Урегулирование социальных конфликтов. Контрольная работа: Социальные конфликты: способы разрешения

Так как типологии конфликтов очень неоднозначны, изменчивы и непохожи, поэтому нет единой формы разрешения конфликтов.

Л. А. Козер считал, что в социальном конфликте должна быть установлена четкая договоренность между соперниками относительно его завершения. В том случае, когда не достигнуто никаких взаимных соглашений к некоторому моменту борьбы, ее окончание становится возможным лишь как следствие гибели минимум одного из противников. Это означает, что завершение конфликта содержит в себе ряд проблем, которые не свойственны конечным процессам.

Американский исследователь Р. Даль выделяет три возможные

альтернативы завершения: тупик, применение насилия и мирное урегулирование. Т.е. конфликт завершается гибелью одной или обеих сторон, «приостанавливается до лучших времен» или получает то или иное конструктивное разрешение. Но гибель обеих или одной стороны не означает, что конфликт разрешен. Завершением конфликта - всякое его окончание, прекращение по любым причинам, а разрешение - положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращение противоборства и снятие противоречия мирными или силовыми средствами. Предпосылки конструктивного разрешения конфликта определяются в значительной мере возможностями сторон и других участников. А главной предпосылкой прекращения конфликта является устранение объективных причин, которые породили конфликтную ситуацию. Таким образом, объектно-субъектный характер возникновения конфликта подразумевает и объектно-субъектный характер разрешения последнего.

Л. А. Петровская считает, что разрешение конфликта возможно:

1. За счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации;

2. За счет преобразования образов ситуации, имеющихся сторон.

Причем, возможно и полное, и частичное разрешение конфликта как на объективном, так и на субъективном уровне.

По мнению исследователей, чтобы урегулировать и разрешить конфликт, нужно выяснить условия:

1) необходимые для разрешения, институционализации и регулирования конфликта;

2) создающие возможность урегулирования конфликта непосредственно

самими сторонами, включенными в него;

3) способствующие конкурентному иди кооперативному разрешению конфликта.

Главные предпосылки для урегулирования конфликта:

1. Конфликтующие стороны должны быть сами по себе организованы.

2. Каждая из конфликтующих сторон должна быть готова признать законность требований другой стороны и принять результат урегулирования конфликта, даже если он оказался вне ее интересов. Если такого рода готовность не будет ощущаться противоборствующими сторонами, то у них не будет желания урегулировать конфликт, особенно если она в чем-нибудь ущемляет их интересы.

3. Конфликтующие стороны должны принадлежать к одной социальной общности. В данном случае близость нормативных систем, общность ценностей и традиций облегчает коммуникацию между участниками конфликта и ускоряет его разрешение.

В настоящее время в рамках объектно-субъектного подхода известны две модели разрешения конфликта: модель арбитража и посредническая. Арбитр изучает суть проблемы, обсуждает ее с участниками конфликта, а затем выносит окончательное и обязательное для выполнения решение.

А. Г. Ковалев разные пути разрешения конфликтов в производственной организации сводит к педагогическому и административному решению.

1. Педагогический путь предполагает объективацию конфликта (перевод его с эмоционального на рациональный уровень), умение различить интересы и позиции участников конфликта и убеждать их в необходимости разрешения ситуации, учитывая их индивидуально-психологические особенности.

2. Административный путь предполагает учет возможностей аффекта у обоих или у одной из сторон, сбор необходимых сведений о конфликтующих сторонах и выбор соответствующего способа разрешения конфликта, организацию наблюдения за вышедшими из конфликта.

Т. М. Данькова считает эффективным способом разрешения конфликтов вынесение их на обсуждение коллектива и принятие группового решения.

С. Е. Аксененко выделяет два способа разрешения конфликтов:

1. самообобщение, т. е. создание условий для продуктивного обмена информацией в конфликте;

2. вмешательство других лиц, окружающих, и прежде всего официальных. Подобный путь автор считает наиболее подходящим для использования в организаторской и педагогической работе.

А. Б. Добрович считает, что истоком конфликта часто являются неподтверждения ролевых ожиданий, предъявляемых друг другу партнерами общения или относительная психологическая несовместимость людей, вынужденных контактировать друг с другом.

Предлагает следующие прямые методы погашения конфликта:

1. Руководитель поочередно приглашает к себе враждующих, просит изложить суть причины столкновения, уточняет факты и принимает решение.

2. Педагог или руководитель предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг другу при группе, на собрании. Последующее решение принимается на основе выступлений участников собрания по данному вопросу.

3. Если, несмотря на указанные меры, конфликт не утихает, педагог или руководитель прибегает к санкциям в отношении конфликтующих (от критических замечаний до административных взысканий).

4. Если это не помогает, изыскивается способ развести конфликтующих по разным классам, цехам.

Добрович считает, что прямые методы погашения конфликта менее эффективны, чем косвенные, поэтому предлагает некоторые принципы косвенного погашения конфликта:

1) Принцип «выхода чувств» заключается в том, чтобы дать человеку беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, и тогда они сами собой постепенно сменяются положительными; после «выхода чувств» человек легче принимает разумные доводы педагога.

2) Принцип «эмоционального возмещения». Вы соглашаетесь с тем, что он ощущает себя «жертвой» конфликта (даже если это не так), тогда обращение к его разуму и совести (если он не прав) будет действенным и приведет к раскаянию.

4) Принцип «обнажения агрессии» заключается в том, что психолог или педагог намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу, побуждает их ссориться в его присутствии и, дав им выговориться, продолжает «работу» с ними.

5) Принцип «принудительного слушания оппонента» заключается в том, считает автор, что обычно во время ссоры конфликтующие не слушают друг друга, приписывая обидчику тон и слова, которых в действительности не было. Фиксирование на этом внимания конфликтующих может снять или уменьшить накал борьбы.

6) Принцип «обмена позиций». Побудить конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента. Этот прием, по мнению А. Б. Добровича, обладает универсальной эффективностью и уместен при разрешении конфликтов любого типа.

7) Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих заключается в разборе ссоры, в показе недобросовестности аргументации, мелочности и непринципиальности причин конфликта. Необходимо показать конфликтующим, что в ценностях более высокого порядка они едины, а не враждебны.

Кроме вышеперечисленных принципов разрешения конфликтов автор предлагает использовать специальные психологические игры, которые способствуют более успешному разрешению и профилактике межличностных конфликтов.

В. М. Афонькова считает, что на высоких стадиях развития коллектива возможна саморегуляция конфликта. Когда же этого не происходит, то целесообразно вмешательство в конфликт, которое может быть полным или частичным и идти двумя путями:

1. Прямым -- метод «взрыва» по А. С. Макаренко, индивидуальная и групповая беседы, коллективное решение, коллективная терапия, компромисс.

2. Косвенным (педагогический маневр) -- изменение числа участников конфликта, изменение деятельности, теоретический анализ аналогичных ситуаций, переключение внимания конфликтующих на другой объект.

1) прекращение реального противоборства;

2) устранение травмирующих факторов;

3) достижение цели одной из конфликтующих сторон в результате ее успешной стратегии и тактики поведения;

4) изменение позиции индивида (имеется в виду снятие или ослабление эмоциональной напряженности);

5) наличие навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

Посредническая (медиаторская) деятельность по разрешению конфликтов -- новая психологическая реальность. Серьезно этот вопрос рассматривается в работах Н. В. Гришиной. Она считает, что в отечественной практике к «естественным» посредникам можно отнести руководителей и учителей, социологов и психологов, занятых практической деятельностью.

1) Уяснением специфической природы посредничества, принципов поведения посредника;

2) Возможностями посредника выйти за привычные рамки своего профессионального опыта.

Дж. Макграта выдвигает три основные разнонаправленные «силы», влияющие на поведение каждого из участников и преследующие цели:

1. отстоять позицию, которую поручено защищать;

2. найти согласие с противостоящей стороной;

3. выработать такое решение, которое было бы оценено как качественное и конструктивное посредником, представляющим ту социальную общность, в которую «вписан» конфликт.

Сам же посредник является объектом действия двух «сил», ставящих различные цели:

1) привести участников переговоров к той позиции, которая будет одобрена стоящей за ним социальной системой;

2) способствовать достижению согласия между сторонами.

Осгуд предложил метод ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения), который применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных.

Метод включает следующие правила:

1. Делать искренние публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет снизить напряжение и остановить эскалацию конфликта.

2. Объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены. Крайне необходимо сообщать, что, как и когда будет сделано.

3. Выполнять обещанное.

4. Побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний.

5. Уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью.

Но сделанные уступки не должны приводить к увеличению беззащитности и уязвимости стороны, их осуществляющей.

Разрешение конфликта -- это достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. Поэтому полезно, чтобы все действия по разрешению конфликта совершались не только третьей стороной, но и самими субъектами. Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное

осознание участниками конфликта может послужить основой для выработки конструктивного решения, а в некоторых случаях полностью разрешить конфликт, если окажется, что в его основе лежит искаженное восприятие ситуации участниками конфликта.

Основной акцент в успешности разрешения конфликта переносится на личность, ее адаптивные возможности и ресурс. В данном случае речь идет о переходе с субъект-объектных форм общения на субъект-субъектные, где каждый участник ситуации является субъектом деятельности и ответственен за все, что происходит с ним в данный момент.

Ситуация общения -- это творчество обеих сторон, и устранение любого противоречия между людьми должно основываться на уважении к каждой индивидуальности и одновременно на убеждении в том, что человек обладает многогранными возможностями, в большинстве своем способен к самоуправлению и работе над собой.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что прогнозирование и предупреждение конфликта - это важное составляющее работы над собой человека. Это повышает его личностные характеристики, следовательно, помогает управлять динамикой событий собственной жизни. А так же социальный конфликт имеет свою цикличность в зарождении, разгаре и затухании. Способность определять этап протекания конфликта, формирует дальнейший выбор стратегии людей.

Разрешение социального конфликта - это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта - это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов - насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

  • 1. силовой (одностороннее доминирование),
  • 2. компромисс,
  • 3. интегральная модель,
  • 4. разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

Одностороннее доминирование (силовая модель) - способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Модель обеспечивает эффективное и кардинальное преодоление конфликта, но грозит разрушением социальной системы, элементами которой были конфликтеры. В результате разрыва контактов между сторонами происходит развал их общего дела, распад организации, деятельность которой обеспечивала их существование.

Модель компромисса - способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании - это различные уступки друг другу, а в конфликт логии - это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса - это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликтолога К. Ласуэла, - «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.

Интегральная модель (интегральная стратегия) - предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте.

Основные конфликты в обществе - эго конфликты политические (связанные с борьбой за власть), межкультурные (например, этнические и религиозные) и социальные. Социальный конфликт представляет собой столкновение интересов социальных групп , которые выступают против социального неравенства в различных сферах деятельности. Борьба за справедливость против социального неравенства обычно приводит к конфликту социальных групп, которые неудовлетворены своим положением. К социальным конфликтам относят также конфликты экологические, обусловленные нерациональным использованием природных ресурсов, что грозит экологической катастрофой. Кроме того, социальные конфликты проявляются в экономической сфере: по поводу уровня заработной платы и цен, вредного для здоровья характера производства, дискриминации по этническому или половому признаку, неравного доступа к природным ресурсам и другим материальным благам различных социальных групп - это трудовые конфликты.

В закрытых обществах с жесткой социальной структурой, слабой мобильностью, наличием социального контроля, ориентированного на сохранение существующего порядка, отсутствием правовых институтов, защищающих интересы всех социальных групп, социальные конфликты принимают крайне жесткие формы. Столкновения враждующих сторон могут вылиться в восстания, гражданские войны, влекущие за собой многочисленные жертвы и способные разрушить существующий социальный строй.

В открытых обществах социальные конфликты обычно разрешаются мирным путем и на правовой основе. Общество заинтересовано в сохранении стабильности и согласия, поэтому существующие социальные институты обладают средствами, позволяющими не только урегулировать конфликты, но и обратить их на пользу обществу. Основными путями разрешения конфликтов являются поиски согласия и движение навстречу друг другу на основании здравомыслия, терпимости к инакомыслию, уважения к «противникам» как носителям иных интересов, критическое отношение к самим себе обеих сторон.

Наиболее эффективным способом решения конфликта являются переговоры сторон, нахождение компромисса, который предполагает взаимные или односторонние уступки. В настоящее время существуют специальные центры, которые изучают социальные конфликты, разрабатывают переговорные методики, обучают людей конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, готовят посредников-медиаторов, которые способны оказать влияние на разрешение конфликтов путем организованного переговорного процесса. Тем самым создаются предпосылки и условия улаживания конфликтов в досудебном или внесудебном порядке.

Важнейшую роль в разрешении противоречий играет использование существующего законодательства, позволяющего ввести конфликт и его разрешение в правовое русло. Если социальные конфликты становятся типичными, а закон не в состоянии их урегулировать, сам закон может быть подвергнут пересмотру.

Существенную роль в разрешении конфликта играет общественное мнение, поддержка других социальных групп, средств массовой информации. Если общественность поддерживает одну из конфликтующих сторон, ее успех становится более вероятным.

Поскольку всякий социальный конфликт есть столкновение различных интересов, которое может принимать крайне острые формы, он имеет ряд негативных последствий. Во-первых, производственный процесс может быть замедлен или приостановлен, люди оказываются под угрозой потери работы, понижения заработной платы, увольнения. Во-вторых, отношения в коллективе становятся напряженными, взаимное непонимание работников и работодателей обостряет психологические отношения, рождает отчуждение, неуважение, ненависть. В-третьих, дух конфронтации настолько затягивает людей в конфликтную ситуации, что они уже с трудом идут на компромиссы и стремятся во что бы то ни стало, любой ценой победить. Это чревато обострением и расширением конфликта, который выходит за первоначальные рамки. В-четвертых, разрастание социального конфликта угрожает общественному согласию и может привести к насилию, к значительным материальным потерям и людским жертвам.

Вместе с тем социальные конфликты играют и положительную роль в обществе:

  • - они выявляют «слабые» места социальной системы и привлекают внимание общества к социальным проблемам;
  • - социальные конфликты способствуют сплочению социальных групп, развитию солидарности их членов, т.е. поддерживают самое существование социальных групп. В ходе конфликта его участники более четко осознают свои цели и сплачиваются вокруг них в коллектив единомышленников, они создают организации, которые защищают их интересы;
  • - они создают баланс социальных сил, которые готовы защищать свои интересы, и тем самым поддерживается стабильность общества;
  • - усиливая процессы социальной мобильности, обществу придается динамичность, без которой оно не может существовать. Социальные конфликты являются «проводником» социальных инноваций, которые обновляют, усовершенствуют социальную систему, открывая новые перспективы;
  • - социальные конфликты являются необходимым условием возникновения новых социальных групп и институтов.

В целом социальные конфликты способствуют разрешению фундаментальных для всякого общества противоречий, вызванных существованием неравенства. Они свидетельствуют о том, что отклонение от существующих норм не патология, а необходимое условие развития общества. При этом крайне важно, чтобы негативные функции социального конфликта были сведены к минимуму.

УТВЕРЖДАЮ

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Для проведения занятия по служебной подготовке старшего и среднего начсостава

ПРЕДМЕТ: Психологическая подготовка

ТЕМЫ № 3.1.: «Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций»

ВРЕМЯ: 13.20 – 15.00

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать у слушателей представление о способах разрешения конфликтных ситуаций

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: зал заседаний

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных./Под общей ред. к. психол. наук Ю.С. Шойгу. – М.:СМЫСЛ, 2007.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: видеопроектор

Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций

Опросник множественного выбора.

1. Психологическая дезадаптация проявляется:

В нарушении восприятия пространства и времени;

Нарушениях памяти, внимания, мышления;

В проявлении необычных психических состояний;

Выраженными вегетативными реакциями.

Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

2. Психические состояния

Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

3. чувства;

Настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);

Внимание (сосредоточенность, рассеянность);

Воля (решительность, растерянность, собранность);

Мышление (сомнения);

Воображение (мечты) и т. д.

4. Дезадаптивные психические состояния

Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

5. Закон Йеркса-Додсона

6. Профилактика неблагоприятных психических состояний

Основные механизмы:

Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

7. Виды конфликта

Виды конфликта

С участием человека

Без участия человека

Внутриличностные

Социальные

Межличностные

Межгрупповые

8. Социальный конфликт

Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.

9. Конфликт влияет на:

Психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;

Взаимоотношения оппонентов;

Качество индивидуальной деятельности;

Социально-психологический климат группы;

Качество совместной деятельности.

10. Последствия конфликта

Конструктивные

Деструктивные

11. Деструктивные последствия конфликта

Затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;

Усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;

Противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;

Проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;

Уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;

Снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

12. Конструктивные последствия конфликта

В поиске и выработке взаимоприемлемых решений;

В снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;

В эмоциональной разрядке;

В психологическом обновлении отношений;

В возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

13. Структура конфликта:

Объективный уровень

Субъективный уровень

14. Объективный уровень

Предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;

Основные участники конфликта;

Второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;

Факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;

Факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

15. Субъективный уровень

Образ конфликтной ситуации каждой из сторон;

Потребности сторон;

Опасения сторон;

Позиции сторон;

Актуальное психическое состояния участников конфликта;

Динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.

16. Карта конфликта

Потребности стороны А Опасения стороны А

Индивидуально-психологические особенности стороны А

Актуальное психическое состояние стороны А

Позиция стороны А

Второстепенные участники А

Сторона А

Конфликтогенные факторы

Предмет конфликта

Конфликтогенные факторы

Сторона Б

Второстепенные участники Б

Позиция стороны Б

Актуальное психическое состояние стороны Б

Индивидуально-психологические особенности стороны Б

Потребности стороны Б Опасения стороны Б

17. Причины конфликта:

Объективные причины

Социально-психологические причины

Личностные причины

18. Объективные причины

1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4.Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

19. Социально-психологические причины

1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

4. Внутригрупповой фаворитизм;

5.Атмосфера соревнования и конкуренции.

20. Личностные причины

1. Высокая конфликтность;

2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

4.Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

21, 22. Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

Соперничество Соперничество перерастание в другой конфликт

Соперничество Уступка урегулирование

Соперничество Компромисс урегулирование

Соперничество Сотрудничество урегулирование

Соперничество Уход затухание

Компромисс Уступка урегулирование

Компромисс Компромисс урегулирование

Сторона А Сторона Б Форма разрешения

Компромисс Сотрудничество урегулирование

Компромисс Уход затухание

Уход Уступка затухание

Уход Сотрудничество затухание

Уход Уход затухание

Уступка Уступка урегулирование

Уступка Сотрудничество урегулирование

Сотрудничество Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

23. Стратегии поведения

Соперничество

Компромисс

Сотрудничество

24. Динамика конфликта

Этапы развития конфликта:

Развитие доконфликтной ситуации

Развитие собственно конфликта

Развитие послеконфликтной ситуации

25. Развитие доконфликтной ситуации

Возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;

Ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;

Попытки разрешить неконфликтными способами;

Начало предконфликтной ситуации.

26. Развитие собственно конфликта

Инцидент;

Переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;

Конфликтное взаимодействие;

Попытки завершить конфликт;

Завершение конфликта.

27. Развитие послеконфликтной ситуации

Частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;

Полная нормализация взаимодействия.

28. Основные этапы и фазы конфликтов

29. Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте

Руководитель занятий.

Кафедра социологии


РЕФЕРАТ

по курсу: Политология

на тему: «Политика-способ разрешения социальных конфликтов»


Липецк 2009


Введение

Глава 1. Понятие социального конфликта

Глава 2. Причины возникновения социальных конфликтов в России

Заключение

Список литературы


Введение.

Конфликт: что может быть более характерным для нашего времени?

Социальные конфликты стали реальностью нашей повседневной жизни. Забастовки шахтеров, противоборство политических лидеров и партий, межнациональные и региональные распри, «разборки» преступного мира чуть ли не ежедневно возбуждают людей, поднимают все новые проблемы государственной и общественной жизни. Происходящие реорганизации экономических, политических и правовых институтов пока что не оказали заметного влияния на изменение тенденций к обострению разнообразных конфликтов, особенно в современной кризисной обстановке.

Одна из причин такой ситуации – неподготовленность страны к преодолению кризисных, в том числе и конфликтных, ситуаций. Бесконфликтная модель развития общества, господствовавшая до конца 80-х годов, сделала государственное руководство на различных уровнях беспомощным перед наступившим кризисом.

Исследование проблем конфликта и согласия требует фундаментальных усилий ученых различных специальностей. Есть все основания говорить о создании самостоятельной комплексной науки конфликтологии,предметом которой является изучение природы, причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения.

История показывает немало примеров трагедий, когда государства рассыпались в прах, при этом ни одна чужеземная сила была не в состоянии посягнуть на их могущество. Они падали жертвами внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная толпа рушила все, что в недавнем прошлом было под неприкасаемым авторитетом Власти.

Социальные конфликты играют в жизни людей, народов и стран большую роль. Эта проблема стала предметом анализа еще древних историков и мыслителей. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным.

Причины конфликтов привлекали внимание не только историков. В ХIХ и ХХ вв. эта проблема стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне носит название «социология конфликта».

Хотя конфликтные процессы мало кто одобряет, но большая часть населения вольно или невольно в них участвует. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Различные криминальные действия, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, объединение усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем, как правило, более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и расширяется. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Таким образом, трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.



Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению выбранной темы, дадим определение понятия «конфликт». Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Рассматривая социальный конфликт, мыимеем в виду процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу в достижении определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. По аналогии термин «конфликт» может быть вроде бы распространен на многое, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (борьба за существование, например). Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожать оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает формы атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется и с масштабными, историческими изменениями.

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Политический конфликт означает переход на более высокий уровень сложности. Его возникновение связано с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти. Для этого необходимо выделение на основе общей неудовлетворенности социального или национально-этнического слоя особой группы людей - представителей нового поколения политической элиты. Зародыши этого слоя формировались в последние десятилетия в виде незначительных, но весьма, активных и целеустремленных, диссидентских и правозащитных групп, открыто выступавших против сложившегося политического режима и становившихся на путь самопожертвования ради общественно значимой идеи и новой системы ценностей. В условиях перестройки прошлая правозащитная деятельность стала своего рода политическим капиталом, позволившим ускорить процесс формирования новой политической элиты.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Конфликт связан с осознанием людьми противоречий своих интересов (как членов тех или иных социальных групп) с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

Уже из сказанного видно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика.

При таком подходе к оценке функций конфликта возникает вопрос: хорошо или плохо, что происходит конфликт? Преобладающая точка зрения, можно сказать – обыденная, состоит в однозначно отрицательной оценке любых конфликтов. В самом деле, мы достаточно натерпелись не только от бытовых ссор и неурядиц, служебных неприятностей, но в последнее время – и от серьезных межнациональных, территориальных, общественно-политических и прочих противостояний и противоборств. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в общем как явление нежелательное и таким он в целом, пожалуй, и является – по меньшей мере, для одной из сторон Причины возникновения социальных конфликтов в России


Непосредственно в конфликте сталкиваются интересы двух и более сторон: например, претендентов на одно место, национально-этнических сообществ или государств по поводу спорной территории, двух политических партий при голосовании проекта закона и т.д.

Однако при более внимательном изучении ситуации выясняется, что это открытое столкновение интересов сопряжено с более сложной системой отношений. Поэтому не исключается, что открытое столкновение двух противоборствующих претендентов может быть инициировано третьей стороной или третьим участником, который до поры до времени остается в тени.

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах российского общества:

Конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

Роль власти в конфликтах в различных сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

Роль государственной власти как посредника.

Потенциальным источником ожесточенной борьбы за власть являются новые социальные группы, претендующие на более высокое положение в политической жизни, на обладание материальными благами и властью.

Если в большинстве промышленно развитых стран в социальных конфликтах фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда, то в России раздел борьбы идет не только и не столько по линии "работники-предприниматели", сколько по линии "трудовые коллективы - правительство". Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей, неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Поскольку основным субъектом перераспределения собственности являются органы государственной власти, то социально-экономические выступления своим острием направлены против политики правительства, как в центре, так и в отдельных регионах.

Возрастает значение характера отношений по линии "предприниматели - основная масса населения". Фактором, способствующим обострению ситуации, является многократное различие доходов между богатыми и бедными.

В социальных конфликтах России важное место занимают межнациональные и межэтнические конфликты. Эти конфликты являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.

Россия - многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации коренное население составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тыва, Коми, Чечня, Северная Осетия).

Федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Каждый конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои особенности, свои причины. Конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получилось, и политический конфликт вылился в военный c серьезными социальными последствиями.

Ощущение враждебности намерений, реакция на воображаемую или реальную угрозу, состояние угнетения порождают превентивные или защитные действия той стороны, которая чувствует ущемленность и связывает ее с действиями некоторых иных групп или людей. Так воображаемое превращается в действительное.

При рассмотрении причин того или иного конфликта, необходимо иметь ввиду, что всякий конфликт так или иначе персонифицирован. У каждой из сторон конфликта имеются свои лидеры, вожди, руководители, идеологи, которые озвучивают и транслируют представления своей группы, формулируют «свои» позиции и представляют их в качестве интересов своей группы. Во всяком случае, в любом конфликте личностные особенности лидеров играют исключительную роль. В каждой конкретной ситуации они могут вести дело на обострение конфликта или находить средства для его урегулирования.

Как правило, лидер не одинок. Его поддерживает определенная группа, но эта поддержка почти всегда осуществляется на некоторых условиях. Определенные члены «группы поддержки» находятся одновременно в отношениях соперничества или конкуренции за позиции в лидировании. Следовательно, лидер вынужден считаться не только с противоположной стороной в конфликте, но и с тем, как он будет воспринять в своей собственной среде, насколько прочна его поддержка среди его собственных сторонников и единомышленников.

Мировой опыт позволяет выделить некоторые наиболее характерные источники, на базе которых формируются причины конфликтов: богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах. В разных исторических контекстах приоритетность соответствующих ценностей может модифицироваться, но содержательная сторона дела от этого изменяется не очень существенно. Это в полной мере касается и России.

Во-первых, идея социальной дифференциации позволяет каждому россиянину открыто стремиться к тому, чтобы не только избавиться от бедности, но и стать богатым. В массовом сознании и в практических жизненных отношениях богатство - это не просто некоторая сумма денежных средств или имущества, а возможность расширения пределов своей деятельности и влияния.

Вторым, не менее важным источником конфликтов является борьба за власть. Она не менее притягательна, нежели богатство как таковое, хотя бы потому, что булат и злато постоянно ведут между собою спор. Эмпирическим выражением властных позиций являются государственные и негосударственные должности и позиции, позволяющие контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжения, определять доступ к потокам значимой информации, участвовать в принятии решений. Поле власти создаст специфическую среду общения, вхождение в которую один из важнейших мотивов политической деятельности.

В-третьих, к источникам конфликтов относится стремление к достижению различных форм престижа. Реальным воплощением престижа являются известность и популярность личности, ее репутация и авторитет, сила влияния на принятие решений, демонстрируемое уважение к данному человеку и его потенциал. Престиж в очень редких случаях может быть завоеван без поддержки власти и богатства, поэтому является, в какой-то мере, вторичным источником конфликта. Но. дело в том, что и богатство, и власть как бы аккумулируются в престиже. Ни то, ни другое не может сохранить свое влияние, не получая поддержки со стороны общественного мнения. Борьба за власть и богатство может начинаться с конфликтов по поводу престижа - создания репутации, или наоборот, дискредитации той или иной персоны или группы людей в глазах общественного мнения. Отсюда и возникает представление о так называемой четвертой власти, которая сосредоточена в средствах массовой информации.

Наконец, в-четвертых, важно указать на стремление к сохранению человеческого достоинства. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества личности. Если все свести только к предыдущим трем источникам конфликтов, то получается довольно безрадостная картина почти непременного утверждения зла и порока, разрушения нравственного начала в обществе.

В борьбе за богатство, власть и славу человек не должен забывать о границах своего выбора, отделяющих человечное, гуманное, культурное начало от бесчеловечного и безнравственного. И эти границы проходят внутри каждого конкретного индивида. Тот, кто переходит эти границы, теряет, прежде всего, право на самоуважение, а вместе с тем подрывает свое личностное достоинство, свою гражданскую и профессиональную честь.

Проблема нравственного конфликта обычно сопряжена с выбором средств достижения своих целей в том или ином конкретном конфликте.

Одной из причин обострения конфликтов между большими группами людей в России является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности.

Подобная неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

В качестве причин созревания конфликта могут выступать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов. Каждый из них имеет свои особенности.

Подобная ситуация чревата применением насилия: уже на начальной стадии конфликта каждая из сторон начинает демонстрировать силу или угрозу ее применения. В этом случае конфликт углубляется, так как силовое воздействие обязательно встречает противодействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротивления силе.

При этом, чем большее стремление к применению силы наблюдается в конфликте, тем сложнее его разрешение, т.е. выход на новые параметры социальных отношений. Насилие создает вторичные и третичные факторы углубления конфликтной ситуации, которые подчас вытесняют из сознания сторон исходную причину конфликта.

Каждая из сторон вырабатывает на этой фазе свою интерпретацию конфликта, непременными элементами которой являются представление о правомерности и обоснованности собственных интересов и предпринятых в их защиту действий и обвинение противоположной стороны, т.е. создание образа врага. Следовательно, на этом этапе создается идеологическое оформление конфликта, которое для каждого из его участников выступает в виде определенной суммы критериев. Весь социальный мир как бы разделяется на своих и чужих.

В результате возникает новая фаза конфликта - тупиковая ситуация. Практически это приводит к параличу действий, неэффективности принимаемых решений, так как каждая из сторон воспринимает предложения и действия, направленные на выход из кризиса, в качестве одностороннего выигрыша противоположной стороны. Возникающая ситуация имеет тенденции к саморазрушению. Выход из нее может быть найден только на путях радикального пересмотра сложившегося положения.

Глава 3. Политико-административное управление процессами разрешения социальных конфликтов

На данном этапе развития российского общества конфликтами охвачены все сферы жизни - социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т. д. Они порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. Нередко происходят искусственно создаваемые и умышленно провоцируемые столкновения, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянутыми целые народы.

Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Россия переживает системный и экономический кризис, причины которого разнообразны, и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социальные группы, но и целые территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этническими общностями.

Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом социальные противоречия, служащие источником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые социально-экономическим положением членов нашего общества. В ходе углубления этих противоречий происходит столкновение различных социальных групп, наций, других этносов. Данные противоречия проявляются, прежде всего, в непомерных контрастах богатства и бедности, процветания немногих и обнищания большинства. С другой стороны, это политические противоречия, обусловленные, прежде всего, неприятием политики властей. Сегодня это находит отражение в противодействии многих общественных сил курсу правительства, ориентированному на смену общественно-политического строя.

Можно согласиться с мнением о том, что в современной России конфликт стал повседневной реальностью. Страна стала полем действия социальных конфликтов.

Конфликты в сфере социально-трудовых отношений в период перехода России к рыночной экономике можно квалифицировать как социально-политические. Оснований для этого несколько. Во-первых, как правило, все они происходят по поводу политики государства: экономической, бюджетно-финансовой, приватизации, банкротства (санации) предприятий, социальной, трудовой, включая вопросы занятости. Во-вторых, прямо или косвенно они связаны с определенными действиями (решениями) или бездействиями на уровне властных структур. Например, на основании политических решений по реструктуризации угольной промышленности, что в свое время вызвало забастовки не только в угольной промышленности, но и в металлургической. В-третьих, эти конфликты происходят при наличии рефлексии о социальном партнерстве, в рамках системы социального партнерства, где третьей стороной выступают институты исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, и при наличии ее механизмов - соглашений по социально-трудовым отношениям и коллективных договоров.

Государственной задачей и одной из его функций является предупреждение конфликтов, их урегулирование и разрешение в целях сохранения социального мира и стабилизации политической власти на всех ее уровнях. Эти политические задачу и функцию призваны реализовать в общественной жизни соответствующие органы государственной власти на федеральном и региональном уровне субъектов Российской Федерации.

Прежде всего, необходимо сказать, что завершение конфликта – более широкое понятие, чем его разрешение. Конфликт может завершиться, скажем, гибелью обеих сторон, и это не означает, что он тем самым был разрешен. Если под завершением конфликта понимается всякое его окончание, прекращение по любым причинам, то под разрешением следует понимать только то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта, либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными или силовыми средствами.

Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему нашему обществу.

Урегулирование конфликта предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Предпочтение отдается концепции разрешения конфликта, когда "он завершается посредством соглашения и взаимного анализа сторонами его причин. Происходит осознание обстоятельств, обусловивших возникновение острых разногласий, и устанавливаются отношения равновесия, удовлетворяющие партнеров (оппонентов)". В такого рода концепцию органично вписывается вмешательство в социально-политический конфликт третьей стороны - формальных или неформальных государственных или частных органов примирения и посредничества.

Государство законодательно регулирует условия и правила проведения процедур разрешения коллективных социально-политических конфликтов, включая их крайнюю форму - забастовку. Строгое регулирование поведения участников социально-политического конфликта и направление их действий в русло законодательства во многих странах, включая Россию, доверено государственно-административным органам. По этой причине мы рассмотрим проблемы политико-административного управления системой органов государственной власти по разрешению коллективных конфликтов.

В России государство приняло решение о создании органа содействия разрешению социальных конфликтов в 1991 году. Оно было формализовано в Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)". Однако до 1993 года в разрешении социальных конфликтов принимала участие только Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в функции которой входила и эта обязанность.

В 1993 году при Министерстве труда Российской Федерации была создана Служба разрешения коллективных трудовых конфликтов. Это было сделано во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. № 730 и от 4.11.1993 г. № 1133.

Уже в 1993 году созданы и начали работать 11 региональных отделений Службы со своими штаб-квартирами в городах: Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Нижний Новгород, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Сыктывкар.

Изменение статуса Службы произошло после выхода в свет Закона РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (175-ФЗ).

В развитие закона было принято постановление Правительства Российской Федерации (от 15.04.1996г. № 468) "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров", в котором было закреплено понятие "система службы по урегулированию коллективных трудовых споров".

Анализ функций Службы и ее практической деятельности показывает, что этот государственный орган (его органы) не обязаны и не осуществляют силового вмешательства в конфликт. Следовательно, применение термина "урегулирование" в названии Службы не соответствует фактическому предназначению и функциям, возложенным на поименованный орган.

При рассмотрении организационно-правовых аспектов следует обратить внимание на то, что законодатель не счел необходимым раскрыть в п.1 ст.11 Закона РФ (175-ФЗ) органом какой власти является Служба - органом законодательной, исполнительной или судебной власти.

Принадлежность Службы к числу органов исполнительной власти вытекает только из содержания Постановления Правительства Российской Федерации "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" (от 15.04.1996г. № 468).

Следовательно, система Службы будет представлять собой соответствующие подразделения Министерства труда Российской Федерации - Департамент и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также определенные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По поводу создания такой системы Службы можно сделать несколько замечаний.

В условиях функционирования указанной системы, по нашему мнению, отсутствуют: во-первых, элементарная соподчиненность специальных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и центрального органа Службы - Департамента Министерства труда Российской Федерации; во-вторых, контроль и ответственность за выполнение специальными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации таких обязанностей как предупреждение и разрешение коллективных трудовых споров (см. п.3 Положения о службе по урегулированию коллективных трудовых споров).

Продолжая рассмотрение п.1 ст.11, необходимо обратить внимание на то, что Служба призвана содействовать разрешению конфликтов не только путем организации примирительных процедур, предусмотренных Законом РФ (175-ФЗ), но и путем непосредственного участия в таких процедурах. Так, в соответствии с п.5 Положения о службе по урегулированию коллективных трудовых споров (утверждено вышеназванным Постановлением Правительства РФ) "работники Службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра".

Рассмотрим системно-функциональные характеристики Службы и ее органов. В соответствии с Законом РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (ст.11) государственные институты, содействующие в разрешении социальных конфликтов, обязаны выполнять следующие функции: 1) осуществлять уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, всех социальных конфликтов; 2) проверять в случаях необходимости полномочия представителей спора социальных сторон; 3) формировать список посредников и арбитров; 4) проводить подготовку посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров; 5) выявлять и обобщать причины и условия возникновения коллективных трудовых споров; 6) подготавливать предложения по устранению причин социальных конфликтов; 7) оказывать методическую помощь сторонам спора на всех этапах разрешения споров; 8) организовывать в установленном порядке финансирование примирительных процедур; 9) организовывать работу по урегулированию социальных конфликтов во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для нормального функционирования Службы, т.е. выполнения ею целей и задач, утвержденных при создании системы, необходимо наличие определенных условий. Основным условием, по нашему мнению, является наличие материальных ресурсов для выполнения важнейших функций системы, предусмотренных действующим законодательством. Это означает, что из выше перечисленных функций - девять позиций, следует выделить те, которые условно можно отнести к числу "важнейших".

Пожалуй, к числу "важнейших функций системы" могут быть отнесены позиции 4), 7), 8), 9). Они содержат обязательные положения деятельности, как системы в целом, так и ее отдельных элементов (подсистем).

Обязательные положения деятельности системы Службы и ее элементов напрямую связаны с проблемой бюджетного финансирования - федерального и местных, т.е. с проблемами бюджетно-финансовой политики.

Например, подготавливать предложения по устранению причин коллективных трудовых споров можно только на основании изучения материалов конкретных конфликтов. Конфликт может быть неверно квалифицирован. По этой причине его следует изучать "изнутри". Для этого представители Службы должны бывать в организациях, в которых зарегистрированы социально-политические конфликты. Следовательно, Служба должна надлежащим образом финансироваться по статье затрат - командировочные расходы.

Такой же вывод о необходимости надлежащего финансирования будет сделан и в результате рассмотрения другой функции Службы, заключающейся в обязанности оказания методической, организационной помощи сторонам конфликта на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров. Эффективная помощь сторонам спора может быть оказана при непосредственном нахождении представителя Службы в организации, в которой зарегистрирован конфликт. Конфликт надо исследовать изнутри.

К проблемам управления Службой, по нашему мнению, можно подойти с позиций политического управления. Это означает, что функционирование Службы можно рассматривать:

· как защитный механизм социального партнерства, (налаживание механизма коллективных переговоров; демонстрация готовности институтов власти к конструктивному диалогу на соответствующем уровне социального партнерства; консультирование сторон социального партнерства по совершенствованию актов согласительно-договорных процессов - коллективных договоров, соглашений);

· как механизм реализации принципов законности и равенства социальных партнеров в случаях возникновения конфликтов - на основании и в пределах закона;

· как механизм подсистемы влияния, непосредственно выполняющей задачу разрешения определенного рода социальных конфликтов (иллюзорные конфликты, конфликты интересов и пр.) и задачу перевода нелегитимных действий сторон конфликта в рамки цивилизованного, правового механизма его протекания, разрешения ("дикие" забастовки и пр.);

· как механизм непосредственного взаимодействия государственных органов с представительными органами работодателей, их объединений и такими же органами работников (профсоюзами, стачкомами и пр.) на разных уровнях социального партнерства.

Основным итогом данного анализа является вывод о том, что существуют объективные причины для принятия политико-административных решений по укреплению государственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров и при этом невозможно оспорить ее роль в деле отслеживания социально-политического климата, разработки примирительных процедур, разрешения конфликтов и снятия социальной напряженности. Посредством создания условий для эффективной деятельности данной государственной службы институты власти могут продемонстрировать конструктивную заинтересованность в поддержании социального мира и сохранении политической стабильности в обществе.

Вместе с тем, российское право плохо приспособлено к их разрешению из-за неразвитости процедур разрешения юридических споров и вообще процессуальных норм и институтов.

В настоящее время в нашей стране правительство и президент стали уделять большое внимание социальным конфликтам и путям их разрешения.

Заключение


В отечественной научной литературе наиболее полное определение социального конфликта, на наш взгляд, дал Е.М. Бабосов: «Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития.

Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты» Список использованной литературы


1. "Конфликтология" И.С. Веренко., М., 1990 г.

2. «Социология». С.С.Фролов «Логос»., М., 1996 г.

3. «Социология» А.А. Радугин., К.А. Радугин «Центр»., М., 1997 г.

4. «Социология» Учебное пособие. «Знание»., М., 1995 г.

5. "Социология конфликта" А.Г. Здравомыслов АО «Аспект пресс», М., 1994 г.

Слепцов Н.С. Государственное регулирование социальных и региональных конфликтов. Уфа, 2004.

7. http://www.dis.ru/library/manag/archive/1999/5/811.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...