Профессиональная компетентность и компетенции воспитателя доу. Материал на тему: Профессиональная компетентность педагога ДО

Формируем

Фонематический

слух

Игра «Поймай слог» . Педагог произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т.д., когда услышит слог с заданным звуком.

Игра "Одинаковые или разные" . Ребенку на ушко говорится слог, затем педагог произносит тот же слог или совершенно противоположное сочетание звуков. Задача дошкольника угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Выдели слово». Логопед предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Игра «Слушай и выбирай» . Перед ребенком раскладываются картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Шутки - минутки».

Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Пример:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

Упражнение «Звуковой домик» («Звуковая линейка», «Начало, середина, конец»). Логопед произносит слова с заданным звуков, а дошкольники с помощью разноцветных символов определяют место звука в словах (начало, середина, конец).

Упражнение «Чистоговорки». Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук» : ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить какой звук пропущен.
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

Красный - белый

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимать белый кружок.

Кто больше?

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Оборудование. Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Кто внимательнее?

Оборудование. Картинки на определённый звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны вспомнить другие слова с этим звуком. Игру можно усложнить.

Кто больше слов придумает?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Звенит - жужжит

Цель. Дифференциация звуков з - ж.

Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из команды. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребёнку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

Отстукивание слогов

Оборудование. Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребёнку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Телеграф

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а выбудете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводятся трёхсложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумать слова, которые надо передавать по телеграфу.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

(для детей средней группы)

УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

1. "Что звучит?"

Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет

Материал: колокольчик, бубен.

Ход игры:

Ребенок сидит на стуле, воспитатель сзади него стоит так, чтобы он не видел предмет, находящий в руках(колокольчик, бубен). Ребенок должен отгадать, что за предмет звучит.

2. "Похлопаем- потопаем"

Цель: Развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.

Ход игры:

На столе несколько звучащих игрушек. в ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка- хлопать в ладоши, при звуках бубна топать, колокольчик- хлопать, барабан- топать.

3." Громко, тихо посвисти "

Материал: большой и маленький слоник.

Цель: формирование слуха, развитие тембра голоса.

Ход игры:

В гости пришли два слоника: один маленький, другой большой. Воспитатель рассказывает, что слоник большой свистит громко, а слоник маленький- тихо, потому что сил у него меньше. Показывает и ребенок отгадывает, который из слоников издает звуки. Затем предлагает сделать ребенку.

4. "Звучащая посудка"

Цель: определить звучание посуды, развивать слуховой аппарат.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует различные звуки: стук чайной ложечки по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть действия). Потом ребенок определяет, по какому предмету ударяет воспитатель.

5. "Повтори"

Цель: формирование слухового внимания.

Ход игры:

Воспитатель предлагает сначала хлопнуть в ладоши один раз, затем два, затем три.

6." Послушай и скажи"

Цель: формировать умение слышать и называть звуки окружающего мира.

Ход игры.

Материал: аудиозапись со звуками окружающего мира.

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Звучит аудиозапись. Воспитатель задает вопрос.

Что звенит? (звонок).

Что грохочет (гром)

Что гудит? (сирена).

Что шуршит? (листья).

Что скрипит? (дверь).

Кто стрекочет? (кузнечик).

Кто каркает (ворона).

Кто кричит?(девочка)

УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

1. "Я потерялся"

Цель: различение на слух длительности звучания, громкости и высоты голоса.

Ход игры:

Воспитатель встает с подгруппой детей в разных углах группы, подальше друг от друга и просит представить, что они потерялись в лесу. Надо аукаться так, чтобы другой услышал. затем постепенно сближаясь, аукаясь все тише.

2. " Маленький цыпленок"

Цель: формировать умение пользоваться громкостью и высотой голоса.

Материал: цыпленок, котик, мама- курица, маски-цыплят.

Ход игры:

На полянке гуляет цыпленок. Предложить детям продемонстрировать, как он пищит, когда он гуляет с другими цыплятами. (дети изображают цыплят). Выбегает котик, цыпленок испуганно пищит. Выходит мама- курица- радостно.

3."Мы котятки, поросятки, курочки и лягушатки.."

Цель : формировать умение имитировать голоса различных животных и птиц.

Ход игры: Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Чуковского " Путаница".Дети повторяют звуки животных и птиц.

Замяукали котята:

Надоело нам мяукать! Дети повторяют звуки:(мяу, мяу).

Мы хотим как поросята,

Хрюкать! (хрю, хрю).

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!(кря, кря)

Мы хотим, как лягушата, Квакать (ква, ква).

Свинки замяукали:(мяу, мяу).

Кошечки захрюкали: (хрю, хрю).

Уточки заквакали: (ква, ва).

Курочки закрякали: (кря, кря).

Цель: формировать умение различать и имитировать голоса животных, развивать внимание и память.

Материал: карточки с изображением животных и птиц.

Ход игры:

Показать детям картинки с изображением зверей и птиц (волк, корова, коза, осел, петух, лягушка, петух и т.д.)Предложить детям имитировать их голоса. Затем воспитатель сам имитирует голоса зверей и птиц, а ребенок показывает нужную картинку и вызывает обладателя голоса.

5. "Угадай, кто меня позвал?"

Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.

Ход игры : Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. дети движутся по кругу и поют. "Вот построили мы круг, повернемся рядом вдруг, а как скажем: "скок"," скок"! Угадай, чей голосок"?".

Слова "Скок", Скок". произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали,если нет- продолжает водить.

УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

1."Выбери картинку"

Цель: формировать умение различать звук.

Материал:картинки с изображением предметов.

Ход игры

Воспитатель называет слов, а дети поднимают карточку с изображением предмета, который назвала воспитатель и произносят слово.

Сом, том, дом.

Суп, сук, жук

Зубы, губы,шубы.

2. "Придумай свое слово"

Цель: формировать умение детей придумывать слова, похожие по звучанию и называть причину изменения слова.

Ход игры:

Воспитатель предлагает придумать свое слово, похожее по звучанию.

Каска..маска, ласка..

Кошка..мошка, ложка..

Мушка..сушка..

Лайка..гайка, зайка..

3. "Найди ошибку"

Цель : формировать умение узнавать правильный звук в слове.

Ход игры"

Воспитатель сознательно называет слово с изменением одного звука, а ребенок должен исправить воспитателя.

Мамолет- самолет

Шумка- сумка

Нишка- мишка.

Воспитатель также предлагает детям назвать свое слово,а другие называют правильное слово, при этом называют причину изменения слова.(изменение звука в начале слова).

УЗНАВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

1. "Рассмотри и расскажи".

Цель: формировать умение произносить гласные звуки.

Материал: Медиа доска с изображением картинок.

Воспитатель спрашивает, что изображено на доске.

Мальчик плачет. Как он плачет? (а-а-а).

Волк воет. Как он воет? (у-у-у).

Больной кричит. как он кричит (о-о-о).

2."Очень нужные слова- для тебя и для меня!"

Цель: формировать умение называть слова на первый гласный звук.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать слова на гласный звук.

А- арбуз, автобус, автомобиль..

О- ослик, окно...

У- улица. ушко...

3." Найди картинку"

Цель: формировать умение узнавать в слове гласные звуки.

Материал: карточки с изображением предметов.

Ход игры

Воспитатель называет слова и если ребенок слышит слово, начинающееся на звук (и), (а), (у),(о) поднимает карточку.

4."Здравствуй, Петрушка"

Цель: Формировать умения повторять предложения, выделяя повторяющиеся звуки.

Материал: костюм Петрушки.

Воспитатель в костюме Петрушки.

Я петрушка озорной

Буду я играть с тобой!

Ты, дружок, не зевай!

А за мной повторяй.

"Бей, барабан! Барабан, барабань!"

"Тише, тише, тише

Шелестят на крыше мыши!

"Са-са-са - прилетела к нам оса!

Ша-ша-ша -моет мама малыша.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

За-за-за - уходи домой коза.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Цель : формирование речевого дыхания.

(каждое упражнение выполняется не более 2-3 раза).

Надуть щеки и удерживать набранный воздух.

Втянуть щеки и расслабить их.

Надуть щеки и резко надавить на них пальцами(воздух пропустить сквозь зубы).

Легко дуть на перо, лежащее на столе.

Дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности.

Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.

Пускать мыльные пузыри.

Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.

На выдохе произносить медленно гласные.

«Бассейн»

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков, развитие фонематического слуха

Игровой материал. Заполненная горохом, небольшие предметные картинки, мелкие игрушки.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове. За правильный ответ ребёнок получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.

«Чудо-дерево»

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Игровой материал. Дерево из картона, листочки с картинками.

Описание игры. Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на листочки с картинками, произнести слово и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны сорвать листок.

«Чудесный мешочек»

Цель: Учить слышать и определять первые и последние звуки в словах.

Игровой материал: Мешочек, мелкие игрушки.

Описание игры. Все игрушки сложены в мешочек. Логопед, держа мешочек, подходит к детям и предлагает достать оттуда одну игрушку, показать ее всем, просит назвать, что на ней изображено, а потом определить первый или последний звук в слове.

«Золотая рыбка»

Цель. Учить определять место звука «С» в словах.

Игровой материал.Рыбка из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями.

Описание игры Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, буква ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

«Где звук?»

Цель. Нахождение места звука в слове.

Игровой материал.Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, предметные картинки заданным звуком.

Описание игры. Ребенок берет картинку, называет ее и определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, картинка кладется на первую последнюю или среднюю часть полоски.

«Кенгуру»

Цель. Нахождение места звука «Р» в словах.

Игровой материал.Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, бабочка прикрепленная на нитку.

Описание игры. Логопед называет слово. Ребенок определяет место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, бабочка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.



«Ромашка»

Игровой материал.Ромашка из цветного картона, на листочках картинки.

Описание игры. Логопед предлагает собрать ромашку из лепестков с заданным звуком.

Цель. Определить наличие или отсутствие звуков в словах.

Игровой материал. Домик из картона.

Описание игры. Раздаются картинки, ребенок должен выбрать только те картинки, в которых есть заданный звук и помещают их в домик.

«Гусеница»

Цель. Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игровой материал. Гусеницы из картона разных цветов и длины, предметные картинки, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: ёж, уж, мак, рак, жук, сыр, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, сумка, шапка, чашка, кошка, мышка.

Описание игры.Играющим раздаются картинки. Карта с пирамидой лежит на середине стола.«Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны бытькартинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже - из трёх, ещё ниже - из четырёх звуков, а в основании пирамиды должны быть помещены картинки из пяти звуков».Дети определяют количество звуков в названиях предметов изображённых на их картинках, и кладут эти картинки на соответствующие квадраты.

«Кто быстрее соберёт вещи».

Цель. Упражнять детей в дифференциации звуков.

Игровой материал. Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук «С» или «Ш»: шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка. Между предметами - кружки в количестве от одного до четырёх; 2 фишки разного цвета, кубик; по 10 квадратиков разного цвета.

Описание игры. Играют двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «С», другой - вещи со звуком «Ш». Дети поочерёдно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребёнку звук, он кладёт на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберёт в свой чемодан.

Картотека дидактических игр

для развития фонематического слуха и восприятия

Игра "Волшебный мешочек".

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: " волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Игра "Найди ошибку".

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд, с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух - и трехсложные слова); предметные картинки.

Ход игры. Логопед знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков "едут" картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).

Игра "Собери игрушки".

Цель: тренировать детей в определении места звука С в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов.

Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.

Примечание . Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

Игра "Бусы".

Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе).

Ход игры. Логопед показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно, подчеркивает, что бусы получились длинными.

Игра "Построй домики".

Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.

Оборудование: изображения домиков (вырезаны по контуру, разрезаны вертикально на две части с фигурным вырезом - по типу puzzle - с написанными на них слогами.)

Ход игры. Логопед показывает детям части домиков. Обращает их внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово. Сложившие домики правильно получают звания "лучших строителей".

Игра "Кубик".

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Игра "Помоги зайчику перейти через речку".

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.

Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.

Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик "перепрыгивает" с одного "камешка" (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через "речку".

Игра "Исправь ошибки Незнайки".

Цель: тренировать детей в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).

Ход игры. Логопед предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра "Накорми Великана".

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Ход игры . Логопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета-конфеты, котлета-котлеты, сосиска-сосиски, огурец-огурцы, яблоко-яблоки и т.п.).

Игра "Отгадай букву".

Цель : закреплять зрительные образы букв у детей; развивать у них пространственное воображение.

Оборудование : листы бумаги с незавершенными изображениями букв.

Ход игры . Логопед показывает детям то, что написал художник Тюбик. Оказывается, что художник Тюбик не закончил работу: он не дописал буквы. Детям предлагается отгадать, какие буквы он хотел написать.

Игра "Вставь нужную букву".

Цель: тренировать детей в выполнении операций по звуко-буквенному анализу слов.

Оборудование: карточки с написанными на них словами; Игрушка Дед Буквоед.

Ход игры. Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы "съел" Дед Буквоед в каждом из слов.

Игра "Придумай слово".

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.

Оборудование: робот (игрушка).

Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано верно, у Робота на голове зажигается лампочка.

Игра "Перебеги дорогу".

Цель : развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

Игра "Найди свой домик".

Оборудование : три стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего "домика".

Игра "Перейди через болото".

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова - названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Оборудование: большие зеленые круги ("кочки"); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар).

Ход игры. На полу раскладываются изображения "кочек" (зеленые круги). Возле каждой из "кочек" кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через "болото", наступая только на те "кочки", возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

Игра "Собери букет".

Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.

Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка - буква.

Ход игры. Логопед раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три-четыре стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает "букет". Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.


Кто что услышит?

Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры.

Взролый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должн отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над весами.

Понесёмся над весами,

А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра «Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков

Игра «Кто это?»

Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (А-у-И…)

Найди ошибку и назови слово правильно.

Описание игры. В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Доску на гору везём, будем строить новый ком.

Между гор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали - тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Шутки - минутки.

Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка,

полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Какой звук пропал в слове?

Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.

Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

  • Написал письмо я зайке, но забыл приклеить...арки.
  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.
  • Подарили нам игрушки: целый день палили... ушки.
  • Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
  • В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
  • Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
  • Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
  • Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.
  • Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
  • На арену... игры вышли, мы от страха все притихли.

Различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

Игра «Услышишь лишнее-хлопни»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

Игра «Услышь слово»

Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Упражнение «Эхо»

Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а...» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда продолжим.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Что общего?

Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях - в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

Кто больше слов придумает?

Описание игры.

Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

«Эхо»

Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме - выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неведома.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

«Выбери слог со звуком «у»

Вы говорите, например: та-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, ребенок должен найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога - это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?

«Выбери слово на звук «у»

Предложите малышу следующие, например, ряды слов: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д. Трудно выбрать из трех? Оставим два слова. Если легко - увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма, эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на звук «у» не будет.

Игра "Звук заблудился"

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – ай-да!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

На прогулку в лес

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях, которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц. Подобным образом можно подбирать игрушки или картинки на другие звуки.

Взрослый выставляет игрушки на столе и просит ребенка назвать их. Затем он предлагает ребенку отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Ребенок выбирает нужные игрушки, называет их, сажает в машину, и отвозят в определенное заранее место.

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)”

“ Называем по очереди слова со звуком с и нанизываем по одному колечку. Я говорю слово “собака” и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть - собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).” Слова нужно называть по порядку одетых колец. Каждый раз, играя, старайтесь увеличивать число запоминаемых слов. (Используем любые другие звуки)

Запомни и повтори слоговые ряды:

Ас – ос – ус – ыс, ос – ус – ыс – ас, ус – ыс – ас – ос, ыс – ас – ос – ус

Игра «Найди лишнее слово».

Цель: развитие фонематического восприятия, обучение игре по правилам.

Расскажу об одном из вариантов сценария этой игры. Например, если Вы занимаетесь с мальчиком, то предложите ему поиграть в милиционеров, которым нужно поймать вора. Вором будет только верно произнесенное слово. А все остальные – невиновные. Если ребенок услышит верное слово, то он поднимает картинку с изображением тюрьмы, если неверное, то картинку с изображением двери (например, фетка, бетка, ветка).

Другой вариант этой же игры, с видоизменением целей.

Традиционную игру можно сочетать с развитием моторики и слухоречевой памяти. Вы называете ребенку ряд слов, в котором одно отличается от других: например, мак, рак, мак банан. Одновременно вы договариваетесь, что когда Вы говорите похожие слова, Вы выкладываете красную фасоль, а когда отличающееся слово – то белую. Ребенок должен воспроизвести услышанную комбинацию слов в виде выложенной фасоли. После игры ребенку можно объяснить значение фразеологизма «белая ворона» (на примере белой фасоли).

Детям младшего возраста можно предложить поиграть в такие игры: вы выкладываете разные предметы: молоток, ножницы и т.п. А далее два варианта: или Вы воспроизводите звук предметом или просто просите сказать «чей это голос – тук-тук». Модификация этой игры: покажи кто разговаривает (на столе картинки пчелки, комара): «ЖЖЖ», а теперь «ЗЗЗ» и т.д.

Традиционные хлопки в ладоши при различении какого-либо звука можно заменить элементами игры

Игра «Эхо».

Вариации этой игры: «повторялки», «попугаи», «шпионы».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Смысл игры в том, что обычную инструкцию «Повтори за мной: Шла Саша по шоссе и сосала сушку» можно заменить на игру в «эхо», «повторялок», «попугаев» и т.д.

предварительно проговариваются.

Игра «Города».

Все мы прекрасно помним игру из детства, в которой нужно было придумать город, начинающийся с той же буквы, на какую заканчивался придуманный другим игроком город.

Эта игра хорошо подходит для развития навыка фонематического анализа. Тема игры может быть любая.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Игра «Рассели по домикам».

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие 4 степени обобщения (слово: вещь).

Задание: Звуки О и У в одном доме и все время путают свои вещи. Называй, пожалуйста, их вещи и раскладывай: вещи со звуком У в эту горку, а со звуком О в эту (можно усложнить инструкцию: раскладывать вправо и влево). Можно сделать обозначение горок в виде букв.

Материал: букет, бубен, кактус, капуста, кубик, бусы, туфли

Материал: бочка, венок, зонт, кость, сапог, лимон.

Расселять в домик можно, сочетая эту игру с любой темой: можно расселять домашних и диких животных, фрукты и овощи и пр.

При этом расселяемые звуки также могут быть любыми.

Одним из важных моментов этих игр является то, что картинки с ребенком

Игра «Расставь цветы по вазам».

При повторении цветов и оттенков можно поиграть в игру «Расставь цветы по вазам». Например, занятие по дифференциации звуков «р» и «л». У Вас 2 вазы: голубая и красная. В красную вазу ребенок должен поставить: розовые, серые, черные, оранжевые и пр. цветы. А в голубую вазу: белые, алые, желтые, золотые и пр. цветы.

« Давайте поздороваемся ». Дети стоят парами. Если слышат такой-то звук, то здороваются (слегка ударяются) плечиками, если такой-то, то здороваются спинками.

Цель: развитие игровой памяти, коммуникативных качеств.

Оборудование. Повязка на глаза.

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют:

«Вот построим мы круг, Повернемся разом вдруг, А как скажем «спок, спок, спок» Угадай, чей голосок!»

Слова «спок, спок, спок» произносит один из играющих, назначенный Ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадывает, становится в общий круг, а в центр круга становится тот, чей голос угадали. Если нет – продолжает водить.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, активизируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

«Пуговки»

Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

« Лошадки.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

« Подуй на вертушку.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Строим домик».

Вы можете строить домик для разных героев. Например, для Дины и Тины, для Димы и Дины и т.д.

У Вас есть два образца домика и кирпичики к ним, на оборотной стороне которых изображены картинки с оппозиционными звуками.

Ребенку нужно построить звук для Димы из кирпичиков со звуком «м», а для Дины – со звуком «н».

«Грузовик.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

«Колокольчик.»

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.

«Узелки.»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: шнур.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

«Гаражи.»

Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.

« Птички на дереве.»

Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.

«Три медведя.»

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

«Наряди ёлку» (1 вариант).

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

« Наряди ёлку» (2 вариант).

Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш]- [с], развивать зрительное восприятие.

Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.

Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:

[ш] или[с], находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Выложи домик.»

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

«Автомобили»

Взрослый предлагает детям поиграть в «автомобили».

Дети выстраиваются друг за другом, взрослый – впереди. Взрослый громко, отчетливо гудит: «Би-би-би», или: «Ду-ду» и предлагает детям тоже гудеть.

Вся колонна движется несколько раз вокруг комнаты, сопровождая движение ясными, громкими гудками.

Игра повторяется несколько раз; при третьем-четвертом повторении можно предложит детям гудеть тихо и громко. Во время игры взрослый следит за гудением детей и сам все время гудит

«Что звучало?»

Воспитатель демонстрирует детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Силуэты.»

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.

«Кубик.»

Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.

Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить.

Педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

«Найди свой домик»:

Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».

Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

Игры, помогающие определить место звука в слове

«Звукоедик»:

Игровой материал: кукла.

Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

«Подарки друзьям»:

Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.

«Отгадай загадку»:

Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Например:

Хитрая плутовка, Рыжая головка. – ЛИСА

Ребенок пишет отгадку:

зеленый | красный | синий | красный

«Назови слово по модели»:

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

синий | красный | синий

Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

Модели берем разные. Играем до победителя.

«Цепочка слов»:

Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Последние материалы раздела:

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...