Что такое сложные звуки в артикуляции. Артикуляция звуков речи

Для русского языка в целом характерно противопоставление твердых и мягких согласных (ср.: мал и мял , дома и Дёма ). Во многих европейских языках такого противопоставления нет. При заимствовании слово обычно подчиняется произносительным нормам русского языка. Так, перед «е» в русском языке обычно звучит мягкий согласный (м ь ел , н ь ет ). Так же начинают произноситься и многие иноязычные слова: м ь етр , р ь ебус . Произношение твердых согласных сохраняют обычно все иностранные фамилии: Шопен[пэ], Вольтер[тэ]. Произношение твердого согласного перед «е» типично и для книжных, малоупотребительных слов (апартеид [тэ]. демарш [дэ] ). Определенное значение имеет и тип согласного перед «е». Например, сочетание «де» чаще произносится с мягким согласным. а сочетание «те» - с твердым. Известную роль играет источник заимствования. Например, конечный ударный слог в словах из французского языка обычно произносится с твердым согласным (пастель [тэ], кюре [рэ], гофре [рэ] ). Но здесь есть и исключения, например, слово шинель произносится с мягким «н». Приведем небольшую группу слов, в которых часто наблюдаются ошибки произношения.

Правильным считается произношение твердого согласного перед «е» в следующих словах: артерия, ателье, атеист, бижутерия, бизнес, бизнесмен, бифштекс, бренди, брудершафт, бундесвер, бутерброд, бюстгальтер, ватерполо, галифе, гангстер, гофре, гротеск, дезинтеграция, декадент, деквалификация, декольте, детектив, демпинг, денонсация, детерминизм, де-факто, де-юре, дешифровка, идентичный, импресарио, инертный, индекс, интервал, интеграция, интенсивность, интервенция, интервью, картель, каре, кабаре, конденсат, контейнер, кортеж, компьютер, кюре, лазер, лотерея, мадера, мадемуазель, менеджер, несессер, нонсенс, пастель, панель, пантера, продюсер, регби, реле, свитер, тезис, тембр, тенденция, темп, тент, шедевр, шимпанзе, штекер, эстет.

В словах диета, проект, кариес не произносится звук [j], то есть они звучат как [д ь иэта], [проэкт], [кар ь иэс].

Согласный перед «е» произносится мягко: академия, аттестат, бенефис, берет, брюнет, букмекер, бухгалтерия, вексель, газель, галантерея, гегемон, дебет, дебаты, дебют, дегенерат, девальвация, деградация, дезинфекция, демагог, демократ, демисезонный, демонтаж, депонировать, депеша, деспот, дефект, дефис, дефицит, деформация, дивиденд, икебана, инвестор, интеллигент; конгресс, кондиционер, кофе, крем, патент, презентация, прогресс, ревю, реглан, реестр, резерв, рейд, рейс, рельс, рентген, рефери, термин, шинель, эффект.

В целом произношение твердых и мягких согласных в заимствованных словах является очень подвижной нормой. Как правило, заимствуясь, слово некоторое время произносится с твердым согласным. По мере того, как оно осваивается языком, утрачивает «налет» иностранного, «чужого», твердое произношение постепенно заменяется произношением мягкого согласного (в соответствии с написанием). Подчас этот процесс идет очень быстро. Например, школьники городских школ, где компьютер уже не воспринимается чем-то экзотическим, обычно произносят слово компьютер с мягким «т», но общелитературной нормой такое произношение еще не стало.

В то же время в ряде случаев одинаково допустимым является произношение как твердого, так и мягкого согласного. Например, произношение «е» и «э» разрешается в словах: агрессия, дезинформация, декада, декан, кредо, претензия и некоторых других.

Следует обратить внимание и на социальную значимость произношения твердых и мягких согласных в заимствованных словах. Если нормой еще является произношение твердого согласного, то произношение мягкого согласного может быть воспринято как проявление низкой культуры человека (ср.: шимпанз ь е, мед ь емуа ь ель) то же время произнесение твердого согласного в слове, где нормой уже стало произношение мягкого согласного, может быть воспринято как проявление мещанства, псевдоинтеллигентности. Так воспринимается, например, произношение типа ши[нэ]ль, к[рэ]м, ко[фэ], брю[нэ]т, ака[дэ]мия, [тэ]ма.

Произношение [е] и [о] под ударением после мягких согласных и шипящих

В русском языке в положении между мягким и твердым согласным под ударением обычно произносится «о» (графически «ё»): сестра - сестры, жена - жёны . Однако в целых группах слов такого чередования не наблюдается. Это многие заимствованные слова (блеф, афера и др.), слова, пришедшие к нам из старославянского языка. Например, существительные на -ие обычно старославянского происхождения, а слова с -ё - русского, поэтому можно выделить такие параллели: бытие- бытьё, житие- житьё . Нет чередования и в позиции между двумя мягкими согласными, ср.: гололёд , но - гололедица .

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Внимательно прочитайте следующие слова, обратив внимание на правильное их произношение и поставьте ударение:

а ) Белёсый, блёклый, блёстка, вояжёр, жёрнов, жёлоб, жёлчь, киоскёр, маневр, околёсица, смётка, заём, приёмник, многоженство, ведёрный, ведёрко, ксёндз, коленопреклонённый, запечатлённый, шёрстка, жёрдочка, безнадёжный, никчёмный, импортёр, ретушёр, маркёр, тапёр, хроникёр, каскадёр, осведомлённый, стартёр, офицерьё.

б) Акушер, опека, афера, бытие, житие, дебелый, львиный зев. гренадер, карабинер, восприемник, сметливость, оседлость, согбенный, двоеженец, многоженец, блеф, истекший срок, жердь, жезл, шершень, бесхребетный, модельер, диспансер, мизер, крупье, портье, острие.

2. Отметьте слова, в которых после мягкого согласного под ударением произносится [э].

Бытие, побасенка, одноименный, оглашенный, оглушенный, гренадер, разновременность, подключенный, груженный, грубошерстный.

3. Разделите данные ниже слова на две группы в зависимости от того, какой – твердый или мягкий - произносится согласный.

Ампер, анестезия, антенна, бежевый, бифштекс, брюнет, бутерброд, декан, демон, депрессия, капелла, каравелла, картотека, кафе, кекс, мель, модерн, музей, новелла, Одесса, отель, пастель, патент, пионер, резонанс, рельс, сарделька, супермен, таверна, тематический, фанера, фонотека, шатен, шинель.

4. Выделите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо.

Антитеза, анапест, гротеск, эстетика, эффект, генетика, теннис, бассейн, фонема, бенефис.

В устной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е: т[эм]п или [т"э]мп? бас[сэ]йн или бас[с"э]йн? В одних случаях произносится мягкий согласный.

В некоторых заимствованных словах после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э]: эгида, эволюция, дуэлянт и др.

Многие заимствованные слова имеют орфоэпические особенности, о которых необходимо помнить.

1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: бомонд, трио, боа, какао, биостимулятор, вето, брутто, нетто, авизо, оазис, реноме. Произношение слов поэзия, кредо и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные по происхождению имена собственные также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения: Шопен, Вольтер, Сакраменто и др.

Мягкое произнесение:

Твердое произнесение:

4. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов:

6. В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е: гене зис [г"энэ], реле [рэл"э] и др.

7. Твердый [ш ] произносится в словах парашю т [шу], брошю ра [шу]. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж" ]. Так же мягко произносятся имена Жюльен, Жюль.


8. При произнесении некоторых слов иногда появляются ошибочные лишние согласные или гласные звуки.

Следует произносить:

инцидент, не инци[н]дент;

прецедент, не преце[н]дент;

компрометировать, не компроме[н]тировать;

конкурентоспособный, не конкурент[н]оспособный;

чрезвычайный, не ч[е]резвычайный;

учреждение, не уч[е]реждение;

будущий, не буду[ю]щий;

жаждущий, не жажда[ю]щий

Одна из главных трудностей русского произношения - это выбор между [э] и [е] в заимствованных словах. Проще всего решить, что «правильного ответа не существует». Или что надо произносить так, как нам кажется благозвучнее. Да и вообще, какая разница, бутЕрброд или бутЭрброд? СвитЕр или свитЭр? Главное, чтобы бутерброд был вкусным, а свитер тёплым. Но правильный ответ есть, и он зафиксирован в словаре. Как не перепутать [э] с [е], выясняем в очередном выпуске грамотности.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно : проект [э]

Мы так часто произносим это слово по работе, что, если спросить, как правильно: проЕкт или проЭкт, можно всерьёз засомневаться. Часто в заимствованных словах после гласных буква «е» обозначает звук «э»: риелтор или вот проект. Такое произношение многим кажется «не по-русски», но это норма, зафиксированная словарями. Приходится подчиниться и запомнить верный вариант: про[э]кт.

Правильно : свитер [э]

Наверное, у каждого в гардеробе есть пара свитеров. Слово «свитер» любезно позаимствовано нами из английского языка («sweater»), поэтому в написании и произношении очень часто ошибаются: свитер или свитор? А может быть, свитэр? Пишем только так: свитер. И каким бы ваш любимый свитер ни был тёплым и уютным, слово произносится твёрдо - свит[э]р.

Правильно : бутерброд [э]

Возможно, вы удивитесь, но бутерброд произносится твёрдо: бут[э]рброд. Такое непривычное произношение приводят все общеизвестные словари (орфоэпический, иноязычных слов и словарь ударений). Лингвист Марина Королёва рассказывает , что слово было зафиксировано в словаре иностранных слов ещё в начале XX века в качестве «ломтика белого хлеба с куском сыра, ветчины и так далее». Слово пришло к нам из немецкого языка - butterbrot (дословно «хлеб с маслом») - и произносится практически так же, как и в оригинале.

Правильно : кетчуп [е]

А если в бутерброд добавить кетчуп, то будет ещё вкуснее. Согласный «к» в слове «кетчуп» произносится мягко, поэтому произношение к[э]тчуп ошибочно. Ну и расскажите уже вашей бабушке, что кетчУпов не существует: ударение в этом слове падает на первый слог.

Правильно : сессия [е] или [э]

Как ни скажи, сЕссия или сЭссия, слово остаётся в числе нелюбимых у большинства студентов. Можно сколько угодно спорить, доказывая правильность того или иного произношения. Однако в Орфоэпическом словаре русского языка «сессия» входит в число слов с неустойчивым произношением, то есть допускается и твёрдое, и мягкое произношение согласного «с». При этом мягкое произношение отмечается как наиболее предпочтительное.

Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки. Красивая речь важна для всех, неважно, диктор вы или обычный офисный работник. И для её грамотного построения обязательно необходимо овладеть основами артикуляции.

Артикуляция в русском языке, как и во всех остальных, состоит из нескольких этапов.

  • Экскурсия – начало, самый первый этап, который обозначает подготовку частей речевого аппарата к произнесению звука.
  • Выдержка – то, как вы произносите звук. При этом важно учитывать положение речевого аппарата – оно должно отвечать нормам.
  • Рекурсия – завершающий этап. Речевой аппарат завершает свою работу, его составляющие переходят в состояние покоя или готовятся к произнесению следующего звука.

Однако такая четкая последовательность событий характерна только для произношения одного звука. Это выглядело бы так четко, как на схеме, если бы человек проговаривал звуки по отдельности.

В реальной речи, повседневной, этапы «накладываются» друг на друга, их четкость смазывается. Выдержка часто сливается с рекурсией предыдущего звука. Человек не успевает тщательно подготовить органы к произношению звука, поэтому экскурсия не выражается как следует. Из-за этого речь становится невнятной.

Это не значит, что вы должны четко произносить каждый звук, выделять его интонацией. Это было бы просто невозможно, общение бы затруднилось. Правильное произношение предполагает, что сначала вы научитесь теории, научитесь её применять, а затем она перейдет в безусловный рефлекс.

Рассмотрим это на примере произношения звука «Т». С ним часто возникают проблемы, потому что неподготовленные к правильному произношению люди выражают звук слишком невнятно. Он получается сиплым, сдавленным.

Вот как следует произносить звук «Т»:

  • Следите за парой «воздух – язык». Воздух не должен быть направлен на связки, потому что в этом случае как раз и получится сиплый вариант, о котором говорилось выше.
  • Направляйте струю воздуха четко на язык.

Тренировка по произношению этого звука позволяет улучшить не только произношение, но и повысить упругость языка, хорошо потренировать речевой аппарат.

Вы уже ознакомлены с теорией по произношению звука «Т». Сначала вы будете долгое время следить за тем, как он звучит у вас в повседневной речи, но затем, когда вы убедитесь, что говорите правильно, эта информация закрепится, у вас больше не будет нужды поправлять себя и следить за собой.

Артикуляционная гимнастика

Что это такое? Такая гимнастика предназначена для разогревания мышц . Эти упражнения необязательно выполнять в какое-то определенное время суток. Можно легко применять их время от времени, потому что они просты и не требуют особого внимания.

Гимнастика для щёк включает следующие упражнения:

  • Представьте, что вы – хомяк. Нужно набрать воздуха за одну щеку, потом плавно «перегнать» его под нижнюю губу, ни в коем случае не размыкая губ. Затем переходите к другой щеке, крайней. Повторить такой цикл нужно несколько раз.
  • Следующее упражнение похоже на предыдущее в плане того, что снова нужно использовать воздух. Наберите его в рот и надуйте щеки. Крепко сомкните губы. Теперь нужно попытаться вытолкнуть воздух наружу, но ни в коем случае не открывайте рот! Вы почувствуете небольшое давление, которое хорошо разогреет щеки.

Для того, чтобы разогреть нижнюю челюсть, можно применить одно нехитрое упражнение, которое многие люди делают неосознанно. Можно просто двигать нижней челюстью по кругу, взад-вперед, тем самым подготавливая её к правильной дикции. Тут нужно быть осторожным, так как можно случайно вывихнуть челюсть. Не переусердствуйте.

Вы когда-нибудь пробовали зевнуть с закрытым ртом? Если нет, то обязательно попробуйте. Это поможет разогреть нёбо. Другой способ – скопировать полоскание рта. Если сложно это представить, то сначала реально прополоскайте рот, а затем имитируйте эти движения самостоятельно. Со временем у вас начнет получаться.

После выполнения этих заданий можно переходить к упражнениям для улучшения артикуляции, которые зависят от проблемных звуков, которые у вас есть. Существуют специальная , и многие другие, которые вы можете найти на данном сайте. Некоторым людям достаточно простого развития речевого аппарата, ведь у многих он слаб, поэтому нуждается в тренировках. Упражнения выше помогут исправить ситуацию.

Артикуляция позволяет научиться правильно произносить не только проблемные звуки, а и все, что имеются в русском языке, ведь большинство людей даже не подозревает, что те или иные звуки они произносят неправильно.

Русский язык очень красивый и многогранный, но огромную роль играют не только слова,
но и само произношение - как человек говорит, насколько правильно и точно выражать свои мысли.

Сегодня начинаем небольшую серию замечательных уроков по развитию техники речи.

Урок первый — Артикуляция, в котором мы узнаем, как добиться отчетливой и красивой речи и натренировать артикуляционный аппарат.

Практические упражнения

Расслабление челюсти.

Сжимаем левую руку в кулак, подставляем кулак под челюсть и пытаемся открыть рот. После нескольких неудачных попыток убираем кулак и челюсть падает вниз.

Указательными и большими пальцами обеих рук поднимаем и опускаем челюсть, двигаем ее взад и вперед без помощи челюстных мышц.

Разминка для губ.

Покусываем верхнюю губу. Покусываем нижнюю губу. Покусываем обе губы.

С силой втягиваем губы в себя, расслабляя «делаем» улыбку и показываем зубы, вытягиваем губы трубочкой вперед. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Верхняя губа наверх, нижняя свободна. Нижняя губа вниз, верхняя свободна. Главное сохранить неподвижность всего лица. Верхняя губа наверх, нижняя вниз.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Вытягиваем губы трубочкой вперед и расплываемся в улыбке, но не показываем. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Разминка языка.

Аккуратно покусываем кончик языка. Аккуратно покусываем середину языка. Достаем языком до подбородка и аккуратно покусываем корень языка.

«Чистим» зубы языком. Важно чистить зубы везде, и снизу и сверху и в труднодоступных местах. Язык должен быть очень активен.

Язык бьется попеременно то об одну, то о другую внутреннюю сторону щеки.

Делаем упражнение «болталка». Очень быстро высовываем и прячем язык назад.

Садимся, кладем руки на колени, корпус опускаем вперед, высовываем язык и активно трясем головой.

Практические упражнения для развития артикуляции смотрим в видео, а ниже, как всегда, немного теории (для особо любознательных:)

Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.

Для начала в общих чертах ознакомимся с устройством речевого аппарата. Полость рта спереди и с боков ограничена зубами, сверху нёбом, снизу - языком. Эти органы речевого аппарата и участвуют в образовании членораздельных звуков.

Сзади твердого нёба слизистая оболочка формирует складку - мягкое нёбо. Его бока срастаются со стенками глотки, а нижняя часть остается свободной и переходит в язычок.
Пространство между мягким нёбом и корнем языка называется зевом. За зевом идет полость глотки, разделяющаяся на пищевод и гортань или верхнюю часть дыхательного горла.
На первом кольце дыхательного горла лежит перстневидный хрящ, который как бы служит основанием гортани и остается неподвижным, но к нему прикрепляются мышцы, управляющие движением других хрящей.
На узкой, обращенной вперед части перстневидного хряща лежит подвижный щитовидный хрящ.
По обе стороны задней расширенной части находятся два меленьких черпаловидных хряща.
Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами таким образом, что между связками остается голосовая щель.

Щитовидный хрящ может подниматься и опускаться, а черпаловидные - смыкаться и раздвигаться. Благодаря этому голосовые связки натягиваются и расслабляются.
Высота тона зависит от напряжения и длины голосовых связок (у женщин голос выше, так как у них связки короче, чем у мужчин).
За гортанью следует дыхательное горло или трахея, бронхи и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на веточки, заканчивающиеся пузырьками - альвеолами.
Легкие представляют собой два полуконуса, лежащие в грудной полости.
Легкие ограничены снизу диафрагмой - мышечным колоколом, отделяющую грудную полость от брюшной.


Артикуляция гласных звуков

Когда мы произносим гласные звуки, выдох должен быть совершенно беззвучным и теплым.

Артикуляция звука У - рот складываем трубочкой. Воздух выдыхаем в узкое кольцо губ.

Звук Ы - губы раскрываем, зубы раздвигаем на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди (неправильный прикус), выдыхаемый воздух не должен стлаться по стенкам гортани (это даст неприятный призвук), а выходить в середину отверстия между зубами.

Артикуляция звука И - расстояние между зубами - кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней (правильный прикус). Во время выдоха следим, чтоб воздух шел прямо в отверстие между зубами, не ударяясь в верхние зубы, иначе будет свист.

Звук О - рот в кольцо, более широкое, чем на У. Воздух выходит теплой, широкой струёй.

Прежде чем приступить к артикуляции звуков А и Э, следует научиться широко открывать гортань. Для этого плотно закроем губы, зажмем пальцами нос и произнесем несколько раз звук М (м-м-м).
Ясно ощущается поднятие нёбной занавески, расширение гортани и если обхватить горло рукой, то чувствуется выпирание зева вперед.
Проделывайте эту гимнастику в течении двух недель по двадцать раз каждый день, затем постарайтесь зевнуть по-настоящему, сохраняя тоже положение.

Звук Э - губы раскрываем горизонтально, расстояние между зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска приподнята. Выдох направляем в середину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Артикуляция звука А - гортань открыта широко, нёбная занавеска поднята, рот - большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Выдох очень теплый.

Когда усвоена артикуляция гласных звуков в отдельности, начинаем сочетать звуки:

У - У - Ы - Ы

У - У - И - И

У - У - О - О

У - У - Э - Э

У - У - А - А

Следим за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (нельзя выдыхать толчками) и за точностью открытия рта и разжимания зубов. Нужно обратить в привычку правильное движение диафрагмы.
С каждым днем делайте упражнение быстрее и быстрее. Требуется довести подвижность губ и диафрагмы до непринужденной легкости.



Артикуляция согласных звуков

Согласные звуки, также как и гласные, должны быть поставлены на правильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи.
Надо ясно представлять, какие части речевого аппарата (язык, зубы, губы) участвуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для произношения согласной.
Согласный звук надо произносить ярче и сильней, чем в разговорной речи.

Механизм вбирания воздуха при произношении гласных, остается таким же и для согласных. При выдыхании следите, чтоб воздух не задевал связок (при сильном выдохе) и не стлался по полости рта (при слабом выдохе).

Звук П - образуется при размыкании губ. Закройте рот, возьмите воздух, пользуясь нижним дыханием, подведите его к сомкнутым губам и разорвите их силой воздушного потока.

Артикуляция звука Б - звук также образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и сильным выдохом выбросьте их наружу. Не примешивайте какой-либо гласный звук.

Звук Т - образуется с помощью языка. Внимательно следите, чтобы воздух был направлен только на язык, не задевая связок, в противном случае это даст неприятный сиплый призвук. Над звуком Т нужно работать долго и упорно. Это уничтожает вялость языка, развивает его упругость, силу.

Звук Д - также образуется движением языка. Кончик языка, упираясь в то же место, где образуется Т, как бы приклеивается к нёбу. Потоком воздуха язык отрывается вниз.

Звук Х - образуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Если произносить звук Х на сильном выдохе, он будет резкий, неприятный. Если же с легким выдохом провести его через гортань, получится тихий, мягкий звук.

Звук К - происходит при смыкании тех же органов речи, у маленького языка. С помощью сильного короткого выдоха воздух моментально выбрасывается из гортани.

Звук Г - также происходит при смыкании задней спинки языка с мягким нёбом, но ниже. Подражая грудному ребенку, произнесите "аг-г-гу". Вы ясно ощутите то место, откуда исходит звук. При произнесении звука Г следите, чтобы звук был чистый, без примеси К или Х.

Артикуляция звука Н - язык сильно прижимаем к нёбу. Кончик языка упирается в верхние зубы, которые слегка открыты. Губы образуют горизонтальную щель. Легкую струю воздуха направляйте на кончик языка, но не в нос. Зажмите пальцами ноздри и зафиксируйте положение речевого аппарата на звуке Н. Затем произносите Н с открытым носом, не усиливая и не ослабляя звука, иначе Н будет с примесью гнусавости.

Звук М - произносите М, зажав ноздри. Ясно чувствуется расширение гортани, слабая струя воздуха направляется в губы, слегка разрывая их. Зафиксируйте положение рта и направление воздуха, и затем произнесите М с открытым носом, не ослабляя губ и не усиливая звука, чтобы звук не стал гнусавым.

Звуки В и Ф - происходят при одинаковом положении рта. Верхняя губа приподнята, верхние зубы обнажены, нижняя губа соприкасается с верхними зубами.

При артикуляции звука Ф сильный поток воздуха, подаваемый движением диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между верхними зубами и нижней губой.

При звуке В нижняя губа слегка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух процеживается, напоминая звук виолончели. По чистоте произношения, звук В - один из самых трудных. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не примешался звук Ф и В не потерял звучность.

Артикуляция звука Л - вначале язык подтянут к нёбу, а кончик упирается в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный поток воздуха, попадая на переднюю часть языка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте несколько раз, не отнимая языка. Когда место образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отрывом языка.

Звук Р - получается от быстрого колебания или вибрации передней части языка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно произнесите несколько раз звук Д и сразу же звук Р. Получится: д-ррр.

Звук Ч - губы мягко раскрыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка приближается к зубной части нёба. Для произнесения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным коротким движением диафрагмы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длительном выдохе Ч звучит как Щ.

Звук Ц - язык артикулирует к верхним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. Иначе будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, направлен на нижнюю губу и подбородок. При длительном выдохе Ц превратится в С.

Чтобы Ц и Ч были короткими, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.

Звук С - язык легко приподнят к зубам. Раскрытые губы, нижняя губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Протяжный и сильный выдох, поток воздуха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик языка не был между зубами.

Звук Ш - зубы обнажены, губы раскрыты, расстояние между зубами незначительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной части нёба. Струя воздуха направлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа прижата к зубам, или нижняя челюсть будет впереди верхней, это вызовет шепелявость.

Звук Щ - положение рта - как и при Ш, но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и сильный выдох.

Звук З - положение рта - как при С. Звук З питается небольшим количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик языка приводится в легкое колебание. Если язык перестанет вибрировать, к звуку З может присоединиться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, нужно произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.

Звук Ж - зубы обнажены, губы мягко раскрыты, расстояние между зубами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Количество выдыхаемого воздуха незначительно, ощущается его колебание на языке.

Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются коротким движением воздуха. Эти звуки нельзя протянуть, не прибавив к ним какой-либо гласной.

В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, кроме силы, есть и продолжительность звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на верхнем дыхании.

Звуки Ч и Ц, если их протянуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и четкости произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно чаще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.

П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х-Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усвоены все твердые согласные, приступаем к работе над мягкими согласными. Некоторые согласные звуки произносятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только мягко (Щ, Ч).
Все остальные - мягко или твердо, все зависит от гласной, которая следует за ними. Когда произносим мягкие согласные столб воздуха, который их питает, гораздо слабее.

Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , так как к ДЬ зачастую примешивается звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире открывать рот. Кончик языка направлен к передней части нёба.

ЛЬ - размягченный язык, отодвигается вглубь рта, его кончик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику языка, а стелется по его бокам.

РЬ - язык вибрирует ниже, чем при твердом Р, ближе к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком случае тренируйте: д-рь, д-рь-д-рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появлялось РИ.
avernus.ru

Небольшой мастер-класс от преподавателя курсов Искусство речи в Санкт-Петербургской школе телевидения Юлии Вяловой.


Удачи и успехов Вам!!!

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...