В чем заключается педагогическая деятельность. Особенности педагогической деятельности

Модуль: Введение в педагогическую деятельность

Рабочая тетрадь

по дисциплине Педагогика

Структура курса «Введение в педагогическую деятельность» состоит из взаимосвязанных тем (Профессия педагога и его роль в современном обществе, педагогическая деятельность, личность педагога и его профессионально значимые качества, профессионально - педагогическая культура педагога, общение как основа педагогической деятельности, современная система отечественного образования, профессионально-личностное становление и развитие педагога). Учебные занятия включают элементы рефлексивной деятельности, коллективные, групповые и индивидуальные творческие задания, различные тестовые методики.

Рабочая тетрадь поможет Вам в получении информации об основных направлениях педагогической деятельности, осмыслении педагогических понятий, формировании педагогической позиции и культуры учебного труда; в применении активных и интерактивных методов обучения в ходе лекций, семинарских занятий, а также во внеаудиторное время. Поощряется самостоятельное изучение различных источников информации, использование мультимедиа, а также опыта педагогов-новаторов.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ФИО студента ______________________________________________

Факультет __________________________________________________

Курс _______________________________________________________

Группа _____________________________________________________

Горно-Алтайск 2014

1. Дайте определение следующим понятиям:

Профессия

___________________________________________________________________

Специальность

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Специализация________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Квалификация_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Квалификационная характеристика_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания об особых требованиях, предъявляемых к педагогической профессии. Выскажите свое мнение в соответствии с заданным началом (по выбору):

«Раньше я не задумывался над этой проблемой, но сегодня...»;

«Мне кажется, что в этой проблеме главным является...»;

«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»;

«По моему мнению, главное предназначение педагога...»;

«Предназначение педагога заключается в...»;

«В результате ознакомления с высказываниями, я задумался...»,

«Рассматриваемая сегодня проблема помогла мне...» и т.п.

Главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниям, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим ученикам, дабы воспитать у них человечность (Я.А.Коменский).

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель... воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель должен быть свободен, как поэт, художник (Д.С. Лихачев).

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - это... творение человека (В.А.Сухомлинский).

Сложились две точки зрения по поводу общедоступности педагогической профессии. Согласно первой педагогической профессией может овладеть каждый: человеку предопределено биологическое созидание индивида, следовательно, он наделен и способностью к социальному созиданию растущего человека. Согласно второй - для педагогической профессии должны быть определенные показания: природные предпосылки, педагогическая направленность, определенные качества и способности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расположите основные этапы становления и развития педагогической профессии во временной последовательности. В качестве формы фиксации используйте хронологическую таблицу:

4. Напишите эссе:

Почему я выбрал(а) профессию педагога.

Портрет преподавателя.

Как я готовил(а) себя к выбору профессии.

Я и профессия педагога.

Мой идеал преподавателя.

Педагог будущего.

Моя первая учительница.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте схему «Педагогические специальности».

6. Подберите примеры педагогических специализаций на современном этапе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Министерство образования и науки РФ

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Кафедра педагогики


на тему Специфика педагогического труда


Калуга, 2011г.



Введение

Особенности педагогической профессии

.В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

Педагог и личность ребенка

Заключение

Список литературы


Введение


Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Труд педагога имеет ряд особенностей, которые обусловлены спецификой учебно-воспитательного процесса. В ходе этого процесса осуществляются передача знаний (т.е. систематизированной информации) обучающимся и воспитание обучающихся.

Осуществление учебно-воспитательного процесса возможно тогда, когда педагог обладает системой знаний и имеет способности передать эти знания обучающимся. Поэтому важнейшим требованием, предъявляемым к личностно-деловым качествам педагога, является профессиональная компетентность, под которой подразумеваются знание преподаваемой дисциплины и эрудиция. Некомпетентный педагог, плохо знающий преподаваемую им дисциплину, вряд ли может передать знания обучающимся и вызвать у них интерес к этой дисциплине.

Характерной чертой учебно-воспитательного процесса является многофакторность воспитания. Это означает, что на воспитание человека оказывают существенное влияние семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации, формальные и неформальные контакты с другими людьми. Однако педагог не должен пассивно наблюдать за воздействием этих факторов на обучающихся. Хороший педагог выступает в роли координатора, комментатора и даже оппонента по отношению к факторам, влияющим на обучающихся, поэтому педагог должен быть разносторонне образованным, эрудированным человеком. При этом знания педагога должны систематически совершенствоваться, а профессиональная компетентность предполагает волю к развитию и самосовершенствованию.

Необходимым условием успешной деятельности педагога является наличие воспитательных способностей. Воспитательные способности педагога определяются совокупностью его знаний и умений в области воспитания. В частности, педагог должен знать, что такое воспитание в широком социальном смысле и в узком педагогическом значении; соотношение понятий формирование личности, социализация и воспитание; сущность и структуру воспитания как педагогического явления, его логику развития; роль основных институтов воспитания в процессе формирования и социализации личности; место воспитания в совокупности факторов формирования и развития личности.

Педагог должен уметь определять пределы возможностей воспитания и педагогической деятельности в развитии личности обучающегося; координировать целенаправленные формирующие влияния всех социальных институтов воспитания, обеспечивая максимальную реализацию потенциала каждого из них; обеспечивать реализацию функций воспитания в их логической последовательности в непрерывном учебно-педагогическом процессе.

Важной особенностью учебно-воспитательного процесса является его длительность. В ходе этого процесса педагогу приходится неоднократно встречаться со своими учениками. Причем обучающиеся взрослеют и педагогу приходится не только повторять и закреплять полученные учениками знания и навыки, но и давать им новые знания, базирующиеся на уже заложенном фундаменте.

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса педагогу необходим высокий уровень морально-этической зрелости, ибо, общаясь с педагогом, ученики воспринимают его не только как носителя знаний, но и как личность. Причем воспитательная роль педагога может быть сведена к нулю, если он не обладает морально-этической зрелостью.

Морально-этическая зрелость педагога включает честность, порядочность, соблюдение нравственных и этических норм, принятых в обществе, верность данному слову и т.п. Существуют различные точки зрения на труд педагога. Одни считают, что успех педагогической деятельности зависит только от личностных качеств педагога, а применяемые им методики особого значения не имеют. Другие, наоборот, акцентируют внимание на методике обучения и полагают, что педагог - лишь проводник тех или иных идей, а его личностные качества не имеют определяющего значения.

Это противопоставление неоправданно и педагогический труд дает наилучшие результаты тогда, когда обеспечивается симбиоз современных методик обучения и талантливой деятельности педагога.

Качество педагогического труда в значительной мере характеризуется психолого-педагогической культурой.

воспитательный педагог нравственный сухомлинский

1. Особенности педагогической профессии


Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов:

а) труд как целесообразная деятельность;

б) предмет труда;

в) средства труда.

Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?

Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд - это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он - не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (на пример, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктивным, когда он заключает в себе элементы самовоспитания и самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - непременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 600). Он утверждал, что учителя - это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д О пользе педагогической литературы).

Рассматривая педагогику «в обширном смысле как собрание наук, направленных к одной цели», и педагогику «в тесном смысле» как теорию искусства, «вы веденную из этих наук», К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыков необходимы еще и специальные знания...» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т.1. С. 229, 231).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы я программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.-Л., 1948. С. 43). Великий русский писатель Л.Н. Толстой, как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1953. С. 342).

Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. А.В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» (Луначарский А.В. О народном образовании. - М., 1958. С. 443). Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается огромный поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России.


. В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя


Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости, зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.

Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

Учитель - не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.

Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.

Главный скульптор - учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.

Это в идеале, а в жизни - очень сложно и трудно.

Объект учительского труда - духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя - личность творца, гуманиста, созидателя.

Объект нашего труда - постоянно меняющийся ребенок, наш труд - формирование человека. Это огромная ответственность.

«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества». Комментарии к статье. Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Остановимся еще на одной особенности труда учителя - это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.


Схема ролей-функций учителя в его деятельности


Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.


Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви)


Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.


3. Педагог и личность ребенка


В своей профессиональной деятельности учитель связан прежде всего с учащимися. Однако круг общения педагога значительно шире. Важную роль в воспитании подрастающего поколения также играет педагогически грамотное взаимодействие учителя со своими коллегами, с родителями учащихся, с администрацией школы, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию учащихся. Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения «учитель - ученик», именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «учитель - ученик» представляет собой систему социальных связей, начиная от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер.

Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя - работать, учить, а для подрастающего поколения - учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей. Правда, следует заметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 96) предоставляет широкие права педагогам и учащимся в части выбора образовательного учреждения, в случае необходимости смены школы, класса и т.д., но в целом в массовых общеобразовательных учреждениях преобладают традиционные формы взаимоотношений между учителями и учащимися. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать и со стороны содержания образования. Учитель является носителем той или иной области научных знаний, в учебном процессе он выступает как просветитель, транслятор научного мировоззрения. В то же время во взаимодействии с учащимися он должен выступать и как высоконравственная личность - носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов прошлого Джон Локк так писал о значении примера учителя: «Его собственное поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил и поэтому он должен всегда тщательно оберегать своего воспитанника от влияния дурных примеров...» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются учащихся, высокомерно и неуважительно относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» (Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 543).

Вся совокупность служебных, мировоззренческих, нравственных отношений составляет сущность и содержание учебно-воспитательного процесса. Особое место в этих отношениях занимают отношения нравственные. Современный уровень развития образования характеризуется тем, что деятельность учителя рассматривается не только как простой процесс прямого воздействия на личность ребёнка (передача знаний, убеждение личным примером и другими методами и способами педагогического воздействия), но и как организация активной познавательной деятельности самого учащегося. Обучение является двусторонним процессом, в котором педагогу отводится не столько роль транслятора знаний, сколько руководителя, вдохновителя и организатора познавательной деятельности школьников. Не случайно Я.А. Коменский эпиграфом к своей книге «Великая дидактика» взял слова: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащиеся меньше бы учили, а учащиеся же больше бы учились».

Однако в системе отношений «учитель-ученик» взаимодействующие стороны по своему содержанию и силе воздействия друг на друга не равноценны: ведущей и наиболее активной их стороной является учитель. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное - его поступки оказывают решающее влияние на нравственные отношения, складывающиеся между ними. Если нравственные отношения между педагогом и учеником и коллективом учащихся складываются неправильно, то причину этого учитель прежде всего должен искать в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе. Нравственные отношения между учителем и личностью школьника выполняют ряд важных для педагогического процесса функций. Назовём основные из них.

Нравственные отношения системы «учитель-ученик» являются одним из важнейших условий педагогического процесса. В зависимости от содержания эти отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его. Учащиеся, принимая воздействие учителя и соблюдая его рекомендации, должны верить, что предъявляемые им требования справедливы. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства не дают должного эффекта, а иногда даже могут дать результат, противоположный ожидаемому.

Педагогический труд направлен на преобразование человека. Дети, будучи объектом воздействия, в процессе педагогического воздействия оказывают определенное сопротивление, которое хотя и сродни сопротивлению любого иного материала, но значительно превосходит его богатством форм и сложностью проявлений. «Почему в технических вузах, - писал А.С. Макаренко, - мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?!» (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 85).

Мозг ребенка, подростка - не всегда «воск», из которого можно «лепить» нужную нам личность. Он может быть и твёрдым сплавом, с трудом поддающимся необходимой обработке. Более пластичным он может быть в случае хороших взаимоотношений между учителем и учеником. Доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ребенка, делают процесс обучения и воспитания человечнее, в конечном итоге - эффективнее. По мере демократизации и гуманизации образования в нашей стране прогресс в педагогическом деле связан именно с уменьшением доли принуждения учащихся в процессе их обучения и воспитания и с возрастанием удельного веса в нём иных средств (повышения мотивации к учебе, стремление познать что-то новое и т.д.).

Нравственные отношения учителя с учеником являются важнейшим инструментом воспитания. Эти отношения с раннего школьного возраста практически включают учащихся в определенный тип нравственных отношений, приобщая их к нравственному опыту - опыту уважения, честности, доброжелательности или же опыту неуважения, ненависти и вражды. Сложившиеся нравственные отношения значимы и для учителя, поскольку они воздействуют на его отношения к педагогическому труду, который в одних случаях может приносить радость и удовольствие, а в других - становится для него неприятной и безрадостной обязанностью. Стержневым компонентом, пронизывающим всю систему взаимоотношений между педагогом и ребенком, является уважение к личности каждого учащегося.

Педагогическая специфика этого требования заключается в том, что уважение адресовано не уже сложившейся, сформировавшейся личности, а лишь находящейся в процессе своего становления. Отношение учителя к учащемуся как бы предвосхищает процесс становления его как личности. Оно основывается на знании тенденций развития подрастающего поколения, дающих основание проектировать социально-значимые черты личности ребёнка.

Практически ни у кого из учителей нравственное требование - уважение к личности учащегося - открыто не вызывает возражений. Однако на практике нередко встречается нарушение этой нормы, что свидетельствует о трудностях, которые учителю приходится преодолевать и с которыми он не всегда может успешно справиться. К тому же отношение к ученику как личности требует затрат нервной энергии и дополнительного времени, поскольку оно не терпит небрежного, поверхностного отношения к человеку. Поэтому уважать каждого учащегося и видеть в ним личность - это сложная работа ума и сердца учителя.


Заключение


У слова «педагог» есть несколько близких по смыслу, почти синонимичных терминов: «воспитатель», «наставник», «учитель». На последнем следует остановиться подробнее. Слово «учитель» принято употреблять как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это авторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние на людей. Словом «учитель» называют людей, создавших свои школы в областях науки, литературы, искусства. Высокое это звание с полным правом носят А.С. Пушкин, К. Станиславский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители культуры.

Это слово в узком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают наших детей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, а также к тем людям, которые обучают взрослых людей.

Высокий моральный облик, нравственная чистота - необходимые качества личности педагога. Хочет учитель этого или нет, он ежедневно дает своим питомцам уроки нравственности. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть педагогом Ответственность, добросовестность, трудолюбие - это необходимый «арсенал» качеств учителя. Дело в том, что свою деятельность, ее результаты он оценивает прежде всего сам, и очень важно, чтобы оценка эта была беспристрастной, объективной. К деятельности педагога приложимы слова поэта о том, что «он сам свой высший суд, всех строже оценить сумеет он свой труд».

Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя - любовь к детям. Это требование сформулировано в любом учебнике педагогики, его можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».

Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном виде передать своим питомцам. «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, - писал К.Д. Ушинский, - чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим». Учитель управляет процессом формирования личности каждого своего ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества.


Список литературы


1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

Питюков В.И. Основы педагогической технологии. - М., 1997.

Талызина Н. Ф. Т16 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ»

Контрольная работа по дисциплине:

««Профессиональная этика и этический кодекс учителя »

на тему:

«В чем состоит основное содержание профессионального кодекса

современного педагога? .»

Выполнил: слушатель курсов:

Ермолаева Вера Алексеевна

учитель МБОУ СОШ №2

г. Шахтерска

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение 1-2

2. Теоретические аспекты и содержание профессионального кодекса современного педагога. 2- 7

3.Профессиональная характеристика педагога. 7-9

4.Этический кодекс педагогов 9-13

Заключение 13-14

Литература 14

    1.Введение

    Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое неизбежно требует качественных изменений. Вместе с тем, государство предъявляет новые требования к содержанию образования и качеству образовательных услуг.

    Ключевой фигурой, формирующей новое содержание и качество, безусловно, является преподаватель. Поэтому вопрос о профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений и требований выдвигается на первый план. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики.

    Актуальность темы: Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

    Цель : Рассмотрение содержания профессионального кодекса современного педагога.

    Задачи:

    1. Определить сущность понятия «профессиональный кодекс педагога».

    2. Рассмотреть содержание профессионального кодекса современного педагога.

    Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

    2. Теоретические аспекты и содержание профессионального кодекса современного педагога.

    Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач. Однако в условиях модернизации отечественного образования перед преподавателем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи. Среди них следует отметить такие, как объективная оценка качества знаний учащихся на современном этапе развития образования, освоение новых информационных технологий, адаптация молодых учителей и организация наставничества. Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался

    специфический тип деятельности, назначения которой – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на

    учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский. Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом – деятельности его развития, воспитания, обучения.

    Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки:

    дидактики;

    частных методик;

    теории воспитания.

    В последнее время среди российских педагогов ведутся активные дискуссии по поводу свода правил, именуемых "Профессиональным кодексом учителя". Проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ".

    Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями

    учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение. В частности, учитель не должен "заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью ", "терять чувства меры и самообладания ". Также педагог "соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз ". Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях.Учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях ". Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей ". Помимо этого "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни ". Администрация школы, в свою очередь, "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей ". По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос "рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией ".

    В необходимости профессионального кодекса учителя убежден директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: "Учителя должны сами активно участвовать в определении тех норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это предвестник системы саморегулирования ".

    Напомню, о "Профессиональном кодексе учителя " заговорили еще летом 2009 года. "Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны ", – отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики "Эврика " Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.

    АлдарДамдинов, в свою очередь, напомнил: "Мы на августовской конференции дали задание учителям – разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно ".

    В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.

    Но не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно

    обновляется. Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания, как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению "высокие стандарты общественного поведения ".

    3.Профессиональная характеристика педагога.

    Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую.

    Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

    Потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

    Тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

    Понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

    Умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

    Знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

    Способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

    Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

    Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

    Е.В.Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

  1. Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого

    в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

    4.Этический кодекс педагогов

    Этический кодекс педагогов – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, который принимается ассоциацией педагогов или союзом профессиональных работников и в дальнейшем служит стандартом этических отношений в профессиональной деятельности. Особенность его такова, что он декларирует основные требования, не давая им объяснений.

    Необходимость кодекса педагогов обусловлена проблемной ситуацией: удержание идентичности образовательного учреждения в ситуации, характеризующейся массовизацией образования и доминированием рыночной парадигмы «сферы услуг»;

    дуализм самоидентификации, требующий интеграции двух форматов – этика профессии и этика корпорации;

    распространенность «антикодексных» стереотипов.

    Мотивы разработки кодекса:

    внешняя обусловленность: забота о репутации, доверии общества, о конкурентоспособности и т.п.;

    внутренняя корпоративная обусловленность: необходимость самокритики о степени реализации своей миссии, многообразие мотивов работы преподавательского корпуса и мотивации учащихся, «работающее» на понижение идентичности педагогической работы; острота профессионально-нравственных и внутрикорпоративных конфликтов.

    Цель кодекса:

    1) поддержание высокого статуса и престижа профессиональной педагогической деятельности;

    2) сплочение педагогического сообщества на основе единых этических стандартов;

    3) демонстрация готовности бороться с наглым и циничным попранием профессиональных и корпоративных норм;

    4) укрепление ценностей ответственности и критической рациональности в педагогической среде;

    5) оказание помощи в ситуациях морального выбора;

    6) разрешение накопившихся внутренних проблем и конфликтов;

    7) использование кодекса в самопознании, самоопределении и нравственном развитии педагогов.

    Появление кодексов этики – процесс, имеющий свои закономерности. Прежде всего, отметим общее определение кодексов. Так, в Большой Советской энциклопедии даются два определения кодекса:

    Кодекс (лат. codex первоначально – ствол, бревно, затем – скрепленные деревянные таблички для письма, книга) – одна из форм книги: скрепленные с одной стороны тетради из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов пергамента или папируса, а с позднего средневековья – бумаги. Форму кодекса сохраняют и современные книги.

    Кодекс – единый систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы права, регулирующие определенную отрасль общественных отношений (например, уголовный кодекс, гражданский кодекс)

    Главное в данных определениях, что послужило основой для использования понятия “кодекс” в сфере этики, - принцип упорядочения, систематизации. В частности, в “Словаре по этике” отмечается: кодекс этический – это свод моральных норм, предписываемых к исполнению.

    а) определять принятые нормы профессионального поведения;

    б) пропагандировать высокие стандарты практики;

    в) обеспечивать членов организации нормами для самооценки и др. Необходимость кодексов в деятельности педагогических учреждений определяется предельной ответственностью, которую несут педагоги. От их действий в значительной степени зависит жизненный сценарий другого человека. Наличие этического кодексаповышает вероятность совпадаемости фактического поведения педагога с ожидаемым. В кодексе первейшее значение придается утверждению ответственности как гаранта доверия, а, следовательно,надежности педагога-профессионала.

    При приеме на работу в образовательное учреждение руководитель должен оговорить, что учитель имеет право действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе этического кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием этического кодекса. Предполагается, когда сотрудники будут знать что правильность, справедливость, пристойность их поступков описаны в кодексе, который все могут прочитать и оценить недостойное поведение с точки зрения этого кодекса, тогда будет действовать фактор, порождающий потребность беречь свою репутацию, чтобы не быть отвергнутым. Следование Кодексу – внутреннее решение, свободное решение, но не частного лица, а профессионала, отвечающего перед профессией и за профессию, за ее соци­альную миссию, а потому –

    решение ответственное. Работающий в организации обязан подчинить свою профессиональную ответственность корпоративной, так как его профессия служит достижению общей цели организации. Но в профессиональной среде, которая выступает референтной группой, его профессиональная ответственность за совершаемые действия превыше корпоративной ответ­ственности. И если эти два вида ответственности приходят в противоречие друг с другом, перед человеком встает дилемма: уйти из организации или быть подвергнутым остра­кизму профессиональным сообществом». Из глубины веков идут требования к педагогу. Народ всегда предъявлял к нему повышенный интерес, хотел видеть своего педагога свободным от всех земных недостатков.

    Ещё в самом начале XVII века были сформулированы обширные и четкие требования к педагогу, которые не устарели по сей день. Я.А.Коменский считал, что главное назначение педагога состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

    Учителя должны были быть образцом: простоты- в пище и одежде, бодрости и трудолюбия- в деятельности, скромности и благонравия- в поведении, искусства разговора и молчания- в речах. А также подавать пример « благоразумия в частной и общественной жизни».

    Я.А.Коменский требовал, чтобы педагог внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивая от себя детей своим суровым обращением, а привлекая их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

    А вот учитель русских педагогов-К.Д.Ушинский предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без « глубоких и разносторонних знаний. Но и одних знаний мало».« Надо иметь, - считал он, ещё и твердые убеждения». Без них нельзя стать настоящим педагогом-воспитателем юношества: «… главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением».

    Заключение

    Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

    Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и

    стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

    В содержании профессионального кодекса современного педагога ведущее место занимает позиция педагога - система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.

  1. Список литературы

    1. Азаров, Ю. Искусство воспитывать / Ю. Азаров, - М.: 1978 - С. 247-268.

    2. Гришин, Э. Книга для учителя / Э. Гришин, - Владимир: 1976 - С. 174-177.

    3. Котигер, Я. Педагогическая этика / Я. Котигер, В. 1984 - С. 79-81.

    4. Кукушин, В. Введение в педагогическую деятельность / В. Кукушин, - М.: Март, 2005 - С. 17-19.

    5. Лавриненко, В. Психология и этика делового общения / В. Лавриненко, -М.: Юнити, 2002 - С. 342-349.

    6. Морозов, А. Деловая психология / А. Морозов, - Санкт-Петербург: Союз, 2002. - С. 25-28.

Существует три понятия: учитель, воспитатель, педагог. Учитель (преподаватель) - лицо, которое преподает какой-либо предмет в учебном заведении. Воспитатель - человек, который воспитывает, формирует личность. Педагог - лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью. Сегодня в учебных заведениях разных видов нужны педагоги, которые и дают знания учащимся и студентам, и формируют их личность. Истинные педагоги считают, что ученики для них - и сосуд, который они хотят наполнить знаниями, и факел, который хочется зажечь, чтобы пробудить жажду знаний, и личность, которой необходимо помочь сформироваться.

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ:

Педагогическая функция – предписанное педагогу направ­ление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогичес­ких усилий являются обучение, образование, воспитание, раз­витие и формирование учащихся.

Первая функция педагога, возникающая уже на стадии за­мысла проекта, – целеполагание. Цель – ключевой фактор педагогической деятельности, она направляет движение общего труда учителя и его уче­ников к их общему же результату.

Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, воз­можностей, воспитанности, развития. Это достигается диагнос­тированием . Без знания особенностей физи­ческого и психического развития школьников, уровня их ум­ственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правиль­ной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование.

Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющих­ся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проекти­ровочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разра­ботки плана учебно-воспитательной деятельности, составлени­ем которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

Организационная (орга­низаторская) деятельность учителя связана в основном с вовле­чением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Сущность информационной функции ясна , из определения. Учи­тель – главный источник информации для обучаемых. Он зна­ет все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необ­ходимы педагогу прежде всего для создания действенных сти­мулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем этапеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: ка­кова эффективность, почему она ниже намеченной, где и по­чему возникли и т. д.

Требования к учителю – это императивная система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности.

Выделены главные группы способностей:

1)Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей и т. п.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...