При реализации собственной мечты от молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни -- самостоятельный выбор жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.

Необходимость выбора собственной жизненной стратегии -- общий принцип как для молодых мужчин, так и для молодых женщин. Он не зависит от того, что их мечты существенно отличаются друг от друга. Так, Левинсон в своих исследованиях указывает на то, что для женщин свойственна раздробленность в мечтах, в то время как мечты мужчин носят однородный характер и связаны с достижениями на работе. Женщины мечтают о замужестве и карьере, при этом больший вес придается именно браку.

Только около 18% женщин связывают свои мечты исключительно с успехами на работе. В то же время всего чуть более 15% ограничивают свои планы на будущее традиционными ролями жены, матери, помощницы. Однако даже те женщины, которые мечтают и о карьере и о браке одновременно, учитывают интересы мужей, ограничивая свои мечты, касающиеся личных достижений на работе.

Эти различия, по-видимому, связаны с разными мотиваторами у мужчин и женщин, то есть теми факторами, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решения, или, по-другому, мотивационными детерминантами. Психологические исследования показывают, что при принятии решений мужчинам свойственно опираться на мотиватор «потребность», а женщинам -- «долженствование» (Ермолин А.В., 1996). Это согласуется с данными других авторов, доказывающих большую предрасположенность женщин к усвоению общественных норм и требований.

Потребность в безопасности и защите -- основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Потребность в безопасности и защите значительно влияет и на выбор профессии (Маслоу А.Г., 1987). Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение -- все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. Как показывают последние исследования, именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии в настоящее время. Это связано с тем, что практические соображения обычно выступают доминирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи. Именно в период экономического спада и массовой безработицы, каковым является насыщенный период развития в России. В это время часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу и приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, т. е. пользуется спросом, и даст средства к существованию. Ранние браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были «развязаны руки». Художник, например, может работать в каком-нибудь рекламном или информационном агентстве, занимаясь живописью лишь по выходным в качестве хобби, а музыкант -- работать в ресторане, посвящая написанию музыки только свободное "от работы время. Другими мотивами профессионального выбора могут быть: Родительские установки. Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В последующие годы они будут очень остро сознавать мнения и отношения окружающих. В результате их привлекают профессии, которые дают им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением. Такие люди предпочитают работу, выполняя которую они смогут помогать окружающим, или же будут тяготеть к профессии, связанной с культурой, возможно, в сфере искусства или развлечений. Кроме того, семья обычно служит моделью определенного образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей и убеждений. Так, в западных странах дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают вне дома. Необходимость реализовать собственные способности, т. е. добиться самоактуализации. Другими словами, человек делает то, что, как ему кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту. Интерес к профессии. Нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. В этом случае романтика быстро улетучивается и остаются «суровые будни». Если человек оказывается неподготовленным к ним, то такая работа становится в тягость и обычно заканчивается сменой профессии. Общественный престиж. Профессия выбирается исходя из соображений ее престижности в обществе. Полоролевые факторы, например, женщины реже выбирают научную карьеру из-за сомнения в своих способностях в овладении науками. Они предпочитают такие профессии, которые либо позволяют им уделять больше внимания семье (работа с неполным рабочим днем; не требующая много сил и времени, но связанная с ограниченными возможностями продвижения по службе и более низкими заработками), либо традиционно более свойственны женщинам: педагогика, здравоохранение (обычно предполагающие заботу о ком-либо). Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей, отражающая сознательность выбора профессионального пути. Так, согласно Г. 0л-порту, человек, придающий особое значение теоретической ценности и заинтересованный в раскрытии истины, соответственно избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии. Человек, придающий особое значение экономической ценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает профессию, которая позволяет «делать деньги». Субъект, ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, воспринимает любые жизненные события с точки зрения привлекательности и уместности и посвящает себя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонам жизни. Для человека с наивысшей социальной ценностью выбор профессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом виде социальная установка предполагает альтруистический образ жизни. Доминирующим интересом политической ценности выступает власть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будет ограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого является власть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятельности. Религиозная ценность проявляется в понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценность является ведущей, стремятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находя в этом свой смысл существования.

Обычно уже в первые 7-10 лет своей трудовой деятельности человек осознает правильность или ошибочность выбранного им профессионального пути. В течение этого временного отрезка чаще всего происходит смена места работы или специальности.

Степень удовлетворенности человека влияет либо на упрочение мотивов в выбранной профессии, либо на их разрушение и смену работы. «Патерналистская» концепция мотивации трудовой деятельности -- теория, рассматривающая вознаграждение как основной побудительный рычаг, стимулирующий работников к усердному труду.

При этом вознаграждения, которые используются в качестве поощрения, не зависят от продуктивности деятельности, а получаются персоналом в силу их принадлежности к данному предприятию. Как указывают в своей «патерналистской» концепции мотивации трудовой деятельности В. Врум и Э. Диси (Vroom V., Deci E., 1972), удовлетворенность людей своей работой зависит от того, насколько они будут побуждаться к ее выполнению: чем больше их будут награждать, тем усерднее они будут работать. Под вознаграждениями в данном случае подразумеваются различные денежные поощрения: премии, прибавки к жалованью; субсидии на получение образования, большие покупки; отдых, организованный предприятием, то есть все то, что является внешними факторами трудовой деятельности. К этим же факторам относятся комфорт на рабочем месте, удобные часы работы, компетентность руководства, добрые отношения со стороны коллег.

Поддержка интереса и высокой мотивации за счет внутренних факторов работы происходит в случае, когда люди получают удовлетворение от сложности и трудоемкости деятельности, когда сам процесс решения проблемы является увлекательным, ценным и значимым, повышающим профессиональную компетентность человека.

Работники, мотивированные внутренними факторами деятельности, склонны определять свою личную идентичность в большей мере через работу или карьеру. На рисунке представлена модель возможных связей между внутренней мотивацией к труду, идентичностью человека как компетентного работника и продуктивностью его деятельности. Когда человеком движет внутренняя мотивация, он больше вовлекается в работу, показывает в ней лучшие результаты и усиливает свою идентичность как компетентного работника. Соответственно возрастает и его внутренняя мотивация к труду. Но этот цикл может иметь и обратную направленность, если изменяется какой-либо из названных факторов. Чувство собственной некомпетентности, изменение приоритетов деятельности, наконец, обычная перегруженность работой уменьшают внутреннюю мотивацию человека и приводят к снижению его вовлеченности в работу, падению ее результативности.

Для молодого рабочего (до 30 лет) самыми важными факторами, определявшими степень удовлетворенности работой, являлись возможность продвижения по службе и разнообразие труда. У рабочих старше 30 лет эти два мотиватора также занимают первое место, но они меняются местами, то есть на передний план выступает потребность в разнообразии труда. Кроме того, с возрастом повышается роль санитарно-гигиенических условий труда, человек становится более чувствительным к недостатку комфорта.

- 21.13 Кб

Стадии возраста

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность в период зрелости

Кризис 30 лет

Кризис 40 лет.

Пенсионный кризис

Список литературы

Стадии возраста

В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности – к 18 – 19 годам, а конец к возрасту 55 – 60 лет. В дополнение к этому, выделяются стадии:

1. Ранняя взрослость (20-23 – 30 лет).

2. Средняя взрослость (30 – 45 лет).

3. Поздняя взрослость (45 – 55 лет).

4. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин).

При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.

Так, для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия.

Средняя взрослость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход от семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст – это период, когда налицо очевидное снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.

В отечественной психологии разработка проблемы возрастов принадлежит Л.С. Выготскому, который выделял основные характеристики возраста:

Социальная ситуация развития;

Ведущая деятельность ребенка;

Психологические новообразования.

Каждому возрасту присуща своя задача, решение которой связано с переходом на новую возрастную ступень и влияет на все дальнейшее развитие личности.

Средний возраст (25 – 39 лет) – время окончательного вхождения человека во взрослую жизнь. Это – самый важный возраст в жизни человека, поскольку человек от накопления знаний и опыта переходит к их активной реализации, поиску своего места в жизни. Очень часто от действий человека в этом возрасте зависит вся его последующая жизнь.

Особенности психологии среднего возраста

Психологическая «стабилизация» личности;

Осознание своих главных интересов в жизни;

Уход от родительской опеки, самостоятельность дальнейшего жизненного выбора;

Устремление в будущее (в этом возрасте люди обычно часто думают о будущем, которое часто представляется в идеальных тонах, оптимистически).

Как правило, в период среднего возраста человек окончательно определяется с профессиональным выбором и создает семью.

Зрелость (40 – 60 лет) - как правило, время, когда человек достигает пика своего профессионального и личностного развития. В этот период обычно психологическое развитие человека «консервируется» и остается на стабильном уровне.

Период зрелости обычно делят на два самостоятельных периода:

Ранней (40 – 45-49 лет);

Поздней зрелости (45-49 – 60 лет).

Для психологии ранней зрелости характерно такое явление как «кризис середины жизни». Для этого периода характерны:

Попытка подвести первые итоги жизни (мысль человека начинает все реже концентрироваться на будущем и больше сосредотачиваться на настоящем и прошлом);

Переосмысление прожитого опыта;

Осознание ограниченности своих возможностей, в т.ч. – по времени и по здоровью;

Корректировка жизненных планов.

Как правило, такая корректировка идет в сторону уменьшения притязаний, но не всегда. Глубина кризиса данного возраста часто зависит от того, совпадает ли идеальное представление человека о жизни с реальным.

Для периода ранней зрелости также характерно некоторое снижение самооценки и новое психологическое восприятие возраста. Человек начинает вновь чувствовать себя «молодым», психологически вновь начинать ощущать себя «в начале жизни».

Поздняя зрелость (45-49 – 60 лет) – время максимального раскрытия внутреннего потенциала человека. Для психологии данного возраста характерны:

Окончательное избавление от комплексов;

Адекватное и полное осознание своих интересов, приоритетов, своего места в жизни;

Стремление максимально полно реализовать себя и ощутить окружающий мир.

Критерии достижения взрослости

1. Новый характер развития теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием.

2. Способность реализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям. Позитивно разрешать противоречия и трудности.

3. Преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других.

4. Некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать).

5. Социальные и культурные ориентиры, которые используются для определения успешности и своевременности развития во взрослости (социологическая роль и социальный статус).

Зрелость (по Шаковаленко) – самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Это период взрослости, когда может осуществляться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, а такая ситуация в создании собственной семьи и воспитания детей.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих – главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлением к самостоятельности, независимости и отношением к ответственности.

Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять эту ответственность, есть ключевое переживание социальной ситуации развития данного периода.

Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

Специфика молодости как возрастного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период – овладение выбранной профессией.

В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Проблемы профессиональной продуктивности многие психологи увязывают с понятием «акмэ» – вершины, поры расцвета. Оно появилось еще в античные времена. Восходящее к древним грекам понимание зрелости как поры «акмэ» нашло отражение и в названии той части возрастной психологии, которая изучает зрелость: «акмеология».

Выделение внутри периода зрелости «акмэ» – вершины, поры наибольшего расцвета перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого у всех или, по крайней мере, у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.

В соответствии с представлениями об «акмэ» как сравнительно узком периоде наибольшего расцвета, их сторонники видят основную задачу акмеологии в установлении закономерностей проявления этого наиболее продуктивного периода зрелости, тех условий, которые способствуют оптимальному протеканию этого пика или, возможно, пиков.

Отметим, что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональные спортсмены, артисты балета и т.д. достигают своего «акмэ» в самом начале периода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. В других профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т.п., «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Во всех таких случаях время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки – с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют на индивидуально-личностные особенности человека. например, для любого вида спорта возраст как начала наибольшего расцвета спортсменов-профессионалов, так и заката их карьеры индивидуален.

Описание работы

В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности – к 18 – 19 годам, а конец к возрасту 55 – 60 лет. В дополнение к этому, выделяются стадии:
1. Ранняя взрослость (20-23 – 30 лет).
2. Средняя взрослость (30 – 45 лет).
3. Поздняя взрослость (45 – 55 лет).
4. Предпенсионный возраст (50 – 55 лет для женщин, 55 – 60 лет для мужчин).
При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.

Благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрас­те и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, осо­бенно в сфере интеллекта и личности современного человека. Глав­ным следствием этих онтогенетических изменений является расши­рение возрастного диапазона периода взрослости, его потенциалов трудоспособности, познавательного и личностного развития. Именно поэтому одним из фундаментальных разделов психологии развития должно стать изучение развития человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, предложившим называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает - апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) - наукой о периоде расцвета всех жиз­ненных сил человека.

Возрастные пределы взрослости определяются комплексом соци­альных и биологических причин в зависимости от конкретных соци­ально-экономических условий индивидуального развития человека. Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период взрослости от отрочества и юности, с одной стороны, и старости - с другой, а также в самой взрослости выделить отдельные макропериоды - раннюю взрослость, средний возраст, пожилой воз­раст. Но четкие хронологические рамки взрослости задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах взрослости много неопределенности.

Б.Г. Ананьев указывал на несовпадение во времени на­ступления зрелости человека как индивида (физической зрелости), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). Тем не менее любопытно, что, как показывают современные исследования, именно в ранней зрелости происходит известное выравнивание темпов развития отдельных сторон личности (к старости их разновременность будет выражена сильнее всего), поскольку осуществлять полноценную жизнь человек не может, развиваясь только в одном каком-то направлении: во взрослости ему потребуются все ресурсы его личности.

Первый кризис личность переживает при переходе от юности к зрелости (17-22 года) . Он, чаще всего, вызывается двумя факторами. Во-первых , человек заканчивает профессиональное учебное заведение. Ему приходится искать работу, что само по себе не просто в наше время, когда работодатели предпочитают работников с опытом. Устроившись на работу, человек должен адаптироваться к условиям труда и новому коллективу, учиться применять полученные теоретические знания на практике (известно, что обучение в вузе, в основном, теоретическое) при этом выпускник может услышать фразу «Забудь все, чему тебя учили, и учись заново на практике». Часто реальные условия труда не соответствуют представлениям и надеждам человека, в этом случае, чем дальше от реальности были жизненные планы, тем тяжелее будет переживаться кризис. Данный кризисчасто соотносится также с кризисом семейных взаимоотношений.

Второй кризи с часто называют кризисом 30 лет или нормативным кризисом. В тех случаях, когда объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до необходимых «культурных высот», часто осмысляемых как «другая (интересная, чистая, новая) жизнь» (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), моло­дой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из «неорганичной» среды, поскольку сам возраст предполагает знание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения - «сделать жизнь самому», по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости.

Большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе.

Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается третий кризис зрелости - сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого, необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Одновременно ощущается, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к про­счетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как толь­ко... (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами за машину, достигну такой-то дол­жности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касаю­щиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.

Четвертый кризис переживается человеком в связи с выходом на пенсию (55-60 лет ). Существует два типа отношения к выходу на пенсию:

1) Одни люди рассматривают пенсию как освобождение от надоевших ненужных обязанностей, когда наконец-то можно посвятить время себе и своей семье. В данном случае выход на пенсию ждут с нетерпением.

2) Другие люди переживают «шок отставки», сопровождаемый пассивностью, отдалением от окружающих, чувством невостребованности, потерей уважения к себе. Объективными причинами такого отношения являются: отдаление от референтной группы, потеря важной социальной роли, ухудшение материального положения, отделение детей. Субъективными причинами – неготовность перестроить свою жизнь, неумение заполнить время чем-то иным, помимо работы, стереотипное восприятие пожилого возраста как конца жизни, отсутствие в жизненной стратегии приемов активного преодоления трудностей.

Но следует отметить, что и для первого личностного типа, и для второго выход на пенсию означает необходимость перестройки собственной жизни, что создает определенные трудности. Кроме того, кризис усугубляется биологическим климаксом, ухудшением здоровья, появлением возрастных соматических изменений.

Раннюю взрослость или молодость , обладает всей совокупностью прав вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), однако, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Двойственность усугубляется одной из известных особенностей этой фазы - выраженным инфантилизмоммолодежи, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам. Речь идет о распространенном «великовозрастном иждивенчестве», т.е. социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости молодого человека. Как про­блема они осознаются тогда, когда закрепляются и превращаются во внутреннюю позицию личности. В такой форме инфантилизм молодежи превращается в социальное явлениесо всеми своими последствиями.

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигают сво­его оптимума физическое и половое созревание. Б.Г. Ананьев установил, что с 20 до 40 лет активно прогрессируют интеллектуальные и вербальные (второсигнальные) функции, даже после того, как сенсорно-перцептивные функ­ции снижают свой функциональный уровень.

Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживание временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на всех предыдущих ступенях развития). Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к выражению.

Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни - условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля.Одновременно это дает возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни.

Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соот­носимую с рефлексией наличных возможностей. В группе лиц до 19 лет в первую очередь намечается решение задач, связанных с получением высшего или среднего специального образования, с выполнением интересной работы, а также с поиском друзей и близкого человека. В группе 20-25-летних в качестве ведущей сохраняется ориентация на получение высшего образования и интересной работы. Актуальными остаются поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи.

В этом же возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность - многие молодые люди приступают к созданию собственной семьи. В возрастной группе от 26 до 30 лет жизненные планы приобретают несколько иной характер, т.к. большинство уже имеет свою семью и детей. Здесь усиливается забота о жилищных условиях, приобретении материальных ценностей, обеспечении и воспитании детей, хотя не утрачивает актуальности и необходимость повышения профессиональной квалификации, образования (с которыми часто напрямую связывают уровень жизни и обеспеченности семьи).

Психологическое содержание стадии ранней зрелости составляет стремление организовать свою жизнь,включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми. Все вместе это определяет характер социальной активностив молодости. На этой возрастной стадии молодой человек не боится утраты «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими».

Молодой человек психологически готов к близости. Он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных груп­пах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов. Молодость психологически нуж­дается в другом человеке, в социальной взаимности. Поиск партнера и вступление в брак - одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью.

Избегание переживаний и контактов, требующих близости, из-за тревожной боязни утраты собственного «Я» в молодости может при­вести к чувству изоляции («где-то там кипит настоящая жизнь, а я здесь один, никому не нужный...»), глубокого одиночества и после­дующему состоянию полной самопогруженности и дистанцированияот любых попыток сблизиться извне. Вместо чувства близости и откры­тости по отношению к другому возникает стремление сохранить и удлинить дистанцию, не пускать других на свою психологическую «территорию», в свой внутренний мир.

Молодость дает опыт способности любить, формирует понимание, что любовь - это не только отношение к какому-то конкретному человеку, но и более общая установка, ориентация характера, определяющая отношение человека к миру в целом, а не только к объекту любви. Однако большинство молодых людей связывают ее только объектом, но не с собственной способностью любить.

Э. Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желание помочь ему в жизни; материнской (отцовской) любви - установок, которые привьют ребенку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать, как прекрасно жить; любви к самому себе - не в смысле фрейдовского нарциссизма или эгоизма, а в форме уважительного и бережного отношения к собственной жизни, счастью, развитию свободе; любви к Богу как к жизненному принципу, уважения мирового порядка и гармонии.

Стремление принадлежать другому человеку, жить с ним общей жизнью может стать основой брака и последующего создания семьи. Хотя молодые люди часто демонстрируют довольно широкое и либе­ральное понимание отношений между полами и форм семейно-брачных отношений, для многих (особенно женщин) брак и семья остают­ся важной жизненной ценностью. В основе брачных отношений, по результатам опроса студентов, чаше всего лежит эмоциональное и сек­суальное тяготение друг к другу (40%), дружба и совместимость (20%), жертвенность (20%), спокойствие (17%), реализм/практицизм (3%).

Период молодости с рождением детей привносит в жизнь челове­ка и новые социальные роли, и напрямую сталкивает его с историчес­ким временем. Это не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров и т.д., а еще и роли мате­ри и отца. Освоение именно этих ролей во многом составляет специ­фику процесса взросления.

Мать и отец для ребенка - это не просто самобытные личности, это еще и представители институтов социализации, носители опре­деленных экзистенциальных ценностей, норм и правил жизни в об­ществе. До рождения ребенка человек мог быть воплотителем преиму­щественно собственных представлений о жизни (интериоризованных от родителей или усвоенных в подростково-юношеских группах), но, став родителем, он уже связан необходимостью представить для ре­бенка модель правильнойжизни, контролировать следование этой модели и доказывать ее истинность. Но для того, чтобы сформировать для ребенка эту модель, молодой человек должен сам для себя ре­шить вопрос, что есть правильная жизнь,и это делает освоение роди­тельской роли одновременно личностной задачей человека.

Эриксон, анализируя среднюю зрелость как седьмую стадию человечес­кой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверж­дает субъективное ощущение своей нужности другим. Двумя сферами, оказывающими наибольшее влияние на личностное развитие и удовлетворенность собой в средней зрелости, являются профессиональная деятельность и семейная жизнь.

Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей - в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д. К.А. Абульханова-Славская описывает четыре типа идентификации в профессии:

1. идентификация происходит через выбор профессии, максимально отвечающей, близкой к характерис­тикам личности (например, если личность склон­ная к риску, то выбирается профессия, связанная с работой в трудных условиях, опасностью для жизни).

2. идентификация с профессией такова, что она дает возможность движения личности в профессии, по ступеням служебной лестницы и ступеням мас­терства.

3. движение в профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности, которые в момент выбора профессии находились в потенциальном состоянии.

4. совпадение с профессией обусловлено не только наличными способностя­ми, но и творческой активностью личности в целом.

В любой профессиональной деятельности для взрослого человека важно ее непрерывное осуществление; особенно это важно для твор­ческих профессий. Сбои и срывы, неуспех, длительные паузы снижают мотивацию, и человек может даже вообще «отучиться» работать.

Выделяют несколько типовых вариантов трудового пути:

1. Горизонтальный тип , когда продвижение работника основывается на постепенном повышении квалификации по одной специальности (например, повышение разряда, квалификации и т.п.);

2. Вертикальный тип , при котором продвижение работника строится по должностному признаку (например, рабочий становится мастером, начальником смены, затем - заместителем начальника цеха, затем – начальником цеха, затем директором завода);

3. Ступенчатый тип , который совмещает горизонтальное и вертикальное продвижение (например, учитель, став завучем, а после – директором школы, продолжает вести уроки; или директор завода, достигнув высшей точки данного направления карьеры, начинает политическую карьеру).

Хотя, как утверждает великий классик литературы Л.Н. Толстой, все несчастливые семьи несчастливы по-своему, можно выделить ряд типичных ситуаций, в которых возможность развития «кризиса семьи» наиболее вероятна. К «нормативным» психосоциальным стрессам, воздействию которых подвергаются на раз­личных этапах своего существования большинство семей, относятся следующие события.

Прежде всего это само вступление в брак . Проза повседневной семейной жизни заставляет молодоженов снять «розовые очки», через которые они видели друг друга в «фазе привлечения».

С рождением ребенка во многих молодых семьях возникает ситуация «напряженного треугольника»: мужья нередко воспринимают ситуацию так, как будто ребенок «отнял у них внимание и заботу жены».

С появлением двух и более детей к этому добавляется так называемое «сиблинговое соперничество», когда каж­дый из детей бессознательно или осознанно тянет «одеяло» родительской заботы и внимания на себя.

С помещением ребенка в детский сад и школу возни­кает проблема распределения обязанностей родителей по отношению к ребенку. Если стирка пеленок и уход за младенцем традиционно считается «женским делом», то по мере взросления ребенка возрастает воспитательная роль отца, к чему, однако, не все отцы оказываются мо­рально готовыми.

При вступлении детей в «бунтарский» подростковый возраст группа сверстников как бы оспаривает роди­тельские авторитет и власть, при этом изменение ценно­стных ориентации детей приходится на возраст «пере­оценки ценностей» самих родителей.

Следующим «критическим этапом» в жизни семьи является профессиональная ориентация подростков . Связано это как с увеличением сложности получения образования в условиях экономического спада и возрастания конкуренции в обществе, так и с тем фактом, что родители зачастую представляют будущее своих детей, исходя из собственных чаяний, опасений и несбывшихся надежд. Эти родительские проекции могут оказаться и путеводной нитью, и прокрустовым ложем, в которое молодой человек должен вписаться, исходя из семейной традиции или из соображений «престижности» без учета его личностных особенностей.

Выход супругов на пенсию - один из заключительных этапов развития семейных отношений. Особенно тяжел он для людей с лидерскими наклонностями, привыкших отождествлять себя со своей профессиональной ролью. Если они не находят для себя подходящего замещающего занятия (уход за внуками; дача и т.д.), этот этап чреват возникновением чувства неудовлетворенности жизнью, ощущения собственной бесполезности, что (на фоне осознания, что ничего уже не изменить) приводит к формированию состояния, разно и точно названного известным отечественным психологом

Помимо «нормативных» стрессов, общих для большинства современных семей, многие семьи на различных стадиях своего существования подвергаются воздействию таких психосоциальных стрессоров, как вынужденное переселение, безработица, болезни и т. д.

Производительность (генеративность) и порождение (продолже­ние рода) как главные характеристики личности на этой стадии реа­лизуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве. По Э. Эриксону, зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нуж­ным; зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны моло­дых, о которых необходимо заботиться. При этом, естественно, речь идет не только о собственных детях.

Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.

С физиологической и психологической точек зрения, старение менее жестко связано с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни вплоть до 60-65 лет. Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии,в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры (и функции), которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях.

Старение (геронтогенез) – это физиологический процесс, сопровождающийся закономерно возникающими в организме возрастными изменениями, характер которых наследственно запрограммирован. Изменения, происходящие в стареющем организме, можно рассматривать на нескольких уровнях.

На молекулярном уровне происходят изменения биохимической структуры организма, снижение интенсивности углеродного, жирового и белкового обмена веществ, уменьшение способности клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы, что в целом приводит к накоплению в организме продуктов неполного распада.

На уровне функциональных систем также отмечаются изменения. Так, в клеточно-тканевой системе наблюдаются увеличение, разрастание соединительной ткани в сосудах, скелетных мышцах, почках и других органах. В состав соединительной ткани входят белки, колла­ген, эластин, которые, изменяясь в старости, становятся химически инертными. Это вызывает кислородное голодание, ухудшение пита­ния и гибель специфических клеток различных органов, что и приво­дит к разрастанию соединительной ткани. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой эндокринной, иммунной, нервнойи других системахв процессе инволю­ции организма.

Адаптация организма к старению достигается за счет мобилиза­ции резервных сил. Исследования памяти показали, что в период после 70 лет в ос­новном страдает механическое запоминание, а лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смыс­ловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Ведущим видом памяти в по­жилом возрасте становится смысловая, логическая память, хотя и эмоциональная память продолжает функционировать.

Выделяют хронологический (число прожитых лет) и биологический (то, как человек выглядит и себя чувствует) возраст. Если хронологический возраст превышает биологический, то говорят о замедленном старении. Если биологический возраст соответствует хронологическому или превышает его, то говорят об ускоренном старении.

Факторы, влияющие на старение:

1. пол (средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин)

2. экологическая обстановка в регионе (способствует возникновению определенных заболеваний)

3. условия труда (так называемые вредные производства, многочисленные стрессы)

4. образ жизни

5. личностная позиция (установка на пассивный или активный образ жизни).

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...