Психология предъявления для опознания. Психологические особенности производства отдельных видов предъявления для опознания

Предъявление для опознания как одно из отдельных следственных действий, получивших достаточно подробную правовую регламентацию, не исследовано еще в полной мере в плаце психологических закономерностей, лежащих в его основе.

Процесс опознания может быть представлен в виде схемы, объединяющей его развитие и сущность. Схема включает в себя три главных элемента:

а) восприятие внешности человека или признаков какого-либо объекта,

б) сообщение о приметах внешности или признаках воспринятых объектов,

в) опознание воспринятых объектов в число предъявленных.

В своих психологических характеристиках каждый из названных элементов обладает спецификой, проистекающей из их сущности. Анализ психологических характеристик первых двух элементов схемы, как это видно из их наименования, предполагает исследование вопросов восприятия внешности человека или восприятия признаков иных объектов, а также сообщение о воспринятом в процессе допроса, предшествующего опознанию.

В психологической и криминалистической литературе достаточно четко определены две формы восприятия объектов, существенно влияющих на процесс последующего опознания.

1. Аналитическая, т.е. предполагает восприятие, при котором выделяются (анализируются) отдельные приметы внешности и признаки предметов. Например: цвет глаз, форма носа, цвет волос, особые приметы.

2. Синтетическая, предполагающей восприятие объекта в целом без выделения отдельных признаков. Такой психологически скрытый процесс синтеза признаков внешности, который позволяет в один момент воспринять внешность человека или объект, представляет значительный интерес в плане возможности использования его результатов для расследования преступления.

3. Аналитико-синтетическая. Эта форма восприятия в процессе сообщения информации может диагностироваться по таким данным, как выборочное сообщение отдельных признаков наряду с синтетическим (скрытым, но поддающимся выделению и анализу) восприятием иных признаков. Знание всего сказанного чрезвычайно важно при диагностике формы восприятия в процессе допроса. Установление формы (аналитической или синтетической) влечет за собой соответственно различную тактику допроса, которая в первом случае будет иметь характер фиксации получаемой информации и ее уточнение, а во втором - системы приемов, позволяющих возбудить ассоциативные связи, способствующие оживлению в памяти отдельных моментов, связанных с восприятием.

Отдельные психологи при рассмотрении процесса отображения внешнего облика различают два уровня познания:

1) конкретно-чувственный (восприятие) и

2) абстрактно-логический (интерпретация).

Психологические закономерности, лежащие в основе процесса опознания, в значительной мере определяют тактику его производства. Первым обусловливающим моментом является допрос, предшествующий предъявлению для опознания. Тактическая необходимость его осуществления, получившая регламентацию в уголовно-процессуальных кодексах, объясняется следующим:

а) важностью получения информации о запечатленном;

б) необходимостью фиксации данных о воспринятом облике в целях гарантии правильности предстоящего опознания.

Здесь психологический аспект выступает в двух направлениях: обеспечение скорого запечатления информации о воспринятом объекте, препятствующее утрате информации в результате естественных процессов, происходящих в памяти; выполнение функции контроля за предстоящим опознанием и подбора идентификационного материала (сходных лиц), обеспечивающего возможность и достоверность опознания.

Психологическим моментом, обусловливающим тактику предъявления для опознания, является требование об определенном числе объектов (лиц), обеспечивающем оптимальные условия для опознания предъявляемого. Указанное в уголовно-процессуальных кодексах число лиц (не более трех), среди которых помещается опознаваемое лицо, имеет психологическую подоплеку, вытекающую из экспериментальных данных о наилучшем сосредоточении внимания при переборе признаков в процессе сравнения объектов. В тех случаях, когда число предъявляемых объектов превышает означенное, имеет место рассредоточение внимания. Большое число сравниваемых объектов исключает быстроту сравнения, распределяет внимание в очень широком диапазоне, что не способствует четкому выполнению функции сравнения.

Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем и полноту воспринятого, что определяется тем, является ли воспринимающий участником события или наблюдателем. Состояние психики также во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. Так, например, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями по-разному в эмоциональном плане оказывает воздействие на потерпевшего и свидетеля, так как первый является участником события. Чувство волнения, страха, вызванное событием, значительно субъективизирует воспринятое не только в смысле существенного преувеличения, но и утраты информации, относящейся к восприятию внешности. Объясняется это обстоятельство двумя факторами. С одной стороны, чувством страха, которое заставляет воспринимать событие, как более значительное, чем оно существует в действительности (напала большая группа - в действительности три человека; были вооружены пистолетами - в действительности один имел нож; напали с криком и угрозами - в действительности не было произнесено ни слова и т.

П.). С другой стороны - направленностью внимания. В связи с чувством страха внешность также воспринимается гиперболически. Рост становится большим (огромным), глаза - сверкающими, черные волосы - рыжими и т. п. В данном случае может иметь место подмена истинно воспринимаемого стереотипными представлениями о нападающем разбойнике. Это чрезвычайно важно учитывать в процессе допроса потерпевшего при установлении примет внешности нападавшего, в этом случае свидетель может дать информацию о внешности преступника значительно более объективную, что объясняется его эмоциональным состоянием, позволяющим более точно фиксировать внимание на воспринятом.

Значительную роль в определении полноты воспринятого играет направленность внимания, от которой зависит степень адекватности воспринятого. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т. п. Известное совпадение предмета размышления и воспринимаемого делает последнее более детальным. Интерес, определяющий направленность внимания, способствует полноте и детальности восприятия. Поэтому нередко информация о воспринятом при направленности внимания обладает подробностями, вызывающими сомнение в их подлинности.

Большое значение для полноты восприятия имеет его продолжительность, то есть объективное время, в течение которого оно происходит.

Полнота и правильность воспринятого зависит от физического состояния лица (недомогания, боли), возникшего как в момент восприятия, так и существующего определенный период. Несомненно в данном случае то, что плохое состояние отрицательно влияет на полноту восприятия, так как болевые ощущения отвлекают внимание. Однако последнее вовсе не исключает возможности восприятия со стороны субъекта. Отрицательно влияют на восприятие также и болевые ощущения у потерпевшего, возникающие в связи с преступным посягательством.

Степень восприятия во многом зависит от таких субъективных факторов, как состояние органов чувств воспринимающего, главным образом от недостатка функций последних, таких, как плохое зрение, слух, обоняние и т. и. Ошибки в восприятии, связанные с этим, могут давать неправильную информацию о воспринятом.

Правильность, восприятия, как указывалось ранее, определяется не только субъективными, но и рядом объективных факторов. К ним относятся факторы, традиционно; выделяемые общей психологией, как влияющие на ход и полноту восприятия. Среди них - освещенность воспринимаемого объекта, расстояние, на котором происходит наблюдение, погода, время протекания события. Зависимость восприятия от этих факторов очевидна и не требует детального рассмотрения, она находится в естественном соотношении типа «хуже освещение - хуже восприятие», хотя и обладает некоторыми особенностями, продиктованными индивидуальными качествами воспринимающего субъекта.

Опознание рассматривается как процесс и результат идентификации личности по чувственно-наглядному отображению (восприятию). Идентификационный процесс, осуществляемый при опознании, обладает рядом специфических черт, отличающих его от иных форм идентификации. Главное отличие состоит в формировании образа, являющегося основой для последующей идентификации, в сохранении его в памяти, в актуализации его в процессе допроса, предшествующего опознанию и, наконец, в скрытой форме идентификации, контроль за которой не всегда возможен. Формирование образа, который может быть использован для последующего опознания, по своему механизму однотипно с формированием иных форм отображения, а именно: материально фиксированных, так как они являются результатом взаимодействия в первом случае психического (наблюдение, восприятие), во втором случае механического (материальное отображение как результат взаимодействия объектов

Комплекс запечатлеваемых признаков индивидуален и зависит от множества субъективных и объективных данных, влияющих на восприятие. Важно здесь отметить только одно: симультанное восприятие представляет жесткий комплекс признаков, не поддающихся ни мысленной, ни фактической дифференциации и обладает полнотой, по полнотой скрытой, фиксируемой не внешне, а только внутренне - психикой воспринимающего. Аналитически же воспринимаемый облик, несмотря на свою неполноту (восприятие фиксирует достаточные и необходимые признаки не в полном объеме), дает возможность назвать выделяемые признаки и дифференцировать их как опорные для последующей идентификации при опознании. Эти особенности формирования облика при восприятии важно знать следователю.

Разрешая вопрос о доказательственной ценности результатов опознания, следователь или судья основываются на своем внутреннем убеждении, вытекающем из всестороннего рассмотрения доказательств, имеющихся по делу.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют с окружающей обстановкой, не соответствуют социальным ожиданиям. Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных "ореолов", шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из "Я-образа", непроизвольно соотносят их с собственными качествами. Низкорослые люди переоценивают рост высоких, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения возможны в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий методической помощи. Кроме формулировок "словесного портрета", могут быть использованы различные средства наглядности - рисунки, фотоснимки, фотороботы, система "Айденти-Кит".

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка .

Наиболее значительными и преимущественно запоминающимися являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ . Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по внешности. Нередко фиксируются элементы внешнего оформления - одежда, прическа, украшения . Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда служат объектом внимания. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный навык человека, отличающийся стереотипными компонентами: длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составной элемент походки - осанка человека во время движения - соотношение положения корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

При предъявлении лица для опознания по признакам внешности опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие опознающего. Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: "Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?" Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков. При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было произведено опознание. При отрицательном - выясняется, вызван ли ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, т.е. трудностями опознания, либо опознающий твердо уверен, что опознаваемого нет среди предъявленных лиц.

Опознание личности может проводиться и по устной речи - голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). Опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается его опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего, поочередно беседует с предъявляемыми для опознания лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и по каким речевым признакам. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть проведено по фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все выше рассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

Наиболее общим групповым признаком предметов являются их форма, контур. Существует пространственный порог различения формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные пределы распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя - размеры близко расположенных объектов переоцениваются.

Восприятие местности . Местность воспринимается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки, - план-схему, выделяет опорные ориентиры ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различения предметов.

Все воспринимаемые объекты "привязываются" к точке наблюдения. Субъективно оцениваются их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной. Знание особенностей восприятия пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированной проверки показаний на месте.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может быть опознано не более трех объектов.

На данной стадии происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

Оценка результатов опознания . Результаты предъявления для опознания представляют собой фактические данные, на основе которых в процессе расследования устанавливается истина. Данный этап является логическим завершением опознавательного процесса. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя или суда, который в силу этого не располагает достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в совокупности со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса и непосредственно в ходе процесса опознания. Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается вместе с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных служит серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов.

Следователь, прокурор, суд оценивает результаты предъявления для опознания по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрение всех обстоятельств дела. Оценка результатов предъявления для опознания заключается в достоверности или недостоверности источника доказательств, о доказанности или недосказанности факта и о значении по делу установленных фактов. Иными словами, оценивая результаты предъявления для опознания, нужно обязательно решить, не ошибается ли в силу определенных причин опознающий.

Для правильной оценки результатов предъявления для опознания большое значение имеют сведения об условиях восприятия. Данные о внезапности и быстроте действий, наблюдаемых свидетелем или потерпевшим, темноте или других неблагоприятных условиях восприятия. Состояние испуга, опьянение, нервное потрясение, телесные повреждения, полученные во время происшествия и повлекшие потерю зрения и так далее влияют на возможность правильного опознания.

При оценки опознания необходимо учитывать психическое и физическое состояние опознающего в момент предъявления для опознания. Так, сильные эмоции, возникающие при виде предъявляемых лиц, среди которых предполагается нахождение преступника, причинивший значительный ущерб потерпевшего или его родственникам, могут привести к ошибке со стороны опознающего.

В связи с этим интересно рассмотреть опыт зарубежных правоохранительных органов. Так, в ряде иностранных государств получило распространение такое опознание, когда опознающий находится за зеркальным стеклом и опознаваемые лица не могут видеть его. Для внедрения подобной практики у нас не требуется даже внесение каких-либо изменений в законодательство, так как в уголовно-процессуальном кодексе нет оговорок или запретов на такое опознание. Думается, что со временем и в Кыргызстане опознание будет производиться в таком виде.

Все нижеследующие следственные действия могут быть проведены только после допроса, и все они характеризуются повышенной психической активностью его участников. Во всех этих действиях проверяется правильность, достоверность ранее данных показаний. Участие в этих действиях предваряется построением определенной поведенческой модели, предстоящей к реализации в заранее известных условиях. Все нижеследующие следственные действия проводятся с согласия их участников путем добровольного совершения ими определенных ориентировочных и исполнительских действий.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации. Идентификация - это сопоставление, сличение одного объекта с другим (или его психическим образом) на основании их отличительных признаков, в результате чего устанавливается их тождество. Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к определенному ранее сформированному психическому образу. Оно осуществляется на основе перцептивного сравнения образа текущего восприятия с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (их опознание может быть осуществлено по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Опознание может осуществляться посредством предъявления натуральных объектов или их изображений.

В следственной практике к опознанию предъявляются объекты с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества. Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Предъявление для опознания не может быть проведено, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или если у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может произвести опознание данного объекта. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе "словесного портрета" (пол; рост; телосложение; особенности строения головы; волосы: густота, длина, волнистость, цвет, стрижка; лицо: узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты; цвет кожи; лоб; брови; глаза; нос; рот; губы; подбородок; отличительные особенности лица; особые приметы и др.). Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описывается одежда (от головного убора до обуви), предметы, постоянно находящиеся с опознаваемым (очки, трость, трубка и т.п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта, в связи с чем опознаваемое лицо находилось на этом месте, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным, и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени. Оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека, обеспечивающий его ориентацию в среде. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая, наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета может быть несущественным признаком, но выступать в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, его опознание осуществляется по совокупности других устойчивых признаков. Признаки - это информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм осуществления криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным следовым отображениям объекта и идентификации целого по его частям. Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность (человек, жилище, машина, обувь). Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. Признак - это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный и мыслимый объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Достоверное опознание может осуществляться только на основе существенных собственных признаков и примет. Существенный признак - признак, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, признак, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий всем предметам данного класса, но не являющийся существенным. Признаки предмета, отраженные в сознании человека, являются признаками понятия. В понятии отражается совокупность существенных признаков предметов и явлений. Узнавание осуществляется на основе понятий и представлений - психических моделей образной памяти. Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность.

Об общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых признаков. Процесс сличения сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств, а принятие решения - волевых качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании. Это может значительно затруднить процесс опознания. Различаются признаки достаточные и необходимые для опознания объекта. Так, для опознания лица по его внешности такими признаками являются характерные особенности его лица, "описанные в системе "словесного портрета". Признаки же одежды не могут быть достаточными и необходимыми. Обычно в объекте вычленяется единый комплекс его признаков. И лишь побуждение опознающего на аналитическую деятельность позволяет уточнить отдельные самостоятельные признаки опознания. См.: Шехтер М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, явления социальной перцепции, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность его восприятия, обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют окружающей обстановке, не соответствуют социальным ожиданиям. Особо выделяется рост человека, цвет его волос и прическа, выражение глаз, конфигурация носа, губ, подбородка, а также речевые и поведенческие особенности. Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных "ореолов", шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из "Я-образа", непроизвольно соотнося их со своими собственными качествами.

Низкорослые люди переоценивают рост высоких людей, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида существенное влияние оказывает фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения могут быть в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий определенной методической помощи. Кроме формулировок "словесного портрета" здесь могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система "айденти-кит" - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму его лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и подлежащими преимущественному запоминанию являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по его внешности. Нередко преимущественной фиксации подлежат элементы внешнего вида: одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда являются объектом внимания. Индивидуально выразительной является походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами. К ним относятся длинна шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составным элементом походки является осанка человека во время его движения - соотношение положения его корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

По требованию закона опознаваемый субъект предъявляется в составе группы не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам (ч. 1 ст. 165 УПК РСФСР). Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами предъявления для опознания. Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.

При предъявлении для опознания по признакам внешности всем участникам разъясняются цель данного следственного действия, их права и обязанности. Опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие лица, приглашающего опознающего. (Из соседнего помещения опознающий может быть вызван по телефону.) Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: "Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?" Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.

При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было произведено опознание. При отрицательном ответе выясняется, вызван ли этот ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, то есть трудностями опознания либо опознающий твердо уверен в отсутствии опознаваемого среди предъявленных лиц.

Опознание личности может осуществляться и по устной речи. По голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). При этом опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего поочередно беседует с предъявляемыми лицами и даёт им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После итого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам произведено опознание. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть произведено по его фотографии, которая предъявляется одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания и из-за добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается (в соответствии со ст. 79 УПК РСФСР) судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека. Наиболее общим групповым признаком предметов является их форма, контур. Существует пространственный порог различия формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий распознание рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - они зависят от глазомера индивида, особенностей его оценочных способностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части на меньшей фигуре, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя, размеры близко расположенных объектов переоцениваются. Цветовые впечатления также зависят от взаимовлияния цветовых тонов. Восприятие местности описывается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть значительно затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на отрытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различия предметов.

Все воспринимаемые объекты "привязываются" к точке наблюдения. При этом субъективно оценивается их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированного проведения проверки показа на месте.

Сложной психической деятельностью являются словесное описание опознающим признаков объекта предстоящего опознания и сам процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу несущественных признаков. Случайная совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания. В практике судопроизводства возможно ложное опознание и ложное неопознание. Ложное неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При производстве судебного опознания необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

Ошибочное опознание в отличие от преднамеренного ложного опознания может быть следствием различных внушающих воздействий на лицо, легко поддающееся внушению.

Воспринимаемые элементы объекта могут иметь разные варианты интеграции. Это можно проиллюстрировать следующим примером:

Наблюдатель данного комплексного объекта может мысленно объединить или элементы 1-2, 3-4, 5-6 или элементы 2-3, 4-5. В зависимости от того, как первоначально структурировался объект восприятия, будут интегрироваться признаки объекта, предлагаемого для опознания. Опознание связано с теми перцептивными задачами, которые решал индивид при формировании первоначального эталонного образа.

Предъявление для опознания как следственное действие, регламентированное уголовно-процессуальным законом , получило свой статус совсем недавно, с момента принятия УПК 1960 г. До этого времени оно проводилось по аналогии с другими следственными действиями (допросом , очной ставкой, обыском) и не имело процессуального закрепления и четкой регламентации.

Четкое и лаконичное определение предъявления для опознания дано Ю.Н. Михайловой и В.В. Степановым. Предъявление для опознания - это процессуальное действие, заключающееся в идентификации объекта в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

Сущность предъявления для опознания заключается в установлении опознающим субъектом тождества или различия ранее наблюдавшегося им объекта по приметам, сохранившимся в его памяти. С учетом этого предъявление для опознания можно определить как процессуальное действие, состоящее в предъявлении с учетом определенного порядка подозреваемому, обвиняемому, свидетелю , потерпевшему , подсудимому объекта для установления тождества или различия с ранее воспринимавшимся объектом, о котором были даны показания.

Задача данного следственного действия состоит в том, чтобы предоставить возможность лицу опознать, узнать среди предъявляемых ему людей, вещей или иных объектов тот, который наблюдал ранее.

Субъектами опознания (опознающими) могут быть подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, подсудимый, но при условии, что эти лица лично наблюдали данный объект, запомнили его и имеют возможность опознать.

Объектами опознания согласно процессуальной регламентации могут быть живые лица, трупы и предметы. С учетом потребностей практики круг объектов может быть расширен. Нередко возникает необходимость в предъявлении для опознания участков местности, зданий, сооружений, животных, почерка, частей трупа.

Предъявление для опознания с участками местности, зданиями, сооружениями проводить правомерно, поскольку эти объекты являются разновидностями предметов. Животные как объекты данного следственного действия не указаны в законе, поэтому с процессуальной точки зрения ветеринарная экспертиза либо осмотр с участием специалиста будут предпочтительнее, чем предъявление животного для опознания. Отнесение почерка к объектам предъявления для опознания является дискуссионным вопросом в литературе. Одни авторы утверждают, что предъявление для опознания почерка возможно только лицу - потенциальному исполнителю почерка, другие - любым лицам. С процессуальной точки зрения в случае необходимости решения вопроса о принадлежности почерка правильным будет назначение почерковедческой экспертизы.

Поскольку в основе данного действия лежит психологический процесс узнавания воспринимавшегося ранее объекта, для уяснения его сущности необходимо рассмотрение психологических основ предъявления для опознания.

Психологические основы предъявления для опознания

Психологическая сущность предъявления для опознания заключается в том, что человек , воспринимая какие-либо объекты, сохраняет их в своем сознании в виде мысленных образов, а затем сопоставляет по прошествии определенного времени эти образы с объектами, предъявляемыми для опознания, и делает выводы об их тождестве, сходстве или различии. Опознание - это действие сличения наличного образа с уже созданным и записанным в памяти эталоном.

Узнавание является одним из основных психических процессов, который состоит из совокупности стадий, объединенных общим названием - процесс формирования показаний опознающего. Названные стадии взаимосвязаны и включают в себя: 1) восприятие объектов; 2) запоминание и сохранение в памяти признаков воспринимаемого объекта; 3) воспроизведение мысленного образа, ранее воспринятого; 4) узнавание предъявленного для опознания.

Восприятие определяется как форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. С учетом психологических закономерностей этого процесса в литературе выделяются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на восприятие.

К субъективным факторам относят индивидуальные качества воспринимающего: возраст, профессию, эмоциональное состояние, состояние здоровья, алкогольное опьянение и т.д. В число объективных факторов, влияющих на восприятие, входит расстояние до воспринимаемого объекта, продолжительность восприятия объекта, побочное воздействие других раздражителей, погодные условия (туман, снег) и др.

Запоминание как процесс сохранения в памяти воспринятой информации предопределяется следующими закономерностями: преднамеренным характером запоминания, промежутком времени, прошедшим со времени восприятия, сильным впечатлением от восприятия, нормальным состоянием организма, возрастом и др.

Воспроизведение мысленного образа предполагает поиски объекта в памяти. Нередко это связано с определенными трудностями воспоминания. В своих показаниях на допросе человек воспроизводит образ воспринятого объекта, его приметы и особенности в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта делает его более четким, способствует дальнейшему опознанию объекта. Но следует учитывать, что на этот сложный процесс оказывают влияние страх, волнение, напряжение и т.д.

Узнавание можно определить как обнаружение в ком-нибудь, чем-нибудь знакомого. Оно является главным моментом в предъявлении для опознания. Исходя из природы этого процесса различают симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание.

Симультанное узнавание получило такое название с учетом иноязычного происхождения (от фр. simultan - "одновременный", от лат. simul - "в одно и то же время"), что в переводе означает "характерный для такого декорационного оформления спектакля в средневековом театре, при котором на сцене устанавливались одновременно (по прямой линии) все декорации, необходимые по ходу действия".

При симультанном узнавании опознающий формирует вывод исходя из общего узнавания объекта, без анализа его отдельных признаков. При симультанном опознании происходит мгновенное совпадение образа воспринятого ранее объекта, находящегося в памяти, и объекта, предъявляемого для опознания.

Сукцессивное узнавание получило такое название от слова "сукцессия" (от фр. succession, нем. Sukzession, лат. successio - "наследование", "преемственность"), что определяется как последовательная смена одних сообществ организмов другими.

При сукцессивном узнавании данный процесс происходит постепенно путем мысленного сравнения, выделения, отбора и сопоставления отдельных признаков объекта, запечатленного в памяти, и воспринимаемых при опознании характеристик объекта.

Вид узнавания зависит от многих факторов: условий восприятия, состояния опознающего и др. На результат узнавания влияют факторы объективного и субъективного характера. Объективные - вид, характер, интенсивность естественных изменений, произошедших с объектом, маскировка, обстановка, в которой происходит опознание. К субъективным относят возраст опознающего, эмоциональное состояние, уровень подготовки к следственному действию и др.

Подготовка к предъявлению для опознания

В ходе допроса , предшествующего опознанию предметов, следователь выясняет наименование предмета, способ изготовления, размеры, цвет, форму, индивидуальные признаки предмета (дефекты, изменения, возникающие в ходе эксплуатации) и т.д.

Предмет для опознания предъявляется в группе однородных предметов. Предъявляемые для опознания предметы располагаются в произвольном порядке (в количестве не менее трех) и нумеруются путем прикрепления бирки с номером, а понятым должно быть известно, каким номером обозначен опознаваемый предмет.

Опознающему предоставляется возможность брать предмет в руки и рассматривать его со всех сторон.

Как правило, не предъявляются для опознания предметы, не имеющие индивидуальных отличительных особенностей среди предметов той же модели и марки, а также уникальные предметы (произведения искусства, антикварные вещи), поскольку опознание практически невозможно в силу невозможности подбора соответствующих объектов. В данных случаях у допрашиваемого необходимо выяснить и записать признаки предмета, который затем при допросе предъявить ему для обозрения с отображением этого в протоколе.

После обозрения предмета опознающий заявляет, какой из предметов, под каким порядковым номером он опознал и по каким признакам. Это отмечается в протоколе предъявления предмета для опознания, который составляется в соответствии с требованиями приложения 68 к ст. 476 УК РФ.

Психология предъявления для опознания понимается, как процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов.

Условно опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека можно разбить на следующие этапы.
1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап составляет процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т. д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе – процесс формирования его образа.

На усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:
физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);
– продолжительность и частота восприятия объекта;
– состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации, закономерности восприятия;
– психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, обусловленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;
– уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влияющие на перцептивные процессы, активность внимания.

2. Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и наиболее высоки на 6-7-й день. Затем результативность опознания снижается.

3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т. д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может опознать его.

4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из них.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может быть опознано не более трех объектов.

На данной стадии происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением этапа процесса предъявления для опознания. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в совокупности со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса и непосредственно в ходе процесса предъявления для опознания. Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается вместе с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных служит серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов. В этом всем и заключается психология предъявления для опознания.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества.

Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Опознание не проводится, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может опознать данный объект. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе “словесного портрета”: пол, рост, телосложение, особенности строения головы, волосы (густота, длина, волнистость, цвет, стрижка), лицо (узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты, цвет кожи, лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, подбородок, особые приметы) и др. Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описываются одежда (от головного убора до обуви), предметы, которыми постоянно пользуется опознаваемый (очки, трость, трубка и т. п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта опознаваемым лицом, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета выступает в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, он опознается по совокупности других устойчивых признаков.

Признаки - информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным отображениям следов объекта и идентификация целого по частям.

Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность. Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. По ним можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Существенный признак - признак, который принадлежит предмету при всех условиях, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий предмету, но не являющийся существенным.

Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность. От общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых. Сличение сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании, что может затруднить процесс опознания?.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность и обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют с окружающей обстановкой, не соответствуют социальным ожиданиям Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных “ореолов”, шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из “Я-образа”, непроизвольно соотносят их с собственными качествами. Низкорослые люди переоценивают рост высоких, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения возможны в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий методической помощи. Кроме формулировок “словесного портрета, могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система “Айденти-Кит” - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и преимущественно запоминающимися являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по внешности. Нередко фиксируются элементы внешнего оформления - одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда служат объектом внимания. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами:
длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составной элемент походки - осанка человека во время движения - соотношение положения корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

При предъявлении лица для опознания по признакам внешности опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие опознающего. Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: “Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?” (Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.) При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было проведено опознание. При отрицательном - выясняется, вызван ли ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, т. е. трудностями опознания, либо опознающий твердо уверен, что опознаваемого нет среди предъявленных лиц.

Опознание личности может проводиться и по устной речи - голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). Опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается его опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего, поочередно беседует с предъявляемыми для опознания лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть проведено по фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

Наиболее общим групповым признаком предметов являются их форма, контур. Существует пространственный порог различения формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные пределы распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части меньшей фигуры, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя - размеры близко расположенных объектов переоцениваются.

Восприятие местности. Местность воспринимается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки, - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различения предметов:
Все воспринимаемые объекты “привязываются” к точке наблюдения. Субъективно оцениваются их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированной проверки показаний на месте.

Сложная психическая деятельность - словесное описание опознающим признаков объекта, который должен быть опознан, процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу признаков. Совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания.

В практике судопроизводства возможно ложное и ошибочное опознание и неопознание. Неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также с забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При судебном опознании необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

Ошибочное опознание в отличие от преднамеренно ложного может быть следствием различных воздействий на лицо. легко поддающееся внушению.

Последние материалы раздела:

Выработка навыков активного слушания Программа развитие умений и навыков активного слушания
Выработка навыков активного слушания Программа развитие умений и навыков активного слушания

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»...

Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова
Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова

3 «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени...

Презентация на тему
Презентация на тему "химия вокруг нас"

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о...